Увертюра

История термина

Термин «увертюра» утвердился во второй половине XVII века во Франции, но повсеместное распространение получил далеко не сразу. Уже в самых ранних операх присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии; со временем инструментальные эпизоды, вынесенные за рамки спектакля, превратились в относительно развитое и завершённое произведение, предваряющее действие, но первоначально за ним закрепилось название «симфония». В некоторых странах оно сохранялось вплоть до конца XVIII века: ещё В. А. Моцарт в 1791 году называл «симфонией» увертюру к своей «Волшебной флейте».

Определение слова «Увертюра» по БСЭ:

Увертюра (французское ouverture, от лат. apertura — открытие, начало)оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение в сонатной форме.Оперная У. подготавливает слушателя к предстоящему действию. Ранний образец У. — вступление к опере «Орфей» Монтеверди (1607). К концу 17 в. сложились два основных типа У. — французская (ouverture а la Franзaise), состоявшая из медленного вступления, быстрой полифонической части и медленного заключения (Ж. Б. Люлли), и итальянская (sinfonia) — из быстрой, медленной и снова быстрой частей (А. Скарлатти). Оба типа У. сыграли значительную роль в развитии сонатно-симфонического цикла. Большое распространение французская У. получила в Германии, где её помещали в начале сюиты или партиты (1-я часть оркестровых сюит и партиты ре мажор И. С. Баха).Первоначально оперные У. не имели идейно-образных связей с самой оперой. лишь со 2-й половины 18 в. композиторы трактуют У. как симфонический пролог к опере, раскрывающий её (по словам К. В. Глюка, У. должна служить «вступительным обзором содержания»),У. может быть тематически связана с оперой («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки) или обобщённо выражать основной её характер («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини).Виды оперных У.: классическая У. в сонатной форме, иногда с медленным вступлением, утвердившаяся со 2-й половины 18 в. (У. к операм «Альцеста» Глюка, «Дон Жуан» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Князь Игорь» Бородина, «Проданная невеста» Сметаны и мн. др.).прелюдия, интродукция, вступление — небольшие пьесы не в сонатной форме, которые обобщённо раскрывают основную коллизию, идею оперы («Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Хованщина» Мусоргского)или непосредственно вводят в обстановку 1-го акта (симфонические прологи Р. Вагнера). У. в форме попурри — ряда следующих друг за другом музыкальных номеров, зачастую объединённых по принципу контраста или возрастания темпа (оперы Дж. Россини, Л. Обера, а также многие оперетты).Из У. к драматическим пьесам наиболее значительны У. Бетховена к «Эгмонту» Гёте и «Кориолану» Коллина, Балакирева к «Королю Лиру» Шекспира, Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира.В 19 в. видное место в симфонической музыке занимает концертная У. — самостоятельная оркестровая пьеса, большей частью программная («Фингалова пещера», «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, «Римский карнавал» Берлиоза, «Моя родина» Дворжака).Наряду с У. драматическими («Манфред» Шумана, У. — фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского) и пейзажного характера («Осенью» Грига) большое распространение получила торжественная У.(«Академическая» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественная» Глазунова, Глиэра, увертюры Мясковского, «Праздничная» Шостаковича, «Приветственная увертюра» А. И. Хачатуряна и др.). Классический тип У. на народные темы создал М. И. Глинка. Традиции его У.«Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» продолжили М. А. Балакирев в «Увертюре на 3 русские народные песни», С. И. Танеев в «Увертюре на русскую тему» («Про татарский полон») и многие советские композиторы. У. к драматической пьесе и концертная У. явились непосредственными предшественниками симфонической поэмы.Лит.: Асафьев Б., О французской классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн.: Глинка, 2 изд., М. — Л., 1950. его же, Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки, в кн.: Избр. труды, т. 1, М., 1952. Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952, с. 290-95. Попова Т., Увертюра, 2 изд., М., 1960. Riemann Н., Die franzцsische Ouverture zu Anfang des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1899. Botstiber Н., Geschichte der Ouvertьre und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913.И. Э. Манукян.

Увертюра

Увертюра к опере «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини

Watch this video on YouTube

Мы уже писали об этой опере с точки зрения одной из самых красивых женских арий. Россини написал этот музыкальный шедевр за две недели. Как композитор он был настолько востребован, что просто не имел времени на чем-то сосредоточится долго. Именно по этой причине он приделал к своему “Севильскому цирюльнику” увертюру, сочиненную для другой оперы. Но поскольку все, что Россини тогда писал, было гениально, то никто от этой его выходки не оказался в накладе. Эта увертюра — настоящий симфонический шлягер. Слушаем ее в трактовке колумбийского дирижера Андреса Орозко-Эстрада в исполнении автрийского симфонического оркестра Tonkünstler-Orchester Niederösterreich.

Значение слова Увертюра по словарю Брокгауза и Ефрона:

Увертюра (от ouvrir — открывать) — музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы или концерта. Форма У. постепенно и долго развивалась. Старейшая У. относится к1607г. Это — род интродукции, которую Монтеверде приписал к своей опере «Орфей». Отличаясь простейшей формой, эта У. была так коротка, что ее играли три раза подряд. На некоторое развитие формы У

обратил внимание французский композитор Люлли, но его У. не были обширны — так, напр., У

к опере «Армида» (1687) заключала в себе тридцать два такта. Форма так называемой французской У. Люлли состояла из двух частей: Grave и Allegro, преимущественно фугированного. Иногда после Allegro следовало опять Grave. Эта форма перешла в Италию, но при Александре Скарлатти в Италии сложилась форма самостоятельной У., или так называемой симфонии. Она состояла из Allegro, Andante и Allegro (повторение первого). Гендель в своих ораториях расширил формы У., введя в нее три различные темы. Но в некоторых ораториях, как напр. в «Мессии», он придерживался французской формы У., т. е. составляя ее из Grave и следующей за ней фуги в скором темпе. Еще большее внимание обратил на форму У. Глюк. Полного расцвета достигает эта форма при Моцарте и Бетховене, у которых она облекается в ясную форму сонаты или сонатины (см.). Но не всегда они придерживались этих форм в У., напр. У. к опере 4 Волшебная флейта» Моцарта и «Zur Weihe des Hauses» op. 124 Бетховена написаны в форме свободной фуги. У. «Афинские развалины» Бетховена написана в форме рондо. Отступления от установившейся позднейшей формы У. встречаются преимущественно у итальянских композиторов, напр. У. «Вильгельм Телль» Россини состоит из четырех самостоятельных частей (медленной, скорой, медленной и быстрой), которых рисует сюжет оперы, хотя темы не взяты из самой оперы. Многие У. к операм содержат темы, взятые из самих опер, но есть и такие, которые написаны самостоятельно и имеют связь только в смысле настроения. Образцовыми У. могут считаться следующие: к «Дон-Жуану» Моцарта, «Эгмонту» и «Фиделю» Бетховена, «Геновеве» Шумана, к «Руслану», «Жизнь за Царя» Глинки, «Ромео и Джульетта» Чайковского, У. Мендельсона, Вагнера, Рубинштейна, Шуберта и пр. Существуют У. в качестве самостоятельных симфонических произведений — не оперные, а концертные. В них форма шире, в особенности в смысле тематической разработки. Сонатная форма У. отличается от той же формы первой части симфонии тем, что в ней нет повторения первого отдела и что тематическая разработка более сжата. Не следует смешивать У. со вступлением (см.) к опере, так как последняя не имеет установившейся формы. Н. С.

Увертюра к фильму “Дети капитана Гранта”. Исаак Дунаевский

Watch this video on YouTube

Эта увертюра — ярчайший пример того, как саундтрек к фильму может стать классикой, если за дело берется хороший композитор. Исаака Дунаевского слава настигла после выхода на экраны в 1934 году комедии “Веселые ребята”. А в 1936 году состоялась премьера “Дети капитана Гранта” — экранизации популярнейшего в те годы романа французского писателя Жюля Верна.

Дунаевский сочинил для фильма “Песенку о веселом ветре” и “Песню о капитане” (“Жил отважный капитан”). Но главным музыкальным шедевром этого проекта стала симфоническая увертюра к фильму, которую Шостакович назвал “произведением большого накала и темперамента”.

И действительно эта музыка наполнена морским ветром, страстью, мечтами о далеких странствиях, полных приключений и опасностей. Сам Дунаевский считал эту увертюру одним из лучших своих произведений. Слушаем ее в исполнении Оркестра Харьковской филармонии под управлением дирижера Юрия Янко (запись 2015 года). 

Концертная увертюра

Оперные увертюры, которые в то время ещё чаще называли «симфониями», на рубеже XVII и XVIII веков нередко исполнялись и вне музыкального театра, в концертах, что способствовало их превращению, уже в первой трети XVIII века (около 1730 года), в самостоятельный вид оркестровой музыки — симфонию в современном понимании.

Увертюра как жанр симфонической музыки получила распространение в эпоху романтизма и своим возникновением была обязана эволюции оперной увертюры — тенденции насыщения инструментального вступления тематизмом оперы, превращения его в программное симфоническое произведение.

Концертная увертюра — всегда сочинение программное. Ещё на рубеже XVIII и XIX веков появились увертюры прикладного характера — «праздничные», «торжественные», «юбилейные» и «приветственные», приуроченные к конкретному торжеству. В России увертюры Дмитрия Бортнянского, Евстигнея Фомина, Василия Пашкевича, Осипа Козловского стали важнейшим источником симфонической музыки.

В увертюрах прикладного характера использовался простейший — обобщённый, внесюжетный — тип программы, выраженной в названии. Встречался он и во многих сочинениях, не подразумевавших прикладную функцию, — например, в увертюрах Феликса Мендельсона «Гебриды» и «Морская тишь и счастливое плавание», в Трагической увертюре Иоганнеса Брамса, В эпоху романтизма широкое распространение получили симфонические произведения, в том числе и увертюры, с обобщенно-сюжетным и последовательно-сюжетным (отличающимся большей сюжетной конкретизацией) типом программы. Таковы, например, увертюры Гектора Берлиоза («Уэверли», «Король Лир», «Роб Рой» и другие), «Манфред» Роберта Шумана, «1812 год» П. И. Чайковского. В свою «Бурю» Берлиоз включил хор, но здесь, как и в увертюрах-фантазиях Чайковского «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», концертная увертюра уже перерастала в другой любимый романтиками жанр — симфоническую поэму.

В XX веке концертные увертюры сочиняли значительно реже; одна из наиболее известных — Праздничная увертюра Дмитрия Шостаковича.

Концертная увертюра

Оперные увертюры, которые в то время ещё чаще называли «симфониями», на рубеже XVII и XVIII веков нередко исполнялись и вне музыкального театра, в концертах, что способствовало их превращению, уже в первой трети XVIII века (около 1730 года), в самостоятельный вид оркестровой музыки — симфонию в современном понимании.

Увертюра как жанр симфонической музыки получила распространение в эпоху романтизма и своим возникновением была обязана эволюции оперной увертюры — тенденции насыщения инструментального вступления тематизмом оперы, превращения его в программное симфоническое произведение.

Концертная увертюра — всегда сочинение программное. Ещё на рубеже XVIII и XIX веков появились увертюры прикладного характера — «праздничные», «торжественные», «юбилейные» и «приветственные», приуроченные к конкретному торжеству. В России увертюры Дмитрия Бортнянского, Евстигнея Фомина, Василия Пашкевича, Осипа Козловского стали важнейшим источником симфонической музыки.

В увертюрах прикладного характера использовался простейший — обобщённый, внесюжетный — тип программы, выраженной в названии. Встречался он и во многих сочинениях, не подразумевавших прикладную функцию, — например, в увертюрах Феликса Мендельсона «Гебриды» и «Морская тишь и счастливое плавание», в Трагической увертюре Иоганнеса Брамса, В эпоху романтизма широкое распространение получили симфонические произведения, в том числе и увертюры, с обобщенно-сюжетным и последовательно-сюжетным (отличающимся большей сюжетной конкретизацией) типом программы. Таковы, например, увертюры Гектора Берлиоза («Уэверли», «Король Лир», «Роб Рой» и другие), «Манфред» Роберта Шумана, «1812 год» П. И. Чайковского. В свою «Бурю» Берлиоз включил хор, но здесь, как и в увертюрах-фантазиях Чайковского «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», концертная увертюра уже перерастала в другой любимый романтиками жанр — симфоническую поэму.

В XX веке концертные увертюры сочиняли значительно реже; одна из наиболее известных — Праздничная увертюра Дмитрия Шостаковича.

История термина

Термин «увертюра» утвердился во второй половине XVII века во Франции, но повсеместное распространение получил далеко не сразу. Уже в самых ранних операх присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии; со временем инструментальные эпизоды, вынесенные за рамки спектакля, превратились в относительно развитое и завершённое произведение, предваряющее действие, но первоначально за ним закрепилось название «симфония». В некоторых странах оно сохранялось вплоть до конца XVIII века: ещё В. А. Моцарт в 1791 году называл «симфонией» увертюру к своей «Волшебной флейте».

Концертная увертюра

Оперные увертюры, которые в то время ещё чаще называли «симфониями», на рубеже XVII и XVIII веков нередко исполнялись и вне музыкального театра, в концертах, что способствовало их превращению, уже в первой трети XVIII века (около 1730 года), в самостоятельный вид оркестровой музыки — симфонию в современном понимании.

Увертюра как жанр симфонической музыки получила распространение в эпоху романтизма и своим возникновением была обязана эволюции оперной увертюры — тенденции насыщения инструментального вступления тематизмом оперы, превращения его в программное симфоническое произведение.

Концертная увертюра — всегда сочинение программное. Ещё на рубеже XVIII и XIX веков появились увертюры прикладного характера — «праздничные», «торжественные», «юбилейные» и «приветственные», приуроченные к конкретному торжеству. В России увертюры Дмитрия Бортнянского, Евстигнея Фомина, Василия Пашкевича, Осипа Козловского стали важнейшим источником симфонической музыки.

В увертюрах прикладного характера использовался простейший — обобщённый, внесюжетный — тип программы, выраженной в названии. Встречался он и во многих сочинениях, не подразумевавших прикладную функцию, — например, в увертюрах Феликса Мендельсона «Гебриды» и «Морская тишь и счастливое плавание», в Трагической увертюре Иоганнеса Брамса, В эпоху романтизма широкое распространение получили симфонические произведения, в том числе и увертюры, с обобщенно-сюжетным и последовательно-сюжетным (отличающимся большей сюжетной конкретизацией) типом программы. Таковы, например, увертюры Гектора Берлиоза («Уэверли», «Король Лир», «Роб Рой» и другие), «Манфред» Роберта Шумана, «1812 год» П. И. Чайковского. В свою «Бурю» Берлиоз включил хор, но здесь, как и в увертюрах-фантазиях Чайковского «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», концертная увертюра уже перерастала в другой любимый романтиками жанр — симфоническую поэму.

В XX веке концертные увертюры сочиняли значительно реже; одна из наиболее известных — Праздничная увертюра Дмитрия Шостаковича.

Концертная увертюра

Оперные увертюры, которые в то время ещё чаще называли «симфониями», на рубеже XVII и XVIII веков нередко исполнялись и вне музыкального театра, в концертах, что способствовало их превращению, уже в первой трети XVIII века (около 1730 года), в самостоятельный вид оркестровой музыки — симфонию в современном понимании.

Увертюра как жанр симфонической музыки получила распространение в эпоху романтизма и своим возникновением была обязана эволюции оперной увертюры — тенденции насыщения инструментального вступления тематизмом оперы, превращения его в программное симфоническое произведение.

Концертная увертюра — всегда сочинение программное. Ещё на рубеже XVIII и XIX веков появились увертюры прикладного характера — «праздничные», «торжественные», «юбилейные» и «приветственные», приуроченные к конкретному торжеству. В России увертюры Дмитрия Бортнянского, Евстигнея Фомина, Василия Пашкевича, Осипа Козловского стали важнейшим источником симфонической музыки.

В увертюрах прикладного характера использовался простейший — обобщённый, внесюжетный — тип программы, выраженной в названии. Встречался он и во многих сочинениях, не подразумевавших прикладную функцию, — например, в увертюрах Феликса Мендельсона «Гебриды» и «Морская тишь и счастливое плавание», в Трагической увертюре Иоганнеса Брамса, В эпоху романтизма широкое распространение получили симфонические произведения, в том числе и увертюры, с обобщенно-сюжетным и последовательно-сюжетным (отличающимся большей сюжетной конкретизацией) типом программы. Таковы, например, увертюры Гектора Берлиоза («Уэверли», «Король Лир», «Роб Рой» и другие), «Манфред» Роберта Шумана, «1812 год» П. И. Чайковского. В свою «Бурю» Берлиоз включил хор, но здесь, как и в увертюрах-фантазиях Чайковского «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», концертная увертюра уже перерастала в другой любимый романтиками жанр — симфоническую поэму.

В XX веке концертные увертюры сочиняли значительно реже; одна из наиболее известных — Праздничная увертюра Дмитрия Шостаковича.

История термина

Термин «увертюра» утвердился во второй половине XVII века во Франции, но повсеместное распространение получил далеко не сразу. Уже в самых ранних операх присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии; со временем инструментальные эпизоды, вынесенные за рамки спектакля, превратились в относительно развитое и завершённое произведение, предваряющее действие, но первоначально за ним закрепилось название «симфония». В некоторых странах оно сохранялось вплоть до конца XVIII века: ещё В. А. Моцарт в 1791 году называл «симфонией» увертюру к своей «Волшебной флейте».

Русские народные сказки на букву Ч

Увертюра

Что на свете не бывает

Сказка про то, когда не знаешь куда денег девать, если ты барин пребогатый. Гостей каждый день потчевал, решил их повеселить, над глупым-мужиком покуражиться. Вопрос каверзный задал. Что не бывает на свете? Деньги обещал, за верный ответ. Мужик умно отвечал, на удивление барину, но он дольше хотел над ним потешаться, не соглашался, что тот мудро толкует. Но обдурил его мужичок, пришлось барину с ним расплатиться

Остальные народные сказки на букву Ч

  • Чего на свете не бывает
  • Чернушка
  • Черт – заимодавец
  • Черт и мужик
  • Чивы, чивы, чивычок…
  • Чистота, благодать и красота
  • Что дальше слышно
  • Что на базар везешь?
  • Чудесная рубашка

Увертюра к опере “Волшебная флейта” В.А. Моцарта

Watch this video on YouTube

Самой хитовой увертюрой Моцарта была конечно же та, что предваряла «Свадьбу Фигаро». Но поскольку почти на эту же тему чуть выше ярко высказался Россини, — речь о его “Севильском цирюльнике”, — мы предлагаем послушать увертюру к удивительной и сказочной, полной экзотических чудес опере “Волшебная флейта”. Возможно послушав эту увертюру, вам захочется услышать и саму оперу — она потрясающий десерт для любого уха. 

Чайковский об этой увертюре сказал: “Это одно из никогда не увядающих чудес искусства, в котором гениальный мастер из ничтожного материала строит роскошно красивое, совершенное по форме и неиссякаемо богатое в отношении деталей музыкальное здание”. Вот так отзывался гений о гении. 

Премьера оперы состоялась в сентябре 1791 года. За дирижерским пультом стоял сам Моцарт. Слушаем, как исполняет увертюру Венский филармонический оркестр под управлением дирижера Риккардо Мути ( запись с Зальцбургского оперного фестиваля 2006 года).  

Увертюра оперы “Руслан и Людмила”. Михаил Глинка

Watch this video on YouTube

Эту увертюру критики называют самым оптимистичным произведением русской музыки, а мы добавим, и самым сказочным. Каждая последующая тема из нее узнается всеми, видимо записаны у народа на подкорке благодаря музыкальным школам. Глинка мечтал создавать оперу вместе с автором поэмы — Александром Сергеевичем Пушкиным. Но тот погиб на дуэли и пришлось композитору привлекать к созданию либретто других авторов. При этом он максимально сохранил в опере авторский текст. 

Глинка заложил в свой 5-актный сказочный шедевр идею торжества светлых сил. Она раскрывается с самого начала в увертюре оперы за счет того, что в ней использована ликующая музыка финала истории. Положительному и оптимистичному в увертюре логично противопоставляются образы “злой фантастики” — темы темных сил ( той же “гаммы” Черномора). Но в финале добро все равно побеждает.

Слушаем увертюру в исполнении оркестра Мариинского театра. Дирижер Валерий Гергиев. 

Увертюра “Эгмонт” Людвиг ван Бетховен

Watch this video on YouTube

Увертюра “Эгмонт” является одним из самых популярных произведений Бетховена его, так называемого, «героического» творческого периода. Композитор написал ее вместе с несколькими музыкальными номерами специально для постановки трагедии Гете “Эгмонт” в Венском Придворном театре. 

В трагедии Гете, опубликованной в 1788 году речь идет об исторических событиях, происходивших в нидерладской Фландрии, боровшейся против власти испанской короны, когда в 1568 году граф Эгмонт был вероломно убит испанским наместником герцогом Альба. Постановка трагедии в столице Австрии в 1810 году была подсказана актуальными событиями: в начале мая 1809 года французская армия, возглавляемая Наполеоном, приближалась к Вене. Императорская семья и двор покинули город, и 12 мая, после двухдневной осады, столица Австрийской империи капитулировала.

Бетховен оказался в эпицентре этих событий, однако в отличие от австрийской богемы, бежать ему из Вены было некуда. Ощущения того трагического момента вылились в музыку. У увертюры мрачное вступление, создающее устрашающую картину испанского насилия над народом покоренных Нидерландов. Тема графа Эгмонта, героя, противостоящего завоевателям и приговоренного за это к смерти — быстрая, порывистая и мятущаяся. И завершает увертюру эффектная и оптимистичная “Победная симфония”.  

Увертюра стала настоящим хитом. Нотные магазины того времени хорошо заработали на продаже партитур, где этот концертный номер был  переложен для самых разнообразных составов оркестра или инструментов.

Слушаем увертюру “Эгмонта” в исполнении японского симфонический оркестра Saito Kinen Orchestra (запись 1996 года).