Шайтан

Вечная война за душу человека

По исламским преданиям, эти злые духи подбивали на ошибки и грехи разных пророков, к примеру Юсуфа, и многих других хороших людей. Некоторая часть шайтанов временно была в подчинении у пророка Сулеймана, но позже они все же вернулись к своим грязным делишкам. До сих пор духи мешают народу молиться, а некоторых еще и обучают магии или же колдовству. Шайтан — это сатана, искушающий честных обывателей и направляющий на кривую стезю. Эти существа заставляют людей совершать плохие действия под видом хороших, добрых духов и забывать про Аллаха. Считается, что каждый человек имеет своего ангела и своего шайтана, которые сражаются за человеческое сердце и бессмертную душу. Злобные сущности сбивают человека с правильной стези, провоцируя в нем зависть, злобу и гнев, а также используют такие человеческие слабости, как желание удовольствия и прочие плотские стремления. Шайтан — это черт, если искать аналог в славянской мифологии.

Шайтан

Главнокомандующий злыми духами

В Коране сказано, что Иблис не повиновался приказу Аллаха упасть ниц перед Адамом — первосотворенным человеком. За то, что Раджим аль-Адувв ослушался приказа, Аллах низверг его с небес и обрек на страшные муки, но Иблис упросил верховного правителя отсрочить наказание до Страшного суда. Покровитель злых духов дал клятву совращать людей и сбивать их с верного пути. После того как настанет Судный день, все подчиненные Иблиса и он сам будут мучаться в аду. По преданию, он обитает на земле и является главнокомандующим злыми духами — джиннами и шайтанами. Самые любимые его места обитания — это кладбища, руины, рынки и бани. Но существо это весьма творческое — любит стихи, песни и танцы.

Шайтан

Шайтан

Шайтан

сатана, лишившийся Божьей милости, далекий от истины, наносящий вред. Его зовут Иблис. Существуют и другие его имена: Карур, Васвс, Ханнас, Кяфир, Сагир, Марид, Таиф, Фатин, Мал’ун, Маз’ум, Мадхур, Макзу, Кафр, Хазул, Адувв, Мудилл, Марид.

В Исламе шайтаном называется один из джиннов, который отказался поклониться первому человеку Адаму и был проклят за это Аллахом: « как Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все поклонились, кроме Иблиса. Он был из джиннов и ослушался воли своего Господа» (18: 50).

Согласно аятам Корана 15: 28-42, когда Аллах создал первого человека (Адама), он приказал всем ангелам и джиннам поклониться ему. Все они выполнили Его приказ. Однако среди них был джинн по имени Иблис (сатана, дьявол), который, возгордившись, отказался повиноваться этому приказу, в то время как до этого он поклонялся Аллаху и выполнял все его повеления.

Они могли наслаждаться там всеми прелестями рая, но им было запрещено есть плоды одного дерева: «И Мы сказали: «О Адам! Поселись ты и твоя жена в раю и питайтесь оттуда на удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, чтобы не оказаться из неправедных» (2: 35). Однако шайтан обманным путем побудил первых людей съесть плод этого запретного дерева.

Он сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными» (Коран, 7: 20). Тогда Адам и его жена съели запретный плод и «явилась пред ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья…» (Коран 7: 22).

Аллах разгневался на них за это: «Разве не запрещал Я вам этого дерева и не говорил вам, что шайтан — ваш явный враг?»» (Коран, 7: 22).

После этого Аллах спустил Адама и его жену на землю уже прощенными: « сказал: «Низойдите из рая вы оба, и одни да будут врагами других. Если вы по моей воле ступите на прямой путь, то тот, кто последует ему, не окажется ни в заблуждении, ни в бедствии» (Коран, 20: 123).

  • Хотя возможно, что Адам и его жена и на земле продолжали молить Аллаха о прощении. С этого момента шайтан стал врагом человечества: «Воистину, шайтан — ваш враг и относитесь к нему как к врагу. Он зовет своих последователей к тому, чтобы они стали обитателями пылающего огня» (35: 6).
  • Он сбивает с пути истинного всех людей, побуждает их к совершению грехов, идолопоклонству, бунту против Создателя. Однако, в то же время, шайтан не властен над людьми. Все греховные поступки люди совершают по своей воле. Против искренней веры в Аллаха, против сильной воли людей, шайтан и его воинство ничего не могут сделать.
  • Шайтаны, во главе с Иблисом, пытались даже вселить сомнения в души посланников Аллаха, однако Аллах защитил их от дьявольских козней. Пророк Мухаммад говорил, что «при каждом человеке есть шайтан». Когда его спросили, а есть ли шайтан при нем, он ответил: «Да.
  • Но Аллах дал мне силы справиться с ним и он подчинился мне» . Шайтанами называются также все неверные джинны (сущности созданные из огня) и люди, которые составляют воинство Иблиса. Проклятый Аллахом Иблис является руководителем сонма шайтанов.

Все они являются неверными, искушают людей и способствуют распространению неверия и грехов. В конце концов, Иблис, вместе со всем своим воинством шайтанов, войдет в ад: «Ввергнуты будут они и заблудшие в ад, а также все полчища Иблиса» (Коран 26: 94-95).

Основными причинами, по которым человек может попасть под влияние шайтана, являются такие духовные пороки, как чувство безнадежности, лень, извращенное понимание любви, стремление к наживе любой ценой, гордыня, гнев, нерешительность, невежество, обман, ложь и т. д. Излечиться от этих пороков можно только путем искренней веры, постоянного поминания Аллаха, ощущением Его близости. Тех людей, которые достигли этих качеств, шайтаны начинают побаиваться и сторонятся их.

По этому поводу пророк Мухаммад сказал Омару ибн Хаттабу: «О Омар ибн Хаттаб! Шайтан избегает встречи с тобой. Когда ты идешь по одной дороге, он обязательно сворачивает на другую» . Шайтана также называют «раджим», т.е. побитый камнями, лишенный милости Аллаха. Это название упоминается упоминается в кораническом аяте (38: 76-77).

Злой дух в исламском богословии

Шайтан — это очень злоречивое существо. Он относится к представителям злых духов в исламском богословии, враждебно относится к людям и Аллаху. Шайтан имеет суперспособность — трансформацию, может принимать любой облик человека. После киямата, или, по-нашему, судного дня, господин шайтанов Иблис и все его подчиненные были обречены на нечеловеческие, адские муки. Он при помощи своих слуг отвлекает людей от хороших дел, совращает их и подстрекает совершать грехи. Шайтанов может порождать их господин — Иблис, они сделаны из дыма или огня, а также могут совершать метаморфозы — внешне принимать разные формы. Так что утверждение, гласящее о том, что шайтан — это Иблис, не всегда правильное, он их идейный предводитель, прародитель. Живут все эти духи большой дружной семьей в различных странах и регионах. У шайтанов могут быть разные имена. Так же как Иблис имеет синоним Раджим, что в переводе на русский — «побиваемый», слово «шайтан» имеет синоним в Библии — сатана. Получается, что шайтан — это дьявол.

Причина неверия людей

Некоторые предания повествуют о том, что Иблиса называли аль-Харис или Азазил. Он был послан Аллахом для подавления мятежа джиннов и возгордился победой. Рассказы об Иблисе породили некоторые богословские проблемы, которые связаны со всемогуществом и концепциями предопределения Аллаха. Шайтан — это (фото его можно увидеть на страницах соответствующей литературы, посвящённой тематике злых духов) оружие, которым проводится испытание людей Аллахом. Одно из объяснений причин, по которой Иблис отказался поклониться Адаму, — это нарушение настоящего единобожия. Эту точку зрения поддерживали некоторые суфии и ал-Халладж. Как считает ибн Араби, Иблис все-таки заслужит прощение Аллаха. Образ шайтана встречается в среде иудеев, язычников и христиан, которые были в доисламской Аравии. Оттуда родом его имена — Шайтан и Иблис. Историю про Иблиса считают одной из причин неверия людей и существования зла во всем мире.

Шайтан

Неверующие и строптивые джинны

Но не все так плохо. Чтобы отогнать злобного шайтана, нужно всего лишь позвать на помощь Аллаха. Часть мусульманских богословов считает этих духов неверующими и строптивыми джиннами, другая же часть относит их к особой категории существ, которые обречены на наказание в огненном аду. А от воспоминания о Геенне огненной и пошло мнение, что шайтан — это что-то сатанинское. Доисламская Аравия пыталась найти у шайтанов хорошие качества и верила, что они являются посредниками, которые помогают общаться с потусторонним миром поэтов и прорицателей. Вот поэтому и бытуют разногласия: шайтан — это кто: злой демон или просто потусторонний посредник. В богословских сочинениях и в Коране шайтаны и Иблис иногда взаимозаменяются. Это связано с тем, что все злые духи подчиняются именно ему и выполняют все его команды и поручения. Иблис, Шайтан — это джинн, который за свое усердие получил приближение к Богу самим Богом, он находился среди ангелов, но его же гордость его и погубила. Из-за нее Иблиса выгнали с небес, после чего он озлобился на людей и Аллаха и стал сбивать верующих с правильного пути.

Злой дух в исламском богословии

Шайтан — это очень злоречивое существо. Он относится к представителям злых духов в исламском богословии, враждебно относится к людям и Аллаху. Шайтан имеет суперспособность – трансформацию, может принимать любой облик человека. После киямата, или, по-нашему, судного дня, господин шайтанов Иблис и все его подчиненные были обречены на нечеловеческие, адские муки. Он при помощи своих слуг отвлекает людей от хороших дел, совращает их и подстрекает совершать грехи. Шайтанов может порождать их господин – Иблис, они сделаны из дыма или огня, а также могут совершать метаморфозы – внешне принимать разные формы. Так что утверждение, гласящее о том, что шайтан — это Иблис, не всегда правильное, он их идейный предводитель, прародитель. Живут все эти духи большой дружной семьей в различных странах и регионах. У шайтанов могут быть разные имена. Так же как Иблис имеет синоним Раджим, что в переводе на русский – «побиваемый», слово «шайтан» имеет синоним в Библии – сатана. Получается, что шайтан – это дьявол.

Шайтан

Шайтан в Коране

Шайтан

1. Шайтан – изначальный враг людей. Он вывел их отца из рая, он же прилагает усилия для того, чтобы не допустить их в рай и сбить их с пути, ведущего в рай, призывая их идти по пути ада. К сожалению, они следуют за ним, предав забвению Божий Закон, слушаются его наущений и, предав забвению руководство пророков (мир им), внимают заблуждениям, в которые он их стремится ввести.

Аллах упрекает людей за подобные действия и за их глупость в том, что они слушаются своего врага, который желает для них наказания, и не слушаются своего Господа, который зовет их, чтобы простить им грехи и помиловать:

…Так неужели вы его, его потомство, возьмете в покровители себе, вместо Меня? Они же – вам враги! Как же порочна эта мена для неверных!

(Сура 18, аят 50)

2. Этот аят указывает на то, что дьяволы имеют потомство и что они являются потомками Иблиса.

3. Аллах наделил Шайтана определенной властью над людьми, однако не наделил его способностью и силой творить благо или вред, а также не дал ему непреодолимой силы. Он наделил его коварством.

…Воюйте же с друзьями Сатаны, слабы его коварные потуги!

(Сура 4, аят 76)

Беседы тайные идут от Сатаны, чтобы внести разлад средь верных. Но он не повредит им (никогда) без изволения Аллаха…

(Сура 58, аят 10)

Но не было над ними власти у него…

(Сура 34, аят 21)

4. Дело Сатаны заключается в наущении злу, побуждении к нему и призыве к мерзости и непристойным поступкам:

Вас бедностью пугает Сатана и побуждает вас к поступкам непристойным…

(Сура 2, аят 268)

Он обещаньями (их тешит), и возбуждает в них (порочные) желанья – но обещанья Сатаны – самообман, и только!

(Сура 4, аят 120)

Он привораживает их к вину, азартным играм и тому подобному. Все это

…мерзость, что измыслил Сатана.

(Сура 5, аят 90)

О, дети Адама! Мы ниспослали вам одежды, чтоб ими вы свою срамную наготу прикрыли, и (Мы послали вам) прекраные наряды. Но благочестие есть лучшее из всех одежд.

(Сура 7, аят 26)

О, дети Адама! Пусть Сатана не искусит вас, как (искусил он) ваших праотцов, и тем исторгнул их из Рая, совлекши с них одежду их, чтоб им поведать их срамную наготу.

(Сура 7, аят 27)

Шайтан подстрекает своих последователей к злодеянию таким образом, чтобы это показалось им добродеянием, и приукрашивает им скверное, чтобы они не смогли увидеть всю его мерзость.

…И Сатана им разукрасил (всю скверну) их (греховных) дел.

(Сура 6, аят 43)

Ведь шайтаны внушают своим сторонникам, чтобы они препирались с вами, а если вы их послушаете, вы тогда – многобожники.

(Сура 6, аят 121)

Шайтан также пытается нашептывать верующим, чтобы они предали забвению своего Господа, а позабыв Его, стали совершать всякую мерзость и грехи.

https://youtube.com/watch?v=Dk6Wq_0kgck

Их дьявол одолел, заставив их забыть о Боге. Они – собратья Сатаны, и, истинно, они – его собратья, им всем назначено погибнуть.

(Сура 58, аят 19)

Однако:

И те, кто истинно благочестив, – когда их Сатана видением дурным склоняет, они Господне имя призывают, и тут же прозревают вновь.

(Сура 7, аят 201)

Однако, несмотря на старания и усердие Шайтана в нечестии и упорство во вражде к сынам Адама, а также на то, что он обрушивает на них искушения спереди и сзади, справа и слева, устраивает им засады, соблазняет их своими речами, собирает против них свою конницу и пехоту и стремится поиметь свою долю в их имуществе, завладеть умами их детей, – несмотря на это он реально способен лишь на одно – наущение злу и побуждение к нему. Он не может никому принести ни пользы, ни вреда. При споре с неверными в День Суда он скажет им:

…Ведь обещанье Истины вам дал Аллах, давал вам обещание и я, но в нем я обманул вас, и власти не было над вами у меня, я только звал вас, ну а вы (по доброй воле) отозвались.

Для злотворящих – истинно, мучительная кара.

(Сура 14, аят 22)

Когда Иблис просил своего Господа отсрочить ему смерть и Господь удовлетворил его просьбу, он ответил Ему:

(Иблис) сказал: «Владыка мой! За то, что свел меня Ты с правого пути, я на земле им все (греховные утехи) разукрашу и всех их в злодеяния введу, помимо тех из них, кто чист в служении Тебе». (Господь) сказал: «Это – поистине, тот путь, что прямо их ко Мне (приводит) – ведь над Моими слугами нет власти у тебя, помимо тех из отклонившихся с пути, которые пошли твоей дорогой».

(Сура 15, аяты 39-42)

Поистине, нет власти у него над теми, кто уверил и на Владыку своего надежды возлагает. Он власть имеет лишь над теми, кто избирает покровителем его и соучастников Аллаху прочит.

(Сура 16, аяты 99-100)

6. Шайтан откажется от тех, кого он подчинил себе, и бросит их на произвол судьбы, когда они окажутся в тяжелом положении, и изменит своему обещанию.

(Сура 8, аят 48)

…И вот сказал он человеку: «Будь неверным!» Когда же тот неверным стал, сказал он: «От тебя я отрекаюсь. Страшусь Аллаха я, Владыки всех миров».

(Сура 59, аят 16)

Шайтаны среди людей

Выше мы привели некоторые черты Шайтана в том виде, в каком их нам преподносит Коран. Шайтаны среди людей стремятся распространить неверие, порочность, наготу, украшая для людей их бесстыдство, чтобы они постоянно пребывали в нем.

Они сеют сомнение, уводят от истины, сеют разногласия и раздоры среди мусульман. А когда люди обернутся к шайтану и последуют за ним, а затем, в День Суда, попросят его поддержки и помощи, воззвав к нему, он бросит их, отрекшись от них.

Таким образом он обретает нравы дьявола и будет считаться одним из его приспешников.

(Сура 114, аяты 1-6)

Итак, каждый, кто тратит свои силы на распространение мерзости среди людей, приукрашивая ее порнографическими картинами, развратными книжными романами или литературой откровенно непристойного содержания, тот входит в число шайтанов в человеческом обличье.

А тот, кто пропагандирует невежественный расизм (доисламское невежество или современное невежество) с целью разделения уммы (общины) Мухаммада  на несколько враждебных наций – тот тоже из их числа. Как и тот, кто сводит людей с пути в рай и подталкивает к пути в ад, заставляя их забыть об Аллахе и Дне Суда.

И скажи: «О, Господи! Ищу спасенья у Тебя я от искушений дьяволов, (ведомых Сатаной), я у Тебя, о Господи, ищу спасенья, чтоб не могли они приблизиться ко мне».

(Сура 23, аяты 97-98)

Чем Иблис отличается от Шайтана в исламе

Шайтан

Имя «Иблис» довольно часто фигурирует в исламских священных текстах. Так зовут джинна, который некогда был приближен к Аллаху и жил среди ангелов. Но затем Всевышний низвергнул Иблиса с небес. Именно благодаря этой истории джинна Иблиса нередко отождествляют с Шайтаном. Однако это не совсем верно.

Кто такой Шайтан?

Для того, чтобы понять, в чем разница между Иблисом и Шайтаном, необходимо понять, кто такой Шайтан. В переводе с арабского слово «шайтан» означает «непокорность», «заблуждение», «отдаление». Согласно исламскому учению, шайтан не один, их много.

И главная миссия шайтанов заключается в том, чтобы сбить человека с праведного пути, и тем самым отдалить его от Аллаха.
Шайтаны подбивают верующих на совершение грехов, мешают во время молитвы, обучают колдовству, а порой и побуждают к совершению злых поступков под благовидным предлогом.

Шайтанами могут быть и люди, и животные, и даже джинны.

Первое имя Иблиса

Согласно тексту имама Риды, джинн Иблис изначально носил совсем другое имя. Звали его Харис, что переводится с арабского, как «страж» или «труженик». Аллах сотворил Хариса из огня, и тот стал истово служить ему. Бог заметил это и приблизил Хариса к себе настолько, что джинн оказался своим среди небесных ангелов.

Но однажды, когда Аллах сотворил Адама и велел всем ангелам поклониться первому человеку, Харис отказался это сделать. Бог спросил Хариса, в чем причина его неповиновения. И Харис ответил, что считает себя выше и лучше Адама, так как тот сделан из обычной глины, в то время как Харис состоит из могущественного огня.

После этих слов Аллах низверг джинна с небес и дал ему новое имя «Иблис», что можно перевести как «отчаяние», «безысходность», «безнадежность». Напоследок Иблис попросил Всевышнего о том, чтобы тот отсрочил его наказание до Судного дня, а также пригрозил, что совратит как можно больше верующих. Так Иблис перешел в разряд шайтанов.

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий