Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцев

Елизаветинское Рококо в архитектуре Санкт-Петербурга

Екатерининский дворец, расположенный в городе Царское Село (Пушкин), в 30 км к югу от Санкт-Петербурга, который служил летней резиденцией русских царей. Более 100 килограммов золота использовались для украшения сложного лепного фасада и многочисленных статуй, установленных на крыше. Большой вход во дворец охватывают две массивные «окружности» в стиле рококо.

Был полностью перестроен придворным архитектором Елизаветы Петровны Франческо Растрелли в 1757 году. Позже интерьер был обновлён в нео-палладианском стиле.

By Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0, Link Екатерининский Дворец

Им же был перестроен Большой дворец в Петергофе (1745-52 гг) по модели Версальского, как пожелала императрица.

Зимний дворец — главный дворец императорской России — призван был прославить могущество империи. Ф.Растрелли закончил его в 1762 году, после чего в нём постоянно (до 1904) года жили цари.

Своеобразие дворцу придают нарядные скульптуры и вазы над карнизом по всему периметру здания. Распространённая в архитектуре Западной Европы замкнутая дворцовая композиция с внутренним двором была оригинально переработана архитектором в «раскрытую».

Эти примеры наиболее типичны для архитектуры рококо в России 18 века.

Заметим, что представлено несколько по-другому.

Стиль рококо в интерьере

Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцев

Живопись, конечно напрямую связана с интерьером. И рококо нашло своё развитие в декоративных и в станковых камерных формах. Художники расписывали пастушеские сцены (пасторальный жанр), жизнь аристократов и идеализированные портреты людей в образе мифологических героев.

Творчество их рождалось росписью плафонов и наддверных витражей (дессюдепорт). На стенах, на гобеленах (шпалеры) присутствовали преимущественно пейзажи, современные и мифологические светские темы. Образ человека терял самостоятельность и превращался в деталь украшения интерьера.

Вместе с процветанием живописи рококо укреплялась и значимость реалистического направления: достигли процветания натюрморт, пейзаж, портрет и бытовой жанр.

Художникам было характерно умение создавать свои произведения неотделимыми живописными пятнами. Общей грации они добивались использованием светлой палитры, отдавая своё предпочтение блёклым, золотистым тонам, серебристо-голубоватым, а также розовым.

Лепной или резной узор, замысловатая асимметрия, витиеватые завитки внутреннего убранства, составляли контраст со строением, которое внешне выглядело довольно серьёзно. Примером этому можно назвать небольшой дворец Малый Трианон, что находится в Версале, был построен архитектором по имени Анж-Жак Габриэль, по приказу Людовика XV для маркизы де Помпадур.

Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцевМалый Трианон в Версале, архитектор Анж-Жак Габриэль

В Англии рококо вдохновил больше прикладные искусства. Например, инкрустацию мебели, изготовление и обработку серебряных изделий. Рококо оказало некоторое влияние на творчество мастеров, таких как художник Уильям Хогарт и живописец Томас Гейнсборо.

Рокайльному декоративно-прикладному искусству характерна своенравная изысканность отделки и подражание диковинным темам китайского искусства.

История барокко

На излете эпохи Возрождения в Италии возникает новый стиль. Он стал противовесом классицизму и рационализму. Специалисты считают, что появление его обусловлена тремя факторами: это изменения о мире, связанные с великими географическими открытиями, контрреформация в католицизме и развитие в архитектуре ордерной системы. Также есть точка зрения, что возникновение барокко вызвано желанием Италии и Рима удержать за собой звание культурного центра Европы. К 16 веку итальянская аристократия растратила свои богатства, и средств на возведение роскошных дворцов уже не хватало. Тогда, чтобы продолжать поражать представителей других стран своим богатством, и были придуманы новые выразительные формы, призванные поражать воображение зрителей. В эту эпоху меняется жизнь людей, набирает вес научное познание мира, люди начинают заниматься разными видами деятельности.

Из Италии стиль распространяется по всей Европе. Во Франции он выразился в виде «большого стиля» Людовика Четырнадцатого, в котором объединились классицистические традиции и элементы барокко. Этот стиль охватил разные виды искусства, но наиболее ярко он проявился в архитектуре и оформлении интерьеров.

В нескольких странах была популярна барочная литература, в Италии и Нидерландах расцветает живопись в стиле барокко. В Испании и ее колониях данный стиль получил не только массовое распространение, но и усиление, его еще называют ультрабарокко. Испанцы распространяют свою версию стиля и на Латинскую Америку. А вот Англия почти полностью избежала повального увлечения барочной пышностью.

Барокко и рококо стали разными формами диалога с классицизмом. Барокко было его явным антиподом, а вот рококо позже пыталось примирить избыточность, присущую барочной архитектуре и живописи, и строгость классицизма. Эпоха барокко продлилась с 16 до 18 века и оставила огромное художественное наследие, которое и сегодня восхищает людей и находит продолжателей этой традиции.

Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцев

Детали и декор

Рококо – это, несомненно, женский стиль. В интерьере на первый план выходят статуэтки, фарфоровые китайские вазы с цветочным орнаментом, шкатулки для украшений, позолоченные настенные часы, светильники, зеркала овальной формы с необычными рамами.

Настоящую дворцовую атмосферу создадут изысканная фарфоровая посуда и серебряные столовые приборы.

Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцев

Супницы, шоколадницы и столешницы часто изготавливают из серебра. Еще одна важная деталь — настенная роспись или живопись.

Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцевОкна уместно украсить ламбрекенами, а кровать – королевскими балдахинами.

Сложность ажурных форм в сочетании со светлыми красками обеспечивают праздничное настроение.

Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцев

Понятие больших стилей в искусстве

Стиль – это устойчивая форма чего-нибудь, в нашем случае – произведения искусства, архитектуры. Большие стили являются следствием эволюции художественного мышления, осмысления пространства и времени, развитием общественного видения мира. Стиль – это своеобразное мировоззрение эпохи. В истории искусства наблюдается смена доминирующих стилей, поэтому разные эпохи ассоциируются с определенным, устойчивым художественным мышлением. Однако стили -барокко, рококо, классицизм и другие — никуда не исчезают. Всегда есть творцы, которые находят художественные ресурсы в существующих направлениях. Особенно на современном этапе развития искусства, когда наблюдается их сосуществование. Обычно исследователи говорят о том, что есть большие стили, такие как готика или барокко, и направления, такие как ампир или символизм. Каждый стиль характеризуется собственным набором выразительных средств, что и позволяет относить произведения к тем или иным течениям.

Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцев

Различия стилей

Размышляя над вопросом о том, чем отличается барокко от рококо, стоит помнить исторический контекст. Барокко – это время великих надежд, а рококо – период предчувствия крушения. Поэтому главное отличие между ними – это масштаб. У барокко все грандиозное, все с размахом. А в рококо все мельче, изящнее. Вместо скульптур – статуэтки, вместо массивной мебели – более легкая и удобная. Для барокко характерна симметрия, театральность, размах, торжественность, парадность. А для рококо – тонкость, изящество, камерность, нюансы, галантность. В барокко все серьезно, а в рококо важна игривость, легкость.

Литература эпохи рококо

Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII в. Литературные произведения отличались утончённым изяществом, лишённым гражданско-патриотических мотивов. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Идеи гедонизма становятся основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др.). Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.

  • < Назад
  • Вперёд >

Рококо в интерьере

Главные отличия барокко и рококо заключаются в том, что заказчиком первого был короли, высшая знать, и стиль был предельно парадным, а второй был предназначен для оформления частной жизни, он уже призван не только производить внешний эффект, но и быть удобным для жизни. Поэтому этот стиль в наибольшей степени проявился в дизайне интерьеров. Планировка помещений в стиле рококо уже не была анфиладной, а составляла асимметричные комплексы. В оформлении интерьеров преобладают закругленные, плавные линии. Помещения становятся меньше, камернее, потолки уже имеют высоту, соразмерную человеческому росту. Во всем ощущается стремление к комфортной жизни. Поэтому в этот период создается чрезвычайно удобная мебель. Цветовая палитра становится нежнее, часто используются сочетания белого с нежными розовым, светло-зеленым, голубым, сиреневым. Помещение наполнялось множеством аксессуаров: вазы, текстиль, различные фигурки. В эту эпоху появляется представление об интерьере как целостном ансамбле. Эпоха Людовика XV – это время зарождения частного коллекционирования, и в своих интерьерах люди выставляли экспонаты своих собраний.

Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцев

Архитектура и живопись

Изысканность и декоративность, некая игривость и воздушность легли в основу нового стиля и отразились в архитектуре. Начиная с XVIII века, при украшении зданий господствуют мыслимые и не мыслимые воображаемые формы. В этот период вы не встретите геометрически четких линий, тяжелых колонн, гнетущих выступов. Арки, окна, крыши затейливо орнаментируются закруглениями, завитками, стилизованными цветочными гирляндами. Потолки и стены украшаются масками, раковинами, фигурками в игривых позах. Человек всегда стремился к новизне, поэтому набирая популярность, рококо постепенно проник в каждый уголок страны, жаждущий превратить обывательскую скуку в праздник. Художественный стиль здесь идет в ногу с политической обстановкой Франции, поэтому отличается свободным и легким отношением к жизни.

Художники ищут новые формы, чтобы передать светлый взгляд в настоящем, его красоту, мимолетность. Вместо монументальных кариатид появляются миниатюрные скульптуры, подобно «Речной нимфе» Клода Мишеля, «Мальчик с клеткой» Жан Батиста Пигаля. Полотна украшают любовные сцены, соблазнения в романтической обстановке, пикники на поляне с музыкантами и танцорами: «Любовная записка» Жан Оноре Фрагонар (Fragonard), «Аллегория музыки» Франсуа Буше, «Арлекин и Коломбина» Антуан Ватто. В живопись приходит легкость, естественность, пластичность линий тела. Колорит картин максимально естественен, мягкий, передается цветовыми контрастами максимально реалистично. Композиция динамична, общий фон художественных произведений позитивен и не перегружен смысловыми ассоциациями.

Истоки стиля

История термина берет название от французского слова рокайль (rocaille). Именно так называли декоративные элементы из грубовато обработанных камней и раковин, украшавших малые архитектурные формы. Постепенно произошла трансформация слова, им стали обозначать затейливые, нарочито вычурные элементы декора. Термин закрепился за художественным стилем в искусстве и нашел отражение в архитектуре, одежде, аксессуарах, мебели и посуде.

Рококо́ пришел на смену барокко в XVIII веке. Устав от высокопарности, скучности и ограниченности форм, светское общество, возглавляемое регентом Филиппом Орлеанским, жаждало нового – легкого и парящего. На смену многолюдным торжественным приемам пришли приватные встречи в салонах, которые несли некоторую интимность и требовали такой же утонченно-укромной обстановки. Потакая прихотям регента, появились миниатюрные диванчики на двоих с закругленными ножками и завитушками в орнаменте. Интерьер сменился на удобный, со множеством зеркал, с резными амурчиками, ажурными гирляндами на стенах и потолках, создающими настроение вечного праздника. Светское общество обратилось к предметам, не носившим смысловой нагрузки. Рококо характеризуется таким понятием, как «bagatelle» («пустяк»). У милых безделушек была одна цель – радовать глаз. Вся эпоха рококо характеризуется некой театральностью, легкомысленностью, иллюзией праздника.

Литература

  • Всеобщая история искусств (в шести томах) под ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Государственное издательство «Искусство» М., 1965.
  • Даниэль С. М. Рококо: от Ватто до Фрагонара. — 2-е изд. — СПб.: Азбука-классика, 2010 (Новая история искусства). — 333 с. — ISBN 978-5-352-02074-6 Первое изд.: СПб., 2007.
  • История мирового искусства, ред А.Сабашникова, М.:БММАО, 1998.
  • Сомов А. И. Рококо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Энциклопедический музыкальный словарь. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. «Советская Энциклопедия» М., 1966.
  • Энциклопедия живописи. Изд. на рус. яз. — под ред. Н. А. Борисовской и др.,М.1997.
  • Энциклопедический словарь живописи, под ред. Мишеля Лаклотта, директора Лувра, рус. издание, М.:Терра, 1997.
  • Anger A, «Literarisches Rokoko», Stuttg., 1962.
  • Andre Campra. L’Europe Galante. DHM Editio Classica. 1988.
  • Gurlitt, «Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des Klassizismus» (Штутгарт, —88)
  • Dohme, «Barock- und Rokoko-Architectur» (Б., ).
  • Schumann, «Barock und Rokoko» (Лейпциг, ).

Мода в стиле рококо

Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцев

В том же 18-м веке, когда на смену одежды в стиле помпезного барокко пришли не менее великолепные, но более спокойные наряды. В цветовой гамме нарядов присутствовало то же самое «спокойствие».

Стиль рококо в гардеробе — это обычно предметы сдержанных, пастельных тонов.

Одежда рококо лёгкая и элегантная. Это шикарный дворцовый стиль, женственность и элегантность, со своими особенностями:

Идеальная талия

Тонкая талия издавна была эталоном красоты, однако не каждая дама могла такой похвастаться. В таких случаях у женщин эпохи рококо был свой маленький трюк — корсет!

Ведь непрерывное использование корсета являлось причиной не только дискомфортных ощущений, но и сильно деформировало скелет.

Перчатки, веер и чулки

Веер был украшен по-разному: кружевом, бахромой или же рюшами, и считался факультативным атрибутом всего образа. А обязательными предметами наряда стиля рококо были перчатки, сшитые из светлого шёлка и чулки.

Цветы

Сначала шёлком вышивали искусственные цветы. Наравне с ними причёски и платья дам были декорированы настоящими цветами. Со временем дам начали украшать и ювелирные изделия в виде цветов или разные диадемы в виде букетов, созданных с применением драгоценных камней и металлов.

Платья и юбки

К пышным рококо платьям одевали ещё и не менее пышные юбки. Они, также как и платья, были декорированы всеми характерными для рококо элементами: цветами, рюшами, бантами и лентами. А обручи в платье пришли во второй половине 18-го века. С ними юбка начала принимать овальную форму вместо привычной круглой.

Искажение фигуры

Для рококо характерно некоторое искажение естественности фигуры. Это видно по затянутой в корсет тонкой талии, субтильным плечам, круглому лицу и резкому переходу от тонкой талии к широким бёдрам (от пышной юбки).

Нижнее бельё

Нижнее бельё той эпохи делалось очень роскошным. Платье того времени позволяло белью «виднеться» из-под одеяния, из-за этого вышито оно было роскошно: золото и серебро, шёлк, кружева… А лиф был вытянутой треугольной формы.

Архитектура

Первые памятники рококо — интерьеры особняка Роганов и дворца Марли (на илл., не сохранился).

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до -х годов.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).

Стиль Рококо в архитектуре Италии

Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться работами Франческо Борромини. Некоторые дизайнеры в этот период, такие как Филиппо Джуварра, были под влиянием этого стиля, но стремились сделать его более элегантным, легким и менее репрессивным, чем Высокий барокко. Итальянский Рококо появился с дизайном Испанской лестницы, фасадом Санти Мария делла Керсия и Санти Катериной.

Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцевИспанская лестница или Scalinata-di-Trinità-dei-Monti. Рококо в архитектуре Италии

Этот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.

Посмотрите и убедитесь, что направление это развивалось параллельно с французским.

Рококо в музыке

Здесь прежде всего следует сказать о творчестве великих французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Это небольшой инструмент с негромким и недолгим звуком, который требовал большого количества нот для длительного звучания пьесы. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.

Клавесин XVII в.Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж.Ф. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками.В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра. Музыка звучала на светских приёмах и во время еды, танцев, поэтому возникали всё новые выдумки и развлекательные приёмы: имитации, звуковые изображения и т.д.

Рококо в Германии и во Франции

В Германии и Франции в музыке рококо выразилось наиболее ярко. Появились плавные ритмы, завораживающие глубоким смыслом и необычным строением. Любая симфония окунала в неизведанный мир мечты, где хотелось оставаться на долгое время.

Рококо: пейзанские идиллии придворных живописцев

Самый большой след в музыке того периода оставили следующие французские композиторы:

  • Луи Клод Дакен (композитор и клавесинист).
  • Жан Жозеф де Мондонвиль (дирижер, скрипач и сочинитель).
  • Антуан Форкре (гамбист и композитор) и другие.

Среди немецких и австрийских композиторов и музыкантов следует упомянуть:

  • Йозефа Гайдна (композитор).
  • Эммануэля и Кристиана Бахов (сыновья известного Иоганна Себастьяна Баха).

Отличительные черты

Каждый стиль — готика, барокко, рококо, ампир как поздний классицизм — имеет свой набор выразительных средств. Основные эпитеты, подходящие для описания барокко – это «пышность» и «избыточность». Ведь не напрасно этот термин чаще всего переводят как «причудливый, склонный к излишествам». Его отличительными чертами являются торжественность, величавость, избыточность. Стиль призван выразить полноту жизни, наслаждение ею. В архитектуре и живописи этой эпохи наблюдаются монументальность и динамизм, разнообразная игра цвета и света, контрасты. Художники этого периода часто обращались за вдохновением к античным мотивам. Барочные произведения стремятся к интенсивной зрелищности и иллюзорности. Художник стремится обмануть зрителя, создать для него пространство там, где в реальности его нет. Итальянская аристократия хотела за счет живописи придать своим покоям максимально роскошный вид, отсюда и появляется это нагромождение всего, обрушение на зрителя массы выразительности, чтобы у него перехватило дух и он уже был не в состоянии всматриваться в детали.

Значение слова Рококо по словарю Брокгауза и Ефрона:

Рококо — название архитектурного и декоративного стиля, образовавшегося во Франции во времена регентства (1715—23), достигшего полного развития при Людовике XV, перешедшего в другие страны Европы и господствовавшего в ней до 1780-х годов. Стиль Р. был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняясь при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отбросив холодную парадность, тяжелую и скучную напыщенность искусства времен Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура Р. стремится быть легкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало. она не заботится ни об органическом сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой. не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов. колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами. высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперед карнизом. крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещенными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи. фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдаленно напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обремененность своих форм, стиль Р. оставил по себе много памятников, которые доныне прельщают своею оригинальностью, роскошью и веселой красотой, живо переносящими нас в любопытную эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда — немецкие названия стиля: Per&uuml.ckenstil, Zopfstil). Как на особенно замечательные из этих памятников можно указать, во Франции, на Версальский дворец, в Германии — на Дрезденский Цвингер, в России — на петербургский Зимний дворец и некоторые другие постройки талантливого графа Растрелли. Стиль Р. выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств. с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий. благодаря ему, эта фабрикация сделала, в свое время, огромный шаг вперед и вошла в большой почет у любителей искусства. Ср. Schumann, «Barock und Rokoko» (Лейпциг, 1885). Gurlitt, «Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des Klassizismus» (Штутгарт, 1886—88) и Dohme, «Barock- und Rokoko-Architectur» (Б., 1892). А. С—в.