Этимология и происхождение
Игра на жалейке
Первоначально пастушечий инструмент зазывания скота и овец. Широко распространён на территориях современных России, Белоруссии, Украины, Литвы, но сегодня жалейка представлена только в народных ансамблях.
Известен также под названием «жаломейка». Михневич Владимир Осипович указывает на однородность корня «жалейка» и «жальник» (могила древнего славянина) и высказывает предположение, что инструмент этот был в употреблении на поминках. Первое упоминание о жалейке есть в записях А.Тучкова, относящихся к концу XVIII века, хотя называет он её свирелью.
Брёлка
Брёлка — региональное название в Тверской области жалейки, которую выделывают из ивы, по местному — бредины, от которой они и получили здесь название. Брёлка разработана на основе жалейки и введена в первый Великорусский оркестр Василием Васильевичем Андреевым. Брёлка, по сравнению с пастушеской жалейкой, обладает более деликатным и нежным звуком хроматической гаммы, так как изготовлена целиком из дерева.
Описание
Изготавливалась из тростниковой (камышовой) трубочки с раструбом из рога или бересты. Может быть как раздвоенной, так и однотрубчатой. Длина составляет 10-20 см, количество отверстий для зажима пальцами от трёх до семи. В южных районах России к раздвоенной жалейке крепили иногда колокольчик. Инструмент прост в употреблении, не требует от исполнителя большого дыхания и особых игровых навыков. На жалейке играют сольно, дуэтом или в ансамбле мелодии песен и наигрыши.
Звучание жалейки диатоническое (англ.), воспроизводит ноты соль, ля, ре; иногда до, ми, фа. Звуковой диапазон лежит обычно в сопрано (первая-третья октавы), иногда воспроизводя звуки октав выше или ниже. Словами звучание жалейки можно описать как «пронзительное и гнусавое, печальное и жалостливое».
Этимология и происхождение
Игра на жалейке
Первоначально пастушечий инструмент зазывания скота и овец. Широко распространён на территориях современных России, Белоруссии, Украины, Литвы, но сегодня жалейка представлена только в народных ансамблях.
Известен также под названием «жаломейка». Михневич Владимир Осипович указывает на однородность корня «жалейка» и «жальник» (могила древнего славянина) и высказывает предположение, что инструмент этот был в употреблении на поминках. Первое упоминание о жалейке есть в записях А.Тучкова, относящихся к концу XVIII века, хотя называет он её свирелью.
Брёлка
Брёлка — региональное название в Тверской области жалейки, которую выделывают из ивы, по местному — бредины, от которой они и получили здесь название. Брёлка разработана на основе жалейки и введена в первый Великорусский оркестр Василием Васильевичем Андреевым. Брёлка, по сравнению с пастушеской жалейкой, обладает более деликатным и нежным звуком хроматической гаммы, так как изготовлена целиком из дерева.
Общее описание
Музыкальный инструмент жалейка представляет собой трубочку, материалом для которой служит тростниковое или камышовое растение, с раструбом на конце, сделанным из верхних слоев коры березы или рога животного. Иногда для основной трубочки использовали иву или бузину.
Различают жалейки (описание представлено в статье) по конфигурации, они бывают раздвоенные или однотрубчатые. Длина инструмента колеблется в пределах 10-20 см, при этом количество отверстий на трубке для извлечения звука может быть от трех до семи. На некоторых южных территориях России местное население крепило к раздвоенной жалейке колокольчик.
Музыкальный инструмент жалейка довольно-таки прост в обращении. С ним может управиться любой желающий, так как он не требует тренированного дыхания или каких-либо других особенных музыкальных навыков.
Данный духовой музыкальный инструмент может использоваться в сольной программе, наигрывать мелодии в дуэте или находиться в составе ансамбля.
Интересные факты
Богатая история старинного духового инструмента наполнена занимательными событиями и фактами:
- Жалейка – одно из немногих изделий, имеющих множество разнообразных наименований. Как только ее не называли: дуда, сиповка, пищик, брелка, рожок.
- Звук инструмента настолько громкий и резкий, что слышен на расстоянии шести километров.
- На Руси чабанов считали важными людьми, к ним относились с почётом. Пастух поднимался с постели раньше всех и играл на жалейке сигнал к пробуждению. Проходя мимо избы, он исполнял определенную мелодию. Хозяйка, услышав звук, знала, что пора выгонять скот.
- Чабан простой мелодией на жалейке легко собирал стадо. Даже отбившаяся корова находила путь домой, ориентируясь на звук инструмента.
- Лучшими исполнителями на трубочке в России испокон веков считались именно пастухи, а не профессиональные музыканты.
Многие ценители народного искусства до сих пор помнят и чтят певицу Валентину Толкунову. Так вот, в её разнообразном репертуаре было две популярные песни, в которых жалейка отражается крайне поэтично.
Кстати, брёлка – одна из разновидности духового инструмента, получила широкое распространение в Тверской области. Для его создания местные пастухи брали иву или бредину. Отсюда и появилось такое необычное название. В отличие от своей прародительницы, имеет более нежное и мелодичное звучание. Объясняется это тем, что изделие полностью изготовлено из древесины. |
В каждом регионе необъятной России имеется собственная разновидность жалейки. Например, в Курске – рожок, в Пензенской области – сиповка. Раздвоенный инструмент в Рязанской губернии именовали жаланка.
Исторический экскурс
Духовые музыкальные инструменты были важнейшей составляющей русской народной музыки и неотъемлемой частью национальной культуры. Первые музыкальные инструменты достоверно замечены учеными еще в тринадцатом веке до нашей эры. Первыми появились ударные инструменты, а затем и духовые, различные дудки и свистки. В Древней Руси широкое распространение среди пастухов и придворных скоморохов получили музыкальные инструменты: жалейки, свирели и рожки.
Также эти музыкальные приспособления нашли применение в военных дружинах Киевской Руси. При княжеских дворах звук жалеек можно было услышать во время различных торжественных собраний и веселий.
Некоторые русские цари пытались уничтожить культуру этих музыкальных инструментов, устраивали гонения музыкантам и устанавливали запреты на использование предметов музыки. В то время национальная русская народная музыка понесла большие потери в музыкальной культуре. Но всенародная любовь к музыкантам и их творениям не дала исчезнуть любимым традициям и инструментам.
Описание
Изготавливалась из тростниковой (камышовой) трубочки с раструбом из рога или бересты. Может быть как раздвоенной, так и однотрубчатой. Длина составляет 10-20 см, количество отверстий для зажима пальцами от трёх до семи. В южных районах России к раздвоенной жалейке крепили иногда колокольчик. Инструмент прост в употреблении, не требует от исполнителя большого дыхания и особых игровых навыков. На жалейке играют сольно, дуэтом или в ансамбле мелодии песен и наигрыши.
Звучание жалейки диатоническое (англ.), воспроизводит ноты соль, ля, ре; иногда до, ми, фа. Звуковой диапазон лежит обычно в сопрано (первая-третья октавы), иногда воспроизводя звуки октав выше или ниже. Словами звучание жалейки можно описать как «пронзительное и гнусавое, печальное и жалостливое».
Одинарная жалейка
Данный музыкальный предмет выглядит как небольшая трубочка длиной до 20 см, сделанная из ивы, бузины или камышового тростника. На одной стороне трубки находится пищик, имеющий в своей конструкции язычок из гусиного пера (или камыша). На другом, нижнем, конце прикреплен раструб, сделанный из бересты. Нередко материалом для такого элемента становится рог крупного животного, например коровы. Бывает, что язычок на самой трубочке надрезают.
Для получения мелодии на трубке жалейки расположены отверстия. Их количество варьируется от 3 до 7 штук. Одинарные жалейки по диапазону могут быть сопрановые, альтовые или басовые.
Народный инструмент
В конце девятнадцатого столетия в русском обществе поднялся интерес к собственной истории и национальной культуре. Произошло это благодаря некоторым исследователям в области различных народных инструментов. В то же время русский музыкант, композитор и балалаечник-виртуоз В. В. Андреев, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов, проводил успешную работу по возрождению русских инструментов и их модернизации. Одновременно с этими работами были предприняты попытки по усовершенствованию жалейки, свирели и брелки.
Кстати, брелка – это одно из названий жалейки, использовавшееся в Тверской области. Там инструмент делали из ивы, или, как называли местные жители, бредины. Отсюда и пошло название брелка. В отличие от жалейки, которой пользовались пастухи, брелка имеет более нежное и деликатное мелодическое движение. Обусловлено это тем, что музыкальный предмет изготовлен полностью из дерева.
В разных регионах необъятной России жалейка и ее производные известны под различными названиями. Так, в Курской области ее называют рожок, в Горьковской – ладуша, в Белгородской — пищик, в Пензенской – сиповка. Раздвоенная жалейка во Владимирской области называется двойчатки, а в Рязанской – жаланки, в Пензенской области она носит название трости.
Этимология инструмента
Изначально инструмент позиционировался как пастушьи жалейки, так как применялся для привлечения внимания и сбора скота и овец самим пастухом. Широкое распространение жалейка получила в территориальных областях современной России, Украины, Белоруссии и Литвы. На сегодняшний день ее можно заметить только на концертах, проводимых фольклорными народными ансамблями.
Русская жалейка также известна как жаломейка
Писатель и публицист Владимир Михневич обращает внимание общественности на схожесть корня в словах «жалейка» и «жальник». Жальником новгородский народ называл древний языческий могильник курганного типа
Другое значение слова ассоциировалось со старинным кладбищем или погостом. В связи с этим В. Михневич выдвигал предположение, что инструмент применялся во время обрядов, которые проводились в память об умершем после погребения или в определенные сроки поминовения.
Литература
- Агажанов А.П. Жалейка // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 15—16. — 56 с.
- Бернштейн Н. Д. Жалейка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бычков В.Н. Брёлка, Жалейка : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 83—107. — 176 с.
- Буданков О.А., Вахутинский М.Б., Петров В.К. Жалейка, Брёлка // Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. — М.: Музыка, 1991. — С. 36—51. — 189 с.
- Васильев Ю.А., Широков А.С. Жалейка // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 29—31. — 88 с.
- Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 47—50. — 280 с.
- Привалов Н. И. «Музыкальные духовые инструменты русского народа. Их происхождение и развитие. Историко-этнографическое исследование».
- Михневич В.О. Очерк истории Русской музыки. — СПб.: Тип. Сущинского Ф.С., 1879. — Т. 1. — 359 с.
Рожок
Духовые народные инструменты, к которым относится данное изделие, являются неотъемлемой частью культурного наследия Руси. Чаще всего для изготовления рожка берут древесину клёна, берёзы или можжевельника. Обычно инструмент имеет специфическое название, в зависимости от местности, где был создан и получил популярность.
Первые упоминания об изделие встречаются в бумагах семнадцатого века, но в реальности он гораздо раньше вошел в обиход. Рожок часто использовали чабаны, сторожи и воины
Ведь его звук приковывает внимание и выполнял роль своеобразного сигнала о нападении недругов
Также инструмент применяли для создания песенных и танцевальных ритмов. Репертуар рожечников достаточно широк. Изделие отличается простотой устройства. Коническая трубка из древесины, оборудованная пятью дырочками сверху и одним отверстием внизу.
На противоположных сторонах инструмента находился раструб и мундштук, предназначенный для извлечения мелодии. Рожок характеризуется резким и громким звуком, обладающим скрытой мягкостью.
Литература
- Агажанов А.П. Жалейка // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 15—16. — 56 с.
- Бернштейн Н. Д. Жалейка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бычков В.Н. Брёлка, Жалейка : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 83—107. — 176 с.
- Буданков О.А., Вахутинский М.Б., Петров В.К. Жалейка, Брёлка // Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. — М.: Музыка, 1991. — С. 36—51. — 189 с.
- Васильев Ю.А., Широков А.С. Жалейка // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 29—31. — 88 с.
- Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 47—50. — 280 с.
- Привалов Н. И. «Музыкальные духовые инструменты русского народа. Их происхождение и развитие. Историко-этнографическое исследование».
- Михневич В.О. Очерк истории Русской музыки. — СПб.: Тип. Сущинского Ф.С., 1879. — Т. 1. — 359 с.
Описание
Изготавливалась из тростниковой (камышовой) трубочки с раструбом из рога или бересты. Может быть как раздвоенной, так и однотрубчатой. Длина составляет 10-20 см, количество отверстий для зажима пальцами от трёх до семи. В южных районах России к раздвоенной жалейке крепили иногда колокольчик. Инструмент прост в употреблении, не требует от исполнителя большого дыхания и особых игровых навыков. На жалейке играют сольно, дуэтом или в ансамбле мелодии песен и наигрыши.
Звучание жалейки диатоническое (англ.), воспроизводит ноты соль, ля, ре; иногда до, ми, фа. Звуковой диапазон лежит обычно в сопрано (первая-третья октавы), иногда воспроизводя звуки октав выше или ниже. Словами звучание жалейки можно описать как «пронзительное и гнусавое, печальное и жалостливое».
Этимология и происхождение
Игра на жалейке
Первоначально пастушечий инструмент зазывания скота и овец. Широко распространён на территориях современных России, Белоруссии, Украины, Литвы, но сегодня жалейка представлена только в народных ансамблях.
Известен также под названием «жаломейка». Михневич Владимир Осипович указывает на однородность корня «жалейка» и «жальник» (могила древнего славянина) и высказывает предположение, что инструмент этот был в употреблении на поминках. Первое упоминание о жалейке есть в записях А.Тучкова, относящихся к концу XVIII века, хотя называет он её свирелью.
Брёлка
Брёлка — региональное название в Тверской области жалейки, которую выделывают из ивы, по местному — бредины, от которой они и получили здесь название. Брёлка разработана на основе жалейки и введена в первый Великорусский оркестр Василием Васильевичем Андреевым. Брёлка, по сравнению с пастушеской жалейкой, обладает более деликатным и нежным звуком хроматической гаммы, так как изготовлена целиком из дерева.
УСТРОЙСТВО И РАЗНОВИДНОСТИ ЖАЛЕЙКИ
Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая).
Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.
Звукоряд жалейки диатонический. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый.
Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.
Двойная (двухствольчатая) жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.
Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных.
В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться брёлками. Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.
В 1900 году В.В.Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойноготипа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.
Интересные факты
➣ Жалейка наверно единственный инструмент, который в одной стране имеет так много имен. Её называют дудой, флетней, пищелкой, брёлкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком.
➣ Звук жалейки настолько громкий, что может быть слышен на расстоянии шести километров.
➣ На Руси пастух в деревне считался очень важным человеком, которого все уважали. Он вставал раньше всех с первыми лучами солнца и играл на своем инструменте сигнал пробуждения. Проходя мимо какого-либо дома, пастух исполнял определенный наигрыш, хозяйка, услышав его, знала, что именно ей пора выгонять корову.
➣ Лучшими исполнителями на жалейке в России были не профессиональные музыканты, а именно пастухи.
➣ Пастух, заиграв на своем инструменте, мог легко собрать животных. Даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо.
➣ Целое поколение любителей советской эстрады хорошо помнят имя замечательной певицы Валентины Васильевны Толкуновой. В очень разнообразном репертуаре артистки были две очень популярные песни, в которых старинный русский инструмент жалейка отображался очень поэтично.
В последнее время внимание к старинным русским народным духовым инструментам, в том числе и к жалейке постоянно возрастает. Очень многие музыканты увлеченно стараются овладеть искусством исполнения на них
Эта тенденция говорит о том, что ширится интерес к национальной культуре, а вместе с ней к музыкальным инструментам, на которых играли наши предки. Старинные народные духовые инструменты и не только не будут забыты, но и сохранится исполнительское искусство на них.
Этимология и происхождение
Игра на жалейке
Первоначально пастушечий инструмент зазывания скота и овец. Широко распространён на территориях современных России, Белоруссии, Украины, Литвы, но сегодня жалейка представлена только в народных ансамблях.
Известен также под названием «жаломейка». Михневич Владимир Осипович указывает на однородность корня «жалейка» и «жальник» (могила древнего славянина) и высказывает предположение, что инструмент этот был в употреблении на поминках. Первое упоминание о жалейке есть в записях А.Тучкова, относящихся к концу XVIII века, хотя называет он её свирелью.
Брёлка
Брёлка — региональное название в Тверской области жалейки, которую выделывают из ивы, по местному — бредины, от которой они и получили здесь название. Брёлка разработана на основе жалейки и введена в первый Великорусский оркестр Василием Васильевичем Андреевым. Брёлка, по сравнению с пастушеской жалейкой, обладает более деликатным и нежным звуком хроматической гаммы, так как изготовлена целиком из дерева.
Этимология и происхождение
Игра на жалейке
Первоначально пастушечий инструмент зазывания скота и овец. Широко распространён на территориях современных России, Белоруссии, Украины, Литвы, но сегодня жалейка представлена только в народных ансамблях.
Известен также под названием «жаломейка». Михневич Владимир Осипович указывает на однородность корня «жалейка» и «жальник» (могила древнего славянина) и высказывает предположение, что инструмент этот был в употреблении на поминках. Первое упоминание о жалейке есть в записях А.Тучкова, относящихся к концу XVIII века, хотя называет он её свирелью.
Брёлка
Брёлка — региональное название в Тверской области жалейки, которую выделывают из ивы, по местному — бредины, от которой они и получили здесь название. Брёлка разработана на основе жалейки и введена в первый Великорусский оркестр Василием Васильевичем Андреевым. Брёлка, по сравнению с пастушеской жалейкой, обладает более деликатным и нежным звуком хроматической гаммы, так как изготовлена целиком из дерева.
Литература
- Агажанов А.П. Жалейка // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 15—16. — 56 с.
- Бернштейн Н. Д. Жалейка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бычков В.Н. Брёлка, Жалейка : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 83—107. — 176 с.
- Буданков О.А., Вахутинский М.Б., Петров В.К. Жалейка, Брёлка // Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. — М.: Музыка, 1991. — С. 36—51. — 189 с.
- Васильев Ю.А., Широков А.С. Жалейка // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 29—31. — 88 с.
- Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 47—50. — 280 с.
- Привалов Н. И. «Музыкальные духовые инструменты русского народа. Их происхождение и развитие. Историко-этнографическое исследование».
- Михневич В.О. Очерк истории Русской музыки. — СПб.: Тип. Сущинского Ф.С., 1879. — Т. 1. — 359 с.
Разновидности жалейки
Музыкальный инструмент жалейка подразделяется по конструкции на два вида:
- Одинарная жалейка.
- Двухсоставная.
Звук из жалейки разного типа извлекается по одному и тому же принципу. Заключается он в вибрировании язычка пищика. У инструмента семизвуковая система звучания, присутствует воспроизведение нот «ре», «соль», «ля», реже – «до», «фа», «ми». Диапазон звука схож с высоким певческим голосом. На слух звук жалейки кажется печальным и очень жалостливым, мелодии выходят тоскливыми, но при должном умении могут быть и довольно веселыми.
Жалейка широко используется в народных оркестрах и является очень распространенным музыкальным инструментом. Двухствольчатая жалейка по звучанию еще очень схожа с волынкой. Ее нижние тона звучат на одной высоте, выполняя функцию бурдона. Некоторые умы считают, что жалейка произошла от волынки. Заметна схожесть трубки волынки и трубочки самой жалейки в конструктивном плане. Имеется и звуковая похожесть характера звучания.
Описание
Изготавливалась из тростниковой (камышовой) трубочки с раструбом из рога или бересты. Может быть как раздвоенной, так и однотрубчатой. Длина составляет 10-20 см, количество отверстий для зажима пальцами от трёх до семи. В южных районах России к раздвоенной жалейке крепили иногда колокольчик. Инструмент прост в употреблении, не требует от исполнителя большого дыхания и особых игровых навыков. На жалейке играют сольно, дуэтом или в ансамбле мелодии песен и наигрыши.
Звучание жалейки диатоническое (англ.), воспроизводит ноты соль, ля, ре; иногда до, ми, фа. Звуковой диапазон лежит обычно в сопрано (первая-третья октавы), иногда воспроизводя звуки октав выше или ниже. Словами звучание жалейки можно описать как «пронзительное и гнусавое, печальное и жалостливое».
Русские народные музыкальные инструменты: детям о русских традициях
Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей». Загадки, стихи, речевые упражнения.
На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах.
Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси», а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.
Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.
В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!
Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!
Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах.
А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи.
Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!
Балалайка.
Отгадайте загадку:
О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).
К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).
Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.
Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.
Домра.
Загадайте ребенку загадку о домре:
Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.
Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.
Есть еще одна загадка о домре:
К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.
Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка»
Литература
- Агажанов А.П. Жалейка // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 15—16. — 56 с.
- Бернштейн Н. Д. Жалейка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бычков В.Н. Брёлка, Жалейка : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 83—107. — 176 с.
- Буданков О.А., Вахутинский М.Б., Петров В.К. Жалейка, Брёлка // Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. — М.: Музыка, 1991. — С. 36—51. — 189 с.
- Васильев Ю.А., Широков А.С. Жалейка // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 29—31. — 88 с.
- Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 47—50. — 280 с.
- Привалов Н. И. «Музыкальные духовые инструменты русского народа. Их происхождение и развитие. Историко-этнографическое исследование».
- Михневич В.О. Очерк истории Русской музыки. — СПб.: Тип. Сущинского Ф.С., 1879. — Т. 1. — 359 с.
Литература
- Агажанов А.П. Жалейка // Русские народные музыкальные инструменты. — М.: МузГИз, 1949. — С. 15—16. — 56 с.
- Бернштейн Н. Д. Жалейка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бычков В.Н. Брёлка, Жалейка : // Музыкальные инструменты. — М.: Аст-Пресс, 2000. — С. 83—107. — 176 с.
- Буданков О.А., Вахутинский М.Б., Петров В.К. Жалейка, Брёлка // Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. — М.: Музыка, 1991. — С. 36—51. — 189 с.
- Васильев Ю.А., Широков А.С. Жалейка // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 29—31. — 88 с.
- Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 1975. — С. 47—50. — 280 с.
- Привалов Н. И. «Музыкальные духовые инструменты русского народа. Их происхождение и развитие. Историко-этнографическое исследование».
- Михневич В.О. Очерк истории Русской музыки. — СПб.: Тип. Сущинского Ф.С., 1879. — Т. 1. — 359 с.
Описание
Изготавливалась из тростниковой (камышовой) трубочки с раструбом из рога или бересты. Может быть как раздвоенной, так и однотрубчатой. Длина составляет 10-20 см, количество отверстий для зажима пальцами от трёх до семи. В южных районах России к раздвоенной жалейке крепили иногда колокольчик. Инструмент прост в употреблении, не требует от исполнителя большого дыхания и особых игровых навыков. На жалейке играют сольно, дуэтом или в ансамбле мелодии песен и наигрыши.
Звучание жалейки диатоническое (англ.), воспроизводит ноты соль, ля, ре; иногда до, ми, фа. Звуковой диапазон лежит обычно в сопрано (первая-третья октавы), иногда воспроизводя звуки октав выше или ниже. Словами звучание жалейки можно описать как «пронзительное и гнусавое, печальное и жалостливое».