Что такое сказание? какими они бывают?

Литература

  • Эпос // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1238—1242 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Эпос / Хализев В. Е., Мелетинский Е. М. // Экслибрис — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 30).
  • Боура С.М.. Героическая поэзия = Heroic Poetry. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 808 с. — ISBN 5-86793-207-9.
  • Веселовский А. Н., Шишмарёв В. Ф.,. Эпос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гадагатль А. М. Нартхэр. — сборник сочинений в семи томах и монография. — ГУРИПП «Адыгея», 2002.
  • Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. — М.; Л.: ГИХЛ, 1962.
  • Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. — Л.: Наука, 1974.
  • Котляр E. С. Эпос народов Африки южнее Сахары. — М.: Наука, 1985.
  • Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. — М.: Наука, 1987.
  • Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. — М.: Издательство восточной литературы, 1963.
  • Невелева С. Л. Махабхарата. Изучение древнеиндийского эпоса. — М., 1991.
  • Орлов А. С. Казахский героический эпос. — М.-Л., 1945.
  • Пропп В. Я. Русский героический эпос. — М., 2006.
  • Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. — Л., 1988.

Средневековый эпос

Эмиль Лауфер «Обвинение Кримхильды» (1879) по сюжету «Песни о Нибелунгах».

Средневековый эпос — прозаическая героическая поэзия, которая создавалась странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос пелся под звуки арфы или виолы (маленькой скрипки).

Лучше всего сохранились французские эпосы — около 100 поэм. Самая знаменитая из них — «Песнь о Роланде» — записана во Франции в начале XII века. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании и о мести короля франков за гибель своего племянника. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как религиозная война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря: он справедлив, всеми любим, великодушен и безумно смел, совершает необыкновенные подвиги и гибнет, чтобы не нарушить клятву верности своему сеньору.

В этой поэме отразились и любовь народа к «милой Франции», и ненависть к её врагам, и полное покорение своему господину. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Родину.

Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» отражает события и мифы времён Великого переселения народов. Запись этой поэмы сделана около 1200 года. В ней герои совершают богатырские подвиги не для защиты родины от захватчиков, а ради личных, семейных или племенных интересов. Но в поэме отразилась и жизнь германского народа в мирное и военное время. Пышные праздники у феодалов, пиры и турниры чередуются с войнами и битвами, в которых проявляются воинская удаль, смелость и сила рыцарей.

Обычно эпосы состояли из 30-50 строф по 8 строк в каждом. Иногда актёры инсценировали содержание эпоса и давали свои представления.

Русский эпос

И. Я. Билибин «Богатырь Вольга» (1903).

Русский героический эпос представлен былинами, так назвал русские эпические сказания учёный Иван Сахаров, взяв это слово из «Слова о полку Игореве»: автор хочет начать песнь по «былинам сего времени, а не по замышлению Бояню» (впрочем, слово «былина» как обозначение эпической песни изредка встречалось и в народе: «Сказка-складка, песня-быль», но чаще эпические песни называли «старинами»). Первые записи былин были сделаны в XVII—XVIII веках: древнерусская «Повесть о Сухане»; «Сказание о хождении богатырей киевских в Царьград» (Богатырское слово); «История о киевском богатыре Михаиле Даниловиче двенадцати лет»; «Сказание о князе Ставре Годиновиче»; «Сказание об Илье Муромце, Соловье-разбойнике и Идолище»; «Повесть о князе Владимире Киевском, о богатырях киевских, и о Михайле Потоке Ивановиче, и о царе Кащее Золотой Орды»; отрывок сказания об Алеше Поповиче и Тугарине; «Повесть о сильном богатыре и старословенском князе Василии Богуслаевиче» и некоторые другие.

Во второй половине XVIII века были записаны былины, входящие в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым». На протяжении XIX—XX веков былины записывались фольклористами — П. В. Киреевским, А. Ф. Гильфердингом, П. Н. Рыбниковым, Ю. М. Соколовым, С. И. Гуляевым, А. Д. Григорьевым, А. В. Марковым, Н. Е. Онучковым и другими. Известны такие знаменитые исполнители былин как Т. Г. Рябинин, А. П. Сорокин, К. И. Романов, П. Л. Калинин, В. П. Щеголенок, А. М. Крюкова, И. А. Федосеева, М. Д. Кривополенова, Ф. Е. Чуркина и др.

Ареал бытования былин включает Печору, Мезень, Кулой, Пинегу, Зимний Берег Белого моря, западное Поморье, Северное Обонежье, Западное Обонежье, Восточное Обонежье (Пудогу), Кенозеро, Каргополье, центр Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток, казачьи области (Дон, Нижняя Волга, Северный Кавказ и др.).

Былины, подобно эпическим произведениям других народов, исполнялись, как правило, пением под аккомпанемент музыкального инструмента — гуслей; исполнялись также и без инструментального сопровождения.

Фрэнк Чейн Папе «Морской царь танцует» (1916) по мотивам былины «Садко».

Процесс сложения былин, по мнению большинства исследователей, охватывает огромный промежуток времени, с древнейших времён (былины о Святогоре, Волхе) вплоть до XVIII века (былина о Бутмане). Всего былинных сюжетов около 70-ти, не считая былинных песен, каждый сюжет может быть представлен как в единичной записи, так и в многочисленных вариантах. Названия былин могут варьироваться. Вот список известных былин (в него не входят явные авторские былины, наподобие «Ваньки Удовкина Сына»):

Известные былины

Основная статья: Былины

Киевский или «владимиров» цикл
  • Алёша Попович и Тугарин
  • Илья и Идолище
  • Ссора Ильи с Владимиром
Новгородский цикл
  • Садко
  • Василий Буслаев
Московский цикл
  • Былина о Хотене Блудовиче
  • Былина о Дюке
  • Былины о Чуриле Пленковиче

Похожие термины:

  • См. «Библия».

  • Сказание о святой горе Афонской – описание афонских монастырей, составленное в Москве в 1560–1562 гг. С., «соборне себе советовав», сотворили пришедшие в Москву за милостыней игумены Иоаким (Пантелей

  • Сказание Афродитиана – переводной новозаветный апокриф, повествующий о знамениях в Персидской земле, сопровождавших рождение Христа, и о поклонении волхвов. Как показал П. Е. Щеголев, греческий о

  • Сказание Анфилога царя о святой литургии – апокриф, повествующий о том, как сарацинский царевич зашел в христианский храм и присутствовал при таинстве евхаристии (причащении). Вместо просфоры в р

  • Сказание о взятии Астрахани (2-я пол. XVI в.) повествует о событиях, предшествующих присоединению Астраханского царства при Иване IV (начиная с 1551 г.), и о взятии Астрахани 2 июня 1554 г. Как самостоятельно

  • см. «Беовульф».

  • См.: Апокрифы о Соломоне

  • Сказание о битве новгородцев с суздальцами – новгородский памятник сер. XIV в. В феврале 1170 г. объединенные силы нескольких русских княжеств под предводительством Мстислава, сына владимиро-суздаль

  • Сказание о иконе богоматери Иверской – предание, рассказывающее о происхождении одной из самых знаменитых святынь православного мира – чудотворной иконы божьей матери, находящейся в Иверском А

  • Сказание о иконе богоматери Тихвинской – легенда кон. XV–XVI вв. о чудесных обстоятельствах появления и перемещения иконы сначала над рекою Оятью около селения Выченицы, затем в местности Кожел над

  • памятник московской литературы сер. XVI в., повествующий о чудесах Владимирской иконы, защитницы русского народа и “заступления державы Русския”. Это монументальное произведение приурочено к пра

  • памятник древнерусской литературы, одно из произведений, посвященных борьбе с монголо-татарами в XIII в. Это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и бывшего Киевского

  • Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа (заглавие в рукописях: «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере»; начало; «Ведети нам ес

  • Сказание о Борисе и Глебе – самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник из цикла произведений, посвященных рассказу о гибели сыновей Владимира I Святославича Бориса и Глеба

  • греческое литературное произведение XII в., написанное в форме послания индийского царя и одновременно священника-христианина Иоанна византийскому императору Мануилу, созданного как бы в ответ на

  • Сказание «О человецех незнаемых в восточной стране» встречается в древнерусских рукописях с XVI по XVIII в. Оно представляет собой первое полуреальное, полуфантастическое описание сибирских народов

  • Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора. В 1246 г. в Орде, по повелению хана Батыя, были убиты черниговский князь Михаил Всеволодович (род. в 80–90-е гг. XII в.) и, сопров

  • Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери – цикл рассказов, основная часть которых посвящена описанию чудес, совершенных в XII в. Владимирской иконой богоматери (необходимо отличать «Сказа

  • Сказание о последних днях митрополита Макария, именуемое в рукописях «О немощи и о преставлении и о погребении Макария, митрополита всея Русии» (нач.: «В лето 7072-го сентября в 15 день на память велик

  • Сказание о двенадцати пятницах – апокриф, известный А. Н. Веселовскому в двух редакциях – Элевферьевской (о прении Элевферия с Тарасием) и Климентовской (в которой апокриф атрибутируется святому

Светские сказания

Большинство церковных сказаний имеют анонимных авторов. Светская литература появилась намного позже, в XVII-XVIII веках. Светская литература не связана с религией. Она может повествовать не только о героях, но и о простых людях. К светским памятникам литературы относится «Сказание о крестьянском сыне». Оно повествует о человеке, который занимался хулиганством и мошенничеством.

Что такое сказание? какими они бывают?

Из древнерусской литературы в современную пришло множество жанров. К ним относится и жанр, именуемый «сказание». Понятие и значение данного слова со временем изменились. Здесь следует сказать о его этимологии. Оно произошло от праславянской формы «казати», что значило «говорить», «читать проповедь». Образовано путем присоединения приставки «с», суффикса «аний» и окончания «э».

Сейчас сказание относят к фольклорному жанру.

Поэтика

Правдивость

Источником эпопеи служит национальное предание («абсолютное прошлое», по терминологии Гёте и Шиллера), а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел. Эпический мир отдалён от времени певца и слушателя эпической дистанцией. В своём прологе к «Кругу Земному» Снорри Стурлусон объяснял, что среди его источников есть «древние стихи и песни, которые исполнялись людям на забаву», и добавлял: «Хотя сами мы не знаем, правда ли эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой».

Формулы

Основная статья: Эпическая формула

Использование формул — фундамент устной импровизационной поэзии, без которого она не может существовать. Формула — это сочетание слов, которое используется (с незначительными изменениями или без них) всякий раз, когда возникает подходящая для этого ситуация. Формула может быть короткой (из двух слов) или длинной (до десяти строк).

В эпических произведениях жизнь человека изображается в развитии, от события к событию. Эпический герой целостен, не мучим сомнениями и колебаниями, олицетворяет какое-то особое качество, характер, проявляемый в поступках и понятных речах. Это объясняется тем, что он знает и принимает свою судьбу, смело идёт ей навстречу. Эпический герой не свободен в своих решениях и выборе линии поведения, поэтому ему остаётся лишь доблестно, лучшим образом исполнить своё предназначение.

Происхождение

Шкатулка «Певец-сказитель», Россия, фабрика Лукутина (конец ХІХ века).

На стадии зарождения эпоса у людей не существовало законченной картины мира, объясняющей его происхождение и судьбу. Тацит, описывая германские племена, упоминал их древние песни о мифологических предках и вождях, которые заменяли историю. Действительно, в эпосе воспоминания об исторических событиях сплавлены с мифом и сказкой, причём фантастический и исторический элементы в равной степени принимались за действительность. Эпос наполнен сведениями о мифологии и подвигах, афоризмами житейской мудрости, шутками, увлекательными рассказами. Назидательная функция столь же неотъемлема, как и познавательная. Эпос нёс древнюю мудрость, понимание которой считалось необходимым для каждого члена общества.

Переход от устного творчества певцов и сказителей к «книжному эпосу» сопровождался некоторыми изменениями в составе, объёме и содержании песен, поскольку эпические произведения в Европе существовали ещё в языческие времена, а в письменную форму были облечены столетия спустя после христианизации. Однако христианская идеология не определяет содержания и тональности поэм, что явствует при сравнении германского героического эпоса со средневековой латинской литературой, пронизанной церковным духом.

Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская, а другие считают, что эпос в Китае всё-таки есть.

Жанры

Основные виды (жанры) эпоса — это рассказ (малая форма), повесть (средняя форма), роман (большая форма). Также выделяются ещё жанры: эпопея, былина, сказка, поэма, новелла, очерк, басня, анекдот.