Стюарт Ли
А у Стюарта Ли совсем нет шуток в привычном понимании слова. Его концерты кажутся просто густым и темным потоком желчи, сарказма и иронии. Ли считает, что занимается искусством, причем работает он на переднем крае искусства, то есть он разрушает существующие формы стендапа и изобретает новые. Его выступления только выглядят потоком, на самом деле это очень сложная структура. Если вы профессионально занимаетесь юмором или просто посмотрели очень много комедий — вам точно понравится.
И, занимаясь искусством, Стюарт Ли выбирает наиболее сложные и несмешные темы для своих стендапов. Это не доводит его до добра, в начале нулевых его уже судили за богохульство — он написал музыку и либретто к опере про Бога, Дьявола и Джерри Спрингера, которая не понравилась религиозным фундаменталистам. Это его, разумеется, не остановило, и в следующем концерте он поставил себе задачу придумать самую богохульную, шокирующую и отвратительную шутку в истории. Несложно сказать что-нибудь мерзкое и аморальное, но чтобы над этим смеялись, комику нужно проделать огромную работу. Ему нужно создать подходящий контекст, ему нужно увести за собой аудиторию настолько далеко, чтобы исчезла привычка осуждать. И эта задача — имеет отношение к магии искусства как таковой. В стендапах Стюарта Ли зрители, если они готовы доверять артисту и следить за ходом его мысли, испытывают катарсис, который выражается в смехе.
http://vk.com/video_ext.php
История стендапа как жанра
Родиной стендапа, как и многого хорошего в этом мире, по праву является Великобритания. Свое начало этот жанр берет в XVIII-XIX веках, когда исполнители играли в мюзик-холлах. Примерно в 70-х годах прошлого века традиция музыкального сопровождения устарела, уступив место сольному выступлению актера-комедианта.
Вечным двигателем стендапа как жанра стали телевидение и радио. Благодаря повсеместной осведомленности зрителя комики уже не могли годами колесить по стране с одним и тем же отработанным, пусть и хорошим выступлением. Им приходилось писать новые шутки постоянно, отыскивая новые темы и проблемы. Лучше всего с таким поворотом событий справились в США, там жанр стедап-комедии быстро стал популярным, и количество камеди-клубов росло чуть ли не в геометрической прогрессии. Стендапом занимались практически все, кто умел говорить, и он стал основным направлением в юморе прошлого века.
Комики всего мира и по сей день выступают в той манере, которая была заложена в США в 70-х. Многие голливудские звезды начинали свою карьеру на подмостках стендап-клубов. Например, Эдди Мёрфи и Робин Уильямс положили начало так называемому новому поколению комиков.
Сегодня настолько популярен стендап, что такое значение иностранного слова известно в России каждому. Этот жанр появился в нашей стране совсем недавно, поэтому монополию в стендап-индустрии уже в течение многих лет уверено держит канал ТНТ. Изначально задуманный как юмористический канал, он держит планку, выпуская все новые и новые шоу. Началом всего был, конечно же, «Камеди-клаб», который набрал свою популярность и сделал из обычного учителя известного комика Павла Волю, а из выпускника Государственного университета управления с дипломом по специальности «управление персоналом» метра юмора Гарика Харламова. Не стоит забывать и про других, например, про ныне самого желанного жениха Тимура Батрутдинова. ТНТ дал дорогу в жизнь почти всем популярным на телевидении юмористам, и вышли они не только из «Камеди Клаба», но и из его многочисленных «дочек»: ComedyWoman, «Смеха без правил», «Убойной лиги» и Comedy-Баттла. На сегодняшний день канал решился на запуск проекта под простым, но говорящим названием StandUp («Стендап»). Что это такое, вы сможете понять, только посмотрев.
Основы стендапа или с чего начать новичкам
Stand-up comedy, стендап или стэндап — это форма юмористического выступления, которая характеризуется минималистичностью. Стендапер взаимодействует только с аудиторией, поэтому в его выступлении не должно быть ничего лишнего. Дух внутренней свободы — это одна из важных характеристик стендапа, а значит, вам нужно научиться говорить честно с аудиторий и при этом шутить над актуальными проблемами.
В жанре Stand-up не должно быть ничего наигранного. О чем я говорю? О закадровом смехе, о фразе «Мотор» и тысячах дублях, о правилах и длительности шуток, которые должны вписываться расписание: телепередача/реклама. Все это убивает настоящее взаимодействие с аудиторией. Вспомните первый состав «Камеди Клаб» и их выступления и сравните с шоу, которое есть сейчас. Искренность и свобода — это то, что нужно сейчас людям и то, что они ждут от стендап-комиков.
В Америке на живые выступления комиков приходят тысячи людей, а в каждом большом городе уже открыт комедийный клуб. Стендап постепенно вливается в страны бывшего СССР, поэтому у вас есть возможность стать первым и даже лучшем стендапером в своем городе.
Если изучить выступления знаменитых стендап-комиков, то можно прийти к следующей схеме:
- Одна тема, включающая несколько подтем.
- Выступление сопровождается движениями, шутками, даже небольшими отступлениями от тем.
- Переход между подтемами осуществляется постепенно, посредством шутки.
- Оптимальная концентрация шуток 4-6 в минуту.
Очень важно правильно выбрать тему для стендапа. Так как вы будете взаимодействовать с живой аудиторией, тема должна быть жизненной и актуальной
Основы стендапа и темы для шуток
Я решил сделать небольшую подборку тем для стендапа:
- Бытовые ситуации.
- Религия.
- Политика.
- Отношения между мужчиной и женщиной.
- Работа.
Помните, что публика готова выслушать проблемы, ваши наблюдения и случаи из жизни. Аудитория должна узнать себя в ваших шутках и только тогда вы сможете добиться хорошего результата. А результат у юмористов измеряется смехом и реакцией аудиторией на выступление.
Дилан Моран
Единственный западный комик, которого я знаю лично — Дилан Моран. В апреле 2012 года Моран давал концерты в Питере, и благодаря организаторам мне удалось лично с ним пообщаться. Он произвел на меня очень сильное впечатление. Это человек, который постоянно думает о других людях. Когда я задавал ему вопрос, он слушал меня так внимательно, как не слушают даже друзья. В Россию он приехал потому, что ему интересна наша страна. Он хорошо знает русскую классическую литературу и хотел понять, что с Россией происходит сегодня. Например, за обедом — там были я, Дилан Моран и еще человек десять, русские профессионалы, которые пишут юмор, — Моран спрашивал, что беспокоит официантку, которая только что принесла кофе. Что ее веселит, чем она живет, какая она вообще? К сожалению, никто из нас не смог ответить на этот вопрос. Максимум, что мы знаем — какой телеканал она смотрит и какие вещи может купить этот телеканал.
Итак, Дилан Моран, удивительный и прекрасный человек. Который, по-моему, страдает от того, что люди относятся друг к другу не так, как следовало бы. И люди явно хуже, чем могли бы быть. Мне кажется, что это заставляет его заниматься стендапом. И в какой еще форме он мог бы обо всем этом сказать?
Питерский концерт Морана есть у нас на сайте с русскими субтитрами. Там не очень хорошее качество видео, но звук в порядке. Там много шуток про Россию и про русских, и вообще — это уникальный материал, посмотрев который, можно понять, как делают стендап большие мастера.
На Морана сильно повлияла английская традиция сюрреалистического, абсурдного юмора. Для некоторых комиков это основной прием, который позволяет выпустить из себя сотни образов, фантазий и идей, которые копошатся в голове и не могут найти выхода. Сложно подобрать короткий отрывок, в котором можно было бы это продемонстрировать: суть такой комедии в том, что зритель погружается в мир фантазий комика. Поэтому могу только посоветовать посмотреть, например, Эдди Иззарда, это вообще один из самых известных комиков в мире, который, к тому же, следующим летом будет давать концерты в Москве и Петербурге.
История
Греческие корни
Ораторское искусство с вкраплениями комедии берет своё начало от греческой Паррезии (400 гг. до н. э.). Ораторское искусство использовали последователи кинизма и эпикуреизма для того, чтобы рассказывать о реальности без цензуры.
Европейские варьете
Увеселительные заведения, где стали показывать «малые» формы развлечения, появились в Европе в начале XVIII века. В 1720 году в Париже был открыт театр «Варьете», в котором показывались разные музыкальные сценки и фарсы. Название «варьете» стало нарицательным, и эта форма развлечения с некоторыми изменениями вскоре распространилась по всей Европе и США: в Англии варьете показывали в мюзик-холле, во Франции — в кафе-шантанах, в США — в водевиле и бурлеске. Комедия была одним из видов развлечения при варьете: помимо комиков там выступали певцы, танцоры и другие артисты.
Великобритания
В Великобритании в XVIII—XIX веках «малую» форму комедии показывали в варьете при мюзик-холле. Выступления комиков подвергались канцелярией лорда великого камергера Англии, однако Закон о театрах 1968 года полностью упразднил театральную цензуру. В послевоенный период мюзик-холлы приходят в упадок на фоне развития телевидения и радио. К 1970-м годам мюзик-холлы фактически перестали существовать.
Новым местом для комедии стали клубы для рабочих, где помимо комедии выступали певцы и другие артисты. Самые популярные комики из клубов вскоре вышли на ТВ с варьете-шоу, которые снимали в самих клубах. С 70-х гг. в Великобритании начинает преобладать американский стиль стендапа: в 1979 году в Лондоне был открыт комедийный клуб Comedy Store, названный в честь американского клуба, и всё большее число комиков попадает под влияние американских стендап-комиков.
США
Варьете в США показывали в водевиле. Многие называют Марка Твена стендап-комиком, хотя во времена Твена стендапа не существовало как такового, и была только водевильная комедия. Твен был «предвестником» стендапа: его публичные выступления были похожи на выступления современных стендап-комиков, хотя профессиональные комики из водевиля считали стиль выступления Твена маргинальным.
К 30-м гг. XX века, на фоне популярности кинематографа, ТВ и радио, водевиль был фактически мёртв. Заведения либо закрывались, либо превращались в кинотеатры. Бывшие артисты водевиля уходили в кино, на ТВ и радио, или прекращали творчество. Комики из водевиля появляются в ночных клубах, которые контролировались мафией, и к 40-м гг. появляется термин «стендап-комедия». Приставка «stand-up» у мафии означала то, что это «проверенный», «верный» или «надёжный» человек: «stand-up fighter» — «верный боец», «stand-up guy» — «надёжный человек» и «stand-up comic» — «надёжный комик», который работает в клубе и не говорит ничего лишнего. Впоследствии название потеряло свой изначальный смысл и стало означать просто комика на сцене. Малая форма комедии начинает выделяться в отдельное искусство и появляется отдельная комедийная сцена под названием «стендап», которая к 50-м гг., после начала правительственной борьбы с организованной преступностью, окончательно выходит из под контроля мафии и становится независимой.
В послевоенное время[уточнить] произошёл «бум» стендап-комедии. По всей Америке строились новые клубы. К 1970 году стендап-комедия в США стала основной формой юмористического выступления на сцене.
В Викисловаре есть статья «стендап»
У истоков американского стендапа стоят такие люди, как Ленни Брюс, Ричард Прайор, Джордж Карлин, Билл Косби, Вуди Аллен. Являясь «первопроходцами» жанра, они испытали немало трудностей, связанных с правом выступать с определённым материалом. В частности, Ленни Брюс неоднократно подвергался арестам за непристойность своих выступлений. Джордж Карлин с его комедийным номером «Семь ругательств» попал под судебное разбирательство в Верховном суде США. Впоследствии их влияние развило стендап, и появилось новое поколение стендап-комиков: Эдди Мёрфи, Билл Хикс и др.
- Россия
Описание процесса
- Вся команда собирается вокруг доски. Если команда распределенная и доска электронная, то все открывают и созваниваются.
- Желательно назначить того, кто будет ведущим. Это может быть кто-то из команды или любой другой человек, кто умеет проводить открытые обсуждения.
- Идем по колонкам справа налево и по задачам сверху вниз. Суть в том, что самая правая колонка означает завершение работы, поэтому задачи, которые стоят ближе всех к завершению, имеют высокую ценность. Чем быстрее мы переведем задачу в самую правую колонку, тем меньше будет Lead Time.
- В нашем примере самая правая User Story 754. Ведущий спрашивает: «Что мешает нам переместить задачу 754 в колонку Deployed?». Несколько человек могут сказать причину и объяснить, что мы ждем подтверждения от руководителя компании. В этом случае задача явно помечается стикером или комментарием, что она заблокирована по причине такой-то.
- Следующая User Story 75. Ведущий задает тот же вопрос. Например, один из членов команды, кто отвечает за тестирование на Pre-Production среде, говорит, что берет эту задачу себе в работу. Он берет карточку с задачей и «тянет» ее в колонку Test on Pre-Production System. На этой задаче отмечаем, кто взял ее в работу стикером.
- Дальше идем по всем задачам, которые есть на доске, пока ресурсы команды не закончатся. Каждый возьмет себе задачи в работу, чтобы на следующем стендапе перенести задачи в следующие колонки или рассказать, что блокирует работу.
- Что мешает движению задачи?
- Как задача двигается по потоку?
- Что можно улучшить?
Список тем для стендапа
Четко ограниченного списка тем для стендапа нет. По крайней мере, их нет в прямом доступе, так как это интеллектуальная собственность, и вам никто не будет писать и преподносить на блюдце с голубой каемочкой.
Но если вдруг вы заинтересовались этой темой, у меня для вас припасено несколько советов, откуда брать список тем для стендапа.
Начните с жизненного опыта. Как говорят матерые стендаперы, наша жизнь не состоит только из цветочков и пряничков. В ней есть то, из чего можно сделать шутку
Итак, первое, на что вы обращаете внимание, это на жизненные неприятности, из которых можно выйти с улыбкой. Даже в оскорблении и агрессии вы можете найти что-то шуточное
Но не переборщите, на агрессию тоже нужно правильно реагировать.
На какие темы можно писать шутки? Да на всякие:
- отношения в семье;
- проказы детей;
- взаимоотношения с бывшими;
- конфликты на работе;
- женская зависть;
- мужская свобода;
- нехватка финансов;
- политика – это, вообще, беспроигрышный вариант шуток (но нужно аккуратно).
Руслан Белый: «Наша страна еще не готова к самоиронии»
Один из главных стендап-комиков в стране ответил на вопросы «Петербургского дневника» о своем шоу, открытом микрофоне и отдыхе.
Фото: Предоставлено телеканалом ТНТ
— Когда переходили с площадки Comedy Club и запускали шоу Stand Up — нервничали? Мол, вдруг не получится, а обратно уже не вернуться?
— Да не было такого, что кто-то куда-то переходил. Когда запустился Stand Up, я еще года два выступал в Камеди. Потом ушел, так как не было уже возможности совмещать. Мы больше нервничали, что проект не вызовет у людей отклика.
— Stand Up на ТНТ в эфире уже несколько лет. Комиков стало гораздо больше. Им сейчас не тесно? Всем хватает времени?
— Комикам никогда не будет тесно. Наоборот, чем больше комиков, тем лучше для творчества. Не надо уже гнаться за количеством материала, а наоборот, можно сконцентрироваться на качестве.
— Как относятся «старенькие» комики, которые начинали первый сезон, к новичкам?
— Да отлично. В комедии не может быть конкуренции. У шуток нет лимита, они никогда не закончатся.
— Вы действительно работаете с молодыми комиками в шоу «Открытый микрофон» или все пускаете на самотек?
— По большому счету, ты не можешь сильно помочь комику с его материалом. Комедия очень индивидуальная вещь. И только сам комик творец своего счастья.
— Как вы оцениваете проект «Комик в городе»? Все удалось сделать? Решитесь когда-нибудь на что-то подобное?
— Да нормальный проект. Все свои задачи в нем я выполнил процентов на 70-80. Но второй сезон пока решили не делать, так как это очень, очень ресурсозатратно. Да и, по-моему мнению, наша страна и люди пока не готовы к самоиронии на том уровне, как это готов преподносить комик.
Фото: Предоставлено телеканалом ТНТ
— Как сейчас оценить состояние стендапа в России по пятибалльной шкале. Со стороны кажется, что происходит какой-то бум.
— По шкале поставил бы 3+. У нас все очень хорошо со стендапом, потенциал огромен. За стендапом будущее российской комедии.
— Вы не устаете от шуток?
— Иногда устаю. Проблема в том, что комики не умеют отдыхать. Ты даже на отдыхе придумываешь шутки. А это плохо. Надо отстраняться. Но как, непонятно.
— Говорят, что большинство комиков, в силу специфики своей профессии, люди закрытые и хмурые. Вы о себе такое можете сказать?
— Я думаю, что я еще такой и в силу характера. Но, конечно, профессия накладывает свой отпечаток. Дело в том, что основной принцип комедии – во всем сомневаться. А это не самое лучезарное качество.
— Вы как-то переключаетесь с работы? Или от юмора не нужно отдыхать?
— Да. Сейчас занимаюсь сёрфом.
— Есть какие-то вещи, о которых вы никогда не будете шутить?
— Грубо говоря, нет. Но для каждой шутки существует свое время.
— Какой известный комик повлиял на вас больше всего?
— Их было несколько. Один из моих любимых Джордж Карлин.
— Кстати, а что вы почувствовали, когда узнали, что Луи Си Кей оказался замешан в скандале с харрасментом? Жаль, что он сейчас не выступает?
— Он находится в другой стране, в другой парадигме. У нас этот вопрос выглядит по-другому. Он один из самых талантливых комиков, и он, безусловно, должен выступать.
— Стендап в России уже стал событием? Рэперы будут выступать в «Новогоднем огоньке»? А комики когда-нибудь будут?
— Когда уровень самоиронии людей подберётся к уровню самоиронии комиков. Либо на кабельных каналах.
— В апреле 2019 года у вас запланирован концерт в Санкт-Петербурге? Можно ли сказать, что питерский зритель особенный? Есть ли какие-то особенности юмора?
— Питер — один из самых лояльных к стендапу городов. Всегда невероятно легко и приятно здесь выступать. Для меня выступление в Питере — отличная возможность получить кайф на сцене во время концерта. (Stand Up, каждое воскресенье в 22.00 на ТНТ)
Что такое Стендап
Стендап — это общее название комедийных выступлений, где ведущий находится непосредственно перед аудиторией. Отсюда и пошло его название: “комик стендап” переводится с английского, как “стоячий комик”, что отражает формат шоу.
В чем заключается суть Стендапа?
Одним из ключевых моментов этого жанра является непосредственный контакт между зрителем и ведущим. Хотя формально выступление это монолог, иногда можно наблюдать своеобразный разговор ведущего со зрителями. Он обращается к залу, а тот отвечает ему смехом, но это требует высокого мастерства исполнителя. Со сцены в основном зачитывается набор шуток, связанных тематически, иногда используется музыка и реквизит. Главное не давать публике расслабляться и держать ее в напряжении.
Стендап. Тематика.
Тематика выступлений разнообразна, но доминирует жанр социального юмора. Визитная карточка стендапа — высмеивание рутинных моментов нашей жизни, комики помогают найти нам забавное, в том, с чем мы сталкиваемся каждый день.
Стендап очень популярен в США, но его корни ведут нас в далекое прошлое. Греки, еще задолго до нашей эры, выступали перед публикой в жанре “смелых высказываний”.
Стоит отметить, что большинство известных актеров комедийного жанра начинали свой путь именно как стендап комики. В каждой стране есть свои звезды стендапа, они занимают важную и большую нишу в развлекательном медийном пространстве.
Сейчас жанр продолжает развиваться. Если у вас есть талант, то вы можете продемонстрировать свои навыки стендапа на тематических вечерах в клубах, барах или просто перед друзьями. Так начинали многие великие комики.
Идеальный стендап
Ежедневные стендапы станут эффективным инструментом команды, если придерживаться при их проведении нескольких правил.
1. Ограничить время
Обычно на стендап отводится 15 минут, это тот случай, когда быстрый равно эффективный
Команде важно обсудить все обновления и выявить факторы, которые блокируют выполнение задач. Подробности можно будет потом обсудить лично, в чате или назначить отдельную встречу
Лучше всего стендап работает, когда становится частью рутины. В идеале его нужно проводить по фиксированному расписанию. Опоздавших не ждем: 15 минут есть 15 минут, и опыт показывает, что такой подход быстро дисциплинирует.
2. Определить цель
Важно, чтобы все понимали зачем и для чего собрались и были готовы к обсуждению темы. В конце каждого стендапа должна быть достигнута его цель: расставить приоритеты задач, принять решение и назначить следующие шаги, синхронизировать команду и тд
Это помогает исключить любые несвязанные темы и рационально использовать время.
3. Дать высказаться всем
Во время стендапа никто не доминирует и не отсиживается в углу с ноутбуком
Каждый участник коротко делится важной информацией, затем может следовать небольшое обсуждение. Главное — не выпадать из ритма встречи
За таймингом следит ведущий стендапа (обычно скрам-мастер).
4. Придерживаться структуры
Неформальный характер встречи не значит неорганизованный
За соблюдением структуры также следит модератор: важно не уходить в сторону, не закапываться в детальное обсуждение и ничего не пропустить
Структура зависит от подхода (Scrum или Канбан) и характера проекта. Это может быть обсуждение: что сделано со времени последней встречи; кто над чем сейчас работает; блокаторы и трудности. А можно идти по задачам (проектам), в этом случае члены команды делятся обновлениями по задачам, в которых они участвуют.
Стендап позволяет за 15 минут, — время, которое тратится на утреннюю чашку кофе, — обсудить актуальные задачи, выявить блокеры, задерживающие их выполнение, в целом синхронизироваться по работе над проектом/сервисом.
Попробуйте провести в формате стендапа вашу следующую статусную встречу — даже если не все с первого раза пройдет гладко, встряхнете рутину и получите ценный опыт.
Чтобы отработать проведение встреч под руководством опытного Agile-коуча и фасилитатора, приходите на тренинг Advanced Scrum Master & Agile Coach.
Тим Минчин
Закончить хотелось бы комиком, который успешно соединяет самые разные жанры стендапа. Это молодой австралиец, Тим Минчин, который даже не называет себя стендап-комиком. Он говорит, что просто сочиняет песни, и иногда они оказываются смешными. Начинал он в какой-то рок-группе, но во второй половине нулевых стал популярен как стендап-комик. Он выпустил уже три полнометражных концерта, гастролировал с симфоническим оркестром и озвучил мультфильм «Lost Thing», который получил Оскара в 2011 году.
Половина творчества Минчина — это «песни про себя». Он женат на первой своей девушке, с которой познакомился в 17 лет, он делает то, что ему нравится, и с большим презрением относится к традиционному шоу-бизнесу. У него, например, есть совершенно убийственные песни про критиков, владельцев сайтов про стендап и прочих неприятных типов. Эта часть его творчества очень рефлексивна, его стендап всегда о том, кто я такой, что я делаю в этом мире, что мне следует делать и так далее.
Вторая половина творчества — песни, в которых Минчин выступает за, так сказать, светский гуманизм. За эволюцию, атеизм, гуманизм, этику, которую диктует разум. У него очень остроумные песни про гомеопатов, креационистов, хиропрактиков, родноверов и прочих. Он очень четко подмечает штампы, и критика иррационального поведения у него получается очень точной и смешной.
Так как моя основная идея в том, что стендап — это личное творчество, в котором самое важное — человек, который делает стендап, я включу песню из, условно говоря, первой половины творчества Минчина, песню автобиографическую. Здесь нужно сделать скидку на то, что это искусство, но все равно получается довольно личный текст
Я абсолютно убежден, что за стендапом — будущее. Только этот жанр позволяет расти необычным, неформатным талантам. Только в этом жанре может быть создан юмор, смешной для маленьких социальных групп. И стендапу сейчас очень важна поддержка зрителей, потому что мало кто вообще знает, что есть такая форма искусства. Cмотрите западных комиков — их переведено уже более 70. Весь список со ссылками на все переведенные материалы — http://standup-sreda.ru/rating. Когда вы заходите на страницу комика, внизу вы видите теги, по ним можно найти похожих комиков. Ходите на живые вечеринки в вашем городе — афиша всех мероприятий есть у нас. Наши ребята, может быть, еще не стали гуру стендапа, но они очень стараются и, например, за прошедшие два года выросли очень сильно. Ну и вообще, присоединяйтесь к «Стендап среде» — будет интересно.