Стяг (знамя)

История русских стягов

«Стяг» — древнерусское производное от сътягати «стягивать». Стяг буквально — «то, что стягивает» (ср. диал. стяг

Стяг Всемилостивого Спаса.

«жердь, которой стягивается сено на возу».) .

Позднее на стягах начали крепить большие куски тканей яркого цвета в форме клина. На верхний конец стяга устанавливали металлический острожок. На ткани нашивалось изображение Животворящего Креста, под острожок подвязывалась чёлка, окрашенная яркой краской.

Концы стягов, кроме клиновидной формы, могли иметь два или три хвоста, которые назывались косицы, откосы, клинцы или яловцы.

Во время походов стяг снимали с древка и перевозили в обозе вместе с оружием и доспехами. Княжеская дружина охраняла стяг. Стяги надевались на древко только перед сражением. В древности стяг мог быть громадного размера и его установка требовала значительного времени. В летописях иногда встречается выражение «не поставиши стяга», что могло означать «внезапная атака противника», «быть застигнутым врасплох». Выражение «поставить стяг» означало объявить войну.

Во время битвы стяг, как правило, устанавливали в центре войска, на возвышенности. Падение стяга вызывало замешательство в войске, поэтому на охрану стяга устанавливались особые воины — стяговники. Враг, напротив, бросал на стяг основные свои силы. Под стягами происходили самые жаркие схватки. Летописи при описании битвы, следят за стягом: косицы стяга «простираются яко облацы» означало успешный ход битвы; поражение описывалось как «стяг подсекоша».

После появления войск, состоявших из полков нескольких удельных княжеств, размеры стягов уменьшились. Охранять стяги вместо дружинников начали дворяне. Под стягами проводились церковные службы, принималась присяга, заключались договоры.

Стяг (знамя)
Знамя времён царствования Алексея Михайловича

В конце XIV века на русских стягах начали изображать лик Спасителя. Стяги с изображением Спасителя начали называть знамением. В XVI веке слова знамение и стяг встречаются одинаково часто. В конце XVI века слово стяг встречается всё реже, а в начале XVII века выходит из употребления.

В XVI веке на стягах кроме изображения Спасителя также вышивалось изображение Богородицы и Георгия Победоносца. На белом стяге Великого князя Василия Ивановича был изображён Иисус Навин, останавливающий солнце.

В царствование Ивана Васильевича в каждом полку было большое Царское знамя, в каждой сотне было своё знамя — клиновидное, одного вида с полковым знаменем, но меньшего размера из-за чего они назывались меньшими знамёнами. На знамёнах вышивали золотом, серебром и шелком, писали яркими красками иконным письмом.

Сведений о знамёнах во время царствования Фёдора Ивановича почти не сохранилось.

В войске Бориса Фёдоровича использовались огромные знамёна древнего типа. Они были такими большими, что их не мог удержать один человек. На службу к знамени назначалось два или три человека. Знамёна освещались патриархом по чину освящения Святых икон.

При Михаиле Фёдоровиче появились первые отступления от древних образцов. На ротных знамёнах иноземных полков появляются изображения орла, грифа, льва, змеи, химеры, а также надписи и девизы на латыни. Полковые знамёна — с царским двуглавым орлом в знак того, что полк служит русскому государю. В 1614 году Войску Донскому было пожертвовано знамя с двуглавым орлом.

Во второе десятилетие правления Алексея Михайловича знамёна с «житейским письмом» (то есть не со святыми ликами) появляются всё чаще. Но такие знамёна выдаются на время — основные знамёна остаются «христианскими знамениями». На ротных знамёнах изображается крест, на полковых — Спаситель, Богородица или лики угодников. Ветхие знамёна поступают в Оружейную палату, где изготовляется новое знамя. Знамя делается по образцу старого, но со временем всё чаще встречается «житейское письмо» и латинские надписи.

В 1700 году Пётр I утвердил образец войскового знамени. К 1704 году знамён старого образца не осталось.

Древко знамени

А при чем тут знамя? Да просто жердь (в смысле стяг) такая штука хорошая, что если ее поднять вверх, то будет видно всем. А если к ней привязать еще и кусок яркой ткани, то и вообще его видно издалека. Наибольшее применение такой стяг, выражаясь научным языком, нашел в идентификации войсковых соединений в сражениях Средневековья.

Стяги того времени мало напоминали современные знамена. Сначала это был просто кусок яркой ткани. Так как под одним стягом собирались, как правило, воины из одной местности, то появилась система распознавания стягов. У каждого воинства были свои цвета, изображения и узоры на ткани. В основном стяги-флаги были треугольной формы, но встречались и другие. Кроме того, к стягу могли крепиться разные «привязки»: косицы, откосы, клинцы или яловицы. Видимо, они имели какой-то дополнительный смысл. Отличались стяги и по размеру. Главным принципом тут был размер воинства. Могущественному князю по статусу полагался многометровый стяг, который подчас сразу и не развернешь.

Стяг (знамя)

В летописях встречаются фразеологизмы, уже вышедшие из употребления. Например, выражением «не поставивши стяг» на древнерусском языке можно назвать нападение фашисткой Германии на Советский Союз в 1941-м. Если бы война началась с официального уведомления, то летописец бы написал: «Подняла стяг Германия на Союз…». «Вражий стяг подсекоша» — это то же самое, что «победить», а «стояти под стягом» — «быть в армии, на поле битвы».

Изготовление знамён

Знамёна полковые, воеводские и сотенные изготавливались в казне, а остальные — в войсках.

Знамёна изготавливались (строились) перед боевыми действиями, когда уже был известен состав войск, или в запас, для будущих походов. Знамёна строились в мастерских Оружейного приказа, под ведением Боярина и оружничего. Иногда знамёна кроили в казённом дворе, а для окончательной отделки передавались Оружейному приказу.

Знамёна строили по именному указу царя, который передавался боярину и оружейничему (иногда воеводе для которого строилось знамя).

Сшитые знамёна растягивали на рамах под присмотром иконописцев. Рамы размещали в иконной палате, свободных мастерских оружейной палаты. Из-за недостатка помещений знамёна иногда расписывали в старом Государевом дворе, в пустых хоромах Никиты Ивановича Романова, известен даже случай, когда мастер расписывал знамя у себя дома.

Расписывали знамёна жалованные и кормовые иконописцы, живописцы и их ученики Оружейного приказа. Надписи и слова наносили знаменщики и словописцы. Красочные тёрщики растирали краски. Золочение деталей производили в серебряной палате. Паникадильных дел мастера изготавливали медные кресты, гротики (навершия), подтоки. Железный знаменный прибор делали кузнецы, ствольного и замочного дела мастера, сабельные придельщики. Плотники и станочники Оружейного приказа делали древки, травщики и иконописцы расписывали древки, резчики вырезали яблоки. Чехлы присылали из казённого двора, иногда их делали портные и шатёрники Оружейного приказа.

Готовые знамёна осматривал царь. Некоторые знамёна переделывались.

Знамёна сотенные стрелецкие и ротные полков Иноземного порядка изготавливали в соответствующих приказах. Также в Оружейном приказе строились пушкарские знамёна, значки и прапоры Государевы и сотенных голов Государева полка.

Древние вилы

Речевая память нас не подводит, подсказывая, что стяг как-то связан со стягиванием. Правда, нынешнее «флаговое» значение заставляет сомневаться. И зря. Древнерусский глагол, звучавший как «сотягати», и к нынешнему времени практически не изменился — «стягивать». Следовательно, согласно русскому словообразованию, стяг — это тот, кто стягивает, либо то, чем стягивает, либо то, что имеет какое-то отношение к процессу стягивания.

Стяг (знамя)

Действительно, в ряде диалектов русского языка, особенно в сельской местности, так кое-где называют до сих пор вилы или грабли. Согласно исследованиям языковедов-этимологов, так в древней Руси называлась жердь с крюком на конце, предназначенная для стягивания сена в стога или, наоборот, разворошения.

Сотенные знамёна

Сотенные знамёна — третий разряд полковых знамён в русской армии XVII века. Армия состояла из двух частей: регулярной и временной. Временные войска делились на сотни. Соответственно сотенные знамёна делились на два вида: Сотенные знамёна Государева полка (регулярные части) и просто Сотенные знамёна (временные войска).

Сотенные знамёна изготовлялись из камки или тафты.

Сотенные знамёна Государева полка в первые годы царствования Михаила Фёдоровича изготовлялись из шёлка или хлопчато-бумажных тканей. Со временем установился стандарт на размеры сотенных знамён: ширина 2 аршин, длина 2 аршина и 4 вершка, кайма 3 или 4 вершка.

Сотенные знамёна полков бояр и воевод изготовлялись разных размеров. Кресты, звёзды, косицы и т. д. назывались признаками. Знамёна всегда опушалось каймой. Чехлы суконные и холстинные.

С 1637 года сотенные знамёна становятся стандартными. Со временем прекращается использование хлопчато-бумажных тканей.

После отмены сотен войска были разделены на роты. Ротные знамёна возили хорунжие.

Знамёна полков иноземного строя

Ротное знамя 9-й роты солдатского полка. XVII век

Каждая рота имела своё знамя. Первые знамёна изготовлялись из шёлковых тканей. Размеры и вид знамени определял ротмистр по своему желанию.

Олеарий описывает встречу Турского посланника в Москве. У встречавших посланника войск было шесть знамён. Одно из белого атласа, в лавровом венке написан двуглавый орёл под тремя коронами с надписью Virtute Supero. Три знамени голубых с белым: на одном изображён гриф, на другом улитка, на третьем рука с мечом. Одно знамя из красной камки, на нём написана голова Януса. Одно красное знамя без изображений.

Стрелецкие знамёна

В первые годы царствования Михаила Фёдоровича стрелецким приказам выдавали знамёна двух типов: сотенные знамёна и знамёна голов.

Стрелецкие знамёна изготавливались в форме прямоугольника длиной от 3 до 4 аршин и шириной от 2 до 3 аршин. В середине полотнища вшивался крест, разбивавший поле знамени на 4 равные части. В левой верхней четверти вшивался 8-ми конечный крест. В остальных четвертях вшивались признаки — то есть звёзды, кружки, косицы и т. д.

Средняя часть знамени могла изготавливаться из равносторонних четырёхугольников разного цвета. Такое знамя называлось шахматным. Иногда знамя сшивалось из треугольников разных цветов — такое знамя называлось клинчатым. Стрелецкие знамёна всегда опушались каймой.

Знамёна голов шили из шёлковых тканей, признаки на них писали золотом и серебром. Сотенные знамёна шили из киндяка, миткаля, холста, кумача, в редких случаях из тафты и других шёлковых тканей.

В царствование Алексея Михайловича использование шёлковых тканей становится более частым. В это же время появляются знамёна пятисотенные. Пятисотенные знамёна выдаются полуголовам и изготавливаются из шёлка. Знамёна голов увеличиваются в размерах — иногда до 8 аршин в длину и 6 в ширину. С 1669 года на знамёнах голов появляются священные изображения. Знамёна сотенные московских приказов изготовлялись по образцу: в середине крест, деливший знамя на 4 равные части, в левой верхней четверти размещался 8-ми конечный крест на подножии, вокруг него звёзды, число которых соответствовало номеру сотни.

После отмены сотен и введения стрелецких полков изменили своё название и знамёна. Знамёна голов стали называться полковничьими, знамёна пятисотенные — полуполковничьи, сотенные знамёна — братские. Знамёна изготавливались из камки. Всё чаще появляются священные изображения, писанные золотом и серебром.

Древки знамён крашенные, мешочки для крепления знамени к древку — из красной ткани. Навершья железные, втоки железные и медные.

В начале XVIII века стрелецкие знамёна остаются старого образца. На братских знамёнах появляются священные изображения, на знамёнах городовых стрельцов появляются гербы городов, в которых размещались полки.