Стихотворение — это… что такое стихотворение? какие виды стихотворений существуют

Стих в античном стихосложении

Термин восходит к античному метрическому и силлабо-метрическому стихосложению. В этих системах, основанных на оппозиции долготы-краткости гласных, последовательность долгих и коротких слогов сама по себе создавала ритмический образец. Такие повторяющиеся образцы являлись структурными элементами текста и делили его на сегменты:

  1. заданная последовательность слогов (обычно от двух до пяти) называлась стопой;
  2. заданная последовательность стоп (обычно от четырёх до одиннадцати) называлась стихом;
  3. заданная последовательность стихов (обычно от двух до четырёх) называлась строфой.

Стих делится на метры — группы стоп, объединённые иктом, ритмическим ударением. В стихах, состоящих из трех- и более сложных стоп, метром бывает одна стопа (напр. дактилический метр —́UU). В стихах, состоящих из двусложных стоп, метром бывает группа как из одной, так из двух стоп (напр. ямбический метр U—́ ¦ U—); при этом икт падает на сильную долю первой стопы.

Стихи рассматриваются по составу метра и по количеству метров. Стихи принято делить сначала по составу метра (стихи с двустопным метром, стихи с одностопным метром), затем по количеству метров.

Стихи с двустопным метром

Стихи с двустопным метром, т. н. диподии (др.-греч. ἡ διποδία, двустопие):

мономе́тр (μονομετρος, одноразмерный)напр. ямбический метр, U—́ ¦ U—

диме́тр (ὁ δίμετρος, двуразмерный)напр. ямбический диметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—

триме́тр (τρίμετρος, трехразмерный)напр. ямбический триметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—

тетра́метр (τετράμετρος, четырёхразмерный)напр. трохеический тетраметр —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U

пента́метр (πεντάμετρος, пятиразмерный)напр. трохеический пентаметр, —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U

Стихи с одностопным метром

тетраметр (τετράμετρος, четырёхразмерный)напр. дактилический каталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —U

пентаметр (πεντάμετρος, пятиразмерный)напр. дактилический пентаметр (т. н. элегический пентаметр), —UU | —UU | — | —UU | —UU | —

гекза́метр (ἑξάμετρος, шестиразмерный)напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U

гепта́метр (ἑπτάμετρος, семиразмерный)напр. Архилохов гептаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —U | —U | —U

октона́р (ὀκτώμετρος, восьмиразмерный)напр. ямбический октонар, U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́

дека́метр (δέκαμετρος, десятиразмерный)напр. ионический декаметр, UU—́— × 10

Стихи с одностопным метром, то есть когда стопа одновременно является метром, могут также называться по количеству стоп:

монопо́дия (ἡ μονοποδία, одностопие)напр. трохеическая, —U

дипо́дия (ἡ διποδία, двустопие)напр. кретическая, — U— | , то есть кретический диметр

трипо́дия (ἡ τρίποδία, трехстопие)напр. хориямбическая, —UU— | —UU— | —UU—, то есть хориямбический триметр

тетрапо́дия (ἡ τετράποδία, четырёхстопие)напр. бакхическая, U—— | U—— | U—— | U——, то есть бакхический тетраметр

пентапо́дия (ἡ πεντάποδία, пятистопие)напр. кретическая, — U— | — U— | — U— | — U— | — U—, то есть кретический пентаметр

гексапо́дия (ἡ ἑξάποδία, шестистопие)напр. анапестическая, UU— | UU— | UU— | UU— | UU— | UU—, то есть анапестический гекзаметр

Акаталектика, каталектика

Любой стих может быть акаталектическим и каталектическим:

акаталектический — стих, в котором все стопы сохраняются без изменений; напр. дактилический акаталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —UU;

каталектический — стих, в котором длина последней стопы уменьшена; напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U;

Кроме того, стих может быть гиперкаталектическим, в котором длина последней стопы увеличена; напр. гиперкаталектический дактилический диметр: —UU | —UU—. Однако понятие гиперкаталектикого стиха в известной мере условно, так как гиперкаталектический стих принято рассматривать как каталектический большего размера, напр. гиперкаталектический дактилический диметр как каталектический дактилический триметр, —UU | —UU | —.

