Символизм в искусстве
Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.
Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.
Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).
В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.
Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.
Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.
Солнце как культурный символ царя/князя
Солнце
В дохристианскую эпоху существовало убеждение, что солнце непосредственно связано с потусторонним миром — миром божеств, предков, миром нечеловеческим, могущественным и грозным (грозный — не только наводящий страх, но и творящий справедливость: «справа» — суд; царь — «как Божия гроза» (Пушкин)).
Когда солнце закатывалось за горизонт, думали, что оно уходит в подземный мир или его съедает злая сила мрака. Каждую ночь бог солнца Ра (Древний Египет) плывет по подземному Нилу в глубины земли, где борется со змеем Апопом, одерживая под утро победу, чтобы на следующую ночь бороться снова.
У некоторых древних народов само солнце почиталось как божество. Обычно такое представление имело место, когда особа царя очень высоко чтилась и была в высшей степени священной.
Царь
У древнего народа хеттов (Малая Азия) царь именовал себя «мое солнечное божество» и объезжал свои владения подобно солнцу с востока на запад.
Правители империи инков в Южной Америке (до прихода туда европейцев) считали себя детьми солнца.
Япония — «страна восходящего солнца», а император — сын солнца.
В русском фольклоре распространено сравнение князя с солнцем.
В древнерусских книгах сравнение князя с солнцем вполне обычно, а заход солнца или его затмение сопоставляется с болезнью князя, поражением в бою или смертью (ср. князь Игорь в «Слове»).
Любящие люди иногда говорят друг другу «солнышко», «золотце», а это характерные символы и царя. А почему эти символы перешли в бытовую среду, станет понятнее, если вспомнить, что в старинных обрядях венчания молодых величали «князем» и «княгинею», так как они — основатели нового рода, а князь/царь считался более других близким иному миру, приобщенным к предкам — основателям рода.
* * *
Все значимое, ценное (священное) в этом мире имеет образец в мире ином.
По своему воздействию на человека солнце и царь близки. Солнце — иномирно, потому что недоступно (священное всегда отделено), хотя и зримо (в отличие от христианских представлений о природе иного мира). Оно идет постоянным путем: неизменность — признак иного мира. На солнце нельзя прямо смотреть (отделенность священного). Оно животворит, от него зависят жизнь и смерть человека и природы.
Теми же признаками наделена власть: недоступность, неизменность (ритуальность), животворящая сила (царь в древности — повелитель природных стихий; царь «все может», отсюда «он во всем виноват»: неурожай и голод в течение ряда лет в начале 17 века на Руси связывали в народе с виной царя Бориса Годунова).
2000—2020 Л. Э. Ванд, А. С. Муратова |
Огонь
Огонь связан со множеством разнообразных явлений и вещей в мире божественном, природном и человеческом и каким-то образом объединяет их. Исключительная роль огня в древних культурах связана с тем, что это символ, до краев наполненный всевозможными отсылками, связями, намеками: огонь соотносится с неприступностью, очищающей силой, непереносимым болевым воздействием, мифологическими змеями и драконами, опьянением, пищей, небесными телами, грозой, божественным присутствием и т. д. Огонь тесно связан с родом и семьей — через постоянно поддерживаемый огонь очага, теплоту крови и другие интуитивно постигаемые вещи. Он связан и с духовной преемственностью: в монастырях, в прежние времене на могилах, в некоторых церквах и у икон принято держать «негасимые лампады». Близость к огню выделяет людей среди прочих и наделяет их особыми качествами: таковы женщина — хранительница очага; в сказках — Золушка, Иван Запечный, Емеля и пр.; кузнец, трубочист. Огонь имеет божественную природу, но и у Бога, как мы знаем из Библии, иногда проявляется огненная природа.
Символы света
Свет в народных традициях соотносят с самим светилом, месяцем, летом, теплом, цветами. Он символизирует красоту жизни, воплощает истину, праведность, святость и миропорядок.
Он символизирует Божью благодать и отвращает от человека нечистую силу. Солярные (солнечные) символы несут в себе божественные образы и его силы. Это неудивительно, ведь солнце почиталось нашими предками как источник тепла и жизни. Свет в фольклоре называли ясным, красным, добрым и т. п. В различных славянских обрядах во славу солнцу произносили клятвы, давали обещания. Славяне считали, что Солнце – это символ лика или божьега ока. Они полагали, что божество именно через солнце наблюдает за человеком.
Луна – еще одно небесное светило, которое ассоциируется в народных поверьях исключительно с миром мертвых. Луна противопоставляется Солнцу — божеству жизни, тепла и света. Все славяне считали, что лунный свет опасен. Особенно это касалось новорожденных детей и беременных женщин, которым было запрещено попадать в сияние Луны.
Распространенность культов Луны объясняется тем, что это светило было важным во время ночной охоты. Также известно, что древние люди установили влияние Луны на приливы и отливы, поэтому очень долгое время человек считал, что Луна управляет даже его судьбой.
Луна символизировала целомудрие, безразличие, изменчивость и непостоянство. Однако полная луна ассоциируется с кругом, то есть с символом совершенства и цельности.
Свеча – духовный образ. Свеча чаще всего изображается в мире тьмы и невежества. Она является одним из важнейших символов православной традиции. Символизирует Христа, церковь, Благодать, веру, память и так далее. В частном смысле свеча ассоциируется с одиночеством и трепетностью человеческой души, а также краткостью его земного существования. Недаром именно свечу зажигают, когда умирает человек. Родственники этим обрядом хотят осветить его путь в мир смерти.
Представители символизма
Символисты в литературе
Примеры русских писателей и поэтов-символистов:
- К. Д. Бальмонт (1867 — 1942);
- В. Я. Брюсов (1873 — 1924);
- Ю. К. Балтрушайтис (1873 — 1944);
- И. Ф. Анненский (1855 — 1909);
- А. А. Блок (1880 — 1921);
- А. Белый (1880 — 1934).
Примеры иностранных поэтов-символистов:
- Поль Верлен (1844 — 1896);
- Артюр Рембо (1854 — 1891);
- Стефан Малларме (1842 — 1898);
- Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).
Символисты в изобразительном искусстве
Примеры художников-символистов:
- Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910);
- Эдвард Мунк (1863 — 1944);
- Гюстав Моро (1826 — 1898);
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911);
- Обри Бёрдслей (1872 — 1898);
- Джеймс Энсор (1860 — 1949);
- Фелисьен Ропс (1833 — 1898);
- Фердинанд Ходлер (1853 — 1918);
- Макс Клингер (1857 — 1920);
- Лайош Гулачи (1882 — 1932);
- Арнольд Бёклин (1827 —1901);
- Франц фон Штук (1863 — 1928);
- Поль Гоген (1848 — 1903);
- Одилон Редон (1840 — 1916);
- Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898);
- Яцек Мальчевский (1854 — 1929).
Множество определений
Сегодня в науке встречается не одно, а несколько определений символа в литературе. Если ученику необходимо раскрыть понятие, то стоит останавливаться на том, который будет ему понятнее всего. Ведь по своей сути они ничем не отличаются между собой.
В любом виде искусств, будь то литература, живопись или музыка, символ имеет очень важное значение. Всякий раз образ символичен, его цель — при помощи переносных значений обрисовать реальную картину мира
Литературоведы отмечают, что в художественных текстах символичность кроется в сравнении, метафорах и даже эпитетах.
Итак, символ в литературе – это признак, предмет или знак, который замещает другой предмет и выражает его скрытую от посторонних взглядов суть. Кроме того, символ является проводником в художественный мир автора, который применил данный символ.
Русский символизм
В промежутке между 1886 и 1900 символизм преобладал в большинстве видов искусств Европы. Художник начала 20 века, который оказал сильнейшее влияние на русское изобразительное искусство этого направления — Михаил Александрович Врубель.
Картина «Демон (сидящий)», 1890 г., художник М. А. Врубель (1856 – 1910)
Символизм в русской литературе
В русской литературе, как течение, символизм продлился приблизительно до 1910 года.
В России символизм стал первым, и самым главным, модернистским течением в поэзии. У нас его принято делить на два этапа: по времени становления, и по манерам мировоззрения.
«Старшие символисты» — это те, которые сделали свои первые шаги в поэзии в 1890-е годы. Они начали развивать русскую поэзию. Например: В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб (Тетерников), К. Д. Бальмонт.
«Младосимволисты» («младшие символисты») — поэты, которые появились в литературном обществе в 1900 – 1904 годах. Считается, что они превратили символизм в самостоятельное направление, придав ему законченный вид. Например: В. С. Соловьёв, А. А. Блок, А. Белый (Б. Н. Бугаев).
Символизм в русской литературе
Определение 1
Символизм – это одно из крупнейших течений в литературе (а также искусстве, живописи, музыке), характеризующееся экспериментаторством, новаторством посредством использования приемов недосказанности, тайны, загадочности.
Символизм как явление возник во Франции в конце девятнадцатого века, однако наиболее широкое распространение получил в начале двадцатого века. Его представителями за рубежом были: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Лотреамона.
Замечание 1
В русской литературе символизм возник в начале двадцатого века. Его представителями в России являлись: Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и многие другие.
Символисты считали целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. В России символисты разделились на два «лагеря»: старшие (З. Гиппиус, Д. Мережковский) – использовали символы религиозно-философского смысла. Они считали, что от всей мирской суеты, человек должен уйти в мир фантазий, иллюзий. Младшие символисты (А. Белый, А. Блок, Ф. Сологуб) ориентировались в своем творчестве на «особых» читателей, которые в процессе прочтения таковых произведений становились не просто читателями, а соавторами. Это объяснялось тем, что каждый читатель должен был по-своему понять и прочувствовать символистическое произведение. Читатель должен был после прочтения стихов разбудить в себе собственные мысли и восприятие данного произведения.
В России символизм приобрел свои особенности, выделившие его среди других стран. К таковым особенностям можно отнести:
- Разделение символизма на еще два направления, определившие течение символизма в России.
- Использование средств выразительности не только литературного языка, но и простонародного. Использование как возвышенной, так и «низкой» лексики.
- Черты неясного смысла, когда читатель может додумать, что угодно. В этом случае, как уже говорилось выше, читатель является «соавтором» произведения.
- Использование вполне определенных и понятных символов, которые понимаются всеми одинаково.
Все эти особенности сделали русский символизм выделяющимся среди других стран, а также дали толчок к развитию дальнейшей литературы.
Явление символизма каждый объяснял по-разному. Наиболее признанной считается позиция известного политического деятеля тех времен Льва Троцкого о том, что символизм в России являлся попыткой к бегству в мир фантазий и иллюзий от жестокой и холодной реальности.
Использование символов, конечно, имело свою определенную цель и задачу. Возможно, явление символизма в России того времени и правда являлось попыткой бегства от реальности. Однако, неоспорим тот факт, что символизм внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие русской литературы.
Задачи и цели символизма в русской литературе
Как уже говорилось выше, символизм в русской литературе имел свои цели и задачи. К таковым можно отнести:
- Представление реальной картины мира или политической обстановки в стране через символы. Например, в поэме А. Блока «Двенадцать» через символы вьюги и метели показана неразбериха послереволюционной обстановки в стране, а через символ бродячего пса – старый, не нужный никому мир, уже отживший свое. Помимо этих символов, в поэме есть и другие, не менее значимые и тоже выполняющие информативную функцию.
- Через символы передаются чувства и мысли, завуалированные намеки и скрытые сравнения, что помогает сделать лирический, а иногда и прозаический текст полнее и ярче.
- Через символы можно показать эмоциональную окраску произведения. Так, символ становится явлением перехода из эмоционального в материальное.
- Через символы можно передать характер лирического героя или объекта, о котором говорится в любом символистическом произведении. Символ в таком случае является частью сюжетной линии лирического произведения.
Таким образом, символизм в русской литературе представляет собой большую ценность, поскольку является одним из главных направлений и явлений в литературе. В его задачи входит представление реальной картины мира, обстановки в стране или же эмоциональное описание картины происходящего. Так, символизм имеет очень большую значимость. Что же появилось благодаря символизму и какой вклад он внес в развитие русской литературы?
- Во-первых, благодаря символизму появилось бесчисленное множество новых средств выразительности и нашлось применение старым: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, перифраз, аллегория, инверсия – все эти и многие другие средства стали массовыми, распространенными и более оформившимися в обычном их употреблении.
- Во-вторых, благодаря символизму, сейчас видна и доступна современная Россия предыдущего века. Многие авторы-символисты в своих произведениях высказывали свое отношение к революции. Поэтому символизм представляет собой историческую ценность.
- В-третьих, символизм представляет собой духовно-религиозную ценность, так как творчество символистов зачастую находилось в религиозно-философском поиске. Все это придавало символизму в России особенное, возвышенно-духовное значение.
- В-четвертых, благодаря символизму русская литература получила такую широкую известность.
- В-пятых, символизм положил начало Серебряному веку русской литературы – веку поэзии. Именно символизм положил начало футуризму, который в последствии его сменил.
Таким образом, символизм в русской литературе сыграл большую роль. Он включал в себя два направления, каждое из которых характеризовалась определенным набором свойств и задач, определяющих впоследствии значимость данного направления в русской литературе. Символизм был и остается одним из самых значимых направлений в лирике двадцатого века. Именно он положил начало развитию лирической русской литературы. Так, символизм сыграл большую роль в русской литературе и внес вклад в развитие мировой литературы в целом.
Основные признаки
Новое литературное направление опиралось на работы известных философов и пыталось найти в человеческой душе то место, где можно скрыться от пугающей реальности. Среди основных особенностей символизма в русской литературе выделяют следующие:
Передача всех тайных смыслов должна производиться посредством символов. В основе лежат мистицизм и философские работы. Множественность значений слов, ассоциативное восприятие. За образец берутся произведения великих классиков. Предлагается постигать многообразие мира посредством искусства. Создание собственной мифологии
Особое внимание к ритмическому строю стихотворения. Идея преобразования мира при помощи искусства
Серебряный век
Под этим термином понимают образный период в русской поэзии, который появился в начале 20 века. Этот период связывают с такими именами как Николай Гумилев, Александр Блок, Владимир Маяковский и другими выдающимися личностями.
Символизм Серебряного века был неоднородным, и его можно разделить на два этапа:
- Старший. Поэты этого времени воспринимали символизм как творение чувств и художественных ценностей. Важную роль здесь играет эстетика. К этой группе относят Брюсова, Бальмонта, Мережковского, Сологуба и др.
- Младший. Символизм начинает воспринимается как философское и религиозное явление. Этот период представлен именами Блока, Белого, Иванова и др.
Символизм – это яркое направление модернизма, которое оказало сильное влияние на музыку, поэзию, литературу и искусство. Характерной чертой течения было использование образов таинственности, недосказанности, которые можно раскрыть при помощи воображения и чувств. Символизм имел много общего с другими направлениями начала 20 века, однако отличался самобытностью и уникальностью.
Особенного внимания заслуживает данное течение в России, где оно использовало западные идеи, однако предлагало свои отличительные черты и характеристики. Сюда относится связь с народом и государством и обращение к другим историческим эпохам.
Определения
- Деталь — это небольшой элемент художественного образа, придающий ему неповторимую выразительность и особое значение.
- Символ — знак, указывающий на глубину художественного образа, его неравенство себе: символ в литературе всегда предполагает гораздо большее, чем сказано фактически.
- Подтекст — смысл, который не следует явственно из текста, но о котором можно догадаться. Чтобы выявить и осмыслить подтекст, нужно ориентироваться на намёки автора.
- Психологизм — изображение внутреннего мира человека в его динамике. Имеются в виду те образы, которые возникают в воображении или памяти. Психологизм может быть явным (непосредственное изображение мыслей и чувств персонажа) или скрытым (выявляется через подтекст).
- Народность — национальные черты в литературе, помогающие почувствовать народный колорит, осознать народную идею.
- Историзм — освоение и передача в литературном произведении духа того или иного временного периода, эпохи.
- Литературная критика — одна из разновидностей литературного творчества. Литературная критика занимает промежуточное положение между собственно литературой и чтением. Литературные критики, прочитывая современное литературное произведение, могут создать дополнительный сопутствующий текст, разъясняющий смысл этого произведения и дающий ему оценку (в частности, в области художественных достоинств и злободневности проблематики).
Определение термина
Символизм – это направление в литературе, которое сформировалось в России в конце XIX века. Он вместе с декадентством был порождением глубокого духовного кризиса, но явился ответом на естественный поиск художественной правды в направлении противоположном реалистической литературе.
Это течение стало своеобразной попыткой уйти от противоречий и реальной действительности в область вечных тем и идей.
