Путь к апартеиду
«Система апартеида не возникла в одночасье в 1948 году. Она складывалась на всём протяжении существования доминиона, и даже до его создания, выражаясь во внедрении практики сегрегации, расизма и дискриминации», — рассказала в интервью RT научный сотрудник Института Африки РАН, кандидат исторических наук Александра Архангельская.
Несмотря на то что светлокожие жители Южной Африки составляли меньшую часть населения региона, среди избирателей их было 93%. Темнокожие африканцы, потомки от смешанных браков и переселенцы из Азии, имели право голоса лишь по высокому имущественному цензу, да и то не повсеместно. Нарезка избирательных округов давала определённые преимущества жителям сельских регионов, заселённых консервативно настроенными бурами.
- Южноафриканский политик Ян Смэтс (1870—1950)
В 1917 году заместитель главы правительства и будущий премьер ЮАС Ян Христиан Смэтс впервые публично использовал термин «апартеид» («разделённость», или «раздельное проживание»).
Вскоре после образования доминиона наиболее консервативные представители бурской элиты образовали Национальную партию, выступающую против межрасовых браков и в поддержку языка африкаанс, на котором говорили потомки голландско-германских поселенцев, а также за выход ЮАС из состава Британской империи.
Перед началом Второй мировой войны среди бурских консерваторов царили прогитлеровские настроения. После начала боевых действий, когда проправительственная коалиция в парламенте с незначительным перевесом провела решение об отказе от сепаратного мира с Третьим рейхом и объявила о поддержке Британии, коалиция развалилась и «умеренные» националисты помирились с Маланом.
- Премьер-министр Южной Африки Даниэль Франсуа Малан с женой
- AFP
ЮАС официально вошёл в Антигитлеровскую коалицию и участвовал в войне против немцев и итальянцев в африканском театре боевых действий. Однако среди местного светлокожего населения крепли антибританские и антисоветские настроения.
В 1947 году, в преддверии очередных парламентских выборов, Национальная партия объявила о курсе на установление апартеида и о радикальной борьбе с коммунизмом. Позже в партии уточнили, что собираются переселить всё темнокожее население в закрытые резервации.
«На популярность правых политиков и идей апартеида в ЮАС повлиял начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации. Белое меньшинство в Южной Африке боялось потерять власть», — пояснил RT главный научный сотрудник Института Африки РАН, доктор исторических наук Андрей Урнов.
Англичане и буры
В 1652 году служащий Голландской Ост-Индской компании Ян ван Рибек основал на южноафриканском мысе Доброй Надежды форт, ставший впоследствии пунктом обеспечения водой и продуктами судов, следующих из Европы в Азию. Поселение было названо Капстадом (современное название — Кейптаун). У колонистов сразу же начались столкновения с местным населением: голландцы захватывали землю и рабов, а коренные жители Южной Африки угоняли у них скот.
Также по теме
За последние 20 лет в ЮАР были убиты 4 тысячи белых жителей
Власти ЮАР заявили, что им удалось прекратить жестокие преступления на расовой почве и тем самым решить проблему, которая, по их…
Из-за того, что климатические условия в регионе напоминали европейские, новая колония привлекла внимание выходцев не только из Голландии, но и из Германии, Австрии, Скандинавии и Франции (из последней в XVII веке массово бежали протестанты-гугеноты). Основой религиозного самосознания переселенцев стал кальвинизм (направление протестантизма)
Белые поселенцы в Южной Африке сами себя начали называть бурами, что в переводе означает «крестьяне».
Колонисты изгнали из районов, прилегающих к мысу Доброй Надежды, коренное население, а после банкротства Ост-Индской компании образовали в конце XVIII века две независимые республики — Свеллендам и Граф Рейнерт. Однако просуществовали они недолго. Бывшую голландскую колонию оккупировали англичане, которые в это время стали массово проникать в регион. Наполеон Бонапарт попытался вернуть Южную Африку голландцам, но по итогам Венского конгресса 1815 года мыс Доброй Надежды с прилегающими к нему территориями отошёл Великобритании.
Британцы обложили буров высокими налогами, стали принуждать их подчиняться колониальной полиции, набранной из темнокожих, и ликвидировали в Южной Африке рабство, лежавшее в основе сельскохозяйственного производства. Все выступления буров англичане жестоко подавляли.
В середине XIX века более 150 тыс. потомков первых колонистов Южной Африки покинули британские колонии и двинулись на север, где захватили у коренного населения земли, на которых основали две новые республики – Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. Неравенство белого и темнокожего населения было официально закреплено в их законодательстве.
- Буры на фоне холма Спион-Коп, 1900 год
Вскоре на территории молодых республик были обнаружены богатые месторождения полезных ископаемых, что привело к очередному витку англо-бурского противостояния. Какое-то время южноафриканские государства отбивались от Великобритании при поддержке Германии, но в 1899 году началась Англо-бурская война, в ходе которой впервые в мире масштабно стали применяться пулемёты, бронепоезда, рассыпчатый строй, форма цвета хаки и концлагеря (в них англичане содержали семьи буров и нелояльное к Британии темнокожее население). В 1902 году война завершилась победой англичан. Под властью официального Лондона оказалась вся Южная Африка. В 1910 году все захваченные британцами колонии были объединены в доминион под названием Южно-Африканский Союз.
Причины сегрегации
Проблемы сегрегации в современном, быстрыми темпами развивающемся обществе актуальны как никогда. Почему сегрегация существует де-факто, этому есть много объяснений и каждый вид сегрегации имеет свою подоплеку. Причины сегрегации:
- Ксенофобия – неосознанный страх перед чужим, непохожим может лежать в основе расовой и культурной сегрегаций.
- Шаблоны и стереотипы общества – складывающиеся на протяжении многих веков установки в сознании, мешающие мыслить иначе, по-новому. Характерны для гендерной и социальной сегрегаций.
- Личные причины отдельно взятого индивида общества, основанные на эгоцентризме, ощущениях превосходства. Такие люди становятся идейными вдохновителями различного рода партий и способствуют поддержанию сегрегации в социуме.
Сегрегация — что это?
Сегрегация — это форма расовой дискриминации, заключающаяся в принудительном отделении определенной группы людей по этнически-расовому или религиозному признаку. Длительная история становления человечества изобилует принижением одних народов другими зачастую только на основании непохожести цветом кожи и укладом жизни и традиций. Начиная с древних веков, люди с белым цветом кожи возомнили себя господствующими над цветными народностями. Колонизация земель Индии, Африки, Северной Америки тому подтверждение.
Примером такого разделения является апартеид — политика расовой сегрегации народов банту в Южно-Африканской Республике официально просуществовавшая до 1994 г. Сущность сегрегации заключалась в следующем:
- отдельное проживание банту в специально отгороженных резервациях;
- лишение гражданских прав;
- худшее качество медицинского обслуживания;
- выезд из резерваций только по специальным разрешениям, которые было сложно получить;
- выполнение только определенного вида работ;
- раздельные: общественный транспорт, госпитали, школы, университеты.
Другие государства
Законы, аналогичные южноафриканским и американским, существовали до 1965 года в Австралии. В Канаде последняя сегрегированная школа была закрыта в году. В мягких формах расового апартеида обвиняются, в числе других государств, Франция, Бразилия. Также в Латвии и Эстонии существует политика «неграждан», что выражается в выдаче разных паспортов: паспортов граждан этих стран, и паспортов лиц, получивших разрешение на постоянное проживание в этих странах (например, неграждане Эстонии не имеют права голосовать на выборах в Государственное собрание, быть избранными в него, голосовать и быть избранными на выборах Европарламента, быть избранными в советы местных самоуправлений, состоять в политических партиях и создавать их). Относительно Кубы речь идёт о туристическом апартеиде: местные жители лишены права пользоваться сервисами, которые доступны посещающим страну иностранцам. В Китайской Народной Республике развита крестьянская сегрегация: усложнённая система регистрации не позволяет сельским жителям селиться в городах.
Отражение проблемы в кинематографе
Проблема сегрегации чернокожего населения нашла своё отражение в фильме «Зелёная книга». Это американская комедийная биографическая драма режиссёра Питера Фаррелли. Картина рассказывает реальную историю путешествия по югу США в 1962 г. известного чернокожего пианиста Дона Ширли и обычного белого водителя Тони Валлелонга, между которыми со временем возникает дружба. Главные роли исполнили Вигго Мортенсен, Махершала Али и Линда Карделлини. Точно также, с помощью комедии и музыки, тему 1962 года затрагивал фильм 1988 года «Лак для волос», заканчивающийся десегрегацией музыкального конкурса и танцплощадок явочным порядком.
Виды сегрегации
Этносы, проживающие на планете Земля характеризуются своими неповторимыми и отличными чертами и особенностями – все это придает своеобразный колорит, природа любит разнообразие. Но почему-то вдруг, по этим различным признакам происходит разделение не только среди наций, но и в обществе в целом. Сегрегация начинает оказывать влияние на различные пласты и сферы социума.
Формы сегрегации:
- культурная;
- половая;
- антропологическая;
- кастовая (сословная);
- профессиональная;
- статусная (социальная).
Социальная сегрегация
Что значит сегрегация в социуме? Социальную сегрегацию принято разделять на фактическую (де-факто), которая возникает спонтанно, сама собой в процессе развития общества, и юридическую (де-юре) – узаконенную органами власти: ограничение в различного рода социальных правах. Примеры юридической сегрегации, существующей в наши дни:
- Туристический апартеид на Кубе – местным жителям запрещается пользоваться всевозможными сервисами, которые предназначены только для туристов.
- Крестьянская сегрегация в КНР – сельские жители не имеют право переезжать в города.
Расовая сегрегация
Черная сегрегация просуществовала в США более двух столетий, но по факту гораздо дольше и прослеживается в учебных заведениях. Печально известная ультраправая организация Ку-Клукс-Клан процветавшая в 1860-х гг. и выдвигавшая идеи превосходства белых над черными – зверски расправлялась с чернокожими. Другие примеры расовой дискриминации:
- запрет смешанных браков американцев с японцами;
- практически полное истребление индейцев Северной Америки и захват их земель в XIX в.
Гендерная сегрегация
Ребенок учится, осваивает окружающее пространство, взаимодействует с представителями противоположного пола. Игровое пространство четко распределяет игры на мальчиковые: танки, стрельба, гонки и девчоночьи: магазин, дочки-матери, рукоделие. Гендерная сегрегация — это разделение на группы по общности биологического пола, психологической идентичности. Часто наблюдается явление, когда мальчик и девочка дружат и предпочитают совместное времяпрепровождение — это вызывает негативный отклик у других детей и выражение «жених и невеста!» звучит как оскорбление.
В зрелом возрасте гендерная сегрегация проявляется в установках:
- между мужчиной и женщиной дружба и доверительные отношения невозможны, всегда есть сексуальный подтекст;
- высокие должности в политике и экономике подвластны только мужчинам.
Культурная сегрегация
Культура разных стран и этносов, сформировавшаяся на протяжении многих веков является общественным достоянием и культурная сегрегация сегодня — это многоаспектный процесс, который влияет на будущее и позволяет сохранить традиции и обычаи стран в неизменном, традиционном виде. Сегрегация в культуре осуществляется за счет изолированности, отдельного положения и независимости, проявляется в отсутствии ассимиляции (поглощения культурой другого этноса) и толерантности к другим культурам на «расстоянии».
Профессиональная сегрегация
Профессиональная сегрегация — это тесно связанные с гендерной сегрегацией асимметричность и неравенство на рынке труда и профессий. Исторически, женщины всегда находились в более уязвимом положении, чем представители сильного пола, что побуждало их бороться за свои права. Существует 2 вида профессиональной сегрегации:
- Горизонтальная — все профессии принято делить на «мужские» и «женские», что обуславливается гендерными ролями. Женщина — это, скорее, медсестра, няня, домохозяйка, повар, воспитатель, секретарь. Мужчина — врач, чиновник, ученый-академик, финансовый аналитик. Женщине, чтобы добиться успеха в «мужских» профессиях приходится трудиться в несколько раз тяжелее.
- Вертикальная сегрегация – низкая доступность элитных и престижных профессий для женщин в секторах политики, экономики, бизнеса. Для наглядности используются понятия:
- «стеклянный потолок» — определенный уровень в карьере, дальше которого сложно вырасти;
- «липкий пол» — склонность женщин долго задерживаться на стартовых позициях или бесперспективных должностях.