Литературные тропы в стихотворении. Пример
Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.
Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.
Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):
Троп в философии
Философское употребление слова «троп» заимствовано из логики, а не из риторики. Троп — это вид аргумента (здесь имеет место не игра слов, а игра идей), что-то вроде фигуры мышления, своего рода расчлененное на составные части рассуждение. Например, словом «троп» называют ту или иную разновидность или фигуру силлогизма. Самые знаменитые тропы принадлежат Энесидему и Агриппе. Они выдержаны в традиции скептиков и заставляют усомниться в справедливости суждения.
Троп — отличная боевая машина в войне с догматизмом. Полный список тропов приводят Диоген Лаэртий («О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», IX) и Секст Эмпирик («Пирро- новы положения», I). В сводке Энесидема представлено десять тропов, доказывающих, что всякие представления относительны и видоизменяются в зависимости от воспринимающего объекта (человек или животное, тот или иной человек, восприятие осуществляется с помощью того или иного органа чувств и т.д.), а также в зависимости от обстоятельств (местонахождения, расстояния, чистоты вещества, его количества и т.д.), отношения к представлению, частоты наблюдения и от образа жизни.
Тропы — средства выразительности речи
Что такое троп?
Лингвистический термин «троп» в переводе с греческого буквально значит «поворот». Им называют образный оборот речи, созданный художником слова, на основе переосмысления прямого значения слова и возникновения нового, переносного значения. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, схожих между собой какими-либо сторонами или признаками. Автор, используя признаки одного явления, характеризует с их помощью другой предмет, стремясь пояснить его и в то же время создать о нем у читателя яркое, образное представление.
А. Ахматова. Вечером.
Определение
Дадим определение, что такое троп.
Определение
Троп — это образный оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сопоставления двух предметов или явлений, связанных друг с другом смысловыми отношениями.
Троп можно назвать формой поэтического мышления. Художник слова с легкостью манипулирует словами, создавая в художественной речи новые сочетания слов, которые в необычном соседстве друг с другом создают неожиданно яркий и зримый образ:
Виды тропов
В художественной речи используются следующие виды тропов:
- эпитет
- метафора
- метонимия
- синекдоха
- аллегория
- гипербола
- литота
- ирония
- перифраза
Таблица
ТРОПЫ | ПРИМЕРЫ |
---|---|
Эпитет — художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. | белые рученьки; красна девица; добрый молодец; ясный месяц; зорька алая; буйная головушка; горькая доля; трескучий мороз; чисто поле; добрый конь. |
Метафора — перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. | Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)Прапорщики воткнулись глазами в царя. (А. Толстой) |
Метонимия — это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности. | фарфоровый кувшин — разолью кувшин;хрусталь — в шкафу хрусталь;купить спальню — войти в спальню. |
Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот. | Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)— Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь)Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин) |
Аллегория — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. | царство Морфея — сон; объятия Аида — смерть; форт Нокс — неприступность. |
Гипербола — образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления. | реки крови; вечно опаздываете; горы трупов; сто лет не виделись; напугать до смерти; сто раз говорила; миллион извинений; море пшеницы. |
Литота — троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. | мальчик с пальчик; мужичок с ноготок; силы как у комара; маковой росинки во рту не было. |
Ирония — это употребление слова или оборота речи в противоположном значении. | люблю как собака палку; всю жизнь об этом мечтал! только об этом и думаю! кому нужна такая красота. |
Перифраза — семантически неделимое, иносказательное выражение, которое описывает содержание другого слова или сочетания слов. | голубая планета (Земля); чёрное золото (нефть); второй хлеб (картофель); король грибов (белый гриб); корабль пустыни (верблюд); стальное полотно (железная дорога); канцелярская крыса (чиновник); вечный город (Рим). |
Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов. Таблица
Троп — это риторическая фигура, призванная усилить выразительность языка, его образность. Суть тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении:
- Примеры литературных тропов
- Его грыз червь сомнения (метафора)
- Солнце весело улыбалось (олицетворение)
- Седой туман (эпитет)
Название троп происходит от древнегреческого слова τρόπος — оборот, поворот.
Литературные тропы — это «фигуры переосмысление», когда слова получают новое значение, объяснял литературовед Михаил Гаспаров.
Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве и в повседневном общении. Они позволяют не просто передать информацию, а показать свое отношение к ней, сделать слова эмоциональнее, навести на неожиданные мысли, создать яркий и запоминающийся образ.
Виды тропов и их примеры. Таблица
Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры (например, метафора, метонимия и синекдоха — частные случаи одного и того же либо разные явления).
