Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры

Директора Кунсткамеры

  • Роберт Арескин (1714—1718)
  • акад. Лаврентий Блюменстрост (1718—1724)
  • акад. Иоганн Шумахер (1724—1741)
  • акад. Иван Тауберт(1741—1767)
  • акад. Пётр Паллас (1767—1771)
  • акад. Семён (Симеон) Котельников (1771—1797)
  • акад. Иван Буссе (1794—1800)
  • акад. Николай Озерецковский (1800—1827)
  • акад. Леопольд Шренк
  • акад. Василий Радлов (1894—1918)
  • акад. Евфимий Карский (1918—1929)
  • акад. Василий Бартольд (1929—1930)
  • Николай Маторин (1930—1936)
  • член-корр. АН СССР Дмитрий Ольдерогге (1936—1940, и. о.)
  • Николай Кисляков (1940—1948)
  • д.и.н. Леонид Потапов (1948—1967)
  • к.и.н. Людмила Сабурова (1967—1982)
  • д.и.н. Рудольф Итс (1982—1990)
  • к.и.н. Николай Гиренко (1990—1992, и. о.)
  • д.и.н. Александр Мыльников (1992—1997)
  • д.и.н. Чунер Таксами (1998—2000)
  • д.и.н. Юрий Чистов (2001—2017)
  • член-корр. РАН Андрей Головнёв (с 2017)

Башня Кунсткамеры

Кунсткамера вечером. Вид с Адмиралтейской набережной

История создания в России

Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры

Петру так понравились дивные комнаты, что после возвращения домой он первым делом занялся обустройством подобного кабинета у себя во дворце. В Голландии он узнал рецепт бальзамирования, за 30 тысяч голландских гульденов приобрел целиком «кабинет Рюйша». В дальнейшем, не скупясь, государь покупал редкостные книги, приборы, различные инструменты, уникальные артефакты и природные чудеса за границей. После он издал указ, согласно которого каждый, нашедший какой-то необычный или редкий предмет, должен был передать его в созданый «кабинет редкостей». Со всех уголков необъятной Российской империи в кабинет стали стекаться удивительные предметы. Вскоре их стало так много, что они не помещались во дворце. Многое пришлось хранить в специальных подвалах, что очень огорчало Петра, который желал выставлять диковинки всем на показ.

После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург и переезда в новую резиденцию, Петр I перевез на новое место и свои раритеты. Временно он разместил их во дворце опального боярина Кикина, который был выслан из столицы с конфискацией имущества за участие в заговоре против государя. Царь повелел «Кикины палаты» именовать на заграничный манер «Кунсткамерой». Это произошло в 1714 году. В этом году и родилась на свет первая русская кунсткамера, фото которой сегодня украшает каждый путеводитель по Питеру.

Экскурсии в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге

Обзорные экскурсии по Кунсткамере проводятся для групп до 15–20 человек в часы работы музея. Такая экскурсия подойдет для тех, кто еще не бывал в Кунсткамере. Предусмотрена обзорная экскурсия для взрослых посетителей («Классическая обзорная экскурсия») и для детей («Чудес палата»).

Для детей от 5 до 9 лет музей предлагает занятия-игры.

Например, в рамках экспозиции «Северная Америка» проходит игра «Играем в эскимосов», где можно многое узнать о повседневной жизни, быте и занятиях жителей Арктики, а так же принять участие в празднике встречи солнца.

В индийской экспозиции ребят знакомят с Ганешей — божеством, устраняющим все препятствия на пути. Здесь же можно послушать про праздник Дивали, узнать, почему индусы такие благодарные люди, а так же попробовать себя в актерском ремесле.

В китайской экспозиции младших школьников знакомят с тем, что такое мудрость и притчи.

Для средней школы будет интересна экскурсия, посвященная путешествиям и путешественникам — именно они позволили человечеству существенно расширить свои представления о мире, других странах и обычаях, животных и растениях.

Старшие школьники могут заинтересоваться экскурсией «Путешествие Цесаревича Николая Александровича на Восток».

Подробнее обо всех экскурсиях можно почитать по ссылке.

Отличная возможность осмотреть всю экспозицию музея, даже если вам пока не довелось попасть в него лично — это онлайн-прогулка по залам музея. Экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера).

Существует и способ познакомиться с экспозицией Кунсткамеры в Санкт-Петербурге онлайн: увидеть не только знаменитую петровскую «коллекцию уродов», но и осмотреться во всех остальных музейных залах. Онлайн экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера):

Понятие

Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры

Существует легенда, что Петр I во время прогулки по Васильевскому острову увидел две удивительные сосны: ветка одной каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой. Такая необычная картина запомнилась впечатлительному государю. Он вспомнил о диковинке через несколько лет при посещении с дипломатической миссией в 1697-1698 гг. Англии и Голландии. Тогда он познакомился с так называемыми «кабинетами редкостей» у знатных вельмож, в которых те хранили всякие дива: заспиртованные органы, чучела животных, коллекции редких насекомых. Это и были самые первые кунсткамеры. Слово в переводе с немецкого означает «комната искусства».

Архитектура

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных фундаментов, строительство ведёт Гербель. Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом. Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Munzthurm (Монетный двор) Шлютера. В одной из докладных записок Гербель сообщает,

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 год. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено было заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских дворцов, кирпич выписывался из-за границы.

Знаменитые сотрудники

См. также: Категория:Сотрудники Музея антропологии и этнографии РАН

  • Альберт Кашфуллович Байбурин
  • Василий Владимирович Бартольд
  • Юрий Евгеньевич Берёзкин
  • Надежда Петровна Дыренкова
  • Рудольф Фердинандович Итс
  • Юрий Валентинович Кнорозов
  • Георгий Яковлевич Кер
  • Михаил Васильевич Ломоносов
  • Людмила Александровна Мерварт
  • Леонид Павлович Потапов
  • Василий Васильевич Радлов
  • Рахмат Рахимович Рахимов
  • Елена Владимировна Ревуненкова
  • Ефим Анатольевич Резван
  • Вера Дмитриевна Семёнова-Тян-Шанская
  • Василий Васильевич Струве
  • Чунер Михайлович Таксами
  • Кирилл Васильевич Чистов
  • Лев Яковлевич Штернберг

Экспозиции

Большой Готторпский глобус в экспозиции

Северная Америка

Культура и быт коренных народов Североамериканского континента. Путешествие с севера на юг, от Аляски до Калифорнии, с незапамятных времен — к началу XIX века.

Япония

На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

Африка

В данной коллекции собраны в основном орудия земледелия и одежда африканских племён, проживающих южнее Сахары. Один из самых интересных экспонатов — бенинская бронза. Так называют таблички из соответствующего материала с фигурами воинов и царедворцев. Коллекция из более чем тысячи экспонатов была изъята из дворца правителя Бенина. Некоторые из них можно увидеть в «африканском» зале Кунсткамеры.

Китай и Монголия

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Например, традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

Индия и Индонезия

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени

Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

Анатомический раздел

Младенец с циклопией

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое. Указом Петра I от 17 февраля 1718 года «О приносе родившихся уродов, а также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку» было положено начало систематическому собранию редкостей из мира природы и по истории человека. К необыкновенным вещам относились «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или такие, да зело великие или малы перед обыкновенными, также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и тоже необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». Благодаря указу Петра I о собирании различных редкостей, в том числе анатомических, в Кунсткамере накапливались препараты уродств, что давало возможность рассматривать их не как единичные, уникальные явления, а прослеживать типичные явления.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома.

История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.

Любопытные факты

Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры

С первого дня кунсткамера, фото которой представлено ниже, по приказу Петра I была открыта для посещения всеми желающими. Вход и осмотр экспонатов был бесплатным.

Петр I создал совершенно необычный отдел в музее, экспонатами которого являлись животные и люди с врожденными дефектами — циклопией, многорукостью, синдромом сирены и прочими аномалиями. Причем здесь были не только забальзамированные органы и существа, но и живые карлики, уродцы и монстры, живущие в музее за счет государственной казны.

Государь знал каждый предмет своей коллекции «в лицо» и был отличным гидом, с удовольствием рассказывая о них своим гостям.

Сегодня в музее насчитывается 1,2 млн. экспонатов!

Примечания

  1. . www.museum.ru. Дата обращения 8 декабря 2019.
  2.  (недоступная ссылка). КУНСТКАМЕРА. Дата обращения 8 декабря 2019.
  3.  (датск.). Nationalmuseet. Дата обращения 8 декабря 2019.
  4. Случившийся в 1747 году пожар уничтожил кроме уникального глобуса около 230 книг, в том числе уникальные русские рукописи.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 5 января 2020.
  6. . ТАСС. Дата обращения 29 июля 2020.
  7. РГИА, ф. 470, оп. 5, д. 50, л. 15. 1724 г. «О сделании проекта купола на башне Кунсткамеры»
  8. Морозова А. А. Н. Ф. Гербель. Городской архитектор Санкт-Петербурга. 1719—1724 гг.. — СПб.: Стройиздат, 2004. — С. 151. — 223 с. — ISBN 5-87897-106-2.
  9. РГИА, ф. 470, оп. 5. Кн. 2, л. 35.
  10. Полное собрание законов Российской империи. Собр. первое. 1649—1825. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. Т. V. — С. 542.

Значение слова Кунсткамера по словарю Брокгауза и Ефрона:

Кунсткамера (нем. Kunstkammer) — прежнее название коллекций редкостей характера исторического, художественно-промышленного и естественнонаучного, а также и места хранения таких коллекций. В них обыкновенно были собраны самые разнородные вещи и диковинки, замечательные или своей редкостью, или же по своим отношениям к историч. лицу или событию. В XVI -XVII вв. такого рода К. составляли неизбежную принадлежность всякого княжеского двора. Ныне термин К. оставлен, а прежние К. или закрыты, или распределены по разным музеям. В России К. основана Петром Вел., который уже в первое пребывание свое в Голландии (1698) накупил значительное количество птиц, рыб и насекомых. Коллекция эта, вместе с уродами и анатомическими препаратами, хранилась в главной аптеке в Москве, в ведении архиатера Арескина. В 1714 г. из собрания этого, перевезенного в Петербург и помещенного в библиотеке старого Летнего Дворца, образован был куншткамер. К. в особенности обогатилась после вторичной поездки Петра I по Европе (1716), когда царь купил в Данциге коллекцию минералов, раковин и редких камней, в Амстердаме — известное в свое время собрание животных, рыб, змей и насекомых, сохранявшихся в спирту, и славившийся тогда анатомический кабинет Рюйша. В 1718 г. состоялся указ о доставлении в К. со всех концов России уродов, археологических находок и проч. В 1722 г. для К. с библиотекой выстроено было особое здание. По открытии академии наук К. и библиотека поступили в ее ведение. Уже в прошлом столетии коллекции К. стали распределяться по различным музеям академии, в которой еще долго сохранялась лишь одна часть К., а именно кабинет Петра Великого. Здесь хранились одежда этого государя, его оружие, мебель, все, что окружало его в частной жизни, чего касались его руки — токарные вещи, станки, модели и пр. В 1837 г. собрание это было приведено в порядок, но в 1843 г. модели кораблей и др. судов переданы из кабинета в главное адмиралтейство, а книги Петра повелено было хранить в гидрографическом депо. Наконец, в 1851 г. и прочие вещи кабинета были переданы в Имп. Эрмитаж, в котором они и образуют особое отделение. Ср. Беляев, «Кабинет Петра Великого » (СПб. 1793. 2 изд., 1800). «Опись предметам, сохраняющимся при Имп. академии наук, в отделении, называемом Кабинет Петра Великого» (СПб. 1837. 2 изд. 1844).

История

Главный фасад Кунсткамеры 1740 года

Здание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Вид с Дворцового моста.

Кунсткамера вечером. Вид с Адмиралтейской набережной.

Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа. К этому времени у Себа возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

5 декабря 1747 года во время нахождения библиотеки в здании кунсткамеры произошел пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания.

В 1777—1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

Отличие русской кунсткамеры от европейской

Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры

Первые «кабинеты редкостей» возникли в Европе в эпоху Возрождения в 15-16 вв. Что такое кунсткамера, принадлежащая богатому князю, целью которого было произвести впечатление на гостей? Это просто бессистемное собрание редких или необычных вещей, демонстрирующее «ученость» их владельца.

Петровская же кунсткамера, описание которой приведено выше, изначально задумывалась не как скопище сокровищ, но как собрание занимательных экспонатов, которые могут послужить просветительским и научным целям. Хранение и систематизация ценностей была доверена просвещенным людям. В разное время директорами или служащими «кабинета Петра» были Байбурин, Бартольд, Гумилев, Ломоносов, Струве, Штернберг, Паллас, Севергин и прочие ученые. Они собирали самый различный материал — не только уродцев или занимательные диковинки, но предметы быта, имеющие большую этнографическую и историческую значимость, ценные в научном смысле коллекции насекомых, чучела птиц, пресмыкающихся, рыб и зверей, создали анатомический и минералогический отделы.

Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры

После создания Российской академии наук в 1724 г. основными источниками пополнения кунсткамеры были предметы, привезенные из научных экспедиций Миллера, Крашенинникова, Мессершмита, Лисянского, миклухо-Маклая, Беллинсгаузена, Крузенштерна.

Что такое кунсткамера русская? Это музей, один из старейших и богатейших в мире, колыбель РАН.

Билеты и услуги

Стоимость входных билетов в Музей:

Взрослые 300 руб.

Школьники, курсанты высших военных училищ Российской Федерации, студенты, пенсионеры

100 руб.

Билет online для всех категорий граждан

300руб.
К оплате принимаются банковские карты
День бесплатного посещения для индивидуальных посетителей — третий четверг месяца c сентября по апрель. Бесплатный билет можно получить в кассе музея.
 
 
Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры
Посещение экспозиций «Большой Готторпский глобус» и «Первая астрономическая обсерватория», расположенных в башне музея, возможно только в сопровождении экскурсовода по предварительной заявке.

Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу.

Право на льготу имеют:

  • Пенсионеры Российской Федерации и Республики Беларусь;
  • Учащиеся, в том числе школьники;
  • Курсанты высших военных училищ РФ;
  • Студенты.

Стоимость входного билета каждой из указанных категорий граждан устанавливается распоряжением директора МАЭ.

Стоимость экскурсионных путевок

(При приобретении экскурсионных путевок входные билеты не покупаются)

Название

Цена

Обзорные и тематические экскурсии на русском языке для взрослых (до 20 чел. в группе)

7 000 руб.
Обзорные и тематические экскурсии на русском языке для школьников и студентов (до 20 чел. в группе) 3 000 руб.
Экскурсия  на русском языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (взрослые, до 15 чел. в группе) 6 000 руб.
Экскурсия  на русском языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (школьники, студенты, до 15 чел. в группе) 3 000 руб.

Игровое занятие (до 15 чел. в группе)

3 000 руб.

Индивидуальное игровое занятие (до 4 чел. в группе)

2 300 руб.

Индивидуальная экскурсия на русском языке без посещения экспозиций «Большой Готторпский глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (до 4 чел. в группе)

2 200 руб. 

Индивидуальная экскурсия на русском языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (до 4 чел. в группе)

2 700 руб. 
Обзорные экскурсии на иностранном языке для взрослых (до 20 чел. в группе) 8 000 руб.
Обзорные экскурсии на иностранном языке для школьников и студентов (до 20 чел. в группе) 4 000 руб.
Экскурсия  на иностранном языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (взрослые, до 15 чел. в группе) 7 000 руб.
Экскурсия  на иностранном языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (школьники, студенты, до 15 чел. в группе) 4 000 руб.

Индивидуальная экскурсия на иностранном языке без посещения экспозиций «Большой Готторпский глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (до 4 чел. в группе)

3 200 руб.

Индивидуальная экскурсия на иностранном языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский глобус» и  «Первая Российская астрономическая обсерватория» (до 4 чел. в группе)

3 700 руб. 
Подробнее об экскурсиях

Определение слова «Кунсткамера» по БСЭ:

Кунсткамера (от нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей)в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и др. коллекций редкостей и места их хранения. В 16-17 вв. были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. В новое время термин «К.» не употребляется. В России основана в Петербурге в 1714 по инициативе Петра I и открыта в 1719. Первоначально объединила главным образом личные коллекции Петра I, приобретённые им во время путешествий в Западную Европу. Вскоре начала пополняться разнообразными отечественными и иностранными материалами. В 1724 вошла в состав АН и превратилась в комплексный музей. С 1727 размещена в специально построенном для неё здании. В 30-х гг. 19 в. ввиду обилия материалов К. была разделена на ряд музеев: анатомический, этнографический, ботанический, зоологический и др. Наследником этнографической и анатомической коллекций К. и её помещения является Музей антропологии и этнографии АН СССР.Лит.: Липман А., Петровская Кунсткамера, М. — Л., 1945. Станюкович Т. В., Кунсткамера Петербургской АН, М. — Л., 1953.Т. В. Станюкович.

Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры

Здание

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге строилось специально для музейной коллекции. По преданию, его заложили на набережной в приглянувшемся царю месте, где росла сосна с причудливо вросшими в ствол ветками. Позднее природная «диковинка» пополнила коллекцию музея.

Строительство здания велось с 1718 года. Началом работ руководил немецкий архитектор Г. И. Маттарнови. Завершилось же строительство только после смерти Петра I — в 1734 году.

В единый комплекс были объединены библиотека, музейные залы и анатомический театр, а также астрономическая обсерватория.

Фасады здания считались парадными с обеих сторон — как с севера, так и с юга. Строили Кунсткамеру по самому высшему разряду, как дворцовые объекты. Например, даже кирпич для строительства специально заказывали за границей.

В 1777–1779 годы интерьеры украсили скульптурные группы и бюсты ученых, а к 1825 году — росписи Ф. Ф. Рихтера. Музейная коллекция неуклонно расширялась, и в 1830-е годы экспозиция была разделена на несколько тематических собраний, дала начало Зоологическому и Минералогическому музеям.

Сейчас здание-памятник в стиле петровского барокко, расположенное на Университетской набережной, входит в число объектов культурного наследия России и является символом РАН.

Наталья

Как добраться. Режим работы

Здание Музея антропологии и этнографии РАН, наиболее известное как Кунсткамера, находится на территории самого исторического центра Санкт-Петербурга. К нему можно легко дойти пешком от Дворцовой площади или от Сенатской, со стороны Биржевой площади и от Петропавловской крепости.

Семь необыкновенных экспонатов кунсткамерыОт Дворцовой площади к Кунсткамере можно пройти по Дворцовому мосту

Со стороны Дворцовой набережной к началу Университетской набережной, где находятся Кунсткамера и Зоологический музей можно перейти через Неву по Дворцовому мосту, свернув после него налево. 

Очень интересно прогуляться до Кунсткамеры с Английской набережной по Благовещенскому мосту, после которого свернуть направо. В этом случае, при движении в сторону Кунсткамеры можно посетить уникальный Меншиковский дворец, увидеть знаменитых питерских Сфинксов и полюбоваться видами Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Адмиралтейства и прочими знакомыми архитектурными творениями Петербурга, находящимися на противоположной стороне Невы.

Семь необыкновенных экспонатов кунсткамерыДорога к Кунсткамере от Благовещенского моста

Из любого конца города к Кунсткамере можно добраться на общественном транспорте, который здесь ходит очень активно. При движении на общественном транспорте надо ориентироваться на остановки «Университетская набережная», «Университет» или «Биржевая площадь». За полчаса пешком можно дойти от станций метрополитена – «Адмиралтейской», «Спортивной» и «Василеостровской».

Решив посетить данный музей, лучше свериться с режимом работы на официальном сайте, ибо он может меняться. В 2019-20 годах музей работает с 10 до 18 часов в летний период и с 11 до 18 в осенне-зимний период. Выходным днем является понедельник. Санитарный (тоже нерабочий) день проводится в последний вторник месяца.

Семь необыкновенных экспонатов кунсткамерыВход в Кунсткамеру находится в Таможенном переулке

Стоимость посещения составляет 300 рублей для работающих граждан и 100 рублей для льготников. В осенне-зимний период в каждый третий четверг месяца музей можно посетить бесплатно.

При посещении музея можно взять экскурсионное сопровождение, но в принципе, организация музея и его многочисленные информационные стенды позволяют вполне самостоятельно ознакомиться с богатством и многообразием музейных экспозиций.

Автор статьи: Касаткина Татьяна