Литература
- Валлон А. История рабства в античном мире. Пер. с фр. С. П. Кондратьева. — М.: Госполитиздат, 1941. — 664 с.
- Васильевский М. Г., Липовский А. Л., Тураев Б. А. Рабство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Зайков А. Отмена рабства: европейский и американский опыт // Права человека. Энциклопедический словарь. — М.: Норма, 2009. — С. 72—73.
- Каутский К. Диктатура пролетариата: От демократии к государственному рабству: Большевизм в тупике. — М.: Антидор, 2002.
- Нуреев Р. М. // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 66-69. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
- Youval Rotman. Byzantine Slavery and the Mediterranean World. — Harvard: Harvard University Press, 2009.
- А. Валлон. История рабства в античном мире. Греция. Рим. — М.: Соцэкгиз, 1936.
Этимология термина в России
Русское слово рабство происходит от — раб (лат. orbus «осиротевший, сирота»); сегодня оно не связано со словом работник или работа. По мнению Захария Горюшкина в XVIII-XIX веках в Российской Империи считалось, что рабство произошло от слова «работа». З.А. Горюшкиным выделялось рабство временное, то есть работа на господина по договору за плату, и «вечное», то есть раб, который обязан по закону «служить господину потомственно».
На других языках одна из версий связывает слово «раб» в среднегреческом языке с глаголом skyleúo — означающего, «добывать военные трофеи», 1-ое лицо единственного, числа которого выглядит как skyláo («добываю»)[нет в источнике].
В английском (slave), французском (esclave) и немецком (Sklave) языках слово раб возможно произошло от латинского sclavus, которое в свою очередь пошло от греческого σκλάβος «славяне», так как в средние века рабами в Европе были, в основном, славяне, поставляемые туда через Византию викингами из Киево-Новгородской Руси[источник не указан 441 день].
Прекращение работорговли и отмена рабства
Основная статья: Аболиционизм
В XVIII веке рабство начало осуждаться деятелями движения Просвещения. К началу XIX века большинство правительств европейских стран признали необходимость отмены рабовладения. В 1807—1808 годах был запрещён ввоз африканских рабов в США и британские колонии. К 1833 году было полностью запрещено рабовладение в Британской империи. В США рабство было отменено лишь в 1865 году (см. Тринадцатая поправка к Конституции США). В публицистической литературе того времени в этот перечень нередко включают также отмену в 1861 году крепостного права в России, на самом деле совершенно отличной от рабства системы общественных взаимоотношений. Рабство в Бразилии было упразднено в 1888 году, в Китае — в 1910 году. В 1948 году рабство было объявлено незаконным во Всеобщей декларации прав человека. В Саудовской Аравии рабовладение стало незаконным с 1962 года. Последней страной, где было отменено рабство, стала Мавритания, — в 1981 году.
Современное состояние
В современном мире торговля людьми занимает третье место в мире по доходности, после торговли наркотиками и оружием. Количество людей, находящихся в различных формах рабства, оценивалось в 2016 году в 45,8 млн человек.
Распространённость рабства на начало XXI века
Представители касты рабов Харатин в Мавритании
В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании в июле 1981 года (хотя де-факто запрет не действует).
Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то не существует и классического рабовладения как формы собственности и способа общественного производства, кроме, вероятно, ряда упомянутых ниже по тексту слаборазвитых стран, где запрет существует лишь на бумаге, а реальным регулятором общественной жизни выступает неписаный закон — обычай. По отношению же к «цивилизованным» государствам более корректным здесь является термин «принудительный, несвободный труд» (unfree labour).
Некоторыми исследователями даже отмечается, что после перехода работорговли на нелегальное положение доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века, упала, а доход, который он может приносить, вырос. На современных аукционах в Ливии стоимость раба начинается со 100 американских долларов за голову.
В классических формах
В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии, где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами. По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан, Мавритания, Сомали, Ангола, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма. После интервенции, рабство расцвело и в Ливии. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.
Так, в Мавритании потомки порабощённых много поколений назад чернокожих составляют касту рабов, которыми владеют арабы. Рабство передаётся по наследству: дети рабов принадлежат хозяевам своих родителей. Количество рабов в стране оценивается в 600 000 человек, что составляет 20 % населения, это наивысший процент в мире.
Наёмное рабство
Основная статья: Наёмное рабство
В терминологии критиков капитализма (социалистов, коммунистов, анархистов) — свойственное капитализму положение, при котором работник теоретически (de jure) работает по собственной воле, а на практике (de facto) вынужден торговать собственной рабочей силой, чтобы выжить.
Экономика современного рабства
По данным МОТ, общий доход, получаемый от незаконного использования принудительного труда, составляет не менее 150,2 млрд долл. в год.
При этом наибольшие доходы, порядка 99 млрд долл., приходятся на использование рабского труда в секс-индустрии.
Около 34 млрд долл. в год приносят рабы, занятые в строительстве, промышленности и на добыче полезных ископаемых, 9 млрд долл. в год — сельскохозяйственные рабы, 8 млрд долл. — домашняя прислуга.
В абсолютных цифрах наибольший доход приносит рабство в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 51,8 млрд $, но связано это с большим количеством рабов; в пересчете на одного раба доход относительно невелик и составляет порядка 5 тыс. $ в год. В европейских странах и США ежегодная прибыль с каждого раба выше в 6—7 раз, что даёт в совокупности порядка 46,9 млрд $ в год.
Рабство в религии и культуре
В Библии
Основная статья: Рабство в иудаизме
Еврейский народ находится в рабстве у Своего Бога, который вывел их из рабства Египта. Если же евреи не будут исполнять заповедей, то Бог грозит проклясть народ и вернуть в рабство в Египет. Рабов Библия предписывает покупать у других народов, и такие люди становятся собственностью, которая может быть передана в наследство и сохраняется за хозяином навечно.
Ной проклял своего внука Ханаана, сказав, что тот будет рабом рабов своих братьев, за то, что Хам (сын Ноя и отец Ханаана) зашёл к пьяному обнажённому отцу, увидел его наготу и рассказал об этом братьям, проявив таким образом неуважение к отцу.
Авраам, библейский праведник, согласно Ветхому Завету, имел множество рабов, в том числе которых приобрёл, когда отдал свою жену фараону Египта. Во время отбивания у царя Кедорлаомера своего племянника Лота, а также имущества, женщин и народа Авраам вооружил 318 своих рабов.
Рабы и скот должны отдыхать вместе с хозяином в седьмой день покоя. Рабам также предусмотрено праздничное веселье наряду с хозяином и всеми его домочадцами. Наказание для рабыни, обручённой с вольным человеком и переспавшей с другим, смягчается тем, что она несвободная и в этом случае оба избегают наказания смертью. За убийство собственного раба предусматривалось наказание его хозяину (в том случае, если раб немедленно умирал, если же он жил ещё день или два, то наказание отменялось, так как раб является собственностью хозяина). За нанесение физического ущерба рабу хозяин должен отпустить своего раба на волю.
Жизнь раба оценивалась в тридцать сиклей серебра: столько необходимо заплатить его хозяину, если раба до смерти забодал вол.
В христианстве
Вслед за апостолами, Отцы Церкви сначала допускали, а затем и одобряли рабство.
Каноны Православной Церкви запрещают принимать раба в клир или монашество без согласия господина, запрещают рабам уклоняться от служения господам и вступать в брак без воли господина.
В развернутом трактате 1859 года о христианском понимании рабства и свободы св. Игнатий (Брянчанинов) пишет, что «и Слово Божие, и Церковь, как Вселенская, так и Российская, в лице святых Отцов, никогда и ничего не говорили о уничтожении гражданского рабства».
Некоторые папы осуждали рабство и, в частности, запрещали обращать в рабство индейцев (Пий II объявил рабство «великим преступлением» в 1462 году). В 1537 году Павел III, в 1639 — Урбан VIII, в 1741 — Бенедикт XIV повторяли этот запрет в отношении индейцев. В то же время, некоторые папы (Николай V и Павел III) допускали рабство военнопленных, захваченных в ходе «справедливой войны» и отказывающихся принимать христианство.
В исламе
Основная статья: Рабство в исламе
Ислам допускает существование рабства и считает освобождение раба одним из богоугодных дел. По исламскому законодательству, все мусульмане изначально свободны. Невозможно обратить мусульманина в рабство в мусульманских владениях, в том числе и за долги. Из жизни пророка Мухаммеда известно, что у него было в общей сложности до двух десятков известных по имени рабов, освобождённых им в разное время.
В кинематографе
- «Апокалипсис»
- «Амистад»
- «Камышовый рай»
- «12 лет рабства»
- «Джанго освобождённый»
- Спартак (фильм, 1960)
- Свободный штат Джонса
История рабства.
Самые ранние формы рабства зародились еще в Месопотамии около 69 века до нашей эры, когда общины во время войн захватывали в плен своих врагов и принуждали их насильно работать. Обращение в рабство и использование рабского труда в широком масштабе стало практиковаться в 26 веке до нашей эры древними египтянами, совершавшими набеги вверх по Нилу для захвата и порабощения туземных племен. Римская империя обратила в рабство многие завоеванные ею народы. В 1-м веке до нашей эры рабы составляли почти 40% населения Рима.
Второе тысячелетие ознаменовалось появлением новой формы рабства, известной как крепостное право. Бедное сельское население практически полностью попало в крепостную зависимость. В некоторых странах положение зависимых крестьян мало отличалось от положения рабов: власть землевладельца была абсолютной. Крепостные обрабатывали господскую землю, платили оброк и исполняли множество разных повинностей, начиная с работ по ремонту хозяйских построек и заканчивая военной службой.
С середины 16-го века Европейские страны занялась т. н. «трансатлантической работорговлей» — вывозом негров-рабов из Западной Африки для труда на плантациях юга США, Бразилии, Карибских островов, Колумбии и Эквадора. Несмотря на многочисленные протесты сторонников отмены рабовладения, вдохновленных идеями французских гуманистов, подобная деятельность процветала до начала 19-го века.
В 1787 году была учреждена первая международная правозащитная организация, получившая название «Общество за ликвидацию работорговли», целью которой была отмена рабства в Великобритании. Благодаря ее усилиям, в 1807 году в Британской империи работорговля была упразднена. В 1808 году Конгресс США запретил ввоз рабов. Франция отменила работорговлю в 1818 году.
На межгосударственном уровне работорговля впервые была открыто осуждена на Венском конгрессе 1815 г. с принятием «Декларации о прекращении торга неграми». Декларация запрещала торговлю рабами и их перевозку, однако в целом не признавала рабство преступлением.
В течение 19-го века был заключен ряд многосторонних договоров, направленных на развитие международного сотрудничество в борьбе с работорговлей, важнейшим из которых был Генеральный акт Брюссельской конференции по борьбе с работорговлей 1890 г. К концу 19-го века запрещение рабства и работорговли стало рассматриваться в качестве нормы международного обычного права.
Тем не менее в отдельных частях мира рабство, как в своей традиционной форме, так и в виде различных институтов и обычаев, сходных с рабством, продолжает существовать и поныне, несмотря на практически всеобщее признание государствами договоров, предусматривающих обязательство обеспечить его полную отмену.
Доисламские времена
Рабство практиковалось в доисламской Аравии, как и в остальной части древнего и раннесредневекового мира. Подавляющее большинство рабов в Западной Аравии продавалось в Мекке. Рабы имели в основном эфиопское происхождение (хабаша). Среди рабов были и немногочисленные представители белой расы, которых привозили арабские караванщики или бедуинские захватчики. В арабской литературе известна история воина-поэта сына бедуина и эфиопской рабыни Кантары, который должен совершить несколько подвигов, прежде чем его отец согласится его узаконить и дать ему право наследования.
В соответствии с ближневосточной традицией, в доисламские времена рабыни занимались проституцией в пользу своих хозяев, что явно запрещено в Коране: «Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости. Если невольники, которыми овладели ваши десницы, хотят получить письмо о сумме выкупа, то дайте им такое письмо, если вы нашли в них добрые качества, и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам. Не принуждайте своих невольниц к блуду ради обретения тленных благ мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие. Если же кто-либо принудит их к этому, то Аллах после принуждения их будет Прощающим, Милосердным».
Прекращение работорговли и отмена рабства
В XVIII веке рабство начало осуждаться деятелями движения Просвещения. К началу XIX века большинство правительств европейских стран признали необходимость отмены рабовладения. В 1807—1808 годах был запрещён ввоз африканских рабов в США и британские колонии. К 1833 году было полностью запрещено рабовладение в Британской империи. В США рабство было отменено лишь в 1865 году (см. Тринадцатая поправка к Конституции США). В публицистической литературе того времени в этот перечень нередко включают также отмену в 1861 году крепостного права в России, на самом деле совершенно отличной от рабства системы общественных взаимоотношений. Рабство в Бразилии было упразднено в 1888 году, в Китае — в 1910 году. В 1948 году рабство было объявлено незаконным во Всеобщей декларации прав человека. В Саудовской Аравии рабовладение стало незаконным с 1962 года. Последней страной, где было отменено рабство, стала Мавритания, — в 1981 году.
Положение раба
По исламскому законодательству, все мусульмане изначально свободны (аль-асль хува аль-хуррия). Невозможно обратить мусульманина в рабство в мусульманских владениях, в том числе и за долги. По ханафитскому праву младенец неизвестного происхождения (найденыш), найденный в местности, населенной мусульманами, считается мусульманином и свободным. При этом принятие ислама не делает раба автоматически свободным.
Правоведы всех школ признали недопустимость обращения мусульман в рабство. На практике это положение часто нарушалось, так как любого мятежника можно было не считать правоверным мусульманином. В некоторых странах практиковалось также обращение в рабство за долги. Также разрешалось обращать в рабство представителей других ветвей ислама. Например, в 1611 году суннитское духовенство в Герате издало фетву, которая разрешала невольничество шиитов, которых приравнивали к кафирам.
С точки зрения факихов, раб являлся аналогом домашнего животного. Работорговец и торговец скотом назывались — наххас, а ребёнок рабыни иногда именовался галла (приплод, доход).
Хозяин не имел права изнурять раба непосильной работой, распоряжаться его жизнью, и должен был хорошо его кормить. Наказание за плохое содержание раба не предусматривалось. Свободный, убивший чужого раба, платит хозяину виру и не наказывается лишением жизни (кияс).
Соколлу Мехмед-паша (ум. 1579).
Раб, находящийся в полной и безусловной собственности, не имеет права на собственность и свободу передвижения. Он не отвечает за свои долги. Правоспособность раба (или рабыни), получившего разрешение хозяина вести торговлю или заниматься ремеслом (ма’зун), ограничивается пределами, дозволенными хозяином. Наследником имущества, нажитого таким рабом, был хозяин. В религиозном отношении раб-мусульманин признавался равными свободному мусульманину и превосходил немусульманина (зимми). Раб-мусульманин освобождался от уплаты закята и обязанности присутствия на пятничной молитве. Раб мог быть имамом в молитве при отсутствии свободных мусульман, способных руководить ей. Раб не мог занимать религиозную должность, требующую независимость (судья, мухтасиб, имам мечети и т. д.).
Реальное положение рабов отличалось от теоретической картины, рисуемой факихами, в худшую сторону. В некоторых случаях положение рабов было настолько трудным, что это приводило к восстаниям, таким, как восстания зинджей. При этом многие рабы достигали высокого положения в обществе в соответствии с положением хозяина. Большинство рабов было занято в домашнем хозяйстве.
