Что такое соната

Современная соната.

До 1845 были созданы четыре фортепианные сонаты К.М.фон Вебером и по три фортепианные сонаты – Ф.Мендельсоном, Р.Шуманом и Ф.Шопеном; хотя упомянутые композиторы сознательно стремились к продолжению классических традиций, эти сочинения обозначили начало романтической эпохи, когда богатство и оригинальность гармонического и мелодического письма взяли верх над строгой экономией средств и логикой развития в классической сбалансированной форме. Превосходный образец чисто романтической сонаты являет собой фортепианная Соната си минор (1854) Ф.Листа, где все части обычного сонатного цикла объединены в сквозной одночастной композиции. С другой стороны, десять виртуозных сонат И.Брамса (1833–1897) для фортепиано, скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано, кларнета и фортепиано демонстрируют подлинно новаторское претворение классических принципов художником романтической эпохи.

В массе сонат, которые продолжали появляться в позднеромантический период (конец 19 в.), профессиональное, но логически не обоснованное, сугубо формальное владение «школьной» схемой классической сонаты сочетается с типично романтическим и часто национально окрашенным музыкальным содержанием. Важным свидетельством тяготения композиторов-романтиков ко все большему единству сонатного цикла – единству, которое у Бетховена достигалось стилистической и драматургической цельностью концепции, – стало прямое применение принципа монотематизма, проведения одной тематической идеи во всех частях, причем нередко в связи с литературной программой. Монотематизм характерен, например, для сонатных циклов С.Франка (1822–1890), в числе которых популярная соната для скрипки и фортепиано (1886) и симфония ре минор (1888).

И все же классическая концепция сонаты сохраняет свою значимость: почти все крупные композиторы 20 в. обращаются к ней в своих масштабных инструментальных сочинениях. Тенденция к компактности и сжатости (например, в сонатах Прокофьева) нередко приходит на смену романтическому многословию; на традиционные ладово-тональные соотношения оказывают влияние более ранние, доклассические ладовые (модальные) системы (например, в сочинениях П.Хиндемита). Но при этом новые явления не затрагивают основы классической сонаты, и она сохраняет свою актуальность.

Строение сонатного цикла

Основная статья: Сонатная форма

Классический сонатный цикл, начиная со второй половины XVIII века, состоит преимущественно из трёх частей, реже из четырёх:

  • первая часть — в скором темпе (allegro) в сонатной форме (редко в вариационной форме, например у Моцарта и Бетховена), состоит из:
    •  — завязки, определения начальных тем. Экспозиция состоит из четырех партий:
      • Главная партия написана в главной тональности.
      • Связующая партия обеспечивает переход от главной партии к побочной.
      • Побочная партия составляет контраст с главной. В классицизме есть два правила о тональности побочной партии: если главная партия написана в мажоре, то побочная партия должна быть написана в тональности доминанты (V ступени) главной тональности (например-до мажор-соль мажор); если главная партия написана в миноре, то побочная партия должна быть написана в параллельном мажоре (например-до минор-ми бемоль мажор).
      • Заключительная партия завершает экспозицию
    •  — конфликта, дробления тем на мотивы и взаимодействия
    • репризы — формирования вывода. Реприза имеет такое же строение, как и экспозиция, но только все партии написаны в главной тональности.
    • коды (при наличии) — итога;
  • вторая часть — в медленном темпе (adagio), либо сонатная форма без разработки, либо сложная трёхчастная форма (в прошлом в простейшей форме рондо);
  • третья часть — менуэт, введённый Гайдном, или скерцо, введённое Бетховеном, в форме песни с трио;
  • четвёртая часть — финал, используется в более сложной форме рондо, сонатной или в рондо-сонатной, реже вариационной форме.

В сонатах Шопена медленная часть и скерцо меняются местами. Ференц Лист создает одночастные сонаты типа музыкальной поэмы (соната «По прочтении Данте»). В их основе лежит очень широко развитая сонатная форма с многими темами, их преобразованиями и контрастными эпизодами .

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 30, ор. 109 (автограф)

Сонатная форма применяется в основном в первых частях сонатно-симфонических циклов (этот тип формы принято называть формой сонатного allegro, благодаря устойчивому жанру быстрой первой части композиторов-классиков), реже — в финалах и медленных частях. Также в сонатной форме могут быть написаны одночастные произведения (особенное распространение они получили в эпоху романтизма): баллады, фантазии и т п

История

Термин «соната» появился в XVI веке и, в противовес кантате (итал. cantare — петь), обозначал любую инструментальную музыку, а также вокальный мотет, переложенный для инструментального исполнения. В это время сонаты исполнялись полифонически, например, трио-соната для скрипки или флейты, виолы да гамба и клавесина.

В XVII веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные (в которых преобладал контрапунктический стиль, исполнялись на богослужениях) и камерные сонаты (состояли из прелюдий, ариозо, танцев, написанных в разных тональностях, исполнялись на концертах одним или двумя инструментами) . Наиболее известный композитор этого времени — Арканджело Корелли

Эпоху в инструментальном творчестве составили сонаты Доменико Скарлатти, Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, более поздних Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фредерика Шопена. Замечательны по своим художественным достоинствам сонаты русских и советских композиторов: Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Николая Метнера, Николая Мясковского, Анатолия Александрова, Сергея Прокофьева.

Георг Фридрих Гендель и особенно Иоганн Себастьян Бах сделали огромный вклад в написание сонат и применение для них фортепиано. Гайдн, Моцарт и Муцио Клементи подготовили, а Бетховен произвёл переход сонат от размеров сжатых и небольших произведений до масштабных симфоний. Со временем музыкальный язык, принципы построения и содержание становятся в них все более сложными и разнообразными.

Второе поколение

Второе поколение (Y2)

Что такое сонатаВторое поколение (Y2) на Викискладе

Общие данные

Производитель Hyundai Motor Company
Годы пр-ва
Сборка Бромон, Квебек, КанадаУльсан, Южная корея

Дизайн

Двигатели
1,8 л — 3,0 л
Трансмиссия

4-скоростная автоматическая5-скоростная механическая

Характеристики
Массово-габаритные

Длина 4680 мм
Ширина 1750 мм
Высота 1410 мм
Колёсная база 2650 мм

Другое

Дизайнер Джорджетто Джуджаро

Sonata заместил собой на рынке Stellar в линейке больших семейных автомобилей от Hyundai Motor.

В 1992 году был произведён рестайлинг автомобиля.

Соната была спроектирована инженерами Hyundai Motor совместно с Mitsubishi.

Промежуточные модификации

1991 г. — был переоформлен интерьер.

  • Новые сиденья
  • Новая консоль
  • Новая панель приборов
  • Двойные подстаканники
  • Плавно потухающее освещение («вежливая подсветка»)

1992:

  • Новый 16 клапанный, 4 цилиндровый, 2-х литровый двигатель от Mitsubishi, заменил старый 2,4 л
  • ABS стала доступна для GLS с V6 двигателем.
  • Новая радиаторная решётка
  • Новые указатели поворота
  • Небольшие внешние изменения,

1993 — за исключением цвета кузова, передних воздухозаборников и новой «резины» в этом году мало что изменилось.

Двигатели

Модель Объемсм³ Конфигурация Цилиндровшт Клапановшт Максимальная мощностькВт (л.с.)при об/мин Максимальный крутящий моментНмпри об/мин Комментарии
Бензиновые двигатели
1.8 1795 i4 4 8 70 (95)/5200 143/4100 Основой двигателя служил четырехцилиндровый двигатель Mitsubishi Sirius, который Hyundai выпускала по лицензии. Код двигателя: Hyundai G4CM.
2.0 1997 i4 4 8 75 (102)/5000 157/2500 Код двигателя Hyundai G4CP
2.0 1997 i4 4 16 96 (131)/6000 166/4000 Заменил с 1992 года двигатель с объемом 2.4л — Hyundai G4CS.Код двигателя: Hyundai G4CPD
2.4 2351 i4 4 8 84 (114)/4500 186/3500 Прекратили устанавливать из-за существенного недостатка — высокий расход топлива.Код двигателя: Hyundai G4CS.
3.0 2972 V-образный 6 12 107 (146)/5000 231/2400 Начали устанавливать с 1990 года. Основой двигателя служил двигатель Mitsubishi Cyclone (6G72) образца 1987 года, который Hyundai выпускала по лицензии.Код двигателя: Hyundai G6AT.

Необходимость в установке шестицилиндрового бензинового двигателя была вызвана желанием долгосрочного существования на рынке США, в котором компания была заинтересована. Недостаток был в высоком расходе топлива.

Дизельный двигатель не устанавливался на данную модель.

Комплектации

Второе поколение Hyundai Sonata ещё не оснащалась подушки безопасности, но устанавливалась ABS как дополнительная опция к моделям с двигателем V6. Следует, однако, отметить, что эти средства защиты в то время не устанавливались в стандартных комплектациях в большинстве автомобилей среднего класса. Шасси получилось очень удачным и удобным, даже не изменилось в 1992 году при фейслифтинге.

Определение слова «Соната» по БСЭ:

Соната (итал. sonata, от sonare — звучать)один из основных жанров камерной инструментальной музыки. В классически законченном виде С., как правило, — 3-частное циклическое произведение с быстрыми крайними частями (первая — в т. н. сонатной форме) и медленной средней. Иногда в цикл включается также менуэт или скерцо.Термин «С.» известен с 16 в.. первоначально С. называли любую инструментальную пьесу, в отличие от кантаты как вокальной пьесы.К началу 17 в. сформировались 2 типа С.: церковных С. (sonata da chiesa) и камерная С. (sonata da camera). Для церковных С. характерны 4-частный цикл с определённой последовательностью темпов частей (медленно — быстро — медленно — быстро. или быстро — медленно — быстро — быстро), серьёзность музыки. Камерная С. — свободное последование танцевальных номеров. Грань между этими видами С. быстро стирается. В 17 в. получили распространение т. н. трио-сонаты для 2 или 3 исполнителей с сопровождением Генерал-баса. Важнейшее положение занимали также С. для одной скрипки и генерал баса, прежде всего у композиторов т. н. итальянской скрипичной школы — А. Вивальди, А. Корелли и др.С. для скрипки с полностью выписанной и богато разработанной партией клавира появились у И. С. Баха. В раннеклассический период (середина 18 в.) интенсивно формировался тип классической С. (особенно в С. для фортепиано К. Ф. Э. Баха и Д. Скарлатти). Он окончательно сложился в период венского классицизма (конец 18 в.) в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и др. Величайшей вершиной в развитии С. явились сонаты Л. Бетховена (32 для фортепиано, 10 для скрипки и фортепиано, 5 для виолончели и фортепиано). Они выделяются глубиной содержания, широтой круга образов, яркой конфликтностью, порой почти симфоническими масштабами. Ряд сонат Бетховена представляет собой 4-частный цикл, воспроизводящий последовательность частей симфонии и квартета.В творчестве композиторов-романтиков происходило обогащение и переосмысление жанра классической С. (преимущественно бетховенского типа). Большой вклад в развитие С. внесли Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ и др. В их С. усилилась тенденция к широкой симфонической трактовке жанра, углубилась контрастность образов. Стремление к единству цикла приводит к созданию одночастных С. (впервые — в 2 С. для фортепиано Ф. Листа).В конце 19 — начале 20 вв. яркие обновляющие тенденции проступают в С. французских композиторов Г. Форе, П. Дюка, М. Равеля, К. Дебюсси, русских композиторов А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера. В 20 в. С. остаётся одним из ведущих музыкальных жанров. Новые образы и средства выразительности существенно изменяют её облик. К выдающимся образцам современной музыки принадлежат сонаты С. С. Прокофьева (10 для фортепиано, 2 скрипичные), Д. Д. Шостаковича (2 для фортепиано, 2 скрипичные, виолончельная), П. Хиндемита (около 30 С. почти для всех инструментов), Б. Бартока (6 С. для различных составов). В 50-70-х гг. термин«С.», как в далёком прошлом, порой понимается лишь как обозначение инструментальной пьесы (С. для виолончели с оркестром К. Пендерецкого).Лит.: Попова Т., Соната, М., 1962. Bagge S., Die geschichtliche Entwicklung der Sonate, Lpz., 1880. Klauwell O., Geschichte der Sonate von ihren Anfдngen bis zur Gegenwart, Kцln — Lpz., 1899. Brandt E., Suite, Sonate and Symphonie, Braunschweig, 1923. Borrel E., La sonate. P., 1951.В. Б. Валькова.

Что такое соната

Ранние сонаты.

История сонаты начинается с примечания «da cantare e sonare» («для пения или игры»), которое в 16 в. часто помещалось на титульных листах изданий мадригалов. Постепенно термины «canzona da sonare» («песня для исполнения на инструментах») и «соната» заняли место на титулах сочинений, предназначенных специально для инструментов. Один из ранних и выдающихся образцов такого рода – Sonata piano e forte (1597) венецианского мастера Дж.Габриели – инструментальная пьеса, в которой впервые различие между «тихо» и «громко» выражено в фактуре произведения.

В течение эпохи барокко (17 – начало 18 вв.) название «соната» часто прилагалось к произведениям для двух, трех и более инструментов. Среди них особое значение приобрела трио-соната (sonata a tre). Трио-сонаты сочинялись для двух солирующих инструментов (например, двух скрипок) с аккомпанементом (преимущественно клавишных инструментов). Среди барочных трио-сонат выделяются два основных вида: церковная соната (sonata da chiesa) – инструментальная музыка для публичного исполнения; камерная, или светская соната (sonata da camera) – инструментальная музыка для домашнего музицирования (см. также КАМЕРНАЯ МУЗЫКА). Сонаты первого типа сочинялись обычно в четырех развернутых полифонических частях (медленно – быстро – медленно – быстро). Сонаты второго типа содержали большее число коротких частей и напоминали танцевальные сюиты. Сонаты обоих типов иногда служили вступлениями к крупным вокально-инструментальным формам: например, название «соната» употребляется в значении «увертюра» еще в 1715, в кантате № 182 И.С.Баха. В течение 18 в., с расширением сферы светской музыки, соната превратилась в самостоятельный жанр камерной музыки, и различие между «церковной» и «домашней» сонатами исчезло.

Сольная соната, т.е. соната для одного инструмента, с аккомпанементом или без него, возникла в творчестве Б.Мартини ок. 1620. В конце концов именно этот исполнительский состав стал отождествляться с термином «соната». Решающее воздействие на развитие жанра оказало появление первых клавирных сонат в творчестве одного из предшественников И.С.Баха – И.Кунау (1660–1722). В клавирных сонатах мастеров следующих двух поколений, особенно в одночастных сонатах Д.Скарлатти (1685–1757) и сонатах К.Ф.Э.Баха (1714–1788), складывается классическая модель сонатной формы. Особого внимания заслуживают поразительные по глубине содержания сонаты И.С.Баха для скрипки соло и виолончели соло.