Кто такой сатана? история, интересные факты и образ

Отличие Дьявола от Сатаны

Имя Сатана стало смешиваться с дьяволом гораздо позже. Так, в раннем христианстве этот персонаж не имел подобной явно выраженной негативной коннотации – его иногда использовали в качестве названия для Иисуса в ранних молитвах и гимнах.

Дьявол происходит от слова Деви, которое имеет тот же корень, что и дьявол и божество. Это древняя дихотомическая традиция: Зороастрийцы называли своих добрых богов асурами, а злых существ – девами. В Ведах Ашуры были богами демонов на востоке  (Ревнивые Боги), а их боги (запада) – Дэвис. Таким образом, в древних языках есть именные сходства, разные древние народы смотрели на других богов по их именам как на зло, а своих воспринимали как добро.

Церковь дьявола

Её создал 30 апреля 1966 года американец Антон Шандор ЛаВей. Основанная в Вальпургиеву ночь, церковь Сатаны провозглашала себя антиподом христианства и носителем зла. Печать Бафомета – символ сообщества. Кстати, оно стало первой официально зарегистрированной организацией, которая поклонялась культу дьявола и считала сатанизм своей идеологией. ЛаВей являлся так называемым Верховным жрецом вплоть до своей смерти. Кстати, он также написал ещё одну Сатанинскую библию современного варианта.

Кто такой сатана? история, интересные факты и образ

Церковь Сатаны принимает в свои ряды всех желающих, достигших совершеннолетия. Исключение – дети уже задействованных активных участников, так как они с младых лет понимают сатанинские практики и учения. Жрецы проводят чёрные мессы – пародию на церковное богослужение, а также практикуют сексуальные оргии и жертвоприношение. Основные праздники сообщества — Хэллоуин и Вальпургиева ночь. На широкую ногу также отмечают посвящение новых членов в тайны дьявольского культа.

Семья

Жёнами дьявола считаются так называемые демоницы, каждая из которых имеет собственную сферу влияния и является незаменимой в аду:

  • Лилит. Главная жена Сатаны, первая супруга Адама. Является одиноким путникам в образе красавицы-брюнетки, после чего безжалостно их убивает.
  • Махаллат. Вторая жена. Заведует легионами злых духов.
  • Аграт. Третья по счёту. Сфера деятельности – проституция.
  • Барбело. Одна из самых красивых. Покровительствует вероломству и коварству.
  • Елизаздра. Главная советница дьявола по кадрам. Отличается кровожадностью и мстительностью.
  • Нега. Демоница эпидемий.
  • Наама. Искусительница, которую вожделеют все смертные мужчины.
  • Прозерпина. Покровительствует разрушениям, стихийным бедствиям и катастрофам,

У дьявола есть и другие жёны, но перечисленные выше демоницы наиболее могущественные, поэтому знакомы многим народам мира. От которой из них родится сын Сатаны — неизвестно. Большинство исследователей утверждают, что матерью Антихриста станет простая земная женщина, но очень грешная и порочная.

Рождение современного Сатаны

Кто такой сатана? история, интересные факты и образХарактеристики: красный с копытами и рогами, частично развились из божеств других религий.

Смутно очерченный Сатана Ветхого Завета постепенно трансформировался в течение раннего христианского периода, Средневековья и Возрождения в демонического Архидемона, который правит адом. Этот Сатана хорошо известен в современную эпоху — мстительный, гордый падший ангел, который соблазняет согрешить и обрекает сражаться с Богом за судьбу смертных душ. Множество факторов и сочинений создали этого мифологического Сатану:

  • Создание англоязычной Библии короля Иакова в 1611 году превратило «Люцифера», латинский термин для в имя собственное и ассоциировало его с сатанинской фигурой. Это помогло персонифицировать Сатану как индивидуальное существо.
  • Когда христианство вытеснило существующие религии, боги других религий часто осуждались как демоны. Как правитель всех демонов, Сатана затем начал принимать на себя аспекты этих демонизированных божеств. Сатана присвоил себе раздвоенные копыта и рога греческого бога Пана, и ненасытный характер римского бога Вакха (Дионис).
  • Писатели и религиозные авторитеты в Средние века и эпоху Возрождения расширили христианскую мифологию, создавая истории, которые стали решающими для христианской мысли и идентичности, несмотря на то, что они не появлялись в Библии. Эпическая поэма Джона Мильтона «Потерянный рай» и «Божественная комедия» Данте Алигьери относятся к числу знаковых произведений этого типа. «Потерянный рай», в частности, создал сложную мифологию, включающую восстание ангелов, и мощный образ Люцифера, изгнанного с небес за его гордыню и отказ повиноваться Богу.

Но есть еще один шаг в эволюции Сатаны. В эпоху Просвещения, примерно в 18 веке, научная и рациональная мысль заняла более видное место в европейском обществе. Сатана превратился из силы чистого зла в более символическое существо, обладающее даже положительными качествами. Он стал гордой фигурой, не желающей подчиняться тирании.

Мнение язычников

Таким образом, для иудеев Сатана — это свидетель поступков человека, клеветник и обвинитель перед богом. Для христиан этот персонаж является олицетворением зла, сбивающим человека с истинного пути. А что же думают про сатанизм язычники? Христиане, как известно, не любят обе эти религии. И действительно, в сатанизме и язычестве есть нечто общее — неприятия Бога или богов как силы, которой нужно каким-либо образом поклоняться. Ну или на которую можно перекладывать ответственность за свои поступки. Однако многие сатанисты при этом считают Творца врагом, которого Люцифер рано или поздно победит. У язычников же к богам, конечно же, немного другое отношение. Представители этой религии считают их не неким Абсолютом, контролирующим жизнь человека, а скорее более могущественными, чем люди, партнерами. Врагом представители этой религии не считают никакого бога.

Существования Яхве язычники в основной своей массе не отрицают. Однако многие представители этой религии считают его при этом достаточно скучным, злобным и неуравновешенным. Некоторые язычники приравнивают Яхве и к темному началу — дьяволу, объясняя это в том числе и сходством самих имен этих двух персонажей.

Собственно самого Люцифера представители этой религии иногда отождествляют с богом Вотаном (Одином) или русским Велесом. Также иногда Сатана в этой религии может ассоциироваться с Чернобогом.

Заповеди Сатаны

Люди, по каким-либо причинам интересующиеся этой религией, наверняка хотели бы узнать, какие существуют заповеди сатанизма. Конечно же, эта религия имеет и свою философию. Заповедей Сатаны существует всего девять. Выглядят они примерно следующим образом:

  • вместо воздержания человек должен потакать своим инстинктам;
  • вместо духовных мечтаний следует выбирать полноценное существование в материальном мире;
  • врагам нужно мстить, а не подставлять вторую щеку;
  • вместо лицемерного самообмана стоит проявлять мудрость;
  • милость можно проявлять не к льстецам, а только к тем, кто ее заслужил;
  • ответственно стоит вести себя только с ответственными, а не с духовными вампирами;
  • человек — это животное, самое опасное для всех остальных животных;
  • все грехи, которые и олицетворяет Сатана, ведут не к духовной смерти, а к физическому, эмоциональному и умственному удовлетворению.

Кто такой сатана? история, интересные факты и образ

Основание Церкви Сатаны

Кто такой сатана? история, интересные факты и образАнтон Лавей, основатель Церкви Сатаны.

Антон Лавей (имя при рождении, Говард Стэнтон Леви) родился в 1930 году. Существуют противоречивые описания его ранних лет — авторизированные биографии Лавея рисуют дико красочную жизнь, в которой он работал в цирке, фотографом в полиции. Недоброжелатели ЛаВея предполагают, что все это неправда, и что он жил довольно нормальной послевоенной жизнью в пригороде Сан-Франциско.

Что не оспаривается, так это тот факт, что Лавей имел растущий интерес к оккультному, как ритуальному, так и вымышленному. Он был поклонником приключенческих историй и читал журнал The pulp Magazine Weird Tales. Он также интересовался верованиями западных эзотерических групп, в том числе современных, таких как оккультист Алистер Кроули «Телема«. В 1960-х годах Лавей начал проводить лекции о паранормальных и оккультных верованиях. Это философское рвение и острый взгляд на публичность привели его к созданию Церкви Сатаны в 1966 году и оживлению интереса к сатанизму в Соединенных Штатах.

«Сатанинская Библия», центральный текст Церкви Сатаны, написанный ЛаВеем и опубликованный в 1969 году, разделен на четыре книги: книгу Сатаны, книгу Люцифера, книгу Велиала и книгу Левиафана. Когда Лавей намеревался передать свою систему верований в «Сатанинской Библии», он сильно опирался на идею просвещения о символическом Сатане, который стоит в оппозиции к установленным авторитетам и ценностям. Он также черпал вдохновение из Объективистских идей писателя и философа Айн Рэнд и из оккультных историй его любимых писателей-публицистов, таких как Х. П. Лавкрафт и Э. Роберт Говард. В результате получилась смесь мрачно-зловещих ритуалов и Либертарианской философии «Не наступай на меня» (англ. Don’t tread on me). которую мы рассмотрим далее.

Христиане о сатанизме

Отношение членов РПЦ к представителям этого течения, конечно же, в большинстве случае резко отрицательное. Христиане всеми силами стараются свести это движение на нет. Причем направляют свой религиозный гнев не только собственно на самих сатанистов, но и на все течения, причисляемые РПЦ к таковому, и даже на представителей культуры. К примеру, в 2014 году в связи с оскорблением чувств верующих проблемы возникли у просатанинской польской группы Behemoth. Последняя по инициативе православных активистов была даже выдворена из России (официально за нарушение визового режима).

Конечно же, высказывают свое мнение об этой религии и христианские священники. К примеру, желающие могут почитать книгу А. Кураева «Сатанизм для интеллигенции». Посвящена она не только собственно этому темному течению. Рассказывается в ней и о других направлениях и движениях, причисляемых РПЦ к сатанизму.

К числу подобных религий в книге «Сатанизм для интеллигенции» Кураев относит, к примеру, «Живую этику» отлученных от церкви Рерихов, язычество, оккультизм, теософию Блаватской и пр.

Сатанисты

Кто такие «сатанисты» и что они делают?-вероятно интересует и вас:

Сегодня явное явление сатаны в образе созданий США (как говорится, о многом судят по плодам, так и о сатане можно судить по творениям и плодам) — Аль-Каида, сменившая ее ныне ИГИЛ. Также темной славе США приписывают многие теракты, войны (конфликты на Украине, в Ираке, Сирии), применение ядерного, биологического оружия.

США — и есть одно из олицетворений настоящего образа сатаны, так как эта страна воспитала теорию «деньги выше жизни человека»: жизнь человека — что щепка, обесценивается до уровня неодушевленных, ничего не стоящих предметов, убивают людей лишь бы себе и другим (тем кому это выгодно) жилось хорошо, убивают, уничтожая тысячи-миллионы «щепок» просто так, для насаждения своих идеалов, для достижения нужных целей.

Ниже сатана фото:

Кто такой сатана? история, интересные факты и образ

Сатанизм в России

Кто такой Сатана? Известны ли факты поклонения ему в России? Тема интересная и довольно обширная. Начнем с самого главного – официального представительства Церкви Сатаны на территории нашей страны и стран бывшего СССР не зарегистрировано. Но природа не терпит пустоты — например, на просторах рунета находится портал наиболее крупной организации аналогичного типа. Официально зарегистрированной, если что, со своей печатной продукцией и журналами периодического издания – за весьма солидные деньги, кстати. Собирают деньги на постройку собственного здания, но что-то подсказывает, что дело не выгорит. У нас не Детройт, так что цепь «случайных» пожаров может преследовать строительство с момента его начала. Да и прихожан православные активисты могут быстренько отучить от походов в «сие богопротивное место» – в общем, дальше сайта деятельность как данной организации, так и остальных её аналогов вряд ли пойдет.

Кто такой сатана и как он воспринимается современной молодежью? Что касается такого явления, как подростковый сатанизм, то в настоящее время это чистой воды хулиганство – административно или уголовно наказуемое. Принесение в жертву домашних животных, вандализм в отношении памятников и церквей – всё это можно смело описать одной поговоркой — «дурная голова рукам покоя не дает». Да, на соответствующий черный «прикид» и пентаграммы в самых неожиданных местах «клюют» девушки «легких моральных взглядов», оргии с алкоголем и наркотиками привлекают многих. Но что мешает заниматься тем же самым, но в менее экстремальной обстановке – совершенно непонятно.

Кто такой сатана? история, интересные факты и образ

Трактовки

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма, Сатана не является силой, равной Богу. Сатана — это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет Сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.

В литературе таннаев Сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев Сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.

В христианстве

Христианство считает грехом и безумием любое обращение к Сатане в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов.

«Отречение от сатаны» входит в православный и католический чин крещения.

В исламе

Основная статья: Иблис

Иблис (Сатана) — умнейший джинн, который за свои познания был вознесен милостью Всевышнего до уровня ангелов и стал вхож в их круг. Он был верующим, но ослушался Господа, не подчинившись Его приказу, за что был проклят навечно: «И сказали Мы ангелам: „Поклонитесь Адаму! “. Поклонились все, кроме Иблиса (Сатаны), он воспротивился, отказался, посчитал себя важным, возгордился и стал одним из безбожников /20/ » (см. Св. Коран, 2:34).

В сатанизме

Основная статья: Сатанизм

Сатанист Антон ЛаВей (основатель авторского сатанизма) говорил: «Сатана — проявление тёмных сторон человеческой натуры. В каждом из нас сидит Сатана. Задача состоит в том, чтобы познать и выявить его. Сатанинское начало заключено в людях, — главное и наиболее могущественное. Им надо гордиться, а не тяготиться. Его надо культивировать, что мы и делаем в нашем храме с помощью различных магических заклинаний».

Религиовед Джеймс Льюис считает, что «подавляющее число сатанистов» обозначают сатану именно в качестве символа, архетипического образа, неперсонализированную природную силу (ср. равновесный принцип ЛаВея) или какой-либо иной «антитеистический» концепт.

В психологии

Сатана может восприниматься как архетип. К. Г. Юнг связывает такое восприятие сатаны с нижней частью личности и как образ коллективного бессознательного.

В теософии

В «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской говорится о том, что нет ни Дьявола, ни Зла вне человеческого создания, и отмечается, что «противодействующий», «противник», Сатана — это наш животный, низший аспект, который проявляется в наших страстях, неуёмных желаниях и пороках. То есть И Бог, и Дьявол находятся внутри самих людей и это является причиной зла, которая кроется в животной человеческой природе, в невежестве и страстях, потому что через человека могут действовать как добрые силы, так и злые силы, и люди сами порождают их в своём сознании. Автор утверждает, что своими мыслями, чувствами, негативом творим монстров зла и из своего сознания отправляем их в пространство, и они начинают жить независимо от нас и это означает, что человек сам поддерживаете несовершенство мира, так как у человека есть свободная воля, значит он сам направляет свою энергию на несовершенство, и оно продолжает существовать.

Литература

  • Аверинцев С. С. // Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 2. — С. 412—414.
  • Багдасарян В. Э., Орлов И. Б., Телицын В. Л. Левиафан // Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия / под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд.. — М: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
  • Васильев П. П. Диавол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Дьявол // Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — Т. 1: А—Ж..
  • Григулевич И. Р. Пророки «новой истины»: Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. — М: Политиздат, 1983. — 303 с. — 100 000 экз.
  • Дракон // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • // Краткая еврейская энциклопедия. — Т. 7. — С. кол. 691–692.
  • Левиафан // Малый академический словарь / под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР, 1957—1984.
  • Мильтон Д. Потерянный Рай / пер. с англ. Арк. Штейнберга; Вступ. статья А. Аникста; Коммент: И. Одаховского. — М: Художественная литература, 1982. — 414 с. — 75 000 экз.
  • Нусинов И. М. // Литературная энциклопедия. В 11 т. / Комакадемия; Секция лит., иск-ва и яз.; отв. ред. А. В. Луначарский. — М.: Изд-во Комакадемии, 1931. — Т. 5. — С. 784 стб.
  • Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. / Амфитеатров А. Дьявол в быту, легенде и литературе Средних веков. — М.: Эксмо, 2003. — 800 с. — (Великие посвящённые). — ISBN 5-699-04469-8
  • Пасечнюк В. // О Царстве Божием.
  • Ринекер Ф., Майер Г. Левиафан // Библейская энциклопедия Брокгауза. — Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999.
  • Романчук Л. А. Демонизм. Зверь апокалипсиса (мифы, версии, реалии). — М.: Мэйлер, 2012. — 288 с. — ISBN 978-5-4278-0043-3.
  • Сандулов Ю. Дьявол: исторический и культурный феномен. — СПб.: Лань, 1997. — 190 с.
  • // Краткая еврейская энциклопедия. — Т. 7. — С. кол. 691—692.
  • Токарев С. А. // Мифы народов мира. — М., 1992. — Т. 1.
  • Юнг К. Г. // Карл Густав Юнг: дух и жизнь. — М: Практика, 1996. — 554 с. — ISBN 5-88001-011-2.
  • Якушенков С. Н. Дьявол Альтиплано: по ту сторону добра и зла // Этнографическое обозрение. — 2003. — № 3. — С. 84—99.
Иноязычная
  • Krivoshein B. The angels of light and the powers of darkness. — L., 1954;
  • Sholem G. Gut und Bose in der Kabbala. // Eranos-Jahrbuch 1961. — 1962. — S. 29—62;
  • Werblowsky R. J. Z. Lusefer and Prometheus. A study of Milton’s Satan. — L., 1952.

Библейская концепция Сатаны

Образ Сатаны в Библии

Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю. Вслед за ним последовала часть ангелов, превратившихся в демонов.

Кто такой сатана? история, интересные факты и образ «Большой красный Дракон и жена, одетая в Солнце». Иллюстрация к Апокалипсису. Большой Красный Дракон Апокалипсиса соответствует Сатане. Жена — христианской церкви. Акварель Уильяма Блейка. Уильям Блейк (1757–1827), Public Domain

Согласно христианской традиции, дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным» (Быт 3:14-3:15). Надо заметить, что сама Библия не утверждает, что этот змей был сатаной.

Библия описывает сатану также в образе Левиафана. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон.

В Судный день сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр.20:2—3). Через тысячу лет он будет освобожден на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр.20:7—10).

В Ветхом Завете

В своём первоначальном значении «сатана» — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям (1Цар.29:4, 2Цар.19:22; 3Цар.5:18; 11:14, 23, 25). Исключение, вероятно, составляет 1Пар.21:1.

В качестве имени определённого ангела сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах.3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Кто такой сатана? история, интересные факты и образ Сатана и змей, впоследствии искусивший Еву. Иллюстрация Гюстава Доре. Гюстав Доре, Public Domain

В книге Иова сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, и является одним из Его слуг (бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов) (Иов.1:6) и не может действовать без Его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов.1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов.1:18), насылать болезни (Иов.2:7).

В Новом Завете

В Апокалипсисе сатана описывается как «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1, 17:3, 20:2)

В Евангелии сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк.4:6).

Кто такой сатана? история, интересные факты и образ Искушение Христа Ary Scheffer (1795–1858), Public Domain

Иисус Христос говорит людям, желавшим Его смерти: «Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи»  (Ин.8:44).

Кто такой сатана? история, интересные факты и образ Сатана в образе змеи на старообрядческой иконе XIX в. «Образ Страшного Суда Божия» Неизвестен, Public Domain

Иисус Христос видел падение сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18).

Апостол Иоанн о падении сатаны говорит, что его низвергнет на Землю архангел Михаил после того как сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр.12:4—9). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны».

Апостол Павел указывает место обитания сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф.2:2), его слуги — «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф.6:12).

Кто такой сатана? история, интересные факты и образ Сатана, изображенный в девятом круге ада в Дантовском аде, Гюстава Доре Гюстава Доре, Public Domain

Имена Сатаны в Библии

Сатана имеет в Библии следующие имена:

  • Большой Красный Дракон (Откр.12:3)
  • Великий Дракон (Откр.12:9)
  • Дьявол (Лук.8:12; 5:8)
  • Дракон (Откр.20:2)
  • Древний змий (Откр.12:9, Откр.20:2)
  • Жестокий ангел (Прит.17:11)
  • Злой ангел (Пс.77:49)
  • Злой дух от Бога (1Цар.16:14, 16:23; 1Цар.18:10; 1Цар.19:9)
  • Искуситель (Мф.4:3; 1Фес.3:5)
  • Князь бесовской (Мф.12:24)
  • Князь Мира Сего (Иоан.12:31; Иоан.14:30; Иоан.16:11)
  • Лживый дух (3Цар.22:22)
  • Лукавый (Мф.13:19)
  • Отец лжи (Иоан.8:44).

Храм Сатаны и другие сатанистские практики

Кто такой сатана? история, интересные факты и образПредставитель Сатанинского храма Люсьен Гривз стоит перед статуей Бафомета.

Сатанинский храм — это слабо организованная группа сатанистов, подобная Церкви Сатаны, но он не поддерживает жесткую версию сатанизма. Храм также является домом для атеистов, философских сатанистов. Однако он отвергает социал-дарвинизм и либертарианские взгляды Церкви Сатаны. Верования приверженцев Сатанинского храма подобны верованиям секулярных гуманистов, которые ценят критическое, научное мышление и индивидуализм.

Храм является политически и социально прогрессивным и использует свою дурную славу для достижения прогрессивных целей. Для сатанинского храма шокирующее значение сатанинских образов полезно в качестве средства массовой информации и политического инструмента, и организация регулярно использует его, чтобы уравновесить то, что она видит как религиозные вторжения в общественную жизнь. Например, храм попросил, чтобы статуя Бафомета была установлена рядом с памятником Десяти Заповедей на территории Капитолия штата Оклахома в 2015 году.

Элс Янг, сатанист из Сан-Франциско и член Сатанинского храма (хотя и не являющийся его официальным представителем), описал свой интерес к Храму как сознательное неприятие Лавейского сатанизма. «Я узнал о сатанинском храме через общественный лоскут о монументе Бафомета в Оклахоме, как и большинство людей, я нашел их пример освежающим», — сказал Янг по электронной почте.

Есть несколько менее известных сатанинских групп. Первая Сатанинская церковь, основанная дочерью Антона ЛаВея Карлой Лавей, является ответвлением Церкви Сатаны. Орден змея, это еще одна группа, которая следует «пути левой руки». Современные эзотерические и оккультные группы, такие как Храм сета, иногда путают с сатанинскими организациями. Горстка сатанинских группировок в основном в Европе, таких как Орден девяти углов , связаны с крайне правыми националистическими идеологиями.

Наконец, есть теистические сатанисты, или те, кто поклоняется Сатане как божеству, а не символически. Теистические сатанисты не имеют широко распространенных организаций, и некоторые атеистические сатанисты не одобряют их сатанинский ярлык. Из немногих теистических сатанистов, ни один из них не поклоняется буквальному, сверхъестественному Сатане как Богу, как это делают сатанисты в фильмах.

Некоторые из них поклоняются Сатане как языческому божеству, но не как воплощению зла. Сатанист из Сан-Паулу, Бразилия, считает Сатану божеством, но описывает верования, очень похожие на философский сатанизм. «Я думаю о Сатане больше как о безликой силе, чем о чем-либо еще», — сказал он.

До этого момента, сатанисты не кажутся уж такими, которые приносят в жертву людей, животных и т.д. Существуют ли эти, так называемые, «злые» сатанисты?

Происхождение Сатаны

Кто такой сатана? история, интересные факты и образОбраз, характер и определение Сатаны сильно эволюционировали на протяжении многих лет.

Чтобы понять сатанистов, мы должны сначала понять Сатану. Так же, как вымышленные персонажи Доктор Стрэндж или Лекс Лютор, у сатаны есть история происхождения.

Первые упоминания о Сатане появляются в еврейской Библии (Танах), из которой происходит большая часть христианского Ветхого Завета. Однако среди религиоведов существует большая неопределенность относительно того, что имели в виду авторы, когда слово «сатана» появляется в Ветхом Завете. Определение может варьироваться в зависимости от того, как библейский термин для Сатаны () переводится и интерпретируется. В некоторых случаях этот термин просто означает «противник» и ясно указывает на человеческую фигуру, а не на сверхъестественную. В других случаях он предполагает, что Сатана является «обвинителем» или частью Небесной правовой системы. Нет единого мнения о том, что Сатана является прообразом какого-либо человека, либо относился бы к сверхъестественному существу, который является  врагом Бога. Хотя эта концепция на протяжении веков принимала различные формы, идея Сатаны, представляющего собой аутсайдера, который противостоит установленным ценностям, является общей нитью, пронизывающей все его воплощения.

Христианский Новый Завет содержит гораздо более ясную эволюцию Сатаны как единого сверхъестественного зла, противостоящего Богу. Он часто появляется по воле Бога, чтобы испытать людей, чтобы они показали свою истинную веру.

Однако даже в Новом Завете есть много путаницы о том, кто такой Сатана. Ученые должны внимательно изучить различные переводы еврейских и арамейских слов для обозначения «злого» или имена некоторых демонов, таких как Аваддон, Вельзевул или Велиал, и попытаться объяснить, относятся ли они к Сатане или более общему злу в контексте. При обращении исключительно к Библии трудно определить, как выглядит Сатана, откуда он пришел или каковы его цели.

Итак, откуда же взялась версия Сатаны с рогами, вилами?

Дьявол

Кто такой дьявол?

Дьявол (неправильное написание диавол) — клеветник, подстрекатель, лжец, отец лжи. Закон дьявола-существо искажает позицию Бога для человека, вводит последнего в заблуждение. Вообще дьявол не творец, как Бог и как человек, созданный по образу и подобию Божию, дьявол сам творение, и может только копировать дела Бога, трансформируя их в знак минус (дьявол википедия). На вопрос как зовут дьявола? -однозначного ответа нет. Существует фильм, который показывает рождение дьявола- Ne Zha. Номер дьявола — число зверя и зачастую интерпретируется, как 999. Мамон сын дьявола-это не так, так как мамон в христианстве это божество богатства и обжорства.

Ангел света (Люцифер) — это одно из воплощений дьявола,сын сатаны. Люцифер дьявол сатана?-как написано в библии — он может являться в образе ангела света, то есть волком в шкуре овечки для похищения душ.

Тут в полноте отображается его суть: делать злое посредством/в обличии света. Синонимам сатаны являются: сатанаил. сатанинский,сатанистка, сотона, яволь.

Сатана в искусстве

Образ Сатаны

Средневековые описания образа Сатаны чрезвычайно детальны, наделяя его исполинскими размерами, смешением антропоморфных и животных черт и т. д. Пасть Сатаны часто отождествлялась с входом в ад, так что войти в ад означало быть сожранным им.

В иконописи существует композиция «Падение денницы», основанная на 14-й главе книги пророка Исаии. В этой композиции показаны ангелы в различных стадиях преображения в демонов и собственно Люцифер (денница), в данном случае естественно отождествляемый с Сатаной.

В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) Сатана — гигантских размеров падший ангел с ужасающей внешностью: у него шесть крыльев летучей мыши и три лица, красное, бело-жёлтое и «как у пришедших с водопадов Нила» (комментарии в конце книги обозначают цвет, как цвет кожи эфиопа). Его зубы терзают Иуду Искариота — предателя Христа, и Брута с Кассием — убийц Гая Юлия Цезаря, знаменитого римского правителя, выдающегося полководца и писателя.

Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном раю» придаёт образу Сатаны мрачное величие, делающее его пригодным для роли эпического героя.

Отрывок из речи Сатаны в «Потерянном раю»:

Мильтон в «Потерянном раю» также описывает Хаос как третью силу, не связанную с восставшими ангелами и дружественную Сатане. Сатана также обращается к Ночи, как к «Несозданной».

В этом же направлении идёт трагическая поэма нидерландского поэта Йоста ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своем тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Ягве на пользу самому Ягве.

В поэме Байрона «Каин» главный герой, Каин, является единомышленником и соратником Люцифера-Сатаны в битве против творца мира. Люцифер здесь положительный герой, благосклонный к человеку, поскольку его бунт и бунт людей сродни друг другу.

Люцифер ведет Каина по «безднам пространства». Каин следует за ним, чтоб уйти от ужаса земной жизни и там познать средство для преодоления этого ужаса. Но оказывается, что весь его земной опыт — «блаженнейший эдем» во всей его невинности в сравнении с тем, что ему в «безднах пространства» предстоит скоро постичь. Истина есть знание зла, и потому счастье со знанием несовместимо. Перед человеком выбор: или верить и спастись или сомневаться и погибнуть. Верить Каину больше не дано, он сомневается и познает.

Только после романтизма (Дж. Байрон, М. Ю. Лермонтов и др.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ Сатаны как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным героем, обретая черты древнегреческого божества: «К Сатане» Карддучи, «Люцифер» Марио Раписарди, «Литания Сатане» Ш. Бодлера.

Для А. Франса, как наследника этой традиции, уже аксиоматично что Сатана — идеал, и он играет этой аксиомой в «Восстании ангелов», доказывая, что Бога следует уничтожать в себе, «ибо мы не понимали, что победа — дух и, что в нас, и только в нас самих, должны мы побороть и уничтожить Иалдаваофа».

М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» изображает Дьявола свидетелем евангельских событий, излагающим их как «Евангелие от себя», при этом Иисус («Иешуа») выступает как нищий философ-мечтатель, лишённый божественной глубины. Характерно, что поведение свиты Воланда (страх креста, петушиного крика и т. д.) выдаёт лукавый характер дьявольского повествования — таким образом, Булгаков пародирует представления «Исторической школы» в библеистике. Воланд — ироничный критик современной Булгакову реальности, окруженный свитой демонов и насмехающийся над человечеством. Балу у Сатаны также посвящён немалый отрывок романа.

В пьесе Гусейна Джавида «Иблис» Сатана (Иблис) является воплощением зла, которое гнездится в самом человеке. Согласно Джавиду, если мир полон измен, предательств и преступлений, то в этом повинна порочная натура человека, его дьявольская природа.

В современном искусстве

Изображение Сатаны, идеи и образы, символика сатанизма в настоящее время активно используются при продвижении некоторых музыкальных групп — прежде всего, с целью привлечения внимания к себе (см. эпатаж).

Многие группы, играющие в стиле метал (и особенно Блэк-метал), прибегают к символике сатанизма и имени Сатаны, а также других демонов. Известны группы, утверждающие, что включают сатанистов или состоят только из них, в частности, Dissection: