Философский смысл понятия «созерцание»
В философском смысле созерцание мира имеет много значений, которые иногда даже противоречат друг другу.
- Зрительное созерцание, имеющее специальное значение.
- Созерцание как общее восприятие мира.
- Нерациональное, непонятийное восприятие действительности.
Но есть и другая группа значений, в которой созерцание – это нечто непосредственное, не имеющее отношение к чувствам. Здесь созерцание предполагает восприятие мира нечувственными значениями, ценностями и прочим. К этой группе относится следующее:
- Созерцание как анализ значений математического или логического характера.
- Внутренний процесс непосредственного образования идей, то есть созерцание в духе Платона.
- Созерцание в кантовском смысле, как нравственное осознание норм и этических принципов.
- Созерцание как восприятие совершенного, самого Бога – интеллектуальная форма созерцания в стиле немецкого идеализма.
После Канта
После Канта понятие созерцание активно использовал Гёте, под которым понимал «уважительное наблюдение» природы, когда происходит взаимопроникновение сознания и феномена. На первом этапе созерцания в сознании формируются контуры образов (гештальты), на втором — собственно образы (нем. bild), а на третьем — мы постигаем значение образов.
Гегель определял созерцание как «непосредственное представление»
В марксизме созерцание является синонимом пассивного восприятия предметов:
«Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). |
В феноменологии Гуссерля созерцание воспринимается как интенциональность, то есть направленность на предмет.
Дзен-практика
Дзен-практику созерцания называют хваду. Буквально этот термин означает «голова речи». В данном случае «голова» — это вершина, на которой исчерпываются мысли и речь. Следовательно, созерцание – это приведение человека в состояние спокойствия и ясности ума, в котором утихает отвлекающая и омрачающая восприятие болтовня. В дзен основным фактором созерцания является поддержание постоянного чувства вопрошания.
Приступив к занятиям, старайтесь всегда поддерживать вопрошание: «Что видишь? Что слышишь?» И прежде чем потускнеет начальный интерес, нужно задать новый вопрос. Таким образом процесс вопрошания не будет прерываться, новый вопрос будет налагаться на предыдущий, и так постоянно. Кроме того, мы должны достичь того, чтобы наложение было регулярным и гладким, но совсем нет необходимости просто автоматически повторять вопрос. Это не мантра. Говорить себе круглосуточно «Что это такое?» бесполезно. Главная задача не в том, чтобы просто повторять слова, а в поддержании чувства вопрошания. Как только этот процесс будет налажен, ум станет спокойным.
Практика созерцания
Созерцать — значит познавать мир и его красоту без слов. Человек, который постоянно практикует это учение, не становится более интеллектуально развитым или профессионально пригодным. Тем не менее, умение созерцать способно сделать человека более спокойным, научить его правильно применять те знания, которые он уже имеет. Духовные практики – это прямой путь к развитию и продвижению человека к тому, что называют духом. Практикуя созерцание, искатель ищет прямой путь, чтобы избавиться от эмоций прошлого и тревог о будущем.
Невозможно созерцать мир, не активизируя внутренний диалог, а для этого требуется достаточно много времени. Созерцание прекрасного — это направление внимания не только на внешние, но и на внутренние объекты. Это мастерство, которое доступно для освоения только узкому кругу лиц. Поэтому не следует ожидать, что у вас получится быстро освоить эту практику — она никому не дается сразу. Лишь регулярно занимаясь, можно освободиться от власти навязчивых мыслей и идей и достичь внутреннего равновесия и тишины.
Фазы созерцания
Фазы созерцания или медитации можно грубо определить по индивидуальной способности тренирующегося расширять зону, на которую фокусируется его умственный свет, чтобы при этом ни на йоту не терялась ясность ума. Созерцание или медитация включает в свою сферу такие общие понятия, как любовь, жертвоприношение, услуга и одолжение, красота, верность и преданность, течение жизни, движение материи, а в общем-то, все те великие абстракции, которые описаны как истинные реальности.
Когда наш разум научится благотворно задерживаться на этих великих вещах и будет натренирован настолько, что сможет отключаться от всех отвлекающих внимание обстоятельств, то созерцание станет тем методом, посредством которого поддерживается ясность и устойчивость ума, его гармоничный контакт с жизнью, что даёт благословение истинному духовному счастью при любых внешних обстоятельствах. Спокойствие и сдержанность ума — это великое дело в мире мелочей и суеты, в мире нервного напряжения
Оно позволяет держать в узде свою силу, свои способности и использовать их, когда наступит для этого время, в сжатой форме, в единственном направлении с тем, чтобы человек мог стать великим в глазах его собратьев
Спокойствие и сдержанность ума — это великое дело в мире мелочей и суеты, в мире нервного напряжения. Оно позволяет держать в узде свою силу, свои способности и использовать их, когда наступит для этого время, в сжатой форме, в единственном направлении с тем, чтобы человек мог стать великим в глазах его собратьев.
Этот зрелый, хорошо натренированный ум порождает чувство удовлетворения, которое невозможно оценить, пока оно не возникнет, а располагая здоровым, гармонично функционирующим телом, индивидуум становится властелином самой важной страны в мире — самого себя. Медитация имеет положительный полюс и отрицательный или, иными словами, две крайности в её применении, которых необходимо избегать
Личность, которая, ошибаясь в положительную сторону, теряет «золотую середину», развивает в себе самоуверенную, догматическую натуру и гордится ложным превосходством силы. Если тренирующийся не видит разницы между восприимчивостью и капитуляцией воли, то практика созерцания или медитации происходит у него, с отрицательной направленностью, ибо вместо того, чтобы практиковаться в отработке заданного восприятия, он обнажает себя, оставляет себя незащищенным перед любым внешним фактором — положительным либо отрицательным.
Техника безопасности при практике созерцания
Нет нужды в статье, подобной этой, рассматривать в деталях воздействие обширной или длительной медитации, но в завершение темы желательно предостеречь читателя относительно самогипнотизма и аутоинтоксикации когда наступает исступлённый восторг, и в психической сфере тренирующегося возникают бредовые видения, рождённые в сверхчувствительной плоскости. Нельзя сказать, что этот исступлённый восторг может принести вред сам по себе, но взятый «за самоцель», он останавливает умственное развитие на самой его многообещающей стадии, действуя наподобие резкого ветра, срывающего бутон раньше, чем он успеет распуститься.
Это состояние может быть вызвано разнообразными средствами и являет собой то условие, при котором определённым людям чудятся видения, они слышат голоса «ангелов» и вдохновляются на учреждение сект и вероисповеданий по всему миру.
Необязательно позволять теряться чувству юмора в процессе умственных тренировок, ибо смеяться над каким-либо явлением, значит иметь способность видеть его в перспективе — качество, которого так часто не достаёт в жизни. Прогресс в умственных упражнениях по сосредоточению и практике наблюдения обновляет уравновешенность ума, открывает его скрытые возможности и позволяет ему более правдиво определять ценности.
Конечные фазы практики наблюдения или медитации придают мыслительным процессам такую чистоту и ясность, что мы узнаём и оцениваем предметы интуитивно, чего не могут понять ни логика, ни научная аргументация.
На высшей фазе практики созерцания тренирующийся созерцает реальную часть самого себя, хотя созерцающий и созерцание едины и взаимно отождествляют друг друга.
И так кратко формулирую ответ на вопрос «что такое созерцание?» — это жизненный опыт, это мастерство, не вписывающиеся в рамки каких-либо правил и его трудно объяснить на словах, но в совокупности с физической культурой и контролем дыхания оно представляет собой один из важнейших аспектов всей йоги.
Кантианское понимание
Кант сохраняет и переосмысливает противоположность созерцательного (теоретического) и практического (эмпирического)[источник не указан 2328 дней]. Созерцание уже не результат духовно-интеллектуальной практики, а её предпосылка-априори. Так априорными формами созерцания становятся пространство и время, поскольку они являются предпосылками любого возможного восприятия, ибо каждый предмет уже воспринимается в пространстве и времени. Далее, созерцание противопоставляется логическому мышлению, поскольку до того, как разум начнет сравнивать, классифицировать и анализировать предмет, этот предмет должен быть представлен сознанию как некоторая «дорефлексивная (дорефлективная)» целостность. Эта данность предмета сознанию прежде всякого осмысления и есть созерцание. Способность иметь созерцания Кант в Критике чистого разума называет чувственностью (Sinnlichkeit). Наряду с чистым созерцанием (reine Anschauung) существует и «чувственное (или эмпирическое) созерцание» (Sinnenanschauung или empirischen Anschauung), материей которого служат ощущения.
Для Канта понятия созерцания и представления часто представляются тождественными. Так пространство и время являются как формами созерцания, так и представлениями.
Формы созерцания
Осваивая духовные практики, в частности созерцание, нужно учитывать и форму, так как она тоже имеет значение. Как уже было сказано выше, есть внешняя и внутренняя формы созерцания. Однако любой мастер дзен знает, что понятия «внутри» и «снаружи» имеют чисто дискуссионное значение. При этом внутреннее созерцание требует большей практики и тренировки. Пример такого учения — випассана.
Нужно понимать, что человек — сложное существо, и развития одного внимания будет недостаточно для освоения практики созерцания. Придется менять восприятие и отношение к своей жизни в общем. В первую очередь нужно отказаться от курения, алкогольных напитков, наркотиков, придерживаться здорового питания и образа жизни. Так вы накопите огромное количество энергии, которая необходима для созерцания
Следует уделить внимание и своему психическому состоянию: избавиться от навязчивых мыслей и идей, которые будут мешать разуму правильно воспринимать процесс созерцания
Созерцательная практика подразумевает непосредственно зрительное восприятие предметов, мир в общем или вообще, внутреннее образование форм, в которых проявляется все вещественное и осмысленное.