Тайна китайского фарфора

Из чего делают костяной фарфор — технология производства

Изготавливают костяной фарфор в каждой стране по-разному. У каждого производителя свой состав фарфоровой смеси, своя температура обжига, своя техника декорирования. Количество обжигов может иметь два-три  цикла — зависит от применяемой техники росписи. Сам рабочий процесс выглядит следующим образом:

Приготовленная фарфоровая масса заливается в специальные формы, которые затем начинают сильно вращать. Под действием этой силы частички смеси равномерно оседают на стенках. Формы открывают и из них появляются заготовки будущих предметов (слепки). Они больше оригинала в размере и имеют молочно-белый цвет.

Мелкие детали (ручки, носики, фрагменты декора) готовятся в своих маленьких формах и затем приклеиваются вручную (носик к чайнику, ручка к чашке и прочее). Все швы и стыки на поверхности изделий обязательно затираются мокрыми губками и кисточками.

Когда предмет проходит ручной контроль качества, его покрывают глазурью (специальная фарфоровая смесь) и снова отравляют на обжиг, но уже при температуре не выше 1100 градусов. Некоторые производители перед вторым обжигом и перед нанесением глазури декорируют изделие. Это называется подглазурная техника росписи.

После второго обжига на выходе из печи предмет обретает тепло-белый цвет с глянцевым эффектом. Наступает время для декорирования. Иногда это бывает ручная роспись специальными красками, содержащими оксиды металлов. Иногда производители используют технику деколь.

Что такое деколь? Специальные картинки вручную переводят на фарфоровую поверхность. Эта метод не так прост, как кажется на первый взгляд, так как требует большой внимательности и точности. «Переводилки» изготавливают на высокотехнологичном оборудовании с использованием особых красок.

Затем «нарядное» изделие проходит завершающий обжиг при температуре не выше 900 градусов. Этот обжиг нужен для того, что бы рисунок как бы «влип» в глазурь. Последний этап – проверка на качество и упаковка.

Посмотрите 4-х минутный ролик, как производят тонкий, костяной фарфор в Англии:

Типы фарфора

Материал классифицируется по технике изготовления как:

  • твердый;
  • мягкий;
  • бисквитный;
  • костяной.

Твердый

В его составе от 47 до 66% каолина. Обжиг проходит при температуре 1400-1600 градусов. Изначально в таком сырье меньше влажности – заготовки практически не деформируются.

Тайна китайского фарфора

Костяной

Этот вид считается самым прочным, при этом ценится за тонкие, просвечивающиеся стенки. При кажущейся внешней хрупкости разбить его сложнее, чем классический.

Тайна китайского фарфора

Половину состава костяного фарфора занимает костяная мука – отсюда и название.

Бисквитный

У бисквитного фарфора пористая шероховатая структура, внешне похожая на мрамор. Эта особенность объясняется тем, что заготовки проходят только первичный обжиг при температуре от 800 до 1000 градусов.

Тайна китайского фарфора

Матовая фактура настолько эффектно смотрится, что ее обычно не покрывают глазурью. Эта техника используется для изготовления ваз, статуэток, других предметов интерьера. Посуду из бисквитного фарфора не делают.

Мягкий

В состав мягкого сырья входит меньше каолина – 25-40%. При этом количество полевого шпата и кварца увеличено – 45 и 30% соответственно. Каолиновая масса получается не такой прочной, зато очень пластичной.

Тайна китайского фарфора

Есть несколько разновидностей мягкого фарфора:

  1. Полевошпатный. В нем содержится 50% шпата и всего 30% белой глины. Материал плотный, тяжелый, но не прочный, поэтому стоит намного дешевле аналогов. Обжигается один раз.
  2. Высокополевошпатный. Отличается от полевошпатного большим количеством кварца – 45%. Удельный вес глины – всего 15%. Изделия из него считаются элитными, обжигаются при низкой температуре.
  3. Фриттовый – прочный, устойчивый к термическому воздействию, химикатам, доступный по стоимости. Обжигается при самой низкой температуре. В состав помимо глины входят сплавы солей и стекла. Фриттовая масса часто используется для лепки статуэток и других оригинальных вещей.

Мягкую каолиновую массу предпочитали мастера Древнего Китая, а твердую – европейские умельцы.

Интересные факты

В мусульманском мире до сих пор не стихают дискуссии, относительно халяльности посуды «Bone china». Часть экспертов доказывает, что прошедшие обработку огнём и превратившиеся золу кости животных, полностью очищены и не могут нанести вреда мусульманам. Другие настаивают, что подобные включения недопустимы.

В XXI веке на мировом фарфоровом рынке была представлена линейка посудных наборов из костей халяльных животных. Однако продукцию «Bone china» по-прежнему избегают веганы и вегетарианцы.

На предприятиях, выпускающих тончайшую фарфоровую посуду, работают в основном женщины. Отмечено, что они действуют бережнее и аккуратнее, снижая процент брака до минимума.

Тайна китайского фарфора

Прототипом «Bone china» считаются фарфоровые изделия в технике «яичная скорлупа», производившиеся в Китае в эпоху династии Мин. Но обе разновидности отличаются коренным образом. Китайские мастера не использовали жжёные кости для повышения прочности материала. Они делали ставку на высококачественное сырьё и высокотемпературный – до 1350°С обжиг, происходивший в особом режиме с длительными выдержками, которые продлевали фазу остекловывания. При этом глазурь буквально вплавлялась в глиняный черепок, отчего прочность изделий увеличивалась в разы. Цвет посуды в технике «яичная скорлупа» – белоснежный, доходящий до лёгкой голубизны, в нём нет тёплых тонов.

Плюсы и минусы

Костяному фарфору, как и любому другому сырью, присущи сильные и слабые стороны, которые будут проявляться в ходе эксплуатации изделий из него. Так, к достоинствам материала стоит отнести следующие:

  • повышенные показатели прочности, даже при условии тонких стенок продукции; как показывает практика, продукция с таким составом будет более устойчивой к механическим повреждениям, чем другие вариации сырья, используемые для изготовления посуды и предметов декора;
  • стенки изделий из этого фарфора будут просвечиваться, что позволяет продукции выглядеть более легкой, изысканной и утонченной; подобные качества особо ценятся антикварами и другими любителями и коллекционерами аристократических статуэток, посуды и так далее;
  • сорт знаменит своим благородным цветом; у настоящего костяного фарфора не будет нелицеприятного серого отлива;
  • поверхность изделий из этого сырья не содержит каких-либо шероховатостей, на ощупь вся посуда и другая продукция будут идеально гладкими;
  • производители делают из материала сервизы и другие бытовые предметы, которые можно отнести к универсальной категории, поскольку их удастся использовать не только для украшения жилища, но и для обычной эксплуатации за семейным столом.

Не лишен материал и некоторых минусов, а именно:

  • несмотря на свою прочность, изделиям из этого сырья потребуется особый уход, который позволит сохранить их первоначальный внешний вид, а также продлит эксплуатационный срок;
  • кроме особого подхода в уходе, костяной фарфор также потребует от владельца соблюдения некоторых нюансов относительно хранения;
  • продукция из данного материала относится к дорогостоящей;
  • несмотря на свою прочность и твердость, костяной фарфор не выдерживает резких скачков температур в большую или в меньшую сторону.

Тайна китайского фарфораТайна китайского фарфора

Состав обеденного сервиза

Количество предметов, входящих в обеденный сервиз, может насчитывать до ста штук и более. Все зависит от того, на сколько персон он рассчитан, и для какого формата мероприятия накрывается стол. В классическом исполнении фарфоровые наборы изготавливаются на 2, 4, 6 и 12 человек.

В состав традиционного столового сервиза входят следующие элементы:

  • Тарелка для холодных закусок и универсальных блюд, предполагаемых ассорти из продуктов определенной формы, веса и размера. Диаметр блюда составляет 20 см.
  • Пирожковая тарелка. Используется для подачи хлеба, тостов, пирожков и некоторой выпечки. Диаметр — 17 см.
  • Мелкая тарелка. На ней подается главное второе блюдо, либо она ставится под глубокую тарелку для первого блюда, чтобы сохранить его тепло.
  • Продолговатая тарелка. Предназначена рыбного меню.
  • Салатницы. Их наполняют всевозможными соленьями, грибами, аджикой, холодными и горячими салатами. Четкие требования относительно размеров и конфигурации отсутствуют.
  • Селедочница. Отличается вытянутой формой для удобного расположения соленой и копченой рыбы, которая может подаваться целиком или нарезанной на порционные ломтики.
  • Лоток. Служит для подачи сырных и колбасных нарезок, шпрот и консервов.
  • Супница. Декоративная кастрюля для разлива первых блюд. Всегда дополняется половником.
  • Бульонные чаши, миски или глубокие тарелки. Предназначаются для подачи супов, борщей и прочих первых блюд.

История китайского фарфора

Несмотря на мировую известность – в Китае большинство керамических изделий сделано из фаянса: посуда, сувениры, кухонные приспособления. Тонкий фарфор в древности предназначался для скульптур, статуэток. Слово фарфор – в китайском языке означает собирательный термин, им обозначают все изделия из керамики.

  • Первые старинные керамические предметы нашли на юге Китая, их изготовили примерно 20 тысяч лет назад. Они были самими простыми и без орнамента.
  • Первые скульптуры из настоящего фарфора изготавливались в правление династии Хань. На это указывает качество материала, подвергшееся высокотемпературному обжигу.
  • Первый цветной китайский фарфор принадлежит эпохе Суй, трехцветная керамика подвергалась обжигу при низких температурах, с добавлением различных смесей.
  • Посуда с росписью под глазурь, стала появляться при династии Сун. Тогда стали широко известны печи для обжига. Это период украшения керамики драгоценными камнями, эмалями и дорогими металлами.
  • Синяя глазурь была прославлена при династии Мин. Лучший китайский фарфор тогда имел императорский кобальтовый цвет и обилие золотой отделки.
  • Мир узнал тайну изготовления китайского фарфора в период династии Цин. Сначала ее выкрал французский шпион. А потом один из императоров в мемуарах детально описал процесс производства посуды. С этого периода мастера многих стран пытались создать свой фарфор.

Особенности изготовления фарфора

Китайцы считают, что настоящий фарфор должен быть тонким, как лист бумаги, прозрачным, как слеза и звонким, как удар гонга. Цвет тоже имел свои особенности, он мог быть  – голубой, как небо, омытое дождем; зеленый, как самый дорогой нефрит и белый, как первый снег.

Высокого качества мастера добивались с помощью каолина – белой глины и «фарфорового камня», растертого до состояния невесомой пудры.

Полученная масса оставлялась до созревания – на десятки лет. Потом, получившая особую пластичность масса отбивалась до нужного состояния, после этого обжигалась в печи при высокой температуре. И приобретала водостойкость и особую прозрачность.

Производство

Приготовленная таким способом фарфоровая масса, помещалась во вращающуюся форму, частицы оседали на стенках, лишнее выливали для следующего использования. Затем содержимое форм аккуратно вынимали и подсушивали.

Полученный слепок помещался в заготовку — глиняный сосуд, сделанный вручную мастером. Предметы делали двумя способами: сразу вытягивали нужную толщину – это требовало особого мастерства. Или оставляли больший размер, а лишнее обрезалось. Затем заготовку со слепком подвергали обжиганию в специальных печах.

Обжиг

Твердый китайский фарфор, обладающий особой прочностью – получается при высокой температуре. Максимальная температура – 1300 оС, изделия выдерживают в печи 10 часов, затем постепенно дают остыть, в течение еще пяти часов

Потом осторожно приоткрывают дверцу, и остужают до 200оС

После такой температурной обработки – глазурь на изделии приобретает прозрачность, глянцевый блеск и особую прочность.

Чтобы добиться идеального обжига – мастер постоянно контролирует процесс. Он определяет нужную температуру обжига – по цвету огня, постоянно приоткрывая заглушки. На качество влияет влажность, направление ветра, погодные условия и время года.

Декор

В самом начале фарфор не подвергался декорированию. Китайцам нравилось любоваться строгими формами изделия, особым блеском, плавностью линий. При династии Юань из Персии привезли первые расписные изделия и китайский фарфор стали украшать узорами.

Сейчас подготовленную заготовку подогревают до 200оС, покрывают эмалью и дают подсохнуть. Затем юные девушки, тончайшими иголочками наносят рисунок на изделие. После чего струей воздуха удаляют остатки эмали и опять ставят на обжигание.

Подглазурная роспись кобальтом – была придумана в Китае. Затем она вошла в моду в Голландии, а во времена Петра 1-го, о ней узнали мастера Гжели, где она стала визитной карточкой. Но китайской особенностью, были однотонные глазури без рисунков с различными эффектами.

«Ползучие цветы» — тончайший вид резьбы, относящийся к традиционной росписи. Особенно часто встречается на китайских чайных фарфоровых сервизах.

Китайское барокко – известный вид традиционной живописи.

Каждый художник обычно воспроизводит один-два сюжета, и многочисленные вариации на них. Поэтому заводы и мастерские часто используют приглашенных специалистов, для определенных заказов.

Кремовый чайный сервиз Веджвуда

Посуда в китайском стиле скоро перестала удовлетворять мастеров и владельцев фабрик – они понимали, что путь к успеху и признанию невозможен без экспериментов с сырьем, материалами, цветами в поисках идеальной формы. Понимал это и Веджвуд, с детства работавший в отцовской мастерской и видевший грубую фактуру и низкое качество сырья. Веджвуд искал универсальный рецепт недорогой, но качественной фарфоровой массы, из которой получались бы роскошные чайные наборы.

В 1762 году ему это удалось. Первый кремовый сервиз для чаепития был покрыт голубоватой глазурью, но не расписан

Владелец мастерской понимал, что мягкий светлый цвет привлечет внимание и решил играть ва-банк. Веджвуд презентовал свою работу королеве Шарлотте – она была в восторге от изысканного сервиза и позволила назвать кремовую линию «Queen’s Ware»

С того момента белый фарфор стал светской привилегией, признаком хорошего вкуса и высокого статуса.

Тайна китайского фарфора

Основные производители костяного фарфора

Лидерами среди всех производителей изделий из такого фарфора считаются англичане, которые первыми освоили технику изготовления материала с добавлением костяной золы. Отличными навыками и немалым опытом в области создания тонкостенного фарфора обладают и японские производители: они изменили установленную долю костяного компонента в составе фарфоровой массы. Японцы вывели особую формулу, благодаря которой привычная технология заметно усовершенствовалась. Известные производители:

  • Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Был основан в 1744-м году императрицей Елизаветой дочери Петра Великого. В то время завод стал первым фарфоровым предприятием в России и третьи во всей Европе. В первые годы там производители мелкие вещи – в большей степени табакерки для императрицы. Со временем был построен большой горн и завод стал производить более крупные предметы. Мануфактура была реорганизована с воцарением Екатерины II. Конец XVIII-го века стал временем расцвета российского фарфора, а ИФЗ – одним из ведущих заводов в Европе. Что касается фарфора с костяной золой в составе, то подходящая масса впервые была разработана в советское время – в 1968-м году. Первая такая партия была выпущена ИФЗ. Сейчас предприятие является единственным в России, которое выпускает костяную фарфоровую массу и предметы из нее.
  • Royal Doulton. Компания из Англии, которая долго время специализируется на производстве костяного материал и имеет статус одного из крупнейших его изготовителей и поставщиков. Вместе с британской фабрикой Wedgwood она входит в состав альянса. Основана в 1815-м году, штаб-квартира расположена в Сток-он-Тренте (Великобритания). Royal Doulton выпускает предметы из фарфора разной формы, размера и назначения. Коллекции этой компании пользуются повышенной популярностью во многих странах.
  • Wedgwood. Еще одна известнейшая компания, выпускающая продукцию из костяной фарфоровой массы. Она уже свыше 200 лет поставляет ее для английского королевского двора. Основание марки Wedgwood относится к 1759-му году, когда Иешуа Веджвудом была арендована мануфактура в Берслеме. Кроме классической посуды фирма осуществляет выпуск авангардных линий, куда входят изделия нетрадиционной формы, предметы искусства.
  • Spode. Бренд костяной фарфоровой посуды из Великобритании с 200-летним опытом. Компания предлагает кружки, тарелки, сервизы, сделанные по высочайшим стандартам качества. Мануфактура существует с 1770-го года. Джозайя Споуд (основатель) в свое время усовершенствовал формулу костяного фарфора и стал первым поставлять для английского королевского двора XVIII-го века столовую посуду. В 2009-м году Spode влился Portmeirion Grou – известную компанию по производству элитного фарфора.
  • Narumi. Японская компания, которая была основана в 1911-м году. В ее продукции сочетаются современность и традиции, Запад и Восток, неповторимая красота и универсальность. С 1965-го года Narumi стала заниматься массовым производством фарфора. Изделия из костяной фарфоровой массы марки Narumi по большей части изготавливаются вручную. Бренд стал ведущим в области элитного фарфора Bone China.

Дания

Royal Copenhagen – лучший производитель фарфора в Дании. Его работы узнаются по торговому знаку в виде трех волнистых линий. Самые востребованные – датские рождественские коллекции. Фарфоровые изделия из них узнаются по классическому сочетанию белого и синего цветов, элементам декора, напоминающим русскую гжель.

Прежде чем конечный потребитель получит рождественскую чашку, блюдце, сервиз или любой другой предмет, он пройдет десятки процессов: от бережного приготовления сырья и обработки глины до обжига заготовок, росписи, покрытия глазурью. На каждом этапе осуществляется всесторонний контроль качества.

Столовые предметы пользуются спросом у коллекционеров и представляют художественную ценность для их частных коллекций. Стоимость одного предмета стартует с 200 долларов.

Производитель отправляет свою продукцию в разные страны мира и гарантирует ее доставку в целости. Для этого изделия упаковывают в специальную бумагу.

Особенности

Главная особенность фарфора Такито – состав исходного сырья. В нем содержится не менее 30% костяного пепла. Костяной фарфор включает этот компонент в обязательном порядке, но на количестве некоторые компании экономят.

Костяная посуда Takito выглядит хрупкой из-за тонких стенок, но первое впечатление обманчиво. Все изделия твердые, прочные, подходят для ежедневного использования и мытья в посудомоечной машине. Запатентованная технология производства и четкое соблюдение пропорций при приготовлении фарфоровой массы, высокотемпературный обжиг позволяют защитить тонкостенные изделия от сколов, трещин и других дефектов.

Тайна китайского фарфора

Еще одна особенность – многообразие декоров. В раритетных предметах взгляд привлекают роскошные узоры и орнаменты, густо покрывающие лицевую и оборотную части. Если присмотреться, будет заметен плавный переход от основного к изнаночному декору. Описанный декоративный прием характерен для японской посуды.

Виды и формы посуды

Встречаются самые разнообразные по виду, форме и расцветке, изделия из китайского фарфора. Есть термин «фарфоровое семейство» — он получил название от цвета преобладающей краски в общей гамме изделия. Чаще всего это розовые, черные семейства, но встречаются зеленый, голубой, желтый.

Оттенок морской волны – возник сначала, как имитация нефрита. Появился еще до нашей эры. Изделия однотонные, без росписи, с переливчатой глазурью. Иногда украшены рельефами.

Белый без росписи – самый старый вид фарфора, изготовлялся еще на заре производства, при династии Сун. Есть – цинь-бай (чисто-белый), иногда его украшали голубой или зеленой глазурью, инкрустацией золотом и бронзой, лепным декором. Дехуа – фарфор с оттенком сливок. Его называют «сверкающей жемчужиной», он пользуется популярностью у коллекционеров.

Бело-синий фарфор – наиболее известный и распространенный по всему миру с начала 12 –го века. Роспись кобальтом по белому костяному телу фарфора, кобальтовая сетка – много веков вызывает заслуженное восхищение работой китайских художников.

Санкай (трехцветный) – фарфор покрывали тремя глазурями разных цветов – желтого, кремового и зеленого. На сыром изделии вырезали орнамент, затем обжигали при высокой температуре, затем расписывали и опять обжигали, но уже при низкой температуре. Допускались черный и белый фон. А позже – синий.

Пятицветный фарфор эпохи Цинь – добавки красителей в подглазурную роспись, помогали создать настоящие шедевры. И сейчас в современных коллекциях, зарубежных музеях можно увидеть посуду, расписанную узорами в виде пейзажей, китайских драконов, цветов.

Классификация

Встречаются три вида фарфора: твёрдый, костяной и мягкий.Они отличаются основными компонентами и температурными режимами обжига.Производство фарфора началось именно с твёрдого вида.

Твердый фарфор

Он состоит в основном из большей части коалина и меньшей — полевого шпата, к которым добавляется кварц и песок. Благодаря такой пропорции посуда имеет хорошую прочность, ценность и популярность в производстве.Подвергается двойному обжигу. Сначала при низкой температуре 900 градус, затем при нанесении глазури – 1350-1450 градусов.При этом каждый этап проходит чёткий контроль качества. Иногда превышающий порог брака в 20-25%.Данный вид фарфора имеет несколько назначений:

  • хозяйственный – чайная, столовая и кухонная посуды;
  • художественный – вазы, статуэтки, барельефы, блюда;
  • промышленный – электроизоляционные материалы;
  • химический – лабораторная посуда, детали для химической и парфюмерной промышленности.

Тайна китайского фарфора

Костяной фарфор

Промежуточный, считается гораздо ценнее твёрдого вида фарфора. Он получается путём добавления к основной массе костяной золы.Подвергается также двойному обжигу, но сначала при высокой температуре 1200-1300 градусов, затем температура постепенно снижается для лучшей закалки до 1050-1100 градусов. За счёт этого имеет полное отсутствие пор.Изделия отличаются особым белым цветом, относятся к элитной категории.

Тайна китайского фарфора

Мягкий фарфор

В результате попыток создания аналога твёрдого вида керамики впервые был изобретён в Европе.Изделия получаются сливочного цвета. Состоит из песка, селитры, толченого алебастра и глины.Проходит разовую термообработку при 1050-1100 градусах. Керамическая масса полностью не спекается, из-за этого имеет пористую поверхность, низкую жароустойчивость, высокую чувствительность к перепаду температур, глазурь легко подвергается механическим воздействиям.Используется в производстве художественных изделий.Этот фарфор имеет несколько видов.

Французский – очень схож с китайским. Прекрасен для живописи и росписи позолотой предметов интерьера.

Тайна китайского фарфора

Английский – из-за добавления в состав фосфорно-кислой соли имеет структуру схожую с белым алебастром. Идеален для работ по украшению изделий драгоценными камнями.

Тайна китайского фарфора

Немецкий – состоит из глины, внешне и по качеству близок к стеклу.  Из-за низкой температуры обжига роспись красками приобретает красивый блеск.

Тайна китайского фарфора

Для получения нужной формы поверхности, а также использования различных способов декорирования, используется несколько разновидностей мягкого фарфора.

Полевошпатный – содержит в основе большое содержание полевого шпата 50 %, кварцевого песка- 20% и белой глины – 30%. Проходит один этап температурного обжига, благодаря этому материал имеет высокую плотность. Отличается тяжёлым весом, невысокой прочностью и низкой стоимостью. Удобен при нанесении росписи на изделия.Высокополевошпатный – имеет отличие в высоком содержании кварца 45% и полевого шпата 40%, наименьшим количеством глины – 15%. Из-за таких пропорций относится к категории элитных.Так же как и полевошпатный фарфор, подвержен низким температурам обжига, открывающим большие возможности для декорирования.Фриттовый – один из самых недорогих видов керамики.Из-за добавления к глине сплава из солей со стеклом (фритта) проходит самый низкий из всех возможных обжигов. Имеет механическую прочность, термоустойчивость и высокую степень защиты к химическим воздействиям.Широко используется в лепке скульптурных композиций.

Бисквитный фарфор

Еще один вид фарфора, основным отличием которого является то, что он прошел только первичный обжиг при температуре 800-1000 градусов. При этом получается шероховатая пористая структура. Материал больше по структуре напоминает качественный мрамор. Чаще всего бисквит не покрывают глазурью, оставляя матовую поверхность, напоминающий бархатную кожу. Родиной бисквита является французский городок Севр. Первые мастера начали работать в этой технике во второй половине XVIII века. По той причине, что фарфор не защищен глазурью, его не используют для производства чайных и столовых сервизов. Из него получаются великолепные статуэтки, вазы, скульптуры и элементы мебельного декора.

Тайна китайского фарфора

Виды материала

После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).

Твёрдый фарфор

Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.

Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.

Мягкий фарфор

Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.

Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».

Костяной фарфор

В Англии к мягкой пасте попробовали добавлять золу из костей крупного рогатого скота. Компонент с высоким содержанием природного фосфата кальция, значительно повышал прочность изделий при относительно невысокой (1200 – 1250°С) температуре обжига. Пионером подобной технологии стал владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал её и дал подробное описание в 1796 году известный английский керамист Джосайя Споуд.

До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки. Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.

«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.

На что обращать внимание при выборе

Выбор изделия из костяного фарфора весьма ответственный процесс. К нему надо подойти со всей тщательностью, так как цена на такую посуду достаточно высока

Поэтому необходимо понимать, на что надо обращать внимание в первую очередь и какие параметры являются показателями качества

Тайна китайского фарфораЦвет изделия должен иметь обязательно теплый оттенок.

Покупать кружки и чашки из костяного фарфора нужно опираясь на основные правила выбора:

  • Цвет изделия должен иметь обязательно теплый оттенок, слишком яркий белый цвет свидетельствует о малом содержании фосфата кальция;
  • Качество нанесенного рисунка – в нем должны читаться легкие мазки;
  • Отсутствие любых дефектов – от тонкой сеточки трещин на глазури, заканчивая приливами или неровным ободом верхней части.

Выбирая для себя предмет стоит его взять в руки и оценить прозрачность – это основной признак костяного фарфора. Рука, держащая ручку чашки, должна быть видна на просвет изнутри изделия.

В луче проходящего света можно также оценить качество поверхности. Причем делать это следует, как снаружи, так и изнутри. Стенки чашки должны быть идеально гладкими и ровными, не допускаются наплывы, потёки, мелкие дисперсные вкрапления, неоднородность глазури или самого фарфора, мелкая сеточка из микротрещин на поверхности глазури. На ощупь вещь должна вызывать приятные тактильные ощущения.

Если покупается сервиз, чайный или кофейный, то надо обратить внимание на наличие клейма на оборотной стороне каждой чашки или кружки, а также блюдец в комплекте. Желательно покупать продукцию известных брендов

Это можно делать без опаски за качество. Но и цена на такую посуду будет достаточно высока. Если стоит клеймо неизвестного производителя, то информацию о нем желательно изучить до того, как будет куплен комплект или одно изделие.

Тайна китайского фарфораЭлегантность самого обожженого материала и наносимый под покрытие глазури узор, делает объекты из костяного фарфора предметами коллекционирования.

Как материал, костяной фарфор чашки и кружки создает легкими и удобными в пользовании. К тому же элегантность самого обожженого материала и наносимый под покрытие глазури узор, делает объекты из костяного фарфора предметами коллекционирования.

Nippon

Маркировка «Nippon» обозначает Японию и встречается на большинстве японских товаров, экспортировавшихся в США с 1890 по 1922 годы. Американцы поставили условие: маркировать ввозимую продукцию страной происхождения. Для написания страны должны использоваться западные символы, понятные потребителю. Для японских производителей это было слово «Nippon».

В 1922 году его заменили на «Japan», а после окончания Второй Мировой войны американцы ужесточили условия, потребовав помечать изделия фразой «Made in Occupied Japan», но к фарфору Такито это уже не имеет отношения. К окончанию войны производитель уже не поставлял продукцию в Соединенные Штаты. Что касается маркировок «Nippon» и «Japan» или «Made in Japan», то первые ценились выше – партии выпускались небольшие, количество изделий было ограниченным.

Тайна китайского фарфора