Шаббат

Субботние ритуалы

С приветствия «Шабат шалом» начинается субботний покой. Обязательными ритуалами при соблюдении еврейской Субботы являются следующие:

  • Зажигание свечей. Как уже было сказано, это делает хозяйка дома со словами благословения. Зажигаются минимум две свечи.
  • Молитвы. Вечером в пятницу мужчины посещают синагогу для произнесения молитв.
  • Праздничная трапеза. После посещения мужчинами синагоги все члены семьи садятся за стол для торжественной трапезы. Отец благословляет детей, поются гимны.
  • Освящение дня — кидуш. Отец освящает день особыми словами за бокалом вина. При этом халы накрыты салфеткой. После благословения все присутствующие говорят «амен». Затем глава семьи пьет вино и дает отпить всем присутствующим.
  • Омовение рук. Каждый участвующий в трапезе должен омыть кисти и вытереть их с произнесением слов прославления Творца.
  • Трапеза. На столе кроме угощений обязательно имеются две халы, накрытые салфеткой. Они напоминают о двух частях небесной манны, которые Бог давал евреям перед субботним днем. Отец семейства молится и режет халу, макает в соль, ест сам, а затем дает присутствующим. Далее можно вкушать остальные яства.
  • Завершение Субботы. Оно наступает вечером с заходом солнца. За трапезой и бокалом вина произносится особая молитва, Суббота завершается.

Что значит «Шабат шалом» для еврея? Это особые слова, ведь еврейский праздник Субботы – это вечное установление, символ завета между Богом и человеком.

Накануне Шабата евреи убирают в доме, покрывают стол скатертью, нарезают туалетную бумагу, готовят праздничные блюда, пекут халу.

Шаббат

Происхождение праздника

Согласно Священным Писаниям, Творец создал мир за шесть дней, а в седьмой отдыхал. Для евреев праздник был установлен через Моисея более 3000 лет назад. До исхода из Египта смысла в празднике не было, поскольку рабы не отдыхали, а господа не имели потребности в отдыхе, они не работали.

Заповедь о Субботе вошла в еврейский закон при заключении завета на горе Синай. Обязанность ее соблюдения была установлена не только для евреев, но и для всех, кто живет рядом с ними.

В этот день евреи стараются не думать о теле и пище, а устремляют свои взоры к небесному, вечному. Они посещают синагогу и собираются всей семьей за накрытым столом.

Шаббат

Как встречают Шаббат

Идея о том, что Шаббат — праздничный день, достаточно древняя. Уже в 23-й главе книги Левит, начинающейся словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних», перечень праздников открыва­ется именно субботой. Неудивительно, что наступление и завершение субботы отмечается особыми ритуалами.

Вечер пятницы

ШаббатИсидор Кауфман. Вечер пятницы. Около 1920 года

Согласно еврейской традиции, день сменяется следующим не в полночь, а с заходом солнца. В пятницу днем люди уходят с работы пораньше, приводят дом в порядок, готовят субботнюю трапезу. На стол, накрытый нарядной скатертью, обязательно кладут две халы  Хала — еврейский праздничный хлеб, кото­рый едят в Шаббат и по праздникам. Две халы на субботнем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их соро­калетнего скитания в пустыне. Двойная порция дается в канун субботы для того, чтобы евреи не собирали манну в субботу., «плетенки», ставят особый краси­вый бокал, над вином в котором будут читать благословение, и само вино. За 18 минут  Считается, что минимум 18 минут требуется на возведение эрува — границы, в пределах которой разрешено переносить вещи в Шаббат. до захода солнца женщины зажигают субботние свечи. Это очень торжественный и важный момент. Он прекрасно описан в книге Беллы Шагал  Белла Шагал (1895–1944) — писательница, переводчица. Первая жена художника Марка Шагала. «Горящие светильники»:

После этого (в синагоге или дома) читают субботнюю молитву, поют специаль­ную богослужебную песнь, или пиют  Пиют — авторский поэтический текст, стих-молитва, ставший частью богослужения. Древнейшие пиюты датируются первыми веками нашей эры., «Леха доди» («Выйди, мой друг, встре­тить невесту, вместе мы встретим Субботу»). Затем все собираются вокруг стола и произносят субботнее благо­словение над вином и халами. Потом начинается вечерняя трапеза.

Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на вре­мя Шаббата становятся священными: люди соприкаса­ются с раем, из которого они когда-то были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и симво­лизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.

Утро субботы

ШаббатСергей Южанин. Субботняя молитва. 1894 год

Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специаль­ного шкафа торжественно достают большой свиток Торы, напи­санный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священ­ников Иерусалимского храма — благо­словляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.

подробнее о чолнте читайте в нашем материале

13 слов на идише, помогающих понять еврейскую культуру

Вечер субботы

ШаббатАвдала. Гравюра из Аггады. Амстердам. 1695 год

Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнитель­ную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расста­вания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.

Духовное и земное значение

«Шабат шалом» произносится с вечера пятницы и в течение всего субботнего дня. Эти слова и пожелание «мирной Субботы» обращает человека к его наивысшей миссии на земле. Отвечают на пожелание в большинстве еврейских общин так: «Шабат шалом у меворах!» («Субботы мирной и благословенной!»).

Изначально Суббота напоминала человеку о его Творце и об избавлении от рабства.

По сей день Субботний покой останавливает человека в его земной суете, дает возможность отдохнуть, пообщаться с семьей и друзьями, насладиться природой, восстановить силы. Суббота позволяет человеку насладиться плодами своего труда. Еврейская Суббота – великое достижение для человека, дающее возможность осознать события жизненного пути и обратиться к Богу.

Примечания

  1. смертная казнь у евреев выносилась во времена существования Храма и уже за сорок лет до разрушения Второго Храма выноситься перестала. Смертный приговор выносился особым судом, состоящим из 23 судей и только при выполнении очень строгих условий. Поэтому смертный приговор был редкостью и суд, который выносил смертный приговор хотя бы раз в семь лет назывался жестоким. Невынесение смертного приговора, однако, не означает безнаказанность, так как помимо смерти физической существует карет, означающий большой ущерб душе
  2. Ядаим // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.

Что можно, а что нельзя делать в Шаббат

В самом тексте заповеди нет четкого ответа на этот вопрос. Сказано лишь: «Не делай никакого дела» (то есть работы). Но что именно считать работой? Над ответом на этот вопрос мучились много поколений законоучителей, изучавших и комментиро­вавших священные тексты. В результате был сформирован список из 39 работ — млахот, охватывающий практически все формы человеческой деятельности, существовавшие в тот момент — то есть в первые века новой эры. Этот список зафиксирован в Вави­лон­ском Талмуде  Вавилонский Талмуд — одна из редакций Талмуда (наряду с Иерусалимским Талмудом), составленная раввинами Вавилонии в III–VII веках., в трактате «Шаббат»:

Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для челове­ка, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, напри­мер, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электри­чество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответст­вую­щие духу субботы», напри­мер катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудиче­ским, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разре­шения проблем, возникающих при соблюде­нии субботы. Например, «суб­ботний лифт»: в самом по себе использова­нии лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит меха­низм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Суще­ству­ют холодиль­ники с кнопкой «субботнего режима», отклю­чающей все лам­почки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.

В XIX веке внутри иудаизма появилось движение, получившее название «рефор­мированный иудаизм». Его идеологи заговорили о том, что со времен дарования Торы мир сильно изменился, а потому законы соблюдения Шаббата должны измениться тоже, сместиться из практи­ческой сферы в духовную. Как следствие, сторонники реформированного иудаизма смягчают некоторые огра­ничения, например разрешают ездить в субботу на машине, а также допускают возможность заниматься творчеством (рисовать, вышивать и т. п.).

Шабат встречают как царицу и как невесту

В пятницу, когда уже зажжены свечи, после псалмов
принято петь гимн, приветствующий
наступление Шабата, Леха
доди – «Выйди, мой возлюбленный» (автор Шломо Галеви Алкабец, каббалист и поэт 16 в.).

Гимн очень многозначен. Под «возлюбленным»
прежде всего подразумевается Сам Всевышний. Он как жених в отношении народа
Израиля, который для Него как невеста. И мы воспеваем сладость Шабата, спускающуюся
к нам с небес, и обращаемся к Шабату, как к прекрасной невесте и любимой царице.
В этом гимне народ Израиля просит Бога
послать великую Субботу спасения, когда придет
Машиах.

Пение Леха
доди предваряет вечернюю молитву Маарив.

Концепция этого гимна полностью согласуется с
Талмудом, где мы читаем, как в канун Шабата рабби Ханина нарядился в
праздничную одежду и произнес: «Приходите, и мы пойдем приветствовать Шабат – Царицу».
Другой мудрец, рав Янай, надевал
праздничную одежду в канун Шабата и повторял: «Входи, о, невеста! Входи,
о невеста!»

Не носим вещи вне эрува

Одно из 39 запрещенных действий в Шабат –
перенос любого предмета на расстояние в 4 локтя (4 м 57 см) и более в
общественном владении. Это
включает еще передачу вещей из частного владения в общественное и наоборот. 

Надо сказать, в этом контексте «частный» и
«общественный» имеют мало общего с тем, что мы привыкли под этим понимать.

Небольшие жилые районы могут быть условно превращены
в частные владения при помощи создания специального барьера, который называется
эрув. 

Сегодня многие еврейские кварталы окружены эрувом, позволяющим
людям возить коляски с детьми, носить книги в синагогу, а также ключи, когда
отправляются на прогулку.

Значение шаббата

Шаббат — седьмой день творения

Согласно Пятикнижию:

Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. )

Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Шаббат — союз еврейского народа с Богом

Согласно Пятикнижию, шаббат — это знамение между Богом и Израилем:

это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился. (Исх. )

Отказ евреев от работы в шаббат является, согласно Пятикнижию, напоминанием о седьмом дне творения и провозглашением Бога творцом мира.

Шаббат — память об освобождении из египетского рабства

Согласно Пятикнижию:

  • Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта.
  • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам. Кроме того, таким образом создается особая атмосфера покоя и достаточности, состояния свободы от материальных забот.

Связь с Храмом

Согласно Пятикнижию, приказ о построении Скинии, временного храма, который сопровождал евреев в пустыне, предупреждается запретом совершать работу в шаббат. Таким образом шаббат обладает духовным приоритетом перед заповедью построения храма.

Значение запрета на работу

Вовсе не любая работа запрещена в шаббат: физически тяжёлое действие по передвижению мебели внутри квартиры может не быть запрещено, а действие физически лёгкое может оказаться под запретом. Таким образом понятие «работы» в субботу — понятие особое и вовсе не обязательно связанное с трудом в бытовом понимании этого слова.

В шаббат запрещена работа, в которой проявляется творческое начало человека. На протяжении шести дней будней человек творит, изменяет окружающую его среду, владеет ею. Поэтому в день седьмой — в субботу — иудей отказывается от рукотворчества, от власти над этим миром, «передаёт узды правления Творцу» и провозглашает своим «соблюдением субботы» верховную власть Бога в этом мире.

Иудаизм утверждает, что мир, сотворённый Творцом в первые шесть дней творения, не существует сам по себе, а продолжает твориться Творцом каждое мгновение. Отказываясь от творческой деятельности в субботу, еврей получает возможность стать частью мироздания, а не быть над ним.

Запреты субботы ограничивают власть человека над миром. Тогда природа трансформируется из объекта в субъект. Мир перестаёт быть объектом удовлетворения потребностей человека и получает право на автономное существование, возвращаясь в руки Творца. В субботу каждое творение, даже самое малое, становится равным человеку, обретая право на существование, независимо от того, какую материальную ценность оно представляет для человека.
Натан Т. Лопес Кардозо, «Вызов вечности»

Субботние нюансы

Туристам, оказавшимся в Израиле, нужно учитывать несколько моментов:

  • В пятницу вечером завершают работу все заведения: магазины, кафе, музеи. Открытие их произойдет после окончания Шабата – в субботний вечер, либо утром в воскресенье.
  • Городской транспорт не работает в субботу. Если нужно доехать, можно сделать это на такси или арендованном автомобиле.
  • Лифты в субботу открываются на каждом этаже, чтобы евреи могли не нажимать на кнопку и не нарушать заповедь. Такие лифты существуют в большинстве израильских гостиниц.
  • Экстренные и медицинские службы работают в субботний день. Евреи считают, что для спасения жизни человека можно нарушить заповедь.

Чего еще нельзя делать в субботу? Согласно традиции, евреям запрещена любая творческая работа, в результате которой преобразуется окружающий мир. Запрещено зажигать огонь, включать электричество, ездить на автобусе. А вот нетворческие виды деятельности разрешены. То есть порезать овощи, почитать книгу можно.

Шаббат

Как соблюдали Шаббат в древности

У нас нет свидетельств о том, как именно соблюдали Шаббат в древности, однако уже с XI века до н. э. иудейские пророки писали о важ­ности этой тради­ции  Амос 8:5, Исаия 1:13, Иер. 17:21–25, Иез. 20:12 и др.. Более того, соблюдение Шаббата было важнейшим мар­кером еврейской идентичности и нарушение его каралось смертью. Объяс­нялось это тем, что Шаббат, как и обрезание, — это зримое воплощение завета между Богом и евреями, знак принадлежности к избранному народу.

видео

Зачем евреям делают обрезание? И еще 6 вопросов об иудаизме

В усло­виях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смерт­ная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не суще­ствует института, который может вынести такой приговор. Поста­новление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Вели­кое собрание законо­учи­телей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедри­он прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.

Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — напи­сано в Тал­муде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с лю­бовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близ­кими — прояв­ление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или рим­ского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.

Известна история, произошедшая во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Селевкидской державы. В 167 году до н. э. по приказу правившего Селевкидами Антиоха IV Епифана Иерусалимский храм превра­тили в святилище Зевса. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пусты­ню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию: «Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас» (1Макк. 2:36–38).

ШаббатИуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 год

Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Маттафия Хасмоней, инициатор и первый вождь маккавейского восстания, принял беспрецедентное реше­ние: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформули­ровано правило пикуах нефеш, или «спа­сение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные зако­ны, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров между законоучителями: все ли законы могут отме­няться? какие именно ситуации следует считать угрожающими жизни? Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти кон­крет­ного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нару­шить субботний покой. Прежде всего это касается военных дей­ствий или ока­зания медицин­ской помощи. Хотя и после появления правила пикуах нефеш находились люди, которые по-прежнему предпочитали не спасти собственную жизнь, а быть верными закону, считая акт мучени­чества за веру «освящением Божьего имени».

Запрещенные работы

Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ:

01. Зореа (посадка растений).

02. Хореш (пахота)

03. Коцер (жатва).

04. Меамер (связывание снопов).

05. Даш (молотьба).

06. Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется — «веять»).

07. Борер (сортировка).

08. Тохен (помол зерновых).

09. Мэракед (отделение зерен от примесей — мелких камешков, семян других растений и т. п.).

10. Лаш (замешивание теста).

11. Офе (выпечка хлебных изделий).

Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по-мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие одиннадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.

12. Гозез (стрижка овечьей шерсти).

13. Мелабен (отбеливание шерсти).

*14. Менапец (вычесывание шерсти).

15. Цовеа (окрашивание шерсти).

16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).

17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).

18. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).

19. Орег (ткать).

*20. Поцеах (распускать ткань).

21. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).

22. Матир (развязывание узлов).

23. Тофер (шитье).

24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).

Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.

25. Цад (охотиться).

26. Шохет (забивать скот).

27. Мафшит (свежевать туши).

28. Меабед (обработка, дубление кожи).

29. Мемахек (разглаживание кожи).

30. Месартет (раскроить)

31 Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).

В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.

32. Котев штей отийот (написание двух букв).

33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).

34. Боне (строительство).

35. Сотер (разрушение построенного).

36. Мехабе (тушение огня).

37. Мавъир (разжигание огня).

38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.).

Шалом!

Шаббат

Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» – это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании.

Несложно догадаться, почему у субботы такой название – «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».

Видео

https://youtube.com/watch?v=Q7cTfbk_Mm0

https://youtube.com/watch?v=wIwx6aGd1fA

Субботний и юбилейный годы

Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календар­ными предпи­саниями.

Первое — закон шмиты, или субботнего года (Левит 25:1–7). Не только каждый седьмой день года, но и каждый седьмой год свяще­нен. Каждый седьмой год земля должна отдыхать, оставаясь «под паром»: нельзя сеять, нельзя убирать. Можно есть только импортированные сельхозпродукты. Именно к этому пред­писанию восходит традиция так называемого «академического субботнего года», или саббатикала, распространенная в университетах и крупных компа­ниях Европы и США. Суть ее в том, что каждый седьмой год сотрудник имеет право уйти в годовой оплачиваемый отпуск.

Второй закон — юбилейный год. Это каждый пятидесятый год, то есть год, следующий за семью семилетними циклами. Правило юбилейного года сформулировано в книге Левит 25:10: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвра­титесь в свое племя». В этот год проданные или заложенные земельные наделы возвра­щались своему искон­ному владельцу, а рабы получали свободу. Естественно, в современ­ном мире закон об освобождении рабов утратил актуальность, но в сельском хозяй­стве «право земли на отдых» для соблюдаю­щих предписания Торы иудеев по-прежнему остается актуальным.

другие материалы на эту тему

Как кипа держится на голове?

И еще 7 вопросов о еврейской традиции

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

Чем синагога отличается от храма и церкви

Объясняет историк Владимир Левин

Курс «История евреев»

Курс «Идиш: язык и литература»

Еврейский музей и центр толерантности

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Шабат провожают с вином, специями и огнем

Точно так же, как с самого начала мы выделяем
Шабат Кидушем, делая его на вино, мы совершаем это и при помощи Авдалы,
которая является окончанием Шабата. Это
короткая, но прекрасная церемония отделения святого от будничного: мы вдыхаем
аромат душистых специй (часто это гвоздика, высушенный этрог и проч.), чтобы
восстановить силы, которые были ослаблены уходящим Шабатом – ведь нам на весь
этот день дается дополнительная душа, а теперь мы простились с ней до
следующего раза. Затем мы произносим благословение на огонь и зажигаем его, а
после Авдалы можем снова приступать к будничным делам и пользоваться огнем, как
обычно.

Откуда появился Шаббат

Слово «Шаббат» буквально переводится как «суббота» и восходит к древне­еврей­скому корню שבת, который означает «отдыхать», «покоиться», «прекра­щать». Но для иудеев это не просто день недели и не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные повседневные дела, любую работу, посвя­тив его Богу и общению с близкими. Предписание о соблюдении Шаббата — одна из десяти заповедей, получен­ных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соот­вет­ственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. Вот как эта заповедь описана в двадцатой главе библей­ской книги Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный ника­кого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

ШаббатСедьмой день творения. Миниатюра из книги Бытия. Англия, XIV век

Шабат продолжается от захода солнца в пятницу до наступления темноты и выхода первых звезд в субботу

Каждую неделю в течение 25 часов, начиная
незадолго до захода солнца в пятницу и до наступления темноты и выхода первых
звезд в субботу, евреи празднуют Шабат. Это время отдыха, покоя и духовного обновления.

Вот слова о Шабате пророка Йешаяу:
«Если
удержишь в субботу ногу свою, (удержишься) от исполнения дел твоих в святой
день Мой, и назовешь субботу отрадой, святой (день) Господа – почитаемым, и
почтишь ее, не занимаясь делами своими, не отыскивая дело себе и не говоря ни
слова (об этом), То наслаждаться будешь в Господе, и Я возведу тебя на высоты
земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего, потому что уста Господа изрекли (это)» (58:13-14). 

Особенности празднования

Соблюдение Субботы начинается с пятничного вечера. С наступлением захода солнца евреи говорят всем: «Шабат шалом!» Эти слова означают пожелание умиротворенной Субботы каждому встречному еврею. Буквальный перевод «Шабат шалом» — «Субботний мир».

В пятничный вечер хозяйка дома зажигает свечи и молится за детей. Отец особыми словами освящает бокал вина. В этот день используется специальный хлеб – хала. После произнесения молитв семья приступает к трапезе. Запрещены любые суетные разговоры. Свечи создают особую атмосферу, за столом поются праздничные песни. В доме воцаряется мир и покой.

Окончание Шабата – после захода солнца в субботу, то есть празднование длится примерно 25 часов.

Шаббат

В пятницу вечером нас посещают ангелы

Шаббат

Традиция гласит, что 2 ангела, белый и
черный, сопровождают нас на пути к первой вечерней трапезе. Когда
дом убран, к Шабату приготовлены особенные блюда, белый ангел говорит: «Да
будет так и в следующий раз!» – и черному ангелу остается сказать только
«амейн». А если не дай Бог дом запущен и никто не думает о Шабате, тогда черный
ангел говорит: «Да будет так и в следующий раз», – и тогда белому ангелу
приходится ответить «амейн».

Это породило классическую субботнюю песню Шалом алейхем» , в
которой мы приветствуем ангелов в своем доме, просим их благословить нас, а
затем провожаем.

Как правило, за этим следует Эшет Хаиль – знаменитая
ода царя
Шломо доблестной женщине,
глубокий мистический текст со многими аллегориями.

Как соблюдение законов Шаббата помогло сохраниться еврейскому народу?

Шаббат

Известный каббалист Йегуда Алеви (автор «Кузари») говорил о том, что, благодаря законам субботы, еврейский народ смог сохраниться на протяжении многих веков изгнаний и преследований. Он объяснил, что когда человек пропитывается светом субботы, то даже в самых тяжелых обстоятельствах его не покидает вера в Бога. Суббота напоминает каждому еврею о его особенности, потому что соблюдение ее обрядов выделяет этот народ среди других.

Суббота – это семейный праздник. Она укрепляет отношения между супругами, детьми и старшим поколением. В этот день вся семья собирается за праздничным столом, поют песни, ходят в синагогу. Возникает пространство, когда человек может отдохнуть от суеты будней и задуматься о своем предназначении.