Киноафиша
Отдельного внимания заслуживает афиша кинотеатров. Над ее созданием иногда работал целый коллектив художников. Прежде чем приступать к работе, мастера просматривали киноленту, выбирали подходящий кадр и делали несколько набросков. Наиболее удачные из них утверждали, и только затем художник принимался творить. Опытный мастер мог написать достаточно большое полотнище всего за три дня.
Афиша кинотеатров изготавливалась на холсте с использованием мела и гуаши, а от дождя и снега ее защищал нанесенный поверх готовой работы тонкий слой клея ПВА.
Холст использовался по нескольку раз, потому что смыть предыдущий рисунок не составляло особого труда. Из-за этого многие афиши к кинофильмам сохранились разве что на фото и в воспоминаниях их создателей. А жаль…
Первые афиши. История происхождения
Первые афиши – глиняные таблички с объявлениями – размещались на стенах домов уже в 73 году нашей эры. В Древнем Риме для «афиш» отводился специальный квадрат, четко выделяющийся на белой стене дома. Правда, впоследствии, по просьбе горожан, был принят закон, запрещающий такого рода рекламу, так как она портила внешний вид строений и наносила вред жилищу людей.
С изобретением бумаги и печатного станка в середине XV рекламное дело было поставлено на поток, и что такое афиша, узнали жители уже современных домов
Однако ни жалобы горожан, ни принятые законы о запрете расклеивания объявлений на стенах домов теперь не принимались во внимание. Более того, «запретный плод», приносящий доходы, оказался слишком сладким, и именно благодаря принятым санкциям становился все более популярным
Современная афиша: характерные особенности
В современном мире рекламы афиша — один из наиболее эффективных ее способов. Как вид полиграфического искусства она относится к сфере графического дизайна. К современной афише предъявляются следующие требования:
- наличие интриги;
- качественное содержание, информативность;
- целостность;
- заинтересованность;
- ценовая доступность;
- возможность получить эстетическое удовольствие при рассматривании афиши.
Для достижения наибольшего эффекта необходимо использовать в комплексе следующие компоненты:
- изображение;
- рисунок;
- шрифт;
- цветовое решение.
Процесс создания афиши проходит три основных этапа:
- эскиз;
- изображение;
- художественная иллюстрация.
Цель афиш: наиболее быстро и наглядно донести важную информацию о событии для привлечения клиентов.
Афиша в Новое и Новейшее время
Что такое афиша в этот исторический период? Как изменились ее функции и технология изготовления? Все более усложнялось отношение к афише как виду рекламы к середине XVII века: были введены жесткие ограничения на оформление, вплоть до типа и цвета шрифта. При этом афиша для ярмарок продолжала оставаться широко востребованной. При этом качество ее исполнения стремительно снижалось. Лишь к середине XVIII века гравюре удалось вернуть свое положение среди произведений искусства — благодаря изобретению медной гравюры, а к середине XIX века — литографии, что сделало возможным укрупнение плаката без ущерба качеству, а потом еще и удешевить его производство.
А благодаря новым способам использования афиши, этот вид рекламного искусства стал двигателем торговли и экономики. Именно в США афиши стали способом рекламы магазинов и товаров. А благодаря французам афиши стали визитными карточками театров: у каждого — свой тип рамки и орнамента, изображения, цвета фона, шрифты. Но изначально, кроме цветного фона, вся афиша была черно-белой.
Театр начинается… с афиш
Театральная афиша – это наглядное свидетельство репертуара театра и его актерского состава. В ней отражены взгляды и вкусы зрителя определенного времени.
Если из первых плакатов он получал лишь информацию о месте, где будет даваться спектакль, времени начала представления, фамилиях исполнителей главных ролей и ценах на билеты, то со временем театральная афиша претерпела значительные изменения – она стала более броской и красочной. Такие объявления о спектаклях становились шедеврами живописи – к их оформлению привлекались знаменитые русские художники: И. Билибин, А. Головин, В. Васнецов, А. Васнецов, Ф. Шехтель, П. Григорьев, И. Бондаренко, Б. Зворыкин и ряд других.
Примечательна в этом плане выполненная для антрепризы С. П. Дягилева и написанная прославленным русским портретистом В. Серовым афиша. Балет был в моде, и парижская публика спешила созерцать выступление величайшей балерины ХХ века Анны Павловой. Парижане не подозревали, что им повезло вдвойне. Ведь они могли насладиться не только выступлением прославленной балерины, но и творением гениального русского художника, запечатлевшего Павлову.
К счастью для потомков, осталась сохранена и эта афиша: балет в исполнении Павловой. Сейчас образец изобразительного искусства экспонируется в Московском театральном музее им. А. А. Бахрушина.
В этом же музее есть еще один ценный экспонат – афиша, датированная 1791 годом, на спектакль «Пустельга» Петровского театра.
В каком контексте употребляется это слово
Репертуар может быть тематический или ограниченный по каким-либо параметрам. Например: «Директор сказал, что песню «Владимирский централ» нельзя включать в школьный репертуар, что такое подражание шансону недопустимо для детского спектакля». То есть школьная группа может исполнять эту песню в другой обстановке, но только не в школе.
Он может быть полным, расширенным и текущим. Всякий раз имеется в виду набор произведений, которые исполняются в какой-то промежуток времени. Например:
Полный репертуар Малого театра до сих пор не удалось восстановить. Хотя текущий постоянно включает несколько пьес Островского.
На гала-концертах часто присутствует расширенный репертуар. Так, приглашенный бард может исполнить не только песни своего сочинения, но и песни известных поп-групп, не входящие в его программу.
Теперь вы знаете, что такое репертуар, и как употребляется это слово.
Кто имеет свой репертуар
Что такое концерт, пожалуй, знают все. Конферансье объявляет номер за номером в соответствии с программой. Это тоже своего рода список, но его не называют репертуаром. Этот перечень произведений гораздо шире. Он включает все номера программ, которые может представить культурное учреждение или отдельный исполнитель в определённый момент.
Например, Государственная филармония, которая организует концерты, может иметь в своём репертуаре отдельные произведения, которые постоянно исполняются с её сцены. А вот уже артисты, которые выступают в концерте, имеют каждый свой репертуар: вокальные исполнители — арии из опер и оперетт, песни и романсы, драматические актёры — отдельные сцены и монологи из спектаклей, стихи и отрывки из литературных произведений, музыкальные коллективы — собственные композиции или принадлежащие другим авторам.
Репертуар цирка постоянно меняется, хотя отдельные номера могут идти на арене годами. Это, прежде всего, выступления с животными.
Что говорят словари
Репертуар (по-французски repertoire, от латинского repertorium, что означает список) — слово, обозначающее перечень номеров программы, исполняемых артистом, или список постановок театра за какой-либо период времени.
Примеры:
- Репертуар песен Филиппа Киркорова составляет более тысячи наименований.
- В репертуаре театра имени Вахтангова — неизменная «Турандот», являющаяся визитной карточкой театра.
- По этой же причине спектакль «Чайка» не выходит из репертуара МХАТа.
Когда исполнитель главной роли уходит, на его место вводят другого актёра. Но пока идут репетиции, этот спектакль выпадает из текущего репертуара.
Афиши будущего
Однако настоящие мастера афиш и плакатов встречаются и в наши дни. Например, польский художник Веслав Валкуски – создатель афиш для театра и кино, выполненных в сюрреалистическом духе. Работы этого автора насквозь пронизаны мистицизмом и очень узнаваемы благодаря тому, что в них сознательно используется приглушенная цветовая гамма, а части человеческого тела, составляющие основу сюжета, нещадно подвергаются трансформации.
Работы Валкуски экспонируются не только на его родине — в Польше, но побывали и на международных выставках, признаны на родине киноиндустрии — в Голливуде.
Современные афиши театра и кино все чаще заменяются цветной печатью или баннерами. Созданные как под копирку, они красивы, но утратили свою индивидуальность.
Что такое афиша в средневековой Европе?
В эпоху Средневековья реклама, в том числе и афиши, играли важную роль в жизни общества. Но афиши того времени с театральными представлениями или искусством связаны не были. До середины XV века они, как и раньше, изготавливались вручную, и только после изобретения печатного станка тиражирование стало происходить машинным способом. Самым первым из известных мастеров по созданию афиш был Иоганн Ментель в конце 1460-х гг. Но в первых печатных афишах был только текст, а иллюстрации впервые появились в конце века. Их появление связывают с именем еще одного мастера афиши — Гераэрда Лина.
К середине XVI века в ряде европейских государств было запрещено массовое и хаотичное расклеивание афиш. Их можно было размещать только в специально отведенных местах и с определенным содержанием — в основном законами.