Словарное толкование
Вакханалия – что это означает в словаре? Там дается несколько трактовок.
- Исторический термин, обозначающий празднество в Древнем Риме, посвященное богу Вакху. Пример: «Римский сенат традиционно был противником тайных мистических зрелищ любого толка, будь то вакханалии или раннехристианские собрания».
- В переносном смысле это пиршество, сопровождаемое шумом, разгулом. Пример: «Ну и соседи нам попались, что ни день, то какая-нибудь сходка, превращающаяся в вакханалию».
- Также в переносном значении – беспорядочное, бурное проявление чего-нибудь, буйство. Пример: «Должен Вас огорчить, что сегодня такая непогода разыгралась – гроза, ливень, не пройти, не проехать, настоящая вакханалия!»
- В хореографии так называют сцену, которая изображает картину всеобщего шумного веселья на фоне опьянения. Термин применяют в опере и балете. Пример: «Режиссер принял решение не вводить в последний акт сцену вакханалии. Тем самым он несколько снизил пафос».
В продолжение рассмотрения вопроса о том, что это – вакханалия, обратимся к синонимам и происхождению слова.
Козлиная песнь и оргии. Что такое вакханалии
В Дельфах Диониса почитали наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивали оргии в честь бога виноделия с участием фиад — вакханок из Аттики. В Афинах устраивали торжественные процессии в честь Диониса.
Дионис считался также покровителем театра. Представления выросли из обрядов, посвященных этому богу. Греческое слово «трагедия» дословно означает «песнь козлов» — то есть козлоногих сатиров, спутников Диониса.
В Древнем Риме празднества в честь Диониса-Вакха назывались вакханалии. В 186 до нашей эры они были запрещены сенатом из-за бесчинств, к которым вели подобные праздники.
Посвящение Вакху. Лоуренс Альма-Тадема. 1889
Вакханалии в Древнем Риме
Таким образом, из некогда мирного и веселого праздненства в честь Бога виноделия вакханалии скоро превратились в безудержные мистическии оргии, сопровождавшиеся диким животным разгулом самых низших человеческих страстей и нередко буйством и насилием.
Видимо, не случайно против вакханалий выступил, в конце концов, даже Римский Сенат. Правда, основным мотивом преследования подобных сборищ, с его стороны, был не столько творившийся на них беспредел, сколько опасения римских властей в том, что вакханалии являлись в некотором роде еще и подозрительными, тайными мистическими собраниями людей.
Несмотря на жесткие преследования, казни, заточения в тюрьмы и ссылки участников вакхических мистерий-нарушителей вышеуказанного постановления, люди не хотели расстаться с любимой традицией. Вакханалии так и не были искоренены. В античном мире и, как следствие, в истории мирового искусства можно встретить множество примеров, когда поэты, писатели и художники живописали эти человеческие мистерии во всех их многочисленных красках и оттенках.
До сих пор слово и понятие вакханалия употребляется в качестве обозначения и описания шумных безумных торжеств и всего, что с ними связано. Таким образом, вакхическая парадигма — взаимоотношения духовно-мистического и реального мира здесь тесно переплетены.
В конце-концов, понятие и определение любого рода вакханалии, от простого его обозначения некого некогда увеселительного действа перешло к определению и более широкого нравственного, — а точнее, — безнравственного уже, порядка. Хотя в основе его остались все те же — беспредел, разгул и непомерное излишество чего бы то ни было.
Думаю, да.
Автор текста: Extranorm
Дважды рожденный. Миф о Дионисе
Дионис — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Когда Семела ждала ребенка, супруга громовержца Гера решила сжить соперницу со света. По ее наущению Семела попросила Зевса показаться во всем божественном величии. Когда же Зевс явился в сверкании молний, его возлюбленная погибла в огне.
Зевс успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его в свое бедро. В положенное время мальчик родился на свет из бедра отца. За это Диониса называют Дигоном — дважды рожденным.
Сатир угощает маленького Диониса виноградом. Изображение I века нашей эры. Фото: Wikimedia
Зевс отдал сына на воспитание нимфам. Но мстительная Гера продолжала преследовать Диониса и наслала на него помешательство. Безумец скитался по Египту и Сирии, пока во Фригии его не исцелила богиня Кибела.
Дионис продолжил путешествовать, побывал в Индии и на Востоке, всюду учил людей виноградарству и виноделию.
При возвращении в Грецию в плавании его похитили тирренские пираты и заковали в цепи. Но оковы сами упали с рук Диониса. Мачту пиратского корабля оплели виноград и плющ, а сам пленник обратился в медведицу и льва. Разбойники в ужасе бросились в море и превратились в дельфинов.
Дионис превращает тирренцев в дельфинов. Мозаика II века н.э. Фото: Wikimedia
Женой Диониса стала Ариадна, покинутая Тесеем — победителем Минотавра. Зевс из любви к сыну даровал и ей бессмертие, сделав богиней. Также Дионис спустился в царство Аида и вывел из мира мертвых свою мать Семелу — она тоже стала богиней.
Вакх и Ариадна. Тициан. 1520-1523
История
Первоначально мистерии вакханалий проводились под покровом ночи, их посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентинского холма 16-го и 17-го марта[источник не указан 1428 дней]. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц. Празднества эти соединялись с диким разгулом и нередко сопровождались элементами насилия.
Римский Сенат выступал в качестве противника вакханалий в рамках многовековой римской политики по противодействию тайным и подозрительным мистическим сборищам любого толка (не только участникам вакханалий, но позже также христианам и т. д.). Это нашло своё отражение в сенатском постановлении 186 года до н. э. , которое было найдено в виде надписи на бронзовой табличке в Калабрии в 1640 году и ныне хранится в Вене. Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений. Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалии не были искоренены, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время, а имя их надолго осталось для обозначения шумных торжеств, и в этом смысле употребляется и в России.
Литература
- Бодянский П. Н. «Римские вакханалии и преследования их в VI веке от основания города» (Киев, 1882).
- Вакханалии // Буковые — Варле. — М. : Советская энциклопедия, 1927. — С. 611. — ( : / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 8).
- Вакханалии // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Покровский А. И. Вакханалия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Шустер Г. Дионисии, дионисиевы религиозные братства и римские вакханалии // Тайные общества, союзы и ордена = Die Geheimen Gesellschaften, Verbindungen und Orden. — СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1905. — Т. I. — С. 97—100. — 312 с.
- Шюре Э. Великие посвящённые: Очерк эзотеризма религий = Les Grands Initiés. — 2-е изд. — Калуга: Тип. Губ. Земской Управы, 1914. — С. 180—181. — 421 с.
- Элиаде М. Еврипид и оргиастический культ Диониса // История веры и религиозных идей. — М.: Критерион, 2001. — Т. I. От каменного века до Элевсинских мистерий. — С. 330—335. — 463 с. — 1,000 экз. — ISBN 5-901337-03-04.
Вино и оргии. Вакханки и вакханалии
Дионис путешествует по свету в сопровождении своих жриц-вакханок и козлоногих сатиров, которые предаются веселью, пьянству и любви. Спутники бога опоясаны змеями, а жезлы их увиты виноградом.
В экстазе вакханки с криками «Вакх, Эвое» славят Диониса, а жезлами высекают из земли мед и молоко, вырывают с корнем деревья, увлекают за собой мужчин и женщин.
Дионис — бог веселья и радости. Но в гневе он страшен. Так, фиванский царь Пенфей, двоюродный брат Диониса, пытался запретить вакханалии и за это был растерзан вакханками. На царя эдонов Ликурга, противившегося культу Диониса, бог наслал безумие: Ликурга растерзали свои же лошади.
Петер Пауль Рубенс. Вакханалия. Около 1615 г.
Бог виноделия
Вакха, или Бахуса, отождествляли с древнегреческим Дионисом. Он был самым младшим из олимпийцев. Его почитали как бога:
- производительных сил природы;
- театра;
- вдохновения;
- религиозного экстаза;
- растительности;
- виноградарей и виноделов.
О нем есть упоминание в Одиссее. До того как была открыта Микенская культура, исследователи позднего времени полагали, что в Рим он пришел через Грецию из варварских земель. Это предположение было основано на том, что культ его носил экстатический характер, его сопровождали неистовые танцы, захватывающая музыка и неумеренное пьянство.
Казалось бы, эти проявления были чуждыми трезвому темпераменту эллинов и их ясному уму. Но были найдены ахейские надписи, которые свидетельствуют о том, что греки почитали Диониса еще до начала Троянской войны. Следовательно, поклонение Вакху и проведение вакханалий – это заимствование у эллинов, как и многое в римской мифологии и культуре.
Традиционно считается, что Вакх-Дионис был сыном Зевса (у римлян – Юпитера) и Семелы. Однако рожден он был из бедра своего отца на острове Наксосе в Эгейском море. Его воспитали местные нимфы. Эти события, согласно мифам, были связаны с тем, чтобы скрыть ребенка и его мать от гнева законной жены главного олимпийского бога.
Дионис в искусстве
Дионис — излюбленный персонаж скульпторов и художников. В античности были популярны сцены вакханалий, шествий Диониса и его спутников: ими украшали даже погребальные саркофаги.
Свадьба Диониса и Ариадны. Римский саркофаг III века. Фото: Wikimedia
В средневековье Диониса изображали как олицетворение осени — времени сбора урожая. А в эпоху Возрождения Дионис стал символизировать радость бытия и торжество жизни.
Бахус. Микеланджело. 1497
В живописи барокко популярными сюжетами были «Вакх, Венера и Церера», а также «Встреча Вакха и Ариадны»
Венера, Амур, Вакх и Церера. Питер Пауль Рубенс. 1612-1613
На картине выше: Церера, богиня плодородия и Вакх, бог виноделия, предлагают пищу и вино Венере и Купидону, покровителям любви. Метафора того, что любовь остывает без вина и застолья: Sine Baccho et Cerere friget Venus (Без Вакха и Цереры в Венере жару нет).
Дионису посвящали произведения композиторы XIX-XX веков: например, «Торжество Баха» Даргомыжского, «Триумф Вакха» и опера «Дионис» Дебюсси, опера Массне «Вакх».