Рефрен

История

Впервые рефрен встречается у труверов, например, у Гаса Брюле; в XIII веке наблюдается подъём всех форм песни с рефреном, продолжавшийся вплоть до XV столетия; в значительной степени его можно рассматривать как излюбленный приём поэтов региона между Луарой и Рейном, писавших как на латыни, так и на народном языке. У трубадуров, напротив, рефрены встречаются редко.

В 88 % сохранившихся кантиг о друге трубадуры Пиренейского полуострова использовали рефрен. Самый короткий из них состоит из одного слова, другие включают от одного до пяти стихов. Рефрен также встречается в трети кантиг насмешки и злословия (31 %). Сохранились также некоторые кантиги о любви с рефреном иберийских авторов, в то время как в аналогичном жанре канцоны провансальских трубадуров рефрен отсутствует.

Поэты XIII—XIV веков изобретают, а быть может, и восстанавливают в правах различные виды поэзии, изначально более или менее тесно связанные с танцем или же основанные на поочередном пении солиста и хора; в самой их структуре заложена оппозиция между изменчивым куплетом и рекуррентным рефреном, сменяющими друг друга в очень быстром ритме. Главная разновидность такой поэзии — рондо: в основе его композиции лежит формула АВаAabАВ, в которой на практике бесконечно варьируется число и длина стихов, куплетов и рефрена. Французское виреле и родственная ей итальянская баллата, а также французская (средневековая) баллада также содержат рефрен.

На практике различались два вида рефренов, в зависимости от того, одинаковые стихи вставляются между строфами или нет

Обычно в первом случае говорят о «песнях с рефренами» (chansons a refrains), а во втором — о «песнях с разными рефренами» (chansons avec des refrains): это важное различие, поскольку изменение текста рефрена может предполагать изменение мелодии; тем самым речь идет о структуре песни в целом. Кроме того, многие рефрены (особенно из числа тех, что фигурируют в «песнях с разными») встречаются либо в нескольких песнях, либо в рондо, балладах, мотетах и иных песенных формах

Иногда их называют «рефрены-цитаты» (возможно, они имеют фольклорное происхождение).

В большинстве случаев рефрен завершает каждую строфу стихотворения. Пример реже встречающегося двойного рефрена:

В поэзии

В стихосложении рефрен — это повторяющиеся строки. Такой отрывок поэтического произведения может отличаться от основной части ритмом, рифмой, размером.

Рефрен довольно часто встречается в творчестве русских поэтов. Например, в произведениях Бориса Пастернака. Знаменитый роман писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии, заканчивается небольшим собранием стихотворений. Речь идет о книге «Доктор Живаго» . Пожалуй, самое известное произведение этого сборника — «Зимняя ночь». Рефреном здесь служит фраза «Свеча горела на столе, свеча горела».

Использовал этот поэтический прием и Сергей Есенин. Например, в стихотворении «Шаганэ, ты моя Шаганэ».

Возникновение

Слово «рефрен» появилось в 13 веке. Так утверждают исследователи. Но о том, кто изобрел этот музыкально-поэтический прием, они не говорят. Однако существует старинная французская легенда, которая дает исчерпывающий ответ.

Когда-то давно в Окситания жил талантливый поэт и музыкант. Стихотворные произведения, сочиненные им, проникали прямо в душу молодых черноволосых француженок. Неудивительно, что представители состоятельных аристократических семейств нередко обращались к нему за помощью.

Сочинитель за скромную плату создавал небольшое музыкально-поэтическое произведение, эдакое признание в любви. Дворянин-заказчик, расплатившись с автором, нанимал музыкантов. А те, в свою очередь, в светлую лунную ночь исполняли песнь, сочиненную на заказ, под окнами незамужней красавицы.

Успех был ошеломительным. Девушка уже на следующий день проявляла благосклонность, принимая своего поклонника за автора романтической песни. Но как бы не был талантлив герой этой истории, однажды его покинула муза.

Растратив деньги, которые он получил за еще не сочиненное произведение, он оказался в весьма щекотливом положении. Нужно было срочно написать песню, а муза и не думала возвращаться. Музыкант смог создать лишь одну коротенькую мелодию, которой была явно недостаточно. И тогда он решил пойти на небольшую хитрость.

Он повторил мелодию троекратно, а на вопросы заказчика о том, почему песня получилась столь однообразной, с уверенностью авантюриста заявил, что это новая музыкальная мода, нынче весьма популярная в Париже. Дворянин остался доволен. Дама сердца, услышав незамысловатую песенку, пообещала ему хранить верность до конца своей жизни. У бродячего музыканта заказов отныне стало втрое больше.

Рефрен

Значение

Что такое рефрен, мы определили – это повторяющаяся часть произведения. Слово имеет французские корни. Раньше оно звучало как refraindre и обозначало «повторение». Классический пример – это рондо. Именно это музыкальное произведение наиболее емко выражает значение слова. В течение композиции, которая состоит из трех частей, трижды встречается рефрен. Именно в таком виде мы сейчас и привыкли слушать все песни. Без припева они кажутся нам слишком монотонными и затянутыми. Изначально рефрен был создан для того, чтобы люди лучше узнавали музыкальное произведение. Ведь очень часто с первых нот сложно распознать песню. И только с первых нот припева все становится на свои места.

Рефрен в стихах

И сегодня наши поэты-современники частенько прибегают к повторениям. Стих с рефреном звучит изящно и более емко.

Ты рядом — и всё прекрасно: И дождь, и холодный ветер. Спасибо тебе, мой ясный, За то, что ты есть на свете. Спасибо за эти губы, Спасибо за руки эти. Спасибо тебе, мой любимый, За то, что ты есть на свете.

Здесь акцентируется внимание не на повторении какой-то строфы, а на повторении слова. Такой стилистический ход выглядит более современно и менее тривиально, чем, например, припев в песне

Обыгрывать этот стилистический прием можно по-разному, нужно просто использовать фантазию.