Кто такие смерды

Временно обязаны

Смерд также мог переходить в другие категории временно. Для таких случаев существовали отдельные термины. Так, смерд, взявший у феодала в долг, становился «закупом» («купа» – долг). Если он договаривался с феодалом о выполнении для него какой-то особой работы, то становился «рядовичем» («ряд» – договор). Закупы и рядовичи ограничивались в правах, в частности, не могли покинуть место жительства или отказаться от работы. Но это длилось, пока не был выплачен долг или выполнена работа. Затем рядович или закуп вновь становился смердом. Законы охраняли некоторые их права (в частности, феодал не имел права требовать больше, чем указано в договоре).

Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Это интересно: 1662,Раскол русской православной церкви кратко — описываем обстоятельно

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

История происхождения термина

Смерд – несколько неоднозначное понятие. За время существования домонгольской Руси оно эволюционировало, и значение его коренным образом изменилось.

Согласно общепринятой версии, слово «смерд» имеет индоевропейское происхождение. Первоначально оно обозначало «человек», «человек свободный».

На Руси, возможно, этот термин прижился вследствие особенностей крестьянского быта: бедные люди топили печи «по-чёрному», и дым шёл в избу. Поэтому от селянина исходил специфический запах. Слово «смерд» от «смердеть» постепенно закрепилось в обращении и прочно вошло в русский язык.

Отрывок, характеризующий Закупы

– О, она где-то в «чужих» мирах обитает, я никогда не смогу пойти туда! – со странной гордостью в голосе, прошептала Анна. – Но мы иногда зовём её, и, она приходит к нам. Она любит и помнит нас… – и вдруг, солнечно улыбнувшись, добавила: – И такие чудеса рассказывает!!! Как хотелось бы увидеть всё это!.. – А разве она не может тебе помочь, чтобы пойти туда? – удивилась Стелла. – Думаю – нет… – опечалилась Анна. – Она была намного сильнее всех нас на Земле, да и её «испытание» намного страшнее моего было, потому, наверное, и заслужила большее

Ну и талантливее она намного была, конечно же… – Но для чего же было нужно такое страшное испытание? – осторожно спросила я. – Почему ваша Судьба была такой Злой? Вы ведь не были плохими, вы помогали другим, кто не имел такого Дара

Зачем же было творить с вами такое?! – Для того, чтобы наша душа окрепла, я думаю… Чтобы выдержать много могли и не ломались. Хотя сломавшихся тоже много было… Они проклинали свой Дар. И перед тем, как умирали – отрекались от него… – Как же такое можно?! Разве можно от себя отречься?! – тут же возмущённо подпрыгнула Стелла. – Ещё как можно, милая… Ох, ещё как можно! – тихо произнёс, до этого лишь наблюдавший за нами, но не вмешивавшийся в разговор, удивительный старец.

Заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами, которые делились на вдачей и закупов. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем (в законах также упоминается, что инвентарь мог дать и хозяин, правда, получивший нёс за их сохранность ответственность) и становился закупом или ролейным закупом (ролья — пашня).

Положение закупа было близко к положению зависимого крестьянина. Согласно «Русской правде» хозяин не имел права на распоряжение личностью закупа, что было не характерно для рабов, но в то же время господин имел право наносить телесные наказания за проступки. Беспричинное избиение закупа хозяином каралось последнему штрафом как за избиение свободного. При попытке бегства закуп становился полным («обельным») холопом, однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.

Смерд и холоп: сходства и различия

Со временем смерд превращается в зависимого человека, обрабатывающего уже не свою землю, а участок господина. «Русская Правда» в различных редакциях иллюстрирует этот процесс, указывая права и обязанности смерда. В «Пространной редакции» можно встретить упоминание рядом категорий «смерд» и «холоп». По мнению ряда исследователей, в некотором смысле смердов и холопов могли ставить на одну ступень социальной лестницы как людей зависимых. В «Русской Правде» (Краткая редакция) есть статья 26, которая оценивает жизнь смерда и холопа одинаково: в 5 гривен. В сравнении со штрафами, накладываемыми за убийство свободного человека, это в 8 раз меньше.

Смерды имели личную свободу. Они сами за себя отвечали, то есть выплачивали штрафы в казну при каких-либо нарушениях закона. Относительно права наследования известно следующее: если смерд умирал, не оставив наследников (а наследовать могли дочери, ещё не вышедшие замуж; о сыновьях же ничего не известно), то всё, чем он владел, отходило князю. Частично правом наследования смерд обладал.

Холопы не имели практически никаких прав. У них не было личного имущества, они обрабатывали надел не собственный, а принадлежавший господину. За преступление холопа отвечал господин. Последнему же принадлежало право распоряжаться жизнью холопа, как ему заблагорассудится, и никакой ответственности за убийство своего холопа феодал не нёс. Холопом можно было стать по различным причинам: попав в плен, накопив много долгов, а также «по праву рождения», то есть от рабы, холопки. Свободный смерд мог превратиться в холопа при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Защита прав закупа

Если какое-либо из прав нарушалось, он мог прибежать на княжеский двор и заявить о несоблюдении закона. Данная привилегия защиты в княжеском суде подчеркивала, что закуп — это бывший свободный человек, который, отработав купу, имел возможность вернуть свой прежний социальный статус. Ему также давалось право свидетельствовать в суде по так называемому малому иску, т. е. не очень серьезным делам. Никакая другая категория зависимого населения этого делать не могла.

Свободные смерды , заключившие с феодалом особый договор (ряд), становились рядовичами , которые делились на вдачей и закупов. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле феодала со своим инвентарем (в законах также упоминается, что инвентарь мог дать и хозяин, правда, получивший нёс за их сохранность ответственность) и становился закупом или ролейным закупом (ролья — пашня).

Положение закупа было близко к положению зависимого крестьянина. Согласно «Русской Правде » хозяин не имел права на распоряжение личностью закупа, что было не характерно для рабов, но в то же время господин имел право наносить телесные наказания за проступки. Беспричинное избиение закупа хозяином каралось последнему штрафом как за избиение свободного. При попытке бегства закуп становился полным («обельным») холопом , однако, он мог свободно уйти на заработки для оплаты долга.

Кто же такие смерды?

Согласно сведениям, почёрпнутым из сохранившихся письменных источников, смерд изначально был человеком, владеющим собственным небольшим участком земли и сельскохозяйственными орудиями. Такой участок назывался «усадьбой».

Смерды жили в неукреплённых сёлах или деревнях, объединявшихся в более крупное образование – погост. В принципе, первое время, приблизительно до конца XI в., смердами называли всех свободных крестьян (термина «крестьянин» тогда не существовало).

Смерд имел собственность:

  • землю;
  • орудия производства;
  • инвентарь;
  • оружие;
  • скот.

Он владел этим имуществом и мог передавать его по наследству.

Позже в XII столетии, смерды начинают подвергаться постепенному закабалению. Это был очень постепенный процесс, растянувшийся на века. Изначально смерд обладал значительной частью имущественных и личных прав, что приближало его скорее к категории свободных людей. Смерды жили общинами, на них лежала обязанность платить налоги и дань князю, а во время военных походов князь призывал их на службу (причём смерды состояли в коннице, а это довольно высокая ступень). В военные походы смерды ходили со своим собственным оружием.

Крестьянский вопрос

Кто такие смердыТеперь некоторые уточнения. Крестьяне на Руси были некогда свободными землепашцами. Затем, по мере закрепощения, они стали делиться на три категории: «люди», «холопы», «смерды». «Людьми» назывались не имеющие хозяев-бояр граждане низкого происхождения. Как гласит «Русская правда» (тестовый юридический документ XI-XVI веков), если кто-то убьёт свободного человека и будет пойман, он должен заплатить штраф в 40 гривен. А что такое смерд, если его жизнь стоила не более жизни раба (холопа) — 5 гривен? Тоже, получается, раб. Чей? Князя, т.е. боярина.

К категории смердов постепенно стали относить и тех свободных крестьян-земледельцев, которые закрепощались по мере социального расслоения и роста помещичьих угодий. Это значение слова характерно именно для времён Киевской Руси.

Смерды: эволюция понятия и превращение в крестьян

Смерды в домонгольской Руси постепенно теряли личную свободу, попадая в зависимость от феодалов, чьи земли обрабатывали. Отчасти это было обусловлено накоплением долговых обязательств, отчасти усилением боярства, которое становилось главной силой и опорой государства и получало всё больше прав и привилегий.

К XV в. смерды наряду с прочими подгруппами сельского населения окончательно влились в общую категорию крестьянства (термин встречается в источниках начиная с XIV столетия). Само слово «смерд» со временем стало употребляться в уничижительном значении, с оттенком презрения, утратив первоначальный смысл.

В 1592 г. после отмены Юрьева дня, крестьяне потеряли последние остатки свободы: отныне они стали крепостными, и такое положение сохранялось до 1861 года.

Литература:

  1. Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.».
  2. Свердлов Б.М. «Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси в VI – XVI вв.».
  3. Фроянов И.Я. «Киевская Русь. Очерки социально-политической истории».
  4. Греков Б.Д. «Киевская Русь»

Смерд «по-новгородски»

Новгородская республика была особой территорией. И правила там действовали свои. Что такое смерд по местным законам? Это земледелец, зависимый от государства, а не от частного хозяина. Затем к данной категории стали относить вообще всех крестьян. На Руси именно землепашцы являлись самой многочисленной категорией граждан. Государство давало им земельные наделы, за что смерды платили в казну налоги, а князьям — повинность «натурой»: продуктами питания, полотном, живностью домашней и т. д. Жить такие крестьяне обязаны были в селах (от слова «сел», т.е. «оседлый»). Примерно к XV веку термин «смерды» заменяется на «крестьяне». А так как армия набиралась из простого народа, во времена Ивана Грозного и несколько позже таким словом звались служивые люди.

В документах (приказах, посланиях, грамотах, челобитных) того времени это официально принятая форма при обращении царя к солдатам. Через несколько столетий понятие «смерд» превратилось в презрительное, почти бранное обозначение крепостных и разночинцев. Кстати, во времена княжеских усобиц было специфическое, затем вышедшее из употребления слово «осмердить»: захватить в плен подданых князя-недруга.Кто такие смерды

Категории населения их положение

Киевский князь — правящая верхушка общества.

Дружина — административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.

Старшая (бояре) — Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.

Младшая (отроки) — Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.

Духовенство — Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.

Зависимые крестьяне — Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.

Холопы (челядь) — Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.

Закупы  — Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.

Рядовичи — Покоренные племена, платившие дань.

Смерды — Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя.

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

И ещё об этимологии и словоупотреблении

Если говорить о происхождении слова, то оно относится к индоевропейской языковой группе. Лексическую трансформацию мы рассмотрели. Остаётся сказать ещё о добавочном смысловом значении, полученном в процессе употребления. От слова «смерд» образовался глагол «смердить», т.е. «дурно пахнуть». Дело в том, что в избах, где жили беднейшие крестьяне и рабы-холопы, оконца затягивались бычьим пузырём, совсем не пропускавшим воздух. Топились печи «по-чёрному», дым едва выходил из помещений, всё прокуривая насквозь. А поздней осенью, зимой и ранней весной вместе с людьми в избах держалась и домашняя птица со скотиною. Понятно, что «аромат» смерда можно было учуять за версту. Поэтому с течением времени слово «смерд» вместо «крепостной» стало обозначать грязного, неопрятного, воняющего человека. Современный синоним – «бомж».

Условное деление древнерусского общества

Социальная структура Древней Руси была достаточно пёстрой. Население подразделялось на три основных группы.

  • Знать

    Знать представляла собой небольшую прослойку, состоящую из князя и княжат, бояр, дружинников, а позже к ним присоединилось духовенство.

  • Свободное население

    Свободное население обозначалось общим понятием «люди». Сюда входили и горожане, и жители селений. В городах это были ремесленники и те, кто занимался торговлей. В сельской местности первые столетия (IX – X вв.) большую часть этой категории составляли смерды – лично-свободные земледельцы. Кроме того, к свободным относились изгои – люди, по разным причинам отвергнутые своим сословием.

  • Зависимое население

    В эту многочисленную прослойку входили закупы, рядовичи (все, кто отрабатывал свой долг или вынужден был арендовать землю), а также холопы, челядь – абсолютно бесправная часть населения, чья жизнь и имущество целиком зависели от воли господина. Позже в категорию зависимого населения попали и смерды.

История жизни смердов

Советский историк Греков Б.Д. дал свое определение основной массе людей на протяжении пяти веков, назвав их членами сельской общины, которые занимались земледелием. Они находились в постоянной зависимости от князя на протяжении пяти столетий. Если ознакомиться с писаниями в Русской Правде, станет понятно, что осуждение этой категории людей  происходило со стороны князей.

У смердов были наделы земли, их они передавали из поколения в поколения после своей смерти по мужской линии. Если у земледельца не было сына, то наследство переходило во владения князей. За их убийство были введены точно такие же штрафы, как и за рабов.

Имущество, которое некому было передать, переходило в княжеское управление. В то время как точно такое же имущество, но уже общинника, тогда было принято делить среди членов всей общины. Размер штрафа  при убийстве одного из представителей этой категории, составлял пять гривен. Такой же штраф подлежал уплате при убийстве обычного холопа. Убийство людина наказывалось штрафом в 40 гривен, как и любого другого свободно жителя.

Смерд, который проживал в Новгородской республике, был зависим от государства. Если рассматривать это понятие в более обширном виде и чуть позже во временных рамках, то они выступали в качестве основы всего населения в стране, образующим самый низкий слой – крестьянами. В их распоряжении была своя собственная земля, на которой они могли заниматься любым хозяйством.

Осуществлять деятельность на безвозмездной основе было нельзя. За это они уплачивали налоги князю, а так же были обязаны отдавать часть уродившихся плодов управленцам. Князь по праву имел возможность передарить и переселять их в другие места. Людей приносили в дар церквям.

Если рассматривать термин «осмердить», то во время существования этой категории населения он вкладывал в себя значение захвата соседских княжеств, когда происходили междоусобицы князей. Через несколько десятилетий смерды исчезли, на замену им появились крестьяне.

И следующие два столетия этот термин использовался для обращения князя к низшим слоям населения. Но даже когда это значение изжило себя, то , смердами называли простолюдин и крепостных крестьян, к которым испытывали ярое презрение. Такие высказывания себе позволяли помещики и представители власти.

Происхождение слова

Этот термин пришел в обращение из индоевропейского языка. К нему относятся славянские народы, германцы, армяне, индусы и другие. В их переводе оно означало зависимого человека, обычного человека.

В переводе с санскрита оно звучит как «смирти» и означает «помнить, помнящий». В просторечном переводе можно встретить такое определение, как «преданный».  Через некоторое время это слово было использовано для названия сельского населения. А после принятия Христианства, оно и вовсе пропадает.

Кто такие смерды

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

смерде́ть,смержу́,смерди́м,смерди́шь,смерди́те,смерди́т,смердя́т,смердя́,смерде́л,смерде́ла,смерде́ло,смерде́ли,смерди́,смерди́те,смердя́щий,смердя́щая,смердя́щее,смердя́щие,смердя́щего,смердя́щей,смердя́щего,смердя́щих,смердя́щему,смердя́щей,смердя́щему,смердя́щим,смердя́щий,смердя́щую,смердя́щее,смердя́щие,смердя́щего,смердя́щую,смердя́щее,смердя́щих,смердя́щим,смердя́щей,смердя́щею,смердя́щим,смердя́щими,смердя́щем,смердя́щей,смердя́щем,смердя́щих,смерде́вший,смерде́вшая,смерде́вшее,смерде́вшие,смерде́вшего,смерде́вшей,смерде́вшего,смерде́вших,смерде́вшему,смерде́вшей,смерде́вшему,смерде́вшим,смерде́вший,смерде́вшую,смерде́вшее,смерде́вшие,смерде́вшего,смерде́вшую,смерде́вшее,смерде́вших,смерде́вшим,смерде́вшей,смерде́вшею,смерде́вшим,смерде́вшими,смерде́вшем,смерде́вшей,смерде́вшем,смерде́вших

В словаре Даля

или смрадить, сев. вост. смородать, вонять, испускать
смрад, зловоние, отвратительный, вонючий запах; | смрадить также делать,
причинять смрад, вонь; чадить. Труп смердит, душа парит! Холопа, как ни
мой, он все смердит. Ты не куришь, а смрадишь. Эта печь всегда смрадит.
Покойник уж засмердел. Был козел, так насмердел. Баба блины пекла,
насмрадила. Падаль все лето просмердпла, и не убрали ее. Смердение,
сост. по глаг. смердеть; смражение, действ. по знач. глаг. смрадить.
Смрад м. вонь, зловоние, противный, отвратительный запах; бол. горелые,
удушливые пары, чад. Смрадная околица Москвы. Смрадная или смердячая
падаль. Скорняки смрадно живут, за что прозваны кислыми. Смрадность,
свойство по прилаг. Смерд м. стар. человек из черни, подлый (родом), му
жик, особый разряд или сословие рабов, холопов; позже крепостной.
Городские смерды, стар. наймиты, домовая прислуга; сельские смерды,
изорники, нанимающие землю по условию. Земцы, своеземцы, земецкие сидели
на своих землях; сябры на своих общественых; смерды на чужой. Оже начнет
орати смерд, а приехав половчин ударит вонь стрелою, и лошадь его
возмет. Пригород наш, и наши смерды в нем живут, летописн. Смерда взгляд
пуще брани. И медом не пой, только смердом не брани (не зови), о дворне.
Смердом жить не хочется, а дворянином жить не сможется. Где смерд думал,
тут Бог не был (об умничание прислуги). Временем и смерд барыню берет.
Смердович, смердич, сын, потомок смерда. Не дай Бог владети смердьему
сыну собольей шубой! Смердов, смердий, все что лично его; смердий, что к
нему относится. Смердюк м. южн. зап. вонючий человек, животное.

Группы населения в Киевской Руси

Население Киевской Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Историки выделяют группы населения Киевской Руси по «Русской правде».

Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».

С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).

Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.

В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия.

Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу. Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Различия в разных регионах Древней Руси

В Киеве и близких к нему землях смерды составляли большой пласт сельского населения, нёсшего воинскую повинность и платившего налоги князю. Здесь смерды быстрее попали в зависимость от феодалов-бояр и стали занимать уже не свои, а господские участки. Процесс превращения их в зависимых крестьян здесь шёл более интенсивно.

Если говорить о новгородских землях, то здесь многие смерды «сидели» на государственных землях, принадлежавших не боярам, а князю. Новгородские смерды были людьми более независимыми, нередко поднимали восстания, «смуты». Личная свобода у смердов сохранялась здесь вплоть до XIV в.

Смерд смерду рознь

Кто такие смердыСовременный читатель, быстренько забывающий уроки по такому школьному предмету, как история, наверняка сходу и не скажет, что такое смерд, точнее, кто это. А вот любознательному, конечно, будет интересно выяснить, что таким образом именовались жители древнерусского государства, за исключением знати (бояр) и духовного сословия. Т.е. под этим понятием подразумевался торговый люд, купцы и ремесленники, бродячие скоморохи и горожане, а также крестьяне. Так что такое смерд? Это простолюдин, человек разночинного происхождения. Однако с течением времени слово приобретает иную семантику.

В словаре Фасмера Макса

смерде́тьсмержу́, укр. смердíти, смерджу́ – то же, др.-русск. смьрдѣти, ст.-слав. смръдѣти ὄζειν (Супр.), болг. смърдя́, сербохорв. смр́дjети, смр́ди̑м, словен. smrdẹ́ti, smrdím, чеш. smrděti, слвц. smrdеt᾽, польск. śmierdzieć, śmierdzę, в.-луж. smjerdźić, н.-луж. sḿerźiś.Родственно лит. smirdė́ti, smìrdžiu, лтш. smir̂dêt «вонять», smìrsti, smìrstu, smìrdau «делаться вонючим, завонять», лат. merda «кал, нечистоты», греч. σμορδοῦν ̇ συνουσιάζειν, σμόρδωνες ̇ ὑποκοριστικῶς ἀπὸ τῶν μορίων ̇ ὡς πόσθωνες; см. Траутман, ВSW 271; Шпехт, KZ 62, 215; Вальде–Гофм. 2, 74; М.–Э. 3, 965. Сюда же Торп (527) относит англос. smeortan «болеть», д.-в.-н. smerza ж., smerzo м. «боль», но ср. Мейе–Эрну 709. Др. ступень вокализма: смо́род (см.).

Временно обязаны

Смерд также мог переходить в другие категории временно. Для таких случаев существовали отдельные термины. Так, смерд, взявший у феодала в долг, становился «закупом» («купа» – долг). Если он договаривался с феодалом о выполнении для него какой-то особой работы, то становился «рядовичем» («ряд» – договор). Закупы и рядовичи ограничивались в правах, в частности, не могли покинуть место жительства или отказаться от работы. Но это длилось, пока не был выплачен долг или выполнена работа. Затем рядович или закуп вновь становился смердом. Законы охраняли некоторые их права (в частности, феодал не имел права требовать больше, чем указано в договоре).

Однако князья нередко «жаловали» свои земли вместе со смердами боярам. Так свободные государственные крестьяне понемногу превращались в барских, крепостных. Заодно исчез и термин «смерд», превратившись в презрительную кличку «мужика».

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Особенности уголовной ответственности

Однако можно слышать и утверждение, что смерд – зависимый человек, равный холопу (лично зависимому слуге). Сторонники этой точки зрения апеллируют к словосочетанию «смердии холопы», имеющемуся в «Правде Ярославичей». В соответствующей статье за убийство просто холопа и «смердеевого холопа» назначается одинаковая вира в 5 гривень.

Однако большинство историков не согласны с таким толкованием. Ими предложено две альтернативные версии. Первая гласит, что данная статья указывает на то, что смерды тоже могли (наравне с феодалами) владеть холопами, и компенсацию ущерба получали наравне со знатью. Вторая же утверждает, что термин указывает на род работ, выполняемых холопом для хозяина. Обычно холоп был дворовым слугой, но некоторые занимались и сельским хозяйством. Таких и могли называть «смердии холопы», то есть те, что по занятию ближе к смердам.

Факт, что ответственность за нанесение ущерба смерду или его убийства в законодательстве Древней Руси была ниже, чем по отношению к «людям», то есть однозначно свободным незнатным личностям. Но труд земледельца тогда вообще ценился невысоко.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда, холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская правда»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.