Что такое оперетта

Определение

Моцарт , которому часто приписывают первое употребление слова «оперетта», определил его как форму «определенных драматических абортов, тех миниатюрных композиций, в которых можно найти только холодные песни и куплеты из водевиля». Определение оперетты менялось на протяжении веков и варьируется в зависимости от истории каждой страны с жанром.

Обложка фортепианной партитуры к балету «Веселая вдова» , 1906 г.

Тем не менее, есть некоторые общие черты среди оперетт, которые процветали с середины 1850-х до начала 1900-х годов, начиная с французской opéra-bouffe . Они содержат разговорные диалоги, перемежающиеся между музыкальными номерами, и часто главные персонажи, а также хор, призваны танцевать, хотя музыка в значительной степени заимствована из оперных стилей 19 века с упором на певучие мелодии. Оперетты обычно короче опер, обычно носят легкий и забавный характер.

Оперетта — предшественник современного музыкального театра или «мюзикла». В первые десятилетия 20-го века оперетта продолжала существовать наряду с более новым мюзиклом, и каждый из них влиял на другой.

Оперетта в Европе

Эпоха французской оперетты ознаменовалась творческим расцветом такой яркой личности, как Жак Оффенбах. Им был открыт небольшой театр на Елисейских полях («Буф-Паризьен»), где ставились такие великие произведения, как «Двое слепых», «Парижская жизнь», «Орфей в аду», «Прекрасная Елена» и многие другие. Оперетты отличались веселым посылом, остроумием и своенравным настроением. Лучшая пора английской оперетты связана с такими именитыми личностями, как У. Гилберт и А. Салливан. Плодотворное сотрудничество этих талантливых людей привело к созданию цикла савойских спектаклей. Среди них можно выделить комическую оперу «Суд присяжных», посвященную вопросу нарушения брачного обещания. Вслед за ней последовало сочинение еще 13 совместных произведений, все они имели большой успех.

Что такое оперетта

Особый интерес вызывает венская классическая оперетта. Здесь нельзя оставить без внимания такую значимую фигуру, как Иоганн Штраус (сын). Именно с именем этого гениального человека, его талантом ассоциируется музыкальный театр культурной столицы Европы. С жанром оперетты выдающийся композитор познакомился уже в зрелом возрасте, и не исключено, что этот факт сыграл существенную роль в создании его последующих произведений. Отдельно стоит выделить оперетту «Летучая мышь», на сочинение которой ушло около 6 недель. Это гениальное произведение до сих пор считается одним из самых выдающихся творений композитора. Стоит задать человеку вопрос: «Что такое оперетта?», и первые ассоциации, которые приходят в голову — это Вена, Иоганн Штраус-сын и грандиозная работа австрийского музыканта «Летучая мышь».

Оперетта на английском языке

HMS передник

Влияние Оффенбаха достигло Англии к 1860-м годам. Артур Салливан из дуэта Гилберта и Салливана написал « Кокс и Бокс» (1866) как прямую реакцию на « Два авенюля» Оффенбаха (1855). Гилберт и Салливан укрепили этот формат в Англии благодаря долгому сотрудничеству в викторианскую эпоху . Вместе с WS Gilbert, написавшим либретти, и Салливаном, сочиняющим музыку, пара выпустила 14 комических опер, которые позже были названы Savoy Operas . Большинство из них были чрезвычайно популярны в Великобритании, США и других странах. Салливан, Гилберт и их продюсер Ричард Д’Ойли Карт сами называют свои совместные работы комическими операми, чтобы отличить семейное угощение от рискованных французских оперетт 1850-х и 1860-х годов. Их произведения, такие как HMS Pinafore , The Pirates of Penzance и The Mikado , по-прежнему регулярно звучат во всем англоязычном мире.

Английская оперетта продолжалась до 1890-х годов с произведениями таких композиторов, как Эдвард Герман , Иван Кэрилл и Сидни Джонс . Они быстро превратились в более легкие песенно-танцевальные пьесы, известные как эдвардианская музыкальная комедия . Начиная с 1907 года, с «Веселой вдовы» многие венские оперетты были очень успешно адаптированы для английской сцены. Чтобы объяснить это явление, Дерек Скотт пишет:

Международное признание оперетты напрямую связано с развитием Вест-Энда в Лондоне и Бродвея в Нью-Йорке. Американская публика впервые познакомилась с опереттой через HMS Pinafore Гилберта и Салливана в 1878 году . Среди американских композиторов оперетты был Виктор Герберт , на произведения которого в начале 20 века оказали влияние как венская оперетта, так и Гилберт и Салливан. За ним последовали Зигмунд Ромберг и Рудольф Фримль . Тем не менее к концу Первой мировой войны американская оперетта в значительной степени уступила место мюзиклам , таким как мюзиклы и ревю в « Театре принцесс» , за которыми последовали мюзиклы Роджерса и Харта , Коула Портера , Ирвинга Берлина и других.

