Реликты

Классификация

Реликты различают по геологическому возрасту флор и фаун прошлых эпох, от которых они происходят.

Так, третичными (правильнее неогеновыми) реликтами называются виды, сохранившиеся без видимых изменений по меньшей мере с плиоцена. Например, в Колхиде — ряд древесных пород (лапина, дзельква, каштан и др.) и вечнозелёных кустарников (самшит, иглица колючая, падуб остролистный, рододендрон понтийский, горянка колхидская и др.), а также травянистые растения, в Талышских горах — железное дерево, в бассейне Волги и Урала — выхухоль. Лесными реликтами в Арктике являются виды, продвинувшиеся далеко на север во время более тёплой послеледниковой эпохи и удержавшиеся там в окружении тундры (линнея, черника, некоторые грушанки и др.).

Особо выделяют ледниковые реликты. К ним относят растения и животные, сохранившиеся на данной территории в изолированных местах обитания с ледниковой эпохи вследствие того, что в этих местах для них было особо благоприятное сочетание микроклиматических и почвенных условий. В районах, ранее находившихся в так называемых перигляциальных областях, то есть в своеобразных зонах шириной до 100—150 км, располагавшихся вокруг окраин равнинных материковых оледенений, ледниковые реликты чаще всего встречаются по скалам и в пещерах на склонах северной экспозиции, на сфагновых болотах, в озёрах с прозрачной холодной водой, реже в лесах, на обширных песчаных пространствах. Примерами ледниковых реликтов являются широко распространённые в тундре олений мох (встречается в сосновых борах по реке Воронеж), карликовая берёза (встречается на торфяниках в центральной части Восточной Европы), куропаточья трава (на скалах по долинам северных рек); олений овод и некоторые стрекозы (в ряде лесных районов), живородящая ящерица, обыкновенная гадюка. К ледниковым реликтам относятся также, например, на Кавказе — сабельник болотный, в пресноводных озёрах севера Евразии — имеющие морское происхождение мизиды (Mysis oculata var/relicta) и бокоплавы (Pontoporea affinis).

Виды растений и животных, сохранившиеся только в отдельных участках прежде более обширного ареала и в этом отношении подобные реликтам, называют псевдореликтами.

Филогенети́ческие реликты — ныне существующие виды растений и животных, которые относятся к крупным таксонам, почти полностью вымершим десятки или сотни миллионов лет назад. Как правило, являются . См. статью Живые ископаемые.

Географи́ческие реликты — организмы, сохранившиеся в данном регионе как остаток флор и фаун минувших геологических эпох, когда условия существования в данном регионе заметно отличались от современных. Так, третичными (неогеновыми) реликтами в Колхиде считаются дзельква, каштан и другие лесообразующие породы, многие вечнозелёные кустарники (самшит, иглица колючая, падуб остролистный, рододендрон понтийский, горянка колхидская и др.) и травянистые растения.

Примечания

  1. UNNATURAL HISTORY THE FRIENDLY FIELD MUSEUM IS TRANSFORMED INTO THE MENACING SETTING OF A NEW MONSTER-FROM-HELL MOVIE: Dretzka, Gary. Chicago Tribune (pre-1997 Fulltext); Chicago, Ill. 19 May 1996: 18.
  2. Slotek, Jim. They Created A Monster, Toronto Sun (January 12, 1997).
  3. They’re making beautiful movies together — By Michael D. Reid — Times Colonist staff — Photos
    Reid, Michael. Times — Colonist; Victoria, B.C. 07 July 1995: 1.
  4. Cohen, David S. Locked in a Realm of Monstrous Terror, South China Morning Post (March 16, 1997).
  5. Williams, Sue. Actor Immerses Himself in the Part, The Australian (May 1, 1997).

Сюжет

Учёный Том Паркинсон (Томас Райан) изучающий историю и культуру индейцев наблюдает за ритуалом племени, в процессе которого его поят отваром и развлекают танцем. Он полагает что по ошибке отправил свой груз в США, по этому пробирается на судно и после отплытия выясняет, что груз остался в порту. Через неделю в порт США прибывает то самое судно, которое кажется пустым, пока детектив полиции Винсент Д’Агоста (Том Сайзмор) не обнаруживает в трюме обезглавленные тела всех членов команды. Тем временем в музей Чикаго прибывает груз Паркинсона, но в нём ничего нет, кроме листьев и древней статуэтки. Вскоре в музее погибает охранник ночной смены, его тело находят с оторванной головой в туалете.

Д’Агоста приезжает в музей, осматривает место преступления и знакомится с доктором Марго Грин (Пенелопа Энн Миллер) видевшей жертву последней и директором музея доктор Энн Катберт (Линда Хант), они рассказывают ему о предстоящей выставке. В морге лейтенант узнает что у погибших была извлечена часть мозга. Полицейские обыскивают здание, спускаясь в темные подвалы, где находят бездомного, вооружённого топором. Бездомный нападает на полицейских и один из них убивает его. Мэр приказывает разрешить проведение выставки, Д’Агоста вынужден подчиниться, но оставляет полицейских в здании музея. Лейтенант отправляется в подвал музея, где узнает о тоннеле, ведущем в порт.

Во время открытия музея, монстр сначала убивает тех, кого находит в пустующих частях музея, а затем приходит в зал с выставкой и бросает труп на экспонаты. Начинается паника, посетители бегут, сбивая друг друга, в хаосе разбиваются витрины с экспонатами, срабатывает система безопасности и блокирует помещение выставки. Д’Агоста находит доктора Миллер и доктора Фрок (Джеймс Уитмор) запертыми в лаборатории. Доктор Альберт Фрок рассказывает ему легенду о Котоге — существе, которое выращивали индейцы для защиты племени. В здании остаются некоторые богатые персоны, а также мэр со своей супругой и трое полицейских. Д’Агоста приказывает выводить людей через подвал, а сам идёт искать доктора Миллер.

Во время штурма музея, спецназ теряет несколько человек и вынужден отступить

Д’Агоста и доктор Миллер выясняют, что нужно монстру и отправляются в подвалы, чтобы отвлечь его внимание. Монстром оказывается доктор Паркинсон, подвергшийся воздействию неизвестного вида грибка с листьев, которые служили составляющей для отвара индейцев

Сержант Холлинсворт (Клэйтон Ронер) выводит посетителей музея через подвал теряя нескольких из них по дороге. Монстр находит доктора Миллер в лаборатории, где она устраивает пожар, приводящий к взрыву. Монстр погибает, лейтенант находит Миллер в баке с водой и получает благодарность от мэра. Миллер возвращает лейтенанту счастливую пулю.

Состав романа

В период с 1979 до 1991 года В. Головачев издал повесть и 3 романа, которые были связаны общей сюжетной линией, но издавались отдельно друг от друга (причем часто одна и та же книга в разных издательствах выходила под различными названиями). В 1995 году как продолжение цикла были написаны еще 2 романа, после чего все шесть частей были объединены в один роман-эпопею «Реликт» и изданы тремя томами (по 2 книги в каждом). В 1999 и 2009 году были изданы еще 2 романа («Абсолютный игрок» и «Мегаморф, или Возвращение Реликта», соответственно), продолжающие сюжет «Реликта». Вместе с основным романом они образуют цикл «Хроники Реликта».

Непредвиденные встречи

Повесть, издана в 1979 году. Также называлась «Сжатая пружина». Время действия повести — 2174—2175 года. Описаны открытие и исследования планеты Тартар, населенной негуманоидной цивилизацией. Главный герой повести — Габриель Грехов, спасатель Управления аварийно-спасательной службы (УАСС), которому приходится выступить посредником между людьми и чужой цивилизацией.

Пришествие

Роман, издан в 1991 году. Другое название — «Игра с огнём». В глубоком космосе люди случайно обнаруживают несколько спор размером с астероид, которые подают признаки разумной жизни. Одну из спор помещают на Марсе для исследований. Спора активируется, и из неё развивается Конструктор — реликтовая форма жизни, сохранившаяся с начала существования Вселенной. Растущий Конструктор использует треть вещества Марса для построения собственного тела и своей деятельностью почти приводит к панике человечество. Габриель Грехов и «серые призраки» (негуманоидная цивилизация, идущая на контакт только с Греховым) убеждают Конструктора покинуть Солнечную систему, чтобы не угрожать людям.

Возвращение блудного конструктора

Роман, издан в 1991 году. Другое название — «Большой выстрел». В дальнем космосе пограничники обнаруживают физическую аномалию, которая быстро приближается к Солнечной системе. Аномалией заинтересовались инопланетяне (серые призраки и чужане), но с людьми они контактировали неохотно. Габриэль Грехов (самый сильный интрасенс, ставший ко времени действия романа проконсулом Совета старейшин) начал разбираться в ситуации и контактировать с инопланетянами. После многочисленных исследований выдвигается гипотеза: аномалия представляет собой Конструктора, возвращающегося из иной вселенной и находящегося без сознания. На Земле назревает паника и идут дискуссии относительно возможности уничтожения Конструктора, который при приближении может разрушить Солнечную систему. Выясняется, что Конструктор перед уходом из Солнечной системы «высадил» из себя людей, которых он поглотил в состоянии споры, и теперь эти люди (ставшие интрасенсами и названные К-мигрантами) активно противодействуют попыткам уничтожения возвращающегося Конструктора. Аристарх Железовский (комиссар Службы безопасности) и Ратибор Берестов (агент службы безопасности) пытаются обеспечить стабильное функционирование человечества и обезвредить К-мигрантов. Роман заканчивается посылкой двух добровольцев (Берестова и одного К-мигранта) внутрь аномалии с целью контакта с Конструктором.

Дети вечности

Роман, издан в 1991 году. Другие названия — «Запределье» и «Большой выстрел». Продолжение романа «Возвращение блудного конструктора». Древнее разумное существо (Конструктор) продолжает приближаться к Солнечной системе, хотя и с меньшей скоростью. Попытки контакта с Конструктором оказываются бесполезными. Человечество охватывает страх, ученые и политики ищут пути спасения цивилизации. Габриэль Грехов убеждает руководство человечества, что Конструктор тяжело поврежден после возвращения в нашу Вселенную и находится без сознания. Конструктор входит в Солнечную систему и своим приближением повреждает дальние планеты и их спутники. Грехов, Железовский и Берестов выигрывают бой с К-мигрантами и уговаривают их прекратить сопротивление и совместно с учеными искать пути контакта с Конструктором. Коллективными усилиями человечества удается «вылечить» Конструктора, и он выходит на контакт. Выясняется, что Конструктор предвидел своё травмирование при возвращении в нашу Вселенную и специально направился к людям за помощью. После этого Конструктор корректирует орбиты планет, вызванные его перемещениями, и покидает Солнечную систему. Габриэль Грехов, серый призрак, чужанин и К-мигранты следуют вместе с ним.

Контрразведка

Роман, издан в 1995 году. Другое название — «Контрольный выстрел» Действие разворачивается через 50 лет после ухода Конструктора.

Производство

Я не думаю, что вы можете напугать людей, если вы их не привлечете. Такой фильм должен быть умным.

Питер Хайамс

Фасад «Филдовского музея истории» в Чикаго

В основу сценария для кинофильма легла новелла Дугласа Престона, бывшего журналиста и директора по связям Американского музея естественной истории в Нью Йорке. Разработкой фильма занимались Кэтлин Кеннеди и Фрэнк Маршалл. В качестве режиссёра был нанят Питер Хайамс. То, что роман изображал администрацию музея в не лучшем свете, затруднило процесс создания картины. Студия Paramount Pictures предложила музею семизначную сумму денег за съемки в нем, но администрация отказалась, сославшись на то, что это может отпугнуть детей. Создатели картины столкнулись с проблемой, так как только два музея в Чикаго и Вашингтоне были похожи на тот, что расположен в Нью-Йорке. Однако администрации «Филдовского музея истории» понравилась идея и они позволили снимать в нём.

Большой зал «Филдовского музея истории» в котором проходили съёмки

Я был обязан подталкивать повествование вперед.

Том Сайзмор

Пенелопа Энн Миллер, не имевшая опыта в съемках фильмов ужасов, была приглашена режиссёром потому, что ему нужна была актриса способная сыграть сильную и умную женщину. Том Сайзмор был приглашен для того, чтобы сыграть мужчину лидера. Специалист по специальным эффектам Стэн Уинстон со свей командой создал три куклы, чьими движениям управляли его помощники, двое двигали головой, остальные дистанционно управляли конечностями. Хайамс, рассмотрев первые рисунки Уинстона, попросил сделать его более страшным. Режиссёр предложил в качестве вдохновения беспозвоночных, так у монстра появились черты арахнида. В сценах, где монстр передвигается по стенам, использовалась компьютерная графика. Съемки картины проходили не только в Чикаго, но и в Лос-Анджелесе, где был построен специальный комплекс затопленный водой. Поскольку часть съёмок проходила во влажных и холодных помещениях, Сайзмор дважды заболевал, но когда заболел и Хайамс, съемки пришлось ненадолго свернуть.

Примечания

  1. UNNATURAL HISTORY THE FRIENDLY FIELD MUSEUM IS TRANSFORMED INTO THE MENACING SETTING OF A NEW MONSTER-FROM-HELL MOVIE: Dretzka, Gary. Chicago Tribune (pre-1997 Fulltext); Chicago, Ill. 19 May 1996: 18.
  2. Slotek, Jim. They Created A Monster, Toronto Sun (January 12, 1997).
  3. They’re making beautiful movies together — By Michael D. Reid — Times Colonist staff — Photos
    Reid, Michael. Times — Colonist; Victoria, B.C. 07 July 1995: 1.
  4. Cohen, David S. Locked in a Realm of Monstrous Terror, South China Morning Post (March 16, 1997).
  5. Williams, Sue. Actor Immerses Himself in the Part, The Australian (May 1, 1997).