Что такое синтоизм? традиционная религия японии

Японский пантеон богов

Японский пантеон основан на буддийских и синтоистских традициях, в которых представлены могущественные ками, или боги, как в следующем списке из десяти “топовых” богов и богинь японской мифологии.

10. Кунинотокотачи

Кунинотокотачи, родившийся в хаосе, который когда-то охватил землю, был изображен как рожденный от тростниковой охоты. В «Нихон шоки», или «Хрониках Японии», место Кунинотокотачи находилось на вершине горы Фудзи и изображалось как божество мужского пола, а Кодзики представляло бесполое божество, порожденное после образования неба и земли. Согласно синтоизму, Кунинотокотачи был изначальным богом Вселенной.

9. Ниниги-но-Микото

Внук Аматэрасу, японской богини солнца, Ниниги считается прадедом Джимму, первого японского императора, указывая на божественное происхождение Императорского дома Японии, клана Ямато. Хотя Ниниги больше не почитается и ему не поклоняются, его заменили на Окунинуши-но-Микото. Ниниги держал три японских имперских символа – драгоценный камень, зеркало и меч – все они играют важную роль в японской мифологии.

8. Хатиман

Божество синтоизма, Хатиман – бог-покровитель клана Минамото, покровительствующий воинам Японии, бог войны. Считается, что образ Хатимана происходит от правившего в реальности 15-го императора Японии Одзина, и ему часто поклоняются вместе с матерью Одзина Джинго и богине Химэ-гами. В буддизме Хатиман признан Хатиманом Дайбосатсу и стал первым божеством, носящим титул Дайбосатсу, что означает «Великий будущий Будда». Бог войны стал оракулом божеств и охранял статую Будды в храме Тодай.

7. Цукиёми-но-Микото

Управляя ночью, Цукиёми – второй из детей Идзанаги и Идзанами, мужчина, который, как считается, имеет отношение к лунному календарю и фазам луны. Есть разные версии того, как появился Цукуёми. Кодзики пишет, что Цукиёми появился, когда Идзанаги омыл свой правый глаз, проходя церемониальное очищение. Другие писания помещают Цукиёми в рай с Аматерасу, которая считала его злым божеством после убийства Укемочи, ками пищи.

6. Тойота-Химэ

Поклонники Наруто могут узнать Тойоту-Хайме как жену лидера клана Уминою, Мочизуки, ослепшего силой Жукай Хейки. Тойота-Химе из японской мифологии, однако, является гораздо менее противоречивым и трагическим персонажем. Тойота-Химэ была дочерью Рюдзина, бога моря, и жены охотника Хори. Говорят, что ее наследие – первый император Японии, император Джимму, которого она, как говорят, родила. После рождения императора Тойота-Химэ превратилась в дракона и улетела.

5. Рюдзин

Рюдзин – японский бог морских драконов. Известный также как «Светящееся Существо», Рюдзин часто изображается с большим зияющим ртом и посылает и получает сообщения через черепаху. Рюдзин контролирует приливные потоки. Во время вторжения Императрицы Джинго в Корею Рюдзин был призван использовать силы, которые помогли затопить корейский флот, а затем утопить тех, кто успел покинул корабли.

4. Фудзин

Известный как синтоистский бог ветра, Фудзин, как говорят, присутствовал при создании мира и управляет ветрами. После образования неба и земли густой туман разделил их, и это был Фудзин, который очистил пространство, позволив солнцу сиять на земле. Его изображения часто включают в себя большой мешок с ветром на плечах.

3. Идзанами и Идзанаги

Эта пара брат-сестра служила центральным божеством японского мифа о сотворении мира. Этим двум приписывают создание первой суши и рождение Хируко, родившегося без костей “головастика”, который позже стал известен как бог Эбису. Они также образовали множество островов и других божеств, включая бога огня Кагуцучи, который смертельно ранил Идзанами. 

2. Сусаноо-но-Микото

Будучи богом шторма и младшим братом Аматерасу, богини солнца, Сусаноо наблюдал за морем, но был изгнан с небес. На земле Изумо Сусаноо убил восьмиголового дракона, терроризировавшего горожан, и превратил хвост в меч – японское императорское сокровище Кусанаги, которое он подарил Аматерасу. Сусаноо выйдет замуж за девушку, которую он спас от дракона. От них произойдут несколько поколений богов.

1. Аматэрасу-Омиками

Для японской императорской семьи все началось с небесной богини солнца, Аматэрасу Омиками. Родившаяся от левого глаза Идзанаги, Аматерасу была назначена ответственной за Высшую Небесную равнину Такамагахара. Поклонение Аматэрасу совершается в Великом Храме Исэ, где она проявляется в одном из трех Императорских Сокровищ Японии, зеркале, используемом меньшими богами, чтобы вывести ее из уединения.

[править] История

Полную историю синтоизма не знают даже сами японцы.

Причина сего в просранных учебниках истории том, что истоки этой религии лежат в далёкой седой древности. Зародилась она ещё в каменном веке в виде поклонения духам и исполнения различных ритуалов. В то время как во всём остальном мире реликтовые религиозные культы уже давно были заменены более б-гоугодными, в Японии в силу её изоляции древние верования развились в то, что мы видим сейчас.

Исходя из этого, сами японцы считают, что их религия самая древняя на Земле из ныне существующих (ибо носителей древнеегипетских/шумерских и т. п. ужо не осталось), а ПГМ-нутые гайдзины едко добавляют, что ещё и самая отсталая. Срач не утихает и по сей день. Впрочем, истина как всегда где-то посередине: за прошедшие тысячелетия синтоизм эволюционировал настолько, что изменились, пожалуй, все его компоненты. Японские исследователи говорят о значительных изменениях даже за последние лет сорок.

Сам термин синто — калька из китайского языка и обозначал «путь богов». Да-да, то самое то, которое дао. Хотя китайский шень всё-таки не совсем бог, каким его представляли древние греки с евреями, это просто нечто стихийное, природное и божественное. В китайском языке им обычно обозначают культ предков, так что когда европейские варвары добрались до Срединного Государства, то они тут же решили, что религия из культа предков и возникает. Потом добрались до Японии и решили, что она возникает из благоговения перед природными феноменами. Варвары, чего с них взять…

В Японии всё намного запутанней, потому что ками — это всё-таки не обязательно шэнь, могут быть и неодушевлёнными предметами, почти никогда не являются духами предков, а о происхождении самого слова уже в X веке строили всякие загадочные гипотезы. Более того, вообще все сущее в мире немного ками, включая людей, дворец и даже самого Императара, который станет верховным главнокомандующим только после Мэйдзи, по европейскому образцу, а до этого явно был кем-то вроде синтоистского жреца 80 lvl.

К тому моменту, когда пришли буддистские монахи и научили японцев китайской грамоте, в Японии уже точно были храмики всяких местных божеств. Буддисты, как водится, не видели в кулстори кицунэ, тануки и капп ничего странного, равно как и в почитании духов гор и долин — мало ли, каким образом тут принято перерождаться.

Разумеется, никакой общей доктрины и толком зафиксированных источников у тогдашнего синто не было и быть не могло. Были только очень общие японские представления о том, как должно выглядить нечто божественное. Только в начале VIII века были записаны на китайском (с кучей японицизмов) собрание легенд «Кодзики» и история правящей династии «Нихонги». Говорят, были ещё какие-то «Кудзики», ещё более древние, но сгорели ещё в середине VII века. Жаждущие могут окунуться в русский перевод этих захватывающих приключений божеств с именами вроде Амэ-но-хохи-но микото и узнать, как случилось так, что небесные ткачихи испугались, укололи себя челноками в тайные места и умерли.

Так оно и развивалось вплоть до конца XVIII — начала XIX века, когда ВНЕЗАПНО выяснилось, что европейские гайдзины умеют не только кораблики строить, но и Китай на бабло нагибать. А ещё у них есть особая религия «христианство», которая совсем не буддизм, потому что ками не признаёт и тащит в себе целую картину мира.

Среди национально озабоченных синтоистов началось брожение умов, родившее в итоге мегаидею, что Японский Синтоизм — это Уникальное Явление, Не Имеющее Аналогов в Мире и именно оно не только спасёт страну от варваров, но и позволит ей всех нагнуть. А всякое христианство нам не надо. И буддизма тоже — ведь этот Будда был индус, чуждый настоящему японскому духу. Да и китайскую премудрость тоже фтопку, как показали Опиумные войны, против пулемётов она не работает. Вместо этого надо вернуться к посконным «Кодзики» и поэзии из доисторических антологий. И быстро всех нагнуть.

Только после Мэйдзи правительство составило официальные списки синтоистских святилищ и подчинило их министерству внутренних дел. Так что синто, как мы его знаем, такой же продукт модерна, как суши или кока-кола.

Определения

Что такое синтоизм? традиционная религия японии
Эта гравюра 1878 года, созданная Тоёхара Чиканобу (1838–1912), наглядно представляет центральный принцип государственного синтоизма (1871–1946). Этот синтоистский вариант утверждал и продвигал веру в божественность Императора, которая возникла из генеалогического древа, восходящего к первому императору и наиболее важным божествам японской мифологии.

Определение государственного синто требует отличия от термина «синтоизм», который был одним из аспектов набора националистических символов, интегрированных в идеологию государственного синто. Хотя некоторые ученые, такие как Вудард и Холтом, а также сама синтоистская директива, используют термины «синтоистское святилище» и «государственный синтоизм» взаимозаменяемо, большинство современных ученых используют термин «синтоистский храм» для обозначения большинства синтоистских святынь, которые были вне влияния государственного синто, оставляя «государственный синтоизм» для обозначения святынь и практик, намеренно предназначенных для отражения государственной идеологии.

Интерпретации

Император Хирохито и генерал Макартур на их первой встрече в посольстве США в Токио, 27 сентября 1945 года.

Чаще всего под государственным синто понимается любое использование синтоистских практик, включенных в национальную идеологию в период Мэйдзи, начиная с 1868 года. Это часто описывается как любая поддерживаемая государством, вдохновленная синтоизмом идеология или практика, призванная вдохновить на национальную интеграцию, единство и верность. Под государственным синто также понимаются государственные ритуалы и идеология поклонения императору , что не было традиционным акцентом синтоизма — из 124 японских императоров только 20 посвятили святыни.

«Государственный синтоизм» не был официальным обозначением какой-либо практики или веры в Императорской Японии в этот период. Вместо этого он был разработан в конце войны, чтобы описать смесь государственной поддержки нерелигиозной деятельности святынь и иммерсивной идеологической поддержки политики Кокутай в образовании, включая обучение всех священников святынь. Это позволило одной из форм традиционного религиозного синтоизма отразить позицию государственного синтоизма без прямого контроля государства. Степень, в которой поклонение Императору поддерживалось населением, неясна, хотя такие ученые, как Ашизу Узухико, Сакамото Коремару и Нитта Хитоши, утверждают, что правительственное финансирование и контроль над святынями никогда не было достаточным, чтобы оправдать утверждение о существовании государства. Синтоизм. Степень народной поддержки действий, отнесенных к категории «Государственный синтоизм», является предметом споров.

Некоторые современные синтоистские авторитеты отвергают концепцию государственного синто и стремятся восстановить элементы этой практики, такие как наименование периодов времени в честь Императора. Эта точка зрения часто рассматривает «государственный синтоизм» исключительно как изобретение «директивы синтоизма» Соединенных Штатов.

Понятие об окружающем мире

Вселенная не создана благим Творцом. Из хаоса появились ками, которые на определенном этапе создали японские острова. Синтоизм Страны восходящего солнца учит, что мирозданье устроено правильно, хотя отнюдь не благо. И главное в нем — порядок. Зло — это болезнь, пожирающая установленные нормы. Поэтому добродетельный человек должен избегать слабостей, соблазнов и недостойных помыслов. Именно они могут привести его к цуми. Грех не только исказит благую душу человека, но и сделает его парией в обществе. А это для японца — самое страшное наказание. Но абсолютного зла и добра не существует. Чтобы отличить «хорошее» от «плохого» в конкретной ситуации, человек должен обладать «сердцем, подобным зеркалу» (адекватно судить о действительности) и не разрывать союза с божеством (чтить обряд). Таким образом он вносит посильный вклад в стабильность мироздания.

Что такое синтоизм? традиционная религия японии

[править] Синтоизм в аниме

Мико в аниме

Многие анимешники, прочитав всё вышенаписанное, зададутся логичным вопросом: «а почему тема синтоизма так слабо раскрыта в аниме, и одновременно там сравнительно много (для страны с таким низкой долей христознутого населения) отсылок к христианству?» Причина необычайно проста: вы когда-нибудь видели отечественный фильм, где священник будет бегать с шотганом и мочить чертей (Охлобыстин не в счёт)? А американский? В глазах любого последователя или потомка последователей одной еврейской секты этот юмор будет неуместен. Даже если и найдутся желающие снять кинцо на указанную тему, ХГМ-нутые патриархальные круги общества анально покарают не одобрят сию затею. Для японцев, необычайно уважающих традицию и культ предков, снимать анимешки про синтоизм — значит посягать на нечто сакральное.

Впрочем, аниме про синтоизм всё-таки имеются, хотя и не так разнообразны. Список: 

  • ИнуЯся — всё как положено: мико, демоны, битвы колдунством и даже буддистский монах-бабник имеется
  • В лесу мерцания светлячков
  • Богиня-школьница
  • Тетрадь друзей Нацумэ
  • Мусиси
  • Серебряный лис
  • Внук Нурарихёна
  • Таютама — поцелуй мою богиню
  • Инари в нашем доме
  • Жрица Луны, жрица Солнца
  • Noragami (Бездомный Бог)
  • Большинство из работ дедушки Ха.
  • «Воин в матроске» Сейлор Марс, она же Рэй Хино, является Мико, жрицей синто. Даже использует особую уличную синтоистскую магию.
  • И, конечно же, Тохо.

Тем не менее, всё вышесказанное касается только аниме про синтоизм. Однако хотя бы небольшие отсылки к обычаям, легендам или обрядам синто есть почти в каждом аниме. Японское фэнтези и ужасы чуть менее чем все основаны на синтоистских легендах.

Послевоенный

1 января 1946 года император Сёва выступил с заявлением, которое иногда называют Декларацией человечества , в котором он процитировал Клятву Пяти Уставов императора Мэйдзи, объявил, что он не является акицумиками (божеством в человеческой форме) и что Япония не является построены на мифах. В США General штаб — квартиру быстро определить и запретила практику она идентифицированная как «государственный синтоизм», а потому , что США свобода пилой религии как важнейший аспект послевоенной Японии это не место полного запрета на японских религиозных церемониях с участием императора. Генерал Дуглас Макартур и Государственный департамент стремились сохранить власть Императора, чтобы избежать «длительного недовольства» среди японцев во время оккупации и восстановления Японии.

В Синтоистской директиве говорилось, что она была создана, чтобы «освободить японский народ от прямого или косвенного принуждения верить или исповедовать свою веру в религию или культ, официально обозначенные государством», и «предотвратить повторение извращения синтоистской теории и верований в милитаристские. и ультранационалистическая пропаганда «.

Сегодня, в то время как Императорский Дом продолжает выполнять синтоистские ритуалы как «частные церемонии», участие и вера больше не являются обязательными для японских граждан и не финансируются государством.

Другие аспекты «надрелигиозного» принуждения правительства к синтоистским практикам, такие как школьные поездки в синтоистские святыни, были запрещены. Многие нововведения синтоизма эпохи Мэйдзи присутствуют в современном синто, например, среди священников есть вера в то, что синтоизм является нерелигиозной культурной практикой, которая способствует национальному единству.

Споры

Споры возникли во время похорон и свадеб членов японской императорской семьи, поскольку они представляют собой слияние синтоистских и государственных функций. Японское казначейство не оплачивает эти мероприятия, что сохраняет различие между государственной и святыней функциями.

Ассоциация Синто Святыни политически активно поощряла поддержку императора, включая кампании , такие как распространение амулетов из Ису . Святилище Исэ было одним из самых важных святилищ в государственном синто, символизируя присутствие Аматэрасу и связь с Императором. Напротив, храм Ясукуни эпохи Мэйдзи часто является объектом разногласий в государственном синтоизме, в основном из-за того, что в нем хранятся японские военные преступники .

Консервативные политики и группы националистических интересов продолжают выступать за возвращение Императора на центральное политическое и религиозное положение, что, по их мнению, восстановит чувство национального единства.

Канонизация мифологии

Страна была объединена под властью правителя региона Ямато. А потому на вершине японского «Олимпа» оказалась богиня Аматэрасу, отождествлявшаяся с Солнцем. Она была объявлена праматерью правящего императорского рода. Все другие боги получили более низкий статус. В 701 году в Японии даже был учрежден административный орган «дзингикан», который ведал всеми отправляемыми в стране культами и религиозными церемониями. Королева Гэммей в 712 году приказала составить свод существовавших в стране верований. Так появилась хроника «Кодзики» («Записи о деяниях стариныи»). Но главной книгой, которую можно сравнить с Библией авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама), для синто стали «Нихон сёки» – «Анналы Японии, записанные кистью». Этот свод мифов был составлен в 720 году группой чиновников под руководством некоего О-но Ясумаро и при непосредственном участии принца Тонэри. Все верования были приведены в некое единство. К тому же в «Нихон сёки» приводятся и исторические события, повествующие о проникновение на японские острова буддизма, китайских и корейских знатных родов.

Что такое синтоизм? традиционная религия японии

Философия Синтоизма

В своей основе традиция Синтоизм и её философия основана на обожествлении и поклонении природным силам. Жившие боги, создавшие людей Японии, воплощаются в духов природы, к примеру, в духа горы, камня, реки.

Про солнце вообще отдельный разговор. Так богиня Солнца Аматэрасу Омиками – является главным божеством японского синтоизма, да и просто всей Японии, как основатель императорского рода.

И потому согласно философии синтоизма люди должны поклоняться данным божествам, как уважение их родословной и для защиты, а также для покровительства от этих божеств и духов природы.

Так же в философию Синтоизма входит и понятие добродетели, сочувствие к окружающим, и сильное уважение к старшим. Признается изначальная безгрешность и добродетель души.

Места для поклонения там где ты есть

Как мы уже говорили, на синтоизм большое влияние оказал Буддизм, долгое время бывший государственной религией. Характерной чертой Синтоизма является то, что от верующих не требуется частое посещение храмов, достаточно приходить в праздники. Можно и дома выполнять молитвы предкам и духам.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

камидан

Вывод

Вполне очевидно, что японский синтоизм имел своей целью сплочение народа, развитие гармонии между людьми и природой, а также развитие духа единства. Кроме того, синтоизм практически не находит противоречий с другими основными мировыми религиями, ведь тех же предков почитают почти везде.

Так человек может быть, например, одновременно и синтоистом, и буддистом. И как показывает опыт синтоизма – главное это гармония.

Возможно когда-нибудь, все религии даже придут к одной религии или лучше сказать к одной вере, вере в гармонию, любовь, и подобные однозначно ценные и необходимые каждому разумному и успешному человеку вещи.

Что ж, поэтому мы всем желаем гармонии и благополучия, и не забывайте посещать наш портал, где можно будет узнать много интересного про духовный мир. А в одной из следующих статьей мы так и попробуем подвести общий знаменатель под все основные мировые религии и верования общества и попытаемся понять почему религии вообще существуют, ну и конечно, не забудьте прочесть о сути и философии буддизма, так сильно повлиявшего на историю, философию и суть синтоизма.

Государственный контроль святынь

Таблица: Государственные расходы на святыни
Год Платежи за святыню (иены) % годового бюджета
1902 г. 1 071 727 0,43
1907 г. 510 432 0,08
1912 г. 358 012 0,06
1917 г. 877 063 0,11
1922 г. 4 191 000 0,29
1927 г. 1,774,000 0,1
1932 г. 1 373 000 0,07
1937 г. 2 297 000 0,08
1942 г. 2 081 000 0,02
1943 г. 6 633 000 0,05
1944 г. 1,331,000 0,01

Хотя идеологический интерес правительства к синтоизму хорошо известен, ведутся споры о том, насколько правительство контролировало местные святыни и как долго. Финансы святыни не поддерживались исключительно государством. Священники синтоизма, даже при поддержке государства, как правило, избегали проповедей по идеологическим вопросам до создания совета военного храма в 1940 году.

В 1906 году правительство издало политику, ограничивающую финансовую поддержку одной святыней на деревню. Этот штат поддерживал святыни, которые следовали его конкретным руководящим принципам в отношении финансирования, и поощрял нефинансируемые святыни становиться партнерами с более крупными святынями. В результате этой инициативы по объединению синтоистских верований в одобренную государством практику, 200 000 святынь Японии были сокращены до 120 000 к 1914 году, консолидируя контроль над святынями, благоприятными для государственной интерпретации синтоизма.

В 1910 году выпускники государственных синтоистских школ, таких как Kokugakuin университета и Kougakkan университета , неявно разрешили стать учителями общественных школ. Некоторые считают, что большее количество более подготовленных священников, получивших образование в поддерживаемых государством школах, в сочетании с растущим патриотическим рвением создали среду, в которой было возможно массовое поклонение Императору даже без финансовой поддержки местных святынь.

В 1913 году официальные правила для жрецов святилища — Канкокухейша ика дзиндзя синсёку хому кисоку ( 官 国 幣 社 以下 神社 神 奉 務 規則 ) — конкретно предусматривали «обязанность соблюдать праздники, соответствующие ритуалам государства». Некоторые святыни действительно переняли государственную практику синтоизма независимо от финансовой поддержки со стороны правительства. Несколько ассоциаций святилищ выступили за поддержку директив «государственного синтоизма» независимо, включая Организацию администрации святилища, Организацию сотрудничества святых священников и Организацию обучения священников святынь.

В 1940 году государство создало правление святынь военного времени, которое расширило контроль над государственными святынями и расширило роль государства. До этого момента отдельные священники были ограничены в их политических ролях, делегированы определенным ритуалам и содержанию святынь, и редко поощряли поклонение Императору или другие аспекты государственной идеологии независимо. Ни один священник или член совета святыни военного времени ранее не добивался государственной должности, что, по мнению некоторых ученых, таких как Сакамото, является свидетельством использования государством синтоизма в своих собственных целях, а не попыткой синтоистского священника добиться политической власти. .

Синтоизм боги.

Как и во многих других древних религиях, божества «синто» представляют важные астрологические, географические и метеорологические явления, которые когда-либо случались и считались влияющими на повседневную жизнь.

Богами создателями считаются: Богиня творения и смерти — Идзанами и ее муж Идзанаги. Именно их принято считать создателями островов Японии. Дальше по иерархии, верховными божествами принято считать богиню солнца – Аматерасу и ее брата Сусаноо –бога моря и бури.

К другим значимым божествам в синтоизме можно причислить бога-богиню Инари, которая считается покровительницей риса, плодородия, торговли и ремесленничества. Посланник Инари — лиса, популярная фигура в храмовом искусстве.

Что такое синтоизм? традиционная религия японии

Также в синтоизме особым почтением пользуются так называемые – «Семь богов счастья»:

  • Эбису – бог удачи и трудолюбия, который считается покровителем рыбаков и торговцев;
  • Дайкоку – бог богатства и покровитель всех крестьян;
  • Бисямонтэн – бог воин-защитник, бог богатства и процветания. Очень почитаем среди военных, врачей и служителей закона;
  • Бэндзайтэн – богиня морской удачи, любви, знаний, мудрости и искусства;
  • Фукурокудзю – бог долголетия и мудрости в поступках;
  • Хотэй – бог доброты, сострадания и добродушия;
  • Дзюродзин – бог долголетия и здоровья.

Вообще пантеон синтоистских богов очень велик и в него входят различные божества, отвечающие практически за все аспекты человеческой жизни.

Что такое синтоизм? традиционная религия японии

Происхождение термина

Синтоизм — это смесь традиционных японских народных обычаев, верований, придворных манер и поклонения духам, которая восходит как минимум к 600 году нашей эры. Эти верования были объединены как «синтоизм» в эпоху Мэйдзи (1868-1912), хотя в Хрониках Японии ( 日本 書 紀 , Nihon Shoki ) этот термин впервые упоминается в восьмом веке. Синтоизм не имеет набора доктрин или основателя, но основан на наборе мифов о творении, описанных в таких книгах, как Кодзики .

« Синтоистская директива » Генерального штаба Соединенных Штатов в 1945 году ввела различие «государственного синтоизма», когда оно начало управлять Японией после Второй мировой войны. Директива синтоизма (официально «Отмена государственного спонсорства, поддержки, сохранения, контроля и распространения государственного синтоизма») определила государственный синтоизм как «ту ветвь синтоизма ( Кокка Синто или Дзиндзя Синто ), которая официальными актами правительства Японии , была дифференцирована от религии секты синто ( шуха синто или киоха синто ) и была классифицирована как нерелигиозный национальный культ «.

Таким образом, термин «государственный синтоизм» использовался для категоризации и отмены имперских японских практик, которые опирались на синтоизм для поддержки националистической идеологии. Таким образом, послевоенная конституция Японии, отказавшись полностью запретить синтоистскую практику, смогла сохранить полную свободу вероисповедания.