Что такое свирель

Двуствольная свирель

Русские народные музыкальные инструменты XIX-XX вв. (слева направо):дудка, дудка-двойчатка, пыжатка, тростниковые дудки (двойная жалейка).

Двуствольная свирель (двойни́ца, двойчатка) впервые упоминается в «Слове Даниила Заточника» (12—13 века). Распространена в Смоленской, Орловской и Могилёвской (Белоруссия) областях.

Состоит из двух нескреплённых между собой стволов, на которых исполнитель играет одновременно. Концы стволов при игре немного раздвинуты в стороны. Длина одного ствола 30—35 см, другого 45—47 см. На каждом из них по три игровых отверстия. Между звуками стволов (при одинаковой аппликатуре) образуется интервал в кварту.

Второй ствол h1 c2 d2 e2
Первый ствол f1 g1 a1 h1

Значение слова Свирель по словарю Брокгауза и Ефрона:

Свирель (малоросс. сопилка) — делается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи. Сердцевина эта вывертывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезывается наискось, близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезывается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камыша, ягеля, коровки. Подобного рода сопилки встречаются у осетин, грузин и др. народов. Среди малороссов встречаются отличные музыканты на сопилке, преимущественно из пастухов. В древности сопилка имела более обширное применение, чем теперь, и различалось несколько ее видов (см. Россия). В «Лексиконе» Памвы Берынды 1627 г. слово С. пояснено: «пищалка, музыка невеличкая, московская и тыж греческая, светелка пастырская». На глубокую древность сопилки указывает еще встречающееся у многих европейских народов сказание о том, что на могиле убитого или убитой выросло дерево или камыш, из которого делают сопилку, и эта сопилка, помимо воли играющего, вещает миру о преступлении (см. Кулиш, «Зап. о южн. России», 20 — 23. Афанасьев, «Народн. русск. сказки», VI, 25. VIII, 314. Grаhmann, «Abergl aus B &ouml. hmen», 87). По малорусским и галицийским народным поверьям, звук сопилки любят русалки. С. — любимый инструмент хорватских и сербских пастухов. В хорватских песнях обычно выражение, что у пастуха за поясом золотая или серебряная С. В Болгарии на свадьбах «свирби свиреть» (ib., 24). Экземпляр С. находится в инструментальном музее C.-Gетербургской консерватории. См. М. Штухов, «Народные музыкальные инструменты музея C.-Gетербургской: консерватории» (СПб., 1884). H. В. Лисенко, «Остап Вересай» (Киев, 1874). Н.Сумцов.

Происхождение, история свирели

Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница.

По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Слово «свирель» более древнее, чем «сопель«, поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином» называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы — «трубачея».


Что такое свирель

Итак, традиции игры на свирелях у русских народов видимо много старше эпохи восточнославянской общности. На раскопках Древнего Новгорода в 1951-1962 годах обнаружены две свирели. Одна из них, датируемая концом XI века, имеет ширину 22,5 см и 4 игровых отверстия. Вторая свирель относится к началу XV века, она имеет длину 19 см и только 3 игровых отверстия.

Какова была древнерусская свирель, была ли она парной или одинарной флейтой, сказать трудно, сведений об этом не сохранилось. Положение усложняется еще тем, что нередко перемешиваются названия сходных инструментов родственных национальностей: русских, украинцев, белорусов.

Н.И.Привалов закрепил название «свирель» за парной флейтой, потому что так назывался этот инструмент на Смоленщине — основном районе его бытования. Одинарную свирель в таком случае называют «сопелью». В наше время свирелью все чаще называют инструмент типа продольной флейты со встроенным в верхнюю его часть свистковым устройством.

Сюжет

Однажды летом в лесу охотился с собакой приказчик из Дементьева хутора Мелитон Шишкин. Выйдя на опушку леса, он увидел старого пастуха, Луку Бедного, играющего на свирели. Старик и приказчик разговорились о погоде, охоте, вспомнили прежнюю охоту. По их мнению нынче все стало хуже — не та стала рыба, пропали звери и птица, исчезли ручьи, вырубают леса. Оба жили бедно. У приказчика было восемь человек детей, жена, мать, а жалованье составляло десять рублей в месяц. От бедности его жена «осатанела», а сам он запил. На рассуждения приказчика о жизни пастух сказал: «Жалко, братушка! И боже, как жалко! Земля, лес, небо… тварь всякая — всё ведь это сотворено, приспособлено, во всем умственность есть. Пропадает всё ни за грош. А пуще всего людей жалко».

Когда пошел дождь, собеседники попрощались и приказчик ушёл. Уходя, Мелитон Шишкин слушал, как пастух продолжал играть на свирели и жалел небо, землю, солнце, лес и свою собаку.

Устройство свирели

Свирель представляет собой простую деревянную, иногда металическую, дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий — обычно шесть. Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

Двойная свирель (двойница, двойчатка) состоит из двух однотипных дудок неравномерной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия. Размеры двойной свирели колеблются в широких пределах. Длина большой дудки 29-47 см, малой 22-35 см. Обычно большую дудку держат в правой руке, малую в левой.

Объединение двух дудок в один инструмент даёт возможность исполнения двухголосных мелодий одним игроком. Репертуар наигрышей на двойной свирели обширен и весьма разнообразен. Двойная свирель была неравномерно распространена по Руси.

В первые годы нашего столетия В.В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. Инструменты такой конструкции встречаются и в современных оркестрах народных инструментов.

В словаре Фасмера Макса

свире́льрод. п. -и, ж., укр. свирíль, свирíлка, др.-русск., ст.-слав. свирѣль κιθάρα (Супр.), болг. свиро́л «свирель», сербохорв. свѝрала «свирель», словен. svirálо «музыкальный инструмент». Производное от *svirati, др.-русск. свирати, свиряти «играть на флейте», свирити, свирю – то же, цслав. свирати «свистеть», болг. сви́ря «свищу», сербохорв. сви́рати, сви̑ра̑м, словен. svírati, -аm.Образовано от слав. *svьr-, родственного лит. surmà «дудка, свирель», нов.-в.-н. surren, schwirren «жужжать, свистеть», лат. susurrus «шипение, звук флейты», susurrō, -ārе «шипеть, шептать, жужжать», др.-инд. svárati «звучит», svarás, sváras «звук», греч. ὕρον ̇ σμῆνος ̇ Κρῆτες, ὑριατόμος ̇ ὁ τὰ κηρία τέμνων τῶν μελισσῶν (Гесихий), кимр. chwyrnu «ворчать, бранить», др.-исл. svarra «бушевать, свистеть», д.-в.-н. swarm «рой»; см. Вальде–Гофм. 2, 637; Гофман, Gr. Wb. 386; Фик I, 153; Торп 549; Хольтхаузен, Awn. Wb. 291. Ср. сви́рест.••(Лит. surmà сюда не относится! – Т.)

Критика

Критик И. Л. Леонтьев восхищался рассказом и, вспоминая об одном ненаписанном рассказе, писал: «…получился бы один из тех заразительно жизненных, классически сжатых рассказов, какие умел писать только Чехов, — художественный перл, вроде его „Ведьмы“ и „Свирели“».

К. К. Арсеньев рассказ «Свирель» поместил среди «недурных» рассказов Чехова.

П. Краснов относительно рассказа «Свирель» писал: «Общественная пошлость еще усугубляется общею русскою беднотою, нищетою, вырождением. В рассказе „Свирель“ Лука Бедный выражает твердую уверенность в измельчании всего окружающего». Писали отзывы о рассказе критики А. А. Александров, Г. Качерец, Е. Ляцкий и др..