Логаэдический стих

Основная статья: Логаэдический стих

Алкеев одиннадцатисложный стих, U ¦ —U | —U | —UU | —UU

Малый сапфический стих, —U | —U | —UU | —U | —U

Силлабо-метрические логаэды изначально не рассматривались как состоящие из каких-либо отдельных стоп и считались неделимой ритмической единицей. Деление на стопы возникло для удобства анализа логаэдов, особенно сложных, напр. Большого сапфического, —U | —U | —UU ¦ — | —UU | —U | —U.

Виды строф в лирике

Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости

В надежде славы и добраГляжу вперед я без боязни:Начало славных дней ПетраМрачили мятежи и казни.

(Пушкин А.С. «Стансы»)

Пятистишие

Собрались люди мудрыеВокруг постели Гостомысловой.Смерть над ним летает коршуном!Но, махнувши слабою рукою,Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм.

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…»)

Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Стих в античном стихосложении

Термин восходит к античному метрическому и силлабо-метрическому стихосложению. В этих системах, основанных на оппозиции долготы-краткости гласных, последовательность долгих и коротких слогов сама по себе создавала ритмический образец. Такие повторяющиеся образцы являлись структурными элементами текста и делили его на сегменты:

  1. заданная последовательность слогов (обычно от двух до пяти) называлась стопой;
  2. заданная последовательность стоп (обычно от четырёх до одиннадцати) называлась стихом;
  3. заданная последовательность стихов (обычно от двух до четырёх) называлась строфой.

Стих делится на метры — группы стоп, объединённые иктом, ритмическим ударением. В стихах, состоящих из трех- и более сложных стоп, метром бывает одна стопа (напр. дактилический метр —́UU). В стихах, состоящих из двусложных стоп, метром бывает группа как из одной, так из двух стоп (напр. ямбический метр U—́ ¦ U—); при этом икт падает на сильную долю первой стопы.

Стихи рассматриваются по составу метра и по количеству метров. Стихи принято делить сначала по составу метра (стихи с двустопным метром, стихи с одностопным метром), затем по количеству метров.

Стихи с двустопным метром

Стихи с двустопным метром, т. н. диподии (др.-греч. ἡ διποδία, двустопие):

мономе́тр (μονομετρος, одноразмерный)напр. ямбический метр, U—́ ¦ U—

диме́тр (ὁ δίμετρος, двуразмерный)напр. ямбический диметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—

триме́тр (τρίμετρος, трехразмерный)напр. ямбический триметр, U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U—

тетра́метр (τετράμετρος, четырёхразмерный)напр. трохеический тетраметр —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U

пента́метр (πεντάμετρος, пятиразмерный)напр. трохеический пентаметр, —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U | —́U ¦ —U

Стихи с одностопным метром

тетраметр (τετράμετρος, четырёхразмерный)напр. дактилический каталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —U

пентаметр (πεντάμετρος, пятиразмерный)напр. дактилический пентаметр (т. н. элегический пентаметр), —UU | —UU | — | —UU | —UU | —

гекза́метр (ἑξάμετρος, шестиразмерный)напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U

гепта́метр (ἑπτάμετρος, семиразмерный)напр. Архилохов гептаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —U | —U | —U

октона́р (ὀκτώμετρος, восьмиразмерный)напр. ямбический октонар, U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́ | U—́

дека́метр (δέκαμετρος, десятиразмерный)напр. ионический декаметр, UU—́— × 10

Стихи с одностопным метром, то есть когда стопа одновременно является метром, могут также называться по количеству стоп:

монопо́дия (ἡ μονοποδία, одностопие)напр. трохеическая, —U

дипо́дия (ἡ διποδία, двустопие)напр. кретическая, — U— | , то есть кретический диметр

трипо́дия (ἡ τρίποδία, трехстопие)напр. хориямбическая, —UU— | —UU— | —UU—, то есть хориямбический триметр

тетрапо́дия (ἡ τετράποδία, четырёхстопие)напр. бакхическая, U—— | U—— | U—— | U——, то есть бакхический тетраметр

пентапо́дия (ἡ πεντάποδία, пятистопие)напр. кретическая, — U— | — U— | — U— | — U— | — U—, то есть кретический пентаметр

гексапо́дия (ἡ ἑξάποδία, шестистопие)напр. анапестическая, UU— | UU— | UU— | UU— | UU— | UU—, то есть анапестический гекзаметр

Акаталектика, каталектика

Любой стих может быть акаталектическим и каталектическим:

акаталектический — стих, в котором все стопы сохраняются без изменений; напр. дактилический акаталектический тетраметр, —UU | —UU | —UU | —UU;

каталектический — стих, в котором длина последней стопы уменьшена; напр. дактилический каталектический гекзаметр, —UU | —UU | —UU | —UU | —UU | —U;

Кроме того, стих может быть гиперкаталектическим, в котором длина последней стопы увеличена; напр. гиперкаталектический дактилический диметр: —UU | —UU—. Однако понятие гиперкаталектикого стиха в известной мере условно, так как гиперкаталектический стих принято рассматривать как каталектический большего размера, напр. гиперкаталектический дактилический диметр как каталектический дактилический триметр, —UU | —UU | —.

Логаэдический стих

Алкеев одиннадцатисложный стих, U ¦ —U | —U | —UU | —UU

Малый сапфический стих, —U | —U | —UU | —U | —U

Силлабо-метрические логаэды изначально не рассматривались как состоящие из каких-либо отдельных стоп и считались неделимой ритмической единицей. Деление на стопы возникло для удобства анализа логаэдов, особенно сложных, напр. Большого сапфического, —U | —U | —UU ¦ — | —UU | —U | —U.

Смысловая нагрузка стихотворения

Суть стихотворения для каждого поэта и читателя своя. Оно считается правильным, если автор смог ненавязчиво донести свою мысль и логически завершить ее к концу. По мнению критиков, хорошее стихотворение — это не просто набор чувственных изречений автора, а социальный литературный «продукт», и он несет какой-то урок или мораль для читателя.

В современном поэтическом мире существует огромное разнообразие стихотворений как известных, так и малоизвестных авторов

Но не все из них способны тронуть душу, обратить внимание читателя на важные моральные и духовные ценности, вызвать интерес, заставить прочитать стихотворение вновь, задуматься

Виды стихотворений

Стихотворения бывают разными по объему, содержанию и структуре. Основная единица, составляющая стихотворение — слово. Оно может быть использовано любым способом. Это зависит главным образом от самого автора, благодаря чему каждое отдельное произведение приобретает свою индивидуальность.

Стандартными считаются стихотворения, написанные четверостишьями и в рифму. В то же время всем наверняка известны японские стихи хокку. Они состоят из трех строк, в которых не всегда присутствует рифма. Виды поэтических произведений различны. Помимо классических стихотворений существуют:

  • белые;
  • вольные;
  • экспериментальные;
  • алфавитные;
  • прозаические;
  • ропалистические.

В любом случае автор стихотворения оставляет за собой право на то, как будет выглядеть его творение.

Белые стихотворения написаны без использования рифмованных слов. Тем не менее читаются они плавно и гармонично. Все слова созвучны друг с другом и стилистически выдержаны.

Вольные стихотворения представляют собой поэтические произведения с различными по длине строками. Такой тип используется в баснях, элегиях.

Экспериментальные стихотворения отражают в себе творческое свободолюбие автора, могут обладать различной структурой с произвольным чередованием рифм. Такие стихи были актуальны в Средневековье. Однако они популярны и сегодня среди креативных авторов. К ним относятся фигурные и бесконечные стихотворения.

Фигурными стихотворениями называют поэтические произведения, строки которых образуют какие-либо фигуры. Данный тип стихотворения рассчитан на эстетическое и визуальное восприятие читателями.

Бесконечные стихотворения начинаются и заканчиваются одной и той же строчкой. По сути, они не имеют конца, ведь последняя строка начинает историю автора заново.

В алфавитных стихотворениях каждая строка или двустишие начинается с последующей буквы алфавита. Этот вид использовал В. Маяковский в своих поэтических трудах о буржуазном строе.

Прозаические стихотворения написаны в прозе, но отличается напевностью, мелодичностью, выдержанностью формы произведения.

Ропалистические стихотворения отличаются постепенным увеличением слогов в строках. Впервые их использовал в своем творчестве Гомер.