Теософия — это какая наука и что она изучает?

Учение Блаватской. Цели. Фундаментальные истины

Теософия - это какая наука и что она изучает?

Перед теософией ставятся цели:

  1. Братство человечества без учета рас, цвета кожи или социального положения.
  2. Изучение древних мировых религий для сравнения и формулирования универсальной этики.
  3. Изучение скрытых божественных и сверхъестественных сил в человеке.

Базис учения – три фундаментальные истины:

  1. Существует вечный, беспредельный и непреложный принцип как источник первопричины мироздания. Причем о нем ничего, кроме наличия этой причинной связи, не известно.
  2. Вселенная вечна и циклична. Т. е нет ни начала мира, ни его конца.
  3. Всемирная душа тождественно-индивидуальна душе каждого человека. Что также называется седьмым принципом. Считается, что душа – это высшее «Я» человека.

Блаватская почерпнула идею познания мира через самопознание человека из индийского учения Адвайты (первопричины всего сущего и знания). Согласно ему:

  • Душа бога и индивидуальная душа человека тождественны.
  • Отдельное бытие есть иллюзия – отражение истинного бытия.
  • В мире фактически нет многообразия душ, душа одна – божья, все остальное – ее отражения.

Из истории терминологии

Якоб Бёме — немецкий философ ()

Парацельс — знаменитый врач и алхимик XVI века

Термин «теософия» известен со II века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах.

В «Ареопагитиках» термин «теософия» используется как синоним термина «теология».

Позднее теософию стали противопоставлять богословию (теологии), опирающемуся на идею откровения и догматы церкви. Теософией стали называть богопознание через мистический опыт (непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза). Точнее: теософия — это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы. Когда теософия понимается в таком широком смысле, в неё включают гностицизм, неоплатонизм, каббалу, герметизм, розенкрейцерство.

Часто теософией называют мистические учения XVI—XVIII веков появившиеся в основном в среде протестантизма. Это учения Майстера Экхарта, Парацельса, Якоба Бёме, Эмануэля Сведенборга, Луи де Сен-Мартена, Фридриха Этингера, Сен-Жермена. Многие теософы (например, Парацельс) предполагали, что теософия включает в себя не только мистический опыт созерцания Божества, но и раскрытие тайн природы и совершение чудес (тауматургию).

В философии Фридриха Шеллинга термин «теософия» обозначал синтез мистического богопознания и рациональной философии. Теософии он противопоставлял «теософизм» — вид мистицизма, исключающий возможность научного познания.

После Шеллинга термин «теософия» употребляли в качестве названия своего мировоззрения Ф. К. фон Баадер, А. Розмини («Teosofia»), Ф. Б. Трентовский («Teosofia wszystkich ludów»).

Под влиянием Шеллинга, в системе Владимира Соловьёва появляется термин «свободная теософия». Постулируется, что свободная теософия является цельным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчёркивает отличие от традиционной теософии, заявляя, что свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.

Определение теософии

Блаватская пишет, что, «согласно лексикографам, термин теософия составлен из двух греческих слов: теос — „бог“ и софос — „мудрый“».Уэбстер определяет её как «предполагаемое общение с Богом и высшими духами и последовательное достижение сверхчеловеческого знания: с помощью определённых физических процессов — как того добивались через теургические действа некоторые древние платоники, или путём химических процессов — немецкие философы огня». Автор считает это толкование неудачным, называя его «довольно легкомысленным объяснением». Она пишет, что Воган предлагает «более удачное и более философское» определение:

Чтобы дать полное определение теософии, Блаватская предлагает рассмотреть её во всех аспектах. Она пишет: «Внутренний мир не скрыт от нас непроницаемой тьмой. С помощью высшей интуиции, приобретаемой благодаря Theosophia — или божественному знанию, которое переносит ум из мира форм на уровень духа вне формы, во все века и во всех странах людям иногда удавалось ощущать вещи внутреннего, или невидимого мира». Все упоминаемые далее автором теософы-предшественники, среди которых: индийские аскеты (йогины, практикующие медитацию, или самадхи), неоплатоники, розенкрейцеры, или философы огня, и другие мистики были вовлечены в «поиски божественного „Я“ человека», которые сопутствовали описанной ею теургии. Согласно Ямвлиху, теургия была, как она указывает в своей статье, «искусством применения божественной энергии человека для подчинения слепых сил природы».
Эти поиски нередко принимались за «общение с личностным Богом», что не соответствовало действительности, но они занимали всех мистиков во все времена. Автор приводит слова члена Королевского общества Уоллеса, спиритуалиста, который, как она пишет, «смело и откровенно» заявил:

Профессор Дж. Сантуччи писал, что, согласно Блаватской, теософия, или божественная мудрость, — это «наивысшая истина о Боге, вселенной и человеке». Истина эта в своей чистой форме является изначальной — в том смысле, что она существовала на заре человеческой истории; эзотерической, поскольку её изучение позволено лишь тем немногим, кто способен постичь подобное знание; и универсальной, так как великие умы всех частей света провозглашали одну и ту же мудрость. Однако, несмотря на свой эзотерический характер, по меньшей мере частично эта истина была «известна в любой стране, претендующей на наличие цивилизации».

Вера теософов

Практическая теософия описана Е. П. Блаватской в книге «Голос безмолвия», впервые напечатанной в 1889 году. Японский идеолог сэн-буддизма Дайсэцу Судзуки считал, что ей удалось отразить учение Махаяны, изложенное в книге мистических учений «Золотые правила», и что она, несомненно, была посвящена в него.

Теософия - это какая наука и что она изучает?

Спустя сто лет предисловие к юбилейному изданию книги написал Далай-Лама XIV, отметивший оригинальность изложения Еленой Петровной пути бодхисаттвы (адепта).

Таким образом, формально буддизм признал теософию своим прозападным ответвлением.

Однако вернемся к изложению сути «Голоса безмолвия». Работа Блаватской, ставшая классикой теософии, состоит из трех частей:

  • «Голос безмолвия».
  • «2 пути».
  • «7 врат».

Практическая теософия представляет собой позаимствованную идеологом теософии из «Лалитавистары» (жизнеописания Будды Шакьямуни – труда 3 века нашей эры) теории пути бодхисаттвы (адепта, идущего путем просветления). Он является последовательным преодолением парамит (ступеней), ведущих к архатству:

  1. Дана (нескупость, единство всего сущего).
  2. Шила (руководствования обетами).
  3. Кшанти (смирение, терпение).
  4. Вайраги (бесстрастность).
  5. Вирья (старания, усердие).
  6. Дхьяна (сосредоточение, созерцание).
  7. Праджня (мудрость).

Архат в толковании Елены Петровны – «заслуживающий почестей божественных», «представитель разума… сравнимого со степенью архангелов в сказах библейных». (Блаватская, «Учение храма»).

Комментарии

  1. «Lucifer», vol. 3, № 15, November, 1888, p. 177—187.
  2. Cit. Blavatsky H. P. Is Theosophy a Religion?
  3. По утверждению Д. Г. Мелтона, теософия представляет собой традиционный религиозный культ, наряду с христианской наукой, розенкрейцерством, спиритуализмом, сатанизмом, мормонизмом и т. д. Однако Р. Эллвуд писал, что Теософское Общество не представляет собой церковь или религиозную организацию в обычном смысле: «Многие теософы, включая меня, — члены церкви и других религиозных организаций. Теософами являются христиане, индуисты, буддисты и другие».
  4. «Thomas Merton has noted that the mystics of one religion may sometimes feel greater affinity to the mystics of other religions than to the ordinary adherent of the same religion».
  5. Cit. Blavatsky H. P. Is Theosophy a Religion?
  6. Как сказал Субба Роу, «Теософское Общество стоит на совершенно несектантской основе; оно симпатизирует всякой религии, но не всякому злоупотреблению, существующему под личиной религии».
  7. Cit. Blavatsky H. P. Is Theosophy a Religion?
  8. «The basic teaching of theosophy is the universal brotherhood of humanity. Hence springs the preaching of toleration to all persons and to all varieties of belief, e.g. Buddhists, Christians, Atheists».
  9. О. Хаммер заметил, что У. К. Джадж, один из основателей Теософского Общества, «называл теософию научной религией, или религиозной наукой».
  10. Cit. Blavatsky H. P. Is Theosophy a Religion?
  11. «Теософия есть не религия, а божественное знание или наука. Самый термин относится, по объяснению г-жи Блаватской, не к единому Богу, а к богам или ко всякому божественному существу, и означает не мудрость Божью, а божественную мудрость, т. е. такую, которая принадлежит богам вообще».
  12. Cit. Blavatsky H. P. Is Theosophy a Religion?
  13. В. А. Трефилов писал: «Учение Е. П. Блаватской с самого начала формировалось как синтез философских воззрений и религиозных форм различных эпох и народов с современными ей научными идеями. Фактически теософия была одной из первых попыток создания новой парадигмы мышления путем синтеза научного и вненаучного знания».
  14. Cit. Blavatsky H. P. Is Theosophy a Religion?
  15. Cit. Ibid.
  16. Всё же, по мнению Н. Гудрик-Кларка, теософия внесла в западный эзотеризм существенный вклад, в частности, в представление эзотерических идей в контексте современной науки, включая теорию эволюции, геологию, антропологию и расовые теории.
  17. Тем не менее Е. А. Торчинов писал: «Если избавиться от жупела «мистики» и вести обсуждение в рамках проблемы изменения общенаучной парадигмы, проблемы изоморфизма сознания и физического мира и даже онтологии сознания вообще, диалог между физиками, философами, религиоведами и психологами вполне мог бы состояться».

Критика

Как откровенные идейные противники учения Блаватской, так и претендующие на объективность исследователи западного эзотеризма, одинаково заинтересованы в отделении современной теософии от теософии классической: так, по мнению Бердяева, «модные „теософические“ течения испортили прекрасное слово „теософия“ и заставили забыть существование подлинно христианской теософии», а, по словам профессора Февра, то, что Блаватская называла «теософией», в действительности представляет собой лишь её собственную доктрину.

Позиция Генона по отношению к Блаватской выглядит логически безупречной: если она называла своих последователей теософистами, а не теософами, то и её «псевдорелигия» должна была называться «теософизмом» (фр. théosophisme), а не теософией. По его мнению, «теософизм» представляет собой «беспорядочную смесь неоплатонизма, гностицизма, еврейской каббалы, герметизма и оккультизма».

«Католическая энциклопедия», отметив, что доктрина Блаватской представляет собой «странную смесь мистики и шарлатанства», вынесла вердикт: «Отрицание современной теософией личностного Бога аннулирует её притязания называться духовной философией». Позиция Русской православной церкви в этом вопросе, которую выразил в своей книге кандидат богословия Д. Дружинин, не менее категорична.

По мнению П. Сендера, современного теософа, и «христианская теософия» Бёме, и «оккультная теософия» Блаватской, и «психологическая теософия» Кришнамурти (если можно дать им эти характеристики), хотя и различны по языку и понятиям, тем не менее, «являются теософскими учениями», поскольку все они стремятся пробудить в стремящемся Божественную Мудрость. Теософские общества, призванные стать ядром всеобщего братства людей, должны оставаться открытыми для «универсальной теософии», для всего, что может помочь морально и духовно возвысить людей, принадлежащих к разным расам, религиям, полу, касте и цвету кожи. В противном случае они превратятся в обычные секты, проповедующие «стереотипное вероучение» для узкого круга людей, а это будет их поражением.

Литература

  • Без автора. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Бердяев Н. А. // Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994. — С. 175—193. — 480 с. — (Мыслители XX века). — 25 000 экз. — ISBN 5-250-02453-X.
  • Митюгова Е. Л. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Соловьёв В. С. // Собрание сочинений / Под ред. С. М. Соловьёва и Э. Л. Радлова. — 2-е изд. — СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1911. — Т. VI. — С. 287—292. — 492 с.
  • Трефилов В. А. Глава XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия // Основы религиоведения. Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 1994. — С. 233—245. — 368 с. — ISBN 5-06-002849-6.
  • Шабанова Ю. А. . Новини Теософського Товариства. Теософское общество в Украине (2016). Дата обращения 7 июля 2017.
  • Эмерсон Р. У. . Библиотека. Теософия в России. Дата обращения 11 июля 2017.
На других языках
  • Driscoll J. T. // The Catholic Encyclopedia / Под ред. C. G. Herbermann, E. A. Pace и др. — New York: Robert Appleton Company, 1912. — Vol. 14. — P. 626—628.
  • Melton J. G.  (англ.). Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Inc. (2017). Дата обращения 7 июля 2017.
Публикации сторонников
  •  (англ.). Union Index of Theosophical Periodicals. The Campbell Theosophical Research Library (13 October 2016). Дата обращения 8 июля 2017.

Комментарии

  1. The Theosophist, Vol. 1, № 1, October, 1879, pp. 2—5.
  2. Cit. Blavatsky, What Is Theosophy?
  3. Сантуччи уточнил, что здесь упоминается «теургия неоплатоников, таких как Ямвлих, и философов огня, описанных, например, Харгрейвом Дженнингсом».
  4. Блаватская объясняет термин «теософия», описывая, кто такой теософ. С этой целью она использует определение Вогана.
  5. Cit. Blavatsky, What Is Theosophy?
  6. Cit. Blavatsky, What Is Theosophy?
  7. Вл. Соловьёв писал, что, по объяснению Блаватской, теософия есть «не религия, а божественное знание или наука». Сам термин относится не к единому Богу, а к любым богам и означает не мудрость Бога, а божественную мудрость.
  8. «Происхождение этого термина, по утверждению основателей теософии , восходит к школам неоплатоников, однако самые ранние элементы теософии сложились в Древней Индии, а термин „теософия“ имеет свой аналог на санскрите — „брахмавидья“ (божественная мудрость)». «Теософия — религиозно-мистическое учение, основанное на вере в Единый Абсолют — Непостижимого Бога, на законе кармы и перевоплощении души, на идее бесконечной космической эволюции».
  9. See, Blavatsky, What Is Theosophy?
  10. См. Блаватская, Что такое теософия?
  11. Внутренняя божественность была известна под разными именами: внутренний Бог, высшее «Я», Учитель; соединение с этим божественным «Я» давало мудрость.
  12. Цит. Блаватская, Что такое теософия?
  13. «James A. Santucci is professor of religious studies and linguistics at California State University, Fullerton».
  14. See, Blavatsky, What Is Theosophy?
  15. «Немецкий пиетизм фундаментально выразил теософские идеи через Экхарта, Таулера, Сузо и Бёме», и едва ли было время, когда «духи оккультной мудрости не витали на фоне европейской мысли».
  16. Cit. Blavatsky, What Is Theosophy?
  17. См. Блаватская, Что такое теософия?
  18. Cit. The Secret Doctrine, vol. 1.
  19. Цит. Блаватская, Что такое теософия?
  20. «Шеллинг употреблял термин „теософия“ для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие „свободной теософии“ у Вл. Соловьёва».
  21. Cit. Blavatsky, What Is Theosophy?
  22. См. Блаватская, Что такое теософия?
  23. «To Blavatsky, Theosophy was empirically verifiable (through science, psychic powers, and history)».
  24. Тем не менее, Гудрик-Кларк отметил, что, в отличие от христианской теософии Бёме и его последователей, теософия Блаватской, «адаптировав современные научные идеи, предложила концепцию духовной эволюции человечества, проходящей через бесчисленные миры и эпохи».
  25. Хаммер процитировал в своей диссертации У. К. Джаджа: «Теософия является научной религией».
  26. В англоязычной литературе отчасти установилось правило: термин «Теософия» (с прописной «Т») использовать для описания современной теософии теософских обществ, а термин «теософия» (со строчной «т») — для классической теософии. Профессор Годвин дополнительно предложил современных теософов называть исключительно «Теософистами» (англ. Theosophists), а «теософами» (англ. theosophers) называть только приверженцев «традиции религиозного просветления», примером которой являются Бёме и его последователи. Тем не менее, например, профессор Эллвуд этих формальностей не придерживается.
  27. Согласно Бердяеву, теософия «соединяется с самыми вульгарными философскими течениями и чуждается философии более сложной и глубокой».

Эмблема Теософского Общества

Теософия - это какая наука и что она изучает?

Эмблема Теософского Общества — это сложное изображение, состоящее из нескольких символов. Все они имеют глубокое духовное значение. В них заложена философская идея и мудрость о человеке и Вселенной.

Анкх

В самом центре расположен знак, который называется «анкх» (crux ansata). Его изображение выглядит как круг на кресте тау.

Это древний египетский сакральный знак. Существует гипотеза о том, что Анкх был главным знаком жителей Атлантиды и других древних исчезнувших цивилизаций. Его изображение часто встречается на гробницах фараонов и стенах храмов.

Анкх — это магический знак, имеет форму ключа. Крест — это жизнь, круг — это вечность.

Значение Анкха:

  • Способность вдохнуть в человека божественную силу;
  • Открывает врата потустороннего мира;
  • Воскресение духа из заключения в материи;
  • Дарование бессмертия;
  • Способность видеть тонкие миры;
  • Торжество духа над материей;
  • Торжество добра над злом.

Пересеченные треугольники — знак Вишну

Это два пересеченных треугольника, которые называются знак Вишну.  Другие их названия из Каббалы: печать Соломона, звезда Давида.

Это охранительный знак, который до сих пор встречается на воротах домов в каждой индийской деревне.

Переплетенные треугольники говорят нам о Двуединой жизни, состоящей из Духа и Материи. Так же они указывают на неразрывность Двух начал при сотворении мира: Женское и Мужское, доброе — злое и т.д.

Треугольники имеют разные цвета. Три окончания — это Троица, которые символизируют:

Белый треугольник:

  1. Знание;
  2. Того, кто познает;
  3. То, что познается.

Черный треугольник обозначает три силы:

  1. Творящая;
  2. Сохраняющая;
  3. Разрушающая.

Переплетенные треугольники образуют Шестиконечную Звезду, которая указывает на Двойственность Разума:

  1. Разум, пробужденный в Материи;
  2. Разум, живущий в мире Духа.

Змея

Комбинацию из треугольников окружает Змея. Она символизирует Вселенную с ее временем и пространством.

Змея — символ мудрости. Поедание своего хвоста имеет значение бесконечности Вселенной, ее круг и цикличность процессов. Этот символ можно часто встретить в восточных учениях, объясняющих карму и реинкарнацию души.

Свастика

Знак свастики представляет собой форму огненного креста. Он вращается по часовой стрелке, выдавая языки пламени.

Это обозначает огромные силы природы, неподдающиеся объяснению человеку.

Свастика на эмблеме символизирует процесс эволюции.

Ом (Аум)

Венчают эмблему три буквы Тримурти на санскрите, обозначающем священное слово. Это символ Бога, его имя. По-другому — «слово силы».

Это слово из медитации, которое создает сильнейшую энергетическую вибрацию. Это мантра для вхождения в транс.

