Типология
Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой. В классико-романтической тональности выделяют следующие разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):
Схемы некоторых типовых каденций
I. По эффекту завершённости:
I.1. Полная, то есть с окончанием на T;
I.1.1. Совершенная (T в мелодическом положении примы, после D или S, взятых только в основном виде);
I.1.2. Несовершенная (если хотя бы одно условие, присущее совершенной каденции, не соблюдается);
I.2. Половинная, то есть с окончанием на D или (реже) S;
I.3. Прерванная, то есть с избеганием ожидаемой T (в классической ситуации оборот заканчивается трезвучием VI ступени).
II. По функциональному составу:
II.1. Автентическая (D — T);
II.2. Плагальная (S — T).
От автентической и плагальной каденций следует отличать автентический и плагальный аккордовые обороты (последовательности, прогрессии), которые в изобилии встречаются в музыке эпохи Возрождения, задолго до того как сформировалось представление о тональных функциях классико-романтической гармонии.
III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).
IV. По метрическому положению ультимы:
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).
V. Особые каденции:
Фригийская каденция у Баха (хорал Schau Lieber Gott, слушать (инф.))
V.1. Фригийская. Половинная каденция в миноре вида IV6-V. Получила такое название по сходству с разновидностью готической каденции (сонантной ячейки) в музыке XIII—XV веков, с полутоновым ходом от пенультимы к ультиме в нижнем голосе (Ландини, Машо, Дюфаи и др.), как бы во фригийском ладу. В тональной системе считается модализмом, может входить в состав фригийского оборота, либо функционирует обособленно.
V.2. Готическая: трёхголосная каденция (сонантная ячейка) из конкордов терцсексты и квинтоктавы, типичнейшая для музыки позднего Средневековья и раннего Возрождения;
V.3. В старинной текстомузыкальной форме каденции получают названия в зависимости от соответствующих разделов текстовой (стихотворной, прозаической молитвословной) формы. Различаются генеральная, строфная, полустрофная, строчная и внутристрочная каденции. Степень «тяжести» (иерархической значимости) каденции зависит от значимости раздела стихотворной (текстовой) формы, к которому данная каденция относится. Наиболее значимы ультимы генеральной и строфной каденций, наименее — внутристрочных.
Примечания
- Как факт музыкальной практики, прерванные каденции подробно описывались задолго до Рамо. В итальянских трактатах XVI—XVII веков (начиная с Царлино и Вичентино) неоднократно описывалась «ускользающая» каденция (cadenza fuggita, или sfuggita), или «каденция, которая избегает заключения» (cadenza che fugge la conclusione). Иначе она называлась «ложной» (cadenza d’inganno). «Ускользание» понималось чрезвычайно широко, от нарушения стереотипов голосоведения (при ведении от пенультимы к ультиме) вплоть до замещения разрешающего аккорда паузой.
- Особенно в светских многоголосных песнях, таких как фроттола и вилланелла, но также и в «учёных» изысканных жанрах — мотетах, мадригалах, в многоголосной мессе и т. п.
- Этот параметр классификации принят в немецком и англоязычном музыкознании, но не распространён в отечественном. См., например, в немецкой Википедии: Männlicher Schluss — Weiblicher Schluss.
- См. также Натуральные лады.
- Термин М. А. Сапонова. См.: Сапонов М. А. Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма. Москва, 1978.
- Подробней см.: Лебедев С. Н. О модальной гармонии XIV века // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. Москва, 1987, сс. 5-32.
- Само слово (латинское субстантивированное причастие «cadentia») в музыкально-теоретическом контексте встречается уже в XIV веке у Якоба Льежского; словом cadentia Якоб называет «естественное стремление (inclinatio) несовершенного созвучия к совершенному», то есть элементарную (двухчленную) сонантную ячейку «диссонанс-консонанс» (несовершенный консонанс-совершенный консонанс), безотносительно к её положению в музыкальной форме.
- Самая ранняя детальная классификация каденций (с многочисленными нотными примерами многоголосной музыки) принадлежит Н. Вичентино (1555), самая влиятельная — Дж. Царлино («Основы гармоники», 1558).
- Рамо называл любой переход от доминанты к тонике (cadence parfaite, «совершенная каденция») или от субдоминанты к тонике (cadence imparfaite «несовершенная каденция», или cadence irréguliere, «нерегулярная каденция») каденцией, вне связи с поэтическим текстом или отделами «абсолютной» музыкальной формы.
Типология
Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой. В классико-романтической тональности выделяют следующие разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):
Схемы некоторых типовых каденций
I. По эффекту завершённости:
I.1. Полная, то есть с окончанием на T;
I.1.1. Совершенная (T в мелодическом положении примы, после D или S, взятых только в основном виде);
I.1.2. Несовершенная (если хотя бы одно условие, присущее совершенной каденции, не соблюдается);
I.2. Половинная, то есть с окончанием на D или (реже) S;
I.3. Прерванная, то есть с избеганием ожидаемой T (в классической ситуации оборот заканчивается трезвучием VI ступени).
II. По функциональному составу:
II.1. Автентическая (D — T);
II.2. Плагальная (S — T).
От автентической и плагальной каденций следует отличать автентический и плагальный аккордовые обороты (последовательности, прогрессии), которые в изобилии встречаются в музыке эпохи Возрождения, задолго до того как сформировалось представление о тональных функциях классико-романтической гармонии.
III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).
IV. По метрическому положению ультимы:
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).
V. Особые каденции:
Фригийская каденция у Баха (хорал Schau Lieber Gott, слушать (инф.))
V.1. Фригийская. Половинная каденция в миноре вида IV6-V. Получила такое название по сходству с разновидностью готической каденции (сонантной ячейки) в музыке XIII—XV веков, с полутоновым ходом от пенультимы к ультиме в нижнем голосе (Ландини, Машо, Дюфаи и др.), как бы во фригийском ладу. В тональной системе считается модализмом, может входить в состав фригийского оборота, либо функционирует обособленно.
V.2. Готическая: трёхголосная каденция (сонантная ячейка) из конкордов терцсексты и квинтоктавы, типичнейшая для музыки позднего Средневековья и раннего Возрождения;
V.3. В старинной текстомузыкальной форме каденции получают названия в зависимости от соответствующих разделов текстовой (стихотворной, прозаической молитвословной) формы. Различаются генеральная, строфная, полустрофная, строчная и внутристрочная каденции. Степень «тяжести» (иерархической значимости) каденции зависит от значимости раздела стихотворной (текстовой) формы, к которому данная каденция относится. Наиболее значимы ультимы генеральной и строфной каденций, наименее — внутристрочных.
Примечания
- Как факт музыкальной практики, прерванные каденции подробно описывались задолго до Рамо. В итальянских трактатах XVI—XVII веков (начиная с Царлино и Вичентино) неоднократно описывалась «ускользающая» каденция (cadenza fuggita, или sfuggita), или «каденция, которая избегает заключения» (cadenza che fugge la conclusione). Иначе она называлась «ложной» (cadenza d’inganno). «Ускользание» понималось чрезвычайно широко, от нарушения стереотипов голосоведения (при ведении от пенультимы к ультиме) вплоть до замещения разрешающего аккорда паузой.
- Особенно в светских многоголосных песнях, таких как фроттола и вилланелла, но также и в «учёных» изысканных жанрах — мотетах, мадригалах, в многоголосной мессе и т. п.
- Этот параметр классификации принят в немецком и англоязычном музыкознании, но не распространён в отечественном. См., например, в немецкой Википедии: Männlicher Schluss — Weiblicher Schluss.
- См. также Натуральные лады.
- Термин М. А. Сапонова. См.: Сапонов М. А. Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма. Москва, 1978.
- Подробней см.: Лебедев С. Н. О модальной гармонии XIV века // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. Москва, 1987, сс. 5-32.
- Само слово (латинское субстантивированное причастие «cadentia») в музыкально-теоретическом контексте встречается уже в XIV веке у Якоба Льежского; словом cadentia Якоб называет «естественное стремление (inclinatio) несовершенного созвучия к совершенному», то есть элементарную (двухчленную) сонантную ячейку «диссонанс-консонанс» (несовершенный консонанс-совершенный консонанс), безотносительно к её положению в музыкальной форме.
- Самая ранняя детальная классификация каденций (с многочисленными нотными примерами многоголосной музыки) принадлежит Н. Вичентино (1555), самая влиятельная — Дж. Царлино («Основы гармоники», 1558).
- Рамо называл любой переход от доминанты к тонике (cadence parfaite, «совершенная каденция») или от субдоминанты к тонике (cadence imparfaite «несовершенная каденция», или cadence irréguliere, «нерегулярная каденция») каденцией, вне связи с поэтическим текстом или отделами «абсолютной» музыкальной формы.
Что такое каденция для дальнобойщика
Профессиональный дальнобойщик, умеющий доставлять товар в срок, всегда ценился. За границей эта профессия также популярна. Иностранные фирмы регулярно вербуют водителей и заключают с ними контракт на некое количество рейсов или на определенный промежуток времени.
Подобного рода контракт называется каденция. Это слово, как говорит Википедия, имеет большое количество значений: женское имя, музыкальный термин. Срок пребывания высокопоставленного чиновника на посту – тоже каденция.
В переводе с испанского языка слово обозначает – повторение движения, как бы рейсы. С итальянского – падение, тоже некое движение. В музыке термин обозначает завершение действия (акта). Все вышесказанное подходит к дальнобою. Съездил в рейс, завершил доставку груза, вот и каденция.
Принцип формирования
Каденция у дальнобойщиков состоит из ряда факторов, которые должны быть учтены перевозчиком:
- Покрытие амортизационных расходов.
- Затраты на горюче-смазочные материалы.
- Стоимость топлива.
Первый показатель самый значимый. Качество дорог, по которым осуществляется перемещение груза, низкое (зачастую дороги с неровностями и выбоинами), а расстояние – большое. Соответственно будут поломки и износ запчастей и автомобиля.
Сроки каденции дальнобойщика.
Исходя из вышесказанного, затраты на ремонтные работы и поддержание транспорта в форме – главная статья расходов грузовой компании.
Сроки
Каденция в дальнобое имеет регламентированные временные сроки.
Она может составляться:
- На определенное количество рейсов (расстояние, маршрут и загруженность не оговариваются).
- На конкретный промежуток времени (может состоять из множества рейсов на небольшое расстояние, к примеру, междугородние перевозки).
Условия прописываются в договоре, который оформляется между дальнобойщиком и компанией-перевозчиком. Документ имеет регламентированные сроки и обяза-тельства с обеих сторон.
Оплата
Большое количество компаний формируют тарифы по зональному принципу. То есть происходит определение по расстоянию группы регионов, осуществление доставки по которым производится по одной фиксированной цене.
Случается, что цена доставки товара на расстояние в 1000 км такая же, как и в 5000 км. Именно в этом заключается суть зонального принципа. Он позволяет немного удешевить перевоз груза и наполняет фонд компании. В случае, если товар доставляется в сложные регионы, к примеру, Север, подсчет стоимости проводится по иным, гораздо большим показателям.
При этом также учитывается ряд факторов:
- Время на перевозку.
- Скорость доставки.
- Загруженность дороги.
- День недели.
Эти условия в совокупности дают окончательную цену, которая будет заявлена для дальнейшей транспортировки товара.
Детальная информация видна на видео:
Примечания
- Как факт музыкальной практики, прерванные каденции подробно описывались задолго до Рамо. В итальянских трактатах XVI—XVII веков (начиная с Царлино и Вичентино) неоднократно описывалась «ускользающая» каденция (cadenza fuggita, или sfuggita), или «каденция, которая избегает заключения» (cadenza che fugge la conclusione). Иначе она называлась «ложной» (cadenza d’inganno). «Ускользание» понималось чрезвычайно широко, от нарушения стереотипов голосоведения (при ведении от пенультимы к ультиме) вплоть до замещения разрешающего аккорда паузой.
- Особенно в светских многоголосных песнях, таких как фроттола и вилланелла, но также и в «учёных» изысканных жанрах — мотетах, мадригалах, в многоголосной мессе и т. п.
- Этот параметр классификации принят в немецком и англоязычном музыкознании, но не распространён в отечественном. См., например, в немецкой Википедии: Männlicher Schluss — Weiblicher Schluss.
- См. также Натуральные лады.
- Термин М. А. Сапонова. См.: Сапонов М. А. Мензуральная ритмика и её апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма. Москва, 1978.
- Подробней см.: Лебедев С. Н. О модальной гармонии XIV века // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. Москва, 1987, сс. 5-32.
- Само слово (латинское субстантивированное причастие «cadentia») в музыкально-теоретическом контексте встречается уже в XIV веке у Якоба Льежского; словом cadentia Якоб называет «естественное стремление (inclinatio) несовершенного созвучия к совершенному», то есть элементарную (двухчленную) сонантную ячейку «диссонанс-консонанс» (несовершенный консонанс-совершенный консонанс), безотносительно к её положению в музыкальной форме.
- Самая ранняя детальная классификация каденций (с многочисленными нотными примерами многоголосной музыки) принадлежит Н. Вичентино (1555), самая влиятельная — Дж. Царлино («Основы гармоники», 1558).
- Рамо называл любой переход от доминанты к тонике (cadence parfaite, «совершенная каденция») или от субдоминанты к тонике (cadence imparfaite «несовершенная каденция», или cadence irréguliere, «нерегулярная каденция») каденцией, вне связи с поэтическим текстом или отделами «абсолютной» музыкальной формы.
Типология
Последнее созвучие в каденции называется ультимой, предпоследнее пенультимой, третье от конца — антепенультимой. В классико-романтической тональности выделяют следующие разновидности каденций (S = созвучие субдоминанты, D = доминанты, T = тоники):
Схемы некоторых типовых каденций
I. По эффекту завершённости:
I.1. Полная, то есть с окончанием на T;
I.1.1. Совершенная (T в мелодическом положении примы, после D или S, взятых только в основном виде);
I.1.2. Несовершенная (если хотя бы одно условие, присущее совершенной каденции, не соблюдается);
I.2. Половинная, то есть с окончанием на D или (реже) S;
I.3. Прерванная, то есть с избеганием ожидаемой T (в классической ситуации оборот заканчивается трезвучием VI ступени).
II. По функциональному составу:
II.1. Автентическая (D — T);
II.2. Плагальная (S — T).
От автентической и плагальной каденций следует отличать автентический и плагальный аккордовые обороты (последовательности, прогрессии), которые в изобилии встречаются в музыке эпохи Возрождения, задолго до того как сформировалось представление о тональных функциях классико-романтической гармонии.
III. По местоположению в форме:
III.1. Срединная;
III.2. Заключительная;
III.3. Дополнительная;
III.4. Вторгающаяся (ультима каденции попадает на начало следующего формального отдела).
IV. По метрическому положению ультимы:
IV.1. Мужская (ультима на сильной доле такта);
IV.2. Женская (ультима на слабой доле такта).
V. Особые каденции:
Фригийская каденция у Баха (хорал Schau Lieber Gott, слушать (инф.))
V.1. Фригийская. Половинная каденция в миноре вида IV6-V. Получила такое название по сходству с разновидностью готической каденции (сонантной ячейки) в музыке XIII—XV веков, с полутоновым ходом от пенультимы к ультиме в нижнем голосе (Ландини, Машо, Дюфаи и др.), как бы во фригийском ладу. В тональной системе считается модализмом, может входить в состав фригийского оборота, либо функционирует обособленно.
V.2. Готическая: трёхголосная каденция (сонантная ячейка) из конкордов терцсексты и квинтоктавы, типичнейшая для музыки позднего Средневековья и раннего Возрождения;
V.3. В старинной текстомузыкальной форме каденции получают названия в зависимости от соответствующих разделов текстовой (стихотворной, прозаической молитвословной) формы. Различаются генеральная, строфная, полустрофная, строчная и внутристрочная каденции. Степень «тяжести» (иерархической значимости) каденции зависит от значимости раздела стихотворной (текстовой) формы, к которому данная каденция относится. Наиболее значимы ультимы генеральной и строфной каденций, наименее — внутристрочных.