Родиной символизма стала Франция. Жан Мореас в своем манифесте «Le symbolisme» впервые дает название новому течению от греческого слова symbolon (знак). Новое направление в искусстве опиралось на работы Ницше и Шопенгауэра, «Душу мира» Владимира Соловьева.
Символизм стал бурной реакцией на идеалогизацию искусства. Его представители ориентировались на опыт, который оставили им предшественники.
Важно! Это течение появилось в непростое время и стало своеобразной попыткой бегства от суровой действительности в идеальный мир. Возникновение русского символизма в литературе связывают с выходом сборника русских символистов
В него вошли стихи Брюсова, Бальмонта и Добролюбова.
Неоднородность русского символизма
Символизм в литературе наступившего серебряного века не был явлением внутренне однородным. В начале 90-х годов в нем выделяется два течения: старшие и младшие поэты символисты. Признаком старшего символизма был свой особый взгляд на общественную роль поэзии и на ее содержание.
Они утверждали, что данное литературное явление стало новым этапом в развитии искусства слова. Авторы были менее озабочены самим содержанием поэзии и полагали, что она нуждается в художественном обновлении.
Младшие представители течения выступали приверженцами философско-религиозного понимания окружающего мира. Они противостояли старшим, а сходились лишь в том, что признавали новое оформление русской поэзии и были неотделимы друг от друга. Общие темы, образы объединяли критическое отношение к реализму. Все это делало возможным их сотрудничество в рамках журнала «Весы» в 1900 годах.
Русские поэты по-разному понимали цели и задачи русской литературы. Старшие символисты считают, что поэт творец исключительно художественной ценности и личности. Младшие толковали литературу как жизнестроение, они верили в то, что мир, изживший себя, падет, а на смену ему придет новый, построенный на высокой духовности и культуре. Брюсов говорил, что вся предшествующая поэзия была «поэзией цветов», а новая отражает оттенки цвета.
Прекрасным примером отличий и сходства русского символизма в литературе рубежа веков стало стихотворение В. Брюсова «Младшим». В нем он обращается к своим оппонентам младосимволистам и сокрушается о том, что никак не может увидеть той мистики, гармонии и возможностей очищения души, в которые они так свято верят.
Важно! Несмотря на противостояние двух ветвей одного литературного направления, всех символистов объединяли темы и образы поэзии, их стремление уйти от реализма
Различия между символизмом и другими течениями
В конце 19 – начале 20 века появляется много направлений в модернизме, которые имеют схожие черты, однако являются уникальными и оригинальными течениями
Важно обратить внимание на следующее:
Акмеизм. Появился из символизма, однако противостоял ему. Направление предвидело материальность, простоту образов и высокую точность слова.
Футуризм. Основа состояла в отказе от разнообразных культурных стереотипов и их разрушения
Важное место занимает техника и процессы урбанизации, в которых поэты видели будущее мира.
Кубофутуризм. Характеризуется отказом от идеалов прошлого и ориентация на грядущее
Для поэзии используется эпатаж и окказионализмы.
Эгофутуризм. Для данного направления характерно применение новых иностранных слов, культивирование чистых чувств и ощущений, демонстрация любви к себе.
Имажинизм. Для этого течения основой является создание определенного образа. Основное выразительное средство, которое было для этого использовано – это метафора, а также целые метафорические группы и цепы. Для этого направления характерно применение анархических идей и этапажа.
Символизм, акмеизм, футуризм и другие направления начала 20 века оказали сильное влияние на музыку, искусство, поэзию, литературу и культуру в целом.
Особенности символизма в литературе
Символы создают глубину
Символ, как предмет, может иметь два смысла: прямой и переносный. Но именно последний вносит более глубокое значение в текст.
Понимание произведения через толкование символов
Символы переплетены с текстом, что вызовет интерес у читателя. Это заставит его попытаться понять символы, только после этого он сможет понять глубокий смысл и значение произведения, но и мысли писателя.
Творческие способности читателя
Он(а) проявляют своё собственное воображение, что делает произведение более запоминающимся. Одновременно это помогает человеку улучшить навыки чтения.
