Ткачество

Какие инструменты и материалы понадобятся?

Для работы мастерицы используют упрощенную версию ткацкого станка. Его можно купить или сделать самостоятельно. Всего существует два основных вида станков: стандартная прямоугольная рама и круглая.

Прямоугольная рама:

Ткачество

Круглая рама:

Чаще всего используется прямоугольная. В набор входят:

  1. Рама, на которую натягивают нити для основы.
  2. Иглы разных размеров – они упрощают движение пряжи между нитями основы.
  3. Челнок для выравнивания нитей.
  4. Гребень, который помогает аккуратно пододвигать новые ряды.

Размер рамы зависит от желаемой величины изделия.

Купить раму и инструменты для ткачества можно на Etsy, а также у российских мастериц: у Светы из nitochki_weaving, Насти из loomy.sunday или Юлианы из novolovoloom.

Основной материал для ткачества – пряжа и нити различной толщины, фактуры и цветов. Интересные гобелены получаются из объемной пряжи, хлопковых шнуров и шпагата.

Ткачество

Ткачество в народной культуре

До 19-20 века ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.

Развивалось также узорное тканье, т.е изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путём переплетения цветных нитей. Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с 18 — 19 вв.: главным образом, они пришивались к белым холщовым или пестрядинным рубахам и головным полотенцам. В татарской и башкирской культуре браное ткачество использовалось преимущественно для предметов интерьерного назначения, у чувашей (низовой этнографической группы) — почти полностью для украшения предметов одежды. У первых более распространенной была техника закладного тканья (с яркими поперечными или ступенчатыми узорами и характерными узкими «щелями»), у чувашей и удмуртов — т. н. браный и выборный способы, при которых орнамент образуется прокидыванием цветных уточных нитей (красным — в браном тканье, разноцветными — в выборном).
Тканье использовалось и для изготовления поясов — полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это т. н. плоские или ленточные пояса.
Среди народов Поволжья и Приуралья (марийцев, мокши, эрьзя, удмуртов) домашнее ткачество сохранялось: для изготовления одежды — до 1970-80-х гг., для тканья праздничных поясов — до 21 в.

Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов. В 2000-х гг. оно стало развиваться в рамках обществ военно-исторической реконструкции.

Инновационные технологии

К середине XI века появился ткацкий станок горизонтального типа. Подобные устройства с небольшими модификациями дошли до наших дней. Их использовали вплоть до XVII и даже сейчас можно встретить в некоторых домах.

Название «горизонтальный станок» произошло из-за способа натяжения нитей основы. Модифицированные механизмы ткацкого приспособления, в отличие от первых моделей станков, уже к этому времени приобрели улучшения в виде дополнительных деталей. К основному рабочему элементу (деревянной раме) прикреплялись валики, ножные педали, вертикальные гребенки и челнок. К этому времени люди научились производить более качественные и однородные нити из волокон растений и шерсти животных. Поэтому стали появляться более интересные виды ткачества, с использованием новых техник, цветов и методов плетения нитей.

Новые попытки механизации ткацких станков в текстильной промышленности были успешно воплощены лишь в конце XVIII века, когда английский изобретатель Э. Картрайтом изобрел механический ткацкий станок с более современными конструктивными особенностями. В наши дни конструкции станков кардинально изменились и теперь их используют в производственных масштабах.

Из истории развития ремесла

Считается, что первый станок для ткачества появился на территории Азии. Именно там археологи обнаружили его примитивную модель. В качестве основного сырья мастера того времени использовали шерсть различных животных, волокна растений и натуральный шелк. Кстати сказать, секрет изготовления шелковой ткани долгое время оставался на территории Китая. Несмотря на то что с появлением Шелкового пути материал широко распространился по свету, многие века эта страна сохраняла монополию в производстве шелка – секрет его изготовления строго охранялся.

Тем не менее ткацкие станки стали повсеместно появляться на территории Азии, Европы и Японии. К тому времени люди уже научились использовать в качестве красителей для ткани сок различных растений. Одновременно с этим мастера ткачества быстро освоили технику украшения ткани различными узорами, сплетенными из разноцветных нитей. Так это ремесло превратилось в искусство и стало неотъемлемой частью быта разных народов.

Доподлинно известно, что знаниями ткацкого дела хорошо владели древние инки. Работы восточных и персидских мастериц испокон веков славились на весь мир, а ткачество в Древней Руси являлось важнейшим элементом ремесленных производств.

Издавна технология ручного ткачества заключалась в определенном переплетении нитей. Рама примитивного ткацкого устройства заправлялась нитями особым образом – вдоль станка. Эти нити называются основой. Нити основы нужно было натянуть достаточно сильно, при этом они должны оставаться параллельными друг другу. Другие нити, поперечные основным, которые мы до сих пор называем уточными, должны переплетаться с нитями основы, образуя тканое полотно.

Чтобы нити основы оставались ровно натянутыми, их наматывали на специальный валик, так называемый навой. По мере появления готовой ткани ее наматывали на другой валик, расположенный с противоположной от навоя стороны.

История

Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (сохранились до наших дней у некоторых индейских племён; используется для ковроткачества). Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок.
В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён, а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк. Появление ткацкого станка позволило производить ткани высокого качества. Тем не менее, эпоха индустриализации положила конец этой ранее распространённой профессии. Многие ткачи были повергнуты в нищету, став одними из первых, кто почувствовал на себе негативные последствия индустриализации. Именно ткачи бунтовали против массового внедрения станков и замену мануфактур и надомных ткачей фабриками (луддиты). Этой теме посвящена драма Герхарта Гауптмана «Ткачи» (нем. Die Weber, 1892), рассказывающая о восстании ткачей в Силезии (нем. Schlesischer Weberaufstand, 1844).

Дефекты

Появление брака при изготовлении ткани может быть связано с разными пороками ткацкого производства – от изначально низкого качества сырья до неправильного применения механизмов станка при выполнении той или иной операции. К стандартным проблемам такого типа относят следующие:

  • Близна – обрыв основной нити, который влечет нарушение переплетения и образование продольной редины.
  • Подплетина – разрыв группы основных нитей, влекущий изменение конструкции ткани на конкретном участке.
  • Забоина – уплотнение уточной нити, выходящее за рамки допустимой нормы. Такого рода дефекты на ткацком производстве часто возникают при сбое станков и особенно проявляются при неравномерном нанесении окраски.
  • Прометка – недостаток одной или нескольких нитей утка, из-за чего образуется поперечный просвет на ткани.
  • Недосека – разрежение нитей, вызванное нарушениями в настройке станка. Данный порок способствует ослаблению структуры материи и появлению видимой полосатости в окрашенных тканях.

Инновационные технологии

К середине XI века появился ткацкий станок горизонтального типа. Подобные устройства с небольшими модификациями дошли до наших дней. Их использовали вплоть до XVII и даже сейчас можно встретить в некоторых домах.

Название «горизонтальный станок» произошло из-за способа натяжения нитей основы. Модифицированные механизмы ткацкого приспособления, в отличие от первых моделей станков, уже к этому времени приобрели улучшения в виде дополнительных деталей. К основному рабочему элементу (деревянной раме) прикреплялись валики, ножные педали, вертикальные гребенки и челнок. К этому времени люди научились производить более качественные и однородные нити из волокон растений и шерсти животных. Поэтому стали появляться более интересные виды ткачества, с использованием новых техник, цветов и методов плетения нитей.

Новые попытки механизации ткацких станков в текстильной промышленности были успешно воплощены лишь в конце XVIII века, когда английский изобретатель Э. Картрайтом изобрел механический ткацкий станок с более современными конструктивными особенностями. В наши дни конструкции станков кардинально изменились и теперь их используют в производственных масштабах.

