Саркофаг

О проблеме несоразмерно большого повреждения юго-восточного угла саркофага

Имеющийся вылом не может быть вразумительно объяснён. Дело в том, что в отличие от, например, пирамиды Хефрена и многих других, пол камеры царя не имеет характерного выступа или углубления, в котором бы покоился саркофаг, и края которого доходили бы до уровня крышки саркофага. А сама (не найденная) крышка открывалась сдвиганием набок, т.е, её запирание при полном отсутствии каких-то дополнительных, окружающих конструктивных элементов — носило чисто символический, ритуальный характер и не могло остановить воров. Более того, крышки этого типа имели плоский верх и не очень большую толщину — разбить крышку было бы легче, чем пробить угол саркофага. Всё это ставит очень серьёзные вопросы о характере и первопричинах полученных несоразмерных повреждений. Существует несколько теорий, объясняющих их, некоторые из них кратко перечислены ниже.

Миф о невозможности выноса саркофага из Камеры Царя

Камере Царя
Юго-западный верхний угол саркофага Хеопса

Восходящего Прохода
Северо-восточный угол саркофага Хеопса.

Все подобные расчёты следует проводить, не забывая о повреждениях самого саркофага: ранее он был выше на бортик крышки. И будь он на 2,5 сантиметра выше изначально , через лазы он бы не прошёл и лёжа. Однако, абсолютно неизвестно его состояние в момент обнаружения его людьми Аль-Мамуна.

Кроме этого, существует проблема заноса предмета, имеющего габариты саркофага, через сочленение Восходящего Прохода с Нисходящим Проходом — при идеально ровных не повреждённых стенах это невозможно геометрически. При этом, однако, это место в настоящее время позволяет выполнить такую операцию из-за вырубленных ступеней в полу и сбитой, сколотой части потолка. Датировка сколотости потолка еще может быть проведена однозначно — 632 год н.э, Аль-Мамун (просто потому, что до него этот стык был тщательно замаскирован — и римляне, оставившие свои автографы во время римской оккупации Египта) об этом стыке не подозревали. Но датировки ступеней в полу — не существует.

В целом, по этим причинам, принято считать что саркофаг Хеопса был доставлен в строящуюся пирамиду заранее, и не через имеющиеся проходы.

Саркофаг Хеопса изнутри, северная часть, в очень высоком разрешении.

Саркофаг Хеопса изнутри, южная часть ,фото в очень высоком разрешении.

Краткий обзор различных теорий предназначения саркофага

Саркофаг Хефрена (НЕ Хеопса) с сохранившейся крышкой.

Сравнение размеров саркофагов Хеопса и Хефрена.

Саркофаг Миккерина (НЕ Хеопса), оригинальная (каменная) крышка не сохранилась.

Саркофаг Хеопса.

Северо-западный угол саркофага в высоком разрешении.

1. Саркофаг для фараона (плохо согласуется с не идеальным качеством исполнения.)

2. Некий ящик для ритуалов посвящения, молитв и медитации

3. Ящик для неритуального хранения каких-то предметов, представлявших значительную ценность, либо знаний, текстов итд (т.е, форма и качество отделки были не очень важны)

4. Ёмкость для воды или какой-то жидкости, возможно, подававшейся через вентшахты (обычно хорошо привязываются к тому, что устья вентшахт расположены точно на уровне верха саркофага)

5. Камера сгорания топлива. И хотя многие приводят в противовес этому отсутствие отсутствия неизбежных следов температурных воздействий, равно как и побочных продуктов — сажи, золы и плавней, следует заметить, что гранит является пожаробезопасным материалом, не горит и не плавится. В качестве топлива мог выступать водород, при горении которого в воздухе образуется вода, что так же препятствует отложению каких-либо побочных продуктов на стенках саркофага.

(к сожалению — плавится. Причем легко. Из-за присутствия полевого шпата, который кстати, нарочно вводят в качестве плавня в шихту в некоторых промышленных производствах. Лично плавил гранит плазменной горелкой, и читал описания зданий с облицовкой из гранита, оплавившихся при сильных пожарах. Пока правку менять не буду, в целях демократии. Supervisor 05:53, 29 марта 2011 (UTC))

6. Деталь, ёмкость химического реактора (выдерживает критику с большим числом натяжек и оговорок — биохимического в лучшем случае да и то не всякого, — из-за полного остутствия следов химического воздействия на стенки)

7. Некий строительный инструмент — например, ящик (приспособление) для кантования тяжёлых длинных каменных балок и блоков. (хорошо объясняет наблюдаемые несоразмерные повреждения, но с трудом выдерживает проверку из-за отсутствия повреждений внутри.)

8. Некий точно регулируемый балансир, противовес, аналог точно регулируемой засыпкой дроби гири.

9. Акустический инструмент или резонатор. (обладает хорошими свойствами акустического резонатора, колокола.)

10. Просто обманка для грабителей, оставленная в пустом виде не там, где был похоронен фараон.

11. Технологическое «послание» строителей Пирамиды, демонстрирующее их уровень владения технологиями обработки материалов и станкостроения. (на поверхности саркофага, в разных местах, отмечены все известные методы обработки камня, а некоторые из них, например, величина подачи трубчатого сверла (спорно, но около 2,5 мм на оборот) при сверлении отверстий, ставят в тупик и современных технологов; косвенно также саркофаг рассказывает о том что его изготовители владели высокотехнологичными способами изготовления тонкостенных трубчатых свёрл и абразивов.)

Описание

Мы узнали значение слова «саркофаг», теперь рассмотрим отличительные черты, которые помогут отличить его от гроба и иных могильных сооружений.

  • В отличие от гробницы, усыпальницы, саркофаг имел небольшой размер, там могло поместиться лишь одно тело (за исключением некоторых случаев, так, истории известны супружеские конструкции).
  • Характерная черта – художественное оформление.

Ключевое отличие от гробов – в использованном для создания материале: первые делались из дерева, особой прочностью и долговечностью они не обладали, а саркофаги – из камня или иных прочных пород (известняк, мрамор, базальт).

Саркофаг

Значение

Мы познакомились с определением саркофага, узнали, как он выглядел и чем отличался от прочих изделий, используемых в похоронных ритуалах

А зачем они были нужны? В стране пирамид царил культ мертвых, отхождению в мир иной уделялось очень большое внимание, поэтому нет ничего удивительного в том, что тело покойника готовили к похоронным процессиям самым тщательным образом. Прежде всего, фараонов и иных представителей знати бальзамировали, затем помещали тела в саркофаги, которых было несколько, помещенных один в другой:

  • Деревянный «ящик» напрямую контактировал с телом.
  • Внешний саркофаг отличался прочностью, для его создания использовался камень или даже чистое золото.

Саркофаг

Почему же древним требовалось столь тщательно подходить к созданию последнего вместилища бренного тела? В Египте саркофаги играли огромную роль: считалось, что без роскошного «гроба», обильно украшенного орнаментом или рисунками, фараон не сможет с полагающими ему почестями перейти в вечную жизнь и быть там царем. Поэтому оформлять его стремились как можно более богато.

Конструкция и размеры саркофага, реконструкция внешнего вида

Реконструкция саркофага Хеопса

но не от подъёма вверх!
Размеры саркофага без буртика, в см.

Саркофаг не имел абсолютно никаких надписей знаков, украшений, рисунков.

Саркофаг имеет сложную форму, в целом вписываясь в правильный параллелепипед с длиной 2,28 метра, шириной 0,98 метра и высотой 1,05 метра (указана максимальная высота до верха бортика отсутствующей крышки. Сам бортик имел высоту 4,3 см и идёт с трёх сторон саркофага — южной, восточной и западной. Т.о, крышка саркофага сдвигалась в ту сторону, которая ныне является западной (к стене, дальней от входа).)

Внутренняя длина 1,98 метра, внутренняя ширина 0,68 метра, внутренняя высота от дна до верхнего края бортика 0,87 метра.

Вес саркофага приблизительно 3,01 тонны, внутренний объём 1,1792 м3 достаточно точно равен объёму стенок 1,1574 м3 самого саркофага (разность менее 1,8%, но не 0,00001% как пишут многие безответственные издания).

Отверстие, предназначавшееся для запирания крышки саркофага Хеопса

След от неудачного сверления

гранит
Слепок места неудачной распиловки

В 1581 г. француз Жан Палмер посетил Великую Пирамиду и сообщил, что гранитный саркофаг при ударе по нему «звучал подобно колоколу». Другие путешественники также отмечали подобное.

Знаменитые саркофаги древности

Изображение Название Захороненное лицо Местоположение Материал Время создания
Саркофаг царя Ахирама Царь Библа Ахирам Национальный музей Бейрута Базальт Ок. X в. до н. э.
Саркофаг супругов Супруги-этруски Национальный музей этрусского искусства Терракота Кон. VI в. до н. э.
Сидонский саркофаг Царь Абдалоним (?) Археологический музей Стамбула Пентеликонский мрамор Ок. 325 г. до н. э.
Саркофаг Сципиона Барбата Луций Корнелий Сципион Барбат Музеи Ватикана Мрамор Ок. 150 г. до н. э.
Саркофаг Карла Великого Карл Великий Ахенский собор Мрамор III в. н. э.
Саркофаг Людовизи Древнеримский военачальник Национальный музей Рима Мрамор III в. н. э.
Саркофаг Елены Равноапостольная Елена Музей Пия-Климента Порфир Ок. 330 г.
Саркофаг Константины Константина, дочь Константина Великого Мавзолей Констанции, перенесён в Музей Пия-Климента Порфир Ок. 354 г.
Саркофаг Юния Басса Префект Рима Юний Басс Музей собора Святого Петра Мрамор Ок. 359 г.
Саркофаг Стилихона По преданию, Стилихон Амвросианская базилика Мрамор Конец IV в.

Проблемы изготовления саркофага

Вид снаружи (южной части) саркофага Хеопса.

гранит
Вид изнутри саркофага Хеопса.

Дно саркофага Хеопса.

Отдельная статья: Сверление отверстий в Древнем Египте

Опыты показали, что использование в качестве абразива при сверловке и распиловке единственного доступного им материала — кварцевого песка (твердость 7 единиц) — хотя и применимо, но затруднительно на деле из-за очень медленной обработки гранита, и очень больших трудозатрат. Даже применение наждака , в драгоценном качестве — рубина (месторождений наждака и рубина в Египте нет, ближайшее наждачное — правда — по соседству в Греции, но находок наждачных и рубиновых камней в Египте не обнаружено) с твёрдостью 9 и то дает весьма медленную обработку гранита. Твердость 9 имеет например, еще, топаз, которого в Египте нет. Ситуацию могли бы исправить алмазы с твёрдостью 10 — но их также как и наждака или топаза, найдено не было (смотри обширную статью Карьеры Древнего Египта).

Обработка стен. Саркофаг Хеопса

Кроме проблемы с абразивами, налицо также проблема сложности изготовления достаточно высокотехнологичного инструмента — металлических (бронзовых или медных — сталь была неизвестна в Древнем Египте времён Хеопса) тонкостенных трубок , а также тот факт что для распиловки и сверловки гранита в приемлимые сроки требовались высокооборотистые станки с достаточно жёстким и точным шпинделем. Что могло служить источником энергии для таких станков тоже неизвестно. Станков таких найдено не было, равно как и фресок, их изображающих, фрески мелкого ручного сверления «лучковыми» сверлилками для указанных выше размеров и целей неприменимы по временным трудозатратам.

Помимо этого, изготовление саркофага методом высверливания кернов сталкивается с необходимостью владения довольно высоким уровнем метрологии для контроля толщины стенок в глубоких отверстиях, что вступает в противоречие с известными находками деревянных мерительных инструментов того времени.

Т.л, подводя вместе вышесказанное, саркофаг Хеопса является технологической загадкой, изделием, изготовление которого хотя и формально относят к древним египтянам, но которое с трудом могло быть изготовлено ими в приемлемые сроки теми методами и инструментами, которые до сих пор найдены в Египте.

Справка

В англ.языке существует два слова для понятия «саркофаг» — coffin – внутренний саркофаг, куда непосредственно клали мумию (мог быть из камня, дерева, картонажа) и sarcophagus – внешний саркофаг (в основном, из камня).
Внутренние саркофаги могут быть двух типов – прямоугольные и антропоморфные. Это зависит, в основном, от исторического периода. Изготовлялись из различных материалов: дерева, камня, картонажа. Самые древние внутренние саркофаги в основном деревянные. Первые антропоморфные саркофаги появились в Среднем Царстве. Их форма и декорировка менялась в зависимости от времени. В Поздний период внутренний саркофаг почти совсем исчез. Тело просто пеленали, затем клали в чехол из картонажа, и в деревянный внешний саркофаг.
Внешние саркофаги всегда были прямоугольными. Изготавливались из дерева или камня. Впервые появились во время III Династии. Царские же саркофаги могли также изготавливаться в форме картуша. Их декорировка также изменялась в зависимости от периода.
Конечно, количество и уровень декорировки зависел от статуса умершего. У Тутанхамона, например, была золотая погребальная маска, 3 внутренних золотых антропоморфных саркофага и внешний прямоугольный саркофаг из кварцита.
Вся типология саркофагов, как внешних, так и внутренних, прекрасно дана в книге “The Mummy in Ancient Egypt” by Salima Ikram & Aidan Dodson.

Саркофаг в теории лифта

Ближняя к стене, западная сторона саркофага.

Юго-западный угол саркофага.

теории лифта

К наиболее интересному и красивому ходу из них, можно отнести следующее. Важным и интересным фактом является несоразмерная, по сравнению с первым лазом, длина второго лаза Предкамера — Камера Царя ( 2 метра 55 см), позволяющая как показано выше, разместить в нём саркофаг Хеопса в обычном положении (под вопросом) или лёжа на боку (гарантированно.) Имеющийся ни с чем не соразмерный вылом на юго-восточном углу саркофага в этом случае хорошо согласуется с наблюдаемым выломом верха лаза. Т.о, можно предположить, что хранившийся в лазе Предкамера — Камера Царя саркофаг получил повреждения и был вытолкнут грабителями Аль-Мамуна в Камеру Царя в ходе штурма пирамиды. И вероятнее всего, увидев пустой саркофаг в пустой камере, вдобавок почти вытащенный из неё в Предкамеру, грабители должны были подумать, что их опередили другие грабители. Это очень неплохая маскировка, но зачем она была сделана так, не чрезмерна ли она?

А вот зачем: такой вариант позволяет почти на метр сделать выше кабину лифта, на метр — толще его крышу и на метр глубже закопать продолжение лаза из Предкамеры в настоящую камеру царя. Конкретные цифры следующие: глубина залегания верха начала продолжения лаза в варианте «саркофаг ( пустой, без крышки) был всегда на крыше лифта» — 3,73 метра. Теоретическая глубина залегания начала продолжения лаза в случае, если нынешний пол камеры царя был поднят до потолка камеры — уже 4,78 метра.

Т.о, такая конструкция лифта создает весьма серьёзный барьер для любых любителей копания ям в Камере Царя, на такую глубину в ней никто никогда не копал вообще даже в известных местах, а в районе предполагаемого прохода (под плитой 1А) не копали вообще.

По новым данным, георадар обнаружил следы полости под полом в КЦ на глубине 4,5 метра, что может заставить принять эту версию как основную.

Интересные факты

Рассмотрев, что такое саркофаг, предлагаем познакомиться с некоторыми любопытными фактами об этих атрибутах погребальных обрядов Древнего Египта:

  • «Многослойные» конструкции создавались по примеру зерна, которое имеет несколько оболочек. Ученые предположили такую аналогию: благодаря своим оболочкам, зерно имеет возможность подождать благоприятных условий для прорастания. Так и несколько саркофагов уберегали тело своего владельца для воскрешения в вечной жизни.
  • Считалось также, что именно на саркофагах фараоны, как на лодке, приплывали на суд Осириса, повелителя подземного царства.
  • На крышках нередко помещались изображения ведущих богов египетского пантеона: Нут (рисовалась на груди, своими распростертыми крыльями-руками словно обнимая покойного), Анубис (размещался в ногах как проводник в мир умерших). Также в качестве украшения использовались священные скарабеи.

Саркофаги – своеобразные гробы, возводимые из дерева и представляющие собой не просто способ похоронить тело, но и важнейшую часть ритуала. Их старались богато украшать, инкрустировать, нередко для изготовления использовались драгоценные металлы, вот почему многие саркофаги древности считаются подлинными произведениями искусства и хранятся в музеях.

Определение

Чтобы разобраться в значении любого слова, следует обратить внимание на его этимологию. Итак, что такое саркофаг, от каких слов греческого языка произошел этот термин? Их два:

  • Σάρξ – мясо, плоть.
  • φαγεῖν – поедать.

Поэтому само слово можно буквально перевести как «поедающий плоть». Интересно, что оно имеет общий корень с саркомой – злокачественной опухолью, клетки которой пожирают ткани и органы. Столь странная этимология объясняется тем, что изначально саркофаги изготавливали из особой породы известняка, которая, как полагали древние, уничтожала тела.

Саркофаг

Саркофаг – это выполненный из каменных пород гроб, где находилось мертвое тело, последнее пристанище бренной оболочки покойника. Впервые такие гробы появились в Древнем Египте, многие из них сохранись до наших дней и дают наглядное представление об особенностях почитания мертвых в стране пирамид.

История

Деревянный саркофаг карфагенянина из Керкуана

Распространённые уже в Древнем Египте, первые саркофаги изготовлялись обычно из дорогих пород дерева и украшались росписью, скульптурой, надписями. Помещались в гробницах и храмах. Надписи на древнеегипетских саркофагах содержат имя умершего, а также заклинания и молитвы, обращённые к богам и призванные защитить тело умершего от всякого зла. Древнеегипетские саркофаги покрывались медными позолоченными или золотыми листами.

Саркофаги этрусков и некоторых римлян нередко повторяли форму тела покойного. Древнеримские саркофаги изготовлялись из мрамора или порфира и обильно украшались скульптурными рельефами. В последующем мастерство изготовления саркофагов было утрачено, и для новых захоронений (напр., Карла Великого) приходилось использовать освобождённые от останков саркофаги времён античности.