Проза что это такое — современная проза

Жанры в прозе

Какое произведение может называться прозой?

То, которое составлено не в стихотворной форме. Отсюда следует, что к прозе могут относиться следующие жанры произведений:

  • рассказ — произведение небольшого размера, имеет ярко выраженное начало и конец, повествует о чём-либо, как правило, реалистичном;
  • повесть — произведение о жизни героев; повесть сравнивают с романом по построению, но размером она меньше;
  • роман — большая повесть;
  • очерк — сравнивают с рассказом, так как очерки описывают реальные события/проблемы, как правило, социальные;
  • сказка — повествует о придуманных персонажах и несуществующих обстоятельствах;
  • легенда — произведение, имеющее отношение к религии, чудесам или описывающее жизнь исторических личностей, но в очень приукрашенном виде;
  • новелла — рассказ небольшого размера, слово пришло из итальянского языка;
  • былина — историческая пecнь-сказание, воспевающая богатырские подвиги;
  • басня — имеет чётко выраженную фабулу, т. е. описывается определённый случай или инцидент, и конец с явно выраженной моралью;
  • притча — похожа на басню, но может не иметь концовки. Притчи считаются более возвышенными произведениями, потому что часто содержат истории из Библии;
  • эпопея — произведение об каком-либо событии в истории;
  • биография — произведение о жизни какого-то человека;
  • эссе — содержит мысли автора о каком-либо предмете, явлении, проблеме;
  • парабола — то же, что притча, слово пришло из греческого языка;
  • манифест — письменное или устное обращение, имеющее особую цель и аудиторию.

Этот перечень может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от точек зрения разных лингвистов. Так, некоторые учёные включают сюда также детективы, антиутопии, анекдоты, памфлеты и др.

Поэзия и проза

Не всегда возможно противопоставить прозаические и поэтические жанры. Например, в ХХ веке появилось целое направление, получившее название «ритмическая проза». В России у его истоков стояли поэты-символисты В.Брюсов и А.Белый.

Роман «Петербург» и поэма в прозе «Котик Летаев» Белого — пример того, как преобразовывается прозаический текст, подчиняясь законам ритмики.

Другой образец синтеза прозы и поэзии – поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в которой эпический сюжет путешествия по Руси соединяется с лирическими отступлениями.

До Гоголя поэзию и прозу оригинально соединил в одном из своих главных произведений А.С.Пушкин. Его роман в стихах «Евгений Онегин» модернизировал жанр европейского романа, придав его конструкции почти ювелирную хрупкость.

И.С. Тургенев создал знаменитую серию «стихотворений в прозе», отличительными особенностями которых стали лаконичность, наличие лирического сюжета и чёткая ритмическая структура.

Из писателей ХХ века оригинальными лиро-эпическими сочинениями прославился К.Вагинов. В 60–70‑е годы появилось такое направление, как «лирическая проза», представителями которого стали О.Берггольц, В. Солоухин, В.Лихоносов, Ю.Казаков.

Писать и анализировать прозу можно без особой литературоведческой подготовки, но это не значит, что труд прозаика легче, чем вдохновенный взлёт поэта.

Чтобы написать добротную повесть или пухленький роман, нужно хорошо знать предмет, о котором собираешься рассказать, обладать особым взглядом на мир, жизненным опытом и, конечно, усидчивостью!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах litfest.ru

Графомания в современной прозе, что это такое?

Только работая совместно с вами мы сможем как-то повлиять на мир современной прозы, никак по другому этого не осуществить. Современная проза очень подвержена графомании. Графоманы пишут по одной главе, недописывают
выкладывают свои недописанные произведения в интернет. На нашем сайте такая проза запрещена. Только полностью законченные творения могут навсегда остаться здесь.

Проза, которую вы пишите и размещаете в интернете на нашем сайте может принести вам известность только в случае если вы ежедневно работаете над улучшением стиля написания и пишите действительно для читателей, а не для себя. Ведь проза — это тяжелый труд!

Наш литературный портал не содержит графоманов!

Отсутсвие графомании обеспечивается постоянной модерацией и просмотров почти всех публикуемых текстов современными авторами на нашем литературном сайте. Читайте онлайн и получайте удовольствие от чтения современной прозы без графоманов!

Происхождение

В древнегреческой литературе любая художественная словесность называлась поэзией. Однако само понятие художественности в греческой культуре было неразрывно связано с ритмичностью, и, следовательно, бо́льшая часть литературных произведений имела стихотворную форму. Позже ритмически организованную речь стали называть стихом, в противопоставление речи, не связанной с ритмом. Древние римляне, продолжатели греческой культуры, стали называть её прозой. У Квинтилиана встречается выражение ōrātiō prōsa, у Сенеки — просто prōsa для обозначения речи свободной, не связанной ритмическими повторениями.

Само лат. prōsa (ōrātiō) образовано от прилагательного prōsus «прямой», «свободный» < prōrsus то же < др.-лат. prōvorsos «повёрнутый вперёд», «прямой», причастие др.-лат. глагола prōvortere «поворачивать вперёд» (> лат. prōvertere). Термин противопоставлялся иногда названию стиха — лат. versus (prōrsā et vorsā «в прозе и стихах» у Апулея).

Несмотря на кажущуюся очевидность, чёткого разграничения понятий «проза» и «поэзия» не существует. Существуют произведения, не имеющие ритма, однако разбитые на строчки и относящиеся к стихам, и наоборот, написанные в рифму и с ритмом, однако относящиеся к прозе (см. Ритмическая проза).

Роды и жанры литературы

А что такое жанр литературы как таковой?

Чтобы разобраться, начнём с рода. Род литературы — это настроение, которое автор вкладывает в своё произведение.

Традиционно все произведения делятся на три рода: драму, эпос и лирику.

Роду же присущ определённый жанр, т. е. уникальный стиль изложения мыслей на бумаге: драматический, эпический и лирический.

Какие произведения относятся к каким жанрам, вы можете увидеть в таблице ниже.

Драматический жанр

Эпический жанр

Лирический жанр
Трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, скетч Рассказ, повесть, легенда, очерк, сказка, роман, новелла, былина, эпопея, басня, биография, эссе, манифест, притча, парабола

Стихотворение (а также стихотворение в прозе), ода, романс, гимн, сонет, песня, элегия, инвектива, эпитафия, послание, стансы, эпиграмма, мадригал

К драматическому жанру относятся произведения, которые насыщены эмоциями, в них происходит какая-то драма. То есть событие, полное переживаний, как правило, горестных.

Эпический жанр включает произведения, повествующие о чём-либо: событии, герое.

Лирический жанр объединяет творчество поэтов. Их произведения наполнены эмоциями, волнениями. На первое место ставится именно чувственный мир героя, а не событие или факт.

Подводя итог, эпический жанр литературы включает в себя прозу. Лирический — в основном поэзию (если произведение написано в форме стиха). Драматический — может включать обе формы (например, трагедия в стихах, что делает её поэзией. Или комедия в прозе).

В словаре Энциклопедии

(от лат. prosa), устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 в. выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.

Примечания

  1. Walde A., Hofmann J. B. Lateinisches etymologisches Wörterbuch. Heidelberg, 1954. — Т. II, c. 374.
  2. Проза и поэзия // Энциклопедия «Кругосвет».
  3. Биография // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  4. Биография //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Новелла //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. Очерк // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-160-2.
  7. Приходько Т. Ф. Парабола // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 267
  8. Повесть // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  9. См., например: Мищенко В. Г. Страшные притчи Стивена Кинга // Кинг С. Воспламеняющая взглядом. Минск, 1992. С. 351; Чамеев А. Уильям Голдинг — сочинитель притч // Голдинг У. Бог-скорпион. СПб., 2001. С. 5—29
  10. Рассказ //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  11. роман // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  12. Эпопея //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  13. Эпопея — статья из Большой советской энциклопедии. 
  14. Эссе //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература

  • Проза // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 811—814 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Тамарченко Н. Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А. Н.. — ИНИОН РАН: Интелвак, 2001. — С. 263—265. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Тамарченко Н. Д.. — М.: Академия, 2011. — 256 с. — (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). — ISBN 978-5-7695-6936-4.
  • Лозинская Е. В. Жанр // Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / Цурганова Е. А.. — ИНИОН РАН: Intrada, 2004. — С. 145—148. — 560 с. — ISBN 5-87604-064-9.

История

Первыми авторами сочинений в прозе указывают Ферекида Сиросского и милетцев. Ранее также назывался Кадм из Милета.

В Древней Греции наряду с поэзией существовала и художественная проза: мифы, предания, сказки, комедии. Эти жанры не рассматривались, как поэтические, поскольку миф для древних греков был явлением не художественным, а религиозным, предание — историческим, сказка — бытовым, комедия считалась слишком приземлённой. К прозе нехудожественной относились произведения ораторские, политические, позже научные. Таким образом в античном мире, Древнем Риме и затем в средневековой Европе проза находилась на втором плане, представляя собой литературу бытовую или публицистическую, в противопоставление высокохудожественной поэзии.

Ко второй половине средних веков положение стало постепенно изменяться. Вместе с разложением сначала античного, а затем и феодального общества разлагаются постепенно поэма, трагедия, ода. В связи с развитием торговой буржуазии, её культурным и идейным ростом, на основе культуры больших городов все больше растут и развиваются прозаические жанры. Возникают повесть, новелла, вслед за ними складывается роман. Старые поэтические жанры, игравшие основную роль в литературе феодализма и рабовладельческого общества, постепенно теряют своё основное, ведущее значение, хотя отнюдь не исчезают из литературы. Однако новые жанры, играющие основную роль сначала в буржуазных стилях, а затем и во всей литературе капиталистического общества, явно тяготеют к прозе. Художественная проза начинает оспаривать у поэзии руководящее место, становится рядом с ней, а ещё позднее, к эпохе расцвета капитализма, даже оттесняет её. К XIX веку писатели-прозаики, новеллисты и романисты, становятся наиболее заметными фигурами в художественной литературе, давая обществу те большие типические обобщения, которые в эпоху торжества поэзии дали создатели поэм и трагедий.

Из истории прозы

Исторически поэзия древнее прозы. Она родилась как синтетическое искусство, близкое к музыке. Функции поэзии долгое время были сакральными.

В различные исторические эпохи в непохожих друг на друга социумах поэтическая речь использовалась как язык заклинаний, заговоров, мистериальных действ, а позже – молитв и народных песен. Проза возникла в период поздней античности, и её функции были совершенно иными.

Первым прозаическим жанром, получившим широкое распространение в Европе, а затем и во всём мире, стал роман. Своё название этот жанр получил по месту возникновения (древний Рим). Роман Петрония «Сатирикон» стал образцом прозаического сочинения. В «Сатириконе» развенчивались нравы современного Петронию общества.

Проза взяла на себя «чёрный» труд описания простой человеческой жизни. Она не витала в облаках, а клеймила позором конкретных людей.

Память о низменном, «плебейском» происхождении прозы позже закрепилась в романтической литературе, где оппозиция «поэзия-проза» стала восприниматься примерно как «небо-земля», «душа-тело».

В истории развития литературы периоды торжества прозаических жанров над поэтическими последовательно сменяют друг друга.

На рубеже столетий, когда общественные течения сдвигают привычные ценности, словно литосферные плиты, наступает потребность в поэтическом слове. Когда же наступают периоды стабильности, на первые позиции вновь выходят повести  и романы.

Также замечено, что в творчестве писателей по мере развития их дара закономерен переход от поэтической к прозаической речи. Мало кто знает, что в ранней юности стихи писали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский.

«Лета к суровой прозе клонят…», — отмечал А.С. Пушкин. Однако есть авторы, которые органично творили в том и другом жанре (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), писатели, до глубокой старости хранившие верность поэзии (А.А. Фет) или те, кто сразу начал свой творческий путь с прозы (И.А. Гончаров).

К ХХ веку проза стала доминирующим жанрово-родовым явлением в литературе. Она наиболее соответствует масштабу задач и глубине проблем, стоящих перед современными авторами.

Современные авторы

Большая часть современных авторов хотят получить читателей, оценки, отзывы и критику, но не готовы прикладывать достаточные для этого усилия. Они хотят просто разместить свое произведение в интернете и сразу получить известность и признание. Так не бывает, ребята! Для того чтобы стать известным, нужно работать, работать и еще раз работать. Продвигайте свою прозу! Как минимум, после размещения произведения покликайте по иконкам социальных сетей, на которых вы зарегистрированы. Проявляйте активность на сайте, где вы публикуетесь, обсуждайте чужое творчество, заводите знакомства, прислушивайтесь к советам.

Многие наши постоянные авторы не хотят ничего делать для продвижения своей прозы. Они не понимают, что это такое проза, они хотят чтобы все делали за них. Многие даже не могут написать нормальный анонс, пишут либо «**********», либо какую-то постную ерунду, которая уж точно никого не заинтересует. Пишите грамотные, интересные анонсы, иначе, как бы вам не хотелось, читать вас будут только случайно.