Развитие идей правового государства в россии

Развитие идеи правового государства

Всю историю развития идеи правового государства можно хронологически разделить на ряд периодов:

  • Античный период;
  • Эпоха возрождения;
  • Создание концепции правового государства, которая имеет хронологические рамки с 18 по 20 век включительно;
  • Современные исследования в области развития теории правового государства, с начала 21 века по сегодняшний день.

Впервые идеи создания правового государства зародились в античности. В этот период времени государство рассматривают как организацию, которая основана на законе и осуществляет функции публично-властной силы. Таким образом, такое понимание государства является прототипом правового государства. Знаменитые античные деятели как Цицерон, Аристотель, Сократ и многие другие рассматривали понятия права и государственной власти во взаимосвязи. Связь этих двух понятий, по мнению обозначенных мыслителей, могла привести к гармоничному функционированию общества. Они полагали, что наиболее разумной и справедливой будет модель отношений, при котором, закон будет одинаково обязателен для всех граждан государства и для самого государства.

Аристотель считал необходимым при государственном построении применения принципа разделения властей на три основных составляющих: законодательную власть, судебную и исполнительную.

Исследователи-гуманисты развили идеи мыслителей античности, касающиеся правового государства

Активно развивались идеи прав и свобод личности, прорабатывались вопросы разделения властей, особое внимание уделялось независимости судебной системы. Исследования Б.Спинозы, Дж

Локка, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля и многих других позволили в 19 веке ввести в научный оборот новый термин «правовое государство». Впервые его использовал в своих научных трудах К.Т. Волькнер.

Таким образом, концепция правового государства, которая сложилась в 18-20 веках, включает в себя несколько основных составляющих элементов:

  • Господство права, то есть, в рамках существования правового государства подчиняются нормам права все физические/юридические лица, которые находятся на территории данного государства и его подданные, а так же само государство им его аппарат.
  • Господство/верховенство закона, то есть, законы призваны регулировать наиболее важные стороны общественных отношений, обладая наибольшей юридической силой, чем, например, подзаконные акты.
  • Принцип разделения властей, который подразумевает разделение полномочий и компетенций между несколькими ветвями власти. В рамках существования правового государства наиболее ванной является независимость судебной ветви власти, которая осуществляет основные функции по поддержанию верховенства закона, обеспечение основных прав и свобод.
  • Широкий круг прав и свобод человека и гражданина, которые не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются и гарантируются.
  • Взаимная ответственность государства и отдельных граждан, которая предполагает, что ответственность и наказание за совершение правонарушений сможет нести как гражданин, так и государство и его органы и представители.

Средневековые концепции

Средневековая политико-правовая мысль во многом зависела от церковных догматов, но некоторые философы сыграли важную связующую роль между идеями античных авторов и учениями Нового времени.

Известный теолог Фома Аквинский(1225-1274 гг.) переосмыслил политико-правовые постулаты Аристотеля с христианских позиций. Он говорил об уважении к человеку, поскольку он был создан по образу и подобию Творца. Это положение о достоинстве личности было одним из первых заявлений о необходимости соблюдать естественные права человека.

Исходя из этого, Фома Аквинский был уверен, что государство должно обеспечивать людям достойные условия жизни. Мыслитель заявлял о необходимости ограничить абсолютную власть монарха сословно-представительным органом власти.

Философ Марсилий Падуанский (1275-1343 гг.) продвинулся дальше своего коллеги-богослова в определении идеи правового государства. Он говорил о суверенитете народа как источнике и основе всякой власти. Правда, речь шла только о просвещенной части общества.

В труде «Защитник мира» Марсилий Падуанский обосновал концепцию разделения законодательной и исполнительной ветвей власти. Причем, мыслитель считал, что полномочия представительного органа должны превалировать над влиянием административного аппарата. А выдвинутый им принцип выборности всех должностных лиц государства, включая монарха, был революционным для той эпохи.

Средние века

В эпоху самодержавия наблюдался произвол в различных сферах. В то же время в правосудии шло стремление к установлению справедливости. Закон был тесно связан с церковными канонами, которые приобрели важную роль. Он определялся как предел, который лицо не могло перешагнуть, иначе оно несло за это наказание. Важную роль также играл обычай. Особый произвол на Руси наблюдался при Иване Грозном, который создал опричинину.

Важным актом стало Соборное уложение, которое было создано при Алексее Михайловичем (1649 г.), которое стало кодифицированным актом из указов царя и боярских приговоров.

Петр I выступал за реформирование действующего законодательства по типу европейского, в результате чего из Европы было привнесено множество правовых идей. Монарх определялся как отец народа. Устанавливался четкий правовой порядок, который ограничивал волю и произвол субъектов управления.

Лишь после расширения законодательных функций Сената в 1802 г. была определена четкая законодательная схема, разработано понятие законов, уставов, учреждений.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

  • Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

  • Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

  • Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

  • Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

  • Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Россия — правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», — признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

В связи с этим в международных рейтингах «законности» Россия обычно находится в нижней части списков. В рейтинге верховенства права за 2019 год РФ заняла 88-е место из 126 — между Эквадором и Ливаном.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», — указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», — объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.Правильный ответ: 1345

Задание 2Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.1) Пра­во­вое го­су­дар­ство — это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан. 2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.Правильный ответ: 124

Задание 3Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ГОСУДАРСТВА

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.Правильный ответ:Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.Два других принципа правового государства:1. Верховенство права.2. Приоритет прав и свобод личности.

Античные мыслители

Идея государственной власти, осуществляющей справедливую и мудрую политику во благо народа, возникла еще в глубокой древности.

Афинский реформатор Солон (около 638-559 гг. до н.э.), являвшийся одним из основоположников демократии, призывал к поиску компромисса между интересами различных слоев общества. Он считал, что достижение гражданского согласия возможно, только если сила сочетается с правом. А любые общественные преобразования следует проводить исключительно на основе закона.

В присяге, которую торжественно давали достигшие 18-летия жители Афин, содержалась клятва неукоснительно выполнять все решения властей и защищать законный порядок, установленный в этом демократическом городе-государстве.

В VI-V веках до н.э. о необходимости осуществлять политико-правовое управление на философских основах заявлял Пифагор и его последователи. Затем идею единства государства и закона развивал Гераклит. Он говорил, что «народ должен сражаться за закон, как за свои стены».

Общеизвестное положение софиста Протагора, что мерой всех вещей является человек, означало приоритет интересов конкретной личности над органами власти.

Великий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обосновал концепцию правления разумных законов с точки зрения естественных прав человека. Он считал логичными лишь те формы государственного строя, которые действуют на благо общества в целом, и называл серьезной ошибкой стремление правителей только к личному процветанию. Философ определял государство, как форму общения и взаимодействия свободных людей.

Идеальной формой правления Аристотель называл власть среднего класса, означающую умеренность в нравах и достаток, а не богатство.
«Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь наилучший государственный строй», — писал мыслитель. По его мнению, именно представительство среднего класса в органах власти позволяет избежать политических и социальных потрясений. А верховная власть должна принадлежать большинству.

Древнеримский философ и общественный деятель Цицерон развил и углубил правовой подход к осуществлению государственной власти, предложенный греческими мыслителями. Он первым сформулировал важнейший принцип: «Под действие закона должны подпадать все».
Правовое равенство граждан возможно только при смешанной форме государства, сочетающей в себе элементы аристократии, царского правления и демократии. Цицерон предупреждал об опасности доминирования какой-либо одной формы правления и ратовал за их равновесие, достижимое с помощью равномерного распределения обязанностей и полномочий.

Философ связывал достижение общественного блага с политической активностью и правовой грамотностью населения.
Вообще, именно древнеримские юристы в своей практике разделили право на частное и публичное. Это способствовало пониманию государства как субъекта публичного права.

Развитие идей правового государства в россииРисунок 1.

Политико-правовая философия в Российской империи

Наряду с политико-правовыми идеями, утверждавшими ценность самодержавия, в России XIX века постепенно приобретали общественное значение и демократические воззрения. Конечно, о необходимости построения правового государства еще не приходилось говорить, но неукоснительное соблюдение законов всеми гражданами и органами государственной власти не ставилась под сомнение.

Формирование идей правового государства в Российской империи характеризовалось следующими особенностями:

  1. сильное влияние западных демократических учений;
  2. явное или скрытое противостояние идеалам просвещенной монархии;
  3. дискуссии о первичности и соотношении понятий «государство» и «право».

Рассмотрим каждый из этих аспектов подобнее.

1) Огромное влияние на российскую политическую мысль того времени оказали идеи мыслителей Европы: Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха, Локка и Монтескье. Все они в той или иной форме отстаивали демократические взгляды, утверждали верховенство нравственно-правовых норм над волей правителей и государственных органов.

Отклик в умонастроениях российской интеллигенции нашли и утверждения других западных авторов. Например, многие согласились с заявлением А. Ленинга, что в государстве, власть которого не ограничена законом, не может быть свободных граждан, а есть только рабы.

Мнение К. Штаммлера, считавшего законы обязательными для соблюдения не только гражданами, но и представителями власти, также поддержало большинство российских философов и ученых-правоведов. Западный автор писал, что если «власть, установившая правило, не считает нужным его соблюдать, а действует по своему усмотрению, то в таком случае право сменяется произволом».

2) Большинство просвещенных людей, живших в России XIX века, полагали монархию наилучшей формой управления государством. Они говорили о необходимости укрепления и совершенствования самодержавия.

Пример 1

Например, известный историк Н. Карамзин писал о том, что наша страна всегда страдала от разновластия, а спасалась победами и единоначалием. Власть монарха должна стоять превыше закона и не может быть ничем ограничена. Принятие конституции ученый считал делом бессмысленным, потому что никто не посмеет противостоять царской воле. Историк утверждал, что «всякое русское сердце содрогнется от сей ужасной мысли».

Но во второй половине XIX века все большую популярность стали набирать демократические воззрения, хотя они еще не могли поспорить с идеалом просвещенного абсолютизма, доминировавшим тогда в общественном сознании.

3) На рубеже XIX-XX веков развитие идей правового государства в России было сопряжено с бурными академическими дискуссиями о соотношении таких понятий, как «государство» и «право» на самой первой стадии их возникновения.

Сторонники теории, что государство исторически предшествует праву, определяли закон как требование государства. Они считали власть правителя первичной, а право – вторичным явлением.

Их противники утверждали, что сама по себе государственная власть имеет правовой характер. В ее основе лежит не факт, а закон. Он важнее воли правителей, изначально должен ограничивать и сдерживать власть монарха.

Большинство российских ученых-юристов поддержали теорию первенства закона над государственной властью. Это вылилось в критику принципов действовавшего в России чрезвычайно-указного права, которое наделяло монарха полномочиями по отмене тех или иных законов в случае необходимости. Отказ от идеи чрезвычайно-указного права и утверждение верховенства законов явил собой начало становления в России идей правового государства.

Российские ученые уделили большое внимание рассмотрению таких вопросов, как права человека, суверенитет народа, принцип разделения властей, ограничение полномочий монарха, развитие гражданского общества и совершенствование законодательной базы. Пример 2

Пример 2

Например, И. Михайловский писал, что предпринимаемые органами государственной власти меры по поддержанию правопорядка «ни на волос не должны выходить из границ строгой законности». При этом поводом для применения силы против преступников должна быть исключительно защита юридических норм.