Закят

Категории имущества, с которого выплачивается закят

  1. Ценности: золото, серебро, денежные единицы (в том числе наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции:
    1. 2,5 % выплачивается, если золото достигло веса, равного 84,8 г (1 Нисаб), а серебро 591 г (и хранилось у вас в течение года);
    2. 2,5 % с денежных единиц (в том числе валюты и банковских вкладов) и 4 % акций (других ценных бумаг) при достижении ими стоимости, равной 1 Нисаб = приблизительно 84,8 г золота (с учётом стоимости золота на мировых рынках);
  2. Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец — 40 голов, с которых также взимается одна овца;
  3. Урожай: зерно и плоды.

Размер налога зависит от наличия ирригационных сооружений и способа обработки земли. Если земля обрабатывается и орошается искусственным образом с использованием механизмов, то выплачивается 1/20 собранного урожая, а в случае отсутствия искусственного орошения — 1/10;

  1. Товары (имущество, предназначенное для продажи): закят в размере 2,5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера 1 Нисаб, установленного для золота (84,8 г) и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;
  2. Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так с золота и серебра, извлекаемых из рудников уплачивают 1/40, а с найденного клада — 1/5 часть.

Из чего же состоит закят?

Он делится на две основные части:

  1. Закят разговения (закят-уль-фитр).
  2. Закят с имущества (закят-уль-маль).

Первая часть закята – закят-уль-фитр связана с соблюдением поста в месяце рамадан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п., которые для постящегося недопустимы, так же как прием пищи и питье.Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.
Закят с имущества обязателен по истечении определенного срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.

Можно ли употреблять мусульманину не халяль?

Мусульманин может употребить в пищу не только продукцию, халяльность которой подтверждена, но и нехаляльную продукцию, если выбора у него нет. Об этом сказано в суре Корана под названием «Аль-Маида»: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура Аль-Маида (Трапеза), 3-й аят).

Смысл закята в Исламе

Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.

Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.

Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.

По мазхабу имама аш-Шафии

Закят-уль-фитр (или закат-са‘; закат-сах) обязан уплатить каждый мусульманин (мусульманка), имеющий пропитание на более чем одни сутки и живой ко времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-Фитра (то есть накануне дня Ураза-байрам). Так, если до этого момента родится ребенок, то за него следует уплатить закят-уль-фитр, и если кто-либо умрет до этого момента, то за него закят-уль-фитр не снимают.

Закят-уль-фитр можно уплатить в течение всего месяца Рамадан, но лучше – со времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-Фитра. Отдать его лучше всего до начала праздничного намаза, но можно и в течение праздничного дня до захода солнца. Откладывать его выдачу после этого срока – харам (запрещено). А кто не успел выплатить Закат-уль-фитр к этому сроку, обязан возместить его как можно скорее.

Каждый взрослый мусульманин обязан уплатить закят-сах не только за себя, но и за тех, кто законно находится на его иждивении (за жену, детей и т.д.) При этом желательно получить полномочие (вакиль) от тех, за кого уплачивается са‘.

Са‘ снимается наиболее часто употребляемыми продуктами. В Дагестане (как и по всей России) наиболее часто употребляемым продуктом является пшеничный хлеб, поэтому са‘ следует снимать пшеницей. При этом пшеница должна быть хорошего качества и чистой. Са‘ пшеницы составляет 2 кг 400 г, но с учетом возможных примесей лучше отдать по 2 кг 500 г. Некоторые алимы считают, что са‘ — это 2 кг 700 г, если взять за основу это количество, будет еще лучше. По ханафитскому мазхабу са‘ составляет 3 кг 700 г, и если его выдают пшеницей, то достаточно половины са‘а.

Кроме того, в том случае, если выплатить са‘ пшеницей затруднительно, по ханафитскому мазхабу са‘ можно выплатить и деньгами – стоимость такого же количества пшеницы. При этом шафи‘итам, делая нийят, необходимо говорить, что са‘ выплачивается деньгами, следуя имаму Абу Ханифе. Но последователям шафи‘итского мазхаба лучше са’ снять пшеницей.

Перед снятием закят-са‘ следует сделать нийят: “Я намереваюсь снять за себя (за свою жену, несовершеннолетних детей: сына, дочь – произносится имя того, за кого снимаешь) обязательный (фарз) са‘ — закят-уль-фитр во имя Всевышнего Аллаха”.

Если за совершеннолетнего мусульманина са‘ снимает другой мусульманин, то следует его уполномочить на это, т.е. сделать его вакилем.

Закят

Закят-уль-фитр, как и закат вообще, следует отдать только строго определенным категориям людей:

1) бедным (т.е. имеющим доход, составляющий 20-30% от необходимого);

2) неимущим (т.е. имеющим доход в 70-80% от необходимого);

3) работникам, связанным со сбором, хранением, учетом, распределением заката, в качестве заработной платы;

4) новообращенным (т.е. тем, кто принял Ислам и нуждается в материальной или моральной поддержке);

5) невольникам, освободившимся по договору о само выкупе;

6) тем, кто имеет долги, взятые на цели, разрешенные Шариатом (лечение, питание, строительство необходимого жилья, покупка необходимой одежды и т.д.);

7) тем, кто находится на истинном пути и ведет священную войну (газават) против неверных;

8) путникам, находящимся в путешествии, дозволенном Шариатом, и оставшимся без необходимых средств.

Необходимо подчеркнуть, что закат положен только вышеперечисленным категориям мусульман, и его выдача другим (например, сиротам или инвалидам, если они не попадают в перечисленные категории, мечетям и т.д.) недопустима, ибо в этом случае фарз остается не исполненным и это считается просто милостыней (садака).

В первую очередь закат следует отдать родственникам и соседям, которым положен закят (за исключением тех родственников, кого по Шариату обязан содержать выплачивающий сах; а содержать мусульманин обязан жену, несовершеннолетних детей, немощных родителей и т.д.). Если среди них нет людей, которым положен закат, тогда надо отдать тем, кому положено, из жителей данного населенного пункта. Если и в селе (городе) нет таких людей, то в соседние города, села.

Тот, кому положен сах и кто получил его, вправе распоряжаться им как захочет: съесть, продать, подарить и т.д.

Са’ следует отдать не менее чем трем мусульманам. Поэтому лучше смешать несколько сахов, а потом разделить между получателями.

Са’ очищает мусульманина от небольших грехов, от погрешностей поста. В хадисе сказано, что пост, который мусульманин соблюдал в течение месяца Рамазан, не возносится на небо, а зависает между небом и землей, пока не будет уплачен закят-уль-фитр.

Но закят-сах следует уплатить независимо от того, соблюдал мусульманин пост в месяце Рамазан или нет.

Если са’ не был выплачен ранее, то его следует возместить как можно скорее, ибо это фарз (обязанность) каждого мусульманина.

Абдурахман Алиев

По мазхабу имама Абу Ханифы

Закят, выплачиваемый по завершении месяца поста рамадан, называется закят-уль-фитр.

В чем мудрость закят-уль-фитр?

По завершении месяца рамадан наступает праздник – мусульмане радуются поклонению, совершенному Всевышнему. Ислам пробуждает эту радость во всех, и так, чтобы и самый бедный не почувствовал себя в умме обделенным.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Дайте, чтобы им в этот день не приходилось просить». Поэтому Шариат обязал выплачивать закят-уль-фитр. Считается, что совершенствует пост и очищает от ошибок, допущенных в этом месяце. Сын Аббаса Абдулла говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обязал закят-уль-фитр для очищения от ненужных разговоров во время поста и для подаяния еды неимущим».

Решения по закят-уль-фитр

Закят-уль-фитр является фарзом, т.е. обязательным. От Абдуллаха бин Умара передают, что Пророк (мир ему и благословение) обязал к закят-уль-фитру по саху фиников или пшеницы с раба, свободного, мужчины, женщины, взрослого и ребенка – мусульман (Бухари, Муслим).

Мужчина выплачивает его за себя и за тех, кого обязан содержать – несовершеннолетних детей. Если они богаты, то с их имущества. Дедушка обязан выплачивать закят за детей своего сына, если они неимущие и у них нет отца, а за детей дочери не обязан.

Человек не обязан выплачивать закят за совершеннолетних детей, родителей, жену, независимо от того, богаты они или бедны.

Сроки выплаты закята-уль-фитр

Время выплаты закята уль фитр наступает с рассветом праздника разговения. Если кто умрет или обеднеет до наступления рассвета, то с него эта обязанность снимается. Те, кто после наступления рассвета родится, разбогатеет, примет веру, не обязаны выплачивать его. Но тот, кто родился до рассвета, обязан выплачивать закят-уль-фитр. Закят-уль-фитр желательно раздать до совершения праздничного намаза (намаза ид), после намаза раздать порицается (караха). Можно раздать и в начале месяца Рамазан, до наступления праздничного дня или в праздничную ночь.

Количество закята-уль-фитр

С каждого человека выплачивают по пол-саха пшеницы муки, изюма (киш-миш), или их стоимость. Если выплачивают финиками, пурчина, то выплачивают полный сах или его стоимость. Во всех случаях лучше выплатить стоимостью. По возможности закят-уль-фитр лучше отдавать родным или близким, но нельзя отдавать родителям, детям или жене.

Аллах не примет садака человека, покуда среди его родных будут нуждающиеся. Родные, кому можно отдать закят-уль-фитр: брат, сестра, их дети, дяди, тети по отцу или матери, их нуждающиеся дети. Потом нуждающиеся соседи, село, город. Переносить закят-уль-фитр не в свое село порицается, если только там нет нуждающихся родственников.

Нужно стараться выплатить закят-уль-фитр до наступления праздника разговения, дабы не упустить его мудрость.

Общие положения, связанные с закятом-уль-фитр.

Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан — месяц поста и молитвы, а не «праздник желудка»
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу

1. Обязательство выплачивать закят-уль-фитр не снимается, если даже и лишился нисаба при обложении, до его выплаты, закятооблагаемого минимума (нисаба). Надо выплатить, возмещая, в отличие от закята с имущества.

2. Если человек в месяце Рамадан не постится по каким-либо причинам, или, не имея причины, даже не совершает намаз, то и он обязывается к выплате закята уль фитр.

3. За маленьких детей и умалишенных закят выплачивает их опекун с их имущества. Если не выплатили, то по достижении совершеннолетия или выздоровления они должны это сделать.

4. Если жена состоятельная, а муж – нет, то она должна выплатить садака за детей.

5. Муж не обязан выплачивать милостыню за детей жены от другого брака.

6. Разведенная или вдова не обязана выплачивать за детей садака. Если они имеют состояние, то закят выплачивается из него.

7. Закят-уль-фитр предписано раздать там, где находится сам выплачивающий, а общий закят (состояние) там, где находится его имущество (скот и тому подобное).

8. Можно несколько сахов выдать одному бедному, равно как один сах нескольким беднякам.

Зайнула Гамзатов

Как распределяется закят?

Всевышний в Коране четко определил людей,  которым предназначен закят. Милостыня предназначена  для бедных, нуждающихся, работающих в связи со сбором и выплатой закята, тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обремененных долгами, для тех, кто на пути Аллаха  и для путников. Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня. Вторая категория – нуждающиеся (факир) это нищие, которые отличаются от бедных еще худшим положением. Это те, которые не владеют ни чем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать. Третья категория – люди связанные с закятом (амиль) – это те, которых назначил имам для сбора и распределения закята. Четвертая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муалафату кулубихим) – это люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке. Пятая категория, получающих закят (рикаб), – это рабы, освобожденные с условием выкупа. Шестая категория (харим) – это обремененные долгами, которые разрешены Шариатом. Седьмая категория (ахлу сабилиллах) – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу. Восьмая категория – путники (ибн сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.

Дача закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Муталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.

Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например, пожар и т.п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что не уменьшается имущество того, кто дает милостыню.

Да поможет Всевышний верующим идти по пути Истины! Амин.

Какое мясо относится к халяльной продукции?

ЗакятМясо халяль – это такое мясо, которое не является харамом или не относится к запрещённым категориям, а также то мясо, которое получено из животного, забитого по канонам, предписанным Кораном. Это предполагает соблюдение особой процедуры и целого ряда норм.

Перед тем, как забить животное, следует произнести имя Всевышнего, и только после этого следует перерезать сонную артерию. Артерия перерезается гладким ножом, на котором не должно быть каких-либо зазубрин. Далее убитое животное оставляют до тех пор, пока кровь полностью не стечет с него. После того, как все процедуры будут проделаны, внутри туши все равно останется какое-то количество крови, но эта кровь будет считаться дозволенной.

При производстве халяльного мяса в промышленных масштабах должны быть обязательно соблюдены несколько важных правил. Мясо не должно подвергаться заморозке, в его составе не должно быть никаких гормональных добавок, а весь процесс выращивания скота и птицы должен быть технологически отделен от процессов выращивания и производства запрещенной продукции.

При производстве халяльного мяса важным моментом является и то, каково отношение к животному до его убоя. Животное необходимо выкармливать только кормом натуральным, без добавок ГМО, без гормонов и всех остальных добавок. Перед убоем животного необходимо удостовериться в том, что оно здорово. Халяльное мясо – это соответствующим образом заготовлено мясо курицы и индейки, козлятины, баранины и верблюжатины, конины, кролика и говядины, перепела, цапли и антилопы, страуса, гусей и куропаток, буйвола и оленины. К халяльным продуктам относится колбаса, тушенка, фарш, а также сосиски и пельмени.

Халяльность продукции всегда является гарантом качества и люди, которые стремятся оздоровить организм, могут употреблять ее как гарант того, что в их рационе будет исключительно экологически чистая и натуральная еда.

Размер закята и облагаемая часть

Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся. 

По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкорогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.

Выплата со скота

Если у мусульманина есть крупнорогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.

Размер закята с крупнорогатого скота определяется таким порядком:

  • за стадо от 30 до 39 голов выплачивают одного годовалого теленка;
  • за стадо от 40 до 59 голов выплачивают одну двухгодовалую телку;
  • за стадо от 60 до 69 голов – выплачивают двух годовалых телят;
  • за стадо от 70 до 79 голов – выплачивают одну двухгодовалую тёлку и одного годовалого телёнка;
  • за стадо от 80 до 89 голов – выплачивают двух двухгодовалых телят;
  • за стадо от 90 до 99 – выплачивают трех телят годовалых;
  • за стадо от 100 до 109 голов, то с него выплачивают двух годовалых и одного двухгодовалого теленка;
  • за стадо от 110 до 119 голов, то с него выплачивают одну годовалую тёлку и двух двухгодовалых;
  • за стадо от 120 до 129 голов, то с него выплачивают четырех годовалых и трех двухгодовалых телят;
  • за каждую тридцатую голову выплачивают еще одного телёнка годовалого, а за каждого сорокового теленка выплачивают двухгодовалую тёлку.

Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:

  • если овец 40-120 голов, то за них выплачивают одну овцу годовалую;
  • если стадо составляет 121-200 голов, то выплачивают две головы;
  • если 201-399 голов, то выплачивают три головы;
  • если количество голов составляет большее поголовье, то с каждой сотой головы выплачивают одну овцу.

Выплата с золота и серебра

Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.

Закят с зерновых

С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.

Закят с товара

Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.

Оставление выплаты закята

По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.

Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся. 

Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.

Что значит халяль-продукция?

Халяльные продукты это не только разрешенная продукция для мусульман, которые уделяют пристальное внимание своему здоровью и качеству питания. В первую очередь выбор продукции халяль мусульманам продиктован преимущественно религиозными требованиями

Покупая в магазине халяль, мусульманин уверен, что эта продукция качественная, изготовленная по особой технологии, предписанной шариатом, не содержит запрещенных исламом веществ и компонентов, которые запрещены Кораном (свинина, мертвичина).

Широко распространено мнение, что продукция халяль представлена мясом, которое получают в результате применения специальных методов убоя скота, когда кровь практически полностью удаляется, и гигиенические нормы и правила соблюдаются неукоснительно. Но халяльные продукты – это не только мясо — это и колбаса, и кондитерские изделия, и птица, и еще много наименований продуктов отвечающих требованиям религии Ислама. Продукция халяль включает в себя также помимо гастрономической отрасли одежду, парфюмерию, косметику. Халяльная пища – это верность мусульманина исламским религиозным нормам.

Если анализировать пищу по продуктовым категориям, то к халяльным продуктам относится морская и речная рыба, морепродукты, молочные продукты и молоко, однако если в составе йогурта содержится желатин, который получается в результате вываривания костей животных, то такой продукт содержит харамный компонент, а это значит, что его употреблять в пищу нельзя. К халяльным продуктам относятся также ягоды и фрукты, напитки, в которых нет алкоголя, и даже квас и безалкогольное пиво. Маргарин относится к халяльным продуктам, если произведен на основе растительных жиров. К ним относят также мороженое, цветная капуста, соя и фасоль, орехи и злаки, а также сыры. При выборе конфет необходимо быть уверенным, что в составе конфет точно нет алкоголя. Важная поправка относительно конфет заключается в том, что если в составе конфет или любой другой продукции содержится не коньяк или ликер, а небольшое количество спирта, который в процессе изготовления и обработки потерял свои свойства, то такие конфеты употреблять в пищу можно.

Оставление выплаты закята

По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.

Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся. 

Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.

Какова же цель закята и какая мудрость заключена в нем?

Целью закята является благополучие исламского общества и каждого человека в отдельности. Что касается общего блага, то оно достигается организацией достойной жизни людей путем выделения закята. Несомненно, то, что бедность является одной из сложнейших проблем, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Бедный, живущий среди богатых людей, которым нет дела до него, чувствует себя отверженным, и это рождает в нем внутреннее недовольство. Одной из причин преступлений, совершаемых людьми, является не что иное, как бедность, отверженность и ненависть к состоятельным людям. Социальное неравенство также послужило причиной большинства революций.
Если каждый, кто обязан давать закят, возьмется за это обязательство, то в обществе станет правилом исполнение этого столпа. Тогда у бедных смягчатся сердца, они очистятся от зависти и подобных ей болезней души, укрепятся узы братства и любви между различными категориями людей, и общество станет единым организмом.
Закят также является одним из факторов равномерного распределения богатства среди различных слоев населения. Уникальность исламского общества заключается в том, что бедные живут за счет налога с богатства состоятельных людей. Например, на сегодняшний день очень много людей являются безработными, хотя имеют хорошие специальности. Так вот, из закята выделяются средства для того, чтобы такой человек мог открыть свое дело, таким образом решается проблема занятости и не остается нуждающихся людей. Здесь интересны экскурсы в историю Халифата. К примеру, при правлении халифа ‘Умара бин ‘Абдуль-‘Азиза, когда просили собрать бедных, чтобы распределить среди них закят, то не нашлось ни одного бедного, никого, кто взял бы пожертвования. Люди стали богатыми при ‘Умаре бин ‘Абдуль-‘Азизе. И тогда на эти средства выкупили всех рабов и освободили их.
Что касается отдельных людей, то закят способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам, он приучает к щедрости, отторгает от жадности, скупости и ненасытности. Человек начинает понимать, что, когда он дает, то получает больше, чем теряет. В хадисе же сказано, что не уменьшается имущество того, кто дает милостыню. Еще человек испытывает удовольствие, видя удовлетворение окружающих, очищается и успокаивается сердце и становится неподвластным волнениям и тревогам. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например, пожар и т.п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд.
В этой теме мы постарались затронуть лишь некоторые цели закята, так как невозможно описать все те блага, которые он дает и которые охватывают как отдельного человека, так и общество в целом.

Новые слова: закят-уль-фитр, закят-уль-маль.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое закят?
  2. Сколько процентов из имущества человека составляет обязательный закят?
  3. Какие разновидности закята существуют?
  4. Какие категории людей получают закят?
  5. Какова польза закята?

Задание:

Интересные факты о закате и восходе солнца

Восход и закат Солнца

Хотя многие считают, что в северном полушарии самый ранний закат Солнца происходит 21 декабря, а самый поздний – 21 июня, в действительности мнение это ошибочно: дни зимнего и летнего солнцестояний являются лишь датами, которые говорят о наличии наиболее короткого или длинного дня в году.

Интересно, что чем севернее широта, тем ближе к солнцестоянию наступает самый поздний закат года. Например, в 2014 году на широте, расположенной в шестьдесят два градуса, он произошёл 23 июня. А вот на тридцать пятой широте самый поздний закат года произошёл шесть дней спустя (наиболее ранний восход Солнца был зафиксирован на две недели раньше, за несколько дней до 21 июня).

Не имея под рукой специального календаря, довольно сложно определить точное время восхода и заката Солнца. Это объясняется тем, что равномерно вращаясь вокруг своей оси и Солнца, Земля движется неравномерно по эллиптической орбите. Стоит заметить, что если бы наша планета двигалась вокруг Светила, такого бы эффекта не наблюдалось.

https://youtube.com/watch?v=WOSXHeqtaA0

https://youtube.com/watch?v=WOSXHeqtaA0

Такие отклонения по времени человечество заметило давно, а потому на протяжении всей своей истории люди пытались прояснить для себя этот вопрос: возведённые ими древние сооружения, чрезвычайно сильно напоминающие обсерватории, сохранились до наших дней (например, Стоунхендж в Англии или пирамиды майя в Америке).

Последние несколько столетий, чтобы рассчитать время восхода и захода Солнца, астрономы, наблюдая за небом, создавали календари Луны и Солнца. В наши дни, благодаря виртуальной сети, расчет восхода и захода Солнца может сделать любой пользователь интернета, воспользовавшись специальными онлайн-сервисами – для этого достаточно указать город или географические координаты (если на карте нет нужной местности), а также необходимую дату.

Интересно, что с помощью таких календарей нередко можно узнать не только время заката или рассвета, но и период между началом сумерек и перед восходом Солнца, продолжительность дня/ночи время, время, когда Солнце будет пребывать в зените и многое другое.

Внешние характеристики дивного явления природы

Поскольку о восходе и закате Солнца можно говорить как о двух тождественных явлениях, отличающихся друг от друга насыщенностью цветов, описание заката Солнца над горизонтом можно применить также ко времени перед восходом Солнца и его появлении, только в обратном порядке.

Чем ниже солнечный диск спускается к западной линии горизонта, тем он менее ярок и становится сначала жёлтым, затем – оранжевым и, наконец, красного цвета. Изменяет свою окраску и небосвод: сперва он золотистого цвета, затем, оранжевого, а у кромки – красного тона.

Когда солнечный диск вплотную приближается к линии горизонта, он приобретает тёмно-красный цвет, а по обе стороны от него можно увидеть яркую полосу зари, цвета которой сверху вниз переходят от голубовато-зелёного до ярко-оранжевого тонов. В это же время над зарёй образовывается бесцветное сияние.

Чем больше Солнце уходит за линию горизонта, тем пурпурнее становится небо, а когда оно опускается за горизонт на четыре-пять градусов, оттенок приобретает максимально насыщенные тона. После этого небо постепенно становится огненно-красного цвета (лучи Будды), а от того места, где зашёл солнечный диск, вверх, постепенно угасая, тянутся полосы светлых лучей, после исчезновения которых возле горизонта можно увидеть тускнеющую полосу тёмно-красного цвета.

После того как тень Земли постепенно заполняет небо, Пояс Венеры рассеивается, на небе появляется силуэт Луны, затем звёзды – и наступает ночь (сумерки заканчиваются, когда солнечный диск уходит за горизонт на шесть градусов). Чем больше времени проходит от ухода Солнца за линию горизонта, тем становится холоднее, а к утру, перед восходом Солнца наблюдается самая низкая температура. Но всё меняется, когда через несколько часов начинается восход красного Солнца: на востоке появляется солнечный диск, ночь уходит, а земная поверхность начинает прогреваться.