Симулякр

Критика

Марк Постер в предисловии к своей антологии «Жан Бодрийяр. Избранные сочинения» формулирует некоторые основания для критики работ Бодрийяра. Во-первых, в большинстве случаев у него отсутствуют ясные определения многих им же введенных терминов. Во-вторых, он склонен к гиперболизации и декларативности, его утверждениям часто не хватает систематического анализа, подкрепленного доказательствами. В-третьих, он суммирует свои идеи, не разграничивая их тематически. Кроме того, отмечает Постер, нередко Бодрийяр фокусируется исключительно на определенных примерах (опытах или телеобразах), словно в обществе больше нет ничего социально значимого, и с этой ограниченной фактической базы он экстраполирует свой мрачный взгляд на мир. Он игнорирует противоречащие своей позиции свидетельства, например, закрывая глаза на преимущества новых медиа.

Жан Брикмон и Ален Сокал, анализируя ряд сочинений Бодрийяра, отмечают у него частое использование научных терминов независимо от их значения, нередко в не подходящем для этих терминов контексте. Таким образом создается видимость глубины рассуждений Бодрийяра о социологии и истории. Научная терминология, кроме того, легко смешивается с ненаучной, и авторы статьи задаются вопросом: что останется от мысли Бодрийяра, если удалить из нее «словесный глянец».

Кэтрин Хэйлс в своей статье «Границы безумия» (англ. The Borders of Madness) оспаривает вездесущность симулякров и их абсолютное слияние с реальностью. Она замечает, что метафора взрыва, имплозии, которую применяет Бодрийяр, подразумевает внезапные, моментальные и необратимые изменения в определенной области. Тогда как в современной культуре симулякры распространены неравномерно, преобладая в одной сфере и почти полностью отсутствуя в другой. Хэйлс также подчеркивает, что каждая существующая симуляция имеет свои границы, отделяющие ее от окружающей среды, от реальности. Эти границы важны, так как они служат напоминанием о пределе, за которым мечты о технологической трансцендентности превращаются в опасные фантазии. Гиперреальность, по мнению Хэйлс, не в состоянии стереть эти разграничения, так как они существуют независимо от нашего знания о них, она уничтожает их следы только в нашем сознании. Тогда гиперреальность в понимании Бодрийяра граничит с безумием, наиболее вероятный конец которого — апокалипсис.

История

Первые упоминания содержатся в латинских переводах философских трактатов Платона, который использовал слово «симулякр» в значении «копия копии». Так, для философа симулякром был рисунок на песке, картина и пересказ реальной истории — всё то, что копирует образ, который, в свою очередь, сам является подобием чего‑то большего, глобального, божественного. Слово использовалось как философский термин, который на протяжении тысячелетий по‑разному переводили на различные языки, и он неоднократно менял оттенки значений.

В современный язык слово попало в первой половине XX века с подачи французского философа Жоржа Батая, который также использовал его в качестве термина. Батай считал, что слова, которыми мы привыкли называть различные явления, — это симулякры, так как они не имеют ничего общего с той реальностью, которую пытаются обозначить.

После Батая понятие «симулякр» развивали и другие философы (в частности, Пьер Клоссовски), однако их дискуссии и теории по‑прежнему не выходили за рамки философии. Равно как и само слово, которое звучало лишь в неспешных беседах интеллектуалов.

Широкое распространение в том значении, в котором мы его сегодня понимаем, слово получило благодаря культурологу, социологу и философу Жану Бодрийяру, тоже французу.

Под симулякром он начал понимать копию, не имеющую оригинала, и перенёс это понятие в область социологии и массмедиа.

В своём трактате «Симулякры и симуляция» 1981 года Бодрийяр заявляет, что «мы живём в мире симулякров». Труд больше не несёт производительной функции, а является нормой жизни (у каждого должно быть занятие). Новости, которые СМИ перепечатывают бесчисленное количество раз, в конечном счёте не имеют ничего общего с реальными фактами и полностью уничтожают их. В этом контексте и труд, и новости можно назвать симулякрами.

Постепенно слово стали активно использовать в сферах рекламы и маркетинга, которые занимаются копированием и ретрансляцией различных идей, образов и объектов.

Сегодня симулякром можно назвать изображение на билборде, созданное с нуля в графическом редакторе, видеоарт или товарный знак, придуманный по аналогии с широко известным брендом (например, шоколад «Алинка» и спортивная одежда Adibas).

К понятию слова (а вернее, к образу, который оно называет) обращаются и в русской современной литературе. Виктор Пелевин даёт популярное определение в своём романе «Бэтман Аполло»:

История понятия

В современное употребление слово «симулякр» ввел Жорж Батай. Также этот термин активно используется такими философами, как Делёз и Бодрийяр. Ранее (начиная с латинских переводов Платона) оно означало просто изображение, картинку, репрезентацию. Например, фотография — симулякр той реальности, что на ней отображена. Не обязательно точное изображение, как на фотографии: картины, рисунки на песке, иконы бога, пересказ реальной истории своими словами — всё это симулякры. Основанием для такой интерпретации понятия «симулякр» отчасти является то обстоятельство, что для Платона уже сам предмет реальности, изображаемый картиной или скульптурой, есть в некотором роде копия по отношению к идее предмета, эйдосу, — а изображение этого предмета представляет собой копию копии и в этом смысле фальшиво, неистинно.

Обычно создание этого термина приписывается Жану Бодрийяру, который ввёл его в широкий обиход и применил для интерпретации реалий окружающего мира. Однако сам философ опирался на уже довольно прочную философскую традицию, сложившуюся во Франции и представленную такими именами как Жорж Батай, Пьер Клоссовский и Александр Кожев. Но не совсем верным также будет сказать, что своим возникновением термин симулякр обязан постмодернистской философской мысли: французские теоретики новейшего направления лишь дали иное истолкование старого термина Лукреция, который попытался перевести словом simulacrum эпикуровский eicon (с греч. отображение, форма, подобие). Однако Жан Бодрийяр, в отличие от других постмодернистов, придал совершенно новые оттенки содержанию термина симулякр, употребив его по отношению к социальной реальности.

В наше время понятие «симулякр» используют в том смысле, в каком его обычно использовал Ж. Бодрийяр. Так, по выражению Н. Б. Маньковской, исследователя Ж. Бодрийяра, «симулякр — это псевдовещь, замещающая „агонизирующую реальность“ постреальностью посредством симуляции». Говоря простым языком, симулякр — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Например, симулякром можно назвать картинку, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но то, что она изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда. Такая подделка может быть создана с помощью специального программного обеспечения.

Жан Бодрийяр говорит скорее о социо-культурных реальностях как таковых, приобретающих двусмысленный неподлинный характер. Новизна этого подхода состоит в том, что философ перенёс описание симулякра из сфер чистой онтологии и семиологии на картину современной социальной реальности, а его уникальность в попытке объяснить симулякры как результат процесса симуляции, трактуемый им как «порождение гиперреального», «при помощи моделей реального, не имеющих собственных истоков и реальности».

Например, Бодрийяр в своей знаменитой работе «Войны в Заливе не было» назвал симулякром войну 1991 года в Персидском заливе, в том смысле, что у наблюдающих за этой войной по CNN не было никакой возможности знать, было ли там что-нибудь на самом деле, или это просто пляска картинок и взволнованных пропагандистских репортажей на экранах их телевизоров. Именно в процессе имитации, симуляции реальности (пример — искаженное отображение новостным агентством CNN ситуации о Войне в Персидском заливе) получается продукт гиперреальности — симулякр.

Примечательно, что Жан Бодрийяр предлагает рассматривать симуляции как заключительный этап развития знака, в процессе которого он выделяет четыре ступени развития образа:

  • 1 — отражение базовой реальности. Класс копий — например, портретная фотография.
  • 2 — последующее искажение и маскировка данной реальности. Класс функциональных аналогий — например, резюме или грабли как функциональная аналогия руки.
  • 3 — подлог реальности и сокрытие непосредственного отсутствия реальности (где больше нет модели). Знак, скрывающий, что оригинала нет. Собственно, симулякр.
  • 4 — полная утрата всякой связи с реальностью, переход знака из строя обозначения (видимости) в строй симуляции, то есть обращение знака в собственный симулякр. Знак, не скрывающий, что оригинала нет.

Иллюстрацией того, как производят симулякры, может служить фильм «Плутовство» (англ. Wag the Dog — «Вилять собакой»), который как раз и был снят под впечатлением «Войны в Заливе не было» Бодрийяра.

Существует мнение[чьё?], что неограниченный семиозис симулякров в гиперреальности эпохи постмодернизма обречён на приобретение статуса единственной и самодостаточной реальности.

Четыре ступени развития образа по Бодрийару

Симуляция, по мнению философа, является завершающим этапом эволюции образа. Всего Бодрийар выделяет четыре этапа:

  1. Базовая копия реальности. Сюда можно отнести, например, фотографию или видеозапись.
  2. Искажение и изменение реальной действительности, например, резюме ищущего работу.
  3. Подделка реальности и сокрытие ее отсутствия. Символ, скрывающий отсутствие того, что он символизирует.
  4. Расторжение всех связей с реальной действительностью. Переход знака из категории означения в категорию симуляции, обращение в симулякр. Если на предыдущем этапе его функция — скрыть отсутствие реальности, то теперь в этом нет необходимости. Знак не скрывает отсутствие оригинала.

Интересные факты Править

  • Симулякра одна из тех персонажей в игре, чей пол неизвестен, так как она во время контроля над человеком, «перевоплощается» в него.
  • Симулякр называет людей слабыми и сильными червями в зависимости от их влияния на других.
    • Похожие условия (то есть, инфлюенсеры оказывают влияние на жизнь и решения их подписчиков) для создания идеальной реальности также нужны симулякру Рипплмэну.
    • Поэтому, в концовке «Save Both» симулякр понимает, что Главный Герой является хорошим кандидатом на ассимиляцию (потому что он неплохо играл роль Анны и обвёл вокруг пальца Эшли, сказав, что Анна имеет к ней чувства тоже) и тот жертвует собой на «спасение» Анны и Тейлора.
  • Когда в «Save Both» мы спрашиваем Симулякру из Спарк: «Увидимся ли мы ещё?», то она нам ответит: «Я – это ты, а ты – это я. Мы никогда не расстанемся». Это указывает на то, что ГГ становится следующим хостом распространения для симулякра.
  • Есть возможность, что этот симулякр специально оставляет телефоны пропавших людей у жилья других для уподобления себе.
  • Есть предположение, что именно Симулякра из Спарк ответственна за глюки (разблокировка телефона, меняющаяся картинка на рабочем экране), странные звуки (дыхание, склизкие звуки языка, стучание) и происходящее на заднем плане (моргание потолочной лампы).
  • Данный симулякр мог выйти из-под контроля и оказаться неудавшимся экспериментом Корпорации IRIS.
  • Шрифт, которым пишет Симулякра в диалоге – Laborate.
  • Меняющая форму клякса, которая появляется над диалогом с «Анной» в Спарке напоминает чернильные кляксы из Теста Роршаха.

Системные требования

Windows

Минимальные Рекомендованные
Требуются 64-разрядные процессор и операционная система Требуются 64-разрядные процессор и операционная система
ОС: Windows 7 64-bit или новее
Процессор: Dual Core Processor или новее
Оперативная память: 2 GB ОЗУ
Видеокарта: nVidia GeForce 8800 GT, AMD Radeon HD 2400, Intel HD или другая любая видеокарта, совместимая с OpenGL 2.0, вышедшая начиная с 2012 года
DirectX: Версии 9.0c
Место на диске: 600 MB

MacOS X

Минимальные Рекомендованные
Требуются 64-разрядные процессор и операционная система Требуются 64-разрядные процессор и операционная система
ОС: MacOS X 10.13 High Sierra или новее
Процессор: Dual Core Processor или новее
Оперативная память: 2 GB ОЗУ
Видеокарта: nVidia GeForce 8800 GT, AMD Radeon HD 2400, Intel HD или другая любая видеокарта, совместимая с OpenGL 2.0, вышедшая начиная с 2012 года
Место на диске: 500 MB

Новое время

Философская мысль этой эпохи была направлена на познание действительности и на избавление от всего того, что мешало этому познанию. По мнению Фрэнсиса Бэкона, такой помехой были так называемые идолы, которых человек или создавал сам, или усваивал (например, театр, род, город). Идол — это фантом, ошибка ума.

Симулякр

Томас Гоббс связывает их с работой воображения и со снами. В новое время учение об образах и идолах также развивали такие деятели мысли, как Х. Фольф, А. Баумгартен.

Своя позиция была и у известнейшего философа Нового Времени Иммануила Канта. Он отрицал вымысел, не подтвержденный опытом, но при этом признавал значимую роль воображения в работе разума.

Жертвы Симулякры Править

Жертвами симулякра стали:

Править

23-летняя студентка Художественного университета. Любившая книги домоседка.

Ссылаясь на её подругу, после расставания с любимым из старшей школы, Трейси решила попытать счастья в Спарке, чтобы заполнить пустоту в своём сердце. За 3 дня после этого она пропала. Последний раз её видели встречающей кого-то из Спарка. Её лучшая подруга не может назвать имя, но предполагает, что оно начинается с «С».

Править

Двадцатичетырёхлетний официант. Также учился по юридической программе.

Его сосед по комнате сказал, что Саймон недавно перестал встречаться на расстоянии и хотел найти новых знакомых в Спарке. Спустя пару дней, он не явился домой. Последний раз его заметили на встрече с девушкой по имени Эми. Больше его никто не видел.

Править

23-летняя стажёр по маркетингу. Мечтала написать свой собственный роман.

Плохие отношения со своей матерью. Мать не принимала парня Эми, и вскоре пара разорвала отношения. Эми ходила на свидания со Спарка, бунтуя против матери. На следующий день она пропала, а мать случайно услышала как её дочь разговаривала с мужчиной по имени Джеймс.

Править

Ему двадцать пять и он работал копирайтером. Несмотря на то, что он технически пропал, он каким-то образом активен на Джаббре, так что ещё никто не заполнил заявление о его пропаже. Телефон Джеймса был найден у кого-то на заднем дворе и передан полиции как улика. В его смартфоне друзья автора статьи нашли непонятное видео и увидели, что большое количество информации потеряно.

Анна Править

Она сможет стать жертвой симулякра в зависимости от выбора игрока.

Она доброжелательная, мечтательная особа, но из-за трудностей на работе, проблем с матерью, её, бывает, легко вывести из себя.

Главная героиня недовольна своей нынешней работой и хочет стать ветеринаром, но её заявку на поступление в колледж с данной специализацией отклоняли около трёх раз.

С самого начала игры, она находится под влиянием Симулякры. В зависимости от решений игрока её можно будет спасти и освободить от одержимости.

Тейлор Править

Он сможет стать жертвой Симулякры в зависимости от выбора игрока.

Весьма дружелюбный, радостный, спокойный, и эмоциональный парень. Имеет красивый голос.

Станет новым «хостом» Симулякры в зависимости от решений ГГ. Но его можно будет спасти, как и Анну

Все жертвы Симулякры имеют некоторые общие вещи:

  • Жертвам между 21 и до 25 лет
  • Существует повторяющаяся схема полов:
  • Все они являются книжными червями: учатся или работают в связанных с этим индустриях
  • Каждый из них недавно расстался со своим партнёром и ищет любовь

Описание Править

Симулякра скептически относится к нашему реальному миру. Считает, что знает о нём всё и её больше ничем не удивить.

Симулякр ищет своих жертв, людей-«червей», что не заслуживают находится в людском мире, чтобы уподобить их совершенным цифровым символам.

Контактирует со своими жертвами через приложения для знакомств Спарк.

Она умеет стирать настоящие личности людей из реального мира, оставляя лишь их онлайн-персоны, или же их копии. Убивает их материальную оболочку, оставляя копию, тем самым создавая усовершенствованное общество.

Физически обладает изменяющейся человекоподобной формой и способна к общению.

Симулякра прекрасно выполняет обещания, лишь недоговаривая свои настоящие мотивы.

«Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра

Симулякр

Это один из наиболее значимых трактатов философа. В этой работе он исследует связи между реальностью, символами и обществом. Всего в трактате 18 глав. Любую из них можно охарактеризовать как отдельное произведение.

Примечательно что, для эпиграфа выбрана цитата, отсылающая к ветхозаветной книге Екклезиаст и объясняющая, что такое симулякр:

Но, по факту, эта фраза в Екклезиасте отсутствует.

Основные идеи «Симулякров и симуляций» Бодрийяра:

  • Постмодернизм — время повсеместной симуляции. Реальность превратилась в модель, пропало противопоставление между знаком и действительностью.
  • Современное Бодрийару общество заменило реальную действительность образом и символом, следовательно, весь опыт, который получило человечество есть симуляция.
  • Общество так сильно переполнилось симулякрами, что любой смысл кажется неважным и непостоянным. Данный феномен мыслитель назвал «прецессией симулякров».
  • Происходит смещение от знаков, которые маскируют явление, к знакам, за которыми его нет. Это ознаменовывает начало эпохи симуляции, где нет ни Бога, ни суждения.
  • При наступлении эры симуляции история трансформируется в мифологию, прошлое становится фетишем. История врывается в жанр кинематографа, но не из-за того, что нужно воспроизвести события прошлого, а из-за ностальгии по референции, которая была утрачена с появлением гиперреальности.
  • Кино пытается достичь полного, максимального тождества с реальным, но совпадает только само с собой.
  • Информация не только не совпадает с сутью явления, но и разрушает ее, нейтрализует. Вместо побуждения к коммуникации, вместо создания смысла, информация только симулирует их. Этими процессами, по мнению Бодрийара, СМИ добиваются распада всего социального.

Эпоха постмодернизма

Во Франции философы Александр Кожев, Жиль Делез, Пьер Клоссовский, Жорж Батай также активно разрабатывали концепцию симулякра. В интерпретации Батая это результат отображения в произведении искусства, слове «мистического», суверенного жизненного опыта.

Симулякр

Делез стремился низвергнуть теорию Платона, в которой, как он считал, симулякр является просто ошибочной моделью. Симулякр, в понимании Делеза, — неудачная копия, порождающая иллюзию подобия. Он противоречит образу и отождествляется с элементами посторонней природы. Это явление философ называл «триумфом ложного претендента». Симулякр может сам производить собственные копии и приводить к мимикрии реальности, создавая гиперреальность.

Симулякр

Философы постмодернизма обратились к этому термину, чтобы показать, что искусство и творчество — это создание образов, выражающих душевное состояние человека, далекое от подобия действительности.

Новый смысл придал термину Жан Бодрийар, который применил его еще и по отношению к социальной действительности.

Симулякр

Сходства и различия определения у Делеза и Бодрийара

Оба мыслителя считали, что современный мир переполнен симулякрами, что мешает разглядеть реальность. Философы хоть и опирались на тот термин, который ввел Платон, выступали за так называемое «низвержение платонизма». Также оба они отмечали серийность воспроизведения симулякров.

Принципиальное различие понимания того, что такое симулякр у этих двух философов заключалось в том, что для Делеза это было исключительно теоретическое понятие, в то время как Бодрийар видел практическое применение термина в социокультурной жизни общества. Различаются у философов и значения понятий «имитация» и «симуляция»: для Делеза это принципиально противоположные понятия, а Бодрийар связывает их, называя имитацию первой ступенью симуляции. Также Бодрийар видит развитие симулякра, выделяя три этапа в зависимости от исторической эпохи. Для другого философа симулякр статичен. Еще одно принципиальное различие в отношении симулякра к истине: у Делеза он ее отрицает, у Бодрийара — замещает. Что касается движения симулякра, тут мнения тоже расходятся: Бодрийяр считает, что симулякр движется и развивается линейно в истории, Делез — что он цикличен, вечно возвращается на исходную точку развития.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
В начале всего было слово 
(5/1)
СС- модераторы и Положительное мироощущение 
(5/2)
Достаточно общая теория управления (редакция 1991 года) 
(5/2)
В начале всего было слово 
(5/1)
Детали разговора Черчилля о ядерной бомбардировке СССР 
(5/1)
Основы государственной власти 
(4/1)
Диалектика в жизни и теории 
(2/1)
Концепция общего благоденствия (КОБ-2) 
(1/3)
Образ будущего — Платократия! Будущее России! 
(1/2)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
Как тесты конкурса «Лидеры России» отбирают либералов с нужным мышлением 
(5/8)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Россия на взлёте, народ на излёте.. Москва – столица Всемирной Хазарии? 
(5/7)
У Щетинина теперь все законно 
(5/7)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности 
(5/6)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)