Серебряный век русской культуры

Направления и течения

В литературе складываются новые течения. Здесь мы разберем только основные: символизм, акмеизм, футуризм. Творчество серебряного века воплотилось в этих формах в наибольшей степени.

Символизм

Символисты наполняли свою тексты смыслом, доступным только художнику, тайными истинами и интуитивными описаниями. Символисты серебряного века открыто выражали неприязнь к буржуазии и мещанству. Чаще всего они высказывались против войны и других насильственных акций. Главными ценностями были провозглашены свобода личности и ценность внутреннего мира.

Основными темами для размышлений были любовь, смерть, страдание. В целом повествование имело больше пессимистичный оттенок.

Примеры работ символистов:

  1. «Незнакомка» А. Блока;
  2. «Ночь, улица, фонарь, аптека» А. Блока;
  3. «О, я хочу безумно жить!» А. Блока;
  4. «Скифы» А. Блока;
  5. «Снег», И. Анненского.

Акмеизм

В 1910 году символизм сменил акмеизм. Направление отличалось трезвым взглядом на жизнь, крайней аполитичностью, тщательно избегалось описание общественных проблем. Авторы пытались наделять своих героев меньшей эмоциональностью, и вводить больше конкретики.

Эти стихи уже более понятны и предметны, в них нет религиозного или эзотерического восторга откровения. Если акмеисты описывали любовь, то там так и было сказано, а вот символисты тщательно скрывали подлинный смысл своих произведений и были более манерными.

Вот примеры акмеизма:

  1. «Сжала руки…» А. Ахматовой;
  2. «Конквистадор» Н. Гумилева;
  3. «Капитаны» Н. Гумилева;
  4. «Реквием» А. Ахматовой;
  5. «Песня о последней встрече» А. Ахматовой.

Футуризм

Следом начал активно развиваться футуризм. Писатели прибегали в метафоричным описаниям, слова все чаще приобретали не только прямое, но и переносное значение. Отрицались старые нормы и уклады, предыдущий художественный опыт полностью игнорировался. Присутствовала некая агрессия, были свойственны идеи насильственного переустройства мира.

Вот примеры футуризма:

  1. «Нате» В. Маяковского;
  2. «Облако в штанах» В. Маяковского;
  3. «Лиличка» В. Маяковского;
  4. «Прозаседавшиеся» В. Маяковского;
  5. «О дряни» В. Маяковского.

Характеристика культуры «серебряного века»

Этот период русской культуры называют «серебряным» и Н. Бердяев, и Н. Гумилев. Он охватывает период рубежа $XIX-XX$ веков, приблизительно с 1880-1890-х до 1910-1920-х гг.

Для Серебряного века русской культуры характерно появление таких новых стилей в архитектуре, как неоклассицизм, новорусский стиль, модерн. Архитектурная идея зодчих этого периода – органическая связь формы, конструкции и материала. В этом наблюдается стремление к синтезу искусств. В архитектуре, например, соединены компоненты скульптуры, живописи. Здесь на первый план выходит стиль модерн.

Замечание 2

Отметим, что в этот период зарождается и быстро распространяется массовая культура. Ярчайшим примером этого феномена стал невиданный успех кинематографа.

Промышленный рост потребовал увеличения количества образованных людей, что повлекло появление новых средних и высших учебных заведений. Так, к 1914 г. их стало более 200. Появлялись новые университеты, например, в 1909 году открылся Саратовский университет. И все-таки система образования не отвечала нуждам страны. Однако в стране были открыты новые технические институты, так как того требовала модернизация России.

Замечание 3

Многие ученые того времени сделали открытия мирового масштаба. Такие имена, как В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский, И. И. Сикорский стали известны всему миру. Первый является одним из основателей геохимии, учения о биосфере, легшее в основу его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. Имя второго связано с теорией ракетного движения, а два последних неразрывно с самолетостроением.

В женской поэзии

Когда касаешься золотого века русской литературы, к сожалению, среди писателей и поэтов нельзя встретить ни одной женщины, в то время как уже в век серебряный они не просто заявили о себе, а ворвались в литературу, и ни только как писательницы, но и как поэты.

Такие личности, как Марина Цветаева (1892 — 1941) и Анна Ахматова (1888 — 1966), стали известны не только в России, но и за ее пределами. Их запрещали, уничтожали семьи, рушили карьеру и все только ради одного – заставить их замолчать. Однако же, несмотря на разное завершение жизни каждой из них, они обе предпочли остаться на родине (или, как в случае Марины Цветаевой, вернуться в нее), снося лишения, вместо того, чтобы уехать за границу (или остаться там).

Философия Серебряного века

Условно начало «серебряного века» в философии можно связать со временем между двумя русскими революциями. Если до первой революции 1905 российская интеллигенция была более или менее едина в вопросе о необходимости политических реформ (считая форму государственного правления главной причиной неудовлетворительного положения дел в стране и обществе), то после введения основных конституционных свобод в 1905 общественные умы направляются на поиск новых форм воззрений на мир и жизнь.

Философы и литераторы этого периода впервые осмысливали состояние личной свободы и искали ответ на вопрос: «Как реализовать свободу человека для его личного и общественного развития?» После революции 1917 и гражданской войны большинство философов «серебряного века» оказались в эмиграции, где их интересы все более и более сосредоточивались на религиозной стороне жизни русской православной общины за рубежом. В результате этого возникает такой феномен духовной культуры 20 века, как русская религиозная философия.

К философам серебряного века традиционно относят Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Ф.А.Степуна, П.Б.Струве, В.Н.Ильина, Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, Льва Шестова, С.Н. и Е.Н.Трубецких, В.Ф.Эрна, А.Ф.Лосева, Г.Г.Шпета и др.

Помимо общего для философов «серебряного века» места, времени и проблематики, их сочинения характеризуются еще и общим стилем философствования, и это не менее важное ее отличие, как от широкого понимания «русской религиозной философии», так и от еще более широкого – «философии в России». Этот стиль органического сочетания философской проблематики и литературной публицистики был с самого начала задан в 1906 созданием в Москве Религиозно-философского общества имени Вл.Соловьева (Бердяев, А.Белый, Вяч

Иванов, Е.Н.Трубецкой, Эрн, Флоренский, Булгаков и др.).

В 1907 было создано Петербургское религиозно-философское общество. В тот период традиционные темы философской и религиозной мысли получали свое развитие в новых литературных формах. Эпоха «серебряного века» российской культуры богата опытами выражения метафизических идей в художественном творчестве. Такими образцами «литературной» метафизики является творчество двух литераторов и полемистов – Д.С.Мережковского и В.В.Розанова.

Основной трибуной философов «серебряного века» становится участие в литературно-философских журналах («Логос», «Новые идеи в философии», изд-во «Путь») и сборниках. Сборник Вехи (1909) (см. ВЕХИ И ВЕХОВЦЫ) имеет ярко выраженный мировоззренческий характер. Авторы – М.О.Гершензон, Бердяев, С.Н.Булгаков, А.Изгоев, Б.Кистяковский, П.Б.Струве, Франк – хотели повлиять на настроение интеллигенции, предложить ей новые культурные, религиозные и метафизические идеалы. При этом основной критике подвергалась традиция российского радикализма. Значение Вех как важнейшего документа эпохи заключалось в своеобразной смене философской парадигмы российского общества. Но необходимо учитывать, что основной переход к религиозно-философским воззрениям произошел у Бердяева, Булгакова, Франка значительно позже, уже в эмиграции.

У философов Серебряного века были различные судьбы: кто-то из них вместе с «белым движением» покинул родину, кто-то был выслан из Советской России и жил в эмиграции, кто-то подвергся репрессиям и погиб в сталинские годы. Были и такие, кто смог вписаться в университетскую и академическую философскую жизнь в СССР. Но, несмотря на это, правомерно условное объединение этих мыслителей под названием «философы Серебряного века» на основании сочетания широкой эрудиции, базирующейся на европейской культурной традиции, и литературно-публицистического таланта.

Федор Блюхер

В лирике

Серебряный век отличается такими литературными течениями, как символизм, имажинизм, акмеизм и футуризм. Символизм часто фигурирует в произведениях Александра Блока (1880 — 1921), представителем акмеизма можно назвать Мандельштама Осипа (1891 — 1938), а вот футуризм часто можно встретить в работах Игоря Северянина (1887 — 1941) и Владимира Маяковского.

Конечно же, нельзя не отметить таких авторов, как Есенин Сергей (1895 — 1925), Николай Заболоцкий (1903 — 1958) и Саша Черный (1880 — 1932), которые были яркими и неоднозначными представителями своего века. Скандальные, жесткие в жизни, и какие-то отчаянные и одинокие — в своих произведениях.

Что касается Есенина, стоит так же отметить, что он был ярким представителем такого течения серебряного века, как имажинизм, а наряду с ним Анатолий Мариенгоф (1897 – 1962) и Вадим Шершеневич (1893 – 1942), которые стояли у истоков данного течения и которых, собственно, принято считать основателями.

Этот век — уникум. Он никогда не повторится, вряд ли когда-то еще будет столько ярких личностей, решивших посвятить свою жизнь литературе, отдавших ради нее так много, но получивших взамен столь мало. Не было ни одного поэта или писателя, которому в той современной Росиии было просто, кто знал, что будет дальше, и чувствовал уверенность в завтрашнем дне. Однако, скорее всего, каждый из перечисленных выше людей не жалел о своем выборе, каждый выбрал бы эту жизнь снова.

В прозе

Конечно, говорить о какой-то точной хронологии в случае с литературными вехами будет не совсем корректно, но такое понятие, как серебряный век, можно отнести к началу 1900-ых. Как таковым веком это, конечно же, не являлось, однако, количество потрясающих произведений и ярких личностей действительно впечатляющее. В общей сложности, серебряным веком принято считать 40-50 лет, во время которых произошла и революция, и две войны. Смена режима, тяжелые времена для дворянства, частые ссылки и надуманные обвинения – все это отражалось в стихах и прозе тех, кто никогда не представить мог, каким адом может обернуться жизнь.

Чаще всего с серебряным веком связывают поэтов, а не прозаиков, однако, не стоит забывать, что яркими представителям серебряного века именно в прозе можно считать и Бориса Пастернака (1890 — 1960), и Антона Чехова (1860 — 1904), и Ивана Бунина (1870 — 1953). У каждого из этих авторов есть потрясающее прозаическое произведение, оставшееся не просто на века, но и сохранившее в себе ту стойкость к изменению времени, которая присуща классической литературе. Да и сами авторы уже сейчас фигурируют в школьной программе, как классики. Отчасти именно в этом и заключается особенность серебряного века – классика и модернизм слились в единое целое, образуя собой нечто совершенно уникальное, но не менее притягательное.

Символизм

Первым направлением, рождённым в Серебряном веке, стал символизм. Он и был тем самым порождением кризиса, охватившего Российскую империю. Однако на его формирование большое влияние оказал и ещё один кризис — кризис европейской культуры. Ведущие умы конца XIX века пересматривали в своих произведениях все существующие моральные ценности, критиковали направление общественного развития и сильно увлекались философией идеализма.

Определение 2

Символизм — направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Русские символисты, ужасаясь при виде крушения народничества в своей стране, отказалась от тенденции поэтов пушкинского круга поднимать в своих произведениях остросоциальные вопросы. Символисты обратились к проблемам философским. На первых порах русский символизм подражал символизму французскому, однако очень скоро приобрёл свои уникальные черты.

Русский символизм отличало отсутствие какой-либо единой поэтической школы. Даже во французском символизме не найти такого огромного разнообразия стилей и концепций, каким отличался символизм в России.

Все последующие направления так или иначе находились под влиянием символизма. Кто-то напрямую унаследовал его постулаты, а кто-то, критикуя и отрицая символизм, в любом случае начинал своё развитие с обращения к нему.

У истоков русского символизма стояли так называемые «старшие символисты»: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Константин Бальмонт. Их последователями, «младшими символистами», стали Александр Блок, Андрей Белый и другие.

Как проявился серебряный век?

В этот период наблюдается расцвет культуры, появление новых направлений искусства, создание новых творческих объектов. Именно на рубеже веков активно и бурно совершенствовалась культурная составляющая России. Благодаря этой эпохе, у нас, в XXI веке, есть возможность проникнуться духом того времени. Творческие начала, берущие свои истоки в период серебряного века, внесли неоценимый вклад в культурно-историческое развитие России.

В живописи

В живописи активно используется модернистский стиль, многие художники проявляют свою неповторимую индивидуальность и сочетают в своих работах разнообразные школы и направления в живописи. Некоторые художники взаимодействовали с символизмом в литературе. Некоторые художники в начале XXвека объединились в общество “Мир искусства”, данный кружок также повлиял на развитие культуры как в России, так и в мире. Крупнейшими художниками того времени можно назвать Билибина, Кустодиева, Васнецова, Добужинского, Коровина и других.

В науке

В период серебряного века научно-технический прогресс в России развивался очень быстро. Именно в это время были сделаны научные открытия о возможности полетов в космос, проводились исследования в области физики.

Историческая наука, политические и религиозно-философские кружки также вынашивали свои идеи по острейшим вопросам уклада общественной жизни. Биология и медицина, благодаря И. П. Павлову и И. И. Мечникову, получили ряд открытий, которые впоследствии повлияли на всю медицину в целом

В литературе

В конце XIX века начали зарождаться новые стили в литературе. Декадентство – первое из новых явлений в литературе, обозначало уклон в индивидуализм, отказ от гражданских устоев, сопротивление традициям.

Практически в одно время начинают появляться такие течения в литературе как акмеизм, символизм, футуризм (подробнее о них…). Это время – время талантливых писателей, чьи произведения впоследствии приобретут большую популярность. Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Маяковский и другие увековечили свои имена, сейчас многие произведения серебряного века изучаются в учебных заведениях, используются для духовного обогащения подрастающего поколения.

В театре

На рубеже веков происходит качественный рост театральной культуры, формируются новые каноны театрального искусства, актерского мастерства, открываются новые театры и вместе с ними утверждаются новые направления в театрально-музыкальной культуре. Личности, олицетворяющие русский театр – К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

В музыке

Музыкальное искусство также не отставало от театрального, развивалось вокальное искусство, усложняются различные аспекты музыки, возрастает роль полифонии, лидирующие места занимают жанр малой оперы и концерта.

Основными деятелями той эпохи были Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Глазунов, А. Лядов.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной