Программная музыка

История

Как считают музыковеды, программная музыка существовала уже в Древней Греции: согласно одному из дошедших до нас сообщений, в 586 году до н. э. на Пифийских играх в Дельфах авлетист по имени Сакао исполнял пьесу Тимосфена, изображавшую битву Аполлона с драконом.

В Новое время программная музыка спорадически встречалась в творчестве композиторов XVI—XVIII веков. В инструментальной музыке эпохи барокко программность встречается в сочинениях Карло Фарина, автора знаменитого ныне «Причудливого каприччио» (Дрезден, 1627). Особенное пристрастие к программам питал Г. фон Бибер, которому принадлежат известная соната «Битва» (итал. Sonata la Battaglia, ) и 16 мистерий-сонат, последовательно изображающих жизненный путь Девы Марии. Программным сочинением является и «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха.

Композиторы классического периода реже обращались к программным сочинениям, хотя известен ряд классических симфоний, программа которых выражена в названии: например, симфонии № 6 («Утро»), № 7 («Полдень»), № 8 («Вечер») и № 45 («Прощальная») у Й. Гайдна, «Пасторальная» симфония у Л. ван Бетховена. Начало программной симфонии фактически положил более близкий по стилю к ранней венской школе Карл Диттерсдорф — своими 12 симфониями по «Метаморфозам» Овидия.

Настоящий расцвет программная музыка переживала в эпоху романтизма, как в камерных жанрах, так и в симфонической музыке, прежде всего в творчестве Гектора Берлиоза и Ференца Листа, разрабатывавшего особый программный жанр симфонической поэмы.

Интересна также программность в музыке Скрябина, где в нотах часто встречаются различные ремарки, например, комментирующие музыку («появление ужаса», «крыло, завихрение» (Шестая соната)), или поясняющие ее содержание («с томной грацией», «со скорбной грацией» (Два танца op.73)).

Популярная музыка как программная

Термин «программная музыка» обычно не используется в отношении популярной музыки , хотя у некоторой популярной музыки действительно есть аспекты, общие с программной музыкой. Традиция чисто оркестровой программной музыки продолжается в произведениях для джазового оркестра , особенно в нескольких произведениях Дюка Эллингтона . Инструментальные части в популярной музыке часто имеют описательный заголовок , который предполагает , что они могут быть отнесены к категории программной музыки, а также несколько инструментальных альбомов полностью посвящен какой — то программной идеи (например, Китай по Vangelis или Песен Дальней Земли по Mike Oldfield ). Некоторые жанры популярной музыки чаще других включают программные элементы; Сюда входят эмбиент , нью-эйдж , космическая музыка , серф-рок , блэк-метал , джаз-фьюжн , прогрессив-рок , арт-рок и различные жанры техно- музыки. В Bluegrass есть по крайней мере один выдающийся фрагмент программной музыки под названием Orange Blossom Special.

Группы прогрессивного рока и музыканты в течение 1970-х, в частности, экспериментировали с программной музыкой, среди которых была « Лестница Иакова » Раша (1980), в которой явно прослеживается влияние Ма властиСметаны («Моя родина») (1874–1879). Кроме того, песни Раша « Xanadu », «La Villa Strangiato», «Red Barchetta» и «YYZ» также демонстрируют свой экспериментальный подход к программной музыке, как и части « », особенно сцена открытия.

Романтическая эпоха

Программная музыка особенно процветала в эпоху романтизма . Поскольку он может вызвать у слушателя определенный опыт, отличный от сидения перед музыкантом или музыкантами, он связан с чисто романтической идеей Gesamtkunstwerk, описывающей оперы Вагнера как слияние многих искусств (сценография, хореография, поэзия и т. на), хотя он полагается исключительно на музыкальные аспекты для иллюстрации многогранной художественной концепции, такой как стихотворение или картина. Композиторы считали, что динамика звука, которая стала возможной в романтическом оркестре той эпохи, позволила им сосредоточиться на эмоциях и других нематериальных аспектах жизни гораздо больше, чем в эпоху барокко или классицизма .

Людвиг ван Бетховен испытывал определенное нежелание писать программную музыку и сказал о своей Симфонии № 6 ( Пастораль ) 1808 года, что «все произведение можно воспринимать без описания — это скорее выражение чувств, чем тональная живопись» ( г.). Тем не менее, в работе явно присутствуют изображения птичьих криков, журчащего ручья, шторма и так далее. Позже Бетховен вернулся к программной музыке со своей фортепианной сонатой соч. 81а , Les Adieux , на котором изображен отъезд и возвращение его близкого друга эрцгерцога Рудольфа .

Гектор Берлиоз «s Фантастическую симфонию был музыкальный рассказ о гиперболической эмоциональной истории любви, главной темой является актриса , с которой он был влюблен в то время. Ференц Лист действительно предоставил явные программы для многих своих фортепианных пьес, и он также был изобретателем термина « симфоническая поэма» . В 1874 году Модест Мусоргский написал для фортепиано серию пьес, в которых он увидел галерею из десяти картин и рисунков своего друга в « Картинках с выставки» , позже оркестрованных многими композиторами, включая Мориса Равеля . Французский композитор Камиль Сен-Санс написал множество коротких программных музыкальных произведений, которые он назвал « Тональные стихи» . Его самые известные, вероятно, Danse Macabre и несколько движений из Карнавала животных . Композитор Поль Дюкас , пожалуй, наиболее известен своей тональной поэмой «Ученик чародея» , основанной на сказке Гете .

Возможно, самым искусным в музыкальном изображении в своей программной музыке был немецкий композитор Рихард Штраус . Его симфонические стихи включают « Смерть и Преображение» (изображающие умирающего человека и его попадание в рай), « Дон Хуан» (на основе древней легенды о Дон Жуане ), «Веселые шалости Тилля Уленшпигеля» (основанные на эпизодах карьеры легендарного немецкого деятеля Тилля Уленшпигеля. ), Дон Кихот (изображает эпизоды из жизни персонажа Мигеля де Сервантеса , Дон Кихота ), Жизнь героя (изображает эпизоды из жизни безымянного героя, который часто принимается за самого Штрауса) и Домашняя симфония (изображает эпизоды в собственная семейная жизнь композитора, включая укладывание ребенка в постель). Сообщается, что Штраус сказал, что музыка может описать все, даже чайную ложку ( ) .
ошибка harv: цель отсутствует: CITEREFGifford2012 ( справка )

Другой композитор программной музыки — Николай Римский-Корсаков , чьи красочные «музыкальные картины» включают «Садко», соч. 5, по русской Былине, о менестреле, который поет морскому царю, знаменитая « Шахерезада », соч. 35, после развлечений «Арабских ночей» (где героиня изображена на скрипке и чьи рассказы включают «Синдбад-мореплаватель») и любого количества оркестровых сюит из его опер, в том числе «Сказания о царе Салтане» (в которой также есть « Полет моряка»). Шмель »), « Золотой петушок »Сочельник » , « Снегурочка » , « Сказание о невидимом граде Китеже » .

В Скандинавии Сибелиус исследовал легенду « Калевалы» в нескольких стихотворениях, наиболее известной из которых является «Лебедь Туонелы» .

Одна из самых известных программ, потому что она никогда не была окончательно определена, является секретом немузыкальное идея или тема — «Энигма» — что лежит в основе Эдвард Элгар «s Вариации на оригинальную тему (Энигма) из 1899. композитора раскрыто это определенным друзьям, но по его просьбе они никогда не обнародовали.

Определение «Программная Музыка» по БСЭ:

Программная музыка — род инструментальной музыки. музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней . Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор(«Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение («Макбет» Р. Штрауса — симфоническая поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова по одноименной сказке Сенковского),реже — вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой. этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки. придать её музыкальному произведению может только его автор. В П. м. широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.Простейший вид П. м. — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).В П. м. используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип Монотематизма, выдвинутый Ф. Листом. принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), который одним из первых применил Г. Берлиоз. объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы.Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.П. м. известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. — клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном —«Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др. Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков —«Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К Божественной комедии Данте», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа. Крупный вклад в П. м. внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина«Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра«Франческа да Римини» Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов — Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952. Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952. Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271-349. Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963. KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910. Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik,«Beitrдge zur Misik-wissenschaft», 1, 1959. Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969.Ю. Н. Хохлов.

Программная музыка

Определение

Композиторы и некоторые теоретики утверждают, что действительно не существует такой вещи, как истинная «абсолютная ( ars gratia artis ) музыка», и что музыка всегда, по крайней мере, вызывает или вызывает эмоции. В то время как непрофессиональные слушатели часто заявляют, что музыка имеет значение (для них), «новые» музыковеды , такие как Сьюзан , утверждают, что так называемые «абстрактные» техники и структуры на самом деле имеют высокую политическую и социальную подоплеку, а именно: даже гендерный. Это может быть связано с более общим аргументом против абстракции, таким как аргумент Марка Джонсона о том, что «необходимо … для абстрактного значения … иметь телесную основу» ( ,). Однако более конкретное определение абсолютной музыки: музыка, написанная без программного намерения или повествования.

Более традиционные слушатели часто резко отвергают эти взгляды, утверждая, что музыка может быть значимой, а также глубоко эмоциональной, но в то же время посвященной самой себе (ноты, темы, ключи и т. Д.) И без какой-либо связи с политическими и социальными конфликтами наши дни, но сознательно связаны с немузыкальными идеями, образами или событиями (стихами, произведениями искусства и т. д.)

Барокко и классика

В эпоху барокко, Вивальди «s Времена года имеет поэтические надписи на счете , относящиеся к каждому из сезонов, вызывание весна, лето, осень и зима. В то время как многие кантаты И.С. Баха содержат программные элементы, примером прямой программной музыки является его Каприччио на отъезд любимого брата , BWV 992.

В классическую эпоху программная музыка писалась, пожалуй, реже . В то время, возможно, больше, чем в любом другом, музыка достигла драматизма за счет собственных внутренних ресурсов, особенно в произведениях, написанных в форме сонаты . Однако считается, что некоторые из ранних симфоний Йозефа Гайдна могут быть программной музыкой; например, композитор однажды сказал, что одна из его ранних симфоний представляет собой «диалог между Богом и грешником». Неизвестно, о какой из своих симфоний имел в виду Гайдн. Его Симфония № 8 также включает в себя движение под названием «La tempesta», которое представляет бурю. Незначительный композитор классической эпохи Карл Диттерс фон Диттерсдорф написал серию симфоний, основанных на « Метаморфозах » Овидия (не путать с « Шесть метаморфоз после Овидия» композитора двадцатого века Бенджамина Бриттена ).

Виды программ

Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается. Возможны, однако, и более развёрнутые программы: например, Антонио Вивальди каждому из четырёх концертов для скрипки с оркестром «Времена года» предпослал посвящённый этому же времени года сонет.

Музыковеды различают несколько типов программ: обобщённый (внесюжетный) — таковы, например, «Пасторальная симфония» Л. Бетховена, «Итальянская» и «Шотландская» симфонии Ф. Мендельсона, «Рейнская» Р. Шумана или «Сады под дождём» К. Дебюсси; обобщённо-сюжетный тип — например, «Ромео и Джульетта» П. Чайковского; повествовательно-картинный, как, например, «Садко» Н. Римского-Корсакова; и, наконец, последовательно-сюжетный, отличающийся большей сюжетной конкретизацией, — таковы «Фантастическая симфония» и «Ромео и Джульетта» Г. Берлиоза, симфония «Манфред» П. Чайковского, «Дон Кихот» Р. Штрауса.

Определение

Программность как явление непосредственно связана со спецификой музыки: наиболее абстрактное из искусств, музыка обладает важными преимуществами в передаче эмоциональных состояний и настроений, но не может своими собственными средствами точно обозначить, что именно порождает эти настроения, — понятийная, предметная конкретность ей неподвластна. Функция программы в музыке, как пишет О. Соколов, — восполняюще-конкретизирующая: «В лучших произведениях этого рода программа и музыка эстетически идеально дополняют друг друга: первая указывает на объект, вторая же выражает авторское отношение к нему, которое лучше всего и поддается именно музыкальному выражению».

Вывод

Программность обогащает музыку новыми выразительными средствами, помогает в поиске новых форм произведения, дифференцирует жанры. Если композитор обращается к программе в своём сочинении, это сближает его слушателя с действительностью, одухотворяет быт, способствует постижению глубинных духовных начал. Однако, если программность довлеет над остальными задачами, то восприятие музыки заметно снижается, то есть слушателю необходим простор для собственного творческого восприятия.

Поэтому многие композиторы от программности пытались отказываться (в том числе Малер, Чайковский, Штруаус и другие), но, несмотря на это, полностью непрограммной музыки ни у одного из них не получилось. Единство музыки и конкретики её содержания никогда не является нерасторжимым и абсолютным. И чем более обобщённо отражается содержание, тем лучше для слушателя. Что такое программная музыка – станет понятно по малейшим штрихам развития музыкальной мысли: имеющий уши, так сказать, услышит, несмотря на то что единое определение и даже одинаковое понимание этого явления в музыке в среде музыкальных теоретиков пока не появилось.