Свод

Значение

Слово имеет до четырех основных значений. Каждое из них расширяет возможности употребления понятия. Значение слова «свод» удобнее рассматривать на примерах. К самым распространенным случаям применения относятся следующие:

  1. Собранные в единое целое и расположенные в определенном порядке письменные материалы, тексты, данные и факты. Примеры: «Свод законов VI века находился в архивах исторической библиотеки города на протяжении десятков лет». «Редко кто интересовался сводом статистических данных по этой теме».
  2. Название действия, соотносимого с глаголами «свести», «сводить», «сведение». Примеры: «Предварительный тщательный свод данных позволил статистикам сэкономить массу времени». «Свод всех подобных случаев в одном списке дал возможность нарисовать общую картину поведения пациента».
  3. В архитектуре так называется криволинейное перекрытие. Оно соединяет опоры сооружения или две находящиеся рядом стены. Примеры: «Бетонный свод старого строения мог обрушиться в любую минуту». «Готические своды у путешественников чаще всего ассоциируются со зданиями исторических соборов».
  4. В переносном значении слово применимо ко всему, что по форме напоминает арочное перекрытие или купол. Примеры: «Черный свод мрачного леса не вызывал желания заходить вглубь». Соединение двух больших валунов формировало скрытый пещерный свод».

Свод

Элементы сводов


Софийский собор (Константинополь): купол на парусах. В парусах — мозаики с изображением шестикрылых серафимов. За центральной аркой следующий свод — конха (полукупол), в свою очередь, имеющая три меньшие конхи

Альгамбра: разрушенный декоративный цилиндрический свод даёт возможность увидеть, как он опирается на стены

В зависимости от типа свода он может иметь следующие элементы:

  • Замок, замковый камень, ключ свода — средний клинчатый камень в щелыге арки или свода. Иногда подчёркивается декором.
  • Зеркало — горизонтальная, плоская плоскость зеркального свода, потолочный плафон (изначально — любая гладкая поверхность плит в каменной кладке).
  • Лотки — криволинейная плоскость свода, одним концом опирающаяся на стену, а другими — смыкающаяся с остальными лотками, то есть часть свода, имеющая форму отрезка полуцилиндрической поверхности, рассечённой двумя взаимно пересекающимися плоскостями.
  • Паддуги (падуги) — боковые цилиндрические части сомкнутого свода, в зеркальном своде — находятся под зеркалом. Изначально — большая выкружка над карнизом, служащая переходом от стены к потолку.
  • Пазуха свода — пространство между наружными поверхностями смежных сводов, или сводом и стеной.
  • Паруса — сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола.
  • Подпружная арка — упорная арка, укрепляющая или поддерживающая свод.
  • Пролёт свода — его ширина
  • Пята свода — нижняя часть арки, свода, опирающаяся на стену или столб; или же верхний камень опоры, на котором покоится арка или свод.
  • Распалубки — выемка в цилиндрическом своде в виде сферического треугольника. Образуется пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей (обычно разного радиуса). Может быть либо частью крестового свода, либо дополнительным сводом, врезанным в цилиндрический или зеркальный. Устраивается над дверными и оконными проёмами при расположении верхней точки проёма выше пяты свода.
  • Стрела свода — расстояние от оси арки в ключе до хорды, соединяющей центры её пят.
  • Шелыга (щалыга) — верхняя линия или хребет свода. Также — непрерывный ряд замковых камней (ключ свода).
  • Щека свода (люнет) — торец свода, его срез
  • Щековая арка — подпружная боковая арка крестового свода, расположенная по сторонам прямоугольника его плана.
  • Щековая стена — торцовая стена помещения, перекрытого цилиндрическим сводом, нагрузки не испытывает.
Готические конструкции:
  • Нервюры — ребро готического каркасного свода. Делятся на:
    • Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
    • Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
    • Лиерны — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
    • Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (то есть оживы, лиерны и тьерсероны).
  • Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.

Конструктивная работа

Свод

Как уже сказано выше, свод – это архитектурное перекрытие между стенами, балками, образуемое наклонными поверхностями. С помощью него перекрываются обширные пространства без дополнительных приспособлений.

Обычно своды несут нагрузку собственного веса и конструктивных элементов, находящихся выше, а также воздействий атмосферы. Как следствие, они преимущественно работают на сжатие. Возникающее вертикальное усилие они перенаправляют на собственные опоры.

Свод — это вид конструкций, который имеет разновидности. Он подразделяется на:

  1. Повышенный, в котором стрела свода или подъема соотносится с пролетом, больше, чем один к двум.
  2. Пониженный, где это соотношение находится в промежутке между одной четвертой и одной второй.
  3. Плоский, в котором соотношение меньше одной четвертой.

Многие типы сводов предполагают возникновение дополнительного усилия, горизонтального. Таким образом они работают еще и на распор. Этот горизонтальный распор может быть минимальным, а может быть погашен внутри кольцевой затяжки или иной арматуры, заложенной в теле свода.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

В устойчивых выражениях зачастую раскрывается образность и богатство переносных значений слова

В данном случае стоит обратить внимание на следующие сочетания:

  • летописный/государственный;
  • небесный/арочный/церковный/готический;
  • свод законов/давления/глотки;
  • округлый/высокий/низкий/подземный/ледяной.

Фразеологическим является выражение «летописный свод». Это собрание историко-литературных сочинений, классифицируемых по датам или по авторам. В нём давалось толкование исторических процессов и событий.

Свод

Что такое «свод», понять достаточно легко опираясь на рассмотренные выше категории и характеристики. В одних выражениях слово имеет прямое, в других – переносное значение. Достаточно распространенный фразеологизм «летописный свод» в современной речи используется и в ироничном контексте, обозначая большие объемы письменных материалов, хронологически описывающих малозначимые процессы.

В словаре Д.Н. Ушакова

СВОД, свода, ·муж.1. только ед. Действие по гл. свести» title=’что такое свести, значение слова свести в словаре Ушакова’>свести в 1, 3, 9, 10, 11, 15, 16 и 17 ·знач. — сводить» title=’что такое сводить, значение слова сводить в словаре Ушакова’>сводить2. Свод коровы со двора. Приступить к своду поступивших данных.2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке тексты, факты, данные. Свод законов. Летописный свод. Свод статистических данных. «Свод элегий драгоценный представит некогда тебе всю повесть о твоей судьбе.» Пушкин.3. Криволинейное перекрытие, соединяющее две стены, опоры какого-нибудь сооружения (архит.). Каменный свод. Бетонный свод. Коробовый свод. Крестовый свод. Стрельчатый или готический свод. «Ей почудилось, что вступает она в просторную комнату с низким сводом.» А.Тургенев.| перен. покрытие, крыша (·книж. ·поэт. ). «Деревья образовали темный свод.» Гончаров. «Березок своды темны прохладну сень дают.» Пушкин.| перен., только ед. употр. в сочетаниях, обозначающих небо (·книж. ·поэт. ). «Свод неба мраком обложился.» Пушкин. «Небесный свод поголубел.» Тютчев. «Всё чернее свод надзвездный.» Полежаев. «И чист, и тих, и ясен свод неба.» А.К.Толстой.

Извод

Близким по содержанию понятием является извод.

Краткая Правда:

15. Аже гдѣ възыщеть на друзѣ проче, а он ся запирати почнеть, то ити ему на изводъ пред 12 человѣка; да аще будеть обидя не вдалъ будеть, достоино ему свои скотъ, а за обиду 3 гривнѣ.

По мнению С. В. Юшкова, Русская Правда фиксирует окончание процесса вытеснения общинного суда княжеским судом. Только статья 15 Краткой Правды упоминает «12 человек», занимавших в данный период среднее положение между прежними общинными судьями и послухами. В аналогичной статье Пространной Правде 12 человек заменяются послухами. А. А. Зимин полагал, что извод является более ранней формой свода. В случае, если украденной вещи не будет налицо, суд старейшин решал, как поступить. 12 человек составляли общинный суд. По определению М. Б. Свердлова, извод представлял собой судебное расследование, включавшее показания свидетелей.

Русская Правда

Краткая Правда:

14. Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему: «Мое», нъ рци ему тако: «Поиди на сводъ, гдѣ еси взялъ»; или не поидеть, то поручника за пять днии.

16. Аще кто челядинъ пояти хощеть, познавъ свои, то къ оному вести, у кого то будеть купилъ, а тои ся ведеть ко другому, даже доидеть до третьего, то рци третьему: вдаи ты мнѣ свои челядинъ, а ты своего скота ищи при видоцѣ.

Пространная Правда:

35. Аже кто познаеть своё, что будеть погубилъ или украдено у него что, или конь, или портъ, или скотина, то не рци и: «Се мое», но поиди на сводъ, кдѣ есть взялъ, сведитеся, кто будеть виноватъ, на того татба снидеть; тогда онъ своё возметь, а что погибло будеть с нимь, то же ему начнеть платити; аще будеть коневыи тать, выдати князю на потокъ; паки ли будеть клѣтныи тать, то 3 гривны платити ему.

36. О сводѣ. Аже будеть во одиномь городѣ, то ити истьцю до конця того свода; будеть ли сводъ по землямъ, то ити ему до третьяго свода; а что будеть лице, то тому платити третьему кунами за лице, а с лицемь ити до конця своду, а истьцю ждати прока, а кдѣ снидеть на конечняго, то тому все платити и продажю.

38. Аже познаеть кто челядь. Аще познаеть кто челядинъ свои украденъ, а поиметь и, то оному вести и по кунамъ до 3-го свода; пояти же челядинъ в челядина мѣсто, а оному дати лице, ать идеть до конечняго свода, а то есть не скотъ, нѣ лзѣ рчи: «Не веде, у кого есмь купилъ», но по языку ити до конця; а кдѣ будеть конечнии тать, то опять воротить челядина, а свои поиметь, и проторъ тому же платити, а князю продажѣ 12 гривенъ в челядинѣ или украдше.

39. О сводѣ же. А ис своего города в чюжю землю свода нѣтуть, но тако же вывести ему послухи любо мытника, передъ кимь же купивше, то истьцю лице взяти, а прока ему желѣти, что с нимь погибло, а оному своихъ кунъ желѣти.

Словарные формулировки

В словарях даны следующие значения слова «свод».

Во-первых, это действие, соответствующее по значению глаголу «сводить», «свести», то есть «сведение». Пример: «Религию можно рассматривать как свод воедино всех объяснений и ответов на неизбежные, интересные жизненные вопросы, касающиеся важнейших сторон человеческого бытия».

Во-вторых, это собрание в одно целое и расположение в определенном порядке текстов, фактов, данных. Пример: «Жизнь этого человека была довольно упорядоченной, ведь на все случаи жизни у него имелся свод правил, которые точно определяли, что нужно делать и чего делать не следует».

Свод

В-третьих, в архитектуре – это криволинейное перекрытие, которое соединяет между собой две опоры или стены какого-либо сооружения. Пример: «Воздух в оранжерее был душным и неподвижным, и только, когда ненадолго открывалось окно, свежая струя стремительно взлетала под высокий свод».

В-четвертых, в переносном смысле свод – это то, что имеет или напоминает форму перекрытия, о которой сказано выше. Пример: «Под вечными сводами леса ощущалось томление вечернего сумрака, он шелестел и шуршал еле внятными, но в то же время жуткими шорохами и шепотами».

Чтобы понять, что значит «свод», следует рассмотреть происхождение изучаемого слова.

Определение слова «Свод» по БСЭ:

Свод — в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой С., подобно арке, работают преимущественно на сжатие, передавая на опоры вертикальные усилия, а также во многих типах С. горизонтальные (распор). Простейшим и наиболее распространённым является цилиндрический С., опирающийся на параллельно расположенные опоры (стены, ряды столбов, аркады и т. п.). в поперечном сечении он представляет собой часть окружности, эллипса, параболы и т. п.Два цилиндрических С. одинаковой высоты, пересекающиеся под прямым углом, образуют крестовый С., который может опираться на свободностоящие опоры (столбы) на углах. Части цилиндрических С. — лотки, или щёки, опирающиеся по всему периметру перекрываемого сооружения на стены (или арки, балки), образуют сомкнутый С. Зеркальный С. отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть (плафон) представляет собой плоскую плиту. Производной от С. конструкцией является Купол. Отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола образуется купольный (парусный) С. (С. на Парусах). Многочисленные разновидности этих основных форм определяются различием кривых их сечений, количеством и формой распалубок и пр. (С. — стрельчатые, ползучие, бочарные, сотовые и др.).Древнейшими являются т. н. ложные С., в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают усилий распора (например, С. казематов акрополя Тиринфа, 13 в. до н. э.). В 4-3-м тыс. до н. э. в Египте и Месопотамии появились цилиндрические С., распространившиеся в архитектуре Древнего Рима, где также употреблялись сомкнутые С. (С. в галерее Табулария, 79 до н. э.) и крестовые С. . В византийской архитектуре применялись цилиндрические, парусные, крестовые С., в частности, в крестово-купольных храмах. В архитектуре Азербайджана, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые С. В Западной и Северной Европе в средневековый период распространились крестовые С., которые в архитектуре готики приобрели стрельчатый характер с основным конструктивным элементом — нервюрой. С древности С. выполнялись преимущественно из природного естественного камня и кирпича.Величина прочности камня на изгиб ограничивала примерно на 5 м ширину пролёта в стоечно-балочной конструкции. Применение С. (в которых камень, работая не на изгиб, а на сжатие, обнаруживает более высокую прочность) позволило значительно превысить эти размеры. Со 2-й половины 19 в. С. нередко создавались из металлических конструкций. В 20 в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции, которые применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины 20 в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции.Лит.: Кузнецов А. В., Своды и их декор, М., 1938. Hart F., Kunst und Technik der Wцlbung, Mьnch., .Основные виды сводов: 1 — цилиндрический. 2 — крестовой. 3 — сомкнутый. 4 — зеркальный. 5 — купольный (парусный).

Свод