Значение слова «рок»

Рок и христианство

Христианская религия не признаёт право на существование рока, считая приверженность рок-культуре невозможной для верующих в Бога. Усиленные ритмы, повышенные частоты, проникновенные тексты влияют на подсознание людей, будят глубинные инстинкты.

Рок – это серьёзное воздействие на психику. После прослушивания подобной музыки человек теряет способность к самоконтролю. Содержание многих песен посвящено теме смерти, потустороннего мира, депрессивным состояниям человека, саморазрушению. Во многих случаях увлечение роком тесно связано с употреблением наркотиков, проявлениями насилия, что также не соответствует образу жизни христианина.

Искусствоведами и культурологами рок-музыка и всё, что связано с ней, рассматривается как противостояние традиционной культуре.

Рок-культура

С течением времени музыка рокеров стала настолько популярной, что элементы стиля проникли в другие пласты культуры, возник своеобразный рок-стиль. Так появился особый язык (сленг), на котором изъясняются приверженцы стиля и фанаты. Сленг используется для написания текстов песен, однако на концертах (сейшенах) становится важнее невербальное общение. Единство музыки, слов, сценических движений и образов воздействует на подсознание человека, вызывая определённые ощущения и эмоциональные реакции.

Значение слова «рок»

Рокеры увлекаются философией экзистенциализма, буддизмом, другими религиозными учениями, противоречащими психологии Запада. В свободное от концертов время музыканты и поклонники посещают так называемые хэппенинги (встречи), на которых общаются, музицируют, высказывают своё мнение по поводу всего, что происходит в их жизни.

Тенденции рок-культуры проявляются в одежде (несмываемые пятна грязи у хиппи), манере держать себя (рок – это отрицание всего и вся, поэтому приверженцам стиля свойственна агрессия), отвержение традиционных ценностей, нравственных и эстетических установок.

Значение слова «рок»

Джаз, хард, фолк…

В основе стиля лежит классический рок. Музыканты (Элтон Джон, Стинг, The Who) играют на электрогитаре, бас-гитаре, барабанах и не используют стилистические особенности других направлений.

Психоделический рок – это музыка, которую сочиняют под влиянием психотропных веществ, а прогрессивный отличается иными формами музыкального построения, сложностью и глубиной подаваемого материала. К прогрессивным рокерам относятся Blood, Sweat & Tears, Gong и другие. Творчество музыкантов, желающих выйти за рамки стиля, называют экспериментальным роком. Наиболее известные экспериментаторы – The Fugs, The Godz, Red Crayola и др.

Ещё одно направление объединяет в себе черты рока и джаза. Оно появилось не только из-за того, что джазменам стало тесно в своём стиле, но и как результат слияния «белой» и «чёрной» музыки в рамках борьбы с расизмом. Известные музыканты синтетического стиля – Georgie Fame, The Soft Machine, The Mahavishnu Orchestra и т. д. Фолк-рок представляет собой синтез рока и народной музыки (Боб Дилан, Джоан Боез, Fairport Convention), а хард-року присущи специфические гитарные ритмы, тяжёлая ритм-секция и чрезмерная громкость звучания. Известные представители направления – Джимми Хендрикс, Iron Butterfly, Vanilla Fudge.

Также музыкальные критики выделяют глэм, готик и т. д. Определение стилевых разновидностей несколько условно, так как группы постоянно экспериментируют, меняют манеру игры или изобретают новые способы исполнения.

История

Ларри Норман

Ранний рок-н-ролл и ритм-н-блюз исполнялись преимущественно чернокожими музыкантами, среди которых было немало верующих. Однако легкомысленные тексты рок-н-ролла и вызывающее поведение исполнителей поначалу вызывало неприязнь у священнослужителей и прихожан. Заигрывания более поздних рокеров с оккультной мистикой, алкоголем, наркотиками, темой суицида и откровенной сексуальностью усугубляли первоначальный антагонизм. Известен скандал, разразившийся в прессе после шутки Джона Леннона, что «Beatles популярнее Иисуса».

Константин Кинчев (Алиса)

Рок-группы с откровенно христианской тематикой начали появляться в конце 60-х. Одной из первых стала Mind Garage, игравшая психоделик-рок. Участники группы также заигрывали с визуальной эстетикой клериков. В 1972 году сформировалась группа Petra с аналогичной музыкой, ставшая одной из наиболее влиятельных в жанре. Другим «отцом» христианского рока стал Ларри Норман. Программной для христианского рока стала его песня «Why Should the Devil Have All the Good Music?» (Зачем отдавать дьяволу всю хорошую музыку?). Боб Дилан, один из ключевых исполнителей фолк-рока, во второй половине своей карьеры посвятил много песен христианской вере и критике грехов. Ещё одним популярным музыкантом в жанре был Кит Грин.

Идея быстро распространилась в движении хиппи, среди которых появилось «Движение Иисуса» (т. н. Jesus freaks), чьим девизом и основной идеей была любовь. Движение растафари и музыка регги также добавили свой оригинальный взгляд на христианство.

С 1984 года проводится Корнерстоунский фестиваль, крупнейший фестиваль христианского рока.
Среди известных современных христианских рок-групп — Skillet, Creed, P.O.D., Pillar, Delirious?, Crash Test Dummies, 12 Stones, Red, The Letter Black, Cradle of God.

Первой христианской рок-группой в СССР был Трубный зов, созданный во второй половине 70-х годов евангельскими христианами. В 1982 году группой была записана рок-опера «Второе пришествие».

Со времен перестройки христианская рок-сцена в России и СССР стала развиваться не менее чем в США и Британии. Начали появляться группы, чья лирика основана на православном христианстве. К таким относится, например, группа Чёрный Кофе, Галактическая Федерация и позднее творчество рок-групп Алиса и Калинов Мост. Диакон Андрей Кураев известен поддержкой православного христианского рока.

Среди протестантских рок-коллективов наибольшей популярности добились группы Новый Иерусалим и Дружки.

В словаре Даля

м. южн. зап. год, лето. | Стар. срок, урочное, уреченое время,
пора, доба. Приити…. на уреченый рок. А жидове на тот рок не стали. |
Ныне, судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое. Мусульмане
веруют в рок, христиане в провиденье. Рока не минуешь. Против рока не
пойдешь. Он убит, угнетен роком. Никто от своего рока не уйдет. Рок
головы ищет. Рок виноватого (рок обреченного) найдет. Скорая женитьба
видимый рок. Бойся, не бойся, а без року нет смерти

Роковой день,
годовщина рокового дела; срочный, урочный, когда должно что-либо
свершиться, решиться; когда судьба решает, решила участь, либо важное
событие. Счастливый к обеду, роковой под обух.

Христианский хардкор

As I Lay Dying, группа христианского металкора

Панк, хардкор и металкор нередко обращаются к тематике христианства. Примером может послужить группа As I Lay Dying, а также Underoath, Soul Embraced, Living Sacrifice. В хардкоре часто христианская тематика пересекается с остросоциальной, например, антифашистской лирикой.

Христианский хардкор проповедует здоровый образ жизни и умеренность. Многие из его исполнителей и поклонников придерживаются идеалов движения Straight Edge, чертами которого являются полный отказ от наркотиков, включая законные алкоголь и табак, и разборчивость в половых связях. Некоторые также практикуют веганизм (вегетарианство).

История

Впервые музыка подобного стиля появилась в 1954 году. В фильме «Джунгли классных досок» прозвучала песня Rock round the clock в исполнении Билла Хейли. В это же время вышли пластинки Элвиса Пресли. Несколько позже на музыкальной арене появляются «Битлз», «Роллинг Стоунз» и Боб Дилан.

Постепенно музыка рокового направления начинает исполняться как протест против войны во Вьетнаме, создаются организации, члены которых не приветствуют вооружённые конфликты и расизм.

С появлением движения хиппи в США развивается андеграунд (The Doors, Steppenwolf, Blood, Sweet & Tears), а в Великобритании музыканты стараются сохранить черты традиционной культуры (Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd). В это же время появляется новая форма представления композиций – музыкальный альбом: несколько мелодий, объединённые одной идеей.

Постепенно рок-стиль завоёвывает популярность в других странах, развивается и распадается на различные направления.

Значение слова «рок»

Рок-опера

Смешение стилей характерно для всех видов искусства, в том числе музыкального. Пример тому – синтез рока и драмы, называемый рок-оперой. Сюда относится музыкально-сценическое произведение, состоящее из эпизодов, в которых раскрывается сюжет. Арии исполняются в стиле рока. В отличие от классической оперы, на сцене могут присутствовать клавишник, гитарист, другие музыканты. Чаще всего спектакль сопровождается и звучанием классического оркестра.

Манера пения напориста и агрессивна, что характерно для рок-музыки. Иногда партии содержат элементы других музыкальных направлений (джаз, фолк, барокко и т. д.). Помимо арий, музыканты исполняют речитативы и пластические номера.

Примеры произведений подобного жанра – «Волосы» Г. Макдермота, «Годспел» С. Шуорца, «Юнона и Авось» А. Л. Рыбникова и т. д.

Христианский метал

Христианский метал можно условно разделить на два основных направления.

Уайт-метал (белый метал, светлый метал, англ. White Metal) — «жизнеутверждающий» метал — антоним понятия «блэк-метал», относящийся в основном к жизнеутверждающим, позитивным текстам песен отдельных метал-групп. Уайт-метал не имеет конкретного звучания, но чаще всего это мелодичные жанры — хэви-метал или пауэр-метал. Его представителями являются такие группы как Narnia, Petra, Believer, Mortification, Seventh Avenue, Stryper, Trouble, Resurrection Band, Fratello Metallo, Brainwashed. Помимо христианства, эти группы нередко обращаются к творчеству Клайва Льюиса, писателя христианской фэнтези.

Появление Antestor вызвало скандал — лейбл расторг договор с группой, узнав, что они христиане

В СССР «светлый металл» появился почти одновременно с зарождением отечественной тяжёлой сцены. Так назывался дебютный альбом группы «Чёрный кофе», вышедший в 1984 году и ставший как первым «металлическим» альбомом, так и первым альбомом христианского рока в Советском Союзе. Аналогичная тематика часто встречалась и в текстах группы Легион, появившейся в то же время. Русский христианский рок и христианский метал обычно православный, а религия в текстах тесно переплетается с патриотизмом и военно-исторической тематикой.

Особо выделяют христианский блэк-метал (иногда также называемый unblack metal), противопоставляющий себя сатанистско-языческому тренду в традиционном блэк-метале. Группы христианского блэк-метал иногда называют «протестом в протесте» и «нонконформистами среди нонконформистов», так как традиционный блэк-метал относится к христианам враждебно. Antestor являются первой и самой известной христианской блэк-метал группой, также в этом стиле играют Horde, Holy Blood, Crush Evil, Crimson Moonlight. Среди поклонников и исполнителей традиционного блэк-метал отношение к христианскому блэку неоднозначно. Одни уважают его исполнителей за их музыку, смелость и собственную точку зрения. Другие считают их «предателями» жанра и даже посылают в их адрес угрозы — как, например, Евронимус из Mayhem.

Христианство в обычной рок-музыке

Многие группы, не относящиеся к христианскому року, тем не менее, состоят из христиан и нередко используют в своей лирике христианские образы. К ним относятся U2, Iron Maiden, Blind Guardian, Dream Theater, Megadeth, Lacrimosa, Within Temptation[источник не указан 1525 дней], Kansas[источник не указан 1525 дней], Uriah Heep[источник не указан 1525 дней], Thousand Foot Krutch, многие группы русского рока — АлисА, ДДТ, Аквариум, Ария, Мастер, Кипелов, Легион[неавторитетный источник?], Оргия Праведников, Catharsis, Чёрный кофе, МономахЪ, Декабрь, Гран-КуражЪ, Глас пророка, Эпидемия, Агата Кристи, Линда, Лабарум, Залив Терпения, Контрреволюция, Белая Гвардия, Русский Стяг и др. Во второй альбом U2 — October вошли песни с религиозными текстами. В некоторых песнях Iron Maiden можно встретить христианские мотивы, например в песнях «Judgment Of Heaven» (Страшный Суд), «The Thin Line between Love And Hate» (Тонкая грань между любовью и ненавистью) и другие (хотя это и не означает, что христианский мотив характерен для всего творчества группы).

Стоит отметить, что само понятие «христианских текстов» вовсе не подразумевает обязательные цитаты из Библии или пересказ Евангелия. Это может быть христианская точка зрения на какие-то вещи, какая-то определённая жизненная позиция, схожая с жизненной позицией христиан, какое-то определённое отношение к проблеме, например несогласие с Обществом потребления, с социальной несправедливостью, с тоталитарным контролем над личностью и т. д. Сюда же можно отнести самоанализ, признание собственного несовершенства и т. п.

Революция видеоклипов.

1 августа 1981 в рок-музыке произошла первая со времен «Битлз» революция: наступила эра Музыкального телевидения (MTV) – круглосуточного вещания музыкальных видеоклипов, в которых рок-песни получали зримое воплощение с использованием спецэффектов, фантастических образов и монтажного построения кадров, синхронизированного с музыкальными фразами. Став золотой жилой для изобретательных исполнителей «новой волны» вроде «Police», «Depeche Mode», «В-52» и «Go Gos», MTV провоцировало также выпуск все большего числа видеоинженерных чудес-однодневок.

Если панк-движение конца 1970-х годов вернуло рок-музыку к голой первооснове, 1980-е годы превратили рок в театрализованное действо. Такие исполнители, как Мадонна, Принc и особенно Майкл Джексон, взмыли к славе лишь под строгим всевидящим видеооком. Предлагая зрителям свои изысканно сработанные, постоянно меняющиеся имиджи и мелодии, основанные на запоминающихся простеньких ритмах, которые не отвлекали внимания от центральной сюжетно-эмоциональной видеотемы, эти исполнители отражали характерную для 1980-х годов философию «чем больше, тем лучше».

Значение слова «рок»Значение слова «рок»

В то время как музыкальное телевидение стало усладой главным образом белого среднего класса, хип-хоп, или рэп, был сфабрикован в бедных городских кварталах из подручных средств. Диск-жокеи, использовавшие в студии сразу несколько «вертушек», крутили старые пластинки по частям, расчленяли мелодии и накладывали фрагменты на новые ритмы. Поверх этого музыкального фона «рэппер» мог наговаривать импровизированные ритмические куплеты, излюбленными темами которых были секс, наркотики и афроамериканская культура. Ранние пропагандисты рэпа – Африка Бамбаатаа и Кертис Блоу – брали за основу своих композиций старые ритм-энд-блюзовые записи Джеймса Брауна и других исполнителей. Потом группы вроде «Run DMC» старались привлечь аудиторию к рэпу, основывая свои песни на рок-мелодиях – в частности на Иди этим путем (Walk This Way) группы «Aerosmith». С успехом «Beastie Boys» и других белых рэпперов в конце 1980-х годов рэп превратился в основной музыкальный жанр, вынудив его более социально-активных представителей перенять мрачноватую агрессивную манеру. Гангста-рэп в исполнении групп «NWA», «Geto Boys» и «Snoop Doggy Dogg» предлагал стихи настолько агрессивного, женоненавистнического и хулиганского содержания, что в обществе раздались голоса, если и не призывавшие к цензурным репрессиям, то во всяком случае требовавшие самоконтроля со стороны исполнителей.

Немногие из возникших в 1980-е годах рок-супергрупп оказались жизнеспособными. Исключение составили те ансамбли, которые выделялись как музыкальным талантом, так и запоминающимся имиджем, – это «REM», квартет из Атенс (шт. Джорджия), и ирландская «U2», группа, чьи композиции в духе религиозных гимнов приводили в экстаз аудиторию.

Значение слова «рок»Значение слова «рок»

В словаре Фасмера Макса

I I, род. п. ро́ка «судьба», диал. «год, срок», зап., южн. (Даль), укр. рiк, род. п. ро́ку «год», блр. рок, др.-русск. рокъ «срок, год, возраст; правило; судьба», ст.-слав. рокъ προθεσμία (Супр.), сербохорв. ро̑к, род. п. ро̏ка «срок, время», словен. ròk, род. п. rȯ́kа «срок, рок, предзнаменование», чеш., слвц. rоk «год», польск. rоk – то же, н.-луж. rоk – то же.Праслав. *rokъ «срок», связано с реку́, речь (см.). Относительно знач. «судьба» ср. лат. fātum «судьба», связанное с fābulа «молва, толки», fāri «говорить»; см. Шрадер–Неринг 2, 292; Вальде–Гофм. 2, 463 и сл. Лит. rãkas «срок, предел», лтш. raks «цель, предел» может быть как заимств. из слав. (М.–Э. 3, 473; Скарджюс 185), так и исконнородственно с ним (Буга, РФВ 66, 247). Слав. rokъ связано с др.-инд. rасаnаm «распорядок», rаса́уаti «располагает», гот. ragin ср. р. γνώμη, rahnjan «рассчитывать», тохар. А rаkе, В reki «слово»; см. Лиден, Kuhn-Festschr. 142; Траутман, ВSW 243; Хольтхаузен, Awn. Wb. 224; Файст 392; Ройтер, JSFOu 47, 4, 10. Неубедительно привлечение лит. ràkti, rankù «колоть», rakinė́ti «ковыряться», др.-исл. rá «межевой знак» (Буга, там же, против см. Скарджюс, там же). Ср. рокота́ть.II II «похлебка с крупой у коми-зырян», печорск. (Подв.). Из коми rоk «каша», родственного фин. rokka «гороховый суп, похлебка»; см. Калима 204. См. ро́кка.