Панегирик что это такое

Труд всей жизни и неоправданные надежды

Панегирик Исократа был полностью политизирован. Красной нитью в речи, над которой автор корпел около 10 лет, проходила идея единения афинян с жителями Спарты для совместного противостояния в борьбе с персами. По своей композиции «Панегирик» делится на две части. В них торжественно освещаются отечество и его богатое героическое прошлое, а также многочисленные благодеяния мирового масштаба, в том числе освоение Балкан, научные изобретения, появление крупных торговых путей.

Само собой разумеется, по мнению оратора, что все это дало афинянам незыблемое право руководить прочими греками и занимать лидирующую позицию в борьбе с дикарями и варварами. В конце своей эпопеи Исократ наставляет своих слушателей. Однако в ней идет речь не только о священной войне и единении эллинов. Он смело и дерзко призывает других ораторов к тому, чтобы они перестали разглагольствовать про всякие глупости и сделали хотя бы попытку превзойти его произведение по красноречию.

Панегирик Исократа является действительно искусно выстроенным литературным шедевром, в котором пластичность красочных и чувственно воспринимаемых фигур уступает наглядности несколько иного рода, характерной чертой которой является логическая ясность. Несмотря на справедливость и разумность его точки зрения, Исократу все же не удалось добиться желаемого. У истории на этот счет были свои планы. Отказавшись от еды и разочаровавшись в своих иллюзорных фантазиях, великий оратор умер в 337 году. Мирное объединение эллинов оказалось невозможным, а отсутствие обоюдных уступок в конечном итоге привело к кровопролитной битве.

Современные культуры и религии включают в свои похоронные ритуалы и панегирики в честь усопших. В данном случае хвалебная речь выступает в качестве прощального слова и знака уважения к умершим.

История

Греки заимствовали у египтян обычай говорить речи при погребении усопших и создали впоследствии из этого обычая особый род литературы и ораторского искусства. Уже во времена Солона такого рода речи при общественных похоронах произносились не кем-нибудь случайно, а известным лицом, по назначению. «De mortuis aut bene, aut nihil» («О мёртвых или хорошо, или ничего»), говорили римляне, и надгробные речи их всегда отличались похвалами, причём первоначальная искренность уступала место риторике, по мере того, как речи эти приобретали официальный характер и стали служить предлогом для похвалы живым. Из панегирических речей древности особенно замечательны речь Перикла в честь павших при Марафоне и Саламине (у Фукидида) и речь Лисия в похвалу сражавшимся с Коринфом. Эти речи имели главным образом целью воодушевить афинян к новым жертвам для блага и спасения отечества. В точном смысле слова панегириком (от πᾶν — весь и ἀγορά — афинский форум, агора) стали называть речь, произносимую перед народом в честь какого-либо лица, города или нации и содержащую в себе похвалу, без примеси критики. Из памятников такого красноречия в Греции сохранился до нашего времени только панегирик Афинам Исократа (386 г. до н. э.).

В римской литературе знаменит панегирик Траяну Плиния Младшего, по случаю назначения его консулом — образец тонкой и остроумной лести. «Жизнь Агриколы» Тацита — другой пример панегирика в римской литературе, но уже без всякой примеси лести живому.

С распространением христианства похвальное слово умершим приобретает все более характер апологии религии и наставления живым, в духе веры и церковных установлений. Отсюда получили начало панегирики в день праздника того или другого святого, и те же начала легли в основание житий святых. Панегирики святым и царям пестрели риторическими украшениями и производили на массу впечатление тем более сильное, чем меньше они походили на действительность. В XVI и XVII в. входит в обычай сочинять панегирики или похвальные слова юмористического и сатирического содержания: например, похвала пьянству, подагре, животным и растениям (кошки, крысы, мыши). Особенно знаменита сатира в форме панегирика — «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. В XVII в. во Франции вследствие особых условий усиления королевской власти развилась придворная панегирическая хвалебная поэзия. В XVIII в. даже Вольтер, Дидро, Д’Аламбер и др. знаменитые философы века писали панегирики Екатерине II, Фридриху Великому и т. п. С другой стороны, мелкие литераторы и стихотворцы сочиняют панегирик Вольтеру и другим значительным лицам и вельможам. Из памятников XVII в. во Франции особенно известны панегирики Боссюэта священной королевской власти.

Другой современник Людовика XIV, Буало, издал в 1666 г. сборник «Discours au roi» — панегирик королю и монархии. XVII в. создал во Франции специальную литературу академических речей или «похвальных слов», представляющих ряд риторических панегириков выдающимся государственным деятелям, воинам, учёным, поэтам и т. д. Особенной известностью и значением пользуются собрания такого рода речей Кондорсе, Д’Аламбера и других академиков. Обычай произносить в торжественные и праздничные дни похвальные слова с целью поучения и назидания перешёл и в Россию и получил значительное развитие в проповеди, а затем в литературе и даже поэзии XVII и XVIII вв. Проповеди Феофана Прокоповича представляют почти всегда панегирики Петру. Наука и литература долгое время ещё нуждались в покровительстве сильных и знатных; отсюда восторженные панегирики Петру, Елизавете, Екатерине II и вельможам, сподвижникам этих государей. Зависимость учёных и поэтов от милостей двора создает особый род придворной, панегирической, то есть неумеренной в похвалах и льстивой литературы. В некоторых одах, например Елизавете Петровне, восторженные, превышающие всякую меру похвалы до известной степени служат отголосками общественного настроения, видевшего в воцарении «Петровой дщери» наступление нового, лучшего периода русской истории. Оды и послания Ломоносова (к Шувалову и др.), при всей своей риторичности, также имеют серьёзное общественное значение и одушевлены любовью к науке и просвещению. Но этого нельзя сказать о большинстве панегиристов, искателей тёплых мест; их льстивые панегирики не отличаются ни содержанием, ни стилем.

Панегирическая литература XVIII в. имеет в России особенно видного представителя в лице Державина. В XIX в. панегирик в настоящем смысле слова исчезает[источник не указан 1757 дней].

Современные панегирики — это что?

Хвалебная речь имеет определенный смысл, в ней описывается жизнь человека с точки зрения достижений. Вот некоторые факты, которые обычно включают в себя панегирики, это:

  1. Когда и где был рожден умерший.
  2. Детские прозвища.
  3. Имена родителей (а также где они встретились и поженились).
  4. Братья и сестры.
  5. Раннее детство — населенные пункты и интересы.
  6. Школы, успехи, награды.
  7. Профессиональные квалификации и достижения.
  8. Некоторые интересные случаи из детства.
  9. Подробная информация о браке, детях, значимых отношениях.
  10. Спортивные достижения.
  11. Хобби, интересы, путешествия, увлечения и т. д.
  12. Детали исторического значения.
  13. Предпочтения, симпатии и антипатии.

Панегирик что это такое

Выдержки из речи Исократа на Всегреческом фестивале

Известен следующий панегирик (пример хвалебной речи к торжественному событию): «Мы собрались в одном месте, где мы возносим наши молитвы и жертвы, которые напоминают нам о родстве, существующем между нами и о доброжелательном отношении друг к другу в будущем, возрождении наших старых друзей и установлении новых связей. … Греки имеют возможность проявить свою доблесть, а другие могут лицезреть их, соперничающих друг против друга в играх. … И весь мир пришел, чтобы смотреть на них». (Исократ, Panegyricus, 380 до н. э.)

Исократ был выдающимся древнегреческим оратором и публицистом. Его речи и политические наставления использовались как мощное воспитательное орудие. Его именуют последователем Лисия и учеником Горгия, который был одним из родоначальников искусства красноречия. Сам Сократ про него как-то сказал, что в Исократе любовь к мудрости была заложена самой природой. Особую страсть оратор испытывал к торжественному и публичному красноречию.

«Панегирик»: значение слова

Этимология понятия восходит от латинского panegyricus, что означает «речь на общественном собрании». Панегирики — это публичные выступления в честь какого-то человека, предмета или достижения. Форма подобной хвалебной речи может быть как устной, так и письменной.

Также в переводе с греческого панегирик (ударение на третий слог) означает любое восхваление, которое было использовано с целью превознесения некоторых людей, событий и так далее.

Древние панегирики часто сопровождались определенной долей раболепства и угодничества. В них четко прослеживалось стремление и желание утвердить в публичном сознании значимость наиболее важных и характерных представителей общества.