Традиции и обряды
С самого утра собиралась с деревень молодежь, и шли гурьбой в лес завивать березы. Обряды с березой остались еще со древней Руси, дерево и по сей день считается символом плодородия и лета. Находили самую кудрявую березу, отламывали от нее большую ветку, каждая девушка должна была повесить на нее свое украшение – ленточку, бусы, сережку, платок, лоскуток. Вокруг украшенной березки водили хороводы и пели песни об урожае, показывая действа работы в поле.
В некоторых областях России заплетались косы прямо на растущих березах – их наклоняли и вплетали в их ветви травы. На Троицу ходили расплетать. Девушки плели венки из березовых прутьев и гадали по ним. Если сохранить венок до Троицы, он подскажет, какой будет любовь. Завядший венок указывал на быстрые и ненадежные чувства. Свежий венок обещал крепкие и долгие отношения. Еще их бросали в воду, на Русалчин Велик день. Если венок тонул – ходить еще год незамужней (иногда предсказывал и смерть), если всплывал венок – это к скорому замужеству и большой удаче.
Проходили обряды кумления. Такое название тоже происходит от березы, которую называли кумой после того как украшали. Кумлились девочки-подростки, которые вступали во взрослую девичью жизнь. Нужно было выбрать себе подругу, сплести венок, украсить его обеим подружкам и поцеловать друг друга сквозь венок. Такой обряд обещал крепкую и верную дружбу двух «кумушек».
Важным обрядом на урожай была яичница, которая готовилась там же в лесу и считалась символом плодородия. С той же целью выпекались Козули – лепешки с яйцами в виде веночка. Скорлупа после приготовления в этот день считалась целебной, ее высушивали, толкли в порошок и хранили в специальном мешочке.
Устраивались поминальные обеды на кладбище. Могилы украшались ветками берез и венками. Велик четверг – единственный день в году, когда можно заказать панихиду на умершего не своей смертью. Таких людей называли «заложными» (души заложники), умерших не своей смертью, внезапно от болезни или убитых.
В некоторых регионах страны березу одевали как девушку и «водили» по деревне
Береза «заходила» в каждый дом, важно было ее угостить наудачу. В конце праздника березку бросали в реку, сжигали или закапывали в землю – прощались с ней