Применение новых технологий в производстве

Будущее отрасли, с точки зрения технологического развития, можно связать с активным внедрением разработок, повышающих качество рабочих процессов. Уже сегодня производственные линии передовых ткацких фабрик комплексно переводятся на платформу электронного управления с элементами роботизации

Особое внимание уделяется применению датчиков и механизмов контроля на участках вероятного разрыва, что снижает процент брака и порчи волокон. При этом совершенствование технологии ткацкого производства не обходится и без экономических факторов

Как и все промышленное оборудование, ткацкие машины требуют значительных энергетических затрат. Новые же технологии позволяют снижать энергопотребление станков от 5-10 % до 35-50 % в зависимости от принципа работы агрегата. Как раз инновационные системы управления позволяют сочетать электрическое энергоснабжение с пневматической тягой, добиваясь высокой оптимизации энергозатрат. Конструкционные изменения также дают положительные свойства организации производственного процесса. В данном направлении можно отметить повышение гибкости привода при открывании зева, увеличение ресурса валов и сокращение размеров оборудования.

Ткачество

Первичные механизмы

Ткачество

Процесс зевообразования

Это первичный механизм в ткачестве, который разделяет нити основы, чтобы позволить вставку поперечных нитей или прокидку челнока. Именно этот механизм поднимает определенные стропы над другими. Пряжа, которая проходит сквозь ремиз в этих веревках, поднимается выше той, которая не контролируются поднятыми стропами. Таким образом, лист нитей основы поднимается вверх, а лист поперечных нитей остается внизу. Пространство между двумя листами нитей называется «зев».

  • Открытое зевоообразования. Это метод формирования зева, в котором между вставкой одного утка и следующего за ним единственными движущимися нитями являются те, которые необходимы для изменения положения от верхней до нижней линии зева или наоборот.
  • Полуоткрытое зевообразование. Это метод формирования зева, в котором нити, которые должны оставаться в верхней линии навеса для следующего захвата, опускаются на короткое расстояние, а затем снова поднимаются. Другие нити поднимаются и опускаются, как при открытом зевообразовании.
  • Закрытое зевообразование. Это метод формирования зева, в котором все нити основы переходят на один уровень после введения каждого набора утка. Они двух типов, то есть нижние закрытые и центральные закрытые прорези. Разница между ними заключается в том, что термины «нижние» и «центральные» указывают на положение нитей основы в состоянии покоя.

https://youtube.com/watch?v=Q7eqjKH3nqE%3F

Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)

Ткачество

схема расположения уточных нитей в ткани

Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформирован, через него проводится поперечная нить.

Ткачество

Прибой уточной нити

Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вставлена, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Другими словами, прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это устройство, используемое в ткачестве для удержания ткани при опушке как можно ближе к ширине основы в берде.

Ткачество

Вариант 3

Обычно на Руси каждую девочку учили с самого детства разным видам рукоделия. Девочка обязательно должна научиться, не только вышивать, но еще и вязать и плести.

Русскую девочку видно сразу, ведь она была одета в разные красочные и очень яркие наряды, которые были созданы своими руками. Сначала их вышивали, а немного позже уже стали ткать на специальных станках. Вот таким образом и появилось узорное ткачество.

Узорным ткачеством называется техника, на которой создавались все эти узоры. А создавались они при помощи станка. Конечно, в некоторых деревнях и селах и сегодня можно встретить все эти станки и их даже используют. Кроме этого данная работа является не только трудоемкой, но еще и трудной. У многих раньше стояли данные станки в доме, но мало кто умел владеть ей. Именно поэтому они в основном стояли для красоты.

И практически всегда девушки хвалились, а также и гордились тем, что именно у них имелись все эти наряды и украшения на них. Нужно было создать такой наряд, чтобы он не был похож на наряды других девушек.

Кроме этого каждый наряд имел для себя свое значение. Перед тем как девушкам отправиться на сенокос они ткали себе красивые сарафаны из различных цветов, но при этом юбки должны быть обязательно клетчатые. Рубахи, передники, а также платки и косынки обязательно должны быть отделаны специальной отделкой.

Также многие украшали самый дальний угол одной из комнат, где стояли иконы. Его украшали полотенцами, узоры должны быть не только вышитые, но и тканые. Кроме этого многие даже ткали и вышивали скатерти. У одних они были полностью из белой ткани, а вот у других они были вышиты различными узорами.

Но больше всего дом украшался во время свадьбы. Ведь практически в каждой комнате на каждую стену вешались красивые и узорчатые полотенца. Все эти узоры невеста вышивала сама. И если узоры сделаны красивые, аккуратные, а также искусные, то и жениху повезло, ведь ему досталась трудолюбивая жена.

Бывает еще ажурное ткачество. Особенностью данного вида является ажур, а делается он из узоров, которые сделаны из мережек в разных местах ткани. Обычно мережки сделаны из различных геометрических фигур. Кроме этого здесь имеются и специальные линии, сделанные по диагонали, вертикали или горизонтали.

Существовало еще бранное ткачество, которое создавалось на специальных дощечках. Это считается самой кропотливой работой. Обычно данными дощечками украшали дом или дарили близким и друзьям как подарок.

Ткачество на Руси

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданое – простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

Ткачество

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение. Накопленные веками секреты русского ткачества дошли и до наших дней.

Безусловно, на Руси всегда было много талантливых мастеров и искусных мастериц. Поэтому, несмотря на сложность и трудоемкость примитивного процесса, техники ткачества постоянно улучшались.

Археологические исследования современных ученых свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые X–XI веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

Где учиться современному ткачеству?

Если вы предпочитаете учиться по мастер-классам в онлайне, берите на вооружение курс Rachel Denbow на skillshare.com. Занятия проходят на английском языке, для понимания этого курса достаточно базового уровня: все детали процесса мастер показывает на видео. Еще один хороший курс – у Ellen Bruxvoort, она учит работать с миниатюрами. Подписка на skillshare.com платная, но на сайте регулярно проходят акции. Можно купить 3 месяца за 99 центов или вообще заниматься бесплатно в течение промо-периода.

Хорошие подборки уроков есть на YouTube: загляните на канал Heroic acorn, посмотрите серию мастер-классов Weaving for Beginners от Creativebug Studios.

Если вы предпочитаете учиться на живых мастер-классах, записывайтесь на занятия в Москве: zelenaya_osnova, nitochki_weaving, loomy.sunday. И в Санкт-Петербурге: novolovoloom.

На занятиях знакомят с инструментами для ткачества, учат натягивать нити основы для гобелена, объясняют основные виды плетения, учат работать с разными материалами и показывают, как правильно завершать работу. После воркшопа вы уносите готовый гобелен домой. Обычно такой мастер-класс длится от 2,5 до 4 часов. Стоимость зависит от мастера, в среднем от 1300 до 3000 рублей.

Материалы

Ткацкая продукция изготавливается из текстильных материалов, поступающих на конечные этапы производства в разном виде. Основу для подготовки такого сырья представляют волокна, пряжа, нити и производные из них наподобие ткани, фетра, войлока и трикотажа. В широком смысле под текстильным материалом понимаются прочные гибкие тела с ограниченной длиной и небольшими поперечными размерами. Главное требование для применения текстильного сырья в ткацком производстве – пригодность для изготовления пряжи или готовой текстильной продукции. Эта пригодность определяется большим спектром свойств и характеристик сырья.

Ткачество

Все текстильные волокна условно делятся на элементарные и технические. Первые представляют собой одиночные волокна, не допускающие разделения. Можно сказать, что это малая сырьевая единица, из которой формируются более сложные заготовки. Технические волокна, в свою очередь, образуются группой склеенных элементарных волокон в той или иной комбинации. Согласно технологии ткацкого производства и элементарные, и технические волокна должны иметь ограниченную длину в диапазоне от десятка до сотни миллиметров. Самые длинные элементарные волокна образуются из шелка или химических веществ, прошедших специальную обработку.

Для создания текстильной продукции используются нити, которые также представляют собой группу волокон, продольно соединенных между собой. В данном случае разделяют первичные и вторичные нити. Первичные получают в результате химической операции формования или прядения из волокон. Для подготовки вторичных нитей применяются техники текстурирования или кручения. Это более сложная сырьевая заготовка, которая дает больше возможностей для изменения форм и технико-физических свойств изделия.

Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:

  • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
  • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
  • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:

  • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
  • устройства, вводящие уток в зев;
  • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
  • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
  • устройство для перемещения и отвода полотна;
  • отпускание полотна с машины;
  • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.

У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:

  1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
  2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
  3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
  4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
  5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

Браное ткачество

Эта техника на Руси была известна еще до татаро-монгольского нашествия. От закладного ткачества ее отличает рельефная фактура полотна. При выполнении этой техники использовался специальный пруток или дощечка – бральница. С ее помощью из основы выбирались некоторые нити, создавая дополнительный зев. В результате получался узор, наложенный поверх фона то с лицевой стороны, то с изнаночной. Поэтому рисунок, нанесенный на поверхность браных скатертей и полотен, с изнанки выглядят как негатив. Обычно основной фон вытканного узора располагался горизонтально и мог быть красным или синим. Однако в некоторых регионах часто встречались изделия одного цвета, где узор выделялся за счет контраста толщины нитей и игры светотени.

Ткачество

Ткачество на Руси

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданое – простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение. Накопленные веками секреты русского ткачества дошли и до наших дней.

Безусловно, на Руси всегда было много талантливых мастеров и искусных мастериц. Поэтому, несмотря на сложность и трудоемкость примитивного процесса, техники ткачества постоянно улучшались.

Археологические исследования современных ученых свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые X–XI веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

Как ткать ткань в домашних условиях?

Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

Распределить нити основы.
Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
По завершении работы подогнуть разрезы на картоне

Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

Выборная техника

Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Эта техника широко распространена в белорусском и украинском  творчестве. По внешнему виду  изделия похожи на выполненные методом выборного ткачества, но технология изготовления совершенно разная. Здесь нет никакой бральницы, зато больше ремизок в станке, в которые попадают нити основы. Есть два способа «переборов». Чтобы получить двухсторонний орнамент рисунка, используется один узорный уток, а для получения многоцветного  рисунка используется два или более утков. Переборное ткачество менее трудоемко по сравнению с браным или выборным ткачеством.

Ажурное ткачество

К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями

Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок

Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

Более сложным и трудоемким видом ремизной техники является клетчатина, рисунок которой был четкой геометрической формы. Узор клетчатины создавался мелким уточным настилом, который налагался поверх гладкого полотна. Вытканные изображения были разнообразными, что видно из дошедших до нас названий: «денежки», «круги», «пряники», «огурцы» или «решеточки».

Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.

Появление ткацких станков

Ткацкие станки появились ещё в глубокой древности. Среди многих народов среди многих народов Европы, Азии и Америки. Первый ткацкий станок был вертикальным. Это была простая рама, на которую натянуты нити основы. Нижние концы этих нитей свободно свисали почти до земли. Чтобы они не спутывались, их натягивали подвесами. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Такой способ буквально повторял технику плетения и требовал очень много времени. Затем древние мастера заметили, что этот процесс можно упростить. Если бы можно было одновременно поднимать все чётные или нечётные нити основы, мастер мог бы сразу протянуть челнок через всю основу. Так было придумано примитивное устройство разделения нитей – ремез. Поначалу ремезом служил простой деревянный стержень, к которому через один прикреплялись нижние концы нитей основы. Потянув на себя ремез, мастер сразу отделял все чётные нити от нечётных, а затем одним броском перекидывал челнок через всю основу. Правда при обратном движении приходилось вновь проходить все чётные нити поодиночке. При этом нельзя было просто вести второй ремез, потому что первый становился бы у него на пути. Тогда к грузикам на нижних концах нитей стали привязывать шнурки. Вторые концы шнурков крепились к дощечкам-ремезам, к одному чётные, к другому нечётные. Теперь ремезы не мешали взаимной работе. Потянув то за один, то за другой ремез, мастер последовательно отделял то чётные, то нечётные нити. Работа ускорилась в десятки раз. Изготовление тканей перестало быть плетением и стало собственно ткачеством.

Теперь, с помощью шнурков, можно было использовать не два, а более ремезов. В результате появилась возможность получать не однотонную, а орнаментированную ткань. Первые свидетельств о появлении станков с грузами относятся к району Анатолии и Сирии. Там были найдены грузы, датируемые 7-6 тысячелетием до нашей эры. Самые ранние изображения станка и работающих ткачей встречаются на стенах гробницы Хемотепа в Египте. Возраст этих рисунков около 4000 лет.

Народы Южной Америки использовали станок с грузами около тысячного года до нашей эры. Такой станок был известен и в античной Элладе. Его часто изображали на греческих вазах 6-5 веков до нашей эры.

В последующие века в ткацкий станок вносились различные усовершенствования. Например, движением ремезов стали управлять ногами с помощью педалей, оставляя руки ткача свободными. Однако принципиальная техника ткачества не менялась вплоть до 18-го века.

Происхождение простейшего горизонтального станка теряется в глубине веков. В 11 веке в Китае появилась усовершенствованная конструкция, дошедший до нас с небольшими изменениями. Нити основы на таком станке были натянуты горизонтально, отсюда и происходит его название. На вертикальном станке ширина полотна не превышала полуметра, и для того, чтобы получить более широкие полосы ткани, их приходилось сшивать.

В свою очередь горизонтальный станок не только увеличил скорость изготовления ткани, но и позволил неограниченно увеличивать ширину получаемого полотна. Уже в 12 веке сложный ткацкий станок через Дамаск попал в Италию и там подвергся дальнейшему совершенствованию. Например, с помощью подвесной гребёнки стали выравнивать нити.

История ткацкого производства

Ткацкое дело в России как полноценный технологический процесс изготовления текстильных материалов следует рассматривать начиная с периода правления Петра I, когда армия нуждалась в новом обмундировании. Качественное изготовление древнерусской суконной ткани возможно было только при организации работы ткацких фабрик, чему и было положено начало в 1706 году, когда открылось первое полотняное производство. Далее был освоен процесс по запуску суконных, шелковых и полотняных мануфактур, продукция которых не ограничивалась только лишь швейными изделиями и материями. Уже к середине XVIII века отечественная промышленность могла обеспечивать внутренний рынок не только простейшими тканями, но и особыми художественными полотнами церковного назначения, а также специальной обивкой для мебели.

Ткачество

В то же время до начала XX века история ткацкого производства в России была тесно связана с промышленностью более развитых европейских государств, как и многих других отраслей. Резкое снижение зависимости от иностранного опыта и технологий произошло в первой половине XX века на фоне интенсивной механизации текстильных предприятий, что положительно отразилось и на качестве продукции, и на уровне производительности. К слову, в 1928 году было зафиксировано, что советская текстильная отрасль использует порядка 4 000 современных на тот момент ткацких станков с высокой степенью механизации.

Вместе с этим активно шел процесс укрупнения комбинатов с шерстяными цехами, вводились бесчелночные станки, и в целом реконструировалась организационная структура производств. В дальнейшем ставились задачи наращивания мощностей с повышением объемов производства в рамках установленного планового принципа. Однако идея модернизации уже не стояла в списке приоритетов, что отражалось и на качестве новой продукции. Долгое время до 1990-х годов эксплуатировался один и тот же технический фонд без обновления, что привело к необходимости удовлетворения потребностей внутреннего рынка за счет более привлекательной по потребительским качествам импортной продукции.

Заключение

Ткачество

Несмотря на богатую историю становления и технологического развития, текстильная промышленность продолжает оставаться одной из самых трудоемких и сложных отраслей народного хозяйства. Этим обусловлен и тот факт, что даже крупные фабрики стремятся работать в одной конкретной нише, обеспечивая потребителя ограниченным ассортиментом продукции. Тем не менее ткацкое производство в России представляют и предприятия с широким полем деятельности. К таким относится ООО «КамышинЛегПром», занимающееся прядением хлопчатобумажных волокон и производством тканей из собственного же сырья. И напротив, ООО «Брянский камвольный комбинат» специализируется на изготовлении тканей конкретно для костюмов, форменной и корпоративной одежды.