Универсальность смысла и величие темы и персонажей
За счёт символов смысл становится более глобальным и универсальным
Темы и персонажи превращаются во что-то более важное и значимое чем сама жизнь
Примеры новых тем символистов
Для представителей новой литературной школы была характерна тема одиночества. Только в отдалении и полном уединении поэт способен на творчество. Свобода в их понимании – это свобода от общества вообще.
Тема любви переосмысливается и рассматривается с другой стороны – «любовь – испепеляющая страсть», но она является препятствием на пути к творчеству, она ослабляет любовь к искусству. Любовь это то чувство, которое приводит к трагическим последствиям, заставляет страдать. А с другой стороны она изображается, как чисто физиологическое влечение.
- Тема урбанизма (воспевание города как центра науки и прогресса). Мир представляется как две Москвы. Старая, с темными дорожками, новая- город будущего.
- Тема антиурбанизма. Воспевание города как определенное отторжение от прежней жизни.
- Тема смерти. Была очень распространена в символизме. Мотивы смерти рассматриваются не только в личном плане, но и в космическом (гибель мира).
Валерий Яковлевич Брюсов
Символизм в музыке
Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.
Он превращал аккорды в символы. Таким стал «прометеев» аккорд или «прометеевский» аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.
Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.
Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.
Символы и символизм в литературе 3
Последняя
вспышка активности pyccких символистов
— дни Октября, когда группа «Скифы» (А.
А. Блок, А. Белый, С. А. Есенин и др.) вновь
стремится соединить символизм и
революцию. Вершина этих поисков — поэма
Блока «Двенадцать» лежит у истоков
советской поэзии. 7
3. Натурализм
в литературе. 8
4. Роль
символизма и натурализма в современной
литературе 11
5.
Заключение. 23
6. Список
литературы. 26
1. Введение. Литература
как вид искусства.
Одним
из самых распространенных определений
искусства является следующее: Искусство
– особая форма общественного сознания,
а также деятельности человека, в основе
которой лежит художественно-образовательное
отображение действительности.
Как
часть художественной культуры, искусство
является стержнем духовной культуры в
целом. В процессе исторического развития
сложились различные его виды: архитектура,
изобразительное искусство (живопись,
скульптура, графика), декоративно-прикладное
искусство, литература, хореография,,
музыка, театр, киноискусство, дизайн и
т.д.
Причина деления искусства на виды –
многообразие типов общественной практики
человека в сфере художественного
освоения мира. Каждый вид искусства
имеет тяготение к определенным сторонам
действительности. Соотношения и
взаимотяготения между видами искусства
исторически изменчивы и подвижны.
Каждый вид искусства уникален и имеет
свою специфику, выразительные средства,
материалы.
Литература, как вид искусства, эстетически
осваивает мир в художественном слове.
В разных своих жанрах литература
охватывает природные и общественные
явления, социальные катаклизмы, духовную
жизнь человека.
Изначально литература существовала
только в виде устного словесного
творчества, поэтому строительным
материалом любого литературного образа
является слово. Гегель называл слово
самым пластичным материалом, непосредственно
принадлежащим духу. Художественная
литература берет явление в его целостности
и взаимодействии его различных свойств
и особенностей. Литература занимает
одно из ведущих мест в системе искусства
и оказывает заметное влияние на развитие
других видов искусства.
Особенности новой литературной школы
Предшественниками новоявленного символизма принято считать А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Они стали теми, кто заложил нечто новое в восприятие стихотворной речи, первые черты будущего течения. Строки из стихотворения Тютчева «Silentium» стали девизом всех символистов в России.
Наибольший вклад в осмысление нового направления внес В.Я. Брюсов. Он считал символизм новой литературной школой. Он называл его «поэзией намеков», цель которой была обозначена так: «Загипнотизировать читателя».
На первый план у писателей и поэтов выдвигается личность художника и его внутренний мир. Они разрушают концепцию новой критики. Их учение базируется на отечественных позициях
Особое внимание уделялось предшественникам западноевропейского реализма, таким как Бодлер. Вначале в своем творчестве ему подражали и Брюсов, и Сологуб, но позже они нашли свой ракурс литературы
Предметы внешнего мира становились символами каких-либо внутренних переживаний. Русские символисты учитывали опыт русской и зарубежной литературы, но он преломлялся новыми эстетическими требованиями. Эта платформа впитала в себя все приметы декадентства.