Виды сценариев

Введение

Сценарий — это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария.

Существует четыре главных элемента сценария:

  • описательная часть (ремарка или сценарная проза)
  • диалог
  • закадровый голос
  • надпись

Ремаркой называется словесное воплощение непрерывного действия сценария и фильма. Так же как и театральная ремарка (описательная часть в пьесе), сценарная ремарка должна отвечать на вопросы: где?; когда?; кто?; что свершится?; каковы связи данного действия с предыдущим? Но театральная ремарка очень кратка, так как дает лишь необходимый минимум информации, оставляя режиссёру и актёрам простор для импровизации. В то время как сценарная ремарка не просто называет действие, а дает его образно-кинематографическое, литературное прочтение, оставаясь точной и зримой, так как при чтении сценария мы должны видеть действие.

Описательная часть сценария (ремарка) не нумеруется, границы планов не обозначаются (как в режиссёрском сценарии), но на основании авторского решения можно представить себе монтажную последовательность кусков.

Как определить свой сценарий

Виды сценариев

Берн рекомендовал честно ответить на 4 вопроса и проанализировать результат:

  1. Каким лозунгом пользовались ваши родители? Ответ поможет запустить антисценарий.
  2. Как жили родители? Ответ – ключ к навязанным образцам поведения.
  3. Каким был главный родительский запрет? Поможет понять, на что вы его заменили или против чего протестуете.
  4. Что ваших родителей радует, а что огорчает? Ответ помогает увидеть альтернативу запрету.

Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.

Значение

Виды сценариев

Как всегда, для начала более или менее предметного разговора стоит открыть толковый словарь и посмотреть, что в нем написано на сей счет. В незаменимой книге зафиксированы следующие значения объекта исследования:

  1. Литературное произведение с подробным описанием действия, на основе которого создается кинофильм, а также теле- и радиопередача. Например: «Стивен Кинг редко пишет сценарии экранизаций собственных книг».
  2. Список действующих лиц пьесы с указанием времени выхода их на сцену. Это специальный термин.
  3. Заранее подготовленный план проведения чего-нибудь (значение переносное). Например: «Сценарий общественного мероприятия».

Естественно, в ходу первое и третье значения, поэтому ориентироваться будем на них. Кстати, когда речь идет о третьем значении слова «сценарий», это не всегда значит только план действий какого-либо праздника, иногда «сбой в программе» случается и в личной жизни людей. Например, муж запланировал нечто на вечер: посидеть дома, немного выпить вина, послушать романтическую музыку, тем более что вечер пятницы, а жена взяла и купила билеты в театр по той же самой причине. Можно же сказать, что все пошло не по сценарию? Легко, ведь план был в голове человека, пусть он его и не переносил на бумагу.

Из каких частей состоит сценарий?

Если на руках форма и сюжет – то вы прошли два самых сложных этапа. Осталось только додумать слова ведущих и вставить номера, конкурсы и прочее.

Важным моментом является указание времени, за которое пройдет то или иное выступление. То есть в начале мы указываем 15-30 минут на сбор гостей, за тем вступление (фанфары и слова ведущих) – до 5 минут. Дальше кусочки действий с их хронологией, с учетом смены декораций, объявления номеров, антрактов и так далее. Лучшим чередованием, при выставлении последовательности выступающих, считается лирика с юмором, вокальные номера с хореографическими.

Более массовые, эффектные выступления, розыгрыши призов, награждение грамотами и т.п. приберегите на финал. Не забывайте раскрывать и поддерживать свой сюжет на протяжении всего сценария. Учитывайте время на переодевание участников, если они задействованы в нескольких номерах.

Совет. Подготовьте для себя 2-3 игры с залом, которые не включены с общий ход праздника, и используйте их при возникновении форс-мажорных ситуаций (не успели подготовиться, задержался в уборной, барахлит аппаратура).

Существует такая разновидность сценария, как сценарный план. Это сокращенный вид, без слов ведущих – только перечень номеров. Он хорошо подойдет для звукооператора, чтобы тот не отвлекался, вчитываясь в текст, но видел, что за чем идет. Удобно вывесить такой план в помещении с артистами, которые смогут сами следить за ходом торжества.

Дерзайте творить что-то новое и интересное, поменьше копируйте из интернета, пусть он лишь подбрасывает идеи. Ведь сила вашего сценария в уникальности!

Бабенко Анна Алексеевна

Готовые сценарии праздников и мероприятий смотрите в соответствующем разделе «Сценарии«.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Персонажи действуют самостоятельно

Виды сценариев
Это странно звучит и еще более странно происходит в жизни. Но, поверьте, когда студенты начинают писать сценарии, к середине курса они испытывают первое удивление, осознав, что их персонажи сами решают, как им быть. Это выглядит несколько шизофренично, но реальность такова — чем лучше вы придумали персонажа, тем больше шансов, что он сам начнет подсказывать автору, что с ним будет происходить.
Когда мои студенты пишут короткий метр, им кажется, что сейчас, на протяжении 10-20 минут экранного времени, ничего не может изменить первоначальный замысел. Однако персонаж «оживает» и к финалу сам решает за себя. Тогда выясняется, что начальные страницы нужно переписывать «с нуля». А потом — середину. А потом — снова смотреть, что получилось в конце. Не буду говорить, сколько таких итераций приходится делать со сценарием полного метра. Много.

12ВГИК 2000 — биржа сценариев

Виды сценариев
Это одна из первых сценарных онлайн-библиотек в России, созданная выпускниками ВГИКа еще в 1999 году. Изначально сайт задумывался как биржа сценариев, где любой желающий мог опубликовать свою работу или прочитать чужую. В то время интернет еще только развивался, продюсеры искали новых авторов, так что эта идея была в каком-то смысле революционной. Со временем сайт морально устарел и перестал обновляться, но загруженные работы (их более трехсот) доступны до сих пор. Среди них есть как студенческие опыты, так и истории, написанные достаточно известными сценаристами и режиссерами.

Что такое жизненный сценарий

Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.

Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности. Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д. На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.

Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:

  • кому-то твердят о ценности образования;
  • кому-то о замужестве;
  • кому-то о самореализации;
  • кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);
  • для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.

Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают. Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко. Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать стереотипы, начать жить по-новому, по-своему.

Разновидности сценариев

Пользовательские сценарии по степени детализации и технической проработки делятся на четыре группы.

1. Пользовательские истории

Это самый насыщенный подробностями вариант: рассказ, схемы, видео, фотографии — все, что помогает описать опыт взаимодействия, иногда даже без привязки к персоне клиента. У каждого пользователя может быть своя история и свой специфический опыт. Это сбор сырой информации.

Если мы говорим о покупке: кто-то берет для себя, а кто-то в подарок, кто-то подарит маме, а другой — жене. У кого-то все хорошо с финансами, кто-то собирал деньги на покупку, кого-то интересует кредит и рассрочка. Опыт в этих пользовательских историях будет отличаться.

Запишите простые человеческие истории: «Через месяц у нас юбилей свадьбы, я отложил деньги и собираюсь выбрать подарок жене. У меня есть предел по стоимости, я знаю, что жена любит серебро и носит серьги…».

2. Концептуальные сценарии

Создаются с помощью объединения похожих пользовательских историй и отсечения лишнего и несущественного. Такой подход обобщает множество пользовательских историй в несколько сценариев. Например, таких: «Пользователь готовит деньги заранее, ищет через форму поиска, имеет ограниченный бюджет — сразу использует фильтры, принимает решение долго, несколько раз заходит в корзину и сравнивает товары».

А вот, например, шаги сценария, подготовленные при изучении сайта по аренде автокранов. Пользователи выделили вопросы, которые для них важны, теперь можно расписывать разные сценарии поведения.

Виды сценариев

3. Конкретные сценарии

Составляются уже с позиции персонажа (персоны покупателя). Еще меньше абстракции и больше конкретики. Каждой группе ЦА сопоставляется персонаж, далее прописывается его путь достижения цели.

Виды сценариев

Могут добавляться ограничения: например, проработка только варианта заказа с планшета или со смартфона.

4. Сценарии использования

Опишите пользовательский опыт по шагам: кто, каким образом и в какой последовательности делает. Это должен быть наиболее детализированный и технически проработанный вариант.

Пользовательские истории и концептуальные сценарии нужны для понимания основных мотивов пользователей и погружения в мир клиента. Конкретные сценарии и варианты использования уже могут использоваться для проектирования информационной архитектуры и интерфейсов, а также при проведении тестов и исследований юзабилити.

Единой формы для разработки пользовательских сценариев не существует. Поэтому итоговый результат может сильно отличаться.

Виды сценариев
Описание варианта использования от uxexperience.net

«Общение» пользователя и терминала по приему платежей:

Виды сценариев
Фрагмент презентации компании «Собака Павлова» о пользовательских сценариях.

Еще сценарий от uxforthemasses.com:

Об этой статье

Соавтор(ы):
Штатный редактор wikiHow

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту. wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества. Количество просмотров этой статьи: 124 891.

Категории: Кино

English:Write a Script

Italiano:Scrivere una Sceneggiatura

Español:escribir un guion

Deutsch:Ein Skript schreiben

Português:Escrever um Roteiro

Français:écrire un scénario

中文:写剧本

Nederlands:Een script schrijven

Čeština:Jak napsat scénář

Bahasa Indonesia:Menulis Skrip

日本語:脚本を書く

ไทย:เขียนบทละคร

العربية:كتابة سيناريو عمل فني

한국어:극본 쓰는 법

हिन्दी:स्क्रिप्ट लिखें

Tiếng Việt:Viết kịch bản

Печать

Синонимы

Когда слово неизвестно, то хочется перекинуть мостик от него к уже знакомым определениям. Так как это нетрудная и нехитрая операция, проделаем ее. Итак, перечень выглядит так:

  • план;
  • произведение;
  • прогноз;
  • схема.

Нуждаются в пояснении только два последних синонима. Почему сценарий – это прогноз? Вернемся к супружеской паре, о которой речь шла чуть выше. Ведь когда муж и жена планировали провести вечер определенным образом, то они прогнозировали именно это развитие событий. Но, как сейчас говорят, что-то пошло не так. Их ожидания, а значит, и прогнозы, не совпали.

Что же касается схемы, то так или иначе сценарий – это только схема событий фильма или личной, общественной жизни. Как оно будет на самом деле, не знает никто. Когда речь идет о произведении искусства, то конкретным содержанием план действий должны наполнить актеры своей игрой. Именно поэтому чтение реплик доставляет удовольствие только эстетам от кинематографии и литературы, а киносценарии публикуются в последних томах собраний сочинений писателей. Наверняка до них мало кто добирается из читателей. Такие у слова «сценарий» синонимы.

Штампы и архетипы

Виды сценариев

Интересно то, что два существительных, помещенных в подзаголовке, означают одно и то же: повторяющееся действие. Но почему-то штампы вызывают у зрителей отвращение, а архетипы – восторг и восхищение. В чем же причина такой несправедливости по отношению к клише? Все очень просто. Архетипы, как определял их сам К.-Г. Юнг, – это наиболее древние представления человечества. Поэтому они не могут надоесть, как не может опротиветь отчий дом, к примеру. Мы с удовольствием припадаем к корням и смотрим сказки. Именно в сюжетах последних и притаились прообразы всех сценариев на свете — как человеческих судеб, так и произведений искусства.

Штамп – это архетип без его древности, глубины и обаяния. Миф не может надоесть, а вот клише надоедает после двух просмотров. Например, голливудские боевики с Жан-Клодом Ван Даммом. В них один сценарий: сначала герой – аутсайдер, затем он много тренируется, потом он обязательно проигрывает в финальной битве, но когда ему же вот-вот пора в реанимацию, он неожиданно восстает на морально-волевых основаниях и побеждает. Почему это смотреть совершенно невозможно, хотя вроде бы взят за основу архетип героя? Потому что победа выглядит натужной, нереалистичной. Напоминаем, что мы же смотрим не сказку, а серьезный боевик.

Другое дело – «Красотка», очередная инкарнация Золушки. Несмотря на то что по сценарию героиня представляет древнейшую профессию, в картине нет пошлости, все мило и сказочно, чтобы обаять зрителя, используется энергия представления об успешности.

Типы сценариев

В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:

  1. Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».
  2. Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».
  3. Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».
  4. Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».

Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.

Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:

  1. Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.
  2. Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.
  3. Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.

Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:

  • «Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.
  • «Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.
  • «Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.

Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.

Определение слова «Сценарий» по БСЭ:

Сценарий (итал. scenario, от лат. scaena — сцена)1) сюжетная схема, по которой создаётся спектакль в театре импровизации. Представляет собой краткое изложение содержания пьесы (без диалогов и монологов). В нём определены главные моменты действия, указаны выходы персонажей на сцену, обозначены вставные номера и др. С. характерен для различных видов народного театра (Мим, Ателлана, Фарс, Комедия дель арте, ярмарочный театр), развивавшихся на основе устного народного творчества. С появлением драмы уступил место писаному тексту. 2) В кинематографии литературное произведение, предназначенное для воплощения на экране с помощью выразительных средств киноискусства.Развиваясь как литературная форма, С. использует принципы художественной прозы, поэзии и драматургии (см. также Кинодраматургия). Помимо литературного С., имеется режиссёрский, или постановочный, С. — детальный творческий план постановки фильма, содержащий точную разбивку на Кадры c указанием Планов, музыкального и изобразительного решения и др.. режиссёрский С. в значительной степени определяет жанр, ритм, стиль и атмосферу будущего кинопроизведения. 3) В балете подробное изложение сюжета с описанием всех танцевальных номеров и мимических сцен, а также основа для сочинения композитором музыки и создания балетмейстером спектакля. 4) В опере драматургический план Либретто.

Виды сценариев

Сценарий к фильму: образец

Виды сценариевФото: rawpixel.com СЦЕНА 37. ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА — ВЕЧЕР
Двойная экспозиция: через свиток появляется изображение — ВОЕВОДА держит свиток, на столе рукописи
ДИКТОР З/К:
А вверх Амуром рекою гора, а в ней руда серебряная, а от той горы вверх сидят многия люди деревнями, а в деревнях дворов по пятидесяти и по сту и по полутораста, а пашут пашню, и лошадей и всякой животины и мелкой много, и вина
СЦЕНА 38. ЭКСТ. БЕРЕГ РЕКИ — ДЕНЬ
Ведущий спускается с насыпи к реке Амур
ВЕДУЩИЙ В/К:
С берегов Лены русские землепроходцы проникли на Амур и первым был письменный глава Василий Поярков. Он принес важные сведения об Амуре, о его богатствах, о народах, его населяющих. Но чтобы получить эти сведения, ему пришлось пройти через очень суровые испытания
СЦЕНА 39. АНИМАЦИЯ. КАРТА
Анимация, графика: Карта, по ней плывёт кораблик казаков, показан маршрут их движения
ВЕДУЩИЙ З/К:
Казаки Василия Пояркова перевалили становой хребет и спустились в долину реки Зея, притока Амура, где поставили зимовье.
Обложка: Andraz Lazic

Не стоит буквально воспроизводить жизнь

Виды сценариев
Если вы хотите написать сценарий по реальным событиями или биографии реальных людей, то не стоит буквально воспроизводить жизнь и последовательность событий. Жизнь отличается от кино тем, что в ней очень много пауз, где ничего не происходит: пробка, поездка в метро, перелет Москва-Владивосток и так далее. 
Если показать это в режиме реального времени в кинофильме или телесериале, зритель не оценит вашей реалистичности. Кино — это музыкальная гармония, где сочетаются действия и паузы в правильной последовательности, но все же таким образом, чтобы за полтора-два часа зритель прожил какой-то важный участок жизни вместе с героем.
 

Какие бывают виды сценариев

Их обычно подразделяют на две группы, а требования сильно отличаются и зависят от конкретной киностудии и страны, где планируется экранизация. В создании участвует драматург, но в качестве соавторов могут выступать режиссёр и продюсер.

  1. Режиссёрский. По сути, это подготовка, когда скрупулёзно записывают трактовку автора и приёмы для создания фильма. Постановочный сценарий детально прорабатывает каждый пункт для реализации задумки. В ходе подготовки происходит распределение работы среди съёмочной группы, приглашаются консультанты, ведётся подбор актёрского состава. Режиссёр должен определить локации, чтобы составить график съёмок и правильно скомпоновать эпизоды. Грамотное расписание помогает сохранить атмосферу и не забыть детали сюжета.
  2. Литературный. Он содержит конкретное описание сюжетных линий и проработанные диалоги. Литературный сценарий – завершённое произведение любого жанра и стилистики. Автор высказывает идеи, заранее продумывая картинку на экране, пишет литературным языком и обязательно раскрывает все нюансы!

Виды сценариев

Без драматической борьбы хороший сценарий не получится. Все яркие киноленты отличаются запоминающимися персонажами, чёткой выстроенной линии сюжета и продуманностью поступков. Драматургия тоже имеет свою классификацию:

  1. Явное столкновения, то есть прямой конфликт разворачивается на глазах зрителя. Пример: игры, спорт и различные состязания.
  2. Подразумевающее столкновение. Уже произошла некая битва, и зрителю показывают те события, по которым можно восстановить хронологию.

Виды сценариев

Также есть ещё одно интересное разделение сценариев:

  1. Простейшие – отличаются малой формой, пишутся для различного рода мероприятий. Они очень логичные, в них также прописывают организацию процесса проведения.
  2. Иллюстративный – это синтез информации и искусства, когда в центре находится главная тема.
  3. Театрализованный – единство идеи, композиции и сюжета.

Создание сценария является кропотливым трудом. Если же учесть все особенности и следовать правилам жанра и стиля, уловить настроение зрителя, то можно создать шедевр, способный пережить своих создателей.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать социальные роли, способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

  1. Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
  2. Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
  3. Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из ранних отношений матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Послесловие

Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.

В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его индивидуальные особенности и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, темперамент. А это играет немалую роль в коррекции судьбы.

Как использовать сценарии для тестирования юзабилити

Проверить, насколько ваш сценарий соответствует реальности, можно только одним способом — провести тестирование на реальных пользователях. В исследованиях сценарий выступает в роли своеобразного шаблона для изучения поведения пользователей. На его основе составляются вопросы и задания, определяются задачи и цели исследований.

Сценарий при проведении юзабилити-тестов также выступает в качестве дорожной карты, которая показывает, как и куда нужно двигаться, чтобы с минимальными затратами определить узкие места и найти способы сделать сайт удобнее и проще. Мы можем отработать как отдельные этапы, так и сценарий полностью.

В итоге это дает объективную информацию для подготовки и внедрения правок, чтобы сделать сайт удобнее.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Сценарий человеческой судьбы

Виды сценариев

Нельзя говорить о значении слова «сценарий» и не сказать о судьбе. Да, можно было бы сослаться на книги и теоритические построения Эрика Берна, но мы этого делать не будем. Интереснее предположение Блеза Паскаля, высказанное им в его самой знаменитой книге «Мысли». Замечание такого рода: судьба человека на самом деле сводится к мелочи, пустяку, случайности. Наша судьба – это набор случайностей, который мы, лишь оглядываясь, можем связать в стройный узор, как сделал это, например, Стив Джобс в своей знаменитой речи перед выпускниками Стэнфорда. Глубинный смысл сценария судьбы вот в чем: когда человек идет вперед, он не видит системы в своих действиях. Но если получен определенный результат, человек оглядывается и понимает: во всех его действиях был смысл, который в итоге привел к финальной (или промежуточной) точке. Мы сами определяем степень судьбоносности тех или иных событий, но это совсем не значит, что предопределенного сценария не существует.

Выразительные средства

Повествуя свою историю, режиссёр создаёт новую реальность, реальность фильма, в которой зритель должен не только увидеть, а почувствовать жизнь на экране, тогда эта жизнь убедит его в своей реальности[]. Для создания этой новой реальности используются различные выразительные средства, создаваемые ещё на уровне сценария.

Деталь как выразительное средство

Сюжет можно сравнить с мёртвым деревом, имеющим ствол и основные ветви. Узнаваемость деталей (в широком смысле этого слова) служит тысячами мелких веточек с зелёными листочками, то есть даёт дереву жизнь.
Детали должны работать

Наличие в кадре большого количества инертных (то есть не работающих) деталей размывает внимание зрителя и в конечном итоге вызывает скуку. Чёткую характеристику активной (то есть работающей) детали дал А. П. Чехов: «Если в первом акте на сцене висит ружьё, в последнем оно должно выстрелить»

Это конструктивная формула для активизации всех компонентов драмы, вовлечённых в сюжетное развитие общей идеи.

Существует пять основных аспектов детали:

  1. Деталь, создающая перипетию, есть предмет, который находится в центре внимания не только эпизода, но и целого фильма, является поводом к действию (подвески королевы, платок Дездемоны).
  2. Деталь — это предмет, который находится в активном взаимодействии с актёром, помогает ему выстраивать характер персонажа (тросточка Чарли Чаплина, монокль барона у Ж. Ренуара).
  3. Деталь — это часть, по которой зритель может догадаться о том, что происходит в целом (песня корабельного врача, движение отсветов на лице «Парижанки», перстень шефа в «Бриллиантовой руке»).
  4. Деталь-персонаж — предмет, который одушевляется, и на него переносятся человеческие функции (шинель Акакия Акакиевича, «Красный шар» А. Ла Мориса).
  5. Деталь, создающая настроение (в «Амаркорде» Федерико Феллини — павлин, распушивший хвост в конце панорамы, показывающей заснеженную слякотную улицу).

Интрига – отличительная особенность хороших фильмов

Виды сценариев

Как можно говорить об объекте исследования и не сказать о хороших, с этой точки зрения, фильмах? Никак. Поэтому нас ждет анализ, почему одни кинокартины прекрасны, а другие не так замечательны.

Когда человек берет в руки приключенческую книгу, то, конечно, главное – это интрига. То же самое и в большинстве фильмов

Причем совершенно неважно, известен сюжет или нет, первостепенное значение имеет только одно: может ли произведение удержать зрительский интерес. Для примера напишем пять фильмов, которые содержат какую-либо интригу

  1. «Иллюзия обмана» (2013).
  2. «Кодекс вора» (2009).
  3. «Пробуждение» (1990).
  4. «Пролетая над гнездом кукушки» (1975).
  5. «Доброе утро, Вьетнам!» (1987).

Когда речь идет о ловких мошенниках, то тут вроде бы не возникает вопроса о том, зачем смотреть. Кроме того, в таких фильмах обычно концовка непредсказуема. То есть доказывать в них существование интриги бессмысленно. Другое дело – фильмы с элементами драмы. Какая в последних может быть интрига? Все очень просто. Три последних фильма списка объединяет то, что их герои каждый на свой лад борются с системой.

В «Пробуждении» доктор Малкольм Сэйер старается победить болезнь, Макмерфи, герой фильма «Пролетая над гнездом кукушки», противодействует управлению больницы. Конечно, Кен Кизи, автор оригинального текста, зашифровал в этом бунте метафизическое восстание личности против общества, то есть зритель видит схватку с властями психбольницы, а понимает, что это битва за свободу. И наконец, находчивый диджей из пятого в списке фильма, Эдриан Кронауэр, хочет отчасти изменить армейские порядки. Интрига в фильмах только одна: удастся ли героям отпраздновать победу или нет. Что значит сценарий в таких шедеврах? Очень многое, но без игры актеров он ничто.