Святость и святые

Обретение и перенесение: что это и как происходит

Обретение мощей — это обнаружение останков праведника.

Мощи могли быть обнаружены по-разному:

  • случайно, при раскопках или строительстве;
  • по указанию самих святых, которые являлись людям в видениях;
  • могли быть обретены повторно, как например Глава Иоанна Предтечи и мощи евангелиста Марка.

Особо важным для почитания мощей было развитие обычая их перенесения. Когда христианство было признано государственной религией, мощи святых угодников начали открывать и переносить с местных кладбищ или захоронений в храмы.Усиление этого обычая было очень осторожным, т.к.выкапывание   останков могло восприниматься неоднозначно. Однакосо второй половины V века оно утверждается и разрешаетсяс согласия епископа.

Перенесение или открытие всегда было торжественным — в честь этих событий устанавливались церковные празднества. Этацеремонияприравнивалась к таким значимым событиям, как освящение церкви или приездвысоких государственных персон.Эпизоды этого обряда изображались на иконах или храмовых росписях.

Перечень святынь в России

На нашей земле много мест, где можно приложиться к мощам святых. 

  • Самая известная Московская святыня — мощи Матушки Матроны. Припасть к ним можно в Покровском монастыре. 
  • В Богоявленском патриаршем соборе в Москве упокоились нетленные мощи святителя Алексия Митрополита Московского. 
  • Мощи Патриарха Тихона почивают в Московском Донском ставропигиальном мужском монастыре. 
  • В Московской обл. в Сергиевом Посаде нашли вечный покой нетленные благоухающие мощи основателя Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского. 
  • Мощи любимого последователя Сергия Радонежского — Саввы Сторожевского, покоятся также в Московской обл. в Звенигороде в Саввино-Сторожевском монастыре. 
  • В Муроме в единой гробнице похоронены супруги — святые благоверные Петр и Феврония. Помолиться и попросить помощи в супружестве можно в соборном храме Свято-Троицкого женского монастыря. 
  • В Четвертом Уделе Божией Матери в Дивеево Нижегородской обл. почивают мощи преподобного Серафима Саровского. 
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область славятся своими святынями. 
  • Самая почитаемая не только петербуржцами, но и всеми россиянами является Ксения Петербургская. На Смоленском кладбище в часовне находится могила блаженной. 
  • В Александро-Невской Лавре хранятся мощи великого князя Святого Александра Невского. 
  • В Александро-Свирском монастыре можно приложиться к нетленным и мироточащим мощам Александра Свирского. 
  • Мощи праведного Иоанна Кронштадтского также пребывают в Санкт-Петербурге, в женском Иоанновском монастыре. 
  • В Верхотурском Николаевском монастыре в Крестовоздвиженском соборе покоятся мощи Покровителя Урала — чудотворца Симеона Верхотурского. 
  • К нетленным мощам Святителя Тихона Воронежского (Задонского) можно приложиться в Богородицком монастыре Задонска Липецкой обл., а в Ахтырском соборе г. Орла хранится десница (правая рука) чудотворца. 
  • В Симферопольском Свято-Троицком женском монастыре упокоились нетленные мощи Архиепископа Симферопольского и Крымского Луки. 
  • В Таганроге Ростовской обл. можно поклониться чудотворным мощам Павла Таганрогского. 

Они достигли совершенства в служении Богу 

Святые мощи имеют особенное благотворное воздействие на душу человека, напоминая, что все святые были простыми людьми, как мы, и они достигли совершенства в служении Богу. К чему и всем нам нужно стремиться, и верить, что и у нас получится, с Божией помощью и помощью предстателей. 

Зачем молиться святым?

В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).

Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.

В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.

В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.

Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных

Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников

Питание во время поста

Необходимо воздерживаться от скоромной пищи. Делается это для того, чтобы усмирить плоть, очистить душу и поднять дух. Все это имеет цель — с помощью молитвы приближение к Богу. Ведь непросто молиться и мыслить о духовном, если тело пресыщено пищей.

Что можно есть

Этот пост считается самым строгим, ведь он служит приготовлением к самому главному православному празднику — Пасхе. Возникает справедливый вопрос: что же можно есть в этот период?

Послабление поста допускается только по воскресеньям, субботам и праздникам. В эти дни можно есть горячую пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу рекомендуется сыроядение. В остальные дни можно есть вареную пищу без масла. На Первой и Страстной неделе устав предписывает вкушать только хлеб с водой. На праздник Благовещения и Вербное воскресенье разрешается рыба. В Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры. В первый день поста и Страстную пятницу обычно вообще ничего не едят.

Такой строгий устав рекомендуется только здоровым взрослым христианам. Больным же людям, беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым разрешается послабление. Строгость воздержания все индивидуальна, поэтому надо обязательно советоваться с духовником.

В пост разрешается пища растительного происхождения, а именно:

  • овощи;
  • фрукты;
  • крупы (каши);
  • хлеб;
  • мучное;
  • бобовые;
  • грибы;
  • соя;
  • мед;
  • соки;
  • различные соленья, варенья.

Очень популярна квашеная капуста, соленые и маринованные грибы. Бобовые (чечевица, фасоль, горох) и орехи служат в этот период источником белка. Многие покупают продукты из сои, они также содержат белок. Насчет выпечки — необходимо смотреть состав теста, нет ли в нем молока и яиц. Существует множество постных рецептов, которые вкусны и полезны, например: постные вареники, борщ без мяса, различные овощные котлеты, гороховый суп и т. д.

Что нельзя есть

Людям с некоторыми хроническими заболеваниями разрешаются молочные продукты, но мясо обычно не благословляется даже тяжело больным, за исключением редких случаев.

В этот период нельзя есть пищу животного происхождения, а именно:

  • мясо и мясные продукты (колбасу, сосиски, пельмени и т. д.);
  • яйца куриные и других птиц;
  • молочные продукты (молоко, кефир, сыр, творог и т. д.)
  • рыбу (кроме Вербного воскресенья и Благовещения).

Что такое Святая Четыредесятница

В третьем веке появились первые упоминания о Четыредесятнице.

Происхождение выражения

Само слово говорит за себя, оно состоит из слов: «четыре» и «десять». Это значит, что период состоит из сорока дней. Он восходит своими корнями к земной жизни Христа. Спаситель провел в строжайшем посте именно сорок дней в пустыне. В честь этого события и был создан самый главный пост у христиан. Он имеется у католиков и православных.

Значение понятия

Великая Четыредесятница — это первая часть великопостного периода, который заканчивается самым главным праздником — Пасхой . Вторая часть Великого поста называется «страстная седмица «, она длится неделю и посвящена Крестным Страданиям Христа.

Зачем молятся святым?

В состоянии святости многие получают дары чудотворения, прозорливости, исцелений. И часто, исходя из этих признаков, человека начинают считать святым. Но необходимо заметить, что это глубоко неверно — сами по себе никакие дары еще не являются показателем святости. Христос предупредил: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24-25).

Особенно это нужно иметь в виду в наше время. Почему? Сейчас, к великому сожалению, очень многие верующие ищут именно чудес, прозорливости, предсказаний, а не спасения и святости. Потому обращаются к колдунам, экстрасенсам, лжестарцам, получая в результате вред и душе, и телу. Христианину нужно искать не чудес, а исцеления от страстей.

В настоящее время выпускается множество книг, которые буквально рекламируют отдельных святых в качестве помощников и целителей от конкретных болезней: кто помогает от печенки, кто от селезенки, кто в приобретении квартир — и так далее. Все это очень напоминает язычество, предлагающее помощь того или иного бога-специалиста в зависимости от возникшей проблемы.

В Православии молитвы святым носят совершенно иной характер. Каждый святой, к кому мы искренне обращаемся, является нашим сомолитвенником Богу. И каждый из них может быть нашим помощником. Нельзя специализировать святых, как врачей и адвокатов — это признак явного суеверия.

Почему и зачем мы молимся святым? Если я обращаюсь к другу: «Помолись, завтра мне предстоит трудное дело…», то почему же не могу обратиться с такой же просьбой к святителю Николаю? У Бога нет мертвых, у Него все живы. И к святым мы обращаемся, ибо их молитвы более действенны, чем у нас, грешных

Но при этом важно помнить, что святые — это наши сомолитвенники Богу, а не «спасители» сами по себе. Если мы забудем об этом, то превратимся в тех же язычников

Агентурная работа

– Фонд «Священное наследие» – какие у него задачи?

– Поддержка всего спектра просветительских и исследовательских инициатив в сфере христианских святынь. Поддержка поиска в закрывающихся храмах и монастырях Запада, в часовнях аристократических семейств православных святынь, чья подлинность документирована и сомнения по исследовании не возникают. Миссия – препровождать их, дарить верующим в православные храмы. Мы укрепляем свои силы, чтобы вывезенные в свое время в Европу с Востока подлинные христианские святыни, ставшие невостребованными на современном Западе, направлялись в Россию, а не в другие страны, как происходит сейчас.

Ректор СПбДА, архиепископ Амвросий (Ермаков) благословляет верующих распятием 18 века с частицей Животворящего Креста

Фонд имеет особое попечение над санкт-петербургским храмом святого Серафима Петроградского, для которого уже собрано и собирается много документированных древних православных святынь. Насколько я понимаю, это единственный храм в России, где каждая святыня исчерпывающе документирована. По словам председателя попечительского совета фонда Владислава Жуковича, «без святынь, без духовной основы – нация духовно умирает. Почитание святынь – это вопрос выживания и крепости России, будущего наших детей».

Символ фонда «Священное наследие» – под животворящим осенением Святого Креста, окруженная омофором Покрова Богоматери в листьях дуба и лавра – в силе и славе, историческая Держава Российской империи как образ нашей великой страны, и сегодня остающейся островком мира и света в стремительно деградирующем духовно и культурно мире.

Многократно Церковь празднует события, связанные со священными реликвиями: Воздвижение Креста Господня, обретение мощей Иоанна Предтечи, Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне и так далее. Люди привычно празднуют, но многие не знают, что святыни эти вполне историчны и сохранились до нашего времени, как следы Бога и святых на земле. Здесь нужно просвещение.

Ковчег с частицами Покрова И Ризы Пресвятой Богородицы был принесен в Покровский храм РПУ. Фото Марии Темновой

– Ваши планы? Какие реликвии вы исследуете, какие собираетесь привезти?

– Одновременно мы ведем много переговоров. Как правило, это древние православные святыни. Не хотелось бы говорить заранее, но в ряде случаев это беспрецедентные за всю историю Русской Церкви, уникальные святыни. За последнее столетие многие святыни Русской Православной Церкви пропали. Даже почитаемые в общецерковном масштабе гатчинские реликвии, полученные императором Павлом I от Мальтийского ордена – десница святого Иоанна Предтечи и частица Святого Креста, – находятся в Черногории и назад не вернутся. Но если нельзя вернуть гатчинские святыни, то привезти в Россию частицы Святого Креста и мощей святого Иоанна, хранящиеся в семье потомков бывшего высокопоставленного офицера Мальтийского ордена и имеющие то же происхождение – можно. Переговоры об этом и подобные тому сейчас ведутся.

– А как вы узнаете, откуда можно получить реликвии?

– Это кропотливая «агентурная» и дипломатическая работа. В ней нам помогают как наши соотечественники и православные священники за рубежом, так и друзья из Католической Церкви.

– Чтобы подытожить: для чего все-таки нужна работа центров изучения православных святынь?

– Все просто. Мы любим нашу Родину. Мы любим нашу Церковь. Подлинные христианские реликвии, которые в предыдущие века в Россию попасть не могли, должны оказаться в России. А фальшивые реликвии не должны оказаться в России.

В Европе мы постоянно сталкиваемся с эмиссарами богатых греков из США, они «охотятся» за подлинными реликвиями. Повторяю, представители Католической Церкви не имеют права продавать святыни. Обычно разговор строится так: «Знаете, мы бы хотели получить от вас подарок, такую-то реликвию, а сами хотели вам помочь – ремонт, или печатную линию новую купить». То есть переговоры и еще раз переговоры. Греки в этом смысле – для нас пример стремлений привезти в свой храм святыни. Святыни должны быть там, где их почитают.

Пример нам показывает прежде всего Святейший Патриарх Кирилл, который договорился о принесении части мощей святого Николая Чудотворца в Россию. Пример нам показывают и другие замечательные люди, как Константин Малофеев, которые поддерживали проекты по принесению святынь в Россию.

Святейший Патриарх Кирилл торжественно передает Высоко-Петровскому монастырю распятие с частицей Животворящего Креста

Ведь святыни приходят, и с ними Москва и Петербург, Ростов и Воронеж обращаются в рай, святыни уходят и города превращаются в ад, который уже сегодня мы видим на улицах Роттердама и в предместьях Парижа.

Список святых

На данный момент в этом списке упомянуты далеко не все святые. Периодически он будет пополняться.

Сергий Радонежский

Преподобного Сергия просят об избавлении от гордыни и самомнения. Судьба Сергия Радонежского складывалась чудесным образом. Его родители были людьми православными, соблюдавшими все церковные обычаи. Но младенец превзошел их. Он отказывался сосать молоко матери в постные дни, а также и в другие дни, если мать его вкушала мясо. Все увидели в том особое предзнаменование.

Отроку Варфоломею (первое имя Сергия) никак не давалась грамота. Уже и младший брат его, Петр, выучился читать. А Варфоломею, проводившему дни и ночи над книгою, оставалось лишь терпеть насмешки и горько плакать.

Однажды отец отправил его на поиски жеребят. В лесу Варфоломей встретил молившегося старца-черноризца и поклонился ему. Старцу было по сердцу благочестие маленького мальчика, и он спросил его: «Что тебе нужно?» Тот поведал ему о своем детском горе. Старец отдал Варфоломею частичку святой просфоры, сказав, что теперь он будет знать грамоту так, как никто другой. Варфоломей пригласил старца домой, его родители были ему рады, велели накрыть стол. Перед трапезой все пошли помолиться. Старец дал мальчику книгу и велел читать. Когда же Сергий Радонежский начал читать, все были удивлены, как внятно и четко у него получается. Вскоре он обогнал в учении и учителей своих.

Старец также предсказал необычную судьбу Варфоломею. Преподобный Сергий прославился в земле Русской как скромный и суровый монах, игумен монастыря во имя Святой Троицы. Его ученики основали большое количество монастырей и Троицких храмов в Москве и ближайших землях.

Святые Гурий, Авив и Самон

Самон и Гурий жили в начале V века в Македонской Эдессе, а Авив — в X веке в Эдесской области.

Однажды святые эти совершили чудо. В греческий город Эдессу пришел с завоевателями один готф, и поселился он у благочестивой вдовы, которая скрывала от всех красавицу-дочь. Она боялась за нее. Готф случайно увидел Евфимию (так звали девушку), и стал домогаться ее. Он скрыл, что на родине есть у него жена и дети. Он силою заставил вдову выдать дочь за него замуж и увез ее с собою. Перед тем, как войску уйти, они втроем пошли к раке святых Самона, Гурия и Авива. Несчастная мать поручила им быть заступниками Евфимии на чужой земле.

Евфимия стала рабою для первой жены готфа. Эта злая женщина отравила родившегося у Евфимии младенца. Евфимия заподозрив, что мальчик умер не своей смертью, собрала остатки яда с губ его. Затем она подмешала их в вино своей госпоже, отчего та умерла.

Родственники готфа решили закопать Евфимию живою в одном гробу с госпожой ее. Несчастная женщина молилась Самону, Гурию и Авиву, чтобы они вызволили ее из смрадного и тесного гроба. Они явились ей, и она уснула. А проснулась в городе Эдессе у раки святых Самона, Гурия и Авива.

Иконы этих святых есть далеко не в каждом храме. Но можно приобрести в иконной лавке копию и молиться святым Самону, Гурию и Авиву дома. Эти святые почитаются как устроители праведной семейной жизни. Вы поссорились с мужем и хотите помириться? Вы желаете, чтобы в вашем доме была душевная и теплая атмосфера? Вам кажется, что уходит супружеская гармония? Помолитесь Самону, Гурию и Авиву.

Святые Аникита и Агапит Печерский 

Исцеляют от различных недугов и болезней.

Каждому святому посвящены специальные молитвы и целые акафисты. Тексты их можно купить в книжной лавке храма. И еще, не обязательно читать текст именно по молитвеннику. В молитвенниках встречаются слова, суть которых, можно и не понять. В этом случае, лучше составить текст самому, своими словами. Святые никогда вам не откажут, если ваши просьбы будут искренними, а помыслы чистыми!

Как надо вести себя в святых местах

Перед тем как отправиться в святое место, надо изучить
информацию, чем оно славится, какие чудеса там происходили. Если там лежат
мощи, надо прочитать житие этого святого, выучить тропарь ему, прочитать
молитву. Если это икона Божией Матери, надо прочитать историю явления и чудес
этой иконы, выучить тропарь к ней.

Исполнение просимого зависит только от веры паломника, его
искренности, от его желания избавиться от недуга или проблемы.

Поведение паломника в святом месте должно быть
благоговейным.

Нельзя в святом месте:

  • громко разговаривать, кричать, неприлично смеяться;
  • одеваться нескромно, открывая различные части тела;
  • женщинам находиться без платка и в брюках, с открытыми плечами;
  • мужчинам — в шортах;
  • фотографировать и снимать видео, там, где это запрещено правилами монастыря;
  • слушать громкую музыку;
  • ругаться, нецензурно выражаться;
  • курить, распивать спиртные напитки;
  • в храм приносить домашних животных (кошек, собак и т.д.);
  • сидеть в гаджетах.

В святые места приезжают для того, чтобы помолиться, приложиться к святыням. Соблюдая эти правила, можно сподобиться Благодати Святаго Духа и исцеления.

Благодать святых мест — протоиерей Евгений Попиченко

Святой Дух и нетленные мощи

Святость и святыеФото: Eparhia-saratov.ru

В истории христианства достаточно много свидетельств того, как Святой Дух оказывал благодатное действие через нетленные мощи святых. Сами мощи являются не только отсылкой к пророчеству из Ветхого Завета о том, что тело святого не увидит тления, но и подтверждением того, что в будущем состоится всеобщее воскрешение мертвых и вечной жизни.

Эта тенденция сохраняется до наших дней. Во всех крупных православных храмах имеются мученические мощи для совершения Божественной Литургии

Священнослужители отмечают, что почитание мощей – яркое и важное основание для молитв, которые возносят верующие к почитаемым святым. Это возможность обратиться за помощью в трудную минуту, испросить спасения и поддержки у Господа

Анализируя данный религиозный опыт, участниками VII Вселенского Собора было принято решение считать мощи источниками спасения, способными осенять Божьей благодатью нуждающихся.

Митрополит Антоний (Паканич) подчёркивает, что прихожанин поклоняется мощам не так, как Богу. Однако испытывает при этом перед ними душевный трепет, относится к ним, как к ценным сосудам, содержащим Святой Дух. Истинное почитание мощей святых в вознесении к ним молитвы, ведении праведной жизни, которая бы соответствовала стандартам праведности, заданным святыми.

Что такое святость?

Святость Православие рассматривает как самую высшую ступень духовного развития человека. Но эта категория включает в себя и две предшествующие ступени: начальную, которую условно можно назвать спасенностью, и вторую — праведность. Поэтому прежде чем говорить о святости, необходимо сказать о двух предыдущих ступенях.

Спасенность

Первая, низшая, ярко изображена в Евангелии, когда Христос разбойнику, справа от Него распятому, говорит: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Как понять эти слова Христа? Ведь, разбойник не только ничего праведного не сделал, но, напротив, у него, образно говоря, руки по локоть были в крови?!

Однако если мы посмотрим на евангельский контекст, то встречаемся не раз с тем же поразительным явлением. Так, фарисеям Христос ставит в пример мытаря, сборщика налогов, который налево и направо обманывает своих собратьев. А кто такие фарисеи? Их можно по принятым обетам сравнить, чтобы это было понятно для современного человека, с монашеством, — и те, и другие целью своей жизни ставят тщательное исполнение всего закона Божьего.

Христос оправдывает блудницу, взятую в явном грехе, а фарисеям говорит: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31). Фарисеев за их гордость и превозношение над прочими людьми, за их лицемерие Спаситель называет ехиднами, змеями, гробами окрашенными, которые снаружи кажутся святыми, а внутри исполнены мерзости и хищения. Что Христос называет мерзостью и хищением? Видение себя праведным.

Эта самовлюбленность, закрывающая от человека его грехи, прежде всего внутренние, такие, например, как тщеславие, зависть, лукавство, гордость и т.д., делает человека неспособным к принятию Божественной чистоты и святости. Для спасения же человеку, оказывается, нужно совсем другое — осознание своей духовной и нравственной нечистоты. Лишь способный увидеть и осознать свои мерзости и внутренне отвергнуть их, раскаяться, приобретает состояние спасенности и получает спасение, как видим это из случая с разбойником. В этом и заключается первая и важнейшая ступень духовного развития человека, ведущая его к полноценной святости.

Праведность

Что из себя представляет вторая ступень, праведность? Мы видим людей, старающихся жить по совести, стремящихся никого не обижать, не угнетать. Все эти люди, которые искренно стремится жить по совести и исполнять золотое правило человеческой жизни: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12) и есть праведные.

Однако такая жизнь до тех пор, пока в человеке еще живут страсти, не может иметь совершенной духовной чистоты. Страсти непременно искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д. Поэтому, праведность еще далека от того, что именуется в Церкви святостью.