Одалиска.
См. также
- Работорговля
- Рабство у первобытных народов
- Рабство в Вавилоне и Ассирии
- Рабство в Германии
- Рабство в Греции
- Рабство в Египте
- Рабство в Индии
- Рабство в Китае
- Рабство в Мидии и Персии
- Рабство в Риме
- Рабство у мусульман
- Рабство в иудаизме
- Рабство у славян
- Рабство в США
- Рабство в Бразилии
- Рабство в Румынии
- Формы, переходные к крепостничеству
- илоты
- колоны
- Воины-рабы (боевые холопы)
- Гулямы
- Мамлюки
- Янычары
- Афинская полиция (полиция в древних Афинах состояла из государственных рабов)
- Профессии
- Гладиатор
- Ланиста
- Работорговец
- Охотник за беглыми рабами
- Законы о рабстве
- Гортинские законы
- Вольноотпущенник
- Прочее
- Драпетомания
- Dysaethesia Aethiopica
- Принудительный труд
- Торговля людьми
Свободное время — это истинный ты
Представь себе некое «общее время», в котором мы все существуем. В нём проходят эволюционные процессы, движутся континенты, возникают и исчезают империи. В этом общем времени есть твоё личное время, ограниченное естественными рамками жизни. Однако кроме естественных рамок есть и множество условных. Все они отнимают часть личного времени, то есть часть самой жизни. На работе человеку платят деньги за его время в первую очередь, а уже потом — за набор навыков. Чем набор умений полезнее или шире, тем дороже можно продать своё время.
Многие продают без остатка, добиваясь в итоге даже тройной порции еды! Покупают себе новые эксклюзивные скины и совершают виртуальные путешествия по странам мира. Из аэропорта в отель, из отеля на пляж — и так несколько дней подряд. Это виртуальное путешествие, ведь страну человек не посмотрел — он видел стены отеля, туристический рынок и обычный пляж. Чтобы реально посмотреть другую страну, понять её культуру, ощутить ритм и понять вкус, нужно время. Эта штука вообще постоянно и везде нужна. Некоторым людям не хватает собственного времени на реализацию своих планов, поэтому они стремятся использовать ещё и чужое.
Любое действие, которым ты не стал бы заниматься по своей воле в своё свободное время, является своего рода кандалами. Они мешают личности познавать мир, развиваться интеллектуально, творчески или физически. У одних эти кандалы размером в целую жизнь, у других — поменьше. И только единицы остаются свободными от посягательств на своё время.
Значение свободного времени человека нуждается в переоценке. В 25 лет человек должен думать не о том, где бы ему работу найти с зарплатой побольше, а о том, куда ему потратить энергию молодости — своё самое ценное время.
Примечания
- Юртаева Е. А. Рабство / гл. редактор Данилов-Данильян В. И., Некипелов А. Д. и др.. — Новая Российская энциклопедия. — М.: ООО «Издательство Энциклопедия», 2014. — Т. 13(2). — С. 358. — 480 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-94802-056-3.
- ↑
- ↑
- ↑
- Popovic, A. The Revolt of African Slaves in Iraq in the 3rd/9th Century. Princeton: Markus Wiener, 1999.
- Alan Fisher «Muscovy and the Black Sea Slave Trade», Canadian American Slavic Studies, 1972, Vol. 6, стр. 575—594.
- ↑
- Лев.
- Втор.
- Лев.
- Быт.
- Быт.
- Быт.
- Втор.
- Втор.
- Лев.
- Исх.
- Исх.
- Исх.
- Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера, см. викисловарь
- Горюшкин Захарий Аникеевич. Руководство к познанию российского законоискусства, сочиненное коллежским советником Захарием Горюшкиным, преподавателем сей науки в Императорском московском университете и в Благородном пансионе, при нём учреждённом. — Москва: Университетская типография, 1811. — С. 247. — 385 с.
- Горюшкин З.А. Руководство к познанию российского законоискусства, сочиненное коллежским советником Захарием Горюшкиным, преподавателем сей науки в Императорском московском университете и в Благородном пансионе, при нём учреждённом. — М.: в Университетской Типографии., 1811.. — С. 248. — 385 с. с.
- Горюшкин З.А. Руководство к познанию российского законоискусства, сочиненное коллежским советником Захарием Горюшкиным, преподавателем сей науки в Императорском московском университете и в Благородном пансионе, при нём учреждённом. — М: в Университетской Типографии, 1811. — С. 263. — 385 с. с.
- Oxford English Dictionary, 2nd edition 1989, s. v. ‘slave’
Ошибка в сносках?: Тег с именем «bbc-16-July-2015», определённый в , не используется в предшествующем тексте.
Сущность рабства и положение раба
Появление рабовладения
Арабская работорговля, Восточная Африка, XIX век
Для достижения эффективности производства жизненно необходимо разделение труда. При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни), военнопленных, которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращенные в собственность господина, стали рабами.
Положение раба
С точки зрения философа Варрона, раб представляет собой лишь «говорящее орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права — res, то есть вещь). Рабы обычно используются как рабочая сила в сельскохозяйственном и другом производстве, в качестве слуг, либо для удовлетворения иных потребностей хозяина. Вещный характер раба, прежде всего, выражается в том, что все продукты рабского труда становятся собственностью владельца; зато и забота о прокормлении и о других нуждах рабов лежит на хозяине. Раб не имеет своей собственности, он может распоряжаться лишь тем, что господин пожелает дать ему. Раб не может вступать в законный брак без разрешения господина, продолжительность брачной связи — если она дозволена — зависит от произвола рабовладельца, которому принадлежат также и дети раба. Как и всякая составная часть имущества, раб может стать предметом всевозможных торговых сделок.
Рабство в Древнем Риме
Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. Первая была и остаётся редкостью; вторая заставляет действовать различно в зависимости от того, насколько трудно доставать новых рабов. Процесс выращивания рабов с детства — медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-«производителей», поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности и общего здоровья; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.
Раб не является субъектом права как личность. Ни в отношении к своему господину, ни в отношении к третьим лицам раб не пользуется никакой правовой защитой как самостоятельное лицо. Господин может обращаться с рабами по своему усмотрению. Убийство раба господином — законное право последнего, а кем-то другим — рассматривается как покушение на имущество господина, а не как преступление против личности. Во многих случаях за ущерб, нанесённый рабом интересам третьих лиц, также несёт ответственность хозяин раба. Лишь на поздних этапах существования рабовладельческого общества рабы получили некоторые права, но весьма незначительные.
«Торг в стране восточных славян» Картина Сергея Иванова.
На первых стадиях развития единственным, а в дальнейшем весьма существенным источником рабов у всех народов служила война, сопровождаемая пленением воинов противника и похищением людей, проживающих на его территории. Институт рабства возникал у разных народов одновременно с развитием классового общества, то есть по мере перехода от собирательства и охоты к сельскому хозяйству и скотоводству (см. неолитическая революция). Охотники-собиратели побежденных в плен не брали, поскольку в этом не было экономического смысла. У современных охотников-собирателей, таких как аборигены Австралии или североамериканские индейцы рабства не наблюдалось[источник не указан 463 дня].
См. также
- Работорговля
- Рабство у первобытных народов
- Рабство в Вавилоне и Ассирии
- Рабство в Германии
- Рабство в Греции
- Рабство в Египте
- Рабство в Индии
- Рабство в Китае
- Рабство в Мидии и Персии
- Рабство в Риме
- Рабство у мусульман
- Рабство в иудаизме
- Рабство у славян
- Рабство в США
- Рабство в Бразилии
- Рабство в Румынии
- Формы, переходные к крепостничеству
- илоты
- колоны
- Воины-рабы (боевые холопы)
- Гулямы
- Мамлюки
- Янычары
- Афинская полиция (полиция в древних Афинах состояла из государственных рабов)
- Профессии
- Гладиатор
- Ланиста
- Работорговец
- Охотник за беглыми рабами
- Законы о рабстве
- Гортинские законы
- Вольноотпущенник
- Прочее
- Драпетомания
- Dysaethesia Aethiopica
- Принудительный труд
- Торговля людьми
Литература
- Валлон А. История рабства в античном мире. Пер. с фр. С. П. Кондратьева. — М.: Госполитиздат, 1941. — 664 с.
- Васильевский М. Г., Липовский А. Л., Тураев Б. А. Рабство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Зайков А. Отмена рабства: европейский и американский опыт // Права человека. Энциклопедический словарь. — М.: Норма, 2009. — С. 72—73.
- Каутский К. Диктатура пролетариата: От демократии к государственному рабству: Большевизм в тупике. — М.: Антидор, 2002.
- Нуреев Р. М. // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 66-69. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
- Youval Rotman. Byzantine Slavery and the Mediterranean World. — Harvard: Harvard University Press, 2009.
- А. Валлон. История рабства в античном мире. Греция. Рим. — М.: Соцэкгиз, 1936.
Категории населения с наибольшим риском попадания в рабство
По мнению участников дискуссии в Общественной Палате РФ, в России в зоне риска попадания в рабство в основном находятся мигранты. По мнению лидера антирабовладельческого движения «Альтернатива» Олега Мельникова, из российских граждан наибольшему риску подвергаются одинокие люди и выходцы из регионов, приехавшие в российскую столицу за заработком, лица с невысоким образовательным уровнем, а так же молодые неопытные девушки. По мнению петербуржского журналиста Ильнура Шарафиева, в России существует разветвленная система эксплуатации людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях — нарко- и алкозависимых, бездомных, приезжих, ищущих работу в чужом городе: людей под видом оказания помощи в поиске работы вербуют и продают в рабство. Такой же точки зрения придерживается Дмитрий Полетаев, исследователь трудовой и учебной миграции, директор Центра миграционных исследований.
Однако риск попасть в рабство существует для каждого человека, в России среди освобожденных из рабства людей имелись и люди с высшим образованием[неавторитетный источник?].
По данным Олега Мельникова современные цены на рабов зависят от категории человека. Трудовой раб в 2016 стоил около 20 тысяч рублей, а раб для «мафии нищих» стоил уже около 50 тысяч рублей. Если это был грудной ребёнок, то цена возрастала до 80-100 тысяч рублей, в зависимости от цвета кожи ребёнка. При этом грудной ребёнок, используемый для попрошайничества, из-за плохого ухода живёт не более нескольких месяцев и умирает. Наибольшую цену дают за молодых рабынь для сексуальной эксплуатации, тогда цена доходит от 70 до 150 тысяч рублей.
Прекращение работорговли и отмена рабства
В XVIII веке рабство начало осуждаться деятелями движения Просвещения. К началу XIX века большинство правительств европейских стран признали необходимость отмены рабовладения. В 1807—1808 годах был запрещён ввоз африканских рабов в США и британские колонии. К 1833 году было полностью запрещено рабовладение в Британской империи. В США рабство было отменено лишь в 1865 году (см. Тринадцатая поправка к Конституции США). В публицистической литературе того времени в этот перечень нередко включают также отмену в 1861 году крепостного права в России, на самом деле совершенно отличной от рабства системы общественных взаимоотношений. Рабство в Бразилии было упразднено в 1888 году, в Китае — в 1910 году. В 1948 году рабство было объявлено незаконным во Всеобщей декларации прав человека. В Саудовской Аравии рабовладение стало незаконным с 1962 года. Последней страной, где было отменено рабство, стала Мавритания, — в 1981 году.
В классических формах
В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии, где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами.
По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан, Мавритания, Сомали, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма, Ангола. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.