Шапка Мономаха – древняя регалия
Упоминание о Шапке Мономаха появилось еще в XVI в. в «Сказании о князьях Владимирских». В нем говорится о Константине Мономахе – византийском императоре, правившем в XI веке. Отсюда и название. Вероятнее всего, Иван Калита был первым ее обладателем. По имеющимся искусствоведческим данным, изготовлена Шапка Мономаха была на Востоке в XIV в. Это самая древняя корона России. Ее не носили как повседневный головной убор, а использовали, венчая российских монархов период с 1498-го по 1682-й год. Корона состоит из золотых пластин с узорами. На верху короны находится крест, инкрустированный драгоценными камнями. Шапка Мономаха обрамлена соболиным мехом. Вес венца без меха – 698 граммов.
Таким образом, Шапка Мономаха, так же как скипетр и держава, является символом России еще с допетровских времен. Кстати, ей приписывают лечебные свойства. Так, считается, что она способна избавить от разных недугов, особенно от головной боли.
Скипетр и держава царя Бориса Годунова
Появление таких понятий и предметов, как скипетр и держава в качестве символов власти российского государства, связано с царствование Бориса Годунова. Они были заказаны в 1599-1600 годах мастерам при дворе Рудольфа II. Изготовление происходило в Эгере (современный город Хэб). Ювелиры при создании комплекта следовали традициям Ренессанса.
Священной Римской Империей.
Мономахов скипетр был изготовлен из золота с деталями из эмали. В качестве украшений были использованы двадцать бриллиантов, большой изумруд, а также иные драгоценные камни. Держава имеет эмалированную инкрустацию. На деталях изображены сцены времен царствования Давида. Украшена держава 37 большими жемчужинами, 58 бриллиантами, 89 рубинами, а также изумрудами и турмалинами.
Описание
Скипетр представляет собой золотой жезл длиной 59,6 см и весом 604,12 грамма. Жезл визуально разделён на четыре сегмента: рукоятку, две центральных части и навершие. Вдоль рукоятки скипетра проходят каннелюры, поперёк расположены восемь бриллиантовых ободков. Над вторым центральным сегментом в оправе из серебра находится бриллиант «Орлов». Навершие украшено двуглавым орлом, который держит миниатюрные скипетр и державу из бриллиантов и золота. Орёл покрыт чёрной эмалью, его головы венчают две короны из бриллиантов, между которыми заключена чуть более крупная третья.
Для изготовления скипетра было использовано 395,56 грамма золота, 60 граммов серебра и 193 бриллианта общей массой 53 карата. Основную ценность изделия представляет собой алмаз «Орлов», который был установлен в навершии скипетра в 1774 году.
Алмаз «Орлов»
Алмаз был куплен в 1773 году в Амстердаме графом Григорием Орловым по приказу Екатерины II и доставлен в Петербург. Выдающийся камень вошёл в число коронных драгоценностей и год спустя был вставлен в навершие императорского скипетра. Тогда же, в 1774 году, изображение императорского скипетра было включено в герб Санкт-Петербурга.
История
Навершие скипетра с бриллиантом «Орлов»
Создание скипетра
Скипетр является одним из старейших символов монаршей власти. С давних времён в официальных документах использовалось выражение «быть под скипетром», «покориться скипетру» — находиться в подчинении у правителя. Во время торжественных церемоний монарх держал скипетр в правой руке. В Оружейной палате Кремля хранится несколько скипетров, из них Императорский признан самым ценным.
Императорский скипетр был изготовлен для коронации Екатерины II в 1762 году. Большинство историков считают, что сделал его Леопольд Пфистерер, один из лучших придворных ювелиров того времени. Он прибыл в Петербург по приглашению Дмитрия Голицына и заключил контракт на изготовление ювелирных изделий для короны сроком на шесть лет. По истечению этого срока Пфистерер решил не покидать страну и и прожил в Российской Империи ещё 34 года. В официальной описи правительства Российской Федерации автором скипетра указан также И. Леонович.
Согласно учётной книге Двора от 1865 года, скипетр был вторым по значимости династическим символом после Большой императорской короны. Его стоимость оценивалась в 2 399 410 рублей, из них 2 395 750 составляла цена алмаза «Орлов».
С 1774 года Императорский скипетр, изготовленный Пфистерером для Екатерины II, использовали все русские правители. При венчании на царство будущий монарх держал скипетр в правой руке, а при торжественных выходах его несли перед царём стряпчие.
Полный набор императорских регалий в последний раз был использован 27 апреля 1906 года на торжественном приёме депутатов Госдумы в Тронном зале Зимнего дворца. Тогда Николай II не брал в руки регалии, скипетр находился на специальном столике «с правой стороны от престола».
В 1912—1913 годах в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца проводилась инспекция императорских регалий. Тогда скипетр и бриллиант изучил Агафон Фаберже. По его словам, при осмотре камень выпал из оправы, после чего был взвешен и впаян в скипетр повторно, уже более прочно. Однако точных данных о массе и форме алмаза после исследования Фаберже не сохранилось.
После Революции
После 1917 года Императорский скипетр вместе с другими коронационными регалиями Романовых был передан в Гохран, где в 1922 году его исследовала специальная комиссия под руководством академика Александра Ферсмана. Тогда была дана детальная характеристика самого украшения и инкрустированных в него драгоценных камней, в частности — алмаза «Орлов».
С 1967 года Императорский скипетр постоянно экспонируется на выставке Алмазного фонда в Оружейной палате Московского Кремля.
В 1982 году скипетр был отреставрирован, над ним работал Владимир Егорович Жилин, мастер из Гохрана.
Утраченные регалии Российской Империи
До наших дней сохранились лишь некоторые регалии. Они нашли достойное место для существования в Оружейной палате Москвы. Но многие из них безвозвратно утрачены. К таким можно отнести «Большой венец» Царя Федора I Ивановича. Говоря об этом произведении искусства, нужно сказать о его несказанной уникальности. Корону изготовили в Стамбуле в конце XVI века. В качестве дара Патриарх Константинопольский Еремий II переслал корону Царю Федору I Ивановичу, который был последним из рода Рюриковичей. «Большой венец» надевался царями лишь на важные торжества. Около 1680 года корону разобрали. Впоследствии ее детали были использованы для «диамантовых шапок» Ивана V и Петра I.
История
Скипетр существовал уже у греков. Римские цари переняли скипетр от этрусков; впоследствии его употребляли в Риме полководцы во время триумфа и императоры; верхний конец его украшен был орлом. Римляне нередко посылали скипетр союзным иностранным государям в знак дружбы. Усвоенный в христианской церкви, посох стал употребляться и европейскими государями, которые заменили его укороченными жезлами-скипетрами. В средние века наклонение скипетра служило знаком королевской милости, целование скипетра — знаком подданства. У французских королей скипетр был заменен так называемым main-de-justice — высоким, гладким позлащенным жезлом со сделанной из слоновой кости поднятой вверх рукой. Такой посох держал и Наполеон I, когда короновался императором французов в Париже и королём Италии в Милане.
Корона, скипетр и держава на царском гербе
В 1604 г. у Лжедмитрия, на малой его печати, появилось изображение трех корон под орлом. Такое изображение появилось впервые и просуществовало недолго. Однако уже в 1625 году вместо креста между главами орла возникла третья корона. Это изображение появилось при царе Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати. Так же сделали в 1645 году для его сына Алексея на Большой государственной печати.
Державы и скипетра на гербе не было до времен царствования Михаила Фёдоровича. В 1667 году с изображением государственных регалий власти появилась государственная печать царя Алексея Михайловича. Впервые четвертого июня 1667 года царем дается официальное и четкое разъяснение символики, связанной с тремя коронами. Каждая из корон, изображенная на гербе и печати, соответствует царствам –Сибирскому, Казанскому, Астраханскому. А скипетр и держава России означают «Самодержавец и Обладатель». А уже в 1667 году, 14 декабря, появляется первый Указ о гербе.
Литература
- Залесский К. Полный исторический атлас России. — АСТ, 2010. — С. 119. — 224 с. — ISBN 978-5-17-067244-8.
- Tooke, W. The Life of Catharine II, Empress of Russia. — Dublin: J. Moore, 45, College Garden, 1800. — Т. 3.
- Забозлаева Т. Б. Драгоценности в русской культуре XVIII-XX веков : Словарь (История. Терминология. Предметный мир). — Искусство-СПб, 2003. — С. 306. — 463 с. — ISBN 5-210-01570-X.
- Ферсман А. Е. Кристаллография алмаза / Д. С. Белянкин, И. И. Шафрановский. — Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1955. — С. 484. — 547 с. — 5000 экз.
- Фортунатов В. В. Санкт-Петербург. Культминимум для жителей и гостей культурной столицы / Власова Е.. — Питер, 2014. — С. 149. — 240 с. — ISBN 978-5-496-00798-6.
- Кузнецова Л. Петербургские ювелиры XIX – начала XX. Династии знаменитых мастеров императорской России. — Центрполиграф, 2017. — С. 142. — ISBN 978-5-227-07179-8.