Зависимое население древнерусского государства: тягловые люди

Определение слова «Тягло» по БСЭ:

Тягло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян (смотри Тяглые крестьяне) и посадских людей в Русском государстве 15 — начале 18 вв. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли др. тяглые повинности (нередко переводившиеся в деньги). В 17 в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб или стрелецкие деньги, ямские, данные и оброчные деньги. В 1679 система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин«Т.» после введения подушной подати был заменен словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в 18-19 вв. После крестьянской реформы 1861 термин «Т.» исчезает.Лит.: Лаппо-Данилевский А. С., Организация прямого обложения в Московском государстве со времён смуты до эпохи преобразований, СПБ. 1890. Милтоков П. Н., Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII ст. и реформа Петра Великого, СПБ. 1892: Веселовский С. Б., Сошное письмо, т. 1-2, М., 1915-16.

Зависимое население древнерусского государства: тягловые люди

Как это выглядело?

Слово «тягло» фактически было калькой с древнегреческого слова, обозначавшего «общественную нужду». До того, как были сформированы полноценные государственные институты и органы местного самоуправления, государство возлагало на своих подданных обязанность несения государственной службы или выполнения иных работ.

Все это в итоге было переведено в юрисдикцию служилых людей, а затем и различных канцелярий. Но на Руси XV-XVIII в. до этого было еще далеко. Молодое Русское государство переняло такой опыт из римской практики. Постоянные контакты с Византийской империей позволяли перенимать не только культуру, но и юридические особенности управления государством.

Зависимое население древнерусского государства: тягловые люди

Кроме того, государство, пережившее вековой гнет Золотой Орды и жуткие времена Смутного времени, находилось на границе нищеты. Страна была невероятно бедной. Еще не было достаточно количества собственных ресурсов, все золото и серебро поступало в казну из-за рубежа. Единственное, что могло сделать молодое государства для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование аппарата – заставить одних людей содержать других.

Именно эта кризисная ситуация и приводит к содержанию государственного аппарата и армии зависимым населением. Так появляется тягловая повинность.

Тягло в Русском Царстве

Тягло — в Русском Царстве податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII века привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые ввиду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и прочие вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и прочее. Ввиду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения в Русском Царстве XVII веке относятся крестьянская община и посадская община.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

Тяжесть тягла вела к разнообразным уклонениям от него, и вот — как в гражданской, так и в церковной администрации — является гоньба за тяглым человеком, усиленные хлопоты о том, чтобы он не оказался из былых, не вышел из службы и из тягла, строгости и правежи. Архиепископ новгородский Феофил, предписывая (1477 год) псковским священникам платить пошлины без всякого забвения, грозит: «а которые вященницы не заплатят подъезда моего, и аз тем литургисати не велю». В наказной грамоте Иоакима назначается штраф за утайку священниками приходских дворов и земли или промыть по 2 руб. по 4 алт. 11/2 ден. за каждый утаенный двор; затем поповскому старосте предписывается собрать церковную дань и все пошлины без недобора, а на ослушниках править без всякой пощады. За неисправный платеж церковной дани патриарх Адриан грозит священникам лишением мест. Количество сборов зависело от усмотрения архиереев. Случалось, что церковь облагалась слишком высокими сборами и поэтому долго оставалась вовсе без причта. Случалось и то, что причт, соединясь с прихожанами, силой отбивался от сборов. В 1435 году во Пскове духовенство вместе с народом сильно поколотили владычных людей. Тоже случилось в Вышгороде; горожане прибили и изувечили десятильника и людей митрополита Ионы. Законным средством избавиться от тяжести платежей были «жалованные грамоты», но архиереи давали такие грамоты большей частью только таким церквям, которые находились в государевых селах или в вотчинах уважаемых монастырей и сильных лиц. Кроме платежей в архиерейскую казну духовенство не было свободно и от гражданских платежей и повинностей. Со своих земель оно должно было выставлять ратников, давать деньги или припасы на военные нужды, поставлять корма и подводы чиновникам, поддерживать мосты и дороги, исполнять повинность городовую. Духовные лица, жившие на чужих землях, подлежали ещё сборам в пользу владельца. Жившие на черных землях тянули с чёрными людьми, то есть несли тягло, платили оброк наместникам и другим чиновникам, деньги ямские, стрелецкие, пищальные и другие. Белою, свободною от платежей, считалась только земля церковная, но и с неё духовенство должно было нести некоторые платежи в чрезвычайных случаях, — во время войны и для выкупа пленных. Из постоянных повинностей она не освобождалась от повинности губной, то есть содержания губного старосты. При Петре Великом старое архиерейское тягло сделалось для духовенства тяжелее прежнего, потому что попало теперь в ведомство сборщиков монастырского приказа. Кроме старых платежей, явились ещё новые в пользу школ и богаделен и на жалованье вновь явившемуся военному духовенству; вместо личной военной службы, с духовенства назначен особый государственный сбор, — со священнослужителей — драгунскими лошадьми, по одной лошади с каждых 150 дворов прихода, а с причетников деньгами по рублю; явились новые повинности — караульная по улицам, пожарная (отменённые в 1742 году) и другие. Все эти сборы с духовных лиц производились, как и с крестьян, посредством жестоких правежей, с большими запросами и взятками. В 1764 году, когда упразднено было в церкви существование крепостного права, уничтожено старое тягло, которое несло духовенство в пользу архиереев. Все сборы в архиерейскую казну, на епархиальных чиновников и на школы были отменены; при освящении церквей дозволено брать только 50 коп. за антиминс, а при поставлении ставленников — по 2 руб. за поставление во диаконы и то же по 2 руб. за поставление в священники; употребление ставленников на работы при архиерейских домах запрещено; в 1765 году отменены сборы за венечные памяти; в 1766 году отменён сбор и подможных денег для полковых священников. Остались сборы на содержание духовных правлений и на поездки епархиальных чиновников и властей по округам, на который штаты не назначили никаких сумм.

Что же такое тягло?

  • В широком смысле – государственная служба, финансирование княжеского двора, дружины, содержание всего аппарата.
  • В узком смысле – конкретная и обязательная повинность.

Крестьянин, обложенной тягловой повинностью, должен было проживать на государственной земле (это значит, что никакой собственности у него не было). Тягло забирается только с земли государственной, поэтому все служилые люди, занятые войной и административной работой, владеющие собственными посадами, от этого налога были полностью освобождены.

Однако здесь наблюдается интересный юридический казус. Если на земле помещика живет свободный крестьянин, он должен нести тягловую повинность, так как фактически земля государственная, а значит налог он платить обязан. Если же на этой же земле проживает холоп (фактически – раб), то этот холоп освобожден от тягловой повинности, потому что подчиняется непосредственно боярину, которому принадлежит земля, и который сам не платит тяглового налога.

Зависимое население древнерусского государства: тягловые люди

Таким образом, становится понятна привлекательность несвободного состояния в этот период русской истории. Люди продавали себя в холопы именно потому, что разорялись, будучи не в состоянии терпеть тягловую повинность. И эта массовая продажа крестьян своих семей и самих себя в рабство, в итоге, заставила государство холопство отменить.

Биография

Родился 24 июня 1947 года в селе Катериновка Лозовского района Харьковской области. Его отец был рабочим, а его мама работала сельским учителем.

В 1970 году окончил Харьковский институт механизации и электрификации сельского хозяйства.

В 1970 году работал помощником бригадира тракторной бригады.

С 1971 года по 1981 год был главным инженером и механиком колхоза им. С. Орджоникидзе в Лозовском районе Харьковской области.

С 1981 года по 1986 год председатель колхоза им. XX съезда КПСС в Лозовском районе Харьковской области.

В 1986 году избран секретарем Лозовского горкома КПУ.

С 1987 года по 1990 год работает председателем Лозовского райисполкома.

В марте 1990 года избран депутатом Харьковского областного совета баллотировался по избирательному округу № 174.

5 мая 1990 года избирается заместителем председателя областного совета.

21 апреля 1992 года после тайного голосования без конкурентов избирается председателем совета.

С 2 ноября 1995 года по 27 марта 1997 год работает заместителем председателя Харьковской облгосадминистрации.

С 1996 года по 2002 год вновь работал председателем Харьковского областного совета.

В 1998 году был избран в Харьковский областной совет в третий раз.

С 22 сентября 1998 года по 28 декабря 1999 года работал на общественных началах.

C 2 февраля 2002 года по 2005 год назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Республике Армения.

С августа 2005 года по январь 2008 года — Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Кыргызской Республике.

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священно-церковнослужителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 года отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иване Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.