Сабантуй

Как празднуют Сабантуй?

Национальный праздник Сабантуй обычно проходит в июне в 3 этапа:

  • начинается празднование в деревнях и селах республики в первую субботу после завершения посевной;
  • через неделю народные гулянья проходят в городах;
  • еще через 7 дней грандиозное торжество проводят в столице Татарстана.

Во время проведения празднеств во всех административных районах устраивают специальные праздничные площадки, обычно на большом поле — майдане, где проходят различные состязания между настоящими джигитами, выступления мастеров искусств и культуры, народные гулянья. На ипподроме обязательно устраивают скачки. Кроме того, в деревнях и селах сохраняется традиция сбора подарков.

Сабантуй

Этимология и похожие праздники

Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба».

В татарском и башкирском языках праздник называется тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).

У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй).

Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем.

Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».

Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов.

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой. Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.

В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

Победители

На Сабантуе было множество конкурсов и соревнований, но, естественно, самыми зрелищными были скачки и борьба «көрәш», а также лазанье на столб.

На скачках победила лошадь среднеелюзанского фермера Хафиза Янгуразова, который получил приз от главы Пензенской области Ивана Белозерцева — автомобиль «Нива».

Абсолютным батыром стал татарский борец Муса Галлямов из Республики Марий Эл, чемпион России по борьбе «көрәш». Он получил автомобиль «Лада Гранта» — приз от президента Татарстана Рустама Минниханова.

На 21-метровый столб Сабантуя первым смог залезть Наиль Востряков из села Нижняя Елюзань.

Сабантуй

На Сабантуе было множество конкурсов и соревнований, но, естественно, самыми зрелищными были скачки и борьба «көрәш», а также лазанье на столб. Фото prav.tatarstan.ru

История и обычаи сабантуя

Сегодня дата празднования сабантуя определяется главами республик или федераций. Обычно это середина мая — конец июля. И если цель современного праздника — награждение лучших земледельцев и гуляние, то в старину сабантуй проводился в честь сева яровых, и все проводимые обряды проводились для задабривания духов.

Главные подготовительные обряды к сабантую — «сенге жыю» (сбор подарков для участников праздника) и обряд жертвоприношения. К сожалению, сейчас редко можно увидеть обрядовую запашку, когда в бороздах располагали крупные куриные яйца и загадывали, чтоб зерна в колосьях были такого же размера.

Федеральный Сабантуй

Федеральный Сабантуй (тат. Федераль сабан туе, башк. Федераль һабантуй) — национальный праздник, проходящий на федеральном (всероссийском) уровне. Национальный федеральный праздник Сабантуй проходил в следующих городах:

  • 2001 год — Саратов
  • 2002 год — Тольятти (Самарская область)
  • 2003 год — Димитровград (Ульяновская область)
  • 2004 год — Йошкар-Ола
  • 2005 год — Саранск
  • 2006 год — Нижний Новгород
  • 2007 год — Челябинск
  • 2008 год — Астрахань
  • 2009 год — Ульяновск
  • 2010 год — Ижевск
  • 2011 год — Екатеринбург
  • 2012 год — Владивосток
  • 2013 год — Тюмень
  • 2014 год — Томск
  • 2015 год — Красноярск
  • 2016 год — Нижний Новгород
  • 2017 год — Астрахань
  • 2018 год — Чебоксары

Все дело в финно-уграх

Возможно, разгадка в том, что булгары, в отличие от буртасов, основных предков мишарей, ассимилировали значительное количество волго-камского угро-финнского населения, сделав своим их основной ритуальный праздник.

Например, никто не оспаривает тот факт, что в составе чувашей-тюрков имеется мощный угро-финский компонент. И у них тоже есть аналог Сабантуя — праздник Акатуй (праздник плуга).

Действительно, почему бы булгарам и иным поволжским предкам казанских татар, пришлым кочевникам, ставшим земледельцами, не заимствовать готовый праздник с тысячелетними традициями у тех местных угро-финнских племен, кого они инкорпорировали в свой состав, грубо говоря, ассимилировали?

Видимо, мишари ассимилировали мордву не так много в процентном отношении, чтобы праздновать их праздники. Иначе невозможно дать ответ на эти три вопроса:

  1. Как объяснить отсутствие Сабантуя у татар-мишарей, бывших кочевников, несмотря на их длительное проживание рядом с мокшей и эрзей, — угро-финскими народами, у которых есть свои аналоги Сабантуя?
  2. Как объяснить наличие вариантов Сабантуя у кочевых казахов, ногайцев и башкир, а также у балкарцев — все эти народы наследники золотоордынских татар?
  3. Как объяснить наибольшую проработанность и детализированность Сабантуя именно у казанских татар — главных наследников золотоордынских татар Поволжья?

Те мишари, кто живет чересполосно с казанскими татарами, уже давно приняли Сабантуй как свой праздник. Это наглядный пример заимствования торжества. Причем недавнего заимствования, так как в массе свой мишари переселялись в Башкортостан лишь в XVIII веке, относительно недавно. Хотя часть мишарей жила там еще с XVI века, в силу службы, и от их мишарскости мало что осталось. Несомненно, им лучше было быть ассимилированными казанскими татарами или башкирами, чем неизбежно обрусевать.

Сабантуй

Сабантуй есть только у шести тюркских народов и у четырех угро-финнских народов Поволжья. Фото Олега Тихонова

В мире свыше 45 тюркских народов, а Сабантуй есть только у шести тюркских народов и у четырех угро-финнских народов Поволжья.

Кто у кого заимствовал? Ясно же, что тюрки у угро-финнов, ведь праздник земледельческий, а поволжские угро-финны — давние насельники региона.

P.S. Праздник татар-кочевников — Джиен — к сожалению, оказался уничтожен большевиками и забыт всего лишь за два-три поколения. Уничтожен древний татарский праздник, который до 1920 годов был гораздо более значимым и весомым в жизни и культуре татар, чем Сабантуй. Причем для уничтожения Джиена, с сильной исламской составляющей, был использован именно Сабантуй, с его языческим происхождением. Так была прекращена практика мусульманизированного Джиена, длившегося несколько дней, когда после посевной и до сенокоса люди собирались в разных селах, могли неспешно вести исламские и антисоветские разговоры, отдыхали, расслаблялись, общались, знакомились, договаривались о свадьбах.

Ирек Биккинин

ОбществоИсторияКультура БашкортостанТатарстан

Сабантуй в настоящее время

Сабантуй
Президенты Татарстана и России М. Ш. Шаймиев и В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000
 
В. В. Путин на сабантуе в Казани, 2000
 
Батыр с призом на сабантуе в Уфе, 2001
 
Сабантуй в городе Набережные Челны, 2007
 
Президенты Татарстана и России Р. Н. Минниханов и Д. А. Медведев на сабантуе в Казани, 2011
 
Д. А. Медведев на сабантуе в Казани, 2011
 
Куреш на празднике сабантуй. Парк Победы, г. Ульяновск, 2012
 
Сабантуй в Николо-Березовке, Башкортостан, 2011
 
Конные скачки на тележках
 
Лазание на шест
 
Главный приз героя сабантуя
 
Бег с коромыслами
 
Бег с коромыслами
 
Бег в мешках
 
Разбивание чулмака (кувшина, миски)
 
Борьба куреш
 
Борьба с мешками
 
Кривой шест
 
Выставка народного творчества
 
Главный победитель сабантуя с бараном
 

История происхождения праздника

В глубокой древности, когда ещё не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак осте», «печэн осте» (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая; «сабан осте» — весну, время начала полевых работ.
Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Поэтому обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев. Эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй — один из таких праздников.
По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.

Сабантуй

Главное состязание Сабантуя — куреш — также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III—I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы.
Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.

Сабантуй
Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров — победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное — подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник — Джиен.

Мишари не праздновали

Сабантуй праздновали и празднуют казанские татары и башкиры. Однако у башкир этот праздник проводится не в день выхода на поле, а в день, когда башкиры выходили с зимовки для перекочевки на летние пастбища.

Из тюркских народов аналоги Сабантуя есть еще у ногайцев, балкарцев и казахов. Понятно, что они не могли позаимствовать этот праздник напрямую от угро-финнов. Судя по всему, к ним праздник попал от золотоордынских татар Поволжья.

Сабантуй не является традиционным праздником татар-мишарей, проживающих в Мордовии, Чувашии, Пензенской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Саратовской, Самарской, Ульяновской областях и других регионах. Однако в местах смешанного проживания с татарами и башкирами мишари также постепенно восприняли этот праздник.

Сабантуй

Башкиры на празднике йыйын. Начало XX века, д. Ябалаклы. Фото wikipedia.org

Например, в Мордовии Сабантуй впервые появился в начале 1950-х годов, в районном центре Лямбирь, под названием «массовые гуляния». В советское время Сабантуй в Мордовии праздновался нерегулярно.

У мишарей были другие народные праздники, проводящиеся сейчас только в отдельных деревнях Мордовии и Пензенской области. Например, «Келәу» (разные его виды), «Ярила» и другие. Самым широко отмечавшимся праздником был «Джиен» («Йийын»), который отмечался практически у всех тюркских народов. Он проводился в период после посевной и до начала косьбы трав. Джиен длился от трех до семи дней.

Примечания

  1. Шипова Е. И. Словарь тюркизмов в русском языке. Алма-Ата: Наука, 1976, С. 268.
  2. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX — нач. XX века). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. С. 50., Никишенков А. А. Традиционный этикет народов России. XIX — начало XX вв. М.: Старый сад, 1999, С.77, Кучемезов Б. Х. Земледелие у балкарцев //Этнографическое обозрение. 2001, № 1. С. 73.
  3. Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). — Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.
  4. Иоганн Готлиб Георги. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» ч.2. 1776 г.
  5. Янгузин Р. З. // Башкирская энциклопедия. — Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2013. — ISBN 978-5-88185-306-8.

Состязания и народные игры

На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов — куреш, борьба на поясах, которая проводится между мужчинами разных возрастов.

Цель соревнования — захватить противника за пояс и завалить его на землю. Сначала борьба проводится между мальчиками, потом в бой вступают юноши, третьи пары — мужчины средних лет. Кульминация состязания — борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана.

Еще одно основное состязание — конные скачки, которые могут проводиться отдельно на ипподроме или устраиваться непосредственно на майдане, причем в последнем случае, расстояние определяется на глаз до какой-либо точки.

Сабантуй — праздник здоровья, поэтому довольно часто джигиты соревнуются в поднятии камней, демонстрируя свою силу. В качестве тяжести выступают гири или штанги, вес которых составляет 25 кг. Суть состязания — поднять камень двумя руками и удержать его в правой ладони, поднятой вверх.

Это праздник еще и веселый, поэтому довольно часто проводятся шуточные конкурсы. Самыми распространенными считаются различные состязания в беге:

  • с яйцом в ложке;
  • с полными ведрами воды на коромысле;
  • прыжки в мешках;
  • парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого.

Очень популярны следующие народные игры:

  • бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне;
  • с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле;
  • командное или одиночное перетягивание каната, палки;
  • лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.

Сабантуй

Примечания

  1. [dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/260942 Статья Сабантуй в Большом энциклопедическом словаре]
  2. Шипова Е. И. Словарь тюркизмов в русском языке. Алма-Ата: Наука, 1976, С. 268.
  3. Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX — нач. XX века). Историко-этнографический атлас татарского народа. Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. С. 50., Никишенков А. А. Традиционный этикет народов России. XIX — начало XX вв. М.: Старый сад, 1999, С.77, Кучемезов Б. Х. Земледелие у балкарцев //Этнографическое обозрение. 2001, № 1. С. 73.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 сентября 2011.
  5. Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа (Историко-этнографическое исследование). — Казань: Татарское кн. изд-во, 1984, С.52.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 7 сентября 2011.
  7. Иоганн Готлиб Георги. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» ч.2. 1776 г.
  8.  (англ.) (недоступная ссылка). almenevo-sabantui2018.ru. Дата обращения 9 апреля 2018.

Организация Сабантуя

Слаженная работа аппарата исполкома Всемирного конгресса татар (ВКТ, Ринат Закиров), администрации Пензенской области (Иван Белозерцев), сельской администрации Средняя Елюзань (Рушан Гурдин), ДУМ Пензенской области (Ислям Дашкин), Национально-культурной автономии татар Пензенской области (Бакир Акжигитов) способствовала тому, что Сабантуй оставил хорошее впечатление.

Понятно, что со стороны Татарстана участвовал не только Всемирный конгресс татар, но и власти республики, задействовавшие немалые финансовые, материальные и людские ресурсы.

Работы над обустройством майдана Сабантуя начались еще весной: выделили участок размером в 30 гектаров, начали проводить туда электричество, воду, привезли из Кукморского района Татарстана комплекс новеньких деревянных домиков и собрали их, построили подворья для тех районов Пензенской области, где компактно живут татары, заасфальтировали дорожки между местами проведения конкурсов, установили сцены для выступлений, обустроили парковки для тысяч автомобилей, обнесли громадный майдан переносными металлическими ограждениями и т. д.

На пензенских сайтах можно прочитать комментарии местных жителей, удивляющихся тому, что правительство области оказалось способным провести такое большое мероприятие без сучка и задоринки. Действительно, на Сабантуе были тысячи местных жителей — из разных татарских сел, а также из русских и мордовских населенных пунктов. Здесь можно было ходить весь день — смотреть конкурсы, слушать концерты на двух сценах, можно было купить еду, напитки, мороженое. Организаторы также установили в конце майдана свыше 40 биотуалетов. Недостаток был один — мало лавочек и скамеек, где можно было бы посидеть и отдохнуть.

Сабантуй

Работы над обустройством майдана Сабантуя начались еще весной: выделили участок размером в 30 гектаров, начали проводить туда электричество, воду, привезли из Кукморского района Татарстана комплекс новеньких деревянных домиков и собрали их. Фото prav.tatarstan.ru

Аутентичность и новшества

Конечно, с принятием ислама магические обряды булгарского Сабантуя потеряли свой смысл, но многие из них остались и продолжали бытовать уже как элементы народного увеселения. В XIX веке татарский Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ.

Именно начало сельхозработ, а не окончание посевной, как это понимают сейчас. Об этом свидетельствует его название: Сабан означает «яровые», «поля для весенней вспашки под яровые культуры» или в другом значении, — «плуг»; а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова Сабантуй — торжество в честь начала вспашки земли под сев яровых.

Все коренные народы Поволжья имели и имеют подобные ритуальные праздники. Правда, они не стали такими большими по масштабу празднования, как у татар. Но они были и есть — у мокши «Акша келу», у эрзи — «Кереть озкс», у удмуртов — «Акаяшка», у марийцев — «Ага-пайрем», у чувашей — «Акатуй».

Сабантуй

Многие игры и состязания нынешнего Сабантуя отсутствовали в традиционном Сабантуе и были заимствованы от русских ярмарок XIX века. Например, влезание на столб, бег в мешках, бег с коромыслом, бег с яйцом в ложке, которую держат зубами, разбивание горшков, бой мешками, сидя на бревнах. Фото Олега Тихонова

Спортивные соревнования на языческом этапе проводились с чисто практической целью: для выявления самых сильных, самых ловких и самых быстрых мужчин, которые вместе вспашут первую борозду. Тут своя сакральная символика: земля уподобляется женщине, которая, чтобы рожать здоровых детей, то есть давать хороший урожай, должна выбирать самых лучших мужчин — здоровых, ловких, быстрых и крепких. Победители сабантуя проводили первую борозду, как бы нарушая девственность земли-женщины, и клали в эту борозду сырые куриные яйца и семена различных сельхозкультур: полбы, проса, ячменя, ржи и т. д., символически оплодотворяя землю.

Естественно, что Сабантуй проводился в разных селах в разные дни, так как поля сохнут с разной скоростью и могут быть готовы для пахоты с разницей в несколько дней.

Многие игры и состязания нынешнего Сабантуя отсутствовали в традиционном Сабантуе и были заимствованы от русских ярмарок XIX века. Например, влезание на столб, бег в мешках, бег с коромыслом, бег с яйцом в ложке, которую держат зубами, разбивание горшков, бой мешками, сидя на бревнах, поиск губами монеты в миске с кисло-молочным продуктом «катык» (чем прославился Путин в Казани в 2004 году).

А вот конные скачки были введены тюрками Поволжья, у местных угро-финнов такого не было.

История сабантуя

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя».

Несмотря на то, что у башкир «Һабантуй» возник в далеком языческом прошлом, как один из древнейших земледельческих праздников, впервые письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба. И. Г. Георги писал: «Башкирцы. Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ Анга Соареномъ Черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными».

У башкир обряд проходил следующим образом: обливали водой пахарей, поля, двор, траву, скот. Так же известен обряд «Һабан бутҡаһы» («Плужная каша»), целью которой была приготовление каши из злаков и угощение пахарей, стариков, детей.

Догони девушку («Кыз куу»)

Ещё одно из традиционных конных состязаний Сабантуя— «Кыз куу».

СабантуйДевушка, как птица, несётся на быстром коне, а джигит должен догнать и поймать её, как беркут. А поймав, забрать платок из рук девушки и поцеловать её в щёку. Если парень не догнал девушку за отведённое время, на обратном пути она могла над ним посмеяться и постараться сбить камчой шапку с его головы. Это считалось большим позором для джигита.
Все состязания, проводимые на Сабантуе, непременно что-то обозначали и символизировали. Например, стрельба из лука не просто тренировка будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять из лука обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.

Праздники, связанные с земледелием, проводятся и у других народов. Например, удмурты празднуют «Тулыс Геры». Этот праздник также проводится до весенних полевых работ. У марийцев существует «Агавайрем», «Агапайрем» или «Пеледыш пайрем», который проводится после весенних полевых работ. Наиболее близок к Сабантую чувашский Акатуй. Слово «акатуй» буквально переводится как «посевная свадьба». У чувашей бытовали два названия этого праздника — Акатуй и Сабантуй,— имевшие аналогичное значение. Издревле чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга, встать в общий хоровод и спеть любимые песни, искупаться в реке. Мужчины устраивали спортивные состязания: борьба на поясах, бег, скачки.

Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазанье на шест, беге в мешках, перетягивании каната.

Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.

Сабантуй за пределами России[править]

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Этот праздник является международным национальным татарским и башкирским праздником, который стал государственным в Татарстане и Башкортостане, федеральным праздником в России и официальным городским во многих городах мира.

Во время своего визита в Казань Генеральный директор ЮНЕСКО поддержал инициативу о выдвижении национального праздника «Сабантуй», являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

Смена сезона

Как же весенний праздник Сабантуй стал летним? В 1925 году Татарский обком КПСС разослал по татарским селам рекомендацию объединить Сабантуй и Джиен в один праздник. Основной целью было уничтожить праздник Джиен, во время которого татары традиционно обсуждали все, что происходило в данном селе в прошлом году, выносили какие-то решения на будущее. Джиен был в какой-то степени конкурентом советской власти в данном селе и источником инакомыслия. Так многодневный Джиен, с его неспешными разговорами, горячими спорами, совместными рассуждениями о жизни заменили на однодневный спортивно-развлекательный Сабантуй. Вторая цель — сокращение количества нерабочих дней в июне, имея в виду «светлое» колхозное будущее советской деревни.

Еще в XVIII веке известный немецкий историк Иоанн Георги так писал о проведении Сабантуя в Башкирии: «В праздник сей на свои пашни съезжается верхом всякая деревня, не исключая ни жен, ни детей, слушает приносимое муллою моление о плодородии земли и изобилии в траве и забавляется потом питьем кумыса, пляскою, песнями, рыстанием взапуски и тому подобным». Татары и башкиры верят, что благодаря молениям и жертвоприношениям они получат от Всевышнего благоденствия, мира, счастья и хорошего урожая. И что своим безудержным весельем, озорными плясками и шумными соревнованиями «встряхивают» природу, дают толчок ее дремлющим силам.

Известно, что в прошлом женщины к Сабантую не допускались. Даже в XVIII веке, как описывал Карл Фукс, казанские татарки наблюдали за Сабантуем издалека.

Сабантуй

Многодневный Джиен, с его неспешными разговорами, горячими спорами, совместными рассуждениями о жизни заменили на однодневный спортивно-развлекательный Сабантуй. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Этимология и похожие праздники

Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга» — сабан — «плуг» и туй — «праздник, свадьба».

В татарском и башкирском языках праздник называется тат. сабантуй, сабан туе и башк. hабантуй соответственно. Также среди татар было распространено название Сабан бәйрәме (бәйрәм также означает «праздник»).

У чувашей имеется похожий праздник, который ранее назывался чуваш. сухат — «пахота» (верховые чуваши) и чуваш. сапан туйĕ — «праздник плуга» или сапан (низовые чуваши), теперь же повсеместно он называется акатуй (чуваш. акатуй).

Схожую этимологию имеет марийское название похожего праздника — Агапайрем.

Аналогичный праздник татарстанской мордвы — Балтай имеет татарскую этимологию и означает «праздник мёда».

Похожий праздник под названием удм. Гербер существует и у удмуртов.

Народы Северного Кавказа, балкарцы и ногайцы также празднуют похожий праздник, который они называют сабантой. Этим же словом обозначают аналогичный праздник и казахи.

В современном русском языке название «сабантуй» стало нарицательным и часто обозначает любое (не обязательно праздничное) застолье.

Наши имамы не боролись против Сабантуя

Вот что сказал по этому поводу Юсеф-хазрат Бибарсов, член оргкомитета Сабантуя, ответственный за работу с мусульманскими духовными деятелями, приглашенными из других регионов:

«У нас, мишарей, традиции проведения Сабантуя не было вплоть до советского времени, поэтому наши имамы и не боролись против него. Наши отцы и деды говорят, что первые Сабантуи в наших краях начали проводить с 1950-х годов, с инициативы областных властей. Да, есть такие мусульмане, кто категорически против участия в Сабантуе, утверждая, что здесь смешиваются мужчины и женщины, здесь могут быть пьяные, здесь громко звучит музыка, здесь поют, танцуют, что это языческий обряд. Но мы считаем, что сейчас никакого язычества в данном празднике нет, осталось только национальное — сейчас это праздник общения односельчан и земляков. Поэтому наша задача — не отрываться от народа, а использовать этот праздник для призыва людей к исламу. У нашего духовного управления на Сабантуе свой шатер — это большая казахская юрта. Здесь мы будем принимать приглашенных мусульман из других регионов, здесь будет сначала чаепитие, а потом, в два часа после полудня — будет обед, где основным блюдом станет казахский бешбармак, тесто для которого привезли из Казахстана, из Актобе».

Позицию Духовного управления мусульман Пензенской области относительно Сабантуя обосновал муфтий Ислям Дашкин, Коран-хафиз: «Это не праздник какой-то религии, с точки зрения шариата. У Сабантуя сейчас нет никаких признаков какой бы то ни было религии. Суть этого праздника сейчас — общение людей. Например, мы принимаем участие в установленных правительством праздниках, не имеющих никаких религиозных признаков — Дне народного единства, Дне семьи, Дне защиты детей, и других праздниках. Мусульманские алимы говорят, что в этом нет никакой проблемы, так как эти мероприятия порождают и укрепляют дружеские отношения между людьми. Да, есть мнение, что изначально Сабантуй был языческим ритуальным праздником, но сейчас тут нет ничего языческого. Ведь когда-то и внутри Каабы и вокруг нее стояли 360 идолов. Наш пророк не сразу потребовал убрать эти идолы, он и сам совершал тауаф вокруг Каабы, когда там еще были идолы. Пророк действовал мудро — он не рубил сплеча, он ставил задачи и выполнял их. Есть взять также холмы Сафа и Марва, где сейчас проходят исламские обряды хаджа, там тоже раньше стояли идолы. Когда ислам победил, все идолы были убраны, но эти места — и Кааба, и Сафа, и Марва — сохранили свои наименования и остались местами поклонения, но теперь уже ислама.

То есть бывшие ранее языческими культовыми местами Кааба, Сафа и Марва остались также культовыми местами, но изменилось их содержание.

Так и Сабантуй — здесь нет признаков религии: нет жертвоприношений, нет чтения каких-то формулировок, нет каких-то особых действий. Поэтому сейчас это чисто национальный праздник, и люди собираются с целью общения. Поэтому нет никаких проблем в нашем участии в Сабантуе. Ведь даже несомненно запретное вино, если оно путем скисания превращается в уксус, уже можно использовать для приготовления пищи. Также и слово «кофе» в арабском означает «хамр», т. е. опьяняющий напиток. Но разве мы можем сказать, что нельзя пить кофе только на основании смысла его названия? Нет. Название напитка осталось, но его содержание изменилось. Так и с Сабантуем — название осталось, а содержание изменилось. Современные мусульманские алимы не видят греха в участии в тех праздниках, которые не носят признаков других религий. Да, здесь громкая музыка, но продажи алкоголя здесь нет. Да, здесь ихтилят, то есть совместно находятся много чужих друг другу мужчин и женщин. Но все это есть и во время каких-то поездок, в торговых центрах, в аэропортах и на вокзалах, в учебных заведениях — везде есть ихтилят. Это неизбежно. Главное, чтобы мы, мусульмане, преследовали свои цели. Будем мы участвовать в Сабантуе или нет, гости все равно приедут и придут, тем более на всероссийский Сабантуй. Мы обязаны встречать гостей, принимать их с почтением, разговаривать с ними, достойно проводить их — это наша обязанность».

Сабантуй

Была затронута тема защиты мусульманок — учениц и учителей в платках — от пензенских чиновников. Фото islam.ru

Сабантуй и его празднование

Сабантуй — народный праздник, отмечаемый татарами и башкирами, посвящен он удачному окончанию всех весенних полевых работ. Сабантуй празднуется каждый год в июне, когда можно отдохнуть и отметить завершение посевных перед началом последующих работ.

Когда я в первый раз увидела сабантуй, была в восторге от праздничной атмосферы, которая буквально окружала все вокруг. Все веселятся, друг друга поздравляют, говорят какие-то теплые пожелания, в общем, настроение у всех прекрасное. В праздновании участвуют все без исключения, и взрослые и дети. Подружка моя жила в небольшом селе, и праздник проходил на большом поле, на берегу небольшой речки. На поле организованы различные игры и соревнования, в которых молодые люди состязаются в силе и ловкости. Традиционно проводится борьба между мужчинами, победителю в которой достается живой баран, также проводятся такие конкурсы, как прыжки в мешках, бои с мешками, наполненными травой, перетягивание каната, добывание приза с высокого столба и другие потешные игры.

Это интересно!

М. Хабибуллин. Отрывок из романа «Кубрат хан»
Тут настало и время для кызкуыштуя — праздника выбора. Улуг-хан, наградив победителей состязания, вернулся к почётным гостям, а место на майдане заняла ханша Аппак. Теперь ей принадлежала главная роль. Она сидела на почётном месте, у её ног сложены подарки для тех, кто сегодня станет мужем и женой. Прост был древний обычай булгар: у берега моря проводилась черта и на неё становилась девушка, метрах в тридцати от неё на такой же черте становился юноша, и если догонял он ту, что хотел назвать своею женою, прежде, чем она добегала до моря, волею Тангрэ становились они парой. А если нет…
С красной ленты срывалась девушка и, если не хотела достаться какому-либо батыру, успевала добежать до воды и замочить ноги. И тогда имела право ещё раз — сколько угодно раз — снова становиться на ленту, до тех пор, пока не догонит её тот, кому она согласна быть женой. А батыр, не догнавший свою избранницу, на целый год терял право на жену, и крепко должен был подумать иной храбрец, если только не улыбнулась ему заранее та, с которой он вместе рискнул выйти к ленте: на расстоянии полёта стрелы трудно догнать ту, которая не хочет, чтобы её догнали.И вот вышла первая пара… Ханша взмахнула платком — вихрем понеслась девушка к полоске воды. Ещё быстрее сорвался со своего места батыр … «Догонит! — кричали в толпе. — Эй, прибавь, не ленись!» «Не догонит! — кричали другие. — Не за невестой ему бежать, дома сидеть…» За несколько шагов до воды девушка оглянулась… можно сказать: не оглянись она, не догнал бы её батыр. А тут подвернулась нога, споткнулась девушка — а, хромая, до бега ли? Правда, когда вёл её за руку крепыш к тому месту, где, улыбаясь, ждала эту пару жена Кубрат-хана Аппак, не выглядела девушка чересчур огорчённой, а батыр — тот улыбался вовсю. Подойдя к ханше, наклонили они головы друг к другу… Щедрые подарки вручила им Аппак и от души пожелала долгой жизни и множества детей.
А на ленту вышла следующая пара. И здесь чуть не кончилось всё печально — у самой кромки воды, в самый последний момент догнал батыр свою избранницу. А вот третий не догнал. Чуть-чуть, один шаг оставалось ему сделать, но как раз этого шага ему не хватило, и, повесив голову, не глядя ни на кого, неудачник побрёл вдоль моря и шёл так неведомо куда, пока не скрылся из виду.

Агрегатор новостей 24СМИ

admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий