Что такое табу и нужны ли они нам

Табу. Примеры употребления

Учитель, какой бы он негодяй ни был, всегда прав, потому что он учитель или особа священная, что-то вроде новозеландского табу; трактирщик же всегда виноват, потому что он трактирщик и кулак.А.П. Чехов. «Именины» (1888)

Изумление и страх пред женщиной сохранились и до нашего времени, в «табу» диких племен. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925)

Пусть мутный и тусклый жаргон станет табу для всех педагогов-словесников. К.И. Чуковский. «Живой как жизнь (разговор о русском языке)» (1962)

О Лере старались не упоминать. Эта тема была табу. Юрий Трифонов. «Утоление жажды» (1959-1962)

Разумеется, есть и в эстонской литературе категорические табу — национальный вопрос, к примеру.Сергей Довлатов. «Ремесло» (1976)

Потому и существует языковое табу, что требуются сильные, запредельные, невозможные выражения для соответствующих чувств при соответствующих случаях. Михаил Веллер. «Ножик Сережи Довлатова» (1997)

Для каждого из нас табу необходимо. Если мы дадим возможность проявлению животного начала в себе, мы перестанем быть людьми. Владимир Шахиджанян. «1001 вопрос про ЭТО» (1999)

К числу табуированных тем чуть ли не до конца 1980-х годов принадлежали и принудительные миграции в СССР. Павел Полян. «В далекие края. Книги о репрессивных принудительных миграциях в СССР» (2002)

Что такое табу?

Табу — это абсолютная невозможность совершения определенного действия. Это как проклятие навсегда. Оно непоколебимо и не допускает возможности преступить ту черту, которую запрещено преступать. Значение его несколько двойственное: с одной стороны – это нечто священное, недоступное для простого человека, с другой – жуткое, страшное и жестокое. Изначально понятие было сводом религиозных запретов, сегодня оно перенесено в плоскость внутренних моральных ограничений. Другое, обыденное значение этого понятия – священный.

Само слово «табу» имеет полинезийское происхождение, где оно означает запрет сакрального значения. Жесткие ограничения, которые транслируют служители культа, зачастую не обоснованы, но являются чем-то естественным для всех, кто находится в их власти. До того, как слово попало в наш язык, понятие жестких ограничений существовало во всех религиях мира.

Собственно, религия – это и есть кодекс запретов для всех людей вне зависимости от происхождения, социального статуса материального положения. Но за нарушение одних можно было получить словесное нравоучение, а за попирание других моментально следовало жестокое наказание высших сил. Почему такая разница? Потому что табу и моральные нравоучения – разные вещи. Моральные нравоучения можно обойти, схитрить, купить индульгенцию. Табу – нет.

Табу в религии.

Табу вводились религиозными служителями по нескольким причинам. Первое – это проведение границы между людьми и сакральными предметами, которые способны отделить священное от обыденного и обыденное от священного. Второе – это возможность поддержать порядок в общине. Так, например, под строжайшим запретом были сексуальные связи между близкими родственниками. Без знания генетики объяснить воспрещение было сложно, поэтому табу описывалось кратко: «Нельзя. И точка. Иначе кара небесная». Причем служители культа часто выполняли наказание задолго до высших сил, чтобы другим было неповадно.

Сегодня религиозные запреты сохранились, прежде всего, в отношении пищи. Собственно, Библейское повествование начинается именно с запрета съесть плод с дерева добра и зла. С его нарушения и случилось грехопадение человечества, за которое мы расплачиваемся до сих пор. Пищевые религиозные ограничения – это строгие понятия поста в христианстве, кошерная пища в иудейской религии, халяльная в мусульманстве. Другие ограничения касаются поведения вообще или в определенные дни, одежды, изображения живых существ и другие.

Первые научные исследования.

Первым исследователем, который классифицировал тему табуирования был шотландский этнограф, антрополог и религиовед Джеймс Джон Фрейзер (01.01.1854-07.05.1941). Он первым описал табу с точки зрения двух противоположных понятий – магических ритуалов и здравого смысла. В своей книге многочисленные запреты разных народов он разделил по сферам жизни:

  • На запретные действия – общение с представителями других племен, принятие пищи и еды, обнажение лица, выход за границы определенной территории.
  • На людей или занятия – для правителей и представителей королевских династий, для носящих траур, беременных женщин, воинов, убийц, охотников и рыболовов.
  • На предметы или части человеческого тела – острые предметы, волосы (ритуалы во время стрижки) или кровь, голову как вместилище души человеческой, узлы и кольца.
  • На имена покойников, правителей, божеств.

Вывод из этого исследования был интересным: людям всегда нужен был образец, к которому они стремились. Люди видели безупречную модель жизни и мечтали жить так же. Но для того, чтобы достичь заоблачных высот им приходилось подчиняться тому самому идеалу.

Удивительно, но многие запреты, описанные в книге, мы помним и сегодня. Причем следуем им даже не задумываясь о происхождении. Так, например, многие не выбрасывают срезанные ногти и волосы, не дарят острые предметы, не завязывают узлы.

Что такое Табу

Табу – это запрет на определенную деятельность, базирующийся на культурных или моральных убеждениях.

Что такое ТАБУ — значение, определение, понятие простыми словами.

Простыми словами, Табу — это действия которые в большинстве случаев не запрещены законом, но их нельзя совершать, так как, это не принято, неприлично или аморально. Данные запреты работают только в конкретной общине или социальной группе.

Во многих культурах существуют свои виды запретов, даже если не используется такой термин как – табу.

В большинстве случаев табу относится к вещам, которые считаются священными и требуют специального особо трепетного обращения. Например, католики принимающие причастие, следят, что бы хлеб (Тело Христово), ни в коем случае, не упал на землю, так как его считают священным.

Иногда запреты рассматривались как взаимодействие с чем-то нечистым. В некоторых культурах, девушек во время менструального цикла отстраняли от общества, запирали в отдельных помещениях, так как считали их нечистыми.

Что такое табу и нужны ли они нам

У многих запретов есть и более земные происхождения. Это относится к древним практическим советам по ведению жизненного быта.

Пример: нельзя есть свинину, нужно мыть ноги перед входом в помещение и так далее…

Подобные запреты имели практическую подоплеку в определенный период времени, когда медицина и гигиена была не на высоте. В современном мире, данных правил уже можно и не придерживаться, но они перекочевали в религию и стали определенным видом табу.

Что нужно знать о табу?

Влияние сакральных запретов в мире очень велико. Людям, которые планируют каким-то образом взаимодействовать с людьми из другой культурной группы, желательно ознакомится с культурой этих людей.  Так как невинным на ваш взгляд действием, вы можете нарушить какой-то запрет и оскорбить представителей данного народа.

Табу в наше время

Современное общество не производит таких категорических табу. Ученые утверждают, что количество моральных запретов зависит от уровня развития цивилизации. Одно дело – невозможность взглянуть на верховного правителя, другое – табу на убийство. Хотя многое также зависит и от самого человека. Если для одного утверждение «Не укради» находит отклик в душе, то для другого это, скорее, вызов. Все же человеку свойственно делать то, что идет ему на пользу и вредит окружающим. И останавливает его от активных действий совсем не мораль, а боязнь общественного осуждения и уголовный кодекс.

Юридические ограничения прописывает государство, которое способно наказать не хуже верховного жреца. Раньше все табу были прописаны в религиозных книгах, но сегодня многие не следуют строгим религиозным нравоучениям. Внутренние запреты продиктованы этикой и родительским воспитанием, а внешние – юридическим законом. Когда человек неосознанно или намеренно нарушает порядок, причиняет вред окружению, окружение говорит «Нам это не нравится, это ущемляет наши интересы» и создает определенные законы.

Во многих странах существуют культурные или поведенческие запреты. За их нарушение никого не посадят в тюрьму, но для окружающих нарушитель становится изгоем. То есть сам попадает под влияние табу. Например, в Японии нельзя заходить в дом в уличной обуви, жалеть плачущего человека или обращаться к вышестоящему начальнику без его разрешения. В буддийских странах запрещено прикасаться к голове ребенка, а в Швеции нельзя дарить гвоздики, которые считаются траурными цветами. И это только некоторые из большого числа ограничений. Но чтобы избежать неприятных ситуаций, их стоит придерживаться.

Табу у аборигенов Океании

Впервые слово «табу» записал английский капитан Джеймс Кук на островах Тонга в 1771 году. У жителей Полинезии — от Гавайских островов до Новой Зеландии — система запретов-табу регламентировала важнейшие стороны жизни человека, заменяя одновременно религиозные, моральные и юридические нормы. Например, табу запрещали браки между близкими родственниками, употребление определенной пищи, покушение на чужую собственность.

Соблюдение табу отчасти охранялось репрессивными мерами — вплоть до смертной казни — или страхом перед высшими силами. «Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастие нарушить табу, умирали скоропостижно от одного страха перед неминуемой карой небесной», — утверждалось в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

С одной стороны, табу — это нечто священное. Так, тело, жилище и имущество правителя считались преприкосновенными, а его имя нельзя было называть. В противоположном смысле табу — что-то нечистивое, запрещенное. Все, что связано со смертью, становилось табу — человек, побывавший на похоронах, сам на несколько дней становился табу.

Европейцам порой сложно было понять разницу между двумя видами табу. К примеру, и вождь, и отверженный человек, попавший под табу, не могли есть из собственных рук — их кормил кто-то из близких.

Что такое табу и нужны ли они намТохунга, соблюдающий табу. Готфрид Линдауэр, картина конца XIX века

Многие табу были иррациональны — не имели логики и смысла даже с с точки зрения самих полинезийцев. Тем не менее, сила табу настолько велика, что эти запреты все равно соблюдались.

Сегодня в этнографии термином «табу» обозначают любые религиозные запреты.

Обществознание рассматривает табу как простейшую форму социальной регламентации в первобытной культуре. По мере развития общества на смену табу приходят нормы морали, религии, права. Отмечается, что христианское понятие грех или мусульманское харам — тоже в определенное степени продолжения табу.

Нужны ли нам табу?

Нужны ли строгие запреты сегодня? Скорее, да. Конечно, старые моральные ограничения  относились к обществу, которого сегодня уже не существует. Нужны другие. Те, что направленны на сохранение жизни, например. При воспитании маленького ребенка родители строго запрещают ему приближаться к розеткам или кипящим кастрюлям. Детям совсем не обязательно знать законы движения электронов, чтобы понять: пальцы в розетку совать нельзя. Для взрослых людей – это правила дорожного движения, кодекс законов.

Социологи утверждают: чем больше у человека внутренних культурных запретов, тем качественней он вписывается в общественную среду. Хотя иногда неразумные запреты провоцируют многочисленные нарушения (амбивалентность чувств). Так, во время сухого закона, количество пьющих людей резко увеличивается.

Сосуществовать было бы намного проще, если бы все придерживались внутренних ограничений. Практикующие психологи отмечают в своих работах, что взрослым людям стоит также поучиться уважать чужие внутренние запреты. А попросту – не лезть в чужую жизнь с добровольными советами или бестактными вопросами. Даже если вам кажется, что ограничения другого человека смешны и бессмысленны, не стоит учить их жизни, давая советы вроде:

  • Ты не должен из-за этого огорчаться…
  • Не бойся, лучше быть смельчаком…
  • Необходимо себя заставить…
  • Почему тебе в голову приходят такие глупые мысли…
  • Глупо волноваться по такому незначительному поводу…

А фазу «я на твоем месте…» вообще следовало предать анафеме, вычеркнуть из памяти человечества. Единственное, что можно сделать – поделиться собственным опытом. И то, в форме диалога.

Фрейд табу и амбивалентность.

Зигмунд Фрейд (06.05.1856-23.09.1939) в своей книге «Тотем и табу» рассматривает табу порождение амбивалентности. Амбивалентность – это двойственность чувств по отношению к чему либо. Получив жесткий запрет, человек с одной стороны испытывает священный трепет, с другой – неудержимое желание его нарушить.

Фрейд привязывает понятие табу к теме психоанализа, исследования бессознательной части душевной жизни персональной и коллективной психики. В своих работах он описывает людей, что сами создали себе жесткие табу и следуют им не хуже полинезийских дикарей. Фрейд даже ввел понятие «болезнь табу» – ничем не обоснованную болезненную навязчивость, которая приводит к бесконечным спорам с самим собой, нервозности и навязчивым ритуалам.

Причем необоснованные запреты в определенной степени заразны, они могут передаваться от человека к человеку и захватывать большие группы людей. Самым частым проявлением этой болезни является табу на прикосновения, и как следствие – навязчивый ритуал бесконечных омовений.

В современном психоанализе понятие табу больше исследуется в сексуальной сфере. Но есть и другие проявления внутренних запретов. Например, многие из нас неосознанно запрещают себе те или иные действия, мысли, эмоции, поступки и даже не догадываются, что продиктованы они внутренними табу.

Как распознать табу?

Государство способно табуировать далеко не все процессы в нашей жизни. Но то, что не делается на уровне общества, добровольно осуществляется на уровне личности. Мы сами себе устанавливаем внутренние барьеры,  способные сильно отяготить наше существование. Мы делаем это неосознанно, но своими «психологическими руками». При этом не осознаем, что именно они являются препятствием к достижению успеха. Мы запрещаем себе:

  • Отношения с большой разницей в возрасте.
  • Счастье в повторном браке.
  • Незапланированные поступки.
  • Карьерный рост (особенно женщины).
  • Смену нелюбимой работы или уход в «свободное плавание».
  • Эксперименты и раскрепощенность в сексе.
  • Откровенный разговор с детьми, родителями.

И это только начало. Чем больше внутренних ограничений, которые мы сами себе не в состоянии объяснить, тем меньше места остается для счастья. Запреты в одной сфере жизни отражаются на остальных, а желание их нарушить ведет к рассогласованности с самим собой. Яркий пример – наш лишний вес. Мы часто едим не потому, что любим это блюдо. Мы заедаем внутренние запреты на красоту, сексуальность, отношения, материальное благополучие. И чем больше мы себе запрещаем, тем больше хочется есть. А если в это время садимся на диету, и запрещаем себе еще и любимые продукты, пиши пропало. Набор десятка лишних килограммов обеспечен.

Наши внутренние ограничения могут причинять боль близким. Например, у некоторых есть табу на извинения. Человек просто не может выговорить простые слова, способные уменьшить боль другого. Есть и такие, что мы переносим на своих детей, мужа или жену, также усложняя им жизнь. Мало того, что мы сами страдали, пусть теперь и они страдают. А ведь ответа на вопрос «Почему?» у нас просто нет. В лучшем случае мы вспомним, что нам это кто-то сказал. Так что если табуировать что-то в личной жизни, так это невмешательство в пространство близких людей.

Наши бессознательные табу похожи, скорее, на микрочипы, вживленные в голову в детском или подростковом возрасте. Но люди чаще называют их тараканами. Справиться с ментальными «тараканами» в голове помогают психотерапевты. Они раскручивают проблемы, как клубок ниток, докапываются до первопричины бессмысленного барьера. Психологи способны не только выслушать. Они снабжают клиентов инструментами, которые помогают им жить и справляться со своими запретами самостоятельно. Но и психотерапевты попадают под запрет. Ведь считается, что на сеансы психотерапии ходят психопаты, слабаки или полные неудачники. Так что перед тем, как отправиться на сеанс психотерапии, придется нарушить по крайней мере одно внутреннее табу, чтобы справиться с остальными.

Выводы:

  • Табу – это религиозное понятие, которое сегодня перешло в плоскость этической и психологической морали.
  • Сексопатологи сформулировали основное правило запретов в сексе: если ваше поведение не вредит окружающим, нет причин для его осуждения.
  • Амбивалентность – противоречивое желание следовать запрету и одновременно его нарушить.
  • Чем больше необоснованных запретов, тем больше желания их нарушить.
  • Наши ограничения нас защищают, но забирают счастье.

В ролях

Основной состав

  • Том Харди — Джеймс Казайя Делейни, сын Горация Делейни
  • Билл Лео — Бенджамин Уилтон, офицер по ведению документации Ост-Индской компании
  • Джесси Бакли — Лорна Боу, вдова Горация Делейни
  • Уна Чаплин — Зилфа Гири, единокровная сестра Джеймса
  • Марк Гэтисс — принц-регент (позже Георг IV)
  • Стивен Грэм — Аттик, наемник, работающий на Делейни
  • Джефферсон Холл — Торн Гири, муж Зилфы
  • Дэвид Хейман — Брайс, преданный слуга семьи Делейни
  • Эдвард Хогг — Майкл Годфри, стенограф Ост-Индской компании
  • Майкл Келли — доктор Эдгар Думбартон, американский врач, работающий в госпитале Святого Варфоломея
  • Джонатан Прайс — сэр Стюарт Стрэндж, председатель Ост-Индской компании
  • Джейсон Уоткинс — Соломон Куп, личный секретарь короля
  • Николас Вудесон — Роберт Тойт, душеприказчик Горация Делейни

Второстепенный состав

  • Эдвард Фокс — Гораций Делейни, отец Джеймса и владелец корабельной компании в Лондоне
  • Франка Потенте — Хельга фон Хинтен, проститутка
  • Руби-Мэй Мартинвуд — Уинтер, помощница и дочь Хельги
  • Скрубиус Пип — Френч Билл, подручный Аттика
  • Кристофер Фэирбэнк — Ибботсон, подручный Делейни
  • Ричард Диксон — Эдмунд Петтифер, африканский отдел Ост-Индской компании
  • Роджер Эштон-Гриффитс — Абрахам Эпплби, Ост-Индская компания
  • Том Холландер — доктор Джордж Чолмондейли, химик и учёный
  • Марина Хэндс — графиня Масгроув, американская шпионка в Лондоне
  • Дэнни Лигари — Мартинес, полинезийский подручный Делейни
  • Лусиан Мсамати — Джордж Чичистер, юрист «Сынов Африки»
  • Луис Серкис — Роберт, незаконнорожденный сын Джеймса Делейни

Исследования табу

Джеймс Фрэзер первым свёл воедино все факты, относящиеся к табу, и ввёл этот термин в социологию. Однако, он не указал, чем собственно табу отличается от религиозных запретов вообще, и в чём заключается психический генезис этой системы. После Фрэзера много внимания табу уделил Джевонс (англ. F. Β. Jevons), но он, как и Фрэзер, придаёт этому институту слишком широкое значение, утверждая, что табу было творцом морали. Хотя табу на определённой ступени развития часто являлось синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались, объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых инстинктов и представлений. Спенсер относит табу к обрядовым учреждениям и сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне, как и предыдущие мнения. Профессор Той (англ. С. Η. Toy) думает, что «табу было формой, в которой часть нравственного закона нашла своё выражение». Во всяком случае, для прогресса табу имело обоюдоострое значение: в основе его лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем «слова»), обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений жрецов и светской власти.