Сатирическая литература

Арабская сатира

В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа. Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в IX веке. Создавая сочинения о науках, которые мы назвали бы сегодня антропологией, социологией и психологией, он пользовался сатирическим подходом, «основанный на предпосылке, что хотя рассматривается серьёзный предмет, он может стать интереснее и таким образом достичь большего эффекта, если разбавить громаду серьёзности несколькими забавными историями или какими-нибудь остроумными или парадоксальными наблюдениями». Так, в одном из его трудов по зоологии встречается фраза: «Если бы длина пениса была поводом для гордости, то мул принадлежал бы к курайшитам» (племя арабов, к которому принадлежал Мухаммед).

Слова «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как в средневековом исламском мире была переведена на арабский язык «Поэтика», которая далее разрабатывалась арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби, Авиценной и Ибн-Рушдом. Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа (сатирическая поэзия). Они рассматривали комедию только как «искусство осуждения» и не обращались к светлым радостным событиям либо конфликтным завязкам и счастливым развязкам, характерным для классической греческой комедии. После переводов на латынь в XII столетии термин «комедия», таким образом, получил новое значение в средневековой литературе.

Американская сатира

Марк Твен

Эбенезер Кук был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии. Бенджамин Франклин и другие продолжали использовать сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства с помощью смеха.

Великим американским сатириком был Марк Твен; в его романе «Приключения Гекльберри Финна» события развиваются на довоенном Юге. Моральные ценности, которым симпатизирует Твен, полностью противоречат убеждениям тамошних жителей. Главный герой, Гек, является простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», побуждающего его помогать беглому рабу-негру. Фактически его совесть, искажённая миром, в котором он вырос, беспокоит его больше всего, когда он проявляет свои лучшие чувства. Гек собирается делать добро, полагая, что это неправильно.

Младший современник Твена, Амброз Бирс, получил славу как циник, пессимист и чёрный юморист с его мрачными, ироническими рассказами. Самая известная работа Бирса в жанре сатиры — «Словарь Дьявола».

Литературное значение

Кот прислуживает мыши — древнеегипетский остракон ок. 1295-1070 года до н.э. Бруклинский музей

В своём историческом происхождении именно в древнеримской литературе «сатира» есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений. От сатиры по определённо личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет — иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определённого лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъёмом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления — с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придаёт ей мимолётный характер[источник не указан 2335 дней].

Древнерусская литература

не знала сатирического творчества в собственном смысле слова. На Руси изображение дурных сторон действительности, противоречащих религиозно-нравственному идеалу, в отличие от западноевропейской традиции, не было связано со смехом. Смех осмыслялся древнерусскими книжниками как начало духовно двусмысленное, греховное, страстное. Отрицательное отношение автора принимало форму не осмеяния, а обличения, подчеркнуто серьезного, чаще скорбного – в жанре обличительного слова, в летописи, в агиографии. Смеховые формы оказывались совершенно за пределами официальной культуры – в фольклорных жанрах, в свадебных и аграрных обрядах, в искусстве скоморохов. Суть отношения к смеху в русском средневековье полнее всего выразилось в житиях юродивых, чье поведение по внешним признакам напоминало поведение шута. Однако смеяться над юродивыми считалось грехом (характерен эпизод из Жития Василия Блаженного: посмеявшиеся над его наготой ослепли и были исцелены лишь после раскаяния в невежественном смехе). Рыдать над смешным – вот эффект, к которому стремится юродивый, обнаруживая под личиной глупости глубинную мудрость, а за внешним богохульством – святость.

Собственно смеховая культура начинает оформляться на Руси под западными влияниями лишь в 17 в. При Петре I традиционный запрет на смех и веселье постепенно снимается. Парадоксальность ситуации состоит в том, что в начале 18 в. слепки с форм «народной карнавальной культуры» насаждаются в России сверху и нередко вызывают протест со стороны «народных низов» (маскарады, дурацкие процессии, шутовские свадьбы, «сумасброднейший, всешутейский и всепьянейший собор» Петра Великого). С конца 17 в. появляются образцы серьезной нравоучительной сатиры, созданные латинствующими авторами (Вертоград многоцветный Симеона Полоцкого и т.п.).

В современной России

Известный писатель-сатирик Михаил Задорнов

Распад СССР во многом повлиял на развитие сатиры в стране. К основным формам сатирических произведений 1990-х годов относятся памфлеты, анекдоты, сатирические телепрограммы («Куклы» и др.).
Наиболее популярными объектами сатиры стали так называемые «новые русские» — люди, внезапно разбогатевшие различными сомнительными, зачастую незаконными способами, — а также политические реалии, связанные с политикой и поведением президента Бориса Ельцина и членов правительств, в первую очередь А. Чубайса.

В 2000-е годы политическая сатира в основном перешла на страницы Интернета.

Определение сатиры – что это

Сатира (от гр. sati­ra — пестрая смесь, всякая всячина) — это один из видов комического, беспощадно высмеивающий человеческие пороки и явления общественной жизни.

Сатира в литературе – это изображение, которое, как правило, опирается на гротеск или гиперболу, намеренно искажая, преувеличивая черты описываемого. Но, осмеивая и отрицая тот или иной недостаток, автор всегда дает понять, каков эстетический идеал. Например, сатирически изображая чиновничество в комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души», Н. Гоголь стремился внушить зрителю и читателю, что взяточники, казнокрады и лихоимцы не должны вершить власть в России, что ее народ достоин лучшей судьбы.

Поэтому и требует всех мздоимцев к себе настоящий ревизор, а они стоят, как громом пораженные. По замыслу писателя, Чичиков, постранствовав по стране и потерпев фиаско во всех своих аферах, во втором томе поэмы должен был стать честным «предпринимателем», приносящим пользу государству.

Как композиционный принцип или прием в изображении жизни сатиру можно встретить в сказках М. Салтыкова-Щедрина, близких по форме к басне, где в качестве действующих лиц выступают представители фауны: «Орел-меценат», «Карась идеалист», «Премудрый пескарь» и др.

В литературоведении не существует единой точки зрения в вопросе жанрового определения сатиры, а примеры сатирических произведений есть и в эпических, и в драматических, и в лирических текстах.

В узком смысле слова сатирой называют обличительные стихотворения. Такая лирическая форма была популярна в античности (например, сатиры римских поэтов Горация и Ювенала) и в эпоху классицизма. Как сатиру рассматривают и некрасовское «Рыцарь на час».

В западной музыке

Рок-музыка

Сатира на общество и его минусы была одним из основ в зарождении рок-музыки, так как была частью протеста против «взрослого мира». Так, большая часть творчества панк-групп посвящена высмеиванию норм морали и устройства общества, иногда переходит в нигилизм, а группы первого из экстремальных направлений метала — трэш-метала часто использовали агрессию как аллегорию жестокости человека.

Одна из самых культовых панк-рок-групп «Секс Пистолз» получила свою популярность именно за сатиру на современное общество, в том числе и на Королеву Великобритании.
Также творчество Токинг хедс.

В 2000-х годах, параллельно волне альтернативной музыки, в США стали появляться группы, которые сделали сатиру на общество главной темой лирики, среди них «System of a Down» и «Rise Against». Гитарист System of a down Дарон Малакян часто изображал психа в видеоклипах и на выступлениях, а сами видеоклипы часто несли пародию на явления массовой культуры и политики США.

В словаре Д.Н. Ушакова

САТИ́РА, сатиры, ·жен. (·лат. satira).1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира Ювенала. Бич сатиры. Заклеймить сатирой общественные пороки. Сатира на взяточников. «Сатира — плеть, ударом обожжет.» Гончаров. «Не любит узнавать никто себя в сатире.» Крылов. «Там (в театре) в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы.» Пушкин.2. перен., только ед. Насмешка, обличение. «Сатира и мораль смысл этого всего?» Грибоедов.

XX век в Европе

Кадр из заставки популярного британского сатирического сериала «Да, господин министр!»

В XX столетии сатира использовалась такими авторами, как Олдос Хаксли и Джордж Оруэлл, чтобы делать серьёзные и даже пугающие предостережения об опасности мировых социальных изменений, имевших место повсюду в Европе и Соединённых Штатах. В Британии сатира в литературе также приобрела особую значимость в разгар Второй мировой войны и в годы холодной войны. «Скотный двор (повесть)» Джорджа Оруэлла, книга о говорящих животных, которые организовывают заговор против своего хозяина и захватывают на ферме власть, положил начало политической сатире. Несмотря на небольшое количество юмора, эта работа высоко ценится литературоведами.

Острое, издевательское осмысление Первой мировой войны происходит в романе «Похождения бравого солдата Швейка», чешского писателя, мастера острого фельетона, Ярослава Гашека. В скором времени его соотечественник, мастер острых рассказов, Карел Чапек, пишет роман «Война с саламандрами», злобно высмеивающий фашизм.

Сатирическим был фильм Чарли Чаплина «Великий диктатор» (1940), в котором изображался Адольф Гитлер. Многие сатирики того времени, такие как Дороти Паркер и Г. Л. Менкен, использовали сатиру как своё главное оружие. Известно высказывание Менкена: «одна вспышка хохота стоит десяти тысяч силлогизмов». Романист Синклер Льюис был известен своими сатирическими историями, такими как «Обыватель», «Главная улица» и «Она не может случиться здесь». Его книги часто исследуют и высмеивают американские ценности того того времени. Фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» 1964 г. был популярной сатирой на «Холодную войну». Образцом сатиры можно считать и британские шоу «Летающий цирк Монти Пайтона», «Шоу Бенни Хилла», «Чёрная гадюка», а также сериал «Да, господин министр!»

Английская сатира

Джонатан Свифт

В эпоху Елизаветы (XVI век, Англия) авторы думали о сатире как о грубом и остром жанре. Елизаветинская «сатира» (как правило в форме брошюры) содержит больше прямого злословия, чем традиционной сатиры. В 1605 французский гугенот Исаак Казабон писал, что римская сатира была в целом более цивилизованной. Английская сатира XVII столетия нацелена на «исправление недостатков» (Джон Драйден). Сатира, затрагивающая социальные проблемы, усилилась в XVI столетии (и в результате подвергалась гневу короны).

В эпоху Просвещения, в интеллектуальном XVII и рациональном XVIII столетии, начался расцвет английской сатиры, в значительной степени благодаря политической борьбе двух политических партий: тори (ныне Консервативная партия Великобритании) и вигов (наследники — Либеральные демократы). В это время сатира стала выполнять свою первоначальную функцию — критики окружающей действительности, и в первую очередь политического положения дел в стране. Яркие образцы подобной сатиры находим у Даниэля Дефо («Простейший способ разделаться с диссентерами»), Джонатана Свифта, Джона Арбетнота, Джона Драйдена и Александра Поупа. В это время проницательная и резкая сатира политических сил и конкретных людей стала популярным оружием. Хотя сатира уже была общеизвестным жанром, Исаак Казобон обнаружил и издал труд Квинтилиана и указал на оригинальное происхождение слова (от латинского satura, а не греческого satyr).

Джонатан Свифт был одним из самых значительных англо-ирландских сатириков и одним из первых, кто занялся журналистской сатирой. Например, в «Скромном предложении», изданном анонимно, Свифт «предлагал», чтобы бедные ирландские родители продавали своих детей для употребления в пищу представителями высших слоёв английского общества. Мотивировал Свифт своё «предложение» таким образом: дабы «не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества». В своей книге «Путешествия Гулливера» он пишет о недостатках в человеческом обществе в общем, и английском — в частности.

Цели сатириков могли быть разными: так, Свифт нападал на безразличие к тяжёлому, отчаянно плохому положению людей, а Дефо стремился защитить свободу совести. Джон Драйден также написал известное эссе «Разговор о происхождении и развитии сатиры», которое помогло дать ей точное определение в литературном мире.

В Российской империи

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Русская сатира жила уже в XVII веке и раньше в полународной повести, творчестве скоморохов и т. п. («Притча о бражнике», сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове, и проч.). В Патриаршей летописи под 1410 годом можно встретить образчик сатиры XV века: «Той же осени князь Сшвитригайло Олгирдович, внук Гедиминов… от Едигеевых Татар утомился зело, бегая и со своею славною Литвою, а едучи паки к себе в Литву, пограбил град Серпухов и опустошил, и отъиде во свояси со многим богатством».

Сатира, как стихия, захватила и всю журналистику в сатирических журналах, — начиная с XVIII в., — и комедию, и особенно рассказ, повесть, роман. Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но тем сильнее её влияние, как веяние, которым не захвачен редкий талантливый писатель. Тут и лирики (А. С. Пушкин — «На выздоровление Лукулла», «История села Горюхина» и др.; К. Ф. Рылеев — «Временщику»; М. Ю. Лермонтов — «Дума» и др.; Н. А. Некрасов — «Размышление у парадного подъезда», «Убогая и нарядная» и многие другие его произведения), и драматурги (Д. И. Фонвизин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский), и романисты (Гоголь с поэмой «Мёртвые души»; М. Е. Салтыков-Щедрин, бичующая и кусательная сатира которого временами достигает свифтовской силы).

Сатира в России расцвела в XVIII веке. Используются разнообразные жанры: эпиграмма, послание, басня, комедия, эпитафия, пародийная песня, публицистика. Сатира как произведение малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, рождается из-под пера А. Д. Кантемира (восемь сатир в рукописном собрании 1743). В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское — просвещённому, бессмысленное — разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии (обратный порядок слов) и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии российской сатиры был сделан А. П. Сумароковым. Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы.

Во второй половине XVIII в. стихотворная сатира в России утрачивает свою популярность. На её место вступает журнальная. В 1760—1790-е годы в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», издаваемые И. А. Крыловым «Почта духов», «Зритель» и многие другие. Один из первых образцов сатиры — комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» (1782). Творчество И. А. Крылова высмеивает людские пороки.

В XIX в. журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона. Сатира интенсивно проникает в роман и драму и способствует окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе XIX в. представлены произведениями А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. В. Сухово-Кобылина, Н. А. Некрасова, в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе — полемической проповеди-развенчанию. Спокойной и лаконичной является сатира А. П. Чехова.

Яркая страница в истории русской сатиры начала XX в. связана с деятельностью журналов «Сатирикон» (1908—1914) и «Новый сатирикон» (1913—1918), в которых активно публиковались крупнейшие писатели-сатирики: А. Аверченко, Саша Черный (А. Гликберг), Тэффи (Н. Бучинская) и др. Журналы не боялись политической сатиры, обращались к кругу стихов и прозы, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б. Кустодиева, К. Коровина, А. Бенуа, М. Добужинского).

В СССР

Основная статья: Сатира в СССР

Во время революции 1917 года солдаты Красной и Белой армии сочиняли друг про друга частушки, в которых острили в адрес друг друга. Это народное творчество, авторы таких частушек неизвестны.

Эх, яблочко, куда котишься, В ВЧК попадешь, не воротишься!

В этот же период появляются сатирические стихи Маяковского в адрес буржуазии, в поддержку Советской власти. В 1924 году выходит книга Ю. Олеши «Три толстяка», высмеивающая диктаторский образ правления. В 1928 году выходит роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» — едкая сатира на некоторые черты нового советского общества. Его продолжение — роман «Золотой телёнок» выходит в 1931 году. Однако, с усилением режима Советов цензура в стране ужесточилась.

С приходом к власти Сталина в СССР наступил режим диктатуры. За неосторожный шаг и слово ссылали в лагеря или расстреливали. Тем не менее в устном народном творчестве рождались подобные частушки:

Едет Сталин на корове, У коровы один рог. «Ты куда, товарищ Сталин?» «Раскулачивать народ»

Михаил Булгаков

Последовавшие репрессии 1937 года погубили множество талантливых писателей-сатириков.
Интересно, что Михаил Булгаков, писавший фельетоны, в которых чувствуется насмешка в адрес Советской власти, избежал репрессий, но при жизни часть его работ были у него отобраны органами НКВД, а некоторые произведения как сатирическая повесть «Собачье сердце» были опубликованы лишь посмертно.

С началом Великой Отечественной войны советское творческое общество объединилось в направлении высмеивания фашизма и укрепления духа советской армии. Необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий, вылилась в расцвет в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны.
Творческое объединение художников Кукрыниксы, рисуют и острыми стихами подписывают карикатуры. Самуил Маршак пишет сатирические стихи в адрес фашизма.

В период Хрущева начинается так называемая «оттепель». В 1961 году на экраны выходит телепередача «КВН», в которой, кроме юмора, присутствовали элементы сатиры.

В 1964 году выходит фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», высмеивающий многие недостатки хрущевского времени. В театре, на телевидении работает сатирик Аркадий Райкин, к нему присоединяется писатель Михаил Жванецкий.

С 1962 года начинает выходить сатирический киножурнал «Фитиль». В 1972 году вышел фильм «Необыкновенный концерт» — экранизация одноимённого сатирико-пародийного спектакля Театра кукол Образцова.

Журнал «Крокодил» является официальным и единственным общесоюзным специализированным органом советской печати в области сатиры и критики (хотя аналогичные материалы с фельетонами и критическим заметками на тему «трудностей построения социализма» регулярно публикуются и в прочих газетах и журналах).

С приходом Брежнева свобода слова стала более подавлена, но стиль руководства, кадровый застой и любовь к показухе родили множество сатирических произведений, как авторских, так и народных. Известно, что Брежнев любил ордена и медали (одних только звёзд Героя у него было четыре). В насмешку над этим появляется такой анекдот:

В Москве произошло землетрясение — со стула упал пиджак Брежнева с медалями.

Реалии брежневского СССР сатирически описаны в самиздатской и тамиздатской литературе многих писателей-диссидентов («Москва 2042» В. Войновича и др.).

С приходом Горбачева началась «Перестройка». Люди по-своему отреагировали на её принципы и последовавший в её ходе дефицит:

— Чем отличается демократия от демократизации? — Тем же, чем и канал от канализации.
В магазине: — Вы можете завернуть колбасу? — Да, могу, давайте колбасу!

Гласность открыла шлюзы для широкого выхода сатирических материалов в советские СМИ. Острой сатирической направленностью, по поводу реалий «советского образа жизни», отличались тогда многие выступления возрождённого КВН.

Жанры сатиры

Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.

Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.

Наиболее известные жанры сатиры:

  1. собственно сатира;
  2. сатирический роман;
  3. басня;
  4. эпиграмма;
  5. памфлет;
  6. пасквиль.

Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы:

  1. В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов.
  2. В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте.
  3. В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ.

Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».

В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.

Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова.

В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.

А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.

Признаки сатирических произведений

В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия.

Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки:

  1. недостатки не просто называются, но и высмеиваются (иногда с помощью гиперболы (преувеличения) или литоты (преуменьшения);
  2. насмешку нельзя назвать безобидной: по характеру она острая, злая, порой язвительная;
  3. цель сатиры: уничтожить, искоренить прежнее и спровоцировать появление нового;
  4. задачи сатирика глобальны: он борется с «сорняками» как в одном человеческом сердце, так и на ниве всего человечества;
  5. нельзя представить сатиру вне жизни общества;
  6. сатира не знает оттенков и компромиссов, используя самые беспощадные средства осмеяния.

Если говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают сатирикам заострить оружие борьбы, то это гротеск, гипербола, литота, метонимия, синекдоха и другие способы создания контрастности.

Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов.

В XX веке в Европе этот жанр был направлен на шаржированное изображение Первой мировой войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы существования Советского Союза – это сатира высмеивала буржуазию и диктаторский образ правления, а с наступлением периода «оттепели» стала изобличать недостатки правления Хрущева, Брежнева.

Персидская и азербайджанская сатира

Али Акбар Деххода

В Персии самый известный ранний персидский сатирик — Убейд Закани (XIV век). Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику аристократии» и известную басню «Мышь и кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи также высоко ценятся в числе других произведений персидской литературы.

Персидская конституционная революция совпала с появлением таких легендарных сатириков и литераторов, как Ирадж-Мирза, Али Акбар Деххода и Биби Хатун Астарабади. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, сильный подъём во время революции пережила азербайджанская сатира. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик Джалил Мамедкулизаде издавал в это время в Тебризе свой известный еженедельный сатирический журнал «Молла Насреддин». Он создал самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации.

В конце XX века персидская сатира пополнилась работами Эбрахима Набави. Он предложил новую форму персидской сатиры в своей работе, названной «Sotoon e panjom». Появление и развитие сатиры в Афганистане тесно связаны с его политической историей. Abdul Sabur Ghafory, Muhamad Yusof, Shaeq Jamal, Mahmud Tarzi были, возможно, самыми известными сатириками 1873—1965 гг., писавшими на фарси. Период с 1965 до 1978 был самым производительным периодом для сатиры; различные типы сатиры появились и процветали в Афганистане. Кроме того, ещё больше подобных произведений ввозилось из Ирана.

Сатира в Энциклопедическом словаре:

Сатира — (лат. satira) -1) способ проявления комического в искусстве,состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются авторупорочными. Сила сатиры зависит от социальной значимости занимаемойсатириком позиции, от эффективности комических средств (сарказм, ирония,гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). Сатира возникает в народной»смеховой» культуре и постепенно охватывает ряд видов искусства: театр илитературу (особенно комедия), публицистику (памфлет, фельетон),изобразительное искусство (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение идр. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы,ситуации, эпизоды. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М. Е.Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, О. Домье.2) В древнеримской литературе исвязанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические,общественные и литературные нравы (Ювенал).

Критические моменты

Создатели мультсериала «Южный парк», Трэй Паркер и Мэтт Стоун, часто подвергались критике за сатиру на многие табуированные темы в сериале, но авторы заявили, что с юмором относятся к подобной критике

Поскольку сатира — субъективная критика, она может послужить причиной конфликтов.
В 2005 году датская газета «Jyllands-Posten» опубликовала карикатуры на пророка ислама Мухаммеда. Это событие вызвало шок на Ближнем Востоке. Это был не первый случай мусульманских протестов против критики в форме сатиры, но Запад не ожидал подобной враждебной реакции. По всему Ближнему Востоку сжигались флаги Дании, на посольства нападали разгневанные люди; в общей сложности погибло 139 человек, главным образом в четырёх странах. Многие политические деятели Европы согласились, что эта сатира была аспектом свободы слова, и поэтому должна быть защищена. Иран угрожал начать Международное соревнование карикатур на тему Холокоста, на которое немедленно ответили евреи с израильским Антисемитским соревнованием мультфильмов.

Современная западная сатира

«Полотенчик», персонаж популярного сатирического мультсериала «Южный Парк», несмотря на участие всего в 4 сериях, является одним из популярнейших персонажей

Ярким примером современной американской сатиры является шоу «The Colbert Report», где ведущий Стивен Кольбер изображает самоуверенного и убеждённого в своей правоте телеведущего-республиканца. Во время телевизионных интервью он прерывает людей, указывает на них и грозит им пальцем, и «невольно» использует много логических ошибок. При этом он демонстрирует принцип современной американской политической сатиры: насмешка над действиями политических деятелей и других общественных деятелей, доведение всех их утверждений и подразумеваемых убеждений до абсурдных логических выводов, таким образом показывая их лицемерие.

Одним из самых популярных сатириков в истории современной британской литературы является Терри Пратчетт, чей всемирной известный фантастический цикл «Плоский мир», являющийся сатирой на весь мир, распродан тиражом больше чем 55 000 000 экземпляров (не учитывая пиратских изданий).

Мультипликаторы часто используют сатиру для прямой критики общества. Сатирические мультфильмы содержат сильные элементы пародии и карикатуры; например, популярные мультсериалы «Симпсоны», «Робоцып», «Гриффины» и «Южный Парк», пародируют современную семью и общественную жизнь, гиперболизируя приключения героев до крайности. Ввиду сильной демократии и свободы слова, авторы могут легко использовать изображения общественных деятелей и вообще иметь большую свободу, используя живых актёров. Поддельные новости — также очень популярная форма современной сатиры. В Великобритании выходит также известное сатирическое шоу «Маленькая Британия».

Примечания

  1. Miriam Lichtheim. Ancient Egyptian Literature. — University of California Press, 2006. — Т. I: The Old and Middle Kingdoms. — С. 184—185. — 278 с. — ISBN 9780520248427.
  2. А. Белый, С. С. Гречишкин, А. В. Лавров. Петербург: роман в восьми главах с прилогом и эпилогом. — Днипро, 1990. — С. 594. — 658 с. — ISBN 9785308008156.
  3. Carolyn Graves-Brown. Sex and Gender in Ancient Egypt: ‘Don Your Wig for a Joyful Hour’. — ISD LLC, 2008. — С. 63—69. — 243 с. — ISBN 9781910589410.
  4. Bosworth, Clifford Edmund (1976), The Mediaeval Islamic Underworld: The Banu Sasan in Arabic Society and Literature, Brill Publishers, ISBN 90-04-04392-6. P. 32.
  5.  . (недоступная ссылка)
  6. . www.lifeofpeople.info. Дата обращения 23 мая 2019.
  7. Горнфельд А. Г. Сатира // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.