Литературный троп | Пример |
Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. | Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов — метафора человеческого одиночества) |
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. | Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок)Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский) |
Метонимия — это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного. | Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов) |
Синекдоха — это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский) |
Эпитет — это художественное определение, образное и эмоциональное. | Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)Крылатые качели (Ю. Энтин) |
Гипербола — это художественное преувеличение. | Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их — не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака) |
Литота — это художественное преуменьшение, умаление. | Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов) |
Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. | O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)Море — смеялось. (М. Горький) |
Ирония — это использование слова в противоположном значении. | Просто обожаю работать в выходные!Ну спасибо, удружил! |
Сарказм — это злая ирония, издевательская насмешка. | Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров) |
Эвфемизм — это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом. | Женщина легкого поведения (проститутка)Припудрить носик (сходить в туалет) |
Дисфемизм — это замена слова или выражения вульгарным синонимом. |
|
Каламбур — это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию. | Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский) |
Перифраз — это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам. | голубая планета (Земля)царь зверей (лев)творец Макбета (Шекспир) |
Литературные тропы в стихотворении. Пример
Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.
Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.
Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):
- Вот и лето прошло,Словно и не бывало.На пригреве тепло.
- Только этого мало.
- Все, что сбыться могло,Мне, как лист пятипалый,Прямо в руки легло,
- Только этого мало.
- Понапрасну ни зло,Ни добро не пропало,Все горело светло,
- Только этого мало.
- Жизнь брала под крыло,Берегла и спасала,Мне и вправду везло.
- Только этого мало.
- Листьев не обожгло,Веток не обломало…День промыт, как стекло,
- Только этого мало.
- Арсений Тарковский, 1967
Виды тропов:
У Агриппы перечень тропов выглядит более компактно и наглядно. Всего их пять:
- Троп разногласия (и среди философов, и среди обычных людей бытует множество различных мнений, так по какой же причине следует отдавать предпочтение какому-то одному из них?);
- Троп отступления до бесконечности (всякое доказательство должно быть доказано с помощью другого доказательства, и так до бесконечности; следовательно, окончательно доказать что бы то ни было невозможно, следовательно, все в мире сомнительно);
- Троп относительности (ничто не может быть осмыслено само по себе, всякое представление относительно к субъекту и обстоятельствам);
- Троп принципов (принципы суть недоказуемые гипотезы: для доказательства чего бы то ни было необходимо прежде установить некие принципы, следовательно, всякое доказательство остается сомнительным);
- Троп диаллели или порочного круга (попытка доказательства какого-либо положения с помощью другого положения, зависимого от первого; вывод — оба положения не имеют ценности).
Эти пять тропов, как и десять тропов Энесидема, имеют цель поставить под сомнение любое суждение. Обойти их невозможно, так что лучше воздерживаться от утверждений догматического характера.
Роль тропа в художественном произведении
Тропы служат не только для уточнения деталей, признаков и других характеристик явления. Они, как художественные средства, раскрывают особенности творческого мышления автора произведения, который с помощью различных тропов достигает образности картины окружающего мира. Чтобы наглядно пояснить это, вспомним, как в своих «Заметках об искусстве» художник Н. Жуков так писал о многообразии способов образно-художественного воплощения предмета или объекта действительности:
Как видим, художественный троп (он был так толст, что щеки его были видны из-за спины) помог автору создать зримый и яркий образ. С его помощью лаконично передана сущность явления.
Использование тропов сообщает описываемому явлению то значение, новый оттенок смысла, который нужен в данной речевой ситуации автору, а также передает его личностную оценку явления.
Искусствоведческие тропы[править]
Позже тропами (англ. trope) стали называть также готовые и получившие известность формулы (например, амплуа, сюжетный ход или штамп), используемые в произведении. Именно в этом значении этот термин употребляется в данной энциклопедии, Posmotre.li.
Один и тот же троп неоднократно (порой даже довольно разнообразно) обыгрывается различными авторами. Ведь он представляет собой удачную, плодотворную формулу, которую грех не использовать снова. И снова. И вновь, но уже с вариациями. И снова, но уже пародируя. И опять, но с подзабытой уже серьёзностью подхода к ней, и т. д. и т. п.
Практика показала, что хорошие тропы не могут «устареть» — они могут, самое большее, «слегка запылиться» . Например, Приход кавалерии — сюжетный ход, Безумный учёный — амплуа, а Непонятная штуковина — тоже амплуа, но уже амплуа предмета. Так что когда герои участвуют в нелёгком сражении, и тут им на помощь приходит безумный учёный с непонятной штуковиной, с помощью которой он сокрушает врагов — это уже три тропа в одном действии.
Даже в древние времена сюжетное искусство было формульным. В произведениях использовались готовые шаблоны, освящённые традицией: например, «злодей», «герой», «некто терпящий несчастья», «младший сын», «романтическая возлюбленная», «благородный отец», «плут», «простак», «блудница», «внезапное вмешательство божества» и т. п.
Пожалуй, одного из расцветов формульное сюжетное искусство достигло в эпоху Комедии дель Арте: у персонажей классической итальянской комедии может не быть даже имён, только амплуа. Тарталья, Скарамуччо, Полишинель, Влюблённые — добавить две щепотки сюжета, сдобрить импровизацией по вкусу и таланту, и можно выступать.
А по прошествии веков, с развитием культуры, и уж подавно — с появлением «массовой культуры», формульность начала просто зашкаливать. Формул, сиречь тропов, накопилось видимо-невидимо; всё труднее было придумать оригинальный сюжет. Оригинальность всё чаще означала необычную сборку известных тропов, а не полное воздержание от штампов (да полно, возможно ли такое в наши дни?!). В XX в. возникло даже целое направление — постмодернизм, которое полностью строилось на штампах и иронически их обыгрывало.
Почему же мы называем формулы тропами? Ну, помимо того, что их так называют на TV Tropes?
Ну, во-первых, потому что они во многом и есть те же фигуры речи, только не обычной, а речи структуры произведения. Например, «педаль в пол» — это же гипербола! А «с прикрученным фитильком» — мейозис. А во-вторых, чтобы не использовать обидное слово «штамп».
Тропы — это секретное оружие русского языка
Тропы — это..
Тропы – это обороты речи, в которых слова или целые словосочетания употребляются в переносном значении, сопоставляя различные предметы и явления, связанные с собой по смыслу. Служит для придания речи или тексту большей выразительности.
Само слово ТРОПЫ может ассоциироваться с названием каких-то маршрутов, по которым выстраиваются слова. Это выглядит красиво, но не верно.
На самом деле данный термин, как и многие в русском языке, пришел к нам из Древней Греции. И дословно слово «τρόπος» переводится как «оборот». В данном случае имеется в виду оборот речи.
Разновидности троп
Интересно, что до сих пор не существует единой классификации троп.
Некоторые ученые призывают разделять их с фигурами речи, такими как эпитет, гипербола, сравнение, перифраз и так далее. А вот другие настаивают, что любые обороты в русском языке надо в первую очередь считать тропами, а уж потом делить их по разновидностям.
К тропам относятся:
А теперь подробнее расскажем о каждом из этих речевых приемов и приведем их примеры.
Аллегория
Аллегория – это самый распространенный вид тропа, который заключается в маскировке основного смысла другими словами. Самый яркий пример можно встретить в баснях, когда человеческие качества прячутся за образами животных. Например:
осел – аллегория глупости, лиса – хитрости, заяц – трусости, лев – храбрости, баран – упрямства и так далее.
Этот прием стал использовать еще древний баснописец Эзоп, а потому появилось выражение «эзопов язык». После манеру прятать людские пороки перенял русский баснописец Иван Крылов.
Под аллегорией подразумеваются и устойчивые выражения. Например:
Царство Аида – это смерть, Форт Нокс – неприступность, швейцарский банк – надежность.
Метафора
Метафора – это перенос значения одного слова на другое, которое имеет схожий смысл. Почти всегда имеет переносное значение. Например:
золотые руки, острый ум, широкая душа и так далее. Эти выражения мы точно используем почти ежедневно.
Также к метафорам относятся случаи, когда неживым предметам или явлениям приписывают человеческие качества. Например:
бежит ручей, вьюга завывает, погода шепчет.
Метонимия
Метонимия – это замена одного слово на другое, более короткое, но точно дающее понять, о чем идет речь. Например:
Смотреть салют вышла вся улица.
Вместо указания конкретного количество людей идет обобщение, которое говорит, что смотрящих было много.
Мы купили кухню.
Ясно, что речь идет о кухонной мебели, так как покупать отдельное помещение вряд ли кто-то станет
Гипербола
Гипербола – это намеренное преувеличение какого-то качества или события. Например:
всю жизнь мечтал, реки крови, горы трупов, тысяча извинений, море цветов.
В каждом из этих и похожих выражениях непомерное приукрашивание истинных значений, но зато так получается более выразительно.
Лилота
Являясь противоположностью гиперболы, лилота, наоборот, уменьшает или заметно смягчает исходное значение слов и выражений. Например:
мужичок с ноготок, маковой росинки во рту не было, кроха сын.
Значение этого слова знакомо многим и означает оно высмеивание каких-то качеств, но только без откровенного издевательства, а скорее с легкой усмешкой. Например:
люблю как собака палку, нужна как рыбе зонтик, всю жизнь об этом мечтал (в отрицательном смысле).
Перифраз
Перифраз – это устойчивые словосочетания, которые имеют абсолютно один смысл с главным словом и являются его синонимами. Например:
верблюд – корабль пустыни, Марс – красная планета, нефть – черное золото, Рим – Вечный город.
Синекдоха
Синекдоха – это обозначение чего-то целого через небольшие детали.
Эй, борода, подойди сюда.
Обращение к крестьянину.
Все флаги в гости будут к нам.
Имеются в виду разные страны.
Эпитет
Эпитет – это еще один знакомый многим термин, который обозначает яркий образ. Например:
алая заря, красна девица, горькая доля, мороз трескучий и так далее.
Вместо заключения
Почти все тропы используются в литературе. С их помощью писатели и поэты делают свои произведения более яркими, образными, а потому запоминающимися.
Без этих «поворотов» любой текст был бы скучным и прямолинейным, и вряд ли вызвал интерес у читателей.
Но то же самое можно сказать и в нашей повседневной речи. Человека, который в обычной беседе или выступая перед аудиторией, использует различные образы, будут гораздо охотнее слушать.
Эллипсис
Это синтаксическое средство заключается в том, что пропущен один из главных членов некоторого предложения (или даже оба). Эллипсис принадлежит к деструктивным фигурам, поскольку разрушает существующие в языке синтаксические связи. Данная фигура предполагает «пропадание» фрагментов высказываний. Считается при этом, что их можно восстановить, исходя из смысла целого. Обычной нормой для пропусков являются одно-два слова. Однако за рамками предложения могут оставаться и крупные синтаксические блоки (в особенности в случае, если параллелизм сопровождает эллипсис).
Следует заметить, что конструкция эта предполагает наличие наиболее близкого контекста. Читатель в противном случае может ее не понять или неадекватно воспринять. Следовательно, эллипсисы являются средством выразительности, заключающемся в пропуске члена предложения, который подразумевается. Пример у Жуковского: «Мы села — в пепел, грады — в прах…».
Используя эти синтаксические фигуры речи, мы придаем динамичность высказыванию, а также интонацию живой речи, текст становится более выразительным. Чаще всего для создания эллипсиса упускается сказуемое. Пример: «Мир — людям». Данная фигура на письме воспроизводится с помощью тире. Эллипсис как стилистический прием особое распространение получил в лозунгах.
Фигуры прибавления
Лексический повтор – намеренное дублирование слов или выражений на обозримом участке текста
Благодаря этому приёму внимание читателя сосредотачивается на определённой мысли автора, усиливается эмоциональное напряжение. Выделяются несколько видов повторов:
1. Анафора представляет собой повторение первых букв, слогов, слов, словосочетаний в двух и более относительно самостоятельных отрывках речи (строках, строфах, фрагментах прозаического произведения).
2. Эпифора – это повтор слов или выражений в конце отрезка речи.
3. Анадиплосис – повторение последнего слова (или слов) фразы в начале следующего отрезка речи.
4. Рефрен предполагает повторение на одном отрезке одного и того же слова несколько раз.
5. Симплока – речевая конструкция, при которой фразы имеют одинаковое начало и конец либо одинаковую середину при разных началах и окончаниях.
6. Многосоюзие (полисиндентон) – намеренное увеличение числа союзов в определённом отрезке речи (строфе стихотворения или прозаическом отрывке).
Некоторые исследователи также относят к повторам плеоназм (языковая избыточность, сочетание слов, близких по смыслу в пределах одного законченного отрезка речи). Примером плеоназма в художественной литературе является реплика Мосальского из романа «Борис Годунов» А. С. Пушкина:
Градация представляет собой череду слов, словосочетаний или предложений, каждое последующее из которых усиливает или снижает напряжение либо значение всей фразы. Выделяют следующие виды градации:климакс (нарастание напряжения). Пример:
антиклимакс (спад напряжения). Пример:
Мезархия – повторение слова или группы слов в начале либо в середине следующих друг за другом фраз. Этот приём позволяет создать эффект монотонности, однообразия.
При полиптотоне одно и то же слово встречается в одном предложении в различных формах или падежах. Часто подобные конструкции можно встретить в пословицах: