Значение слова Темп по словарю Ушакова:
ТЕМП (тэмп), темпа, м. (от латин. tempus — время). 1. Степень быстроты, с какой исполняется музыкальное произведение (муз.). Быстрые темпы (престо, аллегро). Медленные темпы (ленто, адажио). Ускорить темп. Замедлить темп. ? То же — в применении к другим видам исполнительского искусства (театру, декламации и т.п.). Разыграть комедию в быстром темпе. Найти нужный темп. ? То же — в спорте (спорт.). Лошадь сбилась с темпа. 2. перен. Степень скорости осуществления, выполнения чего-н. …По темпам роста наша социалистическая промышленность стоит на первом месте в мире. Сталин. Борьба за темпы в строительстве. Работа кипит бешеным темпом. Большевистские темпы. Нагнать т. сдать т. (см. сдать в 5 знач.).
Вариация по пьесе
Темп не обязательно фиксирован. В части (или в пределах движения более длинной работы), композитор может указывать на полное изменение темпа, часто с использованием двойной бар и вводя новую индикацию темпа, часто с новой временной подписью и / или ключа подписи .
Также возможно обозначить более или менее постепенное изменение темпа, например, с помощью метки акселерадо (ускорение) или ритардандо ( рит ., Замедление). Действительно, некоторые композиции в основном включают в себя аччелерандо пассажи, например , Монти Чардаш или песня войны России гражданской Echelon песни .
В меньшем масштабе темп рубато относится к изменениям темпа в пределах музыкальной фразы , часто описываемым как «заимствование» времени одних нот у других.
Условия изменения темпа
Композиторы могут использовать выразительные знаки для регулировки темпа:
Accelerando — ускорение (аббревиатура: аксел. )
Аффреттандо — ускорение с внушением беспокойства
Алларгандо — расширяющийся; уменьшение темпа, обычно ближе к концу пьесы
Каландо — идет медленнее (и обычно тоже мягче)
Doppio movimento / doppio più mosso — двухскоростной
Doppio più lento — половинная скорость
Лентандо — постепенно замедляется и мягче
Meno mosso — меньше движения; помедленнее
Meno moto — меньше движения
Più mosso — больше движения; Быстрее
Моссо — движение, живее; быстрее, как Più Mosso , но не так сильно
Пребитандо — торопится; идти быстрее / вперед
Раллентандо — постепенное замедление (аббревиатура: ралл. )
Ритардандо — постепенно замедляясь; также см. rallentando и ritenuto (сокращения: rit. , ritard. ) иногда заменяют алларгандо.
Ритенуто — немного медленнее, но достигается быстрее, чем rallentando или ritardando ; резкое снижение темпа; временно сдерживаясь
(Обратите внимание, что сокращение для ritenuto также может быть rit. Таким образом, более конкретное сокращение — riten
Кроме того, иногда ritenuto не отражает изменение темпа, а скорее изменение «характера».)
Рубато — свободная регулировка темпа для выразительных целей, буквально «воровство» — то есть, более строго, чтобы отнимать время от одной доли до замедления другой.
Slargando — постепенное замедление, буквально «замедление», «расширение» или «растяжение»
Стретто — в более быстром темпе, часто используется в конце раздела. (Обратите внимание, что в фугальных композициях термин « стретто» относится к имитации предмета в тесной последовательности, прежде чем предмет будет завершен, и, как таковой, подходит для завершения фуги. Используемый в этом контексте термин не обязательно связан с в темп.)
Стринджендо — надавливание быстрее, буквально «затягивание»
Тардандо — постепенное замедление (то же, что и ритардандо )
Tempo Primo — восстановить исходный темп
В то время как индикация основного темпа (например, Allegro ) обычно отображается крупным шрифтом над нотоносцем , настройки обычно появляются под нотоносцем или, в случае клавишных инструментов, в середине большого нотоносца.
Обычно они обозначают постепенное изменение темпа; для немедленного изменения темпа композиторы обычно просто указывают обозначение нового темпа
(Обратите внимание, однако, что когда Più mosso или Meno mosso появляется крупным шрифтом над посохом, он функционирует как новый темп и, таким образом, подразумевает немедленное изменение.) Некоторые термины, например, assai , molto , poco , subito , определяют, как большим и насколько постепенным должно быть изменение (см. ).
После изменения темпа композитор может вернуться к прежнему темпу двумя способами:
- темп — возвращается к базовому темпу после корректировки (например, ритардандо … темп отменяет эффект ритардандо).
- Tempo primo или Tempo I o — означает немедленное возвращение к исходному базовому темпу пьесы после раздела в другом темпе (например, Allegro … Lento … Moderato … Tempo I o указывает на возврат к Allegro ). Эта индикация часто функционирует как структурный маркер в частях в двоичной форме .
Эти термины также указывают на немедленное, а не постепенное изменение темпа. Хотя они итальянцы, композиторы, как правило, используют их, даже если они написали свои начальные отметки темпа на другом языке.
Краткая характеристика
По отношению к классико-романтическому периоду истории (середина XVIII в. — начало XX в.) темп всегда трактуется в связке с метром, например, как «скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени». При этом проблема темпа существует даже в той музыке (григорианская секвенция «Dies irae», органумы Перотина, мессы Дюфаи, мадригалы Монтеверди и сотни других примеров в модальной нотации и в мензуральной нотации), по отношению к которой говорить о «метрике» не принято.
Начиная с XVII века (первые указания на темп у испанских виуэлистов Луиса де Милана и Луиса де Нарваэса относятся к XVI в.) композиторы всё более последовательно снабжают свою музыку клишированными «темповыми» инструкциями («весело», «протяжно», «умеренно» и т. д.), которые являются скорее указанием на , чем однозначными предписаниями «скорости». Несмотря на композиторские уточнения темпов, нараставшие с конца XVIII века (хрестоматийный пример — метрономические обозначения в поздних автографах Л. ван Бетховена, в XX веке — многочисленные уточнения темпа в рукописях И. Ф. Стравинского), вопрос о «правильном» темпе того или иного музыкального произведения (или его части) по сей день остаётся излюбленным предметом обсуждения исполнителей, слушателей и критики. Особенную остроту он приобретает в том случае, когда темповые инструкции композитора отсутствуют (как это часто бывает в музыке барокко, например, у И. С. Баха), либо они есть, но сделаны намеренно неточно и реферируют не «число долей», а этос. Например, ария баса «Mache dich, mein Herze, rein» из «Страстей по Матфею» Баха в аудиозаписи О. Клемперера (1961) звучит 10’18», а в интерпретации Дж.Э. Гардинера (1988) почти в два раза быстрее (5’57»). Финал Бранденбургского концерта № 3 (авторская ремарка Allegro) в исполнении Берлинского филармонического оркестра с Г. фон Караяном (1965) звучит 5’52», а в исполнении кёльнского барочного оркестра «Musica antiqua» под управлением Р. Гебеля (1986) тот же финал длится 3’58».
Хотя точное измерение скорости музыки (количество ударов в единице времени) вполне возможно с помощью метронома, в «живой» музыке (то есть не электронно-механической, где количество долей в единице времени устанавливается однозначно, например, на драм-машине) темп, как правило, строго не выдерживается. Исполнитель замедляет (rallentando), ускоряет (accelerando) или играет/поёт намеренно неровно (знаменитое rubato романтиков, см. также Агогика) по своему усмотрению, в зависимости от индивидуального ощущения. Имея в виду такое «ощущение», исследователи так описывают темп:
Общие источники
Книги по темпу в музыке:
- Эпштейн, Дэвид (1995). Время формирования: музыка, мозг и производительность . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 0-02-873320-7.
- Марти, Жан-Пьер (1988). Указания темпа Моцарта . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 0-300-03852-6.
- Сакс, Курт (1953). Ритм и темп: исследование истории музыки . Нью-Йорк: Нортон. OCLC .
- Сноман, Рик (2009). Пособие по танцевальной музыке: инструменты, игрушки и методы — второе издание . Оксфорд, Великобритания: Elsevier Press. ISBN 0-9748438-4-9 .
Музыкальные словари:
- Апель Вилли, изд., Гарвардский музыкальный словарь , второе издание, исправленное и дополненное. The Belknap Press of Harvard University Press , Кембридж, Массачусетс, 1969. ISBN 978-0-674-37501-7
- Сэди, Стэнли; Джон Тиррелл, ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание. Нью-Йорк: Словари Гроува. ISBN 1-56159-239-0 .
Примеры нот:
Уильямс, Джон (1997). Звездные войны: Сюита для оркестра . Милуоки: ISBN Hal Leonard Corp. 978-0-793-58208-2.
Выбор скорости
В разных музыкальных контекстах разные инструментальные музыканты, певцы, дирижеры , руководители оркестров , музыкальные директора или другие лица будут выбирать темп песни или пьесы. В популярной или традиционной музыкальной группе или оркестре руководитель или барабанщик может выбирать темп. В популярной и традиционной музыке тот, кто устанавливает темп, часто отсчитывает один или два такта темпа. В некоторых песнях или пьесах, в которых певец или соло-инструменталист начинает работу с сольного вступления (до начала работы всей группы), установленный ими темп будет обеспечивать темп для группы. В оркестре или концертном ансамбле темп обычно задает дирижер. В оркестре темп может задавать барабанщик. В звукозаписи в некоторых случаях продюсер может установить темп песни (хотя это было бы менее вероятно с опытным руководителем группы).
Темповые обозначения
Итальянский | Немецкий | Французский | Английский | Русский | Метрономпо Мальтеру |
---|---|---|---|---|---|
grave | schwer,ernst, langsam und schleppend | gravement | heavy, seriously | очень медленно,значительно, торжественно, тяжело | |
largo | breit | large | broadly | широко,очень медленно | ♩ = 44—52 |
largamente | weit,in weiten Abständen | largement | broadly | протяжно | ♩ = 46—54 |
adagio | gemächlich | à l’aise | («at ease») easily,unhurried | медленно,спокойно | ♩ = 48—56 |
lento | langsam | lent | slowly | медленно,слабо, тихо, скорее, чем largo | ♩ = 50—58 |
lentamente | langsam | lent | slowly | медленно,слабо, тихо, скорее, чем lento | ♩ = 52—60 |
larghetto | mäßig langsam | un peu lent | somewhat fasterthan largo | довольно широко | ♩ = 54—63 |
andante assai | sehr gehend | un peu lent | somewhat slowerthan andante | очень спокойным шагом | ♩ = 56—66 |
adagietto | mäßig gemächlich | un peu à l’aise | somewhat fasterthan adagio | довольно медленно,но подвижнее, чем adagio | ♩ = 58—72 |
andante | gehend, fließend | allant | («walking») flowing | умеренный темп,в характере шага (букв. «идя») | ♩ = 58—72 |
andante maestoso | gehend,fließend erhaben | allant | in a majesticand stately manner | торжественным шагом | ♩ = 60—69 |
andante mosso | gehend,fließend bewegt | allant | with motionor animation | оживлённым шагом | ♩ = 63—76 |
comodo,comodamente | bequem,gemächlich, gemütlich | commode | convenient (pace) | удобно,непринуждённо, не спеша | ♩ = 63—80 |
andante non troppo | bequem,gemächlich, gemütlich | pa trop d’allant | andante,but not too much | небыстрым шагом | ♩ = 66—80 |
andante con moto | bequem,gemächlich, gemütlich | allant mouvementé | andante,but with motion | непринуждённо, не спеша | ♩ = 69—84 |
andantino | etwas gehend,etwas fließend | un peu allant | somewhat close to andante(somewhat faster or slower) | скорее, чем andante,но медленнее, чем allegretto | ♩ = 72—88 |
moderato assai | sehr mäßig | un peu modéré | somewhat slowerthan moderato | очень умеренно | ♩ = 76—92 |
moderato | mäßig | modéré | moderately,neither slow nor fast | умеренно, сдержанно,средний темп между andante и allegro | ♩ = 80—96 |
con moto | mit Bewegung | mouvementé | with motion | с движением | ♩ = 84—100 |
allegretto moderato | mäßig bewegt,mäßig lustig | un peu animé | somewhat slowerthan allegretto | умеренно оживлённо | ♩ = 88—104 |
allegretto | mäßig bewegt,mäßig lustig | un peu animé | somewhat slowerthan allegro | медленнее,чем allegro, но скорее, чем andante | ♩ = 92—108 |
allegretto mosso | mäßig bewegt,mäßig lustig | un peu animé | somewhat fasterthan allegretto | быстрее, чем allegretto | ♩ = 96—112 |
animato | bewegt,lustig | animé | animated;lively | оживлённо | ♩ = 100—116 |
animato assai | bewegt,lustig | animé | very much animated;quite lively | очень оживлённо | ♩ = 104—120 |
allegro moderato | bewegt,lustig | animé | quite lively,cheerful and quickly | умеренно быстро | ♩ = 108—126 |
tempo di marcia | marschieren | marcher au pas | marching | в темпе марша | ♩ = 112—126 |
allegro ma non troppo | bewegt, lustig | pa trop d’animé | lively, cheerful and quickly,but not too much | скоро, но не слишком | ♩ = 116—132 |
allegro tranquillo | bewegt, lustig | animé tranquille | lively,cheerful and quickly, but calm | скоро, но спокойно | ♩ = 116—132 |
allegro | bewegt,lustig | animé | lively,cheerful and quickly | скорый темп(буквально: «весело») | ♩ = 120—144 |
allegro molto | sehr bewegt,sehr lustig | très animé | lively,cheerful and quickly | весьма скоро | ♩ = 138—160 |
allegro assai | sehr bewegt,sehr lustig | très animé | lively,cheerful and quickly | весьма скоро | ♩ = 144—168 |
allegro agitato,allegro animato | sehr bewegt,sehr lustig | très animé | lively,cheerful and quickly | весьма скоро, взволнованно | ♩ = 152—176 |
allegro vivace | sehr bewegt,sehr lustig | très animé | lively,cheerful and quickly | значительно скоро, почти vivo | ♩ = 160—170 |
vivo | lebhaft | vif | lively and fast | живо | ♩ = 160—176 |
vivace | sehr lebhaft | vif | lively and fast | очень живо | ♩ = 176—192 |
presto | rasch | vite | fast | быстро | ♩ = 184—200 |
prestissimo(possible) | sehr rasch | très vite | very fast | очень быстро (предельно) | ♩ = 192—208 (и выше) |
Для чего нужен метроном?
Метроном
— это устройство, которое воспроизводит регулярные звуки в определенном темпе Кстати, количество ударов в минуту можно устанавливать самостоятельно. Кто использует эту ритм-машину? Новичкам, пытающихся овладеть игрой на гитаре, фортепиано или другом инструменте, метроном просто необходим. Ведь разучивая сольную партию, можно запустить метроном, чтобы придерживаться определенного ритма. Любители музыки, учащиеся музыкальных школ и училищ, профессионалы не обходятся без метронома. Несмотря на то, что звуки метронома напоминают громкое «тиканье» часов, этот звук прекрасно слышен при игре на любом инструменте. Механизм отсчитывает доли такта и играть становится очень удобно.
Новости музыкального софта
-
04 февраля, 2019
Synth One от компании AudioKit получил высокую оценку для iPad-версии не только из-за превосходного звучания. Этот бесплатный гибридный аналоговый/FM…
-
Digital Performer 10 от MOTU идут по пути Ableton
04 февраля, 2019Digital Performer от MOTU всегда была одной из «традиционных» рабочих станций, которая работает в классическом стиле линейной аранжировки….
-
Instant Phaser Mk II от Eventide — сверхточный эмулятор железа
27 января, 2019Instant Phaser компании Eventide открыл новое направление в далёком 1972 году. Eventide утверждают, что это был первый в истории электронный…
-
Анонсирован Korg Gadget 2
23 января, 2019Рабочая станция Gadget от Korg хорошо зарекомендовала себя на iOS и вторая версия — это не только улучшение мобильного приложения, но и новая…
-
120 бесплатных ультрасовременных басовых сэмплов
14 января, 2019Коллекция SampleRadar начиналась с многооктавных осцилляторов с небольшой тональной расстройкой. Затем их использовали для записи басовых линий,…
Как отмеряется музыкальное время?
Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.
Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.
В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.
Новости музыкального оборудования
-
2 новинки от Rane DJ: микшер SEVENTY-TWO MKII и контроллер TWELVE MKII
06 августа, 2020RANE SEVENTY-TWO MKII — это двухканальный микшер с расширенными возможностями управления, который раскрывает всю творческую мощь программного…
-
Российский завод «Октава» и британский музыкальный ритейлер Andertons будут сотрудничать
19 июня, 2020Российский завод «Октава» заключил контракт на дистрибуцию микрофонов на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной…
-
TC Electronic анонсировали PolyTune 3 Mini и Noir
17 апреля, 2019TC Electronic уже давно находится списке лучших гитарных тюнеров в мире, но не собирается останавливаться на достигнутом. Фирма анонсировала…
-
Line 6 выпускают беспроводную гитарную педаль Relay G10S
04 февраля, 2019Line 6 представили беспроводную систему Relay G10S, предназначенную для интеграции с педальными панелями в виде прочной металлической педали,…
-
Arturia расширяют линейку аудиоинтерфейсов AudioFuse
30 января, 2019Интерфейс AudioFuse выглядел немного одиноким в линейке продуктов Arturia, поэтому компания решила пополнить линейку аудиоинтерфейсов. В результате…
Измерение
Электронный метроном, модель Виттнера
Щелчок со скоростью 120 ударов в минуту |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Хотя темп описывается или обозначается множеством различных способов, в том числе с помощью ряда слов (например, «Медленно», «Адажио» и т. Д.), Он обычно измеряется в ударах в минуту (уд / мин или уд / мин). Например, темп 60 ударов в минуту означает один удар в секунду, а темп 120 ударов в минуту вдвое быстрее, что означает один удар каждые 0,5 секунды. Значение примечания из такта будет обычно , что указует знаменатель времени подписи . Например, в4 4бить будет причуда или четвертной нотой .
Это измерение и индикация темпа становились все более популярными в первой половине XIX века, после того как Иоганн Непомук Мельцель изобрел метроном . Бетховен был одним из первых композиторов, использовавших метроном; в 1810-х он опубликовал метрономические указания для восьми симфоний, сочиненных им к тому времени.
Вместо ударов в минуту некоторые классические композиторы 20-го века (например, Бела Барток , Альберто Хинастера и Джон Кейдж ) указывают общее время исполнения произведения, из которого исполнитель может определить темп.
С появлением современной электроники частота ударов в минуту стала чрезвычайно точной мерой. Музыкальные секвенсоры используют систему ударов в минуту для обозначения темпа
В популярных музыкальных жанрах, таких как электронная танцевальная музыка , для ди-джеев важно точное знание ударов в минуту для определения ритма .
Скорость музыкального произведения также можно измерить с помощью единиц измерения в минуту (mpm) или тактов в минуту — количества тактов произведения, исполняемых за одну минуту. Эта мера обычно используется в музыке бальных танцев .
Темпы и темповые обозначения в классической музыке
Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:
- ларго (очень медленно и широко);
- адажио (медленно, спокойно);
- анданте (в темпе спокойного шага);
- модерато (умеренно, сдержанно);
- аллегретто (довольно оживлённо);
- аллегро (быстро);
- виваче (быстро, живо);
- престо (очень быстро).
Итальянский | Немецкий | Французский | Английский | Русский | Метрономпо Мальтеру |
grave | schwer, ernst und langsam | gravement | heavy, seriously | грАвэ — очень медленно, значительно, торжественно, тяжело | 40-48 |
largo | breit | large | broadly | лАрго — широко, очень медленно | 44-52 |
largamente | weit, in weiten Abständen | largement | broadly | ларгамЭнтэ — протяжно | 46-54 |
adagio | gemächlich | à l’aise | («at ease») easily, unhurried | адАжио — медленно, спокойно | 48-56 |
lento | langsam | lent | slowly | лЕнто — медленно, слабо, тихо, скорее, чем largo | 50-58 |
lentamente | langsam | lent | slowly | лентамЭнте — медленно, слабо, тихо, скорее, чем lento | 52-60 |
larghetto | mäßig langsam | un peu lent | somewhat fasterthan largo | ларгЭтто — довольно широко | 54-63 |
andante assai | sehr gehend | un peu lent | somewhat slowerthan andante | андАнтэ ассАи —очень спокойным шагом | 56-66 |
adagietto | mäßig gemächlich | un peu à l’aise | somewhat fasterthan adagio | адажиЭтто — довольно медленно, но подвижнее, чем adagio | 58-72 |
andante | gehend, fließend | allant | («walking») flowing | андАнтэ — умеренный темп, в характере шага (букв. «идя») | 58-72 |
andante maestoso | gehend, fließend erhaben | allant | in a majesticand stately manner | андАнтэ маэстОзо —торжественным шагом | 60-69 |
andante mosso | gehend, fließend bewegt | allant | with motionor animation | андАнтэ мОссо — оживлённым шагом | 63-76 |
comodo, comodamente | bequem, gemählich, gemütlich | commode | convenient (pace) | комОдо комодамЭнтэ — удобно, непринуждённо, неспеша | 63-80 |
andante non troppo | bequem, gemählich, gemütlich | pa trop d’allant | andante, but not too much | андАнтэ нон трОппо — небыстрым шагом | 66-80 |
andante con moto | bequem, gemählich, gemütlich | allant mouvementé | andante, but with motion | андАнтэ кон мОто — удобно, непринуждённо, неспеша | 69-84 |
andantino | etwas gehend, etwas fließend | un peu allant | somewhat close to andante (somewhat faster or slower) | андантИно — скорее, чем andante, но медленнее, чем allegretto | 72-88 |
moderato assai | sehr mäßig | un peu modéré | somewhat slowerthan moderato | модерАто ассАи —очень умеренно | 76-92 |
moderato | mäßig | modéré | moderately, neither slow nor fast | модерАто — умеренно, сдержанно, средний темп между andante и allegro | 80-96 |
con moto | bewegnung | mouvementé | with motion | кон мОто — с движением | 84-100 |
allegretto moderato | mäßig bewegt, mäßig lustig | un peu animé | somewhat slowerthan allegretto | аллегрЭтто модерАто — умеренно оживлённо | 88-104 |
allegretto | mäßig bewegt, mäßig lustig | un peu animé | somewhat slowerthan allegro | аллегрЭтто — медленнее, чем allegro, но скорее, чем andante | 92-108 |
allegretto mosso | mäßig bewegt, mäßig lustig | un peu animé | somewhat fasterthan allegretto | аллегрЭтто мОссо — быстрее, чем allegretto | 96-112 |
animato | bewegt, lustig | animé | animated, lively | анимАто — оживлённо | 100-116 |
animato assai | bewegt, lustig | animé | very much animated, quite lively | анимАто ассАи — очень оживлённо | 104-120 |
allegro moderato | bewegt, lustig | animé | quite lively, cheerful and quickly | аллЕгро модерАто — умеренно быстро | 108-126 |
tempo di marcia | marschieren | marcher au pas | marching | тэмпо ди мАрча — в темпе марша | 112-126 |
allegro non troppo | bewegt, lustig | pa trop d’animé | lively, cheerful and quickly, but not too much | аллЕгро нон трОппо — быстро, но не слишком | 116-132 |
allegro tranquillo | bewegt, lustig | animé tranquille | lively, cheerful and quickly, but calm | аллЕгро транкуИлло — быстро, но спокойно | 116-132 |
allegro | bewegt, lustig | animé | lively, cheerful and quickly | аллЕгро — скорый темп (буквально: «весело») | 120-144 |
allegro molto | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | аллЕгро мОльто — весьма быстро | 138-160 |
allegro assai | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | аллЕгро ассАи — весьма быстро | 144-168 |
allegro agitato, allegro animato | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | аллЕгро аджитАто — весьма быстро, взволнованно | 152-176 |
allegro vivace | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | аллЕгро вивАче — значительно быстро | 160-184 |
vivo, vivace | lebhaft | vif | lively and fast | вИво вивАче — быстро, живо,быстрее, чем allegro, медленнее, чем presto | 168-192 |
presto | schnell | vite | fast | прЭсто — быстро | 184-200 |
prestissimo | ganz schnell | très vite | very fast | прэстИссимо — в высшей степени быстро | 192-200 |
Частично по книге: Мальтер Л., Таблицы по инструментоведению. — М., 1964.
Электронная музыка
Экстремальный темп
Более экстремальные темпы достигаются в том же базовом темпе с очень быстрыми паттернами ударных, часто выражаемыми в виде барабанной дроби . Такие композиции часто демонстрируют гораздо более медленный основной темп, но могут увеличивать темп за счет добавления дополнительных ударных ударов. Поджанры экстремального металла, такие как спидкор и грайндкор, часто стремятся достичь необычно быстрого темпа. Использование экстремального темпа было очень распространено в быстром бибоп- джазе 1940-х и 1950-х годов. Обычная джазовая мелодия, такая как » Cherokee «, часто исполнялась на четвертной ноте, равной или иногда превышающей 368 ударов в минуту. Некоторые из известных мелодий Чарли Паркера («Бибоп», «Шоу Нафф») исполнялись с частотой более 380 ударов в минуту.
Битматчинг
В популярных музыкальных жанрах, таких как диско , хаус и электронная танцевальная музыка , битматчинг — это техника, которую используют ди-джеи, которая включает ускорение или замедление записи (или проигрыватель CDJ, проигрыватель компакт-дисков с регулируемой скоростью для ди-джеев) для соответствия темпу. предыдущего или последующего трека, так что оба могут быть легко смешаны. Сопоставив две песни, ди-джей может либо плавно от одной песни к другой, либо воспроизводить оба трека одновременно, создавая многослойный эффект.
Ди-джеи часто соответствуют базовому темпу записи, а не их строгому значению ударов в минуту, предлагаемому бочкой, особенно при работе с треками с высоким темпом. Например, трек со скоростью 240 ударов в минуту соответствует ритму трека со скоростью 120 ударов в минуту без замедления или ускорения, потому что оба имеют базовый темп 120 четвертных нот в минуту. Таким образом, некоторая соул-музыка (около 75–90 ударов в минуту) хорошо сочетается с ударными и басами (от 150 до 185 ударов в минуту). При ускорении или замедлении записи на вертушке высота и темп трека связаны: вращение диска на 10% увеличивает высоту и темп, и высоту звука на 10%. Программная обработка для изменения высоты звука без изменения темпа называется смещением высоты звука . Противоположная операция — изменение темпа без изменения высоты звука — называется растяжением во времени .
Сильные и слабые удары пульса
Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.
Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удары пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д.
Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.
Дополнительные обозначения
Зачастую композитор не настаивает на исполнении своего произведения в строго указанном темпе. В таких случаях музыкальный темп может обозначаться прилагательным, характеризующим общее настроение, которое должно царить во время исполнения пьесы или песни. Например, «leggiero» означает «легко», а «pesante» – «весомо» или «тяжело». Легкости звучания или весомости можно одинаково успешно добиваться при совершенно разных метрических показателях музыки. Автор может также предложить исполнителю играть свою партию «cantabile», т. е. «певуче», или «dolce» – т.е. «нежно». В середине партитуры или в любой другой ее части могут также появиться ремарки вроде «ritenuto», что означает «сдерживая», или «accelerando», т. е. «ускоряя». Множество таких ремарок позволяют учитывать важные нюансы при исполнении музыкального произведения.
Эффекты музыки на сердечно-сосудистую и респираторную систему зависят от ее темпа
Д-р Luciano Bernardi и его коллеги (Университет Павии, Италия) изучали ответ сердечно-сосудистой и респираторной систем (ССС, РС) на изменения музыки у 12 практикующих музыкантов и 12 лиц иных профессий, сопоставимых по возрасту (группа контроля). После 20 минут спокойного отдыха оценивались параметры ССС и РС. Затем прослушивались 6 различных по стилю музыкальных фрагментов по 2 и 4 минуты, следующих в случайном порядке. В каждом фрагменте имелась случайно расположенная пауза по 2 минуты.
Оказалось, что частота дыхательных движений (ЧДД), артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС) и соотношение низких и высоких частот вариабельности сердечного ритма (НЧ/ВЧ, показатель симпатической активации) увеличивались при более быстром темпе музыки и при простых ритмах, по сравнению с исходными величинами. При этом скорость кровотока в среднемозговой артерии и параметры барорефлекса уменьшались. По сравнению с немузыкантами, музыканты чаще дышали при более быстром темпе музыки и имели более низкую исходную ЧДД. Стиль музыки и личные предпочтения участников не имели такого эффекта, как темп или ритм музыки. Снижение АД, ЧДД, ЧСС и НЧ/ВЧ после 2-минутной паузы в музыкальном фрагменте было более выражено, чем после 5 минут исходной релаксации.
По мнению авторов, специально подобранная музыка, в которой чередуются быстрый, медленный темп и паузы, может вызывать релаксацию, уменьшать симпатическую активность и, таким образом, выступать в качестве компонента комплексной терапии заболеваний ССС. В редакторской статье того же номера Heart д-р Peter Larsen и д-р D Galletly (Веллингтонская Школа Медицины, Новая Зеландия) высказывают предположение, что у музыкантов в силу профессиональной тренированности выше восприимчивость к изменениям темпа музыки, и поэтому сильнее корреляция между музыкальным темпом и ЧДД.
Таблица темпов метронома
Чтобы облегчить задачу исполнителям музыкальных произведений, мы собрали все темпы метронома в одной таблице – здесь представлены медленные, умеренные, быстрее ритмы, отсортированные по скорости звучания.
Обозначение темпа
Характеристика
Число уд./мин., bpm
Стандартное значение
Метроном Maezel
Метроном 1950 г.
Современный метроном
grave
Максимально медленно, тяжеловесно
40 и меньше
44
larghissimo
Торжественно, важно
40 и менее
lentissimo
Очень медленно
40
adagissimo
Медленней largo
largo
Величественно
42-66
40
46
50
larghetto
Чуть быстрее largo
60-66
50
60
largamente
Широко, протяжно
58-97
60
54
70
adagio
Весьма спокойно
66-76
adagietto
Медленно, активней adagio
66
lento
Тихо, слабо
52-108
52
52
lentamente
Медленно
52-60
andantino
Максимально спокойно
80
66
andante
Умерено, как пеший шаг
56-88
69
80-100
con moto
С легким ускорением
84-100
moderato
Средне, умеренно
66-126
84
80
110
allegretto
Живо
108
100
100
vivace
Быстро, оживленно
140
144
126
allegro
Ярко, живо, подвижно
84-144
120
116
120-160
allegramente
Быстрее
presto
Крайне быстро
100-150
160
144
180
allegrissimo
Живее presto
vivacissimo
Активней vivace
prestissimo
Максимальная быстрота
200-208
184-240
184
200
rapido
Стремительно
свыше 200
veloce
С высокой скоростью
свыше 200
Число ударов в минуту примерное – используя метроном онлайн на нашем сайте, вы можете задать нужный темп и исполнить композицию правильно. Не забудьте настроить комфортную громкость – вы должны слышать ритм и музыку одновременно.
Как темп обозначается в нотной записи
Композиторы знают, что темп – это еще и некая пульсация мелодии. Такая пульсация сугубо индивидуальна для любого музыкального творения. Когда человек желает измерить пульсацию своего сердца, то он считает количество его ударов в минуту. В музыке воспользовались тем же приемом, но с применением музыкальных делений – четвертных, восьмых, шестнадцатых нот и т. д. Именно количество нот определенной длительности, которые умещаются в минуту, определяет метр (темп) произведения. Практически над каждой партитурой слева размещается подобное обозначение: нота определенной длительности, знак «равно» и численное обозначение количества этих нот, помещающихся в минуту. Держать указанный темп и не отклоняться от него помогает специальный прибор – метроном.