Маленькое чудо — оперетта

Как отдельный театральный жанр оперетта впервые появилась в XIX веке в европейских странах: Вене, Германии, Франции, Англии. Побывав в них, вы с легкостью найдете ответ на вопрос: а что такое оперетта в музыке? Именно там этот вид искусства зародился и получил свое дальнейшее развитие.

Основателем оперетты принято считать Жака Оффенбаха. Это выдающийся французский композитор немецкого происхождения, посвятивший большую часть своей жизни работе в необыкновенном жанре. Благодаря его трудам замечательный вид искусства был признан многими значимыми деятелями сценического мастерства, например, К. Станиславским. Его увлечение театром началось собственно с оперетты. В некоторых источниках отцом-основателем музыкально-вокального театра называется австрийский композитор Франц фон Зуппе. Действительно, этот факт можно принять за достоверный, поскольку Зуппе внес значительный вклад в дело оперетты. Сегодня почти в каждом спектакле, благодаря его нововведениям, звучит вальс, и форма представлений носит больше сентиментальный, романтический характер, нежели комедийный.

Оперетта на немецком языке

Иоганн Штраус II

Оффенбах не стеснялся распространять оперетту по континенту. В 1861 году он поставил некоторые из своих недавних работ в Карлтеатре в Вене, что открыло дорогу австрийским и немецким композиторам. Вскоре Вена стала эпицентром постановок оперетт. Впервые этот термин используется для описания полнометражного произведения именно в венской оперетте, а не во французской. Кроме того, после поражения Пруссии в 1866 году оперетта стала знаком новой эпохи в Австрии, отмеченной современностью и индустриализацией.

Австро-Венгрия

Самым значительным композитором оперетты на немецком языке был австриец Иоганн Штраус II (1825–1899). Штрауса наняли из танцевального зала, и он привнес в этот жанр особый венский стиль. Его первая оперетта — « Индиго унд ди вьерциг Ройбер» (1871). Его третья оперетта, «Летучая мышь» (1874), стала самой исполняемой опереттой в мире и остается его самой популярной сценической работой. Всего Штраус написал 16 оперетт и одну оперу, большинство из которых имели большой успех в момент первой премьеры.

Оперетты, вальсы, польки и марши Штрауса часто имеют ярко выраженный венский стиль, и его популярность заставляет многих думать о нем как о национальном композиторе Австрии. Театр ан дер Вин не удалось привлечь огромные толпы , когда его сценические работы впервые были выполнены. После многих номеров публика шумно вызывала на бис.

После смерти Иоганна Штрауса и его современника, Франца фон Зуппе , Франц Легар стал наследником. Легар широко считается ведущим композитором оперетты 20-го века, и его самая успешная оперетта, Die lustige Witwe (Веселая вдова), является одной из классических оперетт, все еще находящихся в репертуаре.

Венскую традицию продолжали Оскар Штраус , Карл Целлер , Карл Мильёкер , Лео Фолл , Ричард Хойбергер , Эдмунд Эйслер , Ральф Бенацки , Роберт Штольц , Эммерих Кальман , Нико Досталь , Фред Раймонд , Иго Хофштеттер и Иво Тиярдович .

Германия

Пол Линке , отец Берлинской оперетты

Так же, как Вена была центром австрийской оперетты, Берлин был центром немецкой оперетты. Берлинская оперетта часто имела свой собственный стиль, включая, особенно после Первой мировой войны , элементы джаза и других синкопированных танцевальных ритмов, трансатлантический стиль и присутствие рваных маршевых мелодий. Берлинские оперетты также иногда включали элементы бурлеска , ревю , фарса или кабаре .

Пауль Линке стал пионером берлинской оперетты в 1899 году с фрау Луной , в которую вошли « Berliner Luft » («Берлинский воздух»), ставшая неофициальным гимном Берлина. Его « Лисистрата» (1902) включает песню и мелодию « Светлячок », которая остается довольно популярной во всем мире. Намного позже, в 1920-х и 1930-х годах, Курт Вайль взял более радикальную форму стиля берлинской оперетты и использовал ее в своих операх, опереттах и ​​мюзиклах.

Оперетта в берлинском стиле сосуществовала с более буржуазными, очаровательными, домашними и националистическими немецкими опереттами, некоторые из которых назывались Volksoperetten (народные оперетты). Ярким примером является чрезвычайно популярная работа Леона Джесселя « Шварцвальдмедель» 1917 года (« Девушка из Шварцвальда» ). Эти буколические, ностальгические, домашние оперетты были официально предпочтительнее оперетт в берлинском стиле после 1933 года, когда нацисты пришли к власти и учредили Reichsmusikkammer (Государственный музыкальный институт), который осудил и запретил «декадентскую» музыку, такую ​​как джаз и тому подобное, иностранное «музыкальные формы.

Среди известных немецких композиторов оперетты — Пауль Линке , Эдуард Кюннеке , Вальтер Колло , Жан Гилберт , Леон Джессель , Рудольф Деллинджер , Вальтер Гетце и Людвиг Шмидседер .

Оперетта на французском языке

Происхождение

Оперетте предшествовали различные национальные стили, в том числе итальянские интермеццо , самым известным из которых является « La serva padrona» Перголези , а также английская традиция балладных опер . Оперетта процветала во Франции примерно в середине 19 века, чтобы удовлетворить потребность в коротких, легких произведениях в отличие от полнометражных развлечений все более серьезной комической оперы . К этому времени «комическая» часть названия жанра стала вводить в заблуждение: « Кармен» Жоржа Бизе (1875) представляет собой пример комической оперы с трагическим сюжетом. Определение «комик» означало нечто более близкое к «гуманистическому», предназначенное для изображения «реальной жизни» более реалистичным образом, представляя трагедию и комедию рядом друг с другом, как Шекспир сделал несколько столетий назад. С этой новой коннотацией opéra comique доминировала на французской оперной сцене со времен упадка tragédie lyrique .

Эрве (1825–1892) часто называют дедушкой оперетты. Он был певцом, композитором, либреттистом, дирижером и сценографом. В 1842 году он написал один акт оперетты , L’Ours и др Le Pacha , на основе популярного водевиля по Эжена Скриба и XB Saintine . В 1848 году Эрве впервые появился на парижской сцене с « Дон Кихот и Санчо Панса» (после Сервантеса ), который можно считать отправной точкой для новой французской музыкальной театральной традиции. Самые известные работы Эрве — пародия на Гуно «Маленький Фауст» (1869) и « Мамзель Нитуш» (1883).

Афиша возрождения Orphée aux enfers

Жак Оффенбах несет наибольшую ответственность за развитие и популяризацию оперетты, также называемой opéras bouffes или opérettes, придав ей огромную популярность во время Второй империи и после нее . В 1849 году Оффенбах получил разрешение на открытие Театра парижских буферов, театральной труппы, которая предлагала программы из двух или трех сатирических одноактных скетчей. Компания была настолько успешной, что позволила растянуть эти скетчи на вечер. Однако постановки Оффенбаха были ограничены префектурой Парижа, которая определяла разрешенный тип представления: «пантомимы с участием не более пяти исполнителей, одноактные комические музыкальные диалоги для двух-трех актеров и танцевальные номера без более пяти танцоров; хоры были строго запрещены ». Эти правила определили то, что стало называться опереттой: «небольшое простое оперное произведение, не имевшее трагических последствий и предназначенное для развлечения публики».

Ограничения, наложенные на Оффенбаха и парижского театра, были постепенно сняты, и оперетта приобрела широкую популярность. В то время как самые ранние одноактные пьесы Оффенбаха включали Les deux aveugles , Le violoneux и Ba-ta-clan (все 1855), его первая полнометражная оперетта, Orphée aux enfers (1858), была безусловно самой успешной. Она стала первой репертуарной опереттой и сотни раз ставилась по всей Европе и за ее пределами. Оффенбах написал более 100 оперетт. Однако к 1870-м годам популярность Оффенбаха снизилась. Публика больше интересовалась романтическими опереттами, показывающими «изящество и изысканность» классической музыки. Это включало Messager «оперетту с Вероникой и Луи Ganne » s Les Акробатов .

В 20-м веке французская оперетта стала еще более непривлекательной, поскольку международная публика обратилась к англо-американским и венским опереттам.

Венская оперетта 20 в.

В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже – в случаях, например, Продавца птиц (1891) К.Целлера, Бала в Опере (1898) Р.Хойбергера, Бродяг (1900) К.Цирера и Красотки (1901) Г.Рейнхардта – имели вполне определенные достоинства. В этих произведениях вновь на первое место выходит танец, атрибут легкого музыкального театра. Переход ко вкусам нового столетия не был внезапным. Оффенбах и Штраус использовали канканы, вальсы, польки и марши не только для украшения своих партитур, но и в музыкально-драматургических целях – для обрисовки ситуации и развития действия. К 1900 применение танцевальных ритмов как средства драматической выразительности стало общераспространенной практикой. Ф.Легар придал указанной выше тенденции художественную значительность. Его Веселая вдова (1905) – одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. Здесь композитор уловил дух времени и дал ему убедительное и не меркнущее со временем выражение. Легар написал еще 24 оперетты, среди которых выделяются Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910), Паганини (1925), Фридерика (1928) и Страна улыбок (1929). Эти произведения демонстрируют движение оперетты навстречу опере – тенденцию, которая оказалась неблагоприятной для жизни оперетты как жанра и в конце концов привела к ее исчезновению. Одновременно с Легаром в Вене работало около двух десятков композиторов, и каждый из них чем-то прославился. Это Л.Фалль (1873–1925), написавший Долларовую принцессу (1907) и Мадам Помпадур (1922); О.Штраус (1870–1954), автор Мечты о вальсе (1907) и Шоколадного солдата (1908); Э.Кальман (1882–1953), автор оперетт Сари (1912), Цыганская принцесса (1915) и Графиня Марица (1924).

Ссылки

Информационные заметки

Цитаты

Библиография

Джейкобс, Артур (1984). Артур Салливан: викторианский музыкант . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-315443-9.CS1 maint: ref = harv ( ссылка )

дальнейшее чтение

  • Бордман, Джеральд (1981) Американская оперетта . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Кларк, Кевин (2007) Блеск и быть геем: Die Authentische Operette und ihre schwulen Verehrer . Гамбург: Männerschwarm Verlag . (Немецкий)
  • Ганцль, Курт (2001) Энциклопедия музыкального театра (3 тома). Нью-Йорк: Книги Ширмера.
  • Гуле, Шарль (1981) Sur la scène et dans la coulisse . Квебек, Квебек: Ministère des Affaires culturelles. ISBN  2-551-04178-3
  • Линхардт, Марион (2006) Residenzstadt und Metropole. Zu einer kulturellen Topographie des Wiener Unterhaltungstheaters (1858–1918) . Берлин: Макс Нимейер Верлаг. (Немецкий)
  • Траубнер, Ричард (1983) Оперетта: Театральная история . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday.
  • Viagrande, iccardo (2009) Tu che m’hai preso il cuor. Un viaggio nel mondo dell’operetta. Монца: Casa Musicale Eco. (Итальянский)

Репертуар

Первый спектакль театра — «Игра с Джокером» (музыка М. Багриновского, постановка Р. Симонова и Г. Ярона). Одна из первых постановок — оперетта «Женихи» Исаака Дунаевского — первый успех театра.

Наиболее значимые постановки первых сезонов — «Золотая долина», «Сын клоуна», «Белая акация» И. О. Дунаевского, «Холопка» Н. М. Стрельникова, «Поцелуй Чаниты», «Девичий переполох» Ю. С. Милютина; «Весёлая вдова» Ф. Легара, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Фиалка Монмартра» И. Кальмана.

Среди постановок театра такие известные мюзиклы, как Метро (), Нотр-Дам де Пари (), Ромео и Джульетта (), Монте-Кристо (), Хелло, Долли! Дж. Хермана (), Граф Орлов (), Моя прекрасная леди, Анна Каренина (мюзикл, 2016).

Премьеры

Что такое оперетта
После премьеры оперетты «Свадьба в Малиновке». В первом ряду Г. Ярон и А. Александров. Автор Б. Александров — во втором ряду, в центре. 8 ноября 1937 года

Мировые премьеры в Московском театре оперетты:

  • «Свадьба в Малиновке», Б. Александрова (8 ноября )
  • «Женихи», И. Дунаевского (декабрь )
  • «Самое заветное», В. Соловьёва-Седого (2 октября )
  • «Монте-Кристо», Р. Игнатьева (1 октября )
  • «Анна Каренина», Р. Игнатьев (8 октября 2016)

Первые постановки в России:

  • «Орлиные перья» Ф. Фаркаша (21 января )
  • «Нотр-Дам де Пари» Р. Коччанте (21 мая )

Текущий репертуар

Репертуарные спектакли
  • «Бал в „Savoy“», П. Абрахам
  • «Баядера», И. Кальман
  • «Весёлая вдова, Ф. Легар
  • «Летучая мышь», И. Штраус
  • «Мистер Икс», И. Кальман
  • «Сильва», И. Кальман
  • «Фея карнавала», И. Кальман
  • «Фиалка Монмартра», И. Кальман
  • «Моя прекрасная леди», Ф. Лоу
  • «Цезарь и Клеопатра», А. Журбин

и зарубежных исполнителей

Мюзиклы

«Анна Каренина», Р. Игнатьев

Оперетта в Рф

Если гласить о нашей стране, то жанр оперетты длительное время не признавался и не воспользовался огромным фуррором у нашего зрителя. Людям больше нравилось глядеть водевили, мюзиклы и эстрадные представления. Во 2-ой половине XIX века ситуация изменяется, в Рф начинают появляться 1-ые коллективы, работающие в жанре малеханькой оперы.

Их репертуар состоял из произведений европейских создателей, в главном французских. Но зато сами постановки производили такие именитые метры театрального и музыкального искусства, как А. Глазунов, В. Немирович-Данченко, М. Таиров. Приметный след в этом театральном жанре оставил режиссер и актер В. Лентовский. Он открыл несколько больших театров в Рф, его пышноватые и звучные спектакли собирали аншлаги. На представления стремились попасть как видные деятели искусства, так и обыденные зрители. Благодаря его работе в жанре оперетты свои 1-ые шаги сделали многие профессиональные артисты: Н. Монахов, К. Греков, В. Шувалова, А. Брянский, И. Вавич и другие.

Расцвет жанра оперетты в Рф приходится на русский период. Его основоположниками принято считать И. Дунаевского и Н. Стрельникова. Оперетта этой поры начинает получать свои отличительные черты, она совмещает внутри себя традиции традиционной венской школы с веяниями нового времени. Выполнения преподносятся в игривой, темпераментной, шутливой, а время от времени саркастической манере. Но постановки впечатляют всегда!

Любопытно было выяснить, что оперетта как жанр существует исключительно в Рф, только в нашей стране есть такое заглавие. На Западе это действо называется «смешная опера» либо, как в Германии, «зингшпиль».

Оперетта в Европе

Эра французской оперетты ознаменовалась творческим расцветом таковой броской личности, как Жак Оффенбах. Им был открыт маленькой театр на Елисейских полях («Буф-Паризьен»), где ставились такие величавые произведения, как «Двое слепых», «Парижская жизнь», «Орфей в аду», «Красивая Лена» и многие другие. Оперетты отличались радостным посылом, остроумием и своенравным настроением. Наилучшая пора британской оперетты связана с такими именитыми личностями, как У. Гилберт и А. Салливан. Плодотворное сотрудничество этих профессиональных людей привело к созданию цикла савойских спектаклей. Посреди их можно выделить смешную оперу «Трибунал присяжных», посвященную вопросу нарушения супружеского обещания. Прямо за ней последовало сочинение еще 13 совместных произведений, они все имели большой фуррор.

Особенный энтузиазм вызывает венская традиционная оперетта. Тут нельзя бросить без внимания такую значимую фигуру, как Иоганн Штраус (отпрыск). Конкретно с именованием этого превосходного человека, его талантом ассоциируется музыкальный театр культурной столицы Европы. С жанром оперетты выдающийся композитор познакомился уже в зрелом возрасте, и не исключено, что данный факт сыграл существенную роль в разработке его следующих произведений. Раздельно стоит выделить оперетту «Летучая мышь», на сочинение которой ушло около 6 недель. Это превосходное произведение до сего времени считается одним из самых выдающихся творений композитора. Стоит задать человеку вопрос: «Что такое оперетта?», и 1-ые ассоциации, которые приходят в голову — это Вена, Иоганн Штраус-сын и превосходная работа австрийского музыканта «Летучая мышь».

Венская классическая оперетта.

Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус-младший, чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае, Сказки венского леса, Вино, женщины и песни и Жизнь артиста. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников, 1871, и Римский карнавал, 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885). Последователями Штрауса явились Ф.фон Зуппе и К.Милёккер (1842–1899), чьи оперетты тоже принадлежат к великой венской традиции, хотя большинство из них значительно устарело ввиду весьма слабых либретто.

Что такое оперетта

Французская оперетта.

Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж.Оффенбах, истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868), Принцесса Трапезундская (1869), Разбойники (1869) и Мадам Аршидюк (1874). Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. Так, Ф.Эрве (1825–1892) написал Мадемуазель Нитуш (1883); Ш.Лекок (1832–1918) – Дочь мадам Анго (1873) и Жирофле-Жирофля (1874); Э.Одран (1842–1901) – Маскотту; Р.Планкет (1848–1903) – Корневильские колокола (1877) и А.Мессаже (1853–1929) – Маленькие Мишу (1897) и Веронику (1898). Этими сочинениями заканчивается золотой век французской оперетты.