Тромбон

Техника игры на тромбоне

Принцип звукоизвлечения

Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменения длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью передвижения кулисы.

При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент.

На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона. Каждая позиция соотносится с определённой комбинацией вентилей на вентильных инструментах (в том числе на вентильном тромбоне). В первой позиции кулиса не выдвинута, в седьмой — выдвинута на максимально возможное расстояние. В таблице представлены соответствия между позициями тромбона и использованием вентилей на других медных инструментах. Основной тон — звук, получающийся от колебания полного столба воздуха в инструменте. Основной тон, который называется педальным звуком, можно получить на всех 7-ми позициях, это зависит от мастерства исполнителя, также, как и его громкость. Наиболее легко педальные звуки извлекаются на первых трёх — четырёх позициях.

Позиция Соотв. вентили Основной тон тромбона
I B (си-бемоль)
II 2 A (ля)
III 1 As (ля-бемоль)
IV 1+2 или 3 G (соль)
V 2+3 Fis (фа-диез)
VI 1+3 F (фа)
VII 1+2+3 E (ми)

Использование квартвентиля

Некоторые тромбоны имеют добавочную крону, понижающую весь звукоряд тромбона на кварту вниз. Эта крона включается специальным рычагом, так называемым квартвентилем, который нажимается при помощи натяжения специальной цепочки, жилы или рычага, нажимаемым большим пальцем левой руки. Тромбон с квартвентилем, широкой мензурой и большим раструбом по существу, является комбинацией тенорового и басового инструментов и иногда называется тенор-бас-тромбон.

При включении квартвентиля тромбон даёт только шесть позиций, так как выдвижение кулисы на каждую последующую позицию требует большего пространства из-за увеличения длины трубки тромбона.

Глиссандо

Глиссандо — приём, при котором кулиса плавно передвигается из одной позиции в другую, при этом музыкант не прерывает звука. Используется для особых звуковых эффектов. Используется этот эффект в произведении Арама Хачатуряна «Танец с саблями» в балете «Гаянэ» и «Болеро» Равеля.

Суперкость

этого необычного изменения тромбона есть и понижение и клапаны. Различные типы гибридных комбинаций тромбона понижения клапана были сначала произведены в начале 20-го века. Один из самых известных ранних типов был действительным тромбоном, изобретенным джазовым тромбонистом и reedist Брэдом Гоуонсом, который показал понижение на внутренней части на клапанах, которые не захватывали, вынуждая игрока активно использовать обе руки. Самая популярная комбинация тромбона понижения клапана сегодня — суперкость, которая достигла известности и популярности благодаря влиянию джазового музыканта Мэйнарда Фергюсона, который использовал его в его группе. У Суперкости есть понижение за пределами клапанов, которое захватывает, означая, что его использование дополнительное, и игрок может играть клапаны Суперкости с любой рукой.

Тромбон в джазе

Джазовый тромбон – это новое амплуа музыкального инструмента. Оно начинается с эпохи диксиленда – одного из первых движений джазовой музыки. Здесь этот инструмент впервые осознается как сольно импровизирующий, создающий контрмелодию и умело ее обыгрывающий. Самые известные джазовые тромбонисты – Глен Миллер, Миф Моул, Эдвард Кид Ори, создали собственный стиль игры. Один из основных приемов – сочетание отдельных акцентированных нот и характерного глиссандо на тромбоне. Он создает неповторимое звучание диксиленда 20-х гг. ХХ века. Благодаря джазовым тромбонистам джазовый стиль ассоциируется с духовыми инструментами.

Тромбон звучит и в латиноамериканской музыке – этому способствовали гастролирующие джазовые ансамбли, где тромбон был солирующим инструментом.

Тромбон в симфоническом оркестре

Введение тромбона как музыкального инструмента в симфонический оркестр произошло только на рубеже XVIII-XIX вв. у Л. В. Бетховена. Г. Берлиоз впервые доверил ему развернутую сольную партию в симфонической музыке, обозначив его как благородный и величественный тембр. В современном составе оркестра используется, как правило, два или три тромбона (два теноровых и басовый). Оркестры Р. Вагнера, П. И. Чайковского, Г. Малера, Й. Брамса немыслимы без звучного и призывного тембра тромбона, где его голос ассоциируется с фатальными и грозными силами.

Тромбон

При возросшем интересе к тромбону в XIX веке практически под запретом оставалось использование глиссандо, которое стало применяться только у классиков ХХ века – А. Шенберга и И. Глазунова.

Видео: Особенности тромбона

Похожие новости.

Музыкальные инструменты Грузии: саламури

В Грузии не один праздник не обходится без музыки. Музыкальные инструменты Грузии довольно разнообразны по форме и технике исполнения, они позволяют создаться интересные и насыщенные по звучанию мелодии. Музыкальное искусство

«Евровидение» сокращает свой бюджет

Экономический кризис коснулся и «Евровидения». В 2013 г. это мероприятие будет проводиться в Швеции, и она намерена сократить бюджет до 20.000.000 долларов. Эта сумма вполовину меньше от того, сколько потратили

Музыка Modern Jazz

Естественно, современный джаз отличается от того, который исполняли в Новом Орлеане. Он цельный, цепляющий и разнообразный. Но другой, хотя, естественно, сравнение неизбежно. Современный джаз прочно обосновался в музыкальном мире. Сегодня

История шотландской волынки

Шотландская большая волынка или как ее еще называют горная, является самой распространенной волынкой в мире. Многие абсолютно уверены в том, что такой инструмент, как волынка – шотландское изобретение. Но на

Новые, яркие, динамичные формы рекламы. Это — LED-дисплеи

Многие компании в наше время выбирают уникальный LED-дисплей, который дает реальную возможность проводить ту или иную рекламу согласно основным правилам для получения в убудем эффекта.

Практически все дисплеи для рекламы

История и происхождение тромбона

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд.

За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

В XIX веке предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны, однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании. В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона).

Происходит развитие и укрепление позиций инструмента в оркестре, сольном и ансамблевом музицировании, появляются виртуозные сольные исполнители высокого класса. Композиторы создают для тромбона ряд сочинений, которые впоследствии становятся классикой репертуара — Романс Вебера, обнаруженный спустя много лет после смерти композитора, Концерт для тромбона с духовым оркестром Римского-Корсакова, Концертино Давида и другие. Во второй половине столетия формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов — Holton, Conn, King — в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois — в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе, а также ска, фанке и других жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона.

Общее описание

Тромбон известен в Европе с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон — нетранспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеются добавочные кроны, позволяющие понижать звуки на кварту и на квинту, которые подключаются с помощью квартвентиля и квинтвентиля.

Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства — теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый — почти не используются.

Диапазон тромбона — от G1 (соль ) до (фа ) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1, то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.

Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект — глиссандо — достигается скольжением кулисы. В современном симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Теноровые тромбоны строя «В» (си-бемоль малой октавы) в свою очередь имеют ряд разновидностей, и условно делятся на узко-, средне- и широкомензурные.

Мензура, или bore-калибр — это внутренний цилиндрический диаметр кулисы. Измеряется в тысячных долях дюйма (иногда с переводом в метрическую систему). Если диаметр одинаков почти по всей длине кулисы (обе трубки одинаковы), то такой тромбон называется «однотрубным». Если трубки разные, то это — так называемый dual bore (двойной калибр).

Узкомензурными условно считаются теноровые тромбоны, имеющие калибр 500″ тысячных дюйма (12,7 миллиметра) и менее.
Среднемензурными — более 500″ и менее 547″.

И, наконец, широкомензурным считается один единственный калибр — 547″.

Басовый тромбон имеет акустически тот же строй, что и теноровый, и отличается от него только большей мензурой (от 562″ до 578″) и двумя вентилями. Конструкции вентилей бывают зависимыми и независимыми. Зависимые срабатывают только в двух вариантах: либо кварта вниз, либо квинта.
Независимые бывают двух вариантов: кварта, большая терция, малая секста или кварта, большая секунда, квинта.

Основная сфера применения тромбона — симфонический, духовой, джазовый (биг бэнд) оркестр, в ансамблях различных составов, квартеты тромбонов применяются в церквях для замены органа и дублирования голосов певчих, а также в сольном концертном исполнительстве.

Тромбон клапана

Тромбон клапана был построен в каждом размере от альта до контрабаса, хотя это — тромбон клапана тенора, который видел наиболее широкое использование. Они построены или в краткой или в полной форме.

Тромбон клапана обладал своей самой большой популярностью в 19-м веке, когда технология ротационного клапана и поршневых инструментов клапана развивалась быстро. К концу 19-го века массовое производство надежных, более высоких качественных тромбонов понижения привело к возвращению своей популярности. Несмотря на продолжающуюся популярность тромбона понижения, тромбоны клапана остались популярными в, например, Австрия, Италия, Богемия, Моравия, Словакия, Испания, Португалия, Южная Америка и Индия, почти исключая тромбон понижения.

Версия баса или контрабаса тромбона клапана — cimbasso и используется, главным образом, в оперных работах Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини.

Некоторые проходы, особенно быстро музыкальные числа, легче выполнить на тромбоне клапана, чем на тромбоне понижения. Много игроков полагают, что тон тромбона клапана более душен и менее открыт, поэтому это не распространено в оркестровых параметрах настройки, хотя Джузеппе Верди в особенности сделал широкое применение из способности тромбона клапана договориться о его пути через быстрые проходы. Поскольку тромбон клапана тенора B использует то же самое, перебирающее в качестве трубы B, это иногда — удваивающийся инструмент для джазовых трубачей. Среди известных джазовых музыкантов, которые играют на тромбоне клапана тенора B, Мэйнард Фергюсон, Боб Брукмейер, Клиффорд Торнтон, Хуан Тисоль Оркестра Дюка Эллингтона, Роб Макконнелл и Боб Эневолдсен.

тромбона клапана, сделанного Адольфом Са, есть различная система от того, что обычно используется. Вместо трех клапанов в стиле трубы, это имеет один для каждого положения на понижении тромбона.

История появления в музыке тромбона

ТромбонИзначально данный инструмент получил интересное название «сакбут», по размеру куда более меньше нынешнего тромбона и распределялся зависимо от звукового регистра начиная сопрано и альтом, заканчивая тенором и басом. Именно из-за широкого звукоряда музыкальный инструмент в ближайшее время занял достойное и почетное место в оркестре.

В начале 17 — го века данная модель была преображена в лучшую сторону музыкальными мастерами и получила свое нынешнее название тромбон.

Через два века была предпринята попытка добавить к инструменту вентиль, такая деталь имелась у инструментов валторн и труба, но она в скором времени потерпела фиаско. Невзирая на то, что по техническим параметрам тромбон был достаточно удобен в использовании, звучание претерпело изменения и повернулось в худшую сторону.

Начиная с 20 — го века, тромбон музыкальный инструмент получил новый виток в развитии не только как оркестровый, но и как сольный инструмент. Это случилось во многом благодаря тому, что широкое распространение получили школы игры на данном инструменте, а также усовершенствовался процесс его изготовления. Композиторами всего мира создаются учебно-методические пособия и непревзойденная концертная литература, а многие музыкальные жанры, например, фанк или джаз немыслимы без участия тромбона. Помимо всего прочего, с конца 1980-х годов увеличился спрос на тромбоны образца прошлых столетий, которые уже давно не используются музыкантами.

Buccin

Отличительная форма тромбона тенора была популяризирована во Франции в начале 19-го века. Названный buccin, это показало понижение тромбона тенора и звонок, который закончил в zoomorphic (змея или дракон) голову. Гектор Берлиоз написал для buccin в его Messe solennelle 1824.

  • Герберт, Тревор (2006). Тромбон Лондон: издательство Йельского университета. ISBN 0-300-10095-7.
  • редактор Сейди, Стэнли и Тиррелл, Джон (2001). Новый Словарь Рощи Музыки и Музыкантов. Лондон: Макмиллан. ISBN 0-19-517067-9.
  • Adey, Кристофер (1998). Оркестровая работа. Лондон: Faber & Faber. ISBN 0-571-17724-7.
  • редактор Herbert, Trevor & Wallace, Джон (1997). Кембриджский Компаньон к Медным инструментам. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56522-7.
  • Болтовня, Альфред (1997). Инструментовка и гармоническое сочетание. Белмонт: Schirmer. ISBN 0-534-25187-0.
  • Фитиль, Денис (1984). Метод тромбона. Оксфорд: издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-322378-3.
  • Дель-Мар, нормандец (1983). Анатомия оркестра. Лондон: Faber & Faber. ISBN 0-520-05062-2.
  • Montagu, Джереми (1981). Мир романтичных & современных музыкальных инструментов. Лондон: David & Charles. ISBN 0-7153-7994-1.
  • Бэйнс, Энтони (1980). Медные инструменты: их история и развитие. Лондон: Faber & Faber. ISBN 0-571-11571-3.
  • Montagu, Джереми (1979). Мир барочных & классических музыкальных инструментов. Нью-Йорк: The Overlook Press. ISBN 0-87951-089-7.
  • Убавьте, Филип (1978). Труба и тромбон. Лондон: Эрнест Бенн. ISBN 0-510-36413-6.
  • Montagu, Джереми (1976). Мир средневековых & ренессансных музыкальных инструментов. Нью-Йорк: The Overlook Press. ISBN 0-87951-045-5.
  • Грегори, Робин (1973). Тромбон: Инструмент и его Музыка. Лондон: Faber & Faber. ISBN 0-571-08816-3.
  • Maxted, Джордж (1970). Разговор о тромбоне. Лондон: Джон Бейкер. ISBN 0-212-98360-1.
  • редактор Блахм, Фридрих (1962). Умрите Musik в Geschichte und Gegenwart. Кассель: Bärenreiter.
  • Kunitz, Ханс (1959). Умрите инструментовка: Teil 8 Posaune. Лейпциг: Breitkopf & Härtel. ISBN 3-7330-0009-9.
  • редактор Лэвигнэк, Альберт (1927). Encyclopédie de la musique et Dictionnaire du Conservatoire. Париж: Delagrave.

Значение слова Тромбон по словарю Брокгауза и Ефрона:

Тромбон (trombone, увеличительное от tromba — труба. Posaune — нем.) — металлический инструмент, имеющий вид большой, согнутой овалом металлической трубы. В верхней ее части помещается мундштук, т. е. чашечка в виде полушария, через которую исполнитель вдувает воздух. Нижний загиб Т. отрезан и может свободно двигаться вверх и вниз по главной трубке. Подвижная часть Т. называется кулисой. От выдвигания кулисы звук понижается, а от вдвигания — повышается. Т. бывают различных величин и, следовательно, различных звуков объемов: альтовый Т. в es, теноровый — в b, басовый в — f или es. Написанные для Т. партии звучат, как пишутся. Объем альтового Т. (trombone alto) от ля в большой октаве до ми бемоль во второй октаве. Этот Т. более других способен к быстрому исполнению. Теноровый Т. (trombone tenore) имеет объем от ми в большой октаве до си бемоль в первой октаве. Этот Т. наиболее употребительный из трех Т., как звучный и сильный. Благодаря своему объему, он часто заменяет в оркестре басовой или альтовый Т. Тембр на всем протяжении инструмента хорош, в forte звук блестящ, в piano — благороден. Партии этого Т. не следует придавать большой подвижности. Басовый Т. в f (или кварт басовый) и в es (или квинт басовый) имеют объем первый от contra si до fa в первой октаве, второй — от contra ля до ми бемоль в первой октаве. Инструмент мало подвижный, тяжелый (вследствие больших размеров), утомительный, хотя его звук могучий, но нередко басовый Т. заменяется в оркестре теноровым. Партия альтового Т. пишется в альтовом ключе, а высокие ноты в скрипичном, тенорового — в теноровом, басового — в басовом. Нередко, однако, все партии трех Т. пишутся на одной нотной системе в ключе fa. Применяя все три Т. вместе, следует стараться, чтобы они двигались одновременно и составляли гармонические, консонирующие сочетания. В сжатом расположении Т. дают сильную звучность, в широком звучат мягче. Соло для Т. в оркестре применяется редко. К этой цели более подходит теноровый Т. В новейшее время стали применять контрабасовый Т., объем которого от contra ми до ре в первой октаве. Т. с тремя вентилями не имеют кулисы, так как с помощью вентилей (см. Пистон) добывается хроматическая гамма. Благодаря вентилям, техническая сторона игры на Т. стала легче, но тембр потерял в чистоте и благородстве звука. Теноровый Т. с четырьмя вентилями имеет объем от contra си бемоль до си бемоль в первой октаве. Каждому Т. присваивается название по первой низкой ноте его натуральной гаммы, но в выше приведенных объемах Т. эти ноты не упомянуты, как очень трудные для исполнения. Эти низкие ноты называются педалевыми звуками. каждый из них, вследствие выдвигания кулисы, дает еще три хроматических педалевых звука ниже. Н. С.