История
Идея Венецианской биеннале возникла у консула Венеции Риккардо Сельватико в 1893 году. Венецианская биеннале была учреждена в 1895 году как «Международная художественная выставка города Венеции». На первой биеннале были представлены работы художников из 16 стран. Престиж биеннале вскоре достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году её регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда. В 1930-х годах в рамках биеннале основаны международные фестивали музыки, театра, кино, в — Международная выставка архитектуры.
Во второй половине 20 века Венецианская биеннале сыграла ключевую роль в становлении современного искусства. Художественные явления, представляемые странами-участницами и оценивающиеся международным жюри, вписываются в историю мирового искусства и существенно влияют на направление его развития. Жюри вручает приз за лучший национальный павильон и особо отмечает одного или нескольких художников. Так в 1964 приз был вручен Роберту Раушенбергу, что стало одним из важных эпизодов международного признания поп-арта.
Искусство стран-участниц представляется в национальных павильонах, специально выстроенных для этой цели на протяжении 20 века видными национальными архитекторами. Помимо этого, во время биеннале проводится Параллельная программа (eventi collaterali) выставок отдельных художников и художественных институций. Тему каждому очередному биеннале задает куратор центрального павильона. Эта тема призвана отразить современное состояние искусства. Всем участникам биеннале предлагается так или иначе следовать обозначенной куратором теме
В связи с этим особое внимание профессионалов приковано к выбору главного куратора.
Московская биеннале 2017 года
Так, в 2017 году основным местом проведения стало новое здание Третьяковской галереи, а комиссаром проекта на смену его постоянному организатору Бакштейну был назначен экспертный совет. Седьмая Московская биеннале длится, в отличие от прошлых, целых четыре месяца – с осени 2017 до зимы 2018 г. Все это говорит о том, что фестиваль вышел на новый, более качественный уровень.
Проект «Заоблачные леса», где представлены основные тенденции современного искусства (особенно много там объектов, связанных с виртуальной реальностью), организует один из самых известных кураторов мира Юко Хасегава. Выставка в итоге выглядит сдержанной и загадочной – в чисто японском духе, но в целом формат вполне традиционный.
В 2017 году в Московской биеннале приняли участие более 50 художников из разных стран мира. Все они осмысляют мир как единый организм, в котором соединены технологии, медиа и искусство.
Выставки параллельной программы разбросаны, как и всегда, по всему городу, по разным площадкам.
В каких странах проводятся такие мероприятия
Со второй половины XX века биеннале становится самой распространенной формой международных выставок современного искусства.
Главный центр биеннале
Начиналась Biennale Arte скромно – с национальной художественной выставки 1887 года, успех которой побудил консула Венеции провести в своем городе международную выставку. Постепенно она приобрела свой классический формат: каждая страна представлена отдельным павильоном, специально для этого построенным. Сейчас временные экспозиции включают архитектуру и фотографию. Кроме того, в рамках бьеннале проводятся фестивали театра, музыки, балета, а также кинофестивали.
Русский павильон появился в 1914 году: тогда в нем прошел показ работ 68 наших художников. Следующий состоялся лишь в 1920 году. СССР участвовал в выставке только до 1934 года, несмотря на высочайший уровень интереса западной публики к советскому искусству. Возобновилось участие нашей страны в 1956 году.
Где еще проводятся биеннале
Наиболее известные биеннале — это:
- Уитни. Проводится американским музеем Уитни с 1932 года.
- Сан-Паулу. Основана в 1951 году как аналог Венецианской, но с акцентом на искусство стран Латинской Америки.
- «Манифеста», известная также как «кочующая» биеннале. Открыта в 1996 году, является культурным символом Евросоюза, не имеет постоянного места проведения.
География выставок такого формата не ограничивается Европой и Америкой. Так, с 1987 года они проводятся в Турции, с 1993 – в ОАЭ, а с 1996 – в Китае.
В России действуют шесть основных биеннале:
- Московская международная, проходящая по нечетным годам;
- Уральская индустриальная с центром в Екатеринбурге;
- Казанская, посвящённая книжной графике;
- Ширяевская, «сельская», создающая арт-объекты в привязке к местности;
- «Архитектура Петербурга», действующая с 2007 года;
- Красноярская музейная.
В 2017 году в Татарстане впервые состоялась Молодежная архитектурная биеннале, в 2018 в Москве – биеннале уличного искусства.
Венецианская биеннале современного искусства
В истории Венецианской биеннале был только один длительный перерыв – во время Второй мировой войны: после 1942 года выставка не проводилась. Восстановилась традиция в 1948 году, а в 1976 впервые была реализована идея общей темы и одного куратора.
В 2019 Biennale пройдёт с мая по ноябрь под девизом «Чтоб вам жить в интересные времена», известном у нас как «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Такая концепция предполагает переосмысление роли искусства в обществе, в котором усиливается тотальное недоверие, вызванное фальсификацией новостей и фактов.
Несмотря на заявленную идею искусства вне политики, куратор – директор лондонской Галереи Хейворда – пояснил, что основу экспозиции составят произведения, анализирующие угрозы традициям и взаимоотношениям, сложившимся в послевоенном мире. Таким образом, зритель окажется включенным в своеобразную многостороннюю дискуссию между художником и его произведением, художественных произведений между собой и аудиторией и между разноплановыми сообществами.
Куратор 58-й Венецианской биеннале 2019 года Ральф Ругофф. Фото Andrea Avezzu
Для этого предусмотрено проведение различных интерактивных мероприятиий, предполагающих погружение в среду искусства. Они дадут возможность почувствовать себя и художником, и объектом творчества. Российский национальный проект будет представлен в партнерстве с Эрмитажем.
Московская международная биеннале современного искусства
Фактически, основной площадкой продвижения искусства в России является Московская биеннале, которая проходит с 2005 г. по нечетным годам (соответственно, с момента появления их было семь). Ее целями является:
- утверждение статуса Москвы как одной из культурных мировых столиц;
- продвижение современного искусства в России;
- внедрение в общемировую культурно-художественную парадигму.
Основатель проекта – куратор с мировым именем Иосиф Бакштейн, ему и Виктору Мизиано принадлежит идея организации выставки.
Начиная с самой первой биеннале, в программу фестиваля входят не только проекты художников со всего мира, но и выставки современного искусства, совпадающие по времени проведения. Мероприятие проводится обычно на нескольких площадках, среди которых – крупные музеи, галереи и центры.
53-я Биеннале
Тема 53-й Венецианской биеннале (6 июня — 22 ноября 2009 года) — «Making Worlds». Куратор главной экспозиции биеннале — арт-критик и куратор Даниель Бирнбаум (Daniel Birnbaum). Только в основной экспозиции участвовало 90 художников, и 77 стран в национальных павильонах.
Жюри 53-й Биеннале: Джек Банковски, США (Jack Bankowsky, USA), Хоми К. Баба, Индия (Homi K. Bhabha, India), Сарат Махарай, ЮАР (Sarat Maharaj, South Africa), Юлия Восс, Германия (Julia Voss, Germany), президент жюри — Анжела Ветес, Италия (Angela Vettese, Italy).
Награды 53-й Венецианской биеннале — «Золотые Львы» были присуждены:
- «Серебряный лев» лучшему молодому художнику — шведской художнице, живущей в Берлине, Натали Дюрберг (Nathalie Djurberg) — за экспозицию «Эксперимент» (Experimentet);
- «Золотой лев» лучшему художнику биеннале — немецкому художнику Тобиасу Ребергеру (Tobias Rehberger) за инсталляцию «То, что ты любишь, вызывает у тебя и слёзы» (Was du liebst, bringt dich auch zum Weinen).
«Золотые львы» за вклад в искусство были присуждены Йоко Оно и Джону Балдессару:
Почетное упоминание получили:
- Лигия Пейп (Lygia Pape), Бразилия — за проект «Ttéia 1, C»
- Микаэль Элмгрин (Michael Elmgreen) и Ингар Драгсет (Ingar Dragset) — кураторы павльонов Дании и стран Скандинавии (Финляндии, Норвегии, Швеции) — за проект «Коллекционеры» (The Collectors)
- Минг Вонг (Ming Wong) — за выставку в павильоне Сингапура;
- Роберто Куоги (Roberto Cuoghi), Италия — за проект Mei Gui.
Одним из новшеств 53-й биеннале было активное участие в нём не только художников, но и поэтов. С 3 по 7 июня Московский поэтический клуб представил перформансы с участием русских, европейских и американских поэтов и художников. По замыслу Даниеля Бирнбаума, выступления поэтов разнообразили и обогатили основную программу Биеннале. Во время выступлений поэтов художники Александр Джикия, Аня Желудь, Катя Марголис создали на огромных листах графические произведения, в режиме реального времени иллюстрируя стихи читающих поэтов. Художница Гиула Хаджигеоргиу и архитектор Иоаннис Эпаминондас спроектировали раскладывающуюся деревянную платформу, на которой поэты и художники представили свои работы и перформансы.
Кураторы проекта — Даниель Бирнбаум, Евгений Бунимович. Координаторы — Александр Рытов (Россия), Евгений Никитин (Россия), Кристос Саввидис (Греция), Лидия Хаджиякову (Греция)
Российские участники 53-й Биеннале
В павильоне России в саду Джардини была представлена экспозиция «Победа над будущим» (куратор — Ольга Свиблова). В неё вошли проекты семи художников, работающих в разных жанрах — живопись, скульптура и инсталляции. Это Алексей Каллима («Теорема дождя»), Андрей Молодкин («Красное и чёрное»), Гоша Острецов (Art Life или муки творчества), Анатолий Журавлев («Черные дыры») и Сергей Шеховцов («Картуш»); Ирина Корина создала пятиметровую скульптурную композицию «Фонтан», а Павел Пепперштейн подготовил для экспонирования серию картин «Перспективы развития».
Центр современной культуры «Гараж» представил мексиканского художника Гектора Замору, который подготовил реплику дирижабля, как бы застрявшего в узкой венецианской улице поблизости от здания Кордерия. В его проект также вошла серия графических изображений с использованием фотомонтажа, на которых в привычные венецианские виды вмонтированы дирижабли.
Московский музей современного искусства и компания New Rules при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представили персональную выставку Александра Виноградова и Владимира Дубосарского Danger! museum («Осторожно! музей»). Художники при помощи монументальных полотен, в которых синтезируются образы ренессанса, авангарда и масс-медийные фигуры, рассказали о тайной жизни воображаемого музея.. Государственный центр современного искусства и Московский музей современного искусства представили международный проект Unconditional Love, в котором приняли участие группа АЕС+Ф, Марина Абрамович, Олимпия Скерри, Жауме Пленса, Вим Дельвуа
По замыслу организаторов, проект призван изучить личность в состоянии любви и должен заставить людей хотя бы на короткое время забыть о схемах, в которых они живут, вернуть их к истокам душевной силы.
Государственный центр современного искусства и Московский музей современного искусства представили международный проект Unconditional Love, в котором приняли участие группа АЕС+Ф, Марина Абрамович, Олимпия Скерри, Жауме Пленса, Вим Дельвуа. По замыслу организаторов, проект призван изучить личность в состоянии любви и должен заставить людей хотя бы на короткое время забыть о схемах, в которых они живут, вернуть их к истокам душевной силы.
Архитектурная биеннале
Архитектура — один из самых важных инструментов воздействия на мир. Это искусство объединяет в себе творческий подход, науку и труд. Поэтому архитектурное искусство всегда было в почете на всех биеннале. Тематика архитектуры и современного искусства чередуется на биеннале. Раньше тема архитектуры входила в общую, но с 1980 года Биеннале разделили.
Венецианская архитектурная биеннале проходит каждый четный год. Архитектурные биеннале напоминают обмен опытом, это демонстрация новых технологий и достижений. В отличие от художественных форумов, здесь не только показывают свое мастерство, но и обсуждают новые проекты. Обычному зрителю это тоже очень интересно, масштабы захватывают. Кроме эстетических вопросов, здесь задаются социальными. Архитектура – это создание комфортного и эргономичного жилья, построение больниц и школ, без заботы о человеке это бессмысленно.
Русский павильон на венецианской биеннале
Создателем русского павильона в 1914 году был Щусев Алексей Викторович, заслуженный архитектор СССР. Далеко не каждый раз русским художникам удавалось поучаствовать в известном форуме. Так в военные годы СССР не принимала участия в выставке вплоть до 1956 года. В некоторые годы на выставку приезжал лишь один художник, например, Аристарх Лентулов в 1988.
А вот в 1924 году русских мастеров было 97, включая знаменитого Бориса Кустодиева, который не раз бывал на выставке. Участники российской венецианской биеннале уже более многочисленны, часто это арт-группы. Но, несмотря на все старания, «Золотого Льва» Россия пока не взяла.
Уральская индустриальная биеннале
Другим известным проектом является Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В 2017 году она проходит в Екатеринбурге (уже в четвертый раз) и в других 25 близлежащих городах, так как площадка значительно расширилась. Мероприятие длится в течение примерно двух месяцев. Оно изучает индустриальность как специфическую характеристику Урала, ставя своей целью введение этого региона в мировое художественное пространство при помощи современного искусства.
Так, в первый год функционирования выставка исследовала творческое производство, возможное на производственных площадках Екатеринбурга. Второй проект рассматривал искусство и культуру современности, как способ трансформации окружающей реальности, а третий изучал мобилизацию как движущую силу новой культурной ситуации.
Организатором этого проекта является Уральское отделение РОСИЗО.
Основным арт-объектом и местом проведения стал заброшенный Уральский приборостроительный завод – обычно для этой выставки избираются не выставочные пространства. В первый и второй раз биеннале проводилась на типографии «Уральский рабочий», в третий – на этажах гостиницы «Исеть».
Московская биеннале
25 июня произошло знаменательное событие. В Музее Москвы начала функционировать VI столичная международная биеннале, полностью посвященная молодому искусству. Для нее была придумана прекрасная тема – «Время мечтать». В выставке задействованы работы многих художников из 32 стран.
Но великолепные произведения искусства можно увидеть не только в Музее Москвы, но и в некоторых других местах. Например, стоит отправиться в ГЦСИ, чтобы насладиться проектом «Мечтающие машины», в основу которого положена идея создания механизма, наделенного искусственным интеллектом. Здесь представлены работы английских, российских и корейских авторов. Конечно, все их родственники и друзья в курсе, что такое биеннале. Они тоже приходят сюда, чтобы полюбоваться картинами.
Но что же выставлено в Московском музее? Здесь можно ознакомиться с творениями пакистанских, чешских, украинских, таиландских и азербайджанских художников. Чтобы не произошло путаницы, было решено на каждом этаже оборудовать специальные павильоны для размещения картин авторов разных национальностей. Например, творения пакистанских художников посвящены проблемам народов, населяющих государства с нестабильной ситуацией в политике. Есть на биеннале молодого искусства и довольно необычные инсталляции, созданные креативными авторами. Никто еще не пожалел о посещении выставки, наоборот, все в полном восторге. Значит, биеннале определенно заслуживает внимания.
Хронология биеннале
Номер | Год | Подробности проведения и куратор |
---|---|---|
1 | 1895 | |
2 | 1897 | |
3 | 1899 | |
4 | 1901 | |
5 | 1903 | |
6 | 1905 | |
7 | 1907 | |
8 | 1909 | |
9 | 1910 | Биеннале была перенесена на год раньше. |
10 | 1912 | |
11 | 1914 | |
12 | 1920 | |
13 | 1922 | |
14 | 1924 | |
15 | 1926 | |
16 | 1928 | |
17 | 1930 | |
18 | 1932 | |
19 | 1934 | |
20 | 1936 | |
21 | 1938 | |
22 | 1940 | |
23 | 1942 | |
24 | 1948 | Первая послевоенная биеннале. |
25 | 1950 | |
26 | 1952 | |
27 | 1954 | |
28 | 1956 | |
29 | 1958 | |
30 | 1960 | |
31 | 1962 | |
32 | 1964 | |
33 | 1966 | |
34 | 1968 | |
35 | 1970 | |
36 | 1972 | |
37 | 1976 | Первая биеннале с общей темой. Куратор — Джермано Челант (Germano Celant). |
38 | 1978 | Тема: «От природы к искусству, от искусства к природе». Кураторская группа во главе с Акилле Бонито Олива (Achille Bonito Oliva). |
39 | 1980 | |
40 | 1982 | Тема: «Искусство как искусство: продолжительность произведения». Куратор — Жан Клер (Jean Clair). Художественный руководитель — Sisto Dalla Palma |
41 | 1984 | Тема: «Искусство и искусство: современность и история». Художественный руководитель — Maurizio Calvesi |
42 | 1986 | Тема: «Искусство и наука». Художественный руководитель — Maurizio Calvesi |
43 | 1988 | Куратор — Giovanni Carandente. |
44 | 1990 | Куратор — Giovanni Carandente. |
45 | 1993 | Куратор — Акилле Бонито Олива (Achille Bonito Oliva) |
46 | 1995 | 100-летие биеннале. |
47 | 1997 | Куратор — Джермано Челант (Germano Celant) |
48 | 1999 | Выставка распространилась на территорию Арсенале. Куратор — Харальд Зееман (Harald Szeemann) |
49 | 2001 | Тема: «Плато человечества». Куратор — Харальд Зееман |
50 | 2003 | Тема: «Мечты и конфликты». Куратор — Франческо Бонами (Francesco Bonami) |
51 | 2005 | Куратор — Мария де Корраль (Maria de Corral) и Роза Мартинес (Rosa Martinez) |
52 | 2007 | Тема: «Думай чувствами, чувствуй умом». Куратор — Роберт Сторр (Robert Storr) |
53 | 2009 | Тема: «Создавая миры». Куратор — Даниель Бирнбаум (Daniel Birnbaum) |
54 | 2011 | Тема: «ИЛЛЮМИнации». Куратор — Биче Куригер (Bice Curiger) |
55 | 2013 | Тема: «Энциклопедический дворец». Куратор — Массимилиано Джони (Massimiliano Gioni) |
56 | 2015 | Тема: All the World’s Futures «Всё будущее мира» Куратор — Оквуи Энвезор (Okwui Enwezor) |
57 | 2017 | Тема: «Viva Arte Viva». Куратор Кристин Масель (Christine Macel) |
Выставки в Стамбуле, Кванджу и Дакаре
Замечательные биеннале проводятся и в других странах, например, в Турции. Локализуется выставка в Стамбуле. А начиналось все с того, что искусствовед по имени Берал Мадра смогла убедить правительство и многих влиятельных людей в том, что культурные достижения Турции необходимо демонстрировать как согражданам, так и иностранцам. Вскоре после своего основания биеннале приобрела международный масштаб. Через некоторое время похожая выставка была организована в Южной Корее, в городе Кванджу. Заразительному примеру последовал и Сенегал, основав биеннале в Дакаре. Многие были весьма удивлены, так как не ожидали, что в такой стране может быть организовано нечто подобное. В обществе сложился стереотип, что международное биеннале – прерогатива более успешных государств.
Скромные попытки слаборазвитых стран
Отстающие в развитии государства, вопреки распространенным стереотипам, также пытаются организовывать зрелищные мероприятия подобного плана, однако не всегда это у них получается. К примеру, биеннале, основанная в южноафриканском городе Йоханнесбурге, действовала всего несколько лет. Международные фестивали проводятся и в нашей стране. Следует упомянуть также о Саудовской Аравии, которая выдала музею Помпиду довольно большую сумму (100 миллионов долларов) для того, чтобы он основал центр исламского современного искусства. Что ж, хорошее начинание. Примечательно, что в данном центре планируется демонстрировать только произведения искусства, носящие светский, не религиозный характер. Египет – еще одна страна, где проводятся крупные выставки.
Что такое «биеннале»?
Это международная художественная выставка, куда приглашаются деятели искусства всех стран. У каждой страны свой отдельный павильон. К слову, построение этих павильонов в 20 веке проходило под руководством лучших мировых архитекторов. Международное жюри выделяет некоторых художников и национальные павильоны, удостаивая их особой награды — «Золотого Льва» или «Серебряного Льва».
Слово «биеннале» произошло от латинского bis — дважды и annuus — год, соответственно, выставка проходит раз в два года, каждый нечетный год. Кроме венецианской, существуют и другие, но они не так известны. Именно этот форум является символом искусства без примеси политики. Хотя в нашем столетии выставки и музеи явление не редкое, но именно венецианская биеннале – сосредоточение гениев всего мира.
Выставить свой шедевр здесь — огромная честь для всех художников. У каждой биеннале имеется своя тематика и девиз, которого должны придерживаться все участники выставки. Кроме того, почетно и ответственно – быть куратором форума. Время работы выставки несколько месяцев, которые делятся на три этапа. Сначала предпоказы, в течение которых с выставками знакомятся члены жюри, далее официальное открытие, на котором вручаются призы. Во время третьего этапа доступ к экспозициям получает широкая публика.
Биеннале в Венеции и Касселе
Венецианская биеннале является старейшей, она появилась на исходе XIX столетия. Еще одна выставка с богатой историей – «Документа», проводящаяся в немецком городе под названием Кассель. Интересно, что проходит она один раз в пять лет, однако все равно считается полноценной биеннале. Она была основана в 1947 году стараниями кураторов, которые желали популяризировать послевоенное искусство Германии. По мнению создателей, выставка должна пробуждать любовь к Родине. Пока биеннале еще проводится и собирает массу зрителей, можно утверждать, что культурный уровень в стране является достаточно высоким. И это, конечно, настраивает на оптимистический лад. Если спросить любого немецкого ребенка, что такое биеннале, то, скорее всего, он ответит правильно, а это о многом говорит. Что же касается венецианского фестиваля, то его целью являлась демонстрация шедевров итальянского искусства, отнюдь не ограничивающегося творениями давно минувших лет, например, периода Ренессанса, но включающего в себя и множество интересных современных на ту пору вещей. Через некоторое время биеннале стал более масштабным, и на него начали съезжаться люди со всего мира. Художники из самых разных стран почитали за честь принять в нем участие.
Биеннале 1977
Венецианская биеннале 1977 г. была знаковой. 38 выставка была посвящена диссидентам и инакомыслию, неофициальному искусству Восточной Европы и Советского Союза. В тот год на форуме были выставлены работы диссидентов стран соцлагеря. Это биеннале считается самой политичной за всю историю выставок, вызвав возмущение посла СССР в Италии.
Тем не менее, выставка состоялась, предоставив возможность многим художникам русского происхождения попасть на форум. В русском национальном павильоне в тот год была размещена выставка группы художников, в том числе Эрика Булатова, Оскара Рабина, Ильи Кабакова, Анатолия Зверева, Олега Васильева, Андрея Монастырского, Олега Лягачева-Хельги. Всего их было 99.
Кураторы ожидали увидеть Александра Солженицына, Мстислава Ростроповича, Андрея Тарковского и других великих деятелей культуры, но многие не смогли приехать. В итоге, венецианская архитектурная биеннале 1977 г. провалилась, знаменитостей не было. Государственной финансовой поддержки, соответственно, диссиденты не имели, что отразилось на качестве выставки. Итальянские власти хотели получить приток туристов, но холодная погода и конфликтная тема им помешали.