Миры человека

Основа каждого из нас ― наша духовная сущность. Но для приобретения опыта в плоскости, относящейся к низшим материальным, нам всем дана плоть.

Существующий в мире закон гласит, что сознанию доступны только те знания, которые требуются ему для воспроизведения описанного в них. Точно так же сознанию доступно понимание другого сознания в той степени, в которой оно может измениться до состояния того сознания. Мы можем знать и понимать другого человека, только когда способны страдать или быть счастливым одновременно с ним. Исходя из этого, главным условием знания является эмпатия.

Согласно другому закону любые перемены, происходящие на уровне сознания, находят отражение в материи, проявленной во внешнем мире, через вибрации. Чем ближе человек к миру духовному, в котором он может существовать в качестве эманации Божества, тем гармоничнее эти вибрации. В мирах с более плотными материями ответные вибрации слабее.

Для способности к преобразованию окружающих материй теософ должен изучить такие понятия, как завертывание и развертывание. Для этого требуется погружение в материю, которое сопровождается притягиванием оболочки из нее. В этот момент притягиваются материалы, представляющие сразу все миры: и духовный, и интеллектуальный, и физический, и эмоциональный. В этом и заключается процесс завертывания ― инволюции духовной сути в материальную.

Как только человек поймет эту оболочку, ему необходимо научиться распознавать все перемены, которые в ней совершаются. Он должен научиться видеть, как вибрации, происходящие в материальных оболочках, находят отражение в его собственном сознании. Именно так теософия понимает эволюцию: восхождение духа путем материи, когда он раскрывается в ней, а затем проникает в нее глубже и поднимает на более высокую ступень.

Для увеличения силы восприятия человек создал специальные инструменты. Чтобы глаза могли лучше видеть происходящее в материи, у нас есть микроскопы, чтобы уши могли лучше слышать ― микрофоны. Благодаря этому нам доступен для познавательной деятельности абсолютно весь физический мир.

Человеческое физическое выражение имеет уже достаточно высокую организацию. Поэтому пришло время развивать более тонкие оболочки ― астральные. По мере их развития мы все больше соприкасаемся с нашими желаниями, эмоциями и страстями. Увидеть, как астральный мир воздействует на человеческое астральное тело, можно, вспомнив про случаи, когда умершие люди являются живым, а также про сбывшиеся предчувствия. Чем более организованным является наше астральное тело, тем менее туманными становятся такие откровения.

Человечество занимается организацией и третьего проводника ― ментального. Это подразумевает умение «считывать» мысли других существ, вне зависимости от того, насколько далеко или близко они от нас. Когда произойдет полное освоение ментального мира, придет очередь духовного. Духовное тело призвано служить духу. Эта ступень будет занята человеком тогда, когда он изведает в этой Вселенной абсолютно все и не останется ничего, на что он не мог бы воздействовать.

Трансцендентная природа теософии

Ядром теософии является целостная картина мироздания в единстве взаимосвязей и закономерностей всех возможных планов бытия. Источник данного знания – гипотетически предполагаемая София, Мудрость, ускользаемая от системных определений. Это трансцендентный источник мироустройства, что и даёт основания для понимания теософии не как знания человека о Боге или Божественном, а, условно говоря, знания Богов о себе и о мире, то есть – Божественная мудрость. Ядро теософии выступает духовным идеалом устремлённости человека к восполнению этой целостности через разворачивание аспектов духовной культуры. Говоря о Божественной Мудрости, Е.П.Блаватская пишет: «Мудрость эта — такая же древняя, как и сам человеческий разум. Первым производным от ее названия стал титул мудрецов— верховных жрецов этого культа истины. Со временем эти титулы трансформировались в слова философия и философы (любители мудрости)» .  

Теософия – не религия

Чем же является ее учение? Порой в публикациях встречаются его определения, составленные по следующему образцу: «Теософия – это наука и религия одновременно, поскольку изучает Вселенную через высшее «Я» человека (в христианстве этот термин называется душой).

Следует задуматься, прежде чем принять их на веру. Зададимся вопросом: «Разве созданная оккультным способом, пусть даже самым талантливым медиумом теология – это религия?»

Теософия - это какая наука и что она изучает?

Отвечая на него, следует пояснить принципиальную разницу: чем отличается человек-медиум, порабощенный волей духа, от творцов религии (Иисуса Христа или Мухаммеда). И создатель христианства, и создатель ислама являлись людьми просветленными, приблизившиеся к Абсолюту и ставшие им, а значит, это были личности свободные. Религия соединяет с Абсолютом, она гармонична. Теософия этой целостностью не обладает, подчиняя человека воле духов. Учение, полученное при помощи спиритизма, и религия, созданная путями откровения Божьего, – вещи разные.

Кстати (факт документально подтвержден), во время крещения Елены на одном из священников загорелось одеяние. Потом в «Разоблаченной Изиде» Блаватская напишет: «Законы Библии, учение которой он полностью отвергал, Христос нарушил первым, за что в конечном счете был распят».

Как известно, мистическое учение Блаватской декларирует замещение собой всех религий.

Центральная идея теософии

Сантуччи писал, что, «по словам Блаватской, теософия относится к ряду учений, ясно формулирующих своё отношение к Высшей Сущности (the Supreme), макрокосму (вселенной, или природе) и микрокосму (человеку)». В своей статье она впервые излагает теософское положение о «единой Высшей Сущности, Неведомой и Непознаваемой». Она пишет, что эта идея была «центральной идеей эклектической теософии». Это положение позднее было развёрнуто автором в прологе её «Тайной доктрины», где говорится о том, что «существует некое Вездесущее, Вечное, Беспредельное и Неизменное Начало (Принцип), все рассуждения о котором не имеют никакого смысла, поскольку оно выходит за пределы человеческого понимания».

По мнению профессора Ю. Шабановой, «немецкому идеализму, с которым традиционно связывают рационализм и даже панлогизм», не была чужда идея теософии. «Той теософии, которая, — согласно Блаватской, — побуждала таких людей, как Гегель, Фихте и Спиноза продолжать труд греческих философов и размышлять о Единой Сущности — Божестве, Всебожественном, исходящем от Божественной Мудрости — непостижимой, неведомой и невыразимой, на основе любой древней и современной религии». Упомянув эти проявления теософии, автор статьи заявляет:

Блаватская цитирует «прекрасное», по её мнению, эссе о Сверхдуше Эмерсона: «Я, несовершенство, поклоняюсь своему собственному Совершенству»; ссылается на Плотина, который считал тайный гнозис, или знание теософии, единством убеждения, изучения и озарения: «Средством или инструментом первого является чувство или восприятие, второго — диалектика, а третьего — интуиция. Рассудок подчинён интуиции — это абсолютное знание, основанное на слиянии сознания с познанным объектом». Далее она пишет: «Теософия — это, можно сказать, точная наука психологии; она имеет такое же отношение к естественному, неразвитому медиумизму, как знания Тиндаля к познаниям школьника в физике».

Основные положения теософии

ТЕОСОФИЯ(Греч.) Религия Мудрости или «Божественная Мудрость». Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом. В практическом применении теософия есть чисто божественная этика; определения, данные ей в словарях, просто бессмыслица, вздор, основанный на религиозном суеверии и невежестве в отношении истинного духа ранних розенкрейцеров и средневековых философов, называвших себя теософами.

< … >

РЕЛИГИЯ МУДРОСТИ.Единая религия,лежащая в основе всех ныне существующих верований.Та «вера»,которая,будучи предвечной и открытой непосредственно человеческому роду его прародителями и одушевляющими Эго(хотя церковь считает их «падшими ангелами»),не требовала ни «привлекательности»,ни слепойверы,ибо она была знанием.(См.Гупья Видья,Сокровенное Знание).Именно на этой Религии Мудрости и основана Теософия.

Происхождение Вселенной

Исходной точкой Вселенной является «Непознаваемое», неизреченный Абсолют, Безличный Принцип, благодаря которому все стало. Высшую триаду составляют Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова. Нисхождение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, затем через планы: духовный, психический, астральный и материальный.

Человек

Человек — отражение проявленного Абсолюта (микрокосм), и его истинное внутреннее «Я» вечно и едино с Божественным «Я» Вселенной.

< … >

Эзотерическая философия утверждает,что только физический человек создан по образу Божества;Божества,олицетворяющего однако лишь «меньших Богов».Одно лишь ВЫСШЕЕ Я,истинное ЭГО,божественно и есть БОГ в человеке.

Учение о реинкарнации

«Эволюция человека совершается путем многочисленных воплощений, в которых он приобретает опыт, знания и самопожертвованной жизнью, служением людям становится активным участником божественного преобразования и строительства на Земле и во Вселенной. <…> Гносеологическая доктрина Теософии опирается на учения о карме , перевоплощении, законе жертвы и восхождении человека к своему истинному „Я“, и заключенному в высшем Триединстве „Атма-Будхи-Манас“. Человек, вступивший на путь самосовершенствования и постижения Божественной Мудрости, встречает, по Теософии, множество препятствий и опасностей: только чистое, огненное сердце способно устоять под натиском стихий и выдержать воздействия низших желаний, страстей, мыслей».

Закон Кармы — закон причин и последствий

В теософии Блаватской закон кармы рассматривается с точки зрения гармонии и согласия с законами природы:

Философская концепция Социально-историческая концепция
В основе концепции теософии лежит на семеричном принципе: 7 планов бытия, 7 принципов человека, 7 эволюционирующих рас и др. Идея «Всемирного Братства Человечества», которая является ведущей во всех мировых учениях (Сангха буддизма, Умма ислама, Община христианства и др.).

Теософия и теософское учение

Трансцендентное доисторическое ядро или дух универсальной теософии проявляется как его тело, то есть ощутимая видимая форма в виде теософских учений. С этого времени термин «теософия» начинает применяться по отношению к теософским учениям. Следует различать трансцендентную основу теософии, её универсальное ядро, теософию как состояние сознания и теософию как учение, которое принимает системное изложение. Если Божественная мудрость это абсолютная Истина, то теософское учение отражает грани этой Истины, представленные через просветлённое сознание и оформленные в определённые знания и представления. Так, теософское учение не является Истиной, а лишь описанием её. Владеть открытыми знаниями теософского учения ещё не значит достичь теософского состояния сознания. Накопления знаний не достаточно для обретения Мудрости. Теософские учения обретают смысл через самопознание как путь пробуждения Божественной мудрости и практику образа жизни. Основанное в 1875 году в Нью-Йорке Е.П. Блаватской, Г.С. Олкоттом и У.К. Джаджем, Теософское общество способствует практической реализации теософских идей в формах духовной и социальной жизни, а наследие Е.П.Блаватской и её последователей составляют тело теософии – теософское учение, представленное в систематическом изложении знаний в теософских текстах. При этом Блаватская утверждает: «Есть теософия и теософия: истинная теософия теософов и теософия членов одноименного Общества» .

В виду трансцендентной природы своего ядра теософия не может быть выражена в виде окончательного учения. По этой причине появляются интерпретации содержания теософии и понимания её сути, которые приводят к противоречиям как внутри Теософского общества, так и во внешних оценках содержания учения. Теософия постоянно требует от своих исследователей максимально объективной и непредвзятой позиции. Нужно понимать, что Теософия как Божественная Мудрость есть идеал, образец, можно сказать в своей полноте никогда не досягаемый в ограниченных условиях материального бытия. Именно поэтому в рядах теософов не может быть категоричности и безапелляционности мнений. Представленные ниже взгляды теософов раскрывают палитру мнений о том, «